Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ'

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / UNIVERSITY / STUDENTS / DISTANCE LEARNING / EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна

В последние годы одной из весьма востребованныхформ организации учебного процесса является дистанционное обучение. Быстрому внедрению данной формы обучения в образовательный процесс поспособствовала и пандемия. Предметом исследования является отношение обучающихся к дистанционному формату обучения. Исследование проводилось на основе опроса непосредственных участников данной формы работы - обучающихся. По результатам опроса можно сделать вывод, что дистанционная форма не является для обучающихся совершенно новым форматом организации учебного процесса. Это объясняется тем, что многие преподаватели в своей работе уже используют такую форму обучения студентов на основе информационных технологий. В большинстве своем обучающиеся испытывали трудности в самостоятельной организации своего учебного пространства в условиях «домашнего обучения». При этом основная доля опрошенных считает, что дистанционное обучение - это благоприятная система получения знаний. Проведенное исследование позволило выявить положительные моменты (возможности самообразования и самообучения, индивидуальный темп обучения, экономия времени и т. д.) и имеющиеся проблемы (недостаточный уровень компьютерной грамотности, низкая техническая оснащенность, низкая пропускная способность интернета, недостаточная наполненность дистанционных курсов учебно-методическими материалами) удаленного обучения, что имеет практическое значение для его дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING

In recent years, one of the very popular forms of organization of the educational process is distance learning. The pandemic also contributed to the rapid introduction of this form of education into the educational process. The subject of the study is the attitude of students to the distance learning format. The study was conducted on the basis of a survey of direct participants in this form of work - students. According to the results of the survey, we can conclude that the transition to a distance learning form is not a completely new format for organizing the educational process for students.This is due to the fact that many teachers in their work already use this form of student learning based on information technology. The majority of students experienced difficulties in the independent organization of their educational space in the conditions of «home learning». At the same time, the most respondents consider that distance learning is a favorable system for acquiring knowledge. The study allowed us to identify positive aspects (opportunities for self-education and selftraining, individual learning pace, time saving, etc.) and existing problems (insufficient computer literacy, low technical equipment, low Internet bandwidth, and insufficient content distance courses with teaching materials) distance learning, which is of practical importance for its further improvement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

УДК 378.147:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.108.3.024

Т. Н. Петрова1, Н. Н. Пьянзина2

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2 Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В последние годы одной из весьма востребованныхформ организации учебного процесса является дистанционное обучение. Быстрому внедрению данной формы обучения в образовательный процесс поспособствовала и пандемия. Предметом исследования является отношение обучающихся к дистанционному формату обучения.

Исследование проводилось на основе опроса непосредственных участников данной формы работы - обучающихся. По результатам опроса можно сделать вывод, что дистанционная форма не является для обучающихся совершенно новым форматом организации учебного процесса. Это объясняется тем, что многие преподаватели в своей работе уже используют такую форму обучения студентов на основе информационных технологий.

В большинстве своем обучающиеся испытывали трудности в самостоятельной организации своего учебного пространства в условиях «домашнего обучения». При этом основная доля опрошенных считает, что дистанционное обучение - это благоприятная система получения знаний.

Проведенное исследование позволило выявить положительные моменты (возможности самообразования и самообучения, индивидуальный темп обучения, экономия времени и т. д.) и имеющиеся проблемы (недостаточный уровень компьютерной грамотности, низкая техническая оснащенность, низкая пропускная способность интернета, недостаточная наполненность дистанционных курсов учебно-методическими материалами) удаленного обучения, что имеет практическое значение для его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: вуз, обучающиеся, дистанционное обучение, образование, информационные технологии.

T. N. Petrova1, N. N. Pyanzina2

ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING

11. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 21. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. In recent years, one of the very popular forms of organization of the educational process is distance learning. The pandemic also contributed to the rapid introduction of this form of education into the educational process. The subject of the study is the attitude of students to the distance learning format.

The study was conducted on the basis of a survey of direct participants in this form of work - students. According to the results of the survey, we can conclude that the transition to a distance learning form is not a completely new format for organizing the educational process for students.This is due to the fact that many teachers in their work already use this form of student learning based on information technology.

The majority of students experienced difficulties in the independent organization of their educational space in the conditions of «home learning». At the same time, the most respondents consider that distance learning is a favorable system for acquiring knowledge.

