Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТРУДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТРУДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДИАТРЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова И. Л., Плескачевская Т. А., Демяненко А. Н., Фомина Т. Ф.

Целью исследования явилось изучение мнения студентов старших курсов педиатрического факультета об опыте дистанционного обучения в период весеннего семестра 2019-2020 учебного года с целью выявления возникших у них проблем и трудностей, а также оценки эффективности данного метода. Проведено анонимное анкетирование 329 студентов 4-6 курсов педиатрического факультета. Анкета включала 27 вопросов относительно технического обеспечения, эффективности, а также субъективного отношения и адаптации студентов к дистанционному процессу обучения. Было установлено, что по мнению большинства студентов, в период дистанционного обучения учебная нагрузка возрастает, в сравнении с очным обучением, при этом интерес к обучению в период дистанционного обучения у большинства студентов не изменился. Большинство студентов 6-го курса считают, что дистанционный формат обучения никак не повлияли на качество и эффективность обучения в отличии от студентов 4-го и 5-го курсов, которые считают, что эффективность дистанционного обучения ниже, чем очных форм. Основными недостатками дистанционных форм обучения признаны: высокая нагрузка на зрительный анализатор и технические проблемы, а также отсутствие своевременной обратной связи с преподавателями. Большинство студентов-педиатров считают возможным перевод в дистанционный формат лекционного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова И. Л., Плескачевская Т. А., Демяненко А. Н., Фомина Т. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: DIFFICULTIES AND EFFECTIVENESS IN THE EYES OF STUDENTS STUDYING IN THE SPECIALTY "PEDIATRICS" AT THE SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Purpose of this study was to investigate the opinions of students of pediatric faculty about the experience of distance learning during the spring semester of the 2019-2020 year to identify they had experienced problems and difficulties and evaluate the effectiveness of the method. An anonymous survey of 329 students of 4-6 courses of the faculty of Pediatrics was conducted. The questionnaire included 27 questions about technical support, efficiency, as well as the subjective attitude and adaptation of students to the distance learning process. It was found that in the opinion of the majority of students, the learning load increases during distance learning in comparison with full-time training, while the interest in learning during distance learning has not changed for the majority of students. The majority of 6th year students believe that the distance learning format did not affect the quality and effectiveness of training in any way, unlike 4th and 5th year students who believe that the effectiveness of distance learning is lower than full-time forms. The main disadvantages of distance learning are recognized: high load on the visual analyzer and technical problems, as well as the lack of timely feedback from teachers. Most pediatrician students consider it possible to transfer to the distance format of a lecture course.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТРУДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПЕДИАТРИЯ" В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

удк 616-053.82.0707

doi10.37963/sma.2020.4.43

□ дистанционное обучение: трудности и эффективность глазами студентов, обучающихся по специальности «педиатрия»

в смоленском государственном медицинском университете

Алимова И.Л., Плескачевская Т.А., Демяненко А.Н., Фомина Т.Ф.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.

Крупской, 28

iri-alimova@yandex. ru - Алимова И. Л

plesktany@yandex. ru - Плескачевская Т. А

alex-glam @mail. ru - Демяненко А. Н

Резюме: Целью исследования явилось изучение мнения студентов старших курсов педиатрического факультета об опыте дистанционного обучения в период весеннего семестра 2019-2020 учебного года с целью выявления возникших у них проблем и трудностей, а также оценки эффективности данного метода. Проведено анонимное анкетирование 329 студентов 4-6 курсов педиатрического факультета. Анкета включала 27 вопросов относительно технического обеспечения, эффективности, а также субъективного отношения и адаптации студентов к дистанционному процессу обучения. Было установлено, что по мнению большинства студентов, в период дистанционного обучения учебная нагрузка возрастает, в сравнении с очным обучением, при этом интерес к обучению в период дистанционного обучения у большинства студентов не изменился. Большинство студентов 6-го курса считают, что дистанционный формат обучения никак не повлияли на качество и эффективность обучения в отличии от студентов 4-го и 5-го курсов, которые считают, что эффективность дистанционного обучения ниже, чем очных форм. Основными недостатками дистанционных форм обучения признаны: высокая нагрузка на зрительный анализатор и технические проблемы, а также отсутствие своевременной обратной связи с преподавателями. Большинство студентов-педиатров считают возможным перевод в дистанционный формат лекционного курса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, педиатры, студенты

□ distance learning: difficulties and effectiveness in the eyes of students studying in the specialty "pediatrics" at the smolensk state medical university

Alimova I. L., Pleskachevskay T. A., Demyanenko A. N., Fomina T. F.

