Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образование / обучающиеся технического университета / электронная образовательная среда вуза / автоматизированная информационная система / личный кабинет / distance learning / education / technical University students / electronic educational environment of the University / automated information system / personal account

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна, Чеканушкина Елена Николаевна

Предмет статьи – выявление и анализ отношения студентов технического вуза к дистанционному формату обучения. Объект статьи: дистанционное обучение в системе высшего образования. Цель исследования – выявление и анализ отношения обучающихся технического университета к дистанционному обучению и их мнений. Методология работы состоит в выявлении достоинств и недостатков дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава и анализе отношения обучающихся к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе технического университета. Результаты работы содержат анализ отдельных аспектов дистанционного обучения в вузе и сравнение его с очным. Получение обратной связи от студентов в отношении внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс технического университета и собственного мнения, предложений и замечаний по его организации. Областью применения результатов является организация учебного процесса в дистанционном формате обучения, эффективное взаимодействие преподавательского состава со студентами в новых условиях, максимальное использование интерактивной среды, автоматизированной информационной системы университета, иллюстрируя и визуализируя изучаемый предмет как одну из возможностей современных цифровых технологий. Вывод: результаты исследования показали, что обучающиеся технического университета достаточно быстро адаптировались к дистанционному формату обучения в сложившихся условиях коронавирусной эпидемии. Студенты высказали собственное мнение о проблемах, с которыми они столкнулись в процессе дистанционного обучения, внесли ряд предложений по улучшению качества работы личных кабинетов, усовершенствованию обратной связи с преподавателями, а также приобретение вузом лицензионного программного обеспечения для практических занятий и лабораторных работ, сокращение объема домашних заданий и снятие временных ограничений на их выполнение и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна, Чеканушкина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF THE ATTITUDE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING

Subject of the paper: dentification and analysis of the attitude of technical University students to the distance learning format. Object of the paper: distance learning in higher education. Work objective: identification and analysis of attitudes and opinions of technical University students to distance learning. Work methodology it consists in identifying the advantages and disadvantages of distance learning for the teaching staff and analyzing the attitude of students to the use of distance technologies in the educational process of a technical University. Work results they contain an analysis of certain aspects of distance learning at the University and compare it with full-time. Getting feedback from students regarding the introduction of distance learning in the educational process of the technical University and their own opinions, suggestions and comments on its organization. The area of application of the results organization of the educational process in a distance learning format, effective interaction of the teaching staff with students in new conditions, maximum use of the interactive environment, automated information system of the University, illustrating and visualizing the subject being studied as one of the possibilities of modern digital technologies. Conclusions: the results of the study showed that students of the technical University quickly adapted to the distance learning format in the current conditions of the coronavirus epidemic. Students expressed their own opinion about the problems they encountered in the process of distance learning, made a number of suggestions for improving the quality of personal accounts, improving feedback from teachers, as well as purchasing licensed software for practical classes and laboratory work, reducing the amount of homework and removing time restrictions on their performance, etc.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

УДК 378:004.77 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение)

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

© 2020 В.В. Гридина, Е.Н. Чеканушкина

Гридина Вера Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки».

E-mail:samavera@mail. ru Чеканушкина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный».

E-mail: elenacheka@mail. ru Самарский государственный технический университет.

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 18.11.2020

Предмет статьи - выявление и анализ отношения студентов технического вуза к дистанционному формату обучения. Объект статьи: дистанционное обучение в системе высшего образования. Цель исследования - выявление и анализ отношения обучающихся технического университета к дистанционному обучению и их мнений. Методология работы состоит в выявлении достоинств и недостатков дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава и анализе отношения обучающихся к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе технического университета. Результаты работы содержат анализ отдельных аспектов дистанционного обучения в вузе и сравнение его с очным. Получение обратной связи от студентов в отношении внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс технического университета и собственного мнения, предложений и замечаний по его организации. Областью применения результатов является организация учебного процесса в дистанционном формате обучения, эффективное взаимодействие преподавательского состава со студентами в новых условиях, максимальное использование интерактивной среды, автоматизированной информационной системы университета, иллюстрируя и визуализируя изучаемый предмет как одну из возможностей современных цифровых технологий. Вывод: результаты исследования показали, что обучающиеся технического университета достаточно быстро адаптировались к дистанционному формату обучения в сложившихся условиях коронавирусной эпидемии. Студенты высказали собственное мнение о проблемах, с которыми они столкнулись в процессе дистанционного обучения, внесли ряд предложений по улучшению качества работы личных кабинетов, усовершенствованию обратной связи с преподавателями, а также приобретение вузом лицензионного программного обеспечения для практических занятий и лабораторных работ, сокращение объема домашних заданий и снятие временных ограничений на их выполнение и др.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, обучающиеся технического университета, электронная образовательная среда вуза, автоматизированная информационная система, личный кабинет. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-21-27

