Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ СТАРШИХ КУРСОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ СТАРШИХ КУРСОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Л.В., Бурангулова А.В., Мулюкова А.И.

Цель исследования: изучить отношение студентов-медиков к дистанционной форме обучения по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» в период пандемии COVID-19. Материалы и методы исследования: анкета, включающая вопросы об организации онлайн-занятий, субъективной оценке адаптации, уровня мотивации, изменения учебной нагрузки, положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения. Исследование проводилось с применением Google Forms -онлайн-сервиса для создания формы опроса, сбора и обработки полученных данных. В выборочном анонимном опросе приняли участие 140 студентов 5-6 курсов педиатрического факультета БГМУ. Анкетирование позволило выявить положительные стороны дистанционного обучения, среди которых были названы: низкий риск заражения инфекцией, экономия времени и денежных средств на переезды между клиническими базами, комфортность обучения в привычной домашней обстановке, снижение уровня стресса, самодисциплина, возможность копирования и повторного изучения учебного материала, возможность совмещать учебу и работу. Сделаны выоды, что дистанционный формат обучения не может полностью заменить очную форму, но перевод части учебной нагрузки в дистанционный вид следует признать положительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Л.В., Бурангулова А.В., Мулюкова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO ORGANIZE DISTANT TRAINING FOR THE SENIOR STUDENTS-PEDIATORS OF THE BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY

Objective of the article: to study the attitude of medical students to distance learning in the discipline "Polyclinic and emergency pediatrics" during the COVID-19 pandemic. Materials and research methods: a questionnaire that includes questions about the organization of online lessons, subjective assessment of adaptation, the level of motivation, changes in the study load, the positive and negative aspects of distance learning. The research was carried out using Google Forms, an online service for creating a survey form, collecting and processing the received data. 140 students of 5-6 courses of the pediatric faculty of BSMU took part in a sample anonymous survey. The survey made it possible to identify the positive aspects of distance learning, among which were named: low risk of infection, saving time and money for moving between clinical sites, comfortable learning in a familiar home environment, reducing stress levels, self-discipline, the ability to copy and re-study educational material, the ability to combine study and work. The distance learning format cannot completely replace the full-time form, but the transfer of part of the study load to the distance form should be recognized as positive.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ СТАРШИХ КУРСОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК: 61:378.147:004.771

Людмила Викторовна Яковлева,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой поликлинической и неотложной

педиатрии с курсом ИДПО, Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа).

E-mail: fock20051@mail.ru

Альбина Ванцетовна Бурангулова,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической и неотложной педиатрии с курсом ИДПО, Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа).

E-mail: burangulova_av@mail.ru

Азалия Ирековна Мулюкова,

ассистент, завуч кафедры поликлинической и неотложной педиатрии с курсом ИДПО, Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа).

E-mail: azaliya_mulykova@mail.ru

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ СТАРШИХ КУРСОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Цель исследования: изучить отношение студентов-медиков к дистанционной форме обучения по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» в период пандемии COVID-19. Материалы и методы исследования: анкета, включающая вопросы об организации онлайн-занятий, субъективной оценке адаптации, уровня мотивации, изменения учебной нагрузки, положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения. Исследование проводилось с применением Google Forms -онлайн-сервиса для создания формы опроса, сбора и обработки полученных данных. В выборочном анонимном опросе приняли участие 140 студентов 5-6 курсов педиатрического факультета БГМУ. Анкетирование позволило выявить положительные стороны дистанционного обучения, среди которых были названы: низкий риск заражения инфекцией, экономия времени и денежных средств на переезды между клиническими базами, комфортность обучения в привычной домашней обстановке, снижение уровня стресса, самодисциплина, возможность копирования и повторного изучения учебного материала, возможность совмещать учебу и работу. Сделаны выоды, что дистанционный формат обучения не может полностью заменить очную форму, но перевод части учебной нагрузки в дистанционный вид следует признать положительным.

