УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D
503-2020-10738 ПОПОВА Екатерина Игоревна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов Шадринский государственный педагогический университет,
e-mail:[email protected]
БАЛАНДИН Александр Анатольевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов Шадринский государственный педагогический университет,
e-mail:[email protected]
ДЕДЮХИН Данил Дмитриевич,
Студент Шадринский государственный педагогический университет,
e-mail:[email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного образования. Целью статьи является анализ изучения применения форм дистанционного обучения в образовании на современном этапе развития общества. на основе сравнения с классической формой получения образования. В статье анализируются преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. Рассматривается возможный потенциал развития дистанционного образования. Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов преподавателей Шадринского государственного педагогического университета. В результате определено, что дистанционное образование будет более эффективным, если будут разработаны методики и технологии, учитывающие традиции российского образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, информатизация общества. дистанционное образовательные технологии, информационные технологии.
POPOVA Ekaterina Igorevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes
Shadrinsk State Pedagogical University
BALANDIN Alexander Anatolievich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes
Shadrinsk State Pedagogical University
DEDYUKHIN Danil Dmitrievich,
Student Shadrinsk State Pedagogical University
DISTANCE EDUCATION: MODERN REALITIES AND PROSPECTS
Annotation. The article is devoted to the current problem of distance education. The purpose of the article is to analyze the study of the application of forms of distance learning in education at the present stage of development of society. based on comparison with the classical form of education. The article analyzes the advantages and disadvantages of distance learning. The possible potential for the development of distance education is being considered. The empirical basis of the research is formed by the results of sociological surveys of teachers of Shadrinsk State Pedagogical Univer-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
OS4
DOI 10.24411/2076-1
sity. As a result, it was determined that distance education will be more effective if methods and technologies are developed that take into account the traditions of Russian education.
Key words and phrases: distance learning, distance education, informatization of society. distance educational technologies, information technologies.
Введение. В условиях, когда новые кризисные ситуации порождают собой неопределённость и хаос, немаловажен и тот факт, что за любым серьёзным кризисом в любой сфере жизни общества, следует такой же стремительный процесс адаптации и развития, примером подобного, в данном случае, выступает образование. Говоря о дистанционном обучении, в первую очередь следует понимать, что его появление не является внезапным событием, во все времена потребность в образовании сохранялась на высоком уровне, а с появлением интернета и ускорением темпов научного прогресса, данный запрос приобретает всё большие масштабы, из чего следует, что появление дистанционного обучения - это не банальный ответ на кризисные события, а новый, полноценный способ получения образования, который получил дополнительное ускорение в развитии за счёт внешних факторов.
С учётом стремительного развития, как самого дистанционного образования, так и средств, необходимых для его обеспечения, на текущий момент приведено значительное количество различных определений данного понятия. Так, В.Г. Домрачеев представляет дистанционное обучение в качестве «новой ступени обучения с применением информационных технологий на основе видеотехники» [3, с. 11]. По мнению А.Н. Тихонова, это «систематическое целенаправленное обучение, независимое от времени и пространства [8, с. 167]. В более широком смысле раскрывает понятие «дистанционное образование» А.А. Андреев: «Дистанционное образование - синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причём процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.» [1]. Более емкое понятие «дистанционное обучение» представлено В.П. Тихомировым и В.И. Солдаткиным. Они характеризуют дистанционное обучение как «интерактивный образовательный процесс, реализуемый в специфической дидактической системе» [7].
Основная часть. Современное дистанционное обучение является одним из динамичных и
быстро развивающихся секторов высшего образования. Стремительное развитие информационных технологий в настоящее время позволяет дистанционному обучению конкурировать с традиционной моделью обучения. Следует отметить, что в западных странах дистанционное обучение уже давно применяется для разных форм обучения и имеет широкое распространение, чем в России. Так, согласно экспертным данным, в зарубежных странах дистанционное обучение пользуется большей популярностью, чем в России, так дистанционное обучение выбирают более 70% зарубежных студентов, в России же намного меньше.
