Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ'

ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1872
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИЗОЛЯЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радина Надежда Константиновна, Балакина Юлия Владимировна

Обзор результатов научных исследований влияния пандемии COVID-19 на системы образования и их реакции на карантинный режим деятельности осуществлен в сопоставлении с данными международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторинги систем образования. Международные организации констатируют нарушение традиционного протекания образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения в условиях пандемии. В научных исследованиях анализируются доступность онлайн-образования, альтернативные средства дистанционного обучения, а также влияние пандемии на состояние университетов: финансовые трудности, ограничивающие возможности нового строительства, оказания социальной помощи студентам и выделения стипендий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, организации исследований. Условия пандемии обострили внимание к теме неравенства в образовании, усилившегося с вынужденным переходом на онлайн-обучение. В частности, исследователи анализируют положение наиболее уязвимых групп учащихся, таких как дети из семей с низкими доходами, из семей мигрантов, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее мощный поток исследовательских работ среди обусловленных «пандемической реальностью» составляют проекты, направленные на изучение цифровизации образования. В ряде публикаций обсуждается не просто переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот, позволяющий использовать уникальные возможности цифровых технологий, что особенно важно при обучении студентов медицинских специальностей. Особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID-19 являются теоретические поиски. Изучение произошедших изменений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радина Надежда Константиновна, Балакина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES FOR EDUCATION DURING THE PANDEMIC: AN OVERVIEW OF LITERATURE

This article overviews studies exploring the COVID-19 pandemic's impact on education systems and their responses to lockdown restrictions, comparing available findings with international statistics based on continuous education system monitoring. Global organizations acknowledge disruption of classical educational processes and emergency transition to distance learning during the pandemic. Scientific literature examines accessibility of online education, alternative forms of distance learning, and the pandemic-induced financial constraints on universities inhibiting new construction, social support for students, scholarship application, professional development of faculty members, and research growth. The pandemic illuminated the issue of inequality in education, which worsened as a result of emergency transition to online studies. In particular, researchers focus on the most vulnerable groups of students, such as children from low-income families, children from migrant backgrounds, and students with disabilities. Projects aimed at studying the digitalization of education account for the biggest chunk of research inspired by the new pandemic reality. A number of studies discuss not just a formal transition to distance learning but a major technological turn that allows using the unique opportunities provided by digital technologies, which is especially important when teaching medical students. Theoretical inquiry is a distinctive feature of scientific discourse, as compared to the discourse of international expert and analytical reports on the problems of education in the context of the COVID-19 pandemic. Research on changes to the learning process makes it possible to reconstruct the direct and indirect, as well as latent, threats of the pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ»

Вызовы образованию в условиях пандемии

Обзор исследований

Н. К. Радина, Ю. В. Балакина

Радина Надежда Константиновна — доктор политических наук, кандидат психологических наук, профессор департамента социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: rasv@yandex. ru (контактное лицо для переписки)

Балакина Юлия Владимировна — PhD, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: julianaumova@gmail.com Адрес: 603155, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12.

Аннотация Обзор результатов научных исследований влияния пандемии COVID-19 на системы образования и их реакции на карантинный режим деятельности осуществлен в сопоставлении с данными международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторинги систем образования. Международные организации констатируют нарушение традиционного протекания образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения в условиях пандемии. В научных исследованиях анализируются доступность онлайн-образования, альтернативные средства дистанционного обучения, а также влияние пандемии на состояние университетов: финансовые трудности, ограничивающие возможности нового строительства, оказания социальной помощи студентам и выделения стипендий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, организации исследований. Условия пандемии обострили внимание к теме неравенства в образовании, усилившегося с вынужденным переходом на он-лайн-обучение. В частности, исследователи анализируют положение наиболее уязвимых групп учащихся, таких как дети из семей с низкими доходами, из семей мигрантов, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее мощный поток исследовательских работ среди обусловленных «пандемической реальностью» составляют проекты, направленные на изучение цифро-визации образования. В ряде публикаций обсуждается не просто переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот, позволяющий использовать уникальные возможности цифровых технологий, что особенно важно при обучении студентов медицинских специальностей. Особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID-19 являются теоретические поиски. Изучение произошедших изменений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии.

Ключевые слова пандемия, COVID-19, онлайн-образование, дистанционное обучение, изоляция, неравенство в образовании, обучение врачей.

Для цитирования Радина Н. К., Балакина Ю. В. (2021) Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 178-194. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

Статья поступила в редакцию в октябре 2020 г.

Challenges for Education during the Pandemic: An Overview of Literature

N. K. Radina, Ju. V. Balakina

Nadezhda Radina, Doctor of Sciences in Political Institutes, Processes and Technologies, Candidate of Sciences in Pedagogical Psychology, Professor, Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics. E-mail: rasv@ yandex.ru (Corresponding author)

Julia Balakina, PhD, Associate Professor, Department of Literature and Intercultural Communication, National Research University Higher School of Economics. E-mail: julianaumova@gmail.com

Address: 25/12 Bolshaya Pecherskaya Str., 603155 Nizhny Novgorod, Russian Federation.

Abstract This article overviews studies exploring the COVID-19 pandemic's impact on education systems and their responses to lockdown restrictions, comparing available findings with international statistics based on continuous education system monitoring. Global organizations acknowledge disruption of classical educational processes and emergency transition to distance learning during the pandemic. Scientific literature examines accessibility of online education, alternative forms of distance learning, and the pandemic-induced financial constraints on universities inhibiting new construction, social support for students, scholarship application, professional development of faculty members, and research growth. The pandemic illuminated the issue of inequality in education, which worsened as a result of emergency transition to online studies. In particular, researchers focus on the most vulnerable groups of students, such as children from low-income families, children from migrant backgrounds, and students with disabilities.

Projects aimed at studying the digitalization of education account for the biggest chunk of research inspired by the new pandemic reality. A number of studies discuss not just a formal transition to distance learning but a major technological turn that allows using the unique opportunities provided by digital technologies, which is especially important when teaching medical students.