Введение. Образование в нашей стране претерпевает серьезные изменения, связанные не только с интеграцией России в Болонский процесс, но и внедрением дистанционных технологий в систему обучения. Цифровизация всех сфер жизни неизбежно влияет и на развитие информационных технологий в системе образования. Благодаря имеющимся средствам информационных и коммуникационных методов в рамках очной формы обучения появилась новая дистанционная технология обучения [12].

Под дистанционными образовательными технологиями Л.Л. Бабаева понимает такие «технологии, которые реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий на расстоянии при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [2]. «Особенностью данной технологии является осуществление процесса обучения с сохранением определенной дистанции, а в качестве основного средства коммуникации используется сеть Интернет, общение возможно в реальном времени и с использованием электронных площадок для коммуникации и передачи информации, необходимой для изучения дисципли-

ны» [6]. «К основным элементам дистанционного обучения О.Б. Епишева относит физическое разделение преподавателей и некоторой части обучаемых на большую часть учебного процесса; использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном приближении» [5].

Анализ. В настоящее время в педагогике рассматривается три поколения дистанционного образования (ДО) [1]. На первом этапе учебный текстовый материал обучающимся отправлялся по электронной почте, на втором пересылались аудио и видеофайлы, а с момента появления Интернета стало развиваться третье поколение. Поэтому онлайн образование напрямую связано с развитием и достижениями технологий. В западных странах дистанционное обучение давно применяется в обучении и более широко распространено, чем в России.

В конце 2019 - начале 2020 годов мир столкнулся с коронавирусной эпидемией СОУЮ-19 [10]. Введение карантинных мер во избежание распространения инфекции способствовало переводу учебных заведений на дистанционный режим работы [9]. Экстре-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 75, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 75, 2020

мальные условия перехода к дистанционному обучению в нашей стране потребовали огромных усилий от всех участников образовательного процесса. Многие вузы России активно включились в разработку и использование в учебном процессе как имеющихся, так и новых средств дистанционного обучения. В результате резкого перехода к дистанционному формату образовательные учреждения столкнулись с рядом трудностей [7].

Анализ педагогических практик свидетельствует, что прежде всего большинство преподавателей и обучающихся психологически и технически не были подготовлены к дистанционной форме обучения [8]. Неготовность преподавателей отчасти была связана с тем, что основная часть их с многолетним стажем консервативно относятся к удалённому обучению и сложно было перестроиться на новый формат работы. Другая недостаточно хорошо владеет знаниями персонального компьютера и никогда не использовала видеоконференции для проведения занятий. Студенты, напротив, более зависимы от цифровых технологий. Молодое поколение появилось уже в информационном обществе, и для них доступ в Интернет не огранивается домашним компьютером, а может быть доступен в любой момент времени благодаря смартфонам или другим цифровым устройствам [12]. Данную особенность следует учитывать при разработке рабочих программ и организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Однако современная молодежь сосредоточена на краткосрочных целях, не обладает терпением, достаточной силой воли, и не всегда способна сосредотачиваться на учебных задачах и организовывать самостоятельную работу. Дистанционное обучение требует от студентов развитых навыков самоконтроля, самостоятельности, личной заинтересованности, мотивации в получении образования. Поэтому основной задачей преподавателя в процессе дистанционного обучения является управление самостоятельной работой учащихся в вопросах ее планирования, организации и контроля.