Smolensk State Medical University, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary: Purpose of this study was to investigate the opinions of students of pediatric faculty about the experience of distance learning during the spring semester of the 2019-2020year to identify they had experienced problems and difficulties and evaluate the effectiveness of the method. An anonymous survey of 329 students of 4-6 courses of the faculty of Pediatrics was conducted. The questionnaire included 27 questions about technical support, efficiency, as well as the subjective attitude and adaptation of students to the distance learning process. It was found that in the opinion of the majority of students, the learning load increases during distance learning in comparison with full-time training, while the interest in learning during distance learning has not changedfor the majority of students. The majority of 6th year students believe that the distance learning format did not affect the quality and effectiveness of training in any way, unlike 4th and 5th year students who believe that the effectiveness of distance learning is lower than full-time forms. The main disadvantages of distance learning are recognized: high load on the visual analyzer and technical problems, as well as the lack of timely feedback from teachers. Most pediatrician students consider it possible to transfer to the distance format of a lecture course.

Key words: distance learning, pediatricians, students

Введение. В последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили дистанционные формы обучения, чему во многом способствовало развитие и доступность технических средств сбора, обработки и передачи информации [5]. В настоящее время технологии дистанционного обучения (ДО) занимают прочную позицию в системе

высшего профессионального образования в технических, гуманитарных и многих других сферах, сочетаясь с традиционными формами и методами обучения [3]. Также они активно используются для построения сетевого взаимодействия ВУЗа с организациями-работодателями [2].

Дистанционное обучение имеет некоторые преимущества, такие как: возможность самостоятельно формировать график обучения, определять время изучения материала и продолжительность занятий; доступность; экономия времени и финансовых ресурсов. Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества, дистанционное образование имеет недостатки: обучающиеся должны иметь соответствующее оборудование, программное обеспечение, быть организованными и самостоятельными, преподаватели должны осваивать современные информационные каналы связи, обеспечивать своевременную обратную связь с обучающимися, что может быть затруднительно для старшего поколения профессорско-преподавательского состава. Кроме того, традиционное обучение, в отличие от дистанционного, помимо приобретения знаний, умений и навыков уделяет внимание воспитанию и социализации личности [1,2,5].

Применение цифровых технологий на различных этапах подготовки врачей имеет свои особенности, поскольку многие навыки и умения на современном уровне развития технологий не могут быть полноценно приобретены иначе, как на практических занятиях в традиционной, очной форме. Это, прежде всего, относится к освоению различных манипуляций, операций, исследований, приобретению опыта общения с пациентами, проведению обследования, ведению медицинской документации и т.д., кроме того пока мало обучающихся осознают важность самостоятельной работы, её организующее влияние [4].

Пандемия, вызванная вирусом COVID-19, заставила с марта 2020 г практически все высшие учебные заведения Российской федерации, в том числе и медицинские ВУЗы, одномоментно перейти на дистанционные формы образования.

Во многих высших медицинских образовательных учреждениях элементы дистанционного образования ранее чаще использовались в методологии последипломной подготовки и переподготовки медицинских кадров, а также на курсах повышения квалификации врачей. Стоить отметить, что для студентов медицинских ВУЗов, обучающихся по программам специалитета, данная методика образования была использована впервые, в связи с чем, изучение особенностей организации и проведения, а также отношения студентов к ней, видится актуальным вопросом в современных реалиях.

Целью исследования явилось изучение мнения студентов педиатрического факультета об опыте дистанционного обучения в период весеннего семестра 2019-2020 учебного года с целью выявления возникших у них проблем и трудностей, а также оценки эффективности данного метода обучения для последующей его оптимизации и возможного внедрения в практику подготовки студентов-медиков.

Методика: проведено анонимное анкетирование с помощью, разработанной нами анкеты 329 студентов 4-6 курсов педиатрического факультета. Анкета включала 27 вопросов касающихся технического обеспечения, эффективности, а также субъективного отношения и адаптации студентов к дистанционному процессу обучения.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Statistic 7,0 (StatSoft, 2009), Excel 10.0 c использованием непараметрических параметров, так как большинство распределений исследуемых признаков отличалось от нормального. Для подсчета уровня значимости бинарных показателей использовался критерий Хи-квадрат. За критический уровень значимости принимали р <0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Все опрошенные были разделены на три группы: 1 -ю группу наблюдения составили 114 студентов 6-го курса, 2-ю - 100 студентов 5-го курса, 3-ю -115 студентов 4-го курса. Все студенты прошли обучение в дистанционном формате, включавшем наряду с лекционным курсом практические занятия как на теоретических, так и на практических кафедрах с марта по июнь 2020 г.

Дистанционное обучение, наряду с различными электронными формами (задания для самостоятельной работы - изучение теоретического материала, тесты и ситуационные задачи, презентации лекций), включало обучение в режиме реального времени с помощью видеоконференций, вебинаров на различных платформах.