Theoretical inquiry is a distinctive feature of scientific discourse, as compared to the discourse of international expert and analytical reports on the problems of education in the context of the COVID-19 pandemic. Research on changes to the learning process makes it possible to reconstruct the direct and indirect, as well as latent, threats of the pandemic.

Keywords pandemic, COVID-19, online education, distance learning, isolation, inequality in education, medical education.

For citing Radina N. K., Balakina Ju.V. (2021) Vyzovy obrazovaniyu v usloviyakh pandemii: obzor issledovaniy [Challenges for Education during the Pandemic: An Overview of Literature]. Voprosy obrazovaniya /Educational Studies Moscow, no 1, pp. 178-194. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

Пандемия COVID-19 изменила социальный, экономический, культурный контексты функционирования общества и, конечно, образование. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк, проводя непрерывный мониторинг изменений в образовании в связи с пандемией,

сформулировали основные координаты этих изменений, перечислили круг лиц, включенных в проблемные трансформации (учащиеся, учителя, родители учащихся и лица, принимающие решения в сфере образования), и на основе обобщения имеющегося опыта предложили практические рекомендации — глобальные и локальные [Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ, 2020].

В качестве ведущих в условиях пандемии были обозначены два тренда в системах образования разных стран: нарушение образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения.

Нарушение образовательного процесса повлекло за собой усиление социально-экономического неравенства учащихся. В качестве конкретных угроз международные организации называют прерванное обучение, затруднения в получении привычной экономической поддержки (например, льготного питания в школах), заброшенность детей (в случае работающих родителей) или высокие экономические издержки семьи (если присмотр за детьми требует отказа от работы вне дома), усиление нагрузки на систему здравоохранения (если женщины — работники здравоохранения вынуждены оставаться дома присматривать за детьми), а также проблемы, непосредственно связанные со школой: усиление нагрузки на открытые школы, рост показателей отсева учеников после открытия школ, лишение учащихся площадок для социальной активности.

Вызовы пандемии касались экономических, технических, социальных и методических аспектов обучения, т. е. носили комплексный характер. Согласно международным мониторингам, систем образования, которые оказались абсолютно готовы к переходу на дистанционный формат, очень мало—тому есть и технические, и экономические причины. Среди трудностей внедрения дистанционного обучения упоминались психологические (как результат — снижение результативности обучения из-за непривычного формата занятий и падения мотивации), социально-психологические (соответственность семьи за организацию дистанционного обучения школьников), методические (затрудненность переноса некоторых мероприятий в онлайн-среду, необходимость дополнительного обучения педагогов новым методикам преподавания), политические (недостаточность управленческих моделей, описывающих переход на онлайн-обучение). Перечисленные трудности объединяет сквозная характеристика: они усиливают социальное расслоение и неравенство в условиях дистанционного обучения в период пандемии.

Общее представление о системе образования в условиях пандемии COVID-19 дают не только документы международных организаций, опубликованные по итогам мониторингов, но и материалы академических исследований, посвященных проблемам

образования в пандемический период. Обширные мониторин-ги образования, проведенные международными организациями, и научные исследования, сфокусированные на конкретных проблемах, представляются взаимодополняющими стратегиями воссоздания контекста функционирования образовательных систем в условиях пандемии.

Цель данной статьи — систематизировать результаты научных исследований о проблемах образования периода пандемии COVID-19, сопоставляя их с ключевыми тезисами текстов международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторин-ги систем образования.

Выборка научных публикаций для обзора формировалась по ключевым словам:

• education COVID, education pandemic, university COVID, university pandemic, school COVID, school pandemic для англоязычных научных текстов;

• «образование», «пандемия», «коронавирус», COVID для русскоязычных научных текстов.

Поиск и идентификация статей осуществлялись на официальных сайтах издательств Elsevier, Wiley, Springer, Sage, Oxford University Press, Cambridge University Press (электронная библиотека периодических научных изданий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»). Также использовались ресурсы eLIBRARY.RU, а именно научные тексты, находящиеся в свободном доступе. В выборку вошли публикации типа «исследовательская статья» и «глава из книги» за апрель — ноябрь 2020 г., а также работы, публикация которых запланирована на 2021 г., как правило, представляющие результаты эмпирических исследований.

Логика анализа и классификации научных публикаций предполагала выделение основных направлений исследований, посвященных проблемам образования в условиях пандемии COVID-19, в соотнесении с ключевыми проблемами современного образования, изложенными в документах международных экспертных сообществ: цифровизацией образования и нарушением образовательного процесса, результат которого—воспроизводство социально-экономического неравенства в период пандемии [Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ, 2020].

Даже научные центры, претендующие на прогнозирование, не включали прежде пандемическую угрозу и следующую за ней принудительную цифровизацию социальных отношений в перечень вызовов будущего (см., например: [Нестик, Журавлев, 2018]). Обзор актуальных отчетов международных организаций и результатов академических исследований, посвященных изменениям образования в условиях пандемии, позволяет оценить возмож-

ный ущерб и определить оптимальные пути выхода из «кризиса COVID-19» в образовании.

Пандемия Вынужденный переход на дистанционные формы обучения в мои онлайн- ниторингах международных организаций считается одним из ве-образование дущих трендов в сфере образования в условиях пандемии. В данной формулировке присутствуют два акцента: дистанционность и вынужденность. Свободный ранее выбор онлайн-образования или гибридных форматов (смешанных — онлайн и офлайн) в условиях пандемии сменяется принудительным и вынужденным он-лайн-образованием.

Принудительный характер онлайн-образования, вынужденный переход на дистанционные технологии в исследованиях, как правило, представлены в критическом ключе: выясняется, какой именно урон был нанесен качеству образования учащихся, использующих дистанционные технологии обучения в период пандемии COVID-19. Например, утверждается, что дистанционная форма обучения в период пандемии коронавируса отрицательно повлияла на подготовку российских старшеклассников к сдаче ЕГЭ по профильной математике: несмотря на более активное обращение к помощи репетиторов, фактический результат сдачи ЕГЭ оказался ниже ожидаемого, что сказалось на выборе вуза и направления подготовки [Якобюк, 2020].