Следующей проблемой, с которой столкнулись как преподаватели, так и студенты, стала неподготовленность сетевого оборудования, на которое возросла нагрузка, в процессе реализации массовых дистанционных занятий в формате видеоконференций. Несмотря на то что многие учебные заведения ранее использовали в учебном процессе автоматизированные системы дистанционного обучения (Moodle, «Прометей» и др.), также оказались не готовы к их широкому применению в период пандемии [8]. Весной 2020 года, когда обучение было переведено в дистанционный формат, большинство преподавателей для связи со студентами и выдачи заданий использовали бесплатное программное обеспечение, мессенд-жеры или социальные сети (ВКонтакте, Viber,WhatsApp, Skype и др.). Спустя некоторое время учебные заведения стали приобретать доступ к таким программам для видеосвязи как Zoom и BigBlueButton, но у участников образовательного

процесса начали возникать затруднения с подключением, отсутствием звука и обрывы связи во время занятий, кроме того, в режиме видеоконференции среди присутствующих могли оказаться посторонние люди, что не исключало возможности утечки персональных данных.

Другой проблемой дистанционного обучения стало участившееся академическое мошенничество, о чем пишет коллектив авторов Южно-Уральского государственного медицинского университета [6]. Чаще всего, это обман на промежуточной аттестации (списывание, применение технических средств), разные виды плагиата при подготовке работ студентами, сотрудничество со сторонними организациями для получения рефератов, курсовых работ и т.п. В прикрепленных студенческих ответах на текущие задания также нередко обнаруживалось списывание у одно-группников, что, в свою очередь, требовало повышенной нагрузки на преподавателя, который должен внимательно изучать каждую работу, отправлять отказ о принятии и повторно проверять новые. Так, С.В. Голунов отмечает, что 70% работ студентов в различных объемах содержат плагиат [4].

Еще один недостаток дистанционного обучения связан с тем, что данная форма обучения не подходит для тех направлений подготовки, основой которых является практика или живое общение с людьми, работа в команде. Нельзя не согласиться с мнением профессора Н.П. Бахарева, который отмечает, что «ограничение или отсутствие личного контакта и консультаций с преподавателем приводит к невозможности эмоционального и оригинального изложения учебного материала квалифицированным педагогом» [3], а замедленная обратная связь по результатам обучения студента способствует инертности коррекции индивидуального учебного процесса преподавателем.

Кроме того, дистанционный формат обучения посредством использования личных кабинетов в автоматизированных информационных системах вуза способствует излишней теоретизации обучения.

Серьезной проблемой дистанционного обучения также является отсутствие в образовательных учреждениях специальных учебных программ, учебно-методических комплексов, электронных библиотечных ресурсов, примеров дистанционных занятий для преподавательского состава, которые, должны находится на каждой кафедре и размещены в открытом доступе.

Однако, кроме указанных сложностей, дистанционное обучение имеет и позитивные стороны, в числе которых экономическая выгода как для образовательных учреждений (нет необходимости тратить дополнительные финансовые средства на коммунальные платежи), так и для студентов, которые экономят время на дорогу и средства на поездку в вуз. Особенно это актуально для иногородних студентов, которым приходится долго добираться до места обучения. Дистанционное обучение позволяет получать образование без отрыва от производства, выстраивать гибкий образовательный маршрут, выполнять задания в

удобное время, а также расширяет возможности лицам с ограниченными возможностями здоровья и определёнными заболеваниями. Кроме того, данная форма предусматривает возможности индивидуализации обучения, позволяя студентам самостоятельно выполнять выбранные ими задания, способна развить навыки обучающихся к самообразовательной деятельности, поиску информации. Еще одним важным положительным моментом дистанционного обучения является его доступность, поскольку оно способно удовлетворить потребности людей разных возрастов по всему миру [8]. Кроме того, в условиях пандемии данная форма обучения позволяет снизить риски заражения инфекцией.