Большинство опрошенных на период введения дистанционного обучения имели соответствующее оборудование, программное обеспечение, определенный уровень компьютерной грамотности. Так 102 (89%) студента 6-го, 74 (74%) 5-го и 89 (77%) 4-го курса использовали для работы стационарный компьютер/ноутбук/планшет (р=0,010), пользовались смартфонами постоянно или эпизодически 86(75%), 63(63 %) и 17(15%) соответственно (р=0,015). Несмотря на наличие достаточно современного оборудования и средств коммуникации, большая загрузка провайдеров сети Интернет в период тотального дистанционного обучения выявила ряд технических проблем: около половины респондентов (32%, 50% и 50% соответственно) отмечали плохое качество связи видеоконференций (звук, изображение), сайт ВУЗа из-за высокой нагрузки плохо работал в дневное время.

Ряд респондентов (27%, 16% и 8% соответственно, р=0,013) в период ДО находился в местах самоизоляции с неустойчивым выходом в Интернет, что сопровождалось периодическими проблемами дистанционного образовательного процесса, отсутствием своевременной обратной связи с преподавателями ВУЗа.

Периодически возникавшие трудности не помешали большинству студентов-педиатров «хорошо» и «удовлетворительно» адаптироваться к условиям ДО (1-я группа -106 (93%); 2-я группа - 90 (90%), 3-я-111 (97%) р=0,160), менее 10% обучающихся «плохо» приспособились к обучению в новом формате (7%, 9% и 3% соответственно, р=0,160).

В качестве основных недостатков ДО большинство студентов 5-го курса отмечали большую нагрузку на зрительный анализатор (40(40%)) в сравнении со студентами 6-го курса (34(30%) и 4-го 26(24%)), р=0,079), которые среди недостатков чаще выделяли технические проблемы организации образовательного процесса (32(28%), 13(13%) и 46(53%), р<0,001).

Среди платформ дистанционного обучения наиболее удобными по мнению всех опрошенных оказались Zoom (154 (72%), Skype (40 (19%)) и WhatsApp 20(9%), p<0,001). Все эти платформы активно использовались преподавателями нашего ВУЗа, в том числе и для проведения промежуточной аттестации.

Студенты 6-го курса чаще (51 (45%)), чем 5-го (16 (16%)) и 4-го (30 (35%) р<0,001) считали, что учебная нагрузка в период ДО возросла в сравнении с традиционным очным обучением, что вероятно было связано с предстоящей итоговой государственной аттестацией выпускников, требующей повторения большого объема изученного материала.

По мнению большинства респондентов (75(66%), 61(61%), 56(65%) соответственно, р=0,079) дистанционное образование никак не повлияло на их интерес к учебе, более того у ряда студентов даже повысил интерес к учебе: у 25 (22%), 16 (16%) и 27 (23%) соответственно (р=0,370), однако достаточно много было и тех, кто стал меньше интересоваться учебой в период ограничительных мероприятий, в первую очередь, это касалось студентов 4-го (23 (23%) и 5-го курсов (17 (20%), р=0,042), что связано, в большей степени, с необходимостью приобретения мануальных навыков на этих курсах, чего не предусматривает ДО.

Наиболее информативным способом проведения лекций (р>0,05) по мнению обучающихся было чтение лекций в форме вебинара (58 (51%), 33 (33%)) и 37(43%)) в сравнении с самостоятельным изучением презентаций лекций (14 (12%),19 (19%) и 17 (19%) соответственно).

Среди различных вариантов проведения практических занятий, как наиболее информативные и продуктивные относительно качества полученных знаний, около трети студентов 6-го-4-го курсов отметили дистанционные занятия, проводимые в режиме реального времени с использованием различных интернет-платформ (35(31%), 32(32%), 31 (36%) р=0,698), большая часть опрошенных 1-й группы - 46 (40%) и 3-й группы (44

(39%)), в меньшей степени 2-й группы 29 (29%), в данном вопросе отдали предпочтение очной форме обучения (р=0,192).

Объективность оценки знаний, полученных на дистанционном практическом занятии (88(77%), 81 (81%) и 89(78%), р=0,121), при дистанционной сдаче зачетов и экзаменов ((97(85%), 84(84%),92(80%), р=0,251) большинство студентов оценило на «хорошо» и «удовлетворительно», однако почти половина опрошенных четверокурсников 55 (48%), (50 (50%)) пятикурсников и 41% (47) шестикурсников считают, что качество знаний, полученных при ДО всё же ниже чем при очном обучении (р=0,432).

45% (51) студентов 6-го курса считали, что дистанционный и электронный форматы обучения никак не повлияли на качество и эффективность их обучения. Аналогичная точка зрения значительно реже встречалась в анкетах студентов 4-го (28(25%)) и 5-го (36 (36%) курсов (р=0,007), в образовательном процессе которых много времени отводилось на клинические кафедры, приобретение навыков общения с пациентом.