Согласно датским исследованиям, школьники, родители которых не имели высшего образования, на начальном этапе он-лайн-обучения читали меньше, чем при традиционном обучении [Reimer et al., 2021], а полный переход на дистанционные технологии в начальных школах Малайзии спровоцировал проблемы как у преподавателей, так и у детей и их родителей [Jan, 2020]. Наряду с методическими вопросами о дистанционных технологиях, приемлемых для начальной школы, в статье обсуждаются психологические и психофизиологические особенности включения младших школьников в дистанционный формат обучения.

Экономический анализ состояния дел в российских образовательных учреждениях, переориентированных на онлайн-об-разование в условиях пандемии, показывает, что цифровизация существенно ухудшает положение секторов дошкольного и дополнительного образования (особенно негосударственных организаций, ориентированных на коммерческую деятельность), поскольку в них очные занятия невозможно полноценно заменить дистанционным обучением и, следовательно, уменьшается число обучающихся и снижается объем платных образовательных услуг [Тищенко, 2020].

Онлайн-технологии еще до пандемии COVID-19 входили в приоритеты развития университетского образования в разных странах— во Вьетнаме, Германии, Индии, Канаде, Китае, России, США, Тур-

ции и др., однако экстренный характер перемен и принудительная цифровизация выдвинули онлайн-образование на первое место в ряду актуальных проблем [Клягин и др., 2020; Bao, 2020; Ozkaral, Bozyigit, 2020; Mishra, Gupta, Shree, 2020; Hiep-Hung, Tien-Thi-Hanh, 2020; Kerres, 2020; Palvia et al., 2018]. Исследования онлайн-образова-ния в университетах периода пандемии коронавируса посвящены:

• методическому и технологическому обеспечению онлайн-обу-чения в контексте экстренных изменений [Ладыжец и др., 2020; Bao, 2020];

• последствиям принудительной цифровизации и вынужденного несопротивления администрации университетов тотальному переходу на онлайн-образование [Kerres, 2020];

• разочарованиям студентов, которым офлайн-образование заменили онлайн-форматом, у которых не сбываются ожидания (например, стажировок) и которые испытывают технические затруднения в условиях цифровизации образования [Ozkaral, Bozyigit, 2020];

• разработке мультимодального методического обеспечения онлайн-программ, способного развивать критическое мышление, а также необходимости государственной поддержки для перехода на качественное онлайн-обучение [Mishra, Gupta, Shree, 2020];

• цифровым технологиям в образовании и необходимости социальной мобилизации для продвижения онлайн- и смешанного обучения [Hiep-Hung, Tien-Thi-Hanh, 2020];

• рациональной и обоснованной интеграции онлайн- и офлайн-обучения после пандемии [Osman, 2020];

• последующим (постпандемическим) изменениям содержания некоторых образовательных программ; так, в связи с современной «цифровой трансформацией» юридической профессии рассматривается возможность усилить цифровизацию юридического образования [Osina, Tolstopyatenko, Malinovsky, 2021].

Уже на начальном этапе пандемии COVID-19 была проведена оценка готовности российских университетов к дистанционному обучению [Клягин и др., 2020]. Уровень адаптированности к практике онлайн-обучения различался в разных университетах, на разных факультетах одного университета, на разных образовательных программах, в разных предметных полях обучения. Поэтому в ряде российских университетов часть образовательной программы или саму образовательную программу в условиях пандемии «можно было реализовать только за счет использования он-лайн-курсов вузов-провайдеров» [Там же. С. 54].

Значительное число исследований анализирует вклад дистанционных форм обучения и цифровизации в подготовку будущего медицинского персонала. Обсуждаются:

• проблемы абитуриентов с подготовкой документов, с выездом на место учебы в условиях карантинных ограничений, с получением рекомендательных писем [Hanson et al., 2020];

• специфика использования онлайн-обучения в образовательных программах, обусловленная тем, что многие психомоторные навыки медиков формируются исключительно офлайн на практических занятиях (взвешивание, дозирование, изготовление предметных стекол под микроскопом, взятие мазков ДНК и многое другое) [Thompson et al., 2020];

• отсутствие регулярного общения студентов с их личными наставниками из-за перехода на дистанционные технологии обучения, а также приостановка клинической практики, в результате чего студенты могут оказаться в невыгодном положении из-за упущенных возможностей [Sani et al., 2020];

• приобретение, сохранение и совершенствование технических навыков в условиях социальной изоляции и онлайн-обучения, использование телемедицины в оказании амбулаторной медицинской помощи и в процессе преподавания студентам медицинских специальностей [Adesoye et al., 2021; Chick, Clifton, Peace, 2020];

• создание видеоплатформ с изменением методики разбора клинических случаев — «покажи и расскажи» в видеоформате [Madrazo, 2020].

Анализ ограничений, накладываемых дистанционным форматом обучения на подготовку будущих врачей, сопровождается перечислением ресурсов, способных сгладить их последствия, при этом упор делается на использовании новых технологий (видеоплатформ и телемедицины) и на описании методических приемов, позволяющих компенсировать удаленность.

Анализ управленческих практик по адаптации университетов к онлайн-обучению особенно оптимистичен в оценке волонтерского участия в организации онлайн-взаимодействия педагогов и студентов [Клягин и др., 2020]. Цифровизацию университетского образования исследователи рекомендуют осуществлять на основе передовых технологий, например технологии мультимодально-го обучения [Skulmowski, Rey, 2020], виртуальной реальности, дополненной реальности, интернета вещей и т. д. «Кризис COVID-19» при таких условиях становится беспрецедентным ускорителем технологического развития университетов.