Ключевые слова: дистанционное обучение, адаптация, студенты

Для цитирования: Яковлева Л.В. Об организации дистанционного обучения студентов старших курсов Башкирского государственного медицинского университета / Л.В. Яковлева, А.В. Бурангулова, А.И. Мулюкова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С. 134-143.

Lyudmila V. Yakovleva, Dr. Sc. (Medicine), Professor, Head of the Department of Outpatient and Emergency Pediatrics with the Course of IDPO, Bashkir State Medical University (Ufa).

E-mail: fock20051@mail.ru

Albina V. Burangulova,

Cand. Sc. (Medicine), Associate Professor Department of Outpatient and Emergency Pediatrics with the Course of IDPO, Bashkir State Medical University (Ufa).

E-mail: burangulova_av@mail.ru

Azaliya I. Mulyukova,

Assistant, Head Teacher Department of Outpatient and Emergency Pediatrics with the Course of IDPO, Bashkir State Medical University (Ufa). E-mail: azaliya_mulykova@mail.ru

HOW TO ORGANIZE DISTANT TRAINING FOR THE SENIOR STUDENTS-PEDIATORS OF THE BASHKIR STATE

MEDICAL UNIVERSITY

Abstract. Objective of the article: to study the attitude of medical students to distance learning in the discipline "Polyclinic and emergency pediatrics" during the COVID-19 pandemic. Materials and research methods: a questionnaire that includes questions about the organization of online lessons, subjective assessment of adaptation, the level of motivation, changes in the study load, the positive and negative aspects of distance learning. The research was carried out using Google Forms, an online service for creating a survey form, collecting and processing the received data. 140 students of 5-6 courses of the pediatric faculty of BSMU took part in a sample anonymous survey. The survey made it possible to identify the positive aspects of distance learning, among which were named: low risk of infection, saving time and money for moving between clinical sites, comfortable learning in a familiar home environment, reducing stress levels, self-discipline, the ability to copy and re-study educational material, the ability to combine study and work. The distance learning format cannot completely replace the full-time form, but the transfer of part of the study load to the distance form should be recognized as positive.

Keywords: distance learning, adaptation, students.

For citing: Yakovleva L.V., Burangulova A.V., Mulyukova A.I.(2021) How to organize distant training for the senior students-pediators of the Bashkir State Medical University. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92):134-143.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-134-143

Введение. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой 2020-2021 года, сложившейся вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), остро встал вопрос о способах и

135

методах обучения студентов медицинских вузов. В целях его решения было рекомендовано внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Переход на дистанционный формат обучения в марте 2020 года стал вынужденной и экстренной мерой, необходимой для решения сложных вопросов организации непрерывного обучения студентов, проведения аттестационных испытаний, сохранения стабильности института образования в целом.

В докладе представителей ректорского сообщества на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования «Уроки стресс-теста: вузы России в условиях пандемии», в частности, отмечалось, что «опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов» [1].

Анализ российской и зарубежной периодики по изучению проблем перехода вузов на вынужденное дистанционное обучение показывает, что всестороннее раскрытие данной проблемы, в том числе с использованием социологических методов, является крайне актуальным и практически значимым, так как способствует разработке мер и моделей её решения. Особенно ценно в этой связи изучение мнения основных субъектов образовательного процесса об их личном опыте и проблемах обучения в новом формате работы [2,3,4,5,6,7,8].

В условиях пандемии оказались крайне востребованными результаты той работы, которая проводилась в Башкирском государственном медицинском университете по созданию электронной информационно-образовательной среды, в частности, - «Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при осуществлении образовательной деятельности в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России». В нем были установлены правила применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ. Согласно Положению «дистанционное обучение - взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».

Основными целями применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете являются:

- обеспечения участия университета в региональном и мировом образовательном пространстве, включая обмен и полноценное использование доступного образовательного контента;

- интеграция дистанционных образовательных технологий с

классическими формами обучения с целью повышения их эффективности;

- увеличение контингента обучаемых за счет предоставления возможности освоения образовательных программ в максимально удобной форме непосредственно по месту его пребывания;

- интенсификация использования научного, методического и технического потенциала университета;

- повышение качества подготовки обучаемых за счет внедрения новых, современных компьютерных технологий и средств обучения;

- повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся.

