Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ'

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / TRADITIONAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING / UNIVERSITY / STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Светлана Олеговна, Александрова Галина Александровна, Филиппова Ирина Владимировна

В условиях распространения Covid-19 в нашей стране практически все образовательные учреждения перешли на дистанционные образовательные технологии. У преподавателей и студентов вуза не было возможности плавного перехода к дистанционной форме обучения, а сроки были максимально сжаты. Предметом исследования является отношение студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева к дистанционному обучению.Исследование проводилось на основе анкетирования студентов очной формы обучения, вынужденных в условиях распространения Covid-19 перейти на новый для них формат обучения. По результатам опроса можно сделать вывод, что основная доля респондентов на сегодняшний день не готова полностью отказаться от традиционных методов обучения в пользу дистанционных образовательных технологий.Проведенное исследование показало увеличение учебной нагрузки на студентов во время дистанционного обучения, а также позволило выявить его положительные стороны (занятия в комфортной и привычной обстановке; гибкость учебного процесса; возможность совмещать работу с учебой и т. д.) и трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам в процессе дистанционного обучения (сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя, большой объем заданий, учебной информации и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоминых Светлана Олеговна, Александрова Галина Александровна, Филиппова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL BACHELOR STUDENTS’ ATTITUDE TO DISTANCE LEARNING

In the context of the spread of Covid-19 in our country, almost all educational institutions have switched to distance educational technologies. University lecturers and students did not have a chance to go to distance learning gradually, and the terms were rather short. The subject of the research is the attitude of Yakovlev University students to distance learning.The study was carried out on the basis of the results of the questionnaire on the transition to a new form of education in the context of Covid-19. This questionnaire was held among full-time students who had experienced that transition. According to the results of the survey, it can be concluded that the majority of the respondents today are not ready to completely abandon the traditional form of learning in favor of distance learning technologies.The study showed an increase in the study load on students during distance learning, and also made it possible to identify its positive aspects (learning in a comfortable and familiar environment; flexibility of the educational process; the ability to combine work with study, etc.) and the difficulties that students were to face in the process of distance learning (the difficulty of completing practical tasks without explanations from the lecturer, a large amount of information asked, etc.).

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.018.4:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.109.4.029

С. О. Фоминых, Г. А. Александрова, И. В. Филиппова

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В условиях распространения Covid-19 в нашей стране практически все образовательные учреждения перешли на дистанционные образовательные технологии. У преподавателей и студентов вуза не было возможности плавного перехода к дистанционной форме обучения, а сроки были максимально сжаты. Предметом исследования является отношение студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева к дистанционному обучению.

Исследование проводилось на основе анкетирования студентов очной формы обучения, вынужденных в условиях распространения Covid-19 перейти на новый для них формат обучения. По результатам опроса можно сделать вывод, что основная доля респондентов на сегодняшний день не готова полностью отказаться от традиционных методов обучения в пользу дистанционных образовательных технологий.

Проведенное исследование показало увеличение учебной нагрузки на студентов во время дистанционного обучения, а также позволило выявить его положительные стороны (занятия в комфортной и привычной обстановке; гибкость учебного процесса; возможность совмещать работу с учебой и т. д.) и трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам в процессе дистанционного обучения (сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя, большой объем заданий, учебной информации и т. д.)

Ключевые слова: традиционное образование, дистанционное обучение, вуз, студенты, информационные технологии в образовании.

S. О. Fominykh, G. A. Aleksandrova, I. V. Filippova

TECHNICAL BACHELOR STUDENTS' ATTITUDE TO DISTANCE LEARNING

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. In the context of the spread of Covid-19 in our country, almost all educational institutions have switched to distance educational technologies. University lecturers and students did not have a chance to go to distance learning gradually, and the terms were rather short. The subject of the research is the attitude of Yakovlev University students to distance learning.