В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) основным инструментом дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся является автоматизированная информационная система (АИС) с возможностью работы всех участников образовательного процесса в личных кабинетах (ЛК). Личный кабинет обеспечивает системный подход к организации и управлению процессом обучения, интегрирует различные виды учебных и методических ресурсов, позволяет прикреплять, отправлять, оценивать, комментировать выполненные задания обучающихся, также имеет возможность поддерживать обратную связь преподавателей и студентов через встроенный в него чат для общения. Техническая поддержка системы АИС и ЛК в СамГТУ осуществляется Управлением информатизации и телекоммуникаций. Поточные лекции и практические занятия проводятся преподавателями в формате видеоконференций на базе сервисов Zoom и BigBlueButton. Управление информатизации и телекоммуникаций СамГТУ весной 2020 г. оперативно справилось с задачей экстренного создания ЛК для студентов и преподавателей, который можно легко контролировать и гибко управлять им с учетом пожеланий и рекомендаций пользователей. Однако определенные сложности, изложенные выше, можно наблюдать и в АИС СамГТУ.

Чаще всего это не выдерживающие высокую нагрузку сети, которые не позволяют студентам вовремя прикреплять задания в ЛК, длительное время ожидания загрузки документа или открытия страницы ЛК, либо просто нефункционирующий сайт. Указанные сложности и возобновление смешанного формата обучения осенью 2020 г. актуализировали проведение в СамГТУ масштабного исследования, направленного на получение обратной связи от студентов по вопросам использования дистанционного обучения в образовательном процессе технического университета. Ключевыми задачами исследования являлись: выявление достоинств и недостатков дистанционного обучения, а также мнений, замечаний, предложений обучающихся по данной форме работы. В анкетировании приняли участие 18241 человек, из них 50,2% студентов мужского пола и 49,8% женского пола. Опросом были охвачены примерно поровну все курсы (1 курс -20,7%, 2 курс - 19,8%, 3 курс - 19,9%, 4 курс-19,7%, магистранты - 20%).

Результаты показали, что почти половина опрошенных в целом успешно адаптировались к условиям

дистанционного обучения (вариант «отлично» и «хорошо» выбрали 24,7% и 25,7% соответственно). Уровень удовлетворенности дистанционным обучением смогли оценить 67,6% студентов, распределившись примерно поровну (удовлетворены - 34% опрошенных, не удовлетворены - 33,6%). Затруднились ответить на данный вопрос - 32,5% обучающихся. Насколько повысилась мотивация студентов технического вуза в связи с переходом на дистанционное обучение? Ответы на данный вопрос также распределились между респондентами примерно поровну: повысился уровень мотивации к обучению у четверти опрошенных (25,3%), снизился 24,6%, не изменился и остался прежним у 24,9% респондентов, затруднились ответить 25,1%. Приблизительно такие же ответы студенты дали на вопрос о том, как изменилась их учебная нагрузка в период карантина. О том, что она повысилась, сообщили 25,4% студентов, о том, что снизилась - 24,9%, о том, что она не изменилась и осталась прежней - 25,3%. Остальные респонденты затруднились дать ответ на данный вопрос, поскольку не задумываясь об этом.

Следующий блок вопросов анкеты был направлен на более детальное рассмотрение отдельных аспектов дистанционного обучения в вузе, а также его сравнение с очным обучением. Первый вопрос данного блока был посвящен тому, какая форма проведения занятий для студентов наиболее предпочтительна. Мнения студентов резко разделились, но полученные ответы позволяют утверждать, что большинство (более 75%) предпочитают в той или иной степени посещать занятия очно (ежедневно посещать занятия хотели бы 24,5% опрошенных, посещать, но не каждый день -24,9%, поддерживают смешанное обучение (дистанционные лекции с посещением практических и лабораторных занятий очно) - 25,9%). Только 24,7% студентов выступают исключительно за дистанционное обучение. При этом обращает внимание то, что среди опрошенных явно выделяется группа, которая поддерживают исключительно очное обучение (примерно треть от всего числа респондентов). Эти студенты легче воспринимают учебный материал в аудитории университета (33,5%), для них более значимо личное взаимодействие с преподавателем (33,5%).

