Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / дистанционное образование / студенты / преподаватели / анкетирование / pandemic / distance education / students / teachers / questionnaires

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Д. А., Соловьева И. А.

Для оценки эффективности перехода на обучение в дистанционном формате в режиме пандемии нами было проведено анкетирование студентов второго курса и преподавателей, доцентов и профессоров трех факультетов Политехнического института Вятского государственного университета: электротехнического, строительства и архитектуры, технологии, инжиниринга и дизайна. В итоге мы получили следующие результаты: большинство студентов и преподавателей хорошо адаптировались к формату дистанционного обучения. Большинство студентов всех факультетов нашли много положительных сторон обучения в дистанционном формате, однако в дальнейшем хотели бы продолжить обучение в смешанной форме (лекционные и практические занятия — дистанционно, а лабораторные занятия — очно в лабораториях). Преподаватели же, наоборот, не нашли для себя никаких преимуществ и не хотели бы продолжать работу в дистанционном формате. Также большинство предателей отметили снижение результатов усвоения знаний и умений обучающимися, в то время как сами студенты этой закономерности у себя не обнаружили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Д. А., Соловьева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF TRANSITION TO DISTANCE LEARNING AT THE POLYTECHNICAL INSTITUTE OF VYATKA STATE UNIVERSITY

To assess the effectiveness of the transition to distance learning in a pandemic mode, we conducted a survey of second-year students and teachers, associate professors and professors of the Faculties of Construction and Architecture, Electrical and Technology, Engineering and Design of the Polytechnic Institute of Vyatka State University. As a result, we got the following results: the majority of students and teachers have adapted well to the format of distance learning. Most of the students of all faculties found many positive aspects when studying in a distance learning format, however, in the future they would like to continue their education in a mixed form (lec¬tures and practical classes — remotely, and laboratory classes — in-person in laboratories). On the contrary, the teachers did not find any advantages for themselves and would not like to continue working in a distance format. Also, most of the traitors noted a decrease in the results of mastering the knowledge and skills of students, while the students themselves did not find this pattern in themselves.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 121-131. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 2. P. 121-131.

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2224-0772-2022-83-121-131

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д.А.Кузнецова

Дарья Александровна Кузнецова1, Ирина Александровна Соловьева2

1 2Вятский государственный университет, Киров, Россия

1da_kuznetsova@vyatsu.ru

2usr19830@vyatsu.ru

Аннотация. Для оценки эффективности перехода на обучение в дистанционном формате в режиме пандемии нами было проведено анкетирование студентов второго курса и преподавателей, доцентов и профессоров трех факультетов Политехнического института Вятского государственного университета: электротехнического, строительства и архитектуры, технологии, инжиниринга и дизайна. В итоге мы получили следующие результаты: большинство студентов и преподавателей хорошо адаптировались к формату дистанционного обучения. Большинство студентов всех факультетов нашли много положительных сторон обучения в дистанционном формате, однако в дальнейшем хотели бы продолжить обучение в смешанной форме (лекционные и практические занятия — дистанционно, а лабораторные занятия — очно в лабораториях). Преподаватели же, наоборот, не нашли для себя никаких преимуществ и не хотели бы продолжать работу в дистанционном формате. Также большинство предателей отметили

И.А.Соловьева

© Кузнецова Д. А., 2022 © Соловьева И. А., 2022

снижение результатов усвоения знаний и умений обучающимися, в то время как сами студенты этой закономерности у себя не обнаружили.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное образование, студенты, преподаватели, анкетирование

Для цитирования: Кузнецова Д. А., Соловьева И. А. Анализ эффективности перехода на дистанционное обучение в Политехническом институте Вятского государственного университета // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 121-131. https://doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-121-131.

Original article

Analysis of the efficiency of transition to distance learning at the Polytechnical institute of Vyatka State University

Daria A. Kuznetsova1, Irina A. Solovieva2 1 2 Vyatka State University, Kirov, Russia

1 da_kuznetsova@vyatsu.ru

2 usr19830@vyatsu.ru

Abstract. To assess the effectiveness of the transition to distance learning in a pandemic mode, we conducted a survey of second-year students and teachers, associate professors and professors of the Faculties of Construction and Architecture, Electrical and Technology, Engineering and Design of the Polytechnic Institute of Vyatka State University. As a result, we got the following results: the majority of students and teachers have adapted well to the format of distance learning. Most of the students of all faculties found many positive aspects when studying in a distance learning format, however, in the future they would like to continue their education in a mixed form (lectures and practical classes — remotely, and laboratory classes — in-person in laboratories). On the contrary, the teachers did not find any advantages for themselves and would not like to continue working in a distance format. Also, most of the traitors noted a decrease in the results of mastering the knowledge and skills of students, while the students themselves did not find this pattern in themselves.