На кафедре поликлинической и неотложной педиатрии с курсом ИДПО

для обеспечения дистанционного обучения по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия», а также взаимной коммуникации между преподавателями и студентами в полной мере применялись информационные и телекоммуникационные технологии: учебный портал БГМУ, где обучающиеся могли найти необходимый им материал для подготовки к занятиям, методические разработки и руководства, экзаменационные материалы, электронные ресурсы с необходимой литературой; платформа для обучения Google Classroom; интернет-платформа для организации видеоконференцсвязи MicrosoftTeams; в некоторых формах обучения применялся мессенджер WhatsApp.

Google Classroom - интерактивная платформа, которая позволяет обеспечить доступ обучающихся к учебным материалам, заданиям для самостоятельной работы, и эффективно взаимодействовать с преподавателями, оставлять вопросы и комментарии. Данный сервис доступен в веб-интерфейсе и на мобильных устройствах. Отличительной четрой Google classroom является возможность изменять, дополнять курс материалами, что обеспечивает гибкость образовательного процесса [14].

Рис. 1. Использование студентами устройств для дистанционного обучения

Microsoft Teams - это корпоративный веб-ресурс или корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Приложение разработано специально для поддержки необходимого информационного потока и корпоративного взаимодействия, а также для гибкой работы структур [15].

Мессенджер WhatsApp использовался для обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи. С помощью WhatsApp пересылались текстовые сообщения, изображения, видео, аудио, электронные документы через Интернет.

С целью изучения отношения студентов старших курсов педиатрического факультета БГМУ к дистанционной форме обучения по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» за период пандемии COVID-19 нами была составлена анкета, включающая вопросы организации онлайн-занятий, субъективной оценки адаптации, уровня мотивации, изменения учебной нагрузки, положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения. Исследование проводилось с применением Google Forms - онлайн-сервиса для создания формы опроса, сбора и обработки полученных данных. В выборочном анонимном опросе приняли участие 140 студентов 5-6 курсов.

Рис.2. Технические проблемы, с которыми столкнулись обучающиеся в период

дистанционного обучения

Согласно полученным результатам, для дистанционного обучения студенты чаще всего использовали мобильные телефоны (88,7%), ноутбуки

(76,6%) и персональные компьютеры (24,9%), а также меняли устройства (рис.1).

В процессе дистанционного обучения студенты столкнулись с некоторыми техническими проблемами. Были отмечены сложности с доступом к интернету (30,8%); недостаточность скорости интернета (57,7%); отсутствие микрофона и вебкамеры (10,8%) (рис. 2).

Несмотря на возникшие технические трудности, большинство опрошенных (87,7 %) адаптировались к дистанционному формату образования в течение 1-3 недель. Однако следует отметить, что 4,3 % студентов так и не смогли адаптироваться к онлайн-обучению в течение всего учебного времени.

Удобство обучения в дистанционном режиме отметили 66,4% опрошенных. Только 15,7% студентов обозначили трудности, связанные прежде всего с большим объемом заданий и сложностью их выполнения без объяснения преподавателя. По мнению 59,7% респондентов учебная нагрузка в период карантина увеличилась, но анализ показал, что время, затраченное на непосредственное общение с преподавателем в течение онлайн-занятия и на самостоятельную работу, сопоставимо с учебной нагрузкой согласно общеобразовательной программе по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме 73,6 % опрошенных (рис 3).

4.60% 4 60%

■ Да

■ Скорее да, чем нет

17.20% 37.90иЖ Я \Я Скорее нет. чем да

^^ЯН| ■ Нет

35.70% Затрудняюсь ответить

Рис.3 Удовлетворенность студентов процессом обучения в дистанционном

режиме

При оценке степени удобства пользования электронной образовательной средой (от 1 до 5 баллов) участники анкеты положительно

оценили учебный портал ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ (4,2 балла) и Google classroom (4,4).