The study was carried out on the basis of the results of the questionnaire on the transition to a new form of education in the context of Covid-19. This questionnaire was held among full-time students who had experienced that transition. According to the results of the survey, it can be concluded that the majority of the respondents today are not ready to completely abandon the traditional form of learning in favor of distance learning technologies.

The study showed an increase in the study load on students during distance learning, and also made it possible to identify its positive aspects (learning in a comfortable and familiar environment; flexibility of the educational process; the ability to combine work with study, etc.) and the difficulties that students were to face in the process of distance learning (the difficulty of completing practical tasks without explanations from the lecturer, a large amount of information asked, etc.).

Keywords: traditional education, distance learning, university, students, information technologies in education.

Введение. Предметом наших изысканий стал процесс дистанционного обучения бакалавров в вузе. Цель исследования - изучить отношения студентов к дистанционному обучению и выявить возможные проблемы и трудности, с которыми им пришлось столкнуться в ходе такого обучения.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что неожиданный переход на дистанционную форму обучения в связи с распространением в стране Covid-19 для многих студентов и педагогов оказался непростым. Не каждый из них оказался готов к такому формату работы. Преподавательскому составу пришлось в кратчайшие сроки перестраиваться и внедрять новые методы ведения образовательного процесса. Прежде всего, сложность дистанционного обучения связана с тем, что в его основе лежат новые, ранее не использовавшиеся технологии, которые не «вписывались» в понятие «традиционное обучение».

Проблема выявления отношения студентов к дистанционному обучению представляется весьма актуальной. Проведенный нами анализ показал, что имеется немало исследований, посвященных данной теме [1], [2], [3], [4], [5], [7]. В частности, исследование с использованием авторского опросника удовлетворенности студентов, обучающихся по определенным направлениям подготовки [6].

Однако дистанционное обучение не является чем-то необычным. В рамках совершенствования дистанционного образования в 1997 году стартовал эксперимент, участниками которого стал ряд российских вузов, которым было «рекомендовано использование дистанционных методов обучения в первую очередь для переподготовки специалистов или на территориях, слабо обеспеченных квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, но имеющих достаточную материально-техническую оснащенность» [8]. Следующим нормативным документом стал Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому «при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [9]. Переход на дистанционное обучение до 2020 года не был четко урегулирован. В новом законе ФЗ-164, принятом 08.06.2020 г., официально закреплены положения «об электронном (дистанционном) обучении при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций (ЧС), введении режима повышенной готовности или ЧС» [10], которые вступили в силу 19.06.2020г.

В настоящее время дистанционное обучение набирает все большую популярность, так как большинство людей даже в процессе традиционного обучения прибегает к использованию интернет-ресурсов. Наличие гаджетов, электронных учебников, образовательных платформ сегодня уже не выходит за рамки привычной жизни современного студента.

Интеграция традиционных методов обучения с дистанционными образовательными технологиями обусловлена быстрым информационным развитием и цифровизацией общества, позволяет достичь эффективных результатов в образовательном процессе.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили результаты анкетирования студентов, обучающихся в 41 НУ им. И. Я. Яковлева. Анкетирование проводилось с 26.10.2020 по 03.11.2020. В нем приняли участие бакалавры технических

профилей «Пожарная безопасность», «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении» и «Управление на автомобильном транспорте».

Цели анкетирования:

- изучить отношение студентов к дистанционному обучению и выявить его положительные и отрицательные стороны при использовании различных методов дистанционного обучения;

- выявить возможные проблемы и трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам в ходе дистанционного обучения;

- наметить пути решения возникающих трудностей.

В процессе исследования нами использовались методы сравнительного и статистического анализа результатов проведенного анкетирования.

В анкетировании приняли участие 105 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение, В первую очередь нас интересовали вопросы, связанные с эффективностью дистанционной формы обучения и отношением студентов к дистанционным образовательным технологиям.

На вопрос «Как Вы оцениваете эффективность дистанционной формы обучения?» лишь 11 человек из опрошенных (10 %) ответили, что однозначно считают эффективным применение дистанционной формы обучения (см. рис. 1).