Почему аудиторные занятия оказываются более предпочтительными для студентов, чем их привлекает учебная работа в стенах университета? Для 18% опрошенных очные занятия - это возможность получения консультации у преподавателя; 17,4% считают, что только личное общение с преподавателями способно сформировать качественную базу знаний; для 17,2% студентов - это получение необходимых практических навыков, и для 16,4% - это возможность получения помощи по учебе у других студентов. Кроме того, студенты дополнили варианты ответов, отметив, что материал лекции во время очных занятий усваивается лучше и есть возможность показать «вживую» свои навыки. Те респонденты, которые предпочли дистанционные формы обучения, назвали такие его преимущества, как возможность повторно посмотреть видеозапись лекции (12,7%), низкий риск заражения инфекцией (12,6%), использование совре-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 75, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 75, 2020

менных технологий обучения (11,9%), возможность свободного поиска дополнительного объема материала по дисциплинам, удобство восприятия информации. Кроме того, обучение дома студентов привлекает спокойной обстановкой и самостоятельным выбором темпа обучения (по 15,2% соответственно), тишиной (15%) и возможностью сосредоточиться на выполнении заданий. Пригодятся ли студентам знания, полученные ими в процессе дистанционного обучения? Ответы учащихся распределились примерно поровну. В том, что эти навыки могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности, уверены 33,1% респондентов, не уверены - 33,3%. Оставшаяся треть респондентов затруднилась ответить на данный вопрос.

Очередной блок анкеты был направлен на оценку студентами работы профессорско-преподавательского состава в рамках дистанционного обучения. Стоит отметить, что в СамГТУ преподаватели используют самые разные формы работы со студентами, о чем говорят результаты опроса. Это проведение занятий в формате видеоконференций (17,5%), размещение учебных материалов в ЛК (17,1%), онлайн-тестирование (16,7%), выдача заданий для самостоятельной работы и их проверка (16,4% и 16% соответственно), проведение индивидуальных заданий со студентами (16,2%). Однако менее половины опрошенных (41,2%) оценивают работу преподавательского состава в рамках дистанционного обучения на «хорошо» и «отлично». При этом по материалам, которые прикрепляют преподаватели в ЛК, «интересно учиться» 21% опрошенных, «хотелось бы больше дополнительных материалов от преподавателей» 20,2%, «никаких новых знаний прикрепляемый материал не дал» 19,6%, «материал остается непонятным» и работу преподавателей в формате дистанционного обучения оценивают плохо19,5% студентов. Как показали результаты опроса, такие оценки в основном связаны с отсутствием обратной связи, когда студенты подолгу или совсем не получают ответов от преподавателей. В целом, использование дистанционных форм общения с преподавателями и степень эффективности обучения респонденты оценивают следующим образом: как высокоэффективную - 24%, среднеэффек-тивную - 25,9%, низкоэффективную - 24,8%, затруднились дать ответ на данный вопрос - 24,5% опрошенных.

Далее в анкете был выделен блок вопросов о сложностях, преимуществах и недостатках ДО, с которыми пришлось столкнуться студентам в процессе обучения. Следует отметить, что среди всех респондентов не оказалось никого, кому не пришлось бы столкнуться с какими-либо трудностями. Среди наиболее распространенных ответов студентов, такие, как: плохое качество интернет-соединения и большой объем заданий, которые обязательно требуется выполнять (по 17% соответственно), сложность выполнения практических самостоятельных заданий (16,8%), недостаточное количество дистанционных часов на выполнение заданий, длительность их вы-

полнения и недостаточное владение компьютером преподавателями (по 16,3% на каждый вариант ответа). Из технических проблем, с которыми учащиеся столкнулись в процессе дистанционного обучения, в равной степени все респонденты назвали следующие варианты ответа: несколько раз приходится заходить на страничку ЛК, периодические сбои и нестабильность работы сайта СамГТУ, периодическое падение серверов, которые не справляются с возросшей нагрузкой, долго загружается страничка ЛК, проблемы с Интернетом.

Заключительный блок вопросов анкеты был направлен на выявление и оценку студентами будущего развития ДО в вузах нашей страны. Ответы на вопрос о будущем ДО в российских вузах вновь распределили респондентов поровну на 3 группы. 33,9% учащихся уверены, что дистанционное обучение в будущем должно стать основной формой обучения; 33,4% считают, что данная форма обучения может быть лишь вспомогательной к очному обучению, 32,8% пессимистичны в своих взглядах и уверены, что у ДО нет будущего в отечественном образовании. Опрос завершался открытым вопросом, в котором респондентам было предложено высказать собственное мнение, предложения и замечания по организации дистанционной формы обучения в СамГТУ. Студенты оказались на удивление активными и предложили большое число отзывов на данный вопрос. Ответы учащихся условно были сформированы в пять подгрупп. Рассмотрим их более подробно.

