Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID - 19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ВЛИЯНИЕ COVID - 19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Цзинвэнь, Симоненко Е. С.

П р е д м е т. Развитие цифровых технологий в образовании как ответ на вызов пандемии COVID - 19 Те м а . Пандемия подтолкнула к переходу на новые формы и технологии, связанные с дистанционным режимом работы. В процессе адаптации системы образования к глобальным изменениям участники образовательного процесса были вынуждены искать наиболее эффективные технологии дистанционного взаимодействия Ц е л и . Описать влияние пандемии COVID - 19 на развитие цифровой образовательной среды, и проанализировать развитие сферы образования в условиях распространения коронавирусной инфекции. М е т о д о л о г и я . В исследовании использованы методы количественного, качественного и логического анализа. Р е з у л ь т а т ы . Несмотря на все проблемы, с которыми пришлось столкнуться современной системе образования в условиях дистанционного или смешанного обучения, онлайн формат становится долгосрочным трендом. В период пандемии вузы столкнулись с определенными вызовами, наиболее значимыми из которых являются снижение академической мобильности и ослабление партнерств, необходимых для реализации новых образовательных программ и исследовательских проектов. В ответ на сложившуюся ситуацию образовательные организации стали задумываться о возможности перехода к виртуальной мобильности. Кризис пандемии подтолкнул вузы к разработке новых стратегий и форматов работы с партнерами и активизировал подготовку преподавателей к работе со студентами в дистанционной форме. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ развития образования в России. В ы в о д ы . Возникновение и распространение коронавируса оказало огромное влияние на процесс развития цифровых технологий в системе образования, дало импульс к наращиванию потенциала преподавателей и открыло новые возможности для всех участников образовательного процесса. Ответом на вызов пандемии может стать рост инноваций в области педагогических технологий, дополнительные инвестиции в техническую инфраструктуру образовательных организаций, расширение возможностей для работы в дистанционном режиме. Повсеместное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс уже повлияло на представление об образовании и обучении. Стремительное развитие технологий создает условия и возможности для всех получать непрерывное образование в цифровом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ван Цзинвэнь, Симоненко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID - 19 ON THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

S u b j e c t. The development of digital technologies in education as a response to the challenge of the COVID - 19 pandemic.T o p i c . The pandemic prompted the transition to new forms and technologies associated with remote work. In the process of adapting the education system to global changes, the participants in the educational process were forced to look for the most effective technologies for remote interaction. P u r p o s e . Describe the impact of the COVID - 19 pandemic on the development of the digital educational environment, and analyze the development of the education sector in the context of the spread of coronavirus infection. M e t h o d o l o g y. The study used methods of quantitative, qualitative and logical analysis R e s u l t s . Despite all the problems that the modern education system had to face, in the conditions of distance or blended learning, the online format is becoming a long - term trend. During the pandemic, universities faced certain challenges, the most significant of which are the decrease in academic mobility and the weakening of partnerships necessary for the implementation of new educational programs and research projects. In response to the current situation, educational organizations began to think about the possibility of moving to virtual mobility. The pandemic crisis prompted universities to develop new strategies and formats for working with partners and stepped up the training of teachers to work with students remotely. A p p l i c a t i o n a r e a . The results of the study can be used in the formation of programs for the development of education in Russia C o n c l u s i o n s . The emergence and spread of coronavirus had a huge impact on the development of digital technologies in the education system, gave impetus to building the capacity of teachers, and opened up new opportunities for all participants in the educational process. The answer to the challenge of the pandemic could be the growth of innovations in the field of pedagogical technologies, additional investments in the technical infrastructure of educational institutions, and the expansion of opportunities for working remotely. The widespread introduction of digital technologies in the educational process has already influenced the idea of education and learning. The rapid development of technology creates conditions and opportunities for everyone to receive continuous education in the digital educational space.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID - 19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

УДК 378.147

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Коды JEL: I23, I25

Ван Цзинвэнь, преподаватель, кафедра Русского языка как иностранного, Донской институт ШТУ-ДГТУ, Шаньдунский транспортный университет, г. Цзинань, Китай

E-mail: 1161710683@QQ.com

SPIN-код: отсутствует

Симоненко Е. С., кандидат экономических наук, доцент, кафедра региональной экономики и менеджмента, ФГБОУВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Россия

E-mail: simonenkol@mail.ru

SPIN-код: 3832-1842

Поступила в редакцию 14.02.2022. Принята к публикации 24.02.2022.