* Высокая з Выше среднего 22% а Средняя

■ Ниже среднего - Низкая

|| Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Эффективность дистанционной формы обучения

На вопрос «Что Вы думаете о дистанционной форме обучения в целом?» 45 студентов (43 %) ответили, что учиться стало удобнее, 16 человек из числа опрошенных (15 %) - учиться стало интереснее; 25 обучающихся (24 %) отметили, что учиться обычным способом удобнее, а 19 респондентов (18 %) рассматривают дистанционное обуче-

■ Учиться стало удобнее

= Учиться стало интереснее

Уч1гться обычным способом удобнее

а Дистанционное обучение -вспомогательная форма обучения

Рис. 2. Мнение студентов о дистанционной форме обучения

ние как вспомогательную форму (см. рис. 2).

15W

Стоит отметить, что переход с традиционной формы обучения на дистанционную у большинства студентов - 93 человека (89 %) - не вызвал психологических трудностей.

Самые проблемные аспекты при переходе на «удаленку» были связаны с интернетом. Низкую скорость интернета отметили 37 студентов (35 %), 22 человека из опрошенных (21 %) считают проблемой необходимость иметь доступ к интернету. Среди технических проблем можно выделить недостаточное знание ПК - 6 респондентов (6 %), плохую обратную связь - 2 обучающихся (2 %). Полностью удовлетворены технически-

■ Низкая скорость Интернета

Необходимость иметь доступ к Интернету

« Недостаточное знание ПК « Плохая обратная связь = Проблем не было

Рис. 3. Технические проблемы, с которыми столкнулись студенты при дистанционном обучении

К переходу на новый формат работы преподаватели подошли ответственно: 70 студентов (67 %) оценивают работу преподавателей в рамках дистанционного обучения на отлично, т. е. все понятно и интересно, 21 респондент (20 %) отметили недостаток дополнительных материалов по изучаемым темам, 14 человек (13 %) не смогли полностью освоить материал.

Не вижу никаких преимуществ

Легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала

Обучение в комфортной и привычной обстановке

Получение практических навыков

Использование информационных технологий

Возможность совмещать работу с учебой

Гибкость учебного процесса

Рис. 4. Преимущества дистанционного обучения

Ш 4

□ 23

3 21

□ 56

■ 53

59

I I I I

О 10 20 30 40 50 60 70

На вопрос «Какие преимущества дистанционного обучения наиболее важны для Вас? Можно выбрать несколько вариантов ответа» большинство опрошенных - 56 человек (53 %) - главным преимуществом дистанционной формы обучения посчитали комфортную и привычную обстановку для занятий (см. рис. 4).

Дистанционное обучение связано с расширением доли самостоятельной подготовки студентов, в связи с чем нас интересовал вопрос «Изменилась ли во время дистанционного обучения учебная нагрузка на студентов?». Так, 50 человек (48 %) отметили рост нагрузки, по мнению 39 респондентов (37 %) учебная нагрузка не изменилась, 16 студентов (15 %) указали на уменьшение нагрузки.

Результаты исследования показали, что студенты столкнулись с определенными трудностями в процессе дистанционного обучения. На большой объем задаваемого материала жалуются 49 опрошенных (47 %), в связи с этим у них резко сократилось количество свободного времени. Далее, 37 участников опроса (35 %) заявили, что без объяснений преподавателя стало гораздо сложнее выполнять практические задания. Неудобство пользования сайтом для дистанционного обучения отметили 19 студентов (18 %).

Для организации дистанционного обучения в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева была использована имеющаяся образовательная платформа, расположенная по адресу http://www.moodle21.ru. Используя данный сервис, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т. п. Для работы в данной учебной среде достаточно иметь любой веб-браузер. По результатам выполнения студентами заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является средством интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Основными преимуществами Moodle являются следующие возможности:

- создания закрытых учебных групп;

- добавления множества элементов: лекций, заданий, семинаров, опросов и т. д.;

- выполнения заданий в любое удобное для студента время;

- отправки ответов в любом формате;

- своевременного контроля и оценивания выполненных работ студентов.