Изучение последствий вынужденного и экстренного внедрения онлайн-обучения в период пандемии активизировало не только экспериментальные и эмпирические исследования, но и поиски адекватной теоретической рамки для осмысления новой реальности. Так, М. Мерфи, размышляя о постпандемической педагогике, обращает внимание на риторику, сопровождающую экстренный переход на онлайн-обучение: обычный (нецифровой) формат

образования представляется в условиях пандемии небезопасным. Автор предлагает использовать теорию секьюритизации для анализа постпандемической ситуации в учреждениях образования [Murphy, 2020]. Р. Бернс считает целесообразным переосмыслить роль этики в постпандемической педагогике, отказаться от вызванной COVID неолиберальной трансформации образования, выбрав в качестве ориентиров практику заботы и сострадания [Burns, 2020].

Нарушение образовательного процесса и воспроизводство неравенства в образовании

Воспроизводство неравенства в образовании—одна из ключевых тем исследований образования в России и за рубежом [Фрумин, 2006; Константиновский, 2010; Nieto, 2005]. Среди исследований изменений в образовании в условиях пандемии преобладают проекты, посвященные цифровизации как средству достижения социальной изоляции, необходимой для пресечения каналов корона-вирусного инфицирования. Работ, анализирующих последствия вынужденной цифровизации и социальной изоляции с точки зрения неравенства в образовании, значительно меньше, и, как правило, они представлены в пилотном формате или как программы предстоящих исследований (например, [Омельченко, 2020]).

Первая волна исследований неравенства в образовании периода COVID-19 (на материалах из России, США, Финляндии и других стран) затрагивает вопросы, лежащие на поверхности: социально-экономическую депривацию детей из семей с низкими доходами, которых до пандемии поддерживали образовательные учреждения, и невозможность для таких семей выполнять требования «цифрового образования». Карантин дистанцировал учащихся от государственных образовательных ресурсов, включая технологические, а ответственность семьи за обучение детей возросла. Семьи с низким социально-экономическим статусом оказались крайне нересурсной средой для собственных детей, обучающихся удаленно [Iivari, Sharma, Venta-Olkkonen, 2020]. Кроме того, дети из семей с низкими доходами лишились и другой поддержки от школ, например бесплатного питания [Morgan, 2020].

В условиях пандемии в качестве наиболее уязвимых групп с точки зрения доступа к образованию исследователи представляют, как и в обычных условиях, учащихся из семей с низкими доходами [Aucejo et al., 2020], детей из семей мигрантов [Омельченко, 2020], а также учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Meleo-Erwin et al., 2020]. Что же касается развивающихся стран (например, Республики Гайана), то отсутствие компьютеров, интернета и даже электроэнергии полностью блокирует образовательный процесс, особенно в сельских регионах [Oyedotun, 2020].

Использование телевидения в качестве альтернативы «недоступному онлайн-образованию», согласно исследованиям, уравнивает доступ к образовательным продуктам при дистанционном

обучении. Так, в Лос-Анджелесе школы установили партнерские отношения с местными станциями PBS, чтобы учащиеся могли получать документальные фильмы и образовательные программы посредством телевидения [Noonoo, 2020].

Одним из факторов воспроизводства неравенства в образовании стала «культурная травма», нанесенная обществу пандемией COVID-19. Так, исследование, проведенное в Смоленской области, показало, что выпускники общеобразовательных школ 2020 г. скорректировали свои стратегии образовательной мобильности в пользу «местного высшего образования» [Артеменков, Сухова, 2020]. Авторы статьи в качестве причины называют усиление привлекательности региональных вузов (в них увеличилось число бюджетных мест), однако значимым они считают и фактор эпидемии коронавируса: угроза заражения резко повысила для выпускников школ ценность безопасности. Таким образом, отказ от образовательной мобильности (из регионов в центр за «статусным образованием») в результате психотравмирования обстоятельствами коронавирусной эпидемии можно рассматривать в контексте воспроизводства неравенства в образовании.

Осознают ли выпускники средних образовательных учреждений периода коронавирусной пандемии ухудшение своих стартовых возможностей, покажут новые исследования. Студенты, которые обучались в вузах в период карантина, не только осознают, но и раскрывают в социологических опросах перечень своих «поражений». Так, согласно исследованиям, 13% американских студентов считают, что из-за пандемии COVID-19 они оставили учебу, 40%—потеряли работу, стажировку или предложение о работе, а 29% ожидают, что в возрасте 35 лет заработают меньше, чем современные молодые специалисты, получившие образование до пандемии [Aucejo et al., 2020].

Нарушения образовательного процесса в условиях пандемии затрагивают не только интересы студентов и преподавателей, но и состояние университетов. Финансовые ограничения, вызванные пандемией, блокируют активность университетов в разных сферах: строительство, социальная помощь студентам и выделение стипендий, развитие профессорско-преподавательского состава [Palvia et al., 2018]. При этом наиболее уязвимые группы, например иностранные студенты, в условиях пандемии особенно остро нуждаются в дополнительной помощи со стороны принимающих образовательных учреждений [Плетнева, Очирова, 2020].

В упадок пришли и университетские исследования, главным образом из-за недофинансирования и требований соблюдения социальной изоляции [Rashid, Yadav, 2020]. Обязательная изоляция затрудняет работу исследовательских учреждений, особенно лабораторий и полевых подразделений, что наносит значительный ущерб исследовательским проектам. Набор зарубежного персонала и обмен квалифицированными исследователями фактиче-

ски приостановлены из-за ограничений на поездки. Кроме того, после пандемии университеты и финансирующие их организации с большой вероятностью будут испытывать финансовые затруднения, а проекты, не связанные с COVID, окажутся недооцененными и недофинансированными.

Исследователи обосновывают необходимость предоставления университетам государственной поддержки, поскольку пандемия разрушает механизмы содействия студенческой мобильности и интернационализации студенческого корпуса, что ослабляет позиции национальных университетов в международных рейтингах [Е1 Masri, Sabzalieva, 2020].