Следует отметить, что внедрение электронного обучения в России и за рубежом является одним из элементов непрерывного, открытого образования, которое составляет основу информационного общества.
Развитие информационных технологий и информатизация общества приводит к изменениям сущности образования и его внешних форм. Чтобы учитывать и удовлетворить новые возросшие потребности общества под воздействием информационных технологий меняются и формы образовательных услуг, становится востребованным электронное обучение, которое позволяет обеспечить растущий спрос на образовательные услуги.
Если в самом начале развития дистанционное обучение было задумано для того, чтобы люди, которые уже получили очное образование, могли просто повышать свою квалификацию «не выходя из дома». В настоящее время дистанционное обучение используют для обучения обучающихся на дому при наличии ограниченных физических возможностей, рекомендаций от медиков и по другим причинам. Появление более современной техники позволили расширить возможности применения дистанционных форм обучения [6, с.203].
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в учебный процесс, как школ, так и вузов, и СПО, которым пришлось отказаться от очной формы обучения в сторону дистанционной. И несмотря на то, что многие учебные заведения в своих образовательных учреждениях использовали электронное обучение с применением автоматизированных систем дистанционного обучения, таких как Moodle, «Прометей», «Доцент», WebTutor и др. они также были не готовы к широкому их применению в период пандемии. В результате резкого перехода к дистанционному формату
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
и включения в этот процесс всех обучающихся учебного заведения, сразу обнажился весь спектр проблем данной формы обучения, который включает в себя коммуникативные, учебные, организационные и технические трудности [5].
Подавляющее большинство преподавателей не были профессионально подготовлены к дистанционной форме обучения. Обучающиеся также не были готовы к работе в данном формате - сложности возникают вследствие их индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. В настоящее время не существует дистанционных программ, которые учитывали бы определенные индивидуальные особенности каждого обучающегося [5, с.112].
Если рассматривать дистанционное обучение, как следующую ступень развития образования, то те перспективы, которое оно имеет бесспорно заставляют задуматься над его значительными преимуществами перед классической формой получения образования даже на текущий момент. Но не станем отрицать тот факт, что присутствует и скептический настрой по отношению к данной форме образования, в первую очередь в его эффективности. Заметим и то, что опросы среди преподавателей из зарубежных стран говорят о том, что существует эффект повышения качества получаемых знаний при использовании
Наиболее популярным ответом было «это будет одной из технологий, но не ведущей» так ответили 74,6 % анкетируемых. Вариант ответа «Будущее - за личным общением преподавателя и студента» выбрали 10,12% анкетируемых и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
дистанционной формы обучения даже над очным форматом - данное мнение не разделяют отечественные преподаватели, так как именно этот вывод можно сделать из аналогичных вопросов, проводимых на территории нашего государства. Следует отметить, что недостаточная изученность дистанционного обучения побудила авторов статьи к проведению социологического исследования. Цель исследования заключается в обосновании необходимости применения дистанционного обучения в образовательном процессе российских вузов. Ключевыми задачами являются изучение мнения преподавателей в отношении внедрения дистанционного обучения в деятельности Шадринского государственного педагогического университета, выявление достоинств и недостатков данной формы обучения.
Результаты опроса показали, что лишь 48% опрошенных преподавателей активно применяли формы дистанционного обучения, 49% очень редко использовали дистанционное обучение.
На вопрос «Каким Вы видите место дистанционного обучения в Вузах?» Большинство преподавателей видят дистанционное обучение в качестве вспомогательного обучения, а не основного, так считают 87% опрошенных.
На вопрос «Считаете ли Вы, что обучение будущего - это обучение через сеть Интернет?»
«Никогда техника не заменит человека» - 12,65%. Только 2,5% опрошенных ответили «Да, несомненно -это обучение будущего».
На вопрос «Как Вы считаете, при дистанционном обучении улучшится качество образо-
Считаете ли Вы, что обучение будущего - это обучение через
сеть Интернет?