Стоит отметить то, что 105 опрошенных (100 %) занимались на данной образовательной платформе и 92 студента (88 %) считают наиболее удобным для дальнейшего дистанционного обучения образовательный портал ЧГПУ им. И. Я. Яковлева http://www.moodle21.ru.

Кроме того, 47 респондентов (45 %) рассматривают специальные чаты в мессенд-жерах (Whatsapp, Telegram и др.) или социальных сетях (ВКонтакте, Facebook и др.) как дополнительное средство дистанционного обучения.

С визуальным контактом дела обстоят несколько хуже: лишь 25 студентов (24 %) отметили, что преподаватели вели лекции и семинары онлайн с использованием средств для организации видео-конференц-связи, Skype или других программ. Но только 10 участников опроса (9 %) считают удобным для дальнейшего дистанционного обучения веби-нары на платформе Zoom.

Основной недостаток дистанционного обучения - дефицит общения. На вопрос «С какими сложностями Вы столкнулись в связи с переходом на дистанционное обучение?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Так, 22 студента (21 %) признались в том, что им не хватает очного общения с однокурсниками, 14 (13 %) - не хватает очных дискуссий с преподавателями. 19 опрошенных (18 %) заявили, что им сложно задавать вопросы преподавателю при отсутствии очных занятий, 10 (9 %) - сложно учиться в домашней обстановке, 6 (6 %) - сложно сосредоточиться при самостоятельном изучении материала. 9 респондентов (8 %) чувствуют себя более одинокими, изолированными при дистанционной форме обучения. 22 участника опроса (21 %) заметили, что их смущает

просьба преподавателя включить веб-камеру. Только у 24 студентов (23 %) дистанционная форма обучения никаких сложностей не вызвала.

Характер комментариев студентов позволяет сделать вывод о том, что большинство из них относится к дистанционному обучению как к вынужденной мере, но не как к достойной альтернативе традиционному. «Виртуально материал сложнее усваивается», - отмечают студенты. «Не хватает времени на изучение материала», - жалуется один из студентов. Другой просит улучшить качество площадок и платформ.

На вопрос «Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме? Можно выбрать несколько вариантов ответа» 78 опрошенных (74 %) ответили: &Низкий риск заражения инфекцией» (см. рис. 5). Самый популярный ответ нисколько не удивляет, так как именно распространение Со\ к1-19 вынудило учебные заведения перейти на дистанционные образовательные технологии.

Возможность протестировать себя

Возможность скачать материалы лекции, презентации Возможность повторно посмотреть видеозапись лекции

Повышение качества обучения Использование современных технологий обучения Индивидуальный темп обучения Дополнительный объем материала по предмету

Самообучение Низкий риск заражения инфекцией

О

Рис. 5. Дистанционное обучение глазами студентами

Выводы. Несмотря на то что резкий переход на дистанционные образовательные технологии был мерой неожиданной и вынужденной, по результатам исследования можно отметить положительное отношение студентов к дистанционному обучению. Даже если преподавателям не хватало навыков работы в цифровой среде, времени на освоение новых инструментов и перестройку образовательного процесса, благодаря поддержке со стороны технической службы и наличию образовательной платформы университета они достойно справились с данной ситуацией.

Основными преимуществами дистанционного обучения являются существенная экономия финансовых и временных ресурсов, возможность получить знания в удаленном режиме в доступных комфортных бытовых условиях.

Однако, несмотря на преимущества дистанционной формы обучения, студенты на сегодняшний день не готовы к замене традиционного формата обучения дистанционным. Их смущают и технические трудности при организации процесса обучения, и отсутствие «живого» общения с одногруппниками и с преподавателями, и сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя, и невозможность выполнения лабораторных работ виртуально.

