«Научные исследования и инновации»
УДК 316
Заякина Ольга Александровна Zayakina Olga Aleksandrovna
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология,
психология и социальный менеджмент» candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Sociology,
Psychology and Social Management Московский авиационный институт Moscow Aviation Institute
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ATTITUDE OF ENGINEERING STUDENTS TO DISTANCE EDUCATION
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы дистанционного образования студентов инженерных специальностей. Автор указывает, что на современном этапе дистанционный формат обучения стал неотъемлемой частью вузовского образования. Проанализированы данные социологических исследований эффективности дистанционного образования. Особое внимание уделяется рассмотрению результатов, проведенного автором социологического опроса студентов 1-3 курсов. Отмечается, что студенты в большинстве своем удовлетворены качеством проведения дистанционных занятий в их ВУЗе. Опрошенные студенты инженерных специальностей выбирают смешанный формат обучения, в котором есть и очные, и дистанционные занятия. Дистанционный формат обучения, по их мнению, больше всего подходит студентам-вечерникам, магистрантам и аспирантам заочной формы обучения, слушателям повышения квалификации.
Abstract: The article is devoted to the consideration of the problem of online education of students of engineering specialties. The author points out that at the present the distance learning format has become an integral part of university education. Data from sociological studies of the effectiveness of distance education were analyzed. Particular attention is paid to the consideration of the results conducted by the author of a sociological survey of students of 1-3 courses. It is noted that students are mostly satisfied with the quality of remote classes at their university. Interviewed students of engineering specialties choose a mixed format, in which there are both full-time and online classes. The distance learning format, in their opinion, is most suitable for bachelor and master program students of the correspondence form of study, students of advanced training.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, студенты, инженеры.
Key words: education, distance learning, students, engineers.
429
VМеждународная научно-практическая конференция
В условиях пандемии коронавирусной инфекции высшие учебные заведения РФ столкнулись перед необходимостью повсеместного введения дистанционного обучения. Еще несколько лет назад проведение занятий только в дистанционном формате казалось перспективой отдаленного будущего. В законодательстве РФ дистанционные образовательные технологии рассматриваются как образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей, при этом обучение происходит при опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей [1].
Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в мае 2020 года, большинство студентов было удовлетворено организацией дистанционного образования в ВУЗе: 25% -удовлетворены полностью, 47% - скорее удовлетворены, чем не удовлетворены. При этом уровень преподавания в дистанционном формате студенты оценивают довольно высоко (высокий и скорее высокий уровень - 53%, средний -32%)[2].
Особый интерес в социологических исследованиях вызывает анализ изменений учебной нагрузки на преподавателей и студентов в связи с дистанционным обучением. Каждый третий опрошенный отметил, что нагрузка на преподавателей скорее увеличилась. Двадцать процентов указали, что нагрузка на преподавателей существенно увеличилась, такое же количество респондентов выразило мнение, что нагрузка осталась на прежнем уровне. Что же касается нагрузки на студентов, то она, по мнению половины опрошенных, увеличилась в разной степени. Около 40% студентов считают, что учебная нагрузка на них осталась на прежнем уровне [2].
Дистанционное обучение студентов-инженеров осложняется тем, что им мало увидеть схему станка или прибора на мониторе компьютера, им важно иметь доступ к лаборатории, в которой можно ознакомиться с особенностями работы данного объекта. В марте - апреле 2021 года мы провели опрос 150 студентов, обучающихся на инженерных специальностях. В анкетировании
«Научные исследования и инновации» участвовали студенты Московского авиационного института и Высшей школы
экономики. Одной из задач данного опроса являлось выявление отношения
студентов к дистанционному обучению. Исследование показало, что половина
опрошенных студентов - будущих инженеров выбрала именно сочетание
дистанционного обучения с очным обучением в формате живого общения.
Очевидно, студенты хотят закрепить лекционный материал посредством работы
в учебных лабораториях. Около 30% выбрали бы очное обучение. Этот факт, на
наш взгляд, объясняется тем, что во время пандемии студенты привыкли к
дистанционной форме работы и ощутили, в том числе и ее плюсы. Только 17%
хотели бы учиться полностью дистанционно. Таким образом, как показал опрос,
именно смешанное обучение является предпочитаемым для студентов
форматом. Отрадно заметить, что 37% отмечают наличие положительных
изменений в процессе дистанционного обучения, и только 9% - изменений в
худшую сторону.
В исследовании мы также задавали вопрос о том, для каких категорий обучающихся больше подойдет дистанционный формат обучения. По мнению студентов, обучающихся на инженерных специальностях, данный формат пойдет в первую очередь студентам-вечерникам (64%), магистрантам и аспирантам заочной формы обучения (61%), слушателям курсов повышения квалификации. Школьникам (особенно начальных классов) и студентам-очникам первого курса лучше, по мнению опрошенных, учится в рамках очного формата.
Таким образом, исследования показывают, что студенты в большинстве своем удовлетворены качеством проведения дистанционных занятий в их ВУЗе. Опрошенные студенты инженерных специальностей выбирают смешанный формат обучения, в котором есть и очные, и дистанционные занятия. Дистанционный формат обучения, по их мнению, больше всего подходит студентам-вечерникам, магистрантам и аспирантам заочной формы обучения, слушателям повышения квалификации.
VМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Электронный ресурс. Режим доступа http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d698 6b5301ab79c23f0055ca4 (дата обращения 9.04.2021).
2. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании. Аналитический обзор. Электронный ресурс. Режим доступа https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii (дата обращения 9.04.2021).