Важную роль в подготовке будущего врача играет формирование профессиональных компетенций, многие из которых постигаются и закрепляются у постели больного во время обучения на старших курсах ВУЗа. В период ДО преподаватели клинических кафедр, наряду с презентациями и вебинарами, с целью повышения уровня практических навыков, достигнутого в предшествующие периоды обучения, использовали обучающие фильмы, что позволило сохранить (по мнению опрашиваемых) достигнутый уровень навыков у большинства студентов-педиатров 6-го и 5-го курсов (61 (54%) и 51% (51%)) в сравнении с 4-м (42(37%), р=0,022), где карантинные мероприятия ограничили возможность активного применения и закрепления мануальных навыков. К сожалению, ряд опрошенных также отмечает снижение уровня практических навыков за период ДО (36 (32%), 25 (25%) и 57(50%) соответственно, р<0,001).

Несмотря на то, что в целом большинство обучающихся удовлетворительно оценило организацию дистанционного обучения (р<0,001) как в электронном формате, так и в режиме видеоконференций и вебинаров, около трети студентов (30(26%), 24(24%) и 35(30%), р=0,265) негативно отнеслись к данным способам обучения.

Подавляющее большинство студентов 6-го (85(78%), 5-го и 4-го курсов (70(70%), 63 (55%), р=0,005) оценили на «хорошо» и «отлично» работу профессорско-преподавательского состава СГМУ, который в короткие сроки переориентировался на новый способ обучения, 14(12%), 24(24%) и 40(34%) соответственно - на «удовлетворительно» (р<0,001), отдавая предпочтение очной форме обучения. Многие из респондентов (79(69%), 84(84%) и 84(73%) соответственно, р=0,038) отмечали возможность дальнейшего применения ДО наряду с очной формой обучения в рамках чтения лекционного курса, проведения зачетов и экзаменов (28(25%), 13(13%) и 28(24%) соответственно, р=0,064).

Выводы:

По мнению большинства студентов, в период дистанционного обучения учебная нагрузка возрастает, в сравнении с очным обучением, особенно на старших курсах.

Наиболее информативными формами дистанционного обучения по мнению студентов-педиатров являются практические занятия и лекции в формате вебинаров.

Интерес к обучению в период дистанционного обучения у большинства студентов не изменился, но наибольшее снижение отмечалось у студентов 4-го курса в сравнении со студентами старших курсов.

Большинство студентов 6-го курса считают, что дистанционный формат обучения никак не повлиял на качество и эффективность обучения в отличии от студентов 4-го и 5-го курсов, которые считают, что эффективность дистанционного обучения ниже, чем очных форм.

Около трети опрошенных студентов отмечают снижение уровня практических навыков за время дистанционного обучения. Чаще снижение уровня практических навыков отмечали студенты 4-го курса, в сравнении со студентами 5-го и 6-го курсов, которые

считали, что дистанционное обучение не повлияло на уровень их профессиональных компетенций.

Основными недостатками дистанционных форм обучения признаны: высокая нагрузка на зрительный анализатор и технические проблемы, связанные с особенностями работы интернета, а также отсутствие своевременной обратной связи с преподавателями.

Большинство студентов-педиатров отдают предпочтение очной форме обучения, но считают возможным перевод в дистанционный формат лекционного курса.

Заключение. Таким образом, несмотря на наличие некоторых технических трудностей, возникших в процессе дистанционного обучения, студенты-педиатры хорошо адаптировались к новым условиям обучения, не потеряли интерес к учебе. Существенным ограничением такой формы обучения является отсутствие контактной работы с пациентами, в связи с чем снижается уровень и качество практических навыков обучающихся. Большинство студентов считают дистанционный формат обучения неприемлемым в медицинском ВУЗе, однако, в условиях чрезвычайных ситуаций при вынужденной необходимости вновь прибегнуть к дистанционному обучению отмечают целесообразность проведения лекций и практических занятий в формате вебинара в режиме реального времени.

Литература

1. Антонович М. Ю., Любченко М. Ю. Дистанционное образование в медицине.

2. // Медицина и экология. - 2019. - №1. - С. 119-122.

3. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования. // Преподаватель XXI век. - 2018. - №3. - С. 26-34.

4. Красько С.А., Сергеева Л.Г., Михайлова Н.Н. Применение дистанционного обучения в технических университетах. // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - №6. - С.135-139.

5. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов. // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2020. - №2. - С.3-9.

6. Савранская К.С., Красноплахтова Л.И. Технологии дистанционного образования. // Вопросы образования и науки. - 2018. - №7(19). - С. 194-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.