The study allowed us to identify positive aspects (opportunities for self-education and self-training, individual learning pace, time saving, etc.) and existing problems (insufficient computer literacy, low technical equipment, low Internet bandwidth, and insufficient content distance courses with teaching materials) distance learning, which is of practical importance for its further improvement.

Keywords: university, students, distance learning, education, information technologies.

Введение. Современное образование предполагает все более активное внедрение в учебный процесс новых форм обучения с использованием цифровых технологий. Одной из таких востребованных форм организации учебного процесса является дистанционное обучение [5], [10].

Многие научные исследования (А. К. Аймухаммедова, Е. В. Калиниченко, М. Г. Терещенко, В. Л. Шатуновский, О. Б. Колесникова, С. В. Кочеткова и др.) доказывают целесообразность и эффективность использования дистанционных форм обучения на всех уровнях образования. По мнению авторов, современные компьютерные технологии обеспечивают передачу знаний и доступ к учебным материалам наравне с традиционными формами обучения, а порой являются более действенными. Создание и успешное использование дистанционных учебных курсов вполне отвечает современным целям и задачам обучения, а дидактический потенциал информационных образовательных технологий, методика и критерии оценивания облегчают процесс преподавания и контроля. Авторы также придерживаются мнения, что данная форма взаимодействия педагога и обучающегося предоставляет огромные возможности для творческого подхода к обучению с наименьшей затратой времени для обеих сторон педагогического процесса [8], [11].

Наряду с положительной оценкой дистанционного обучения широко обсуждаются также методические, технические и финансовые проблемы, сопровождающие дистанционное обучение (Н. Л. Антонова, М. В. Емельянова, В. В. Никифорова и др.) [9].

При этом, как показал аналитический обзор литературных и интернет-источников, недостаточно полно изучаются вопросы отношения к этой форме обучения самих непосредственных участников - обучающихся, от активности и деятельности которых зависит успешность образовательного процесса. Таким образом, существует противоречие между все более возрастающей тенденцией использования дистанционных форм обучения в образовательной среде и недостаточностью научно обоснованных данных об отношении к такой форме взаимодействия самих обучающихся [3], [7]. На сегодняшний день разрешение данного противоречия определяет актуальность проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом: каково отношение обучающихся вузов к дистанционной форме обучения? Целью исследования выступает решение данной проблемы.

Актуальность исследуемой проблемы. Вынужденный переход на дистанционную форму обучения, связанный с пандемией, привел к изменениям в системе организации процесса обучения. Возникла необходимость в быстром переключении с контактной формы обучения на дистанционную. Если педагоги были, в некоторой степени, готовы к такой форме организации занятий, так как в учебном процессе уже использовали как вспомогательный вариант дистанционные формы взаимодействия со студентами на основе новых информационных технологий, то некоторые обучающиеся оказались в стрессовой ситуации. Перейти с традиционного обучения, с живого общения с педагогом на удаленную форму оказалось сложно.

В связи с этим мы предполагаем, что результаты исследования позволят выявить положительные моменты и имеющиеся проблемы дистанционной формы обучения и будут иметь практическое значение для ее дальнейшего совершенствования.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось с использованием авторского опросника «Удовлетворенность студентов дистанционным обучением по физической культуре и спорту», разработанного на основе Гугл-формы. В опросе участвовали 162 обучающиеся 1-3 курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в период с 6 апреля по 15 мая 2020 года.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования нас прежде всего интересовали проблемы, связанные с организацией условий обучения, технической обеспеченностью и уровнем владения компьютерными технологиями.

На вопрос «Как Вы адаптировались к условиям дистанционного обучения?» 44 человека из опрошенных (27,2 %) ответили, что адаптировались отлично и острых проблем не возникло, более половины респондентов - 85 человек (52,5 %) - хорошо и 30 студентов (18,5 %) - удовлетворительно (см. рис. 1).