Рис. 4. Положительные стороны дистанционного обучения по мнению студентов

Проведенный опрос позволил выявить положительные стороны дистанционного обучения, среди которых низкий риск заражения инфекцией (78,6% обучающихся), экономия времени и денежных средств на переезды между клиническими базами (55,2% обучающихся), комфортность обучения в привычной домашней обстановке (60,9%), снижение уровня стресса (37,9%), самодисциплина, возможность копирования и повторного изучения учебного материала (59,7%), возможность совмещать учебу и работу (57,1%) (рис.4).

Рис. 5. Вид работ, проведение которых по мнению студентов предпочтительно в

дистанционном формате

За дистационный формат проведения лекций и отработку пропущенных занятий высказались 97,1% и 50,0% бучающихся соответственно (рис. 5). Но 50,7% опрошенных считают необходимым проведение практических занятий по дисциплине «Поликлиническая и

неотложная педиатрия» на клинических базах, так как освоение профессиональных компетенций в полном объеме без отработки практического навыка невозможно.

Выводы: Пандемия COVID-19, безусловно, изменила мир во всех сферах жизни: политике, экономике, здравоохранении, образовании. Но важнейшим качеством людей как биологического вида является способность адаптироваться к меняющимся условиям. В рамках перехода высших учебных заведений на дистанционное образование представляет интерес как процесс организации онлайн-обучения, так и отношение к нему со стороны студентов, их способности и мотивация. Проведенный опрос позволил выявить как отрицательные, так и положительные стороны дистанционного обучения. Дистанционный формат обучения не может полностью заменить очную форму, так как профессия врача предусматривает общение и выполнение практических манипуляций, хотя перевод части учебной нагрузки в дистанционный вид следует признать положительным. Использование современных дистанционных технологий позволило обеспечить не только непрерывность учебного процесса, но и повысить качество теоретической подготовки студентов за счет внедрения новых, современных компьютерных технологий и средств обучения, а также повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся.

1. Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее: аналитический доклад - 2020 // Министерство образования и науки Российской Федерации: [веб-сайт]. URL : https://www.minobmauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2777 (дата обращения: 02.11.2020).

2. Леванов, В.М. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов/ Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2020. - Т. 6, №. 2. - С. 3-9.

3. Лишманова, Н.А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире / Лишманова Н.А., Пимичева М. А. // Концепт: научно-методический электронный журнал . - 2016. - №. T.11. - С. 2221-2225.

4. Новоселова, Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии / Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2020. - №. 3 (11). - С. 35-39.

5. Минаев, А.И. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии / Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2020. - №. 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29858.

6. Алешковский, И.А. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. // Высшее образование в России. - 2020. - №. 10. - С.86-100.

7. Агранович, М. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР / Агранович М., Дренёва А. // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - Москва: Фонд «Институтэкономической политики им. Е.Т. Гайдара», 2020. - С. 134-150.

8. Мельник, Д. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия / Д. Мельник. - URL: https://tass. ru/opinions/8306213 (дата обращения: 21.09. 2020). - 2020. - Т. 342. - С. 4-6.

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012, N 273-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.05.2021).

10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": Федеральный закон от 21.12.1994, N 68-Ф // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения 15.05.2021).

11. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020, N 397 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60986.html/ (дата обращения 15.05.2021)

12. О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (C0VID-2019)" (вместе с "Особым порядком передвижения лиц и транспортных средств на территории Республики Башкортостан") : Указ Главы РБ от 18.03.2020, N УГ-111 (ред. от 02.10.2020) " // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL : http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW140;n=141484#07039694335719884 (дата обращения 15.05.2021).

13. Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при осуществлении образовательной деятельности в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России: приложение № 25 к приказу ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России от 30.08.2017 № 106. - URL : https://bashgmu.ru/about_the_university/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty.php (дата обращения 15.05.2021)

14. Google Класс. - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_%D0%9A% D0%BB%D0%B0%D 1%81%D 1%81.

15. Microsoft Teams. - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Teams.

References

1. Uroki «Stress-testa»: vuzy v usloviyakh pandemii i posle neye [Lessons from the "Stress test": universities in a pandemic and after it]: Analytical report - 2020 // Ministry of Education and Science of the Russian Federation Access: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2777 (In Russ)

2. Levanov V.M., Perevezentsev E.A., Gavrilova A.N. (2020) Distantsionnoye obrazovaniye v meditsinskom vuze v period pandemii COVID-19: pervyy opyt glazami studentov [Distance education at a medical university during the COVID-19 pandemic: the first experience through the eyes of students]. Journal of Telemedicine and E-Health. 2020. T. 6, No. 2: 3-9. (In Russ)

3. Lishmanova N.A,. Pimicheva M.A. (2016) Distantsionnoye obucheniye i yego rol' v sovremennom mire [Distance learning and its role in the modern world]. Concept: Scientific and methodological electronic journal .Vol. 11: 2221-2225. (In Russ)

4. Novoselova D.V., Novoselov D.V., (2020) Distantsionnoye obucheniye v usloviyakh pandemii [Distance learning in a pandemic]. Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management. No. 3 (11): 35-39. (In Russ)

5. Minaev A.I., Isaeva O. N., Kiryanova E. A., Gornov V. A. (2020) Osobennosti organizatsii deyatel'nosti vuza v usloviyakh pandemii [Features of the organization of the university's activities in a pandemic]. Modern problems of science and education. No. 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29858. (In Russ)

6. Aleshkovsky I.A., Gasparishvili A. T., Krukhmaleva O. V., Narbut N. P., Savina N. E.(2020) Studenty vuzov Rossii o distantsionnom obuchenii: otsenka i vozmozhnosti [Students of Russian universities on distance learning: assessment and opportunities]. Higher education in Russia. No. 10: 86-100. (In Russ)

7. Agranovich M., Drenyova A. (2020) Organizatsiya obrazovaniya v usloviyakh pandemii. Praktika stran OESR [Organization of education in a pandemic. Practice of OECD countries] / Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socioeconomic development. Moscow: Gaidar Institute. Pp. 134-150. (In Russ)

8. Miller D. (2020) Vyssheye obrazovaniye v mire: kakiye problemy vysvetila pandemiya [Higher education in the world: what problems highlighted by the pandemic] Access: https: // tass. ru / opinions / 8306213. Vol. 342: 4-6. (In Russ)

9. On Education in the Russian Federation: Federal Law dated December 29, 2012 N 273-FZ. Consultant Plus: reference and legal system. - Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (In Russ)

10. On the Protection of Population and Territories from Natural and Technogenic Emergencies: Federal Law dated 21.12.1994 N 68-F. Consultant Plus: reference and legal system. - Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (In Russ)

11. On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation: Order of the Ministry of Education and Science of Russia of March 14, 2020 N 397. Consultant Plus: reference and legal system. - Access: http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/60986.html/ (In Russ)

12. On the introduction of the" Increased readiness "regime on the territory of the Republic of Bashkortostan in connection with the threat of the spread of a new coronavirus infection (COVID-2019) in the Republic of Bashkortostan" (together with the "Special procedure for the movement of persons and vehicles on the territory of the Republic of Bashkortostan"): Decree of the Head of the Republic of Bashkortostan of 18.03.2020 N UG-111 (revised from 02.10.2020). Consultant Plus: reference and legal system. - Access: http: //www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? Req = doc; base = RLAW140; n = 141484 # 0703969433571988. (In Russ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Regulations on the procedure for the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational activities at the FSBEI HE BSMU of the Ministry of Health of Russia: appendix No. 25 to the order of the FSBEI HE BSMU of the Ministry of Health of Russia dated 30.08.2017 No. 106. - Access: https: //bashgmu.ru/about_the_university/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty.php. (In Russ)

14. Google Class. Access: https://ru.wikipedia. org/wiki/Google_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 (In Eng)

15. Microsoft Teams. Access: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Teams(In

Eng)

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.