■ Это будет одной из технологий, но не ведущей
■ Никогда техника не заменитчеловека
Будущее - за личным рбщением преподавателя и студента
■ Да, несомненно - это обучение будущего
вания?» большинство анкетируемых ответили опрошенных, «Нет, ничего не изменится» - 10,12% «Нет, только ухудшится» - 48,10% опрошенных, опрошенных. «Да, при условии хороших методик» - 35,44%
Как Вы считаете, при дистанционном обучении улучшится качество образования?
■ Нет, только ухудшится ■ Да, при условии хороших методик Нет, ничего не изменится ■
Большинство преподавателей не считают дистанционное обучение качественной формой, тому есть ряд причин, так для направлений подготовки, наибольшей составляющей которых является практика, дистанционный формат обучения остаётся значительно менее эффективным по своему качеству, чем очное, дистанционная форма обучения не подходит для направлений подготовки, существенным аспектом которых является общение с людьми и работа в команде. Кроме этого, отсутствуют гарантии, что выполненная обучающимся работа - выполнена им самостоятельно, так как невозможно обеспечить достаточный уровень контроля, то качество получаемого образования в значительной степени зависит от самого обучающегося.
В период пандемии все преподаватели вынуждены были перейти на дистанционный формат преподавания своих дисциплин. Поэтому педагоги должны были оценить свой уровень подготовки применения информационных технологий в учебном процессе. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень применения Вами информационных технологий в учебном процессе?» большинство опрошенных оценили свой уровень применения информационных технологий в учебном процессе, как средний - 62% опрошенных. «На продвинутом уровне» применяли информационные технологии- 22,78% анкетируемых, как «начальный уровень» оценили 10,12% опрошенных, а на «высоком уровне» только 3,8% анкетируемых ответили.
Как Вы оцениваете уровень примененияВами информационных технологий в учебном процессе?
■ Средний уровень применения ■ Продвинутый уровень применения Начальный уровень применения ■ Высокий уровень применения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
На вопрос «На ваш взгляд, насколько подходит дистанционное обучение для педагогического вуза?» большинство опрошенных ответили, что дистанционное обучение «приемлемо для преподавания отдельных дисциплин» данный вариант ответа выбрали 59,49% опрошенных. «Не
Лишь отдельные дисциплины возможно вести в дистанционном формате, есть предметы, которые требуют непосредственного очного участия обучающихся и преподавателей.
На вопрос «Какие трудности, по Вашему мнению, являются наиболее значимыми при реализации дистанционного обучения?» можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Наиболее популярные ответы были: «Отсутствие личного общения со студентами и другими преподавателями» - 63,29% анкетируемых, «Несоответствие нормативов реальному времени, которое затрачивается на качественную проверку работ, в том числе и неоднократную» -отметили 59,49% опрошенных. «Существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ» -58,22% анкетируемых. «Слабость процедуры проверки авторства выполняемых заданий» - 45,56% анкетируемых. «Ограниченная возможность влиять на дисциплину в аудитории, контролировать степень вовлеченности студентов в образовательный процесс» - 44,3% опрошенных. «Информационная перегруженность: большое количество сообщений, получаемых по электронной почте для чтения, возникающая сложность
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
подходит для подготовки педагогических кадров» ответили 21,51% опрошенных. «Подходит для обучения студентов уже имеющих педагогический опыт» - 17,7%. И лишь 1,3% опрошенный ответил, что «Возможен полный переход на дистанционный формат».
обдумывания и ответа на них» - 37,9% опрошенных.
Можно сделать вывод, что на территории нашего государства процесс становления дистанционной формы обучения ещё в значительной степени не завершён, как минимум можно сказать, что он значительно отстаёт от зарубежной практики.
Подводя итог, выделим положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения. Среди положительных можно выделить:
• Гибкий график получения образования (независимо от временных факторов и местонахождения).
• Модульность (удобная аккумуляция курсов в отдельные блоки, позволяющая самостоятельное подстраивать программу под успехи или нужды отдельного обучающегося).
• Финансовая эффективность (менее затратно в материальном отношении);
• Индивидуализация обучения (студент способен самостоятельно построить свой план обучения и выполнение заданий).
• Практика развития навыков адаптации (дистанционное образование способно предоставить практику способностей студента к самостоятельности и самообучению, поиску
На ваш взгляд, насколько подходит дистанционное обучение для
педагогического вуза?
■ Дистанционное обучение приемлемо для преподавания отдельных дисциплин
■ Дистанционное обучение не подходит для подготовки педагогических кадров Дистанционное обучение подходит для о бучения студентов уже имеющих педагогический опыт
■ Возможен полный переход на дистанционный формат
информации и адаптации к необычным условиям ведения обучения).
• Высокая степень актуализации материала (ввиду значительной степени использования сети интернет, программного обеспечения, компьютерной техники - всё это позволяет регулировать и адаптировать, как учебные программы, так и сам процесс получения знаний максимально быстрым способом, вслед за изменениями внешней среды).
• Доступность (дистанционное обучение способно удовлетворить потребности в образовании для множества учеников и студентов не только в конкретной стране, но и по всему миру, более того дистанционное обучение позволяет получать качественное образование как людям в возрасте, так и людям страдающими определёнными заболеваниями, которые не позволяют получать образование в очном формате).
• Открытость (особенность работы с сетью интернет и компьютерной техникой - позволяет создать доступную базу данных, включающую себя все материалы обучения, которые можно будет просматривать неограниченный временной промежуток, причём это касается не только сухого текста или изображений, но в том числе и записи непосредственно самих лекций и иных материалов, необходимых для обучения).
Если рассматривать мировой опыт развития дистанционной формы обучения, можно предположить, что те преимущества, которые даёт данная форма получения образования, может, впоследствии, сделать её даже более массовой, чем классическая форма получения образования, ввиду сравнительно более низкой стоимости и объективно большей степени доступности для потребителя. Если сопоставить эти факторы с внешней средой, где навыки саморазвития и самообучения становятся наиболее необходимыми для полноценной жизни в современном обществе, то это всё чаще заставляет задуматься о постоянно растущем потенциале дистанционного образования в современных реалиях.
Несмотря на выделенные положительные аспекты дистанционного образования, существуют и отрицательные моменты, которые тоже необходимо учитывать, выделим их [2;4;9]:
• Не подходит для школьного образования (ввиду того, что задача школьного образования состоит в построении необходимых фундаментальных жизненных навыков, крайне важных в том числе и для успешного освоения программ дистанционного обучения -можно сделать вывод, что использование
дистанционного обучения нецелесообразно на данной ступени образования).
• Не подходит для направлений подготовки, наибольшей составляющей которых является практика (на текущем этапе технологического развития остаётся невозможным компенсировать отсутствие реальных практических мероприятий, поэтому данное направление подготовки при использовании дистанционного формата обучения остаётся значительно менее эффективным по своему качеству, чем очное).
• Не подходит для направлений подготовки, существенным аспектом которых является общение с людьми и работа в команде (только голосовое общение не способно полноценного компенсировать необходимые навыки, которые развиваются исключительно при живой кооперации).
• Необходимость развитых навыков самоконтроля, самостоятельности, личной заинтересованности в получении образования у обучающегося.
• Проблемы с контролем успеваемости (нельзя гарантировать, что выполненная обучающимся работа - выполнена им самостоятельно, так как невозможно обеспечить достаточный уровень контроля, то качество получаемого образования в значительной степени зависит от самого обучающегося).
• Необходимость навыков компьютерной грамотности.
• Значительная теоретизация обучения. Заключение. Из всего вышеописанного
можно сделать вывод об абсолютно реальной перспективе полноценного всеобщего развития дистанционной формы обучения, но также нам стоит понимать, что это только лишь одна из форм получения образования, которая на текущий момент развития как общества, так и научно-технического прогресса - не является панацеей для любых задач. Но отметим и то, что