Keywords: pandemic, distance education, students, teachers, questionnaires

For citation: Kuznetsova D. A., Solovieva I. A. Analysis of the efficiency of transition to distance learning at the Polytechnical institute of Vyatka State University. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(2):121-131. (In Russ.). https://doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-121-131.

Введение. Пандемия 2020 года внесла серьезные корректировки в образовательный процесс всех учебных заведений. Согласно приказу о деятельности вузов в условиях пандемии [6] всем учебным заведениям пришлось осваивать и внедрять технологии дистанционного образования [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9]. Некоторые вузы уже реализовывали программы дистанционного образования раньше, а другим пришлось осваивать их в кратчайшие сроки.

Во-первых, разберем понятие «дистанционное образование». Если отталкиваться от мнения американской ассоциации дистанционного обучения (The United States Distance Learning Association — USDLA) [4], дистанционное образование — это процесс обучения, в котором преподаватель и обучающийся или обучающиеся географически удалены друг от друга и поэтому для организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия [1; 8].

Для многих людей дистанционное обучение является инновационным, однако предпосылки данной формы обучения появились еще в 1836 году в Великобритании, когда был основан Лондонский университет (University of London), который с 1858 года начал высылать задания студентам из других стран по почте [4]. И до сих пор Великобритания занимает первое место среди европейских стран по уровню внедрения дистанционного образования, причем на всех уровнях образовательного процесса [1; 4; 8].

В настоящее время именно пандемия послужила толчком для развития дистанционного образования не только в России, но и во всем мире [4]. Нет сомнения, что в режиме обучения онлайн имеется ряд положительных моментов:

- доступность (нет привязки к определенному месту и времени обучения);

- возможность самостоятельно задавать темп обучения;

- снижение материальных затрат на обучение;

- расширение круга потенциальных студентов (работающих, не имеющих возможность посещать занятия по разным причинам);

- доступность образовательного материала (электронные библиотеки, образовательные сервисы);

- более объективная система оценки знаний обучающихся;

- контроль со стороны родителей;

- другие [2; 7; 8].

В то же время экстренный переход дистанционное обучение, отсутствие времени на подготовку и адаптацию вывели на первое место именно отрицательные моменты:

- устаревшее техническое оборудование или его полное отсутствие (как у преподавателей, так и у обучающихся);

- отсутствие подключения или слабый интернет (особенно в удаленных и небольших населенных пунктах);

- отсутствие и слабые технические навыки педагогов при работе в дистанционном режиме;

- снижение уровня коммуникации обучающихся (как между собой, так и с преподавателями);

- снижение качества обучения;

- другие [3; 4; 5; 7].

Особенный интерес вызывает переход на дистанционное обучение по техническим специальностям. Очевидно, что для полноценного освоения материала обучающимся требуется непосредственный контакт с объектом изучения [8]. Например, строители, которые ни разу не пробовали класть кирпичи, не смогут полноценно выполнять свою работу. Так же стоит отметить, что в процессе обучения у студентов формируется навык работе в коллективе. Без практики общения и работы в группах не могут быть выработаны на хорошем уровне коммуникативные навыки [8].

В современном мире, где технологии совершенствуются каждый год, полученные в вузе знания необходимо постоянно обновлять. Таким образом, современное образование должно готовить не просто специалистов в определенной области, а людей, способных свободно ориентироваться в большом потоке информации и постоянно обучаться [8].

Особого внимания при вынужденном переходе на обучение с применением дистанционных технологий заслуживают младшие курсы, поскольку их адаптация к вузу только началась, в отличие от старшекурсников, которые успели внедриться в учебный процесс.