Аннотация

Предмет. Развитие цифровых технологий в образовании как ответ на вызов пандемии COVID-19

Тема. Пандемия подтолкнула к переходу на новые формы и технологии, связанные с дистанционным режимом работы. В процессе адаптации системы образования к глобальным изменениям, участники образовательного процесса были вынуждены искать наиболее эффективные технологии дистанционного взаимодействия

Цели. Описать влияние пандемии COVID-19 на развития цифровой образовательной среды, и проанализировать развитие сферы образования в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Методология. В исследовании использованы методы количественного, качественного и логического анализа.

Результаты. Не смотря на все проблемы с которыми пришлось столкнуться современной системе образования, в условиях дистанционного или смешанное обучение, онлайн формат становится долгосрочным трендом. В период пандемии вузы столкнулись с определенными вызовами, наиболее значимыми из которых являются снижение академической мобильности и ослабление партнерств, необходимых для реализации новых образовательных программ и исследовательских проектов. В ответ на сложившуюся ситуацию образовательные организации стали задумываться о возможности перехода к виртуальной мобильности. Кризис пандемии подтолкнул вузы к разработке новых стратегий и форматов работы с партнерами и активизировал подготовку преподавателей к работе со студентами в дистанционной форме.

Область применения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ развития образования в России.

Выводы. Возникновение и распространение коронавируса оказало огромное влияние на процесс развития цифровых технологий в системе образования, дало импульс к наращиванию потенциала преподавателей, и открыло новые возможности для всех участников образовательного процесса. Ответом на вызов пандемии может стать рост инноваций в области педагогических технологий, дополнительные инвестиции в техническую инфраструктуру образовательных организаций, расширение возможностей для работы в дистанционном режиме. Повсеместное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс уже повлияло на представление об образовании и обучении. Стремительное развитие технологий создает условия и возможности для всех получать непрерывное образование в цифровом образовательном пространстве.

Ключевые слова: образование, цифровые технологии в образовании, дистанционные технологии, цифровизация образования, пандемия, коронавирус.

UDK 378.147

IMPACT OF COVID-19 ON THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

JEL Codes: I23, I25.

Wang Jingwen, lecturer, department of Russian as a Second Language, Don Institute SJU-DSTU, Shandong Jiaotong University, Jinan, China

E-mail: 1161710683@QQ.com

SPIN-код: none

Simonenko E. S., candidate of economics, assistant professor, department of regional economics and management, Southwest State University, Kursk, Russia

E-mail: simonenkol@mail.ru

SPIN3832-1842

Abstract

Subject. The development of digital technologies in education as a response to the challenge of the COVID-19 pandemic.

Topic. The pandemic prompted the transition to new forms and technologies associated with remote work. In the process of adapting the education system to global changes, the participants in the educational process were forced to look for the most effective technologies for remote interaction.

Purpose. Describe the impact of the COVID-19 pandemic on the development of the digital educational environment, and analyze the development of the education sector in the context of the spread of coronavirus infection.

Methodology. The study used methods of quantitative, qualitative and logical analysis

Results. Despite all the problems that the modern education system had to face, in the conditions of distance or blended learning, the online format is becoming a long-term trend. During the pandemic, universities faced certain challenges, the most significant of which are the decrease in academic mobility and the weakening of partnerships necessary for the implementation of new educational programs and research projects. In response to the current situation, educational organizations began to think about the possibility of moving to virtual mobility. The pandemic crisis prompted universities to develop new strategies and formats for working with partners and stepped up the training of teachers to work with students remotely.

Application area. The results of the study can be used in the formation of programs for the development of education in Russia

Conclusions. The emergence and spread of coronavirus had a huge impact on the development of digital technologies in the education system, gave impetus to building the capacity of teachers, and opened up new opportunities for all participants in the educational process. The answer to the challenge of the pandemic could be the growth of innovations in the field of pedagogical technologies, additional investments in the technical infrastructure of educational institutions, and the expansion of opportunities for working remotely. The widespread introduction of digital technologies in the educational process has already influenced the idea of education and learning. The rapid development of technology creates conditions and opportunities for everyone to receive continuous education in the digital educational space.

Keywords: education, digital technologies in education, distance technologies, digitalization of education, pandemic, coronavirus.

Введение

Многие сектора экономики, включая и сферу услуг, столкнулись с кризисом вызванным распространением COVID-19. Пандемия подтолкнула к переходу на новые формы и технологии, связанные с дистанционным режимом работы. В процессе адаптации системы образования к глобальным изменениям, участники образовательного процесса были вынужде-

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-120-125

ны искать наиболее эффективные технологии дистанционного взаимодействия [5].

При переходе на дистанционный режим работы многие участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем. Во-первых, многие образовательные организации обнаружили отсутствие необходимой технической инфраструктуры, как у самих образовательных организаций, так и у обучающихся. Таким об-

разом, часть учебных заведений в ряде стран была вынуждена приостановить свою деятельность. Во-вторых, проведение онлайн занятий требует освоения новых приемов и методов, как преподавания, так и освоения дисциплин. Не смотря на различный уровень подготовленности участников образовательного процесса к решению этой задачи, большинство согласно с тем, что продолжение учебного процесса, даже в случае снижении качества по сравнению с очным обучением, является лучшей альтернативой, чем полное прекращение предоставления образовательных услуг. В третьих, еще одной важной проблемой, с которой столкнулись образовательные организации при переходе на дистанционный режим работы, является то, что не во всех научных областях и не по все дисциплинам возможен переход на онлайн обучение без значительной потери качества предоставляемых услуг. В наибольшей

степени это касается тех направлений подготовки, в рамках которых процесс обучения требует использования специального оборудования во время проведения практических и лабораторных занятий [8].

Результаты и их обсуждение

Не смотря на все проблемы с которыми пришлось столкнуться современной системе образования, а так же скептическое отношение значительной части академического сообщества к качеству предоставляемых образовательных услуг, в условиях дистанционного или смешанное обучение, онлайн формат становится долгосрочным трендом. По данным опроса, проведенного в странах - участницах Давосского экономического форума, 25 % опрошенных высказали мнение, что к 2025 году обучение по большинству образовательных программ будет вестись виртуально (рисунок 1) [3].

Япония Китай Россия Польша

Соединенные штаты Америки Великобритания Германия Италия Южная Африка Индия

Саудовская Аравия Во всем мире

0% 10% I Полностью/Частично лично

20% 30% 40% 50%

■ Полностью/Частично онлайн

60%

Рис. 1. Мнения респондентов по всему миру и по ряду стран относительно того, как будет осуществляться высшее образование в 2025 году [7]

В период пандемии вузы столкнулись с определенными вызовами, наиболее значимыми из которых являются снижение академической мобильности и ослабление партнерств, необходимых для реализации новых образовательных программ и исследовательских проектов (рисунок 2). Ответ на вызовы требует от правительства быстрого принятия ряда важных решений в сфере образования, таких как разработка законодательных актов, регулирующих онлайн обучение; оказание оперативной финансовой поддержки образовательным организациям для обеспечения онлайн обучения; разработка мер поддержки академической мобильности. [2].

Распространение COVID-19 оказало огромное влияние на академическую мобильность студентов, многие из них были вынуждены перенести запланированное обучение за рубежом на период после пандемии. В ответ на сложившуюся ситуацию образовательные организации стали задумываться о возможности перехода к виртуальной мобильности. Таким образом, кризис пандемии подтолкнул вузы к разработке новых стратегий и форматов работы с партнерами и активизировал подготовку преподавателей к работе с иностранными студентами в дистанционной форме.

Необходимо отметить, что постепенно обучающиеся адаптируются к дистанционной форме обучения и уже легче, по сравнению с первыми месяцами самоизоляции, воспринимают

Приезжая в российские вузы иностранные студенты как правило, начинают свое обучение с подготовительного факультета, где они могут изучить русский помогает им быстрее освоиться.

У обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в онлайн режиме есть ряд своих преимуществ: возможность обучения из любой точки мира, снимается часть коммуникативных барьеров возникающих при общении с преподавателем и одногруппниками. К минусам такого обучения можно отнести: отсутствие погружения в русскоязычную среду, снижения мотивации к обучению и большой объем самостоятельной работы (рисунок 3) [6].

В целях совершенствования процесса онлайн обучения РКИ целесообразно использовать в учебном процессе элементы проектной деятельности, применять игровые технологии, проводить виртуальные экскурсии, использовать интерактивные формы обучения, применять мультимедийные технологии, позволяющие создавать комплекс аудио-, видео, текстового и графического материала. Важно учитывать национальные особенности обучающихся, их психовозрастные и этнические особенности. Важно отметить что, смешанный формат обучения позволяющий совмещать онлайн и офлайн занятия, несомненно позволит повысить эффективность усвоения учебного материала. [6].

Есть основания предполагать, что уже ставший привычным для нас онлайн формат работы, останется и в будущем одной из воз-

нарастающий объемов информации, связанный с применением цифровых технологий, что открывает новые возможности для виртуальной академической мобильности.

можных форм осуществления образовательного процесса.

Заключение

На сегодняшний день, многие сферы деятельности затронули процессы цифровой трансформации. В бизнес-сообществе эти процессы связаны с серьезными технологическими, организационными и культурными изменениями. Цифровые технологии в образовании, всего лишь несколько лет назад, воспринимались как один из инструментов традиционного образовательного процесса. В современных условиях традиционной организации образовательного процесса недостаточно для получения всех тех знаний, умений и навыков, формирующих компетенции, которыми должен обладать обучающийся. Благодаря цифровым технологиям образовательные организации готовят выпускников готовых к переменам и способным противостоять глобальным вызовам.

Возникновение и распространение корона-вируса оказало огромное влияние на процесс развития цифровых технологий в системе образования, дало импульс к наращиванию потенциала преподавателей и открыло новые возможности для всех участников образовательного процесса. Ответом на вызов пандемии может стать рост инноваций в области педагогических технологий, дополнительные инвестиции в техническую инфраструктуру образовательных организаций, расширение возможностей для работы в дистанционном режиме.

Снижение академической мобильности

89%

Ослабление партнерств

59%

Научные исследования не могут быть окончены в срок

52%

Снижение количества абитуриентов

46%

Приостановка образовательной деятельности

24%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 2. Вызовы для университетов в период пандемии

Рис. 3. Плюсы, минусы и пути повышения эффективности онлайн обучения РКИ [6]

Повсеместное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс уже повлияло на представление об образовании и обучении. Стремительное развитие технологий создает условия и возможности для всех получать непрерывное образование в цифровом образовательном пространстве [1].

В свою очередь, цифровая среда меняет систему обучения и подход к образовательному процессу: происходит переход к более гибкой, изменчивой, вариативной системе обучения. В итоге гибким становится не только учебный процесс, но и деятельность преподавателя, эф-

фективность работы которого зависит от его способности адаптировать методические подходы и учебные материалы под возможности, цели и компетенции обучающегося [4].

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросова И. В. Практическое применение интерактивных форм обучения в образовательном процессе / И. В. Андросова // В мире научных открытий. — 2013. — № 7 (43). — С. 168—186.

2. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ [Текст] : аналитический материал. — Москва, 2020. — 23 с.

3. Железов Б. Академическая мобильность и международные отношения: новые развилки для нового десятилетия [Электронный ресурс] / Б. Железов. — URL: https://ru.valdaiclub.com/a/ highlights/akademicheskaya-mobilnost/

4. Занкова А. А. Изучение русского языка как иностранного в онлайн-среде: возможности и специфика [Электронный ресурс] / А. А. Занкова // МНКО. — 2019. — № 2 (75). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-onlayn-srede-vozmozhnosti-i- sp etsifika

5. Оборин М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс [Электронный ресурс] / М. С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. — 2020. — № 5 (92). . — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyy-protsess

6. Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-об-учения русскому языку как иностранному в вузах РФ [Электронный ресурс] / Е. Н. Стрельчук // Русистика. — 2021. — № 1. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-onlayn-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-rf

7. Survey measures expectations for higher education delivery in 2025 ICEF [Электронный ресурс]. — URL: https://monitor.icef.com/2021/01/ survey-measures-expectations-for-higher-education-delivery-in-2025/

8. The impact of COVID-19 on higher education around the world: IAU Global Survey Report / Giorgio Marinoni, Hilligje van't Land, Trine Jensen. — Paris : International Association of Universities, 2020. — P. 50.

LIST OF LITERATURE

1. Androsova I. V Practical application of interactive forms of learning in the educational process / I. V. Androsova // In the world of scientific discoveries. — 2013. — No. 7 (43). — Р. 168—186.

2. The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Higher Education Sector and Masters: An International, National and Institutional Response. [Text] : analytical material. — Moscow, 2020. — 23 p.

3. Zhelezov B. Academic mobility and international relations: new forks in the new decade [Electronic resource] / B. Zhelezov. — URL: https:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/akademicheskaya-mobilnost/

4. Zankova A. A. Learning Russian as a foreign language in the online environment: opportunities and specifics [Electronic resource] / A. A. Zankova // MNKO. — 2019. — No. 2 (75). — URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/izuchenie -russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-onlayn-srede-vozmozhnosti-i-spetsifika

5. Oborin M. S. The impact of the COVID-19 pandemic on the educational process [Electronic resource] / M. S. Oborin // Service in Russia and abroad. — 2020. — No. 5 (92). — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyy-protsess

6. Strelchuk E. N. Prospects for online teaching of Russian as a foreign language in the universities of the Russian Federation [Electronic resource] / E. N. Strelchuk // Russistika. — 2021. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-onlayn-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-rf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Survey measures expectations for higher education delivery in 2025 ICEF [Электронный ресурс]. — URL: https://monitor.icef.com/2021/01/ survey-measures-expectations-for-higher-education-delivery-in-2025/

8. The impact of COVID-19 on higher education around the world: IAU Global Survey Report / Giorgio Marinoni, Hilligje van't Land, Trine Jensen. — Paris : International Association of Universities, 2020. — P. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.