1. Основная часть замечаний касается технических проблем, возникающих, как у самих студентов, так и у преподавателей. Так, студенты часто отмечают нестабильное и плохое качество Интернет-соединения у преподавателей, особенно во время лекции, что серьезно отвлекает во время занятия, «тихий микрофон, который заставляет вслушиваться»; «неумение некоторых преподавателей корректно использовать компьютер». К этой же группе замечаний можно отнести функционал ЛК. Студенты неоднократно заявляют о необходимости улучшить качество серверов, наладить его стабильную работу, создать в ЛК более удобный чат для переписки с преподавателями, высказывают предложения по добавлению всплывающего окна или уведомления с напоминанием о необходимости выполнения задания или сообщений от преподавателей. Считаем справедливыми данные рекомендации и поддерживаем необходимость улучшения качества работы личных кабинетов.

2. Среди предложений обучающихся технического характера - добавление субтитров к видео, необходимость приобретения вузом студенческого варианта лицензионного программного обеспечения для практических занятий и лабораторных работ. Студенты обосновали сою просьбу тем, что «пробного периода недостаточно для полноценного выполнения поставленных преподавателями заданий». Кроме того, для более быстрой связи студента с преподавателем, по их мнению, необходимо создание мобильного приложения СамГТУ, а также установка бесплатного

WiFi во всех корпусах вуза, если студенты не успевают с очных занятий доехать домой для подключения к Zoom-конференции. Несколько участников опроса предложили для дистанционного обучения заимствовать опыт онлайн-школ (например, GeekBrains), проводить видеоконференции по разным дисциплинам на одной площадке, использовать все возможные бесплатные мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp), а не только Zoom и электронную почту. Поступило несколько предложений «проводить занятия в Дис-корде (минимальная задержка, легко и быстро работает с компьютера и телефона)».

3. Значительная часть замечаний студентов касается обратной связи с преподавателями, о чем было сказано выше. В основном это просьбы, чтобы преподаватели чаще выходили на связь, отвечали на вопросы, давали дополнительные консультации с пояснениями в Zoom, и подробнее объясняли, как выполнять задания. Отсутствие своевременной связи с преподавателями приводит к тому, что студенты не успевают в положенное время качественно выполнять самостоятельную работу или корректировать ее в случае сдачи практических или лабораторных работ. Также, студенты призывают своих педагогов творчески подходить к передаче знаний, особенно если речь идет о проведении дистанционной лекции, так как часто преподаватели лишь ограничиваются ссылками и рекомендацией самостоятельно изучать материал. Чтобы улучшить «качество подачи материала преподавателем», учащиеся предлагают «приводить больше практических и жизненных примеров с интересными задачами, которые направят студента самого искать варианты решения данной задачи, тем самым самообучаясь».

4. Следующая группа предложений касается возможности сокращения объема домашних заданий и снятия временных ограничений на их выполнение, «так как нужно выполнять задания часто и к лекциям, и к практикам, и РГР, и рефераты и т.д...», а «иногда присутствуют проблемы с персональным компьютером и отправить не получается, а потом уже работы не принимают». Кроме того, студенты отмечают, что «большую часть дня занимает учеба, а на выполнение домашних заданий остается очень мало сил и времени».

5. Несколько респондентов предложили составить расписание студентов таким образом, чтобы первую половину дня у них проводились дистанционные занятия, а вторая половина дня «оставалась свободной для самообразования и внеучебных дел».

Результаты исследования позволили условно разделить всех студентов СамГТУ на 3 группы: сторонников дистанционного обучения, их противников и тех, кто предпочитает смешанный формат обучения (лекции - дистанционно, практические и лабораторные занятия - очно). В целом, согласно опросу, студенты оказались более подготовленными к обучению вне стен университета и быстрее перестроились на новый формат работы. ОбучающиесяСамГТУ готовы к диалогу с преподавателями и активно вносят предложения, которые позволят, по их мнению, повысить эффективность обучения. С нашей точки зрения, для эффективного выстраивания образовательного процесса, стоит принять во внимание предложения и замечания обучающихся.