# Отлично

# Хорошо Удовлетворительно

# Плохо

Рис. 1. Адаптация обучающихся к условиям дистанционного обучения

Нас также интересовал вопрос, насколько комфортно себя чувствуют студенты, обучаясь в дистанционном формате, удобно ли им искать, находить и осваивать учебный материал. Оказалось, что 58 студентам (35,8 %) удобно обучаться в «домашних условиях», им вполне комфортно. В то же время 68 обучающихся (42 %) ответили, что им удобно обучаться удаленно, но есть сложности как организационного (непривычная форма взаимодействия, учебное место, обстановка, окружение и т. д.), так и личного характера (трудности самоорганизации); 14 респондентов (8,6 %) испытали огромные трудности

Да, удобно (мне нравится) Да, но сложно Нет, очень трудно Нет, слишком легко Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Комфортность обучения в дистанционном формате

Большинство обучающихся испытали стресс от перехода на дистанционное обучение. Им пришлось находить совершенно новые подходы в освоении учебного материала и в сотрудничестве с сокурсниками, с педагогами. Большинство студентов (90 человек -55,6 %) до этого момента не сталкивались с дистанционной формой обучения. И только 48 человек (29,6 %) из опрошенных ранее были вовлечены в такой формат работы (см. рис. 3).

Рис. 3. Осведомленность о технологии дистанционного обучения

Современные компьютерные и виртуальные технологии позволяют достаточно хорошо организовать процесс обучения [1]. Кроме того, вузовское образование в какой-то мере требует использования любых технических устройств с выходом в интернет для успешной реализации образовательных программ [6]. В студенческой среде наиболее востребованными устройствами являются ноутбуки - так ответили 85 человек (52,5 %), 42 респондента (25,9 %) активно используют смартфоны для обучения, так как есть возможность воспользоваться ими в любом месте, и 34 человека (21 %) в сложившихся условиях решают образовательные задачи с использованием стационарного (персонального) компьютера (см. рис. 4).

Рис. 4. Типы устройств, используемых студентами при удаленном обучении

Однако только наличие технических устройств не позволяет успешно использовать их на практике для обучения, также необходим определенный уровень компьютерной грамотности и навыки работы [2]. Современная цифровая эпоха способствует успешному

овладению подрастающим поколением знаниями и навыками компьютерных технологий. Поэтому 157 человек (95 % опрошенных) в той или иной степени владеют компьютерными технологиями. Таким образом, 77 человек (47,5 %) - уверенный пользователь, 57 обучающихся (35,3 %) - пользователь, 23 человека (14,2 %) - имеют некоторые навыки (см. рис. 5).

Рис. 5. Уровень компьютерной грамотности

В период пандемии важнейшей задачей вуза оказалось обеспечение доступа к информационно-образовательной среде всех обучающихся независимо от их жизненной ситуации. Эта проблема решилась достаточно быстро, так как вуз уже активно модернизировал систему образования, однако обучающиеся столкнулись с проблемой, не связанной с техническими возможностями вуза. Многие испытали сложности, связанные с местом их проживания, и, как следствие, с доступом в интернет и с его пропускной способностью (26 человек -16 % и 82 человека - 50,6 % соответственно), и только 42 человека (25,9 %) из опрошенных не имели проблем с подключением к информационно-образовательной среде.

Г]

[ 50,6% \ 16% Л

L \ А

Необходимость иметь доступ к интернету

Плохая скорость Интернета Отсутствие необходимого устройства Проблем не было

Рис. 6. Технические проблемы дистанционного обучения

Любые инновационные технологии в образовательном пространстве вызывают неоднозначное отношение к нему у всех участников данного процесса [5], [9]. На вопрос «Что Вам понравилось при обучении в дистанционном формате? Выберите один или несколько вариантов ответа» большинство респондентов - 113 человек (70 %) - самым положительным моментом посчитали низкий риск заражения инфекцией. Достаточно большому количеству опрошенных понравился индивидуальный темп обучения (90 человек - 55,5 %). Современные студенты хорошо понимают, что хороший специалист -

это тот, который постоянно совершенствуется и занимается самообразованием [4]. Таким образом, 84 человека (52 %) довольны дистанционным обучением, так как есть возможность заниматься самообучением. Многим также понравилось то, что экономится время на подготовку, полскольку нет необходимости конспектировать лекционный материал и составлять схемы, графики и т. д. Все это можно скачать из тех тематических материалов, которые доступны в информационно-образовательной среде вуза. Так считают 79 человек (49 %), участвовавших в опросе.