Международные мониторинги и академические исследования: специфика конструирования контекста пандемии

Сопоставление проблематики «образование в условиях пандемии COVID-19» в академическом исследовательском дискурсе и дискурсе документов международных организаций показывает, что в качестве ведущих в обоих случаях выделяются проблемы цифрови-зации и нарушения образовательного процесса, способствующие воспроизводству неравенства в образовании. Среди трудностей образования в условиях пандемии в международных документах и дайджестах [Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ, 2020; Аржанова и др., 2020], как и в академических публикациях, доминирует экстренный переход на дистанционное обучение (онлайн-обучение).

В аналитических документах международных организаций он-лайн-обучение разбирается обстоятельно и комплексно: учитывается его влияние на здоровье учащихся и преподавателей (работа с компьютером и негативные психологические аспекты дистанцирования) и необходимость технической поддержки школ (доступ к портативным компьютерам, а не смартфонам, что тесно связано с проблемой неравенства в образовательных возможностях), рекомендуется внедрение единого портала для размещения всех программ, приложений, платформ и материалов, необходимых для обучения, а также руководств по их использованию для учащихся, учителей и родителей.

Что касается академического дискурса, исследователи признают, что в современном варианте экстренное и принудительное тотальное онлайн-образование как в школах, так и в университетах не соответствует ожиданиям общества и стандартам качественного образования [Тищенко, 2020; Якобюк, 2020; Jan, 2020].

Несмотря на то что университетская среда была более подготовлена к переходу на онлайн-технологии в образовании, фактор пандемии, во многом благодаря негативному психологическому контексту, усложнил ситуацию принятия цифровизации [Ozkaral, Bozyigit, 2020; Kerres, 2020]. В то же время ряд исследователей указывают на ресурсы, которые открыла «экстренная цифровизация» образования. Обсуждается необходимость разработки принципи-

ально нового мультимодального методического обеспечения он-лайн-программ [Bao, 2020; Mishra, Gupta, Shree, 2020], что особенно важно для обучения специальностям, предполагающим формирование психомоторных навыков, например в области медицины [Adesoye et al., 2021]. Авторы научных публикаций не сомневаются, что цифровизация образования останется трендом и после преодоления пандемии COVID-19, но в формате смешанного (онлайн/ офлайн) обучения [Hiep-Hung, Tien-Thi-Hanh, 2020; Osman, 2020].

В международных документах нарушение образовательного процесса и воспроизводство неравенства в образовании в условиях пандемии описывается весьма лаконично, при этом даются самые общие рекомендации по организации социальной и цифровой поддержки уязвимым категориям населения.

В академическом дискурсе раскрываются механизмы актуализации проблемы воспроизводства неравенства в образовании в условиях пандемии, особое внимание уделяется социальной изоляции учащихся и невозможности в этих условиях получать государственную поддержку [Iivari, Sharma, Venta-Olkkonen, 2020; Morgan, 2020]. К уязвимым группам в исследованиях относят детей из семей с низкими доходами, детей из семей мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей из сельских регионов развивающихся стран [Омельченко, 2020; Oyedotun, 2020].

Пандемия оказывает негативное воздействие на поведение и планы обучающихся [Aucejo et al., 2020]. Кроме того, исследователи поднимают проблему возможного психологического ущерба, нанесенного учащимся пандемией, на уровне поведения он проявляется в отказе выпускников школ от возможностей образовательной мобильности [Артеменков, Сухова, 2020]. В качестве уязвимых для пандемии объектов в исследованиях предстают и несвободные в своей активности университеты, страдающие от недофинансирования и внешнего давления, ограниченные в научных проектах и академической мобильности [Плетнева, Очирова, 2020; El Masri, Sabzalieva, 2020].

Проблемы управления образованием в условиях пандемии — и в контексте нарушения образовательного процесса, и в контексте цифровизации образования — с разных точек зрения анализируются в международных аналитических записках и в академических исследованиях [Palvia et al., 2018; Rashid, Yadav, 2020].

Отличительной особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID-19 являются теоретические поиски. Научные исследования ставят своей целью не только описать и типологизировать эмпирические факты, но и найти такую концепцию, теорию — «точку сбора» эмпирики, такую логику анализа, которая усилит интерпретативные и прогностические возможности исследований. Перспективной

теоретической рамкой для анализа образования в условиях пандемии может являться теория секьюритизации Б. Г. Бузана, разъясняющая, как образование становится частью процесса конструирования «безопасного общества» [Murphy, 2020].

Выводы Значительное число исследований, посвященных образованию в первые месяцы пандемии COVID-19, выполнено на материале университетов, положение образования школьного уровня остается менее изученным.

Экстренный переход на онлайн-обучение — доминирующая тематика международных документов и научных исследований, посвященных образованию в условиях коронавирусной пандемии. В академических исследованиях предлагается осуществлять не формальный переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот (использование ресурсов интерактивности и мультимодальности виртуальной реальности, включая дополненную реальность, а также интернет вещей и т. д.).

Изучение нарушений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии, следовательно, такие исследования обладают прогно-стичностью, в которой нуждаются общество и образование постпандемического этапа.

Аналитические записки и дайджесты международных организаций строятся на обобщении эмпирического опыта, поэтому выступают преимущественно как отражение анализируемой реальности. Если же аналитические материалы претендуют на концептуализацию проблемы, формулируют выводы, решения, практические рекомендации, в них могут содержаться указания на будущие актуальные направления, значимые для академических исследований.

Литература 1. Аржанова И. В., Барышникова М. Ю., Заварыкина Л. В., Нагорнов В. А., Перфильева О. В. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. Аналитический материал. М.: Благотворительный фонд Владимира Потанина. https://www.ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20C0-VID-19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf

2. Артеменков М. Н., Сухова Е. Е. (2020) Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект // Региональные исследования. № 2 (68). С. 111-120.

3. Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ (2020) Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf

4. Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В. и др. (2020) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М.: НИУ ВШЭ.

5. Константиновский Д. Л. (2010) Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5 (99). С. 40-65.

6. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Богуславский М. В., Наумова Т. А. (2020) Социально-образовательные аспекты форсмажорной актуализации теории и практики цифрового университета в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. Т. 4. Вып. 2. С. 125-131.

7. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. (2018) Психология глобальных рисков. М.: Институт психологии РАН.

8. Омельченко Е. (2020) Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Этнодиалоги. № 3 (61). С. 54-64.

9. Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. № 3. С. 147-155.

10. Тищенко А. С. (2020) Влияние пандемии на экономику образования // Экономическое развитие России. Т. 27. № 5. С. 90-97.

11. Фрумин И. Д. (2006) Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 2. С. 5-22.

12. Якобюк Л. И. (2020) Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения // Мир науки, культуры, образования. № 5 (84). С. 179-181.

13. Adesoye T., Davis C. H., Del Calvo H. et al. (2021) Optimization of Surgical Resident Safety and Education During the COVID-19 Pandemic — Lessons Learned // Journal of Surgical Education. Vol. 78. Iss. 1. P. 315-320.

14. Aucejo E. M., French J., Ugalde Araya M. P., Zafar B. (2020) The Impact of COVID-19 on Student Experiences and Expectations: Evidence from a Survey // Journal of Public Economics. Vol. 191. Novenber. Art. No 104271.

15. Bao W. (2020) COVID-19 and Online Teaching in Higher Education: A Case Study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 2. No 2. P. 113-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Burns R. (2020) A COVID-19 Panacea in Digital Technologies? Challenges for Democracy and Higher Education // Dialogues in Human Geography. Vol. 10. No 2.

P. 246-249.

17. Buzan B., Waever O., de Wilde J. (1998) Security: A New Framework for Analysis. Boulder, CO: Lynne Rienner.

18. Chick R. C., Clifton G. T., Peace K. M. et al. (2020) Using Technology to Maintain the Education of Residents during the COVID-19 Pandemic // Journal of Surgical Education. Vol. 77. No 4. P. 729-732.

19. El Masri A., Sabzalieva E. (2020) Dealing with Disruption, Rethinking Recovery: Policy Responses to the COVID-19 Pandemic in Higher Education // Policy Design and Practice. Vol. 3. Iss. 3. P. 312-333.

20. Hanson K. A., Borofsky M. S., Hampson L. A. et al. (2020) Capturing the Perspective of Prospective Urology Applicants: Impacts of COVID-19 on Medical Education // Urology. Vol. 146. December. P. 36-42.

21. Hiep-Hung Pham, Tien-Thi-Hanh Ho (2020) Toward a 'New Normal' with e-Lear-ning in Vietnamese Higher Education during the Post COVID-19 Pandemic // Higher Education Research & Development. Vol. 39. Iss. 7. P. 1327-1331.

22. Iivari N., Sharma S., Venta-Olkkonen L. (2020) Digital Transformation of Everyday Life — How COVID-19 Pandemic Transformed the Basic Education of the Young Generation and Why Information Management Research Should Care? // International Journal of Information Management. Vol. 55. December. Art. No 102183.

23. Jan A. (2020) A Phenomenological Study of Synchronous Teaching during COVID-19: A Case of an International School in Malaysia // Social Sciences & Humanities Open. Vol. 2. Iss. 1. Art. No 100084.

24. Kerres M. (2020) Against All Odds: Education in Germany Coping with COVID-19 // Postdigital Science and Education. No 2. P. 690-694.

25. Madrazo J. A. (2020) New Challenges and Opportunities for Echocardiographic Education during the COVID-19 Pandemic: A Call to Focus on Competency and Pathology // Journal of the American Society of Echocardiography. Vol. 33. Iss. 8. P. 1048-1049.

26. Meleo-Erwin Z., Kollia B., Fera J., Jahren A., Basch C. (2020) Online Support Information for Students with Disabilities in Colleges and Universities during the COVID-19 Pandemic // Disability and Health Journal. Vol. 4. Iss. 1. Art. No 101013.

27. Mishra L., Gupta T., Shree A. (2020) Online Teaching-Learning in Higher Education during Lockdown Period of COVID-19 Pandemic // International Journal of Educational Research Open. Vol. 1. Art. No 100012.

28. Morgan H. (2020) Best Practices for Implementing Remote Learning during a Pandemic // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. Vol. 93. No 3. P. 135-141.

29. Murphy M. P. A. (2020) COVID-19 and emergency e-Learning: Consequences of the Securitization of Higher Education for Post-Pandemic Pedagogy // Contemporary Security Policy. Vol. 41. No 3. P. 492-505.

30. Nieto S. (2005) Public Education in the XX Century and Beyond: High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future // Harvard Educational Review. Vol. 75. No 1. P. 43-64.

31. Noonoo S. (2020) Here's What Schools Can Do for the Millions of Students without Internet Access. https://www.edsurge.com/news/2020-03-20-here-s-what-schools-can-do-for-the-millions-of-students-without-internet-access

32. Osina D. M., Tolstopyatenko G. P., Malinovsky A. A. (2021) Digitalization of Higher Legal Education in Russia in the Age of COVID-19 // S. Ashmarina, V. Mantulenko, M. Vochozka (eds) Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham: Springer Nature. Vol 139. P. 392-398.

33. Osman M. E. T. (2020) Global Impact of COVID-19 on Education Systems: The Emergency Remote Teaching at Sultan Qaboos University // Journal of Education for Teaching. Vol. 46. Iss. 4. P. 463-471.

34. Oyedotun T. D. (2020) Sudden Change of Pedagogy in Education Driven by COVID-19: Perspectives and Evaluation from a Developing Country // Research in Globalization. Vol. 2. December. Art. No 100029.