Заключение. Современный мир невозможно представить без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, которое, имея ряд преимуществ по сравнению с другими формами, приобретает сегодня все большую популярность. В настоящее время всемирная сеть Интернет - огромное хранилище информационных ресурсов, образовательных и развивающих программ и т.п. Прогресс невозможно остановить, и дистанционное образование, которое раньше использовалось в вузах для обучения студентов заочных форм обучения, в условиях коро-навирусной инфекции становится повседневной частью жизни каждого преподавателя и студента. Поэтому важно принять данный факт и научиться эффективно взаимодействовать со студентами в новых условиях, максимально используя интерактивную среду, иллюстрируя и визуализируя изучаемый предмет как одну из возможностей дистанционных технологий. Следует помнить и том, что современное дистанционное обучение позволяет расширять сферу самостоятельной деятельности студента за счет различных форм организации учебной деятельности, индивидуализировать ее. Не стоит считать, что дистанция, предполагаемая данным видом обучения, обязательно приведет к тому, что студент перестанет учиться. Однако любая система, и особенно образовательная, держится на жестком контроле и отчетности. Поэтому творческий подход, процесс подготовки и организации учебных занятий в дистанционном формате, контроль и обратная связь со студентом позволит всем участникам образовательного процесса успешно решать основные задачи.

1. Anderson, T. &Dron, J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2011. - N.12(3).

2. Бабаева, Л. Л. Инновационные технологии дистанционного образования / Л.Л. Бабаева // Наука, техника и образование. - 2020. - №5 (69). - С. 77-80.

3. Бахарев, Н. П. Формирование интерактивного контента для дистанционного обучения студентов в высшей школе / Н.П. Бахарев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 3(28). - С. 35-38.

4. Голунов, С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом / С.В. Голунов // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 243 - 257.

5. Епишева, О. Б. Технологические проблемы современной дидактики: учеб. пособие / О.Б. Епишева.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.-160 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 75, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 75, 2020

6. Колесников, О. Л.Проблемы, связанные с реализацией дистанционных образовательных технологий / О.Л. Колесни-ковД.А. Колесникова, Ю.С. Шишкова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). - С. 243-246.

7. Коморникова, О. М. Проблемы развития дистанционного образования в России / О.М. Коморникова, Е.И. Попова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2020. № 2(46). - С. 111-114.

8. Попова, Е. И. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы / Е.И. Попова, А.А. Баландин, Д.Д. Де-дюхин // Образование и право. - 2020. - № 7. - С. 203-209.

9. Путин, В. В. Совещание по текущей ситуации в системе образования [Электронный ресурс]. - URL: www/kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения: 18.11.2020)

10. Романов, Б. К. Коронавирусная инфекция COVID-19. Безопасность и риск фармакотерапии / Б.К. Романов. - 2020. - № 8 (1). - С. 3-8.

11. Толстоухова, И. В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология / И.В. Толстоухова// Человек и образование. - 2016. - № 2 (47). - С.98-100.

12. Чердакли, У. С. Особенности труда педагогических работников в системе дистанционного обучения в период пандемии covid-19 / У.С. Чердакли // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 278-281.

IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF THE ATTITUDE OF TECHNICAL UNIVERSITY

STUDENTS TO DISTANCE LEARNING

© 2020 V.V. Gridina, E.N. Chekanushkina

Vera V. Gridina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of «Philosophy and social Sciences and Humanities». E-mail: [email protected] Elena N. Chekanushkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of «Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language».

E-mail: elenacheka@mail. ru Samara State Technical University. Samara, Russia

Subject of the paper: dentification and analysis of the attitude of technical University students to the distance learning format. Object of the paper: distance learning in higher education. Work objective: identification and analysis of attitudes and opinions of technical University students to distance learning. Work methodology it consists in identifying the advantages and disadvantages of distance learning for the teaching staff and analyzing the attitude of students to the use of distance technologies in the educational process of a technical University. Work results they contain an analysis of certain aspects of distance learning at the University and compare it with full-time. Getting feedback from students regarding the introduction of distance learning in the educational process of the technical University and their own opinions, suggestions and comments on its organization. The area of application of the results organization of the educational process in a distance learning format, effective interaction of the teaching staff with students in new conditions, maximum use of the interactive environment, automated information system of the University, illustrating and visualizing the subject being studied as one of the possibilities of modern digital technologies. Conclusions: the results of the study showed that students of the technical University quickly adapted to the distance learning format in the current conditions of the coronavirus epidemic. Students expressed their own opinion about the problems they encountered in the process of distance learning, made a number of suggestions for improving the quality of personal accounts, improving feedback from teachers, as well as purchasing licensed software for practical classes and laboratory work, reducing the amount of homework and removing time restrictions on their performance, etc.

Keywords: distance learning, education, technical University students, electronic educational environment of the University, automated

information system, personal account.

DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-21-27

1. Anderson, T. &Dron, J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2011. - N.12(3).

2. Babayeva, L. L. Innovatsionnyye tekhnologii distantsionnogo obrazovaniya (Innovative technologies of distance education) / L. L. L. Babaeva // Nauka, tekhnika i obrazovaniye. - 2020. - №5 (69). - S. 77-80.

3. Bakharev, N. P. Formirovaniye interaktivnogo kontenta dlya distantsionnogo obucheniya studentov v vysshey shkole (Formation of interactive content for distance learning of students in higher education) / N.P. Bakharev // Azimut nauchnykh issledovaniy: peda-gogika i psikhologiya. - 2019. - № 3(28). - S. 35-38.

4. Golunov, S. V. Studencheskiy plagiat kak vyzov sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom (Student plagiarism as a challenge to the system of higher education in Russia and abroad) / S.V. Golunov // Voprosy obrazovaniya. - 2010. - № 3. - S. 243 -257.

5. Yepisheva, O. B. Tekhnologicheskiye problemy sovremennoy didaktiki (Technological problems of modern didactics): ucheb. posobiye / O.B. Yepisheva.-Tyumen': TyumGNGU, 2010.-160 s.

6. Kolesnikov, O. L.Problemy, svyazannyye s realizatsiyey distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy (Problems associated with the implementation of distance educational technologies) / O.L. Kolesni-kov,A.A. Kolesnikova, YU.S. Shishkova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2020. - № 4(83). - S. 243-246.

7. Komornikova, O. M. Problemy razvitiya distantsionnogo obrazovaniya v Rossii (Problems of the development of distance education in Russia) / O.M. Komornikova, Ye.I. Popova // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2020. № 2(46). - S. 111-114.

8. Popova, Ye. I. Distantsionnoye obrazovaniye: sovremennyye realii i perspektivy (Distance education: modern realities and prospects) / Ye.I. Popova, A.A. Balandin, D.D. Dedyukhin // Obrazovaniye i pravo. - 2020. - № 7. - S. 203-209.

9. Putin, V. V. Soveshchaniye po tekushchey situatsii v sisteme obrazovaniya (Meeting on the current situation in the education system) [Elektronnyy resurs]. - URL: www/kremlin.ru/events/president/news/63376

10. Romanov, B. K. Koronavirusnaya infektsiya COVID-19. Bezopasnost' i risk farmakoterapii (Coronavirus infection COVID-19. Safety and risk of pharmacotherapy) / B.K. Romanov. - 2020. - № 8 (1). - S. 3-8.

11. Tolstoukhova, I. V. Distantsionnoye obucheniye kak sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya (Distance learning as a modern pedagogical technology) / I.V. Tolstoukhova// Chelovek i obrazovaniye. - 2016. - № 2 (47). - S.98-100.

12. Cherdakli, U. S. Osobennosti truda pedagogicheskikh rabotnikov v sisteme distantsionnogo obucheniya v period pandemii covid-19 (Features of the work of teaching staff in the distance learning system during the covid-19 pandemic) / U.S. Cherdakli // Mir nau-ki, kul'tury, obrazovaniya. - 2020. - № 3 (82). - S. 278-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.