Рис. 7. Положительные стороны дистанционного обучения

Выводы. Таким образом, дистанционная форма обучения - это учебная деятельность обучающегося с использованием информационных интерактивных технологий под руководством педагога. Этот процесс вызывает к себе неоднозначное отношение всех участников, поскольку зависит от таких важных факторов, как условия обучения, техническая обеспеченность и уровень владения компьютерными технологиями. Исходя из данных опроса, можно сформулировать вывод, что ключевыми условиями успешной реализации дистанционного обучения являются компьютерная грамотность обучающихся, обеспеченность их компьютерной техникой и учебно-методическими материалами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аймухаммедова А. К. Использование цифровых технологий в период пандемии коронавируса // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 4(51). - С. 20-21.

2. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 1(106). - С. 155-161.

3. Калиниченко Е. В. Дистанционное обучение учащихся в условиях пандемии в России // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2020. - С. 46-50.

4. Камышева А. В. Формирование профессиональных компетенций средствами дистанционного обучения // Научно-практические исследования. - 2020. - № 1-4(24). - С. 70-72.

5. Кириллова Т. В., Коршунова А. А. Проблемы организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения в условиях пандемии // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-2. - С. 180-182.

6. Колесникова О. Б., Пьянзина Н. Н., Шнайдер М. Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 10. - С. 23-30.

7. Комарова Ю. А. Дистанционное обучение: отношение студентов 4 курса бакалавриата к современной тенденции обучения // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 9(43). - С. 174-176.

8. Кочетова С. В. Эффективность использования системы дистанционного обучения студентов в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2019. - № 9-1. - С. 32-34.

9. Никифорова В. В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Лучшая научная статья 2020 : сборник статей XXXIII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза, 2020. - С. 104-106.

10. ТерещенкоМ. Г. Система дистанционного обучения учащихся // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. -Пенза, 2020. - С. 70-72.

11. Шатуновский В. Л., Шатуновская Е. А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1(87). - С. 53-56.

Статья поступила в редакцию 05.06.2020.

REFERENCES

1. Ajmuhammedova A. K. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v period pandemii koronavirasa // Nauka i obrazovanie segodnya. - 2020. - № 4(51). - S. 20-21.

2. El'cova O. V., Emel'yanova M. V. K voprosu o ponyatii cifrovoj gramotnosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 1(106). - S. 155-161.

3. Kalinichenko E. V. Distancionnoe obuchenie uchashchihsya v usloviyah pandemii v Rossii // Pedagogika, psihologiya i obrazovanie: vyzovy i perspektivy : sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sterlitamak, 2020. - S. 46-50.

4. Kamysheva A. V. Formirovanie professional'nyh kompetencij sredstvami distancionnogo obucheniya // Nauchno-prakticheskie issledovaniya. - 2020. - № 1-4(24). - S. 70-72.

5. Kirillova T. V., Korshunova A. A. Problemy organizacii obrazovatel'nogo processa s primeneniem distancionnyh tekhnologij obucheniya v usloviyah pandemii // Voprosy pedagogiki. - 2020. - № 4-2. - S. 180-182.

6. Kolesnikova O. B., P'yanzina N. N., Shnajder M. G. Ispol'zovanie distancionnyh tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. - 2019. - № 10. - S. 23-30.

7. Komarova Yu. A. Distancionnoe obuchenie: otnoshenie studentov 4 kursa bakalavriata k sovremennoj tendencii obucheniya // Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian. - 2020. - № 9(43). - S. 174-176.

8. Kochetova S. V. Effektivnost' ispol'zovaniya sistemy distancionnogo obucheniya studentov v vuze po discipline «Fizicheskaya kul'tura» // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2019. - № 9-1. -S. 32-34.

9. Nikiforova V. V. Distancionnoe obuchenie v usloviyah pandemii // Luchshaya nauchnaya stat'ya 2020 : sbornik statej XXXIII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. - Penza, 2020. - S. 104-106.

10. Tereshchenko M. G. Sistema distancionnogo obucheniya uchashchihsya // Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii : sbornik statej XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Penza, 2020. - S. 70-72.

11. Shatunovskij V. L., Shatunovskaya E. A. Eshche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya) // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2020. - № 9-1(87). - S. 53-56.

The article was contributed on June 5, 2020

Сведения об авторах

Петрова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Пьянзина Надежда Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, e-mail: [email protected]

Author information

Petrova, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Physical Education, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Pyanzina, Nadezhda Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.