35. Ozkaral T., Bozyigit R. (2020) Social Studies and Geography Teacher Candidates' Views on Coronavirus (COVID-19) and Online Education Process // Review of International Geographical Education Online. Vol. 10. No 3. P. 467-484.

36. Palvia S., Aeron P., Gupta P. et al. (2018) Online Education: Worldwide Status, Challenges, Trends, and Implications // Journal of Global Information Technology Management. Vol. 21. No 4. P. 233-241.

37. Rashid S., Yadav S. S. (2020) Impact of COVID-19 Pandemic on Higher Education and Research // Indian Journal of Human Development. Vol. 14. No 2. P. 340-343.

38. Reimer D., Smith E., Gran Andersen I., Sortksr B. (2021) What Happens When Schools Shut Down? Investigating Inequality in Students' Reading Behavior during COVID-19 in Denmark // Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 71. February. Art. No 100568.

39. Sani I., Hamza Y., Chedid Y., Amalendran J., Hamza N. (2020) Understanding the Consequence of COVID-19 on Undergraduate Medical Education: Medical Students' Perspective // Annals of Medicine and Surgery. Vol. 58. P. 117-119.

40. Skulmowski A., Rey G. D. (2020) COVID-19 as an Accelerator for Digitalization at a German University: Establishing Hybrid Campuses in Times of Crisis // Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 2. No 3. P. 212-216.

41. Thompson T.J. U., Collings A.J., Earwaker H., Horsman G., Nakhaeizadeh S., Pa-rekh U. (2020) Forensic Undergraduate Education during and after the COVID-19 Imposed Lockdown: Strategies and Reflections from India and the UK // Forensic Science International. Vol. 316. November. Art. No. 110500.

References Adesoye T., Davis C. H., Del Calvo H. et al. (2021) Optimization of Surgical Resident Safety and Education During the COVID-19 Pandemic—Lessons Learned. Journal of Surgical Education, vol. 78, iss. 1, pp. 315-320.

Arzhanova I. V., Baryshnikova M. Yu., Zavarykina L. V., Nagornov V. A., Perfilyeva O. V. (2020) Vliyanie pandemii COVID-19 na sector vysshego obrazovaniya i magis-traturu: mezhdunarodny, natsionalny i institutsionalny otvet Analiticheskiy material [The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Higher Education Sector and the Master's Program: An International, National and Institutional Response. Analytical Material]. Moscow: Vladimir Potanin Foundation. Available at: https://www. ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20C0VID-19%20na%20sektor%20 vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (accessed 14 January 2021).

Artemenkov M. N., Suhova E. E. (2020) Transformatsiya obrazovatelnykh strategiy vy-pusknikov shkol v usloviyakh rasprostraneniya koronavirusa COVID-19: region-alny aspect [Transformation of School Graduates' Educational Strategies in the Context of Coronavirus COVID-19: Regional Dimension]. Regionalnye issledova-niya, no 2 (68), pp. 111-120.

Aucejo E. M., French J., Ugalde Araya M. P., Zafar B. (2020) The Impact of COVID-19 on Student Experiences and Expectations: Evidence from a Survey. Journal of Public Economics, vol. 191, Novenber, art. no 104271.

Bao W. (2020) COVID-19 and Online Teaching in Higher Education: A Case Study of Peking University. Human Behavior and Emerging Technologies, vol. 2, no 2, pp. 113-115.

Burns R. (2020) A COVID-19 Panacea in Digital Technologies? Challenges for Democracy and Higher Education. Dialogues in Human Geography, vol. 10, no 2, pp. 246-249.

Buzan B., Waever O., de Wilde J. (1998) Security: A New Framework for Analysis. Boulder, CO: Lynne Rienner.

Chick R. C., Clifton G. T., Peace K. M. et al. (2020) Using Technology to Maintain the Education of Residents during the COVID-19 Pandemic. Journal of Surgical Education, vol. 77, no 4, pp. 729-732.

Department of International and Regional Cooperation of the Accounting Chamber of the Russian Federation (2020) Epidemiya koronavirusa: vozdeystvie na sferu obrazovaniya [Coronavirus Epidemic: Impact on Education]. Available at: https://ach. gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf (accessed 15 January 2021).

El Masri A., Sabzalieva E. (2020) Dealing with Disruption, Rethinking Recovery: Policy Responses to the COVID-19 Pandemic in Higher Education. Policy Design and Practice, vol. 3, iss. 3, pp. 312-333.

Froumin I. (2006) Osnovnye podkhody k probleme ravenstva obrazovatel'nykh voz-mozhnostey [The Principal Approaches to the Problem of Education Equality]. Vo-prosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow, no 2, pp. 5-22.

Hanson K. A., Borofsky M. S., Hampson L. A. et al. (2020) Capturing the Perspective of Prospective Urology Applicants: Impacts of COVID-19 on Medical Education. Urology, vol. 146, December, pp. 36-42.

Hiep-Hung Pham, Tien-Thi-Hanh Ho (2020) Toward a 'New Normal' with e-Learning in Vietnamese Higher Education during the Post COVID-19 Pandemic. Higher Education Research & Development, vol. 39, iss. 7, pp. 1327-1331.

Iivari N., Sharma S., Venta-Olkkonen L. (2020) Digital Transformation of Everyday Life— How COVID-19 Pandemic Transformed the Basic Education of the Young Generation and Why Information Management Research Should Care? International Journal of Information Management, vol. 55, December, art. no 102183.

Jan A. (2020) A Phenomenological Study of Synchronous Teaching during COVID-19: A Case of an International School in Malaysia. Social Sciences & Humanities Open, vol. 2, iss. 1, art. no 100084.

Kerres M. (2020) Against All Odds: Education in Germany Coping with COVID-19. Postdigital Science and Education, no 2, pp. 690-694.

Klyagin A. V., Abalmasova E. S., Garev K. V. et al. (2020) Shtorm pervykh nedel: kak vy-sshee obrazovanie shagnulo v realnost pandemii [First Weeks Storm: How Higher Education Entered into Reality of Pandemic]. Moscow: HSE.

Konstantinovskiy D. L. (2010) Neravenstvo v sfere obrazovaniya: rossiyskaya situatsiya [Inequality in Education: Situation in Russia]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no 5 (99), pp. 40-65.

Ladyzhets N. S., Neborskiy E. V., Boguslavsky M. V., Naumova T. A. (2020) Sotsialno-obra-zovatelnye aspekty forsmazhornoy aktualizatsii teorii i praktiki tsifrovogo univer-siteta v usloviyakh pandemii COVID-19 [Socio-Educational Aspects of Force Major Actualization of Theory and Practice of Digital University under the Conditions of Pandemia COVID-19]. Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations, vol. 4, iss. 2, pp. 125-131.

Madrazo J. A. (2020) New Challenges and Opportunities for Echocardiographic Education during the COVID-19 Pandemic: A Call to Focus on Competency and Pathology. Journal of the American Society of Echocardiography, vol. 33, iss. 8, pp. 10481049.

Meleo-Erwin Z., Kollia B., Fera J., Jahren A., Basch C. (2020) Online Support Information for Students with Disabilities in Colleges and Universities during the COVID-19 Pandemic. Disability and Health Journal, vol. 4, iss. 1, art. no 101013.

Mishra L., Gupta T., Shree A. (2020) Online Teaching-Learning in Higher Education during Lockdown Period of COVID-19 Pandemic. International Journal of Educational Research Open, vol. 1, art. no 100012.

Morgan H. (2020) Best Practices for Implementing Remote Learning during a Pandemic. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, vol. 93, no 3, pp. 135-141.

Murphy M. P. A. (2020) COVID-19 and emergency e-Learning: Consequences of the Securitization of Higher Education for Post-Pandemic Pedagogy. Contemporary Security Policy, vol. 41, no 3, pp. 492-505.

Nestik T. A., Zhuravlev A. L. (2018) Psikhologiya globalnykh riskov [Psychology of Global Risks]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences.

Nieto S. (2005) Public Education in the XX Century and Beyond: High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future. Harvard Educational Review, vol. 75, no 1, pp. 43-64.

Noonoo S. (2020) Here's What Schools Can Do for the Millions of Students without Internet Access. Available at: https://www.edsurge.com/news/2020-03-20-here-s-what-schools-can-do-for-the-millions-of-students-without-internet-access (accessed 15 January 2021).

Omelchenko E. (2020) Obrazovanie detey iz semey mezhdunarodnykh migrantov v usloviyakh pandemii [Education of International Migrants' Children during the Pandemic]. Etnodialogi, no 3 (61), pp. 54-64.

Osina D. M., Tolstopyatenko G. P., Malinovsky A. A. (2021) Digitalization of Higher Legal Education in Russia in the Age of COVID-19. Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems (eds S. Ashmarina, V. Mantulenko, M. Vochoz-ka), Cham: Springer Nature, vol. 139, pp. 392-398.

Osman M. E. T. (2020) Global Impact of COVID-19 on Education Systems: The Emergency Remote Teaching at Sultan Qaboos University. Journal of Education for Teaching, vol. 46, iss. 4, pp. 463-471.

Oyedotun T. D. (2020) Sudden Change of Pedagogy in Education Driven by COVID-19: Perspectives and Evaluation from a Developing Country. Research in Globalization, vol. 2, December, art. no 100029.

Ozkaral T., Bozyigit R. (2020) Social Studies and Geography Teacher Candidates' Views on Coronavirus (COVID-19) and Online Education Process. Review of International Geographical Education Online, vol. 10, no 3, pp. 467-484.

Palvia S., Aeron P., Gupta P. et al. (2018) Online Education: Worldwide Status, Challenges, Trends, and Implications. Journal of Global Information Technology Management, vol. 21, no 4, pp. 233-241.

Pletneva Yu.E., Ochirova G. N. (2020) Vliyanie pandemii COVID-19 na polozhenie ino-strannykh studentov v Rossii [The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Sta-

tus of Foreign Students in Russia]. Nauchnoe obozrenie. Ser. 1. Ekonomika i parvo, no 3, pp. 147-155.

Rashid S., Yadav S. S. (2020) Impact of COVID-19 Pandemic on Higher Education and Research. Indian Journal of Human Development, vol. 14, no 2, pp. 340-343.

Reimer D., Smith E., Gran Andersen I., Sortksr B. (2021) What Happens When Schools Shut Down? Investigating Inequality in Students' Reading Behavior during COVID-19 in Denmark. Research in Social Stratification and Mobility, vol. 71, February, art. no 100568.

Sani I., Hamza Y., Chedid Y., Amalendran J., Hamza N. (2020) Understanding the Consequence of COVID-19 on Undergraduate Medical Education: Medical Students' Perspective. Annals of Medicine and Surgery, vol. 58, pp. 117-119.

Skulmowski A., Rey G. D. (2020) COVID-19 as an Accelerator for Digitalization at a German University: Establishing Hybrid Campuses in Times of Crisis. Human Behavior and Emerging Technologies, vol. 2, no 3, pp. 212-216.

Thompson T.J. U., Collings A.J., Earwaker H., Horsman G., Nakhaeizadeh S., Parekh U. (2020) Forensic Undergraduate Education during and after the COVID-19 Imposed Lockdown: Strategies and Reflections from India and the UK. Forensic Science International, vol. 316, November, art. no. 110500.

Tishchenko A. S. (2020) Vliyanie pandemii na ekonomiku obrazovaniya [Effect of the Pandemic on the Education Economy]. Russian Economic Developments, vol. 27, no 5, pp. 90-97.

Yakobiuk L. I. (2020) Izuchenie vliyaniya distantsionnoy formy obucheniya vo vremya pandemii na rezultaty obucheniya [Study of the Impact of Distance Learning during the Pandemic on Learning Outcomes]. The World of Science, Culture and Education, no 5 (84), pp. 179-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.