■ 19

■ ■ яш—^ш^^^ш 65

5

21

78

10 20 30 40 50 60 70 80 90

Таким образом, из-за отсутствия возможности проведения практических и лабораторных занятий в очном формате дистанционное обучение часто не гарантирует достаточного качества подготовки и высокого уровня знаний, поэтому данная форма обучения неприемлема в сферах, требующих длительных лабораторных и практических занятий.

В вынужденных случаях дистанционное обучение можно использовать в дополнение к традиционному, т. е. обучение может быть организовано с частичным применением дистанционных образовательных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности //Молодой ученый. - 2014. -№ 13. - С. 241-243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Калиниченко Е. В. Дистанционное обучение учащихся в условиях пандемии в России // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2020. - С. 46-50.

3. Конопатое С. Н., Старожук Е. А., Салиенко Н. В. Парадигмы образования: от традиционной к открытому образованию // Инновации в образовании. - 2019. - № 3. - С. 37^19.

4. Кочетова С. В. Эффективность использования системы дистанционного обучения студентов в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2019.-№9-1.-С. 32-34.

5. Павлова Е. В. Электронные информационные ресурсы в контексте развития открытого образовательного пространства России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2020. -№ 3(108). - С. 189-197.

6. Петрова Т. П., Пьянзина П. П. К вопросу об отношении студентов вуза к дистанционному обучению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. -№3(108).-С. 206-211.

7. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. - С. 199-204.

8. Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ww.consultmtru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=274341&dst=100001#05957848700788346.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронныйресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/docmnent/cons_doc_LAW_140174/.

10. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс]. - Режим доступа : publication.pravo.gov.ru.

Статья поступила в редакцию 06.11.2020

REFERENCES

1. Borodina Т. F. Primenenie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obrazovatel'nom processe vuza i opredelenie ih effektivnosti // Molodoj uchenyj. - 2014. - № 13. - S. 241-243.

2. Kalinichenko E. V Distancionnoe obuchenie uchashchihsya v usloviyah pandemii v Rossii // Pedagogika, psihologiya i obrazovanie: vyzovy i perspektivy : sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sterlitamak, 2020. - S. 46-50.

3. Konopatov S. iV., Starozhuk E. A., Salienko N. V. Paradigmy obrazovaniya: ot tradicionnoj k otkrytomu obrazovaniyu // Innovacii v obrazovanii. - 2019. - № 3. - S. 37-49.

4. Kochetova S. V. Effektivnost' ispol'zovaniya sistemy distancionnogo obucheniya studentov v vuze po discipline «Fizicheskaya kul'tura» // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2019. - № 9-1. -S. 32-34.

5. Pavlova E. V. Elektronnye informacionnye resursy v kontekste razvitiya otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva Rossii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2020.-№3(108).-S. 189-197.

6. Petrova T. N, P'yanzina N. N. К voprosu ob otnoshenii studentov vuza k distancionnomu obucheniyu // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 3(108). -S. 206-211.

7. Pet'kova Yu. R. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otricatel'nye storony MOOS // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2015. - № 3. - S. 199-204.

8. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 30.05.1997 № 1050 «O provedenii eksperimenta v oblasti distancionnogo obrazovaniya» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=274341&dst=100001#05957848700788346.

9. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

10. Federal'nyj zakon ot 8 iyunya 2020 g. № 164-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 71 i 108 Fede-ral'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»[Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : publication.pravo.gov.ru.

The article was contributed on November 6, 2020

Сведения об авторах

Фоминых Светлана Олеговна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ermakovaso@rambler.ru

Александрова Галина Александровна - кандидат технических наук, доцент кафедры машиноведения, начальник научного отдела Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: nochgpu@mail.ru

Филиппова Ирина Владимировна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и основ медицинских знаний Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: filip_irina@mail.ru

Author information

Fominykh, Svetlana Olegovna - Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Department of Mathematics and Physics, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: ermakovaso@rambler.ru

Aleksandrova, Galina Aleksandrovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanical Engineering, Head of the Scientific Department, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: nochgpu@mail.ru

Filippova, Irina Vladimirovna - Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Biology and Bases of Medical Knowledge, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: filip_irina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.