Методы и материалы. Для оценки уровня эффективности перехода на дистанционное образование нами была разработана анкета из 15 вопросов. Анкетирование прошло в дистанционной форме в мае 2021 года. Были опрошены 22 студента второго курса и 33 преподавателя факультета строительства и архитектуры, 20 студентов и 20 преподавателей электротехнического факультета и 102 студента и 25 преподавателей факультета технологий, инжиниринга и дизайна.

Результаты. На основании полученных данных мы пришли к приведенным ниже выводам.

Большинство студентов всех вовлеченных в опрос факультетов оценили уровень своей адаптации к дистанционному образованию как высокий.

Респондентам предложили выбрать одно или несколько преимуществ дистанционного образования из предложенного списка. Студенты выбрали: возможность работать параллельно с обучением (59,1% — факультет строительства и архитектуры и 40,0% — электротехнический факультет; 9,1% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна); комфортные условия при обучении (68,2% — факультет строительства и архитектуры и 40,0% — электротехнический факультет); возможность повторно посмотреть материал занятия (22,7% — факультет строительства и архитектуры, 20,0% — электротехнический факультет и 24,2% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна), упрощение системы контроля результатов образовательного процесса (50,0% — факультет строительства и архитектуры), также большинство студентов всех трех факультетов из преимуществ выделили гибкий график и темп обучения (77,3%— факультет строительства и архитектуры, 70,0% — электротехнический факультет и 70,7% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) и экономию времени (77,3% — факультет строительства и архитектуры, 90,0% — электротехнический факультет и 70,7% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) (Рисунок 1).

Опыт нмоетоятепьнотрусесенияучеОндгд материала ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Еоаыожность повторно посмотреть материал занятия ^^^^^^^^^

0.0% 10. »»20,0% 30,0% 4(11 (»6 50,0% 60,0% 7010% 40.0» 90,0Н100,0К ■ факультеттек^рлгп'й. инжиниринга н днээйнэ 1 э^ектротекнн^естйфакультет

Рисунок 1. Основные преимущества дистанционного обучения, по мнению студентов

Студенты всех участвовавших в опросе факультетов отметили, что им понравилось учиться дистанционно.

Трудностей при дистанционном обучении большинство студентов всех трех факультетов не испытывали (45,5% — факультет строительства и архитектуры, 50,0% — электротехнический факультет и 43,3% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) (Рисунок 2).

Рисунок 2. Трудности при дистанционном обучении, по мнению студентов

Большинство студентов электротехнического факультета и факультета технологий, инжиниринга и дизайна не испытывали трудностей с усвоением лекционного материала (соответственно 60,0% и 63,7%), 40,9% студентов факультета строительства и архитектуры трудностей не испытывали, а 50% испытывали трудности частично. При выполнении практических и лабораторных работ студенты всех факультетов либо не испытывали трудностей, либо испытывали частично.

Также большинство студентов всех принявших участие в опросе факультетов отметили, что не испытывали недостатка живого общения.

Далее студентам было предложено оценить свои образовательные результаты до введения дистанционного обучения и во время него. Студенты факультета строительства и архитектуры ответили, что не заметили разницы (36,4%), 50% студентов электротехнического факультета отметили улучшение результатов, а 33,3% студентов факультета технологий, инжиниринга и дизайна затруднились ответить.

На вопрос «Чему вы научились за время дистанционного обучения?» можно было выбрать несколько ответов и большинство студентов всех трех факультетов ответили, что развили у себя навыки самостоятельного поиска и анализа информации (68,2% — факультет строительства и архитектуры, 70,0% — электротехнический факультет и 78,8% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна), улучшили самодисциплину (59,1% — факультет строительства и архитектуры, 40,0% — электротехнический факультет, 56,6% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) и усовершенствовали навыки работы на компьютере (36,4% — факультет строительства и архитектуры, 60,0% — электротехнический факультет, 55,6% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна).

Большинство студентов всех трех факультетов хотели бы в той или иной форме продолжить обучение в дистанционном формате. При выборе наиболее приемлемой формы обучения студенты факультетов строительства и архитектуры и технологий, инжиниринга и дизайна выбрали смешанную форму обучения (соответственно 63,6% и 63,6%), а мнение студентов электротехнического факультета разделилось между дистанционной и смешанной формами обучения (по 40,0%).

Среди опрошенных представителей профессорско-преподавательского состава было 19 преподавателей, 19 старших преподавателей, 37 доцентов и 3 профессора. Всеми ими в период работы в дистанционном режиме были реализованы следующие виды учебных занятий: лекции, практические работы, лабораторные работы и семинары. Большинство представителей профессорско-преподавательского состава всех трех факультетов оценили уровень своей адаптации к дистанционному образованию как средний.

Респондентам предложили выбрать одно или несколько преимуществ дистанционного образования из предложенного списка. Большинство опрошенных всех трех факультетов не нашли особых преимуществ в дистанционном обучении (54,5% — факультет строительства и архитектуры, 55,6% — электротехнический факультет, 60,0% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) (Рисунок 3), и им не понравилось работать в дистанционном формате.

Среди трудностей представителями профессорско-преподавательского состава были выделены недостаточный контроль усвоения знаний и умений обучающимися (48,5% — факультет строительства и архитектуры, 66,7% — электротехнический факультет, 56,0% — факультет

технологий, инжиниринга и дизайна), технические трудности (51,5% — факультет строительства и архитектуры, 33,3% — электротехнический факультет, 28,0% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна) и другие (Рисунок 4).

Рисунок 3. Основные преимущества дистанционного обучения, по мнению представителей профессорско-преподавательского состава

Рисунок 4. Трудности при дистанционном обучении, по мнению представителей профессорско-преподавательского состава

При проведении лекционных занятий большинство представителей профессорско-преподавательского состава не испытывали трудностей (57,6% — факультет строительства и архитектуры, 66,7% — электротех-

нический факультет, 36,0% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна). При проведении практических занятий испытывали трудности 45,5% преподавателей факультета строительства и архитектуры и 40% преподавателей факультета технологий, инжиниринга и дизайна, а большинство опрошенных преподавателей электротехнического факультета (55,6%) трудностей не испытывали. При проведении лабораторных работ испытали трудности большинство представителей профессорско-преподавательского состава (36,4% — факультет строительства и архитектуры, 52,0% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна и 44,4% — электротехнический факультет).

Далее представителям профессорско-преподавательского состава было предложено оценить результаты обучения студентов до введения дистанционного обучения и во время него. Большинство опрошенных преподавателей всех трех факультетов отметили, что при традиционной форме обучения у студентов результаты были выше (72,7% — факультет строительства и архитектуры, 77,8% — электротехнический факультет, 84% — факультет технологий, инжиниринга и дизайна).

Большинство представителей профессорско-преподавательского состава не хотят продолжать работу в дистанционном формате и при выборе наиболее приемлемой формы обучения предпочли очную.

Выводы. Проанализировав ответы студентов второго курса и профессорско-преподавательского состава Политехнического института Вятского государственного университета, можно сделать следующие выводы:

• большинство студентов и представителей профессорско-преподавательского состава хорошо адаптировались к условиям дистанционного обучения; среди преимуществ дистанционного обучения студентами были выделены: возможность повторно посмотреть материал, комфортные условия обучения, стимулирование личного развития, упрощение системы контроля результатов процесса обучения, удобство процесса обучения, возможность совмещать учебу с работой, в то время как большинство представителей профессорско-преподавательского состава не нашли особых преимуществ при работе в дистанционном формате;

• трудностей при усвоении материала в дистанционном формате большинство студентов не испытывали либо испытывали частично, в то время как большинство представителей профес-

сорско-преподавательского состава испытывали трудности при проведении лабораторных работ; • наиболее приемлемой формой обучения студенты считают смешанную, а представители профессорско-преподавательского состава — очную. Таким образом, выводы говорят о том, что, по мнению студентов, переход на дистанционное обучение прошел успешно, в то время как мнение представителей профессорско-преподавательского состава противоположно.

Список источников

1. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 205-208.

2. Жамкочьян С. С. Образование и дистанционное обучение: осмысление первых итогов полного погружения в дистант // Каржы — Финансы. 2020. № 1-2 (47-48). С. 88-96.

3. Зобачева И. А. Переход на ДОТ: проблемы, плюсы и минусы в период пандемии COVID-19 // Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики: сб. науч. ст. по мат-лам V Междунар. науч.-практ.конф., Уфа, 14.05.2021. Уфа: Вестник науки, 2021. С. 87-92.

4. Корба О. А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // Образование и педагогика: теория и практика: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 04.12.2020) / редкол.: Ж. В. Мурзина и др.Чебоксары: Среда, 2020. С. 37-40.

5. Лазарева О. П., Мороз Н. А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: мнение преподавателей и студентов вуза // Siberian Socium. 2021. Т. 5, № 1(15). С. 50-67.

6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 8 мая 2020 г. № 648 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352166/(дата обращения: 02.11.2021).

7. Торопова А. И., Сочнева А. С., Рыбина Е. А. и др. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/05/92584 (дата обращения: 02.11.2021).

8. Шевченко Д. Ф., Голубова О. А., Шевченко В. В. и др. Внедрение дистанционного образования с целью сохранения здоровья обучающихся и педагогов и стоп-факторы, затрудняющие его // Архив клинической и экспериментальной медицины. 2020Ч. 2. С. 126.

9. Ясинский В. Б. О применимости дистанционных образовательных технологий для получения высшего образования по техническим специальностям // Исследовано в России. 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenimosti-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-dlya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-po-tehnicheskim-spetsialnostyam (дата обращения: 02.11.2021).

References

1. Bataev A. V. Analiz mirovogo rynka distancionnogo obrazovaniya // Molodojuchenyj. 2015. № 20 (100). S. 205-208.[In Rus].

2. Zhamkochyan S. S. Obrazovanie i distancionnoe obuchenie: osmyslenie pervyh itogov polnogo pogruzheniya v distant // Karzhy — Finansy. 2020. № 1-2 (47-48). S. 88-96. [In Rus].

3. Zobacheva I. A. Perekhodna DOT: problemy, plyusyiminusy v period pandemii COVID-19 // Integraciya nauki, obrazovaniya, obshchestva, proizvodstvai ekonomiki: sb. nauch. st.po mat-lam

V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ufa, 14.05.2021. Ufa: Vestnik nauki, 2021. S. 87-92. [In Rus].

4. Korba O. A. Distancionnoe obuchenie v usloviyah pandemii: problemyi perspektivy // Obrazovanie i pedagogika: teoriyaipraktika: mat-ly Vseross. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 04.12.2020) / redkol.: Zh. V. Murzina i dr. Cheboksary: Sreda, 2020. S. 37-40. [In Rus].

5. Lazareva O. P., Moroz N. A. Distancionnoe obuchenie v usloviyah pandemii: mnenie prepodavatelej i studentov vuza // Siberian Socium. 2021. T. 5, № 1 (15). S. 50-67. [In Rus].

6. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 8 maja 2020 g. № 648 «O dejatel'nosti podvedomstvennyh Ministerstvu nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii or-ganizacij v uslovijah preduprezhdenija rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) na territorii Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352166/ (data obrashcheniya: 02.11.2021).

7. Toropova A. I., Sochneva A. S., Rybina E. A. i dr. Distancionnoe obuchenie v usloviyah pandemii // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2020. № 5 [Elektronnyj resurs]. URL: http://web. snauka.ru/issues/2020/05/92584 (data obrashcheniya: 02.11.2021).[In Rus].

8. Shevchenko D. F., Golubova O. A., Shevchenko V. V. i dr. Vnedrenie distancionnogo obrazovaniya s cel'yu sohraneniya zdorov'ya obuchayushchihsya i pedagogov i stop-faktory, zatrudnyay ushchieego // Arhiv klinicheskoj i eksperimental'noj mediciny. 2020. Ch. 2. S. 126. [In Rus].

9. Yasinskij V. B. O primenimosti distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij dlya polucheniya vysshego obrazovaniya po tekhnicheskim special'nostyam // Issledovano v Rossii. 2002 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenimosti-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-dlya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-po-tehnicheskim-spetsialnostyam (data obrashcheniya: 02.11.2021). [In Rus].

Информация об авторах

Д. А. Кузнецова — старший преподаватель кафедры промышленной безопасности и инженерных систем И. А. Соловьева — старший преподаватель кафедры промышленной безопасности и инженерных систем

Information about the authors

D. A. Kuznetsova — senior lecturer at the Chair of industrial safety and engineering systems I. А. Solovieva — senior lecturer at the Chair of industrial safety and engineering systems

Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 02.03.2022. The article was submitted 16.11.2021; approved after reviewing 10.01.2022; accepted for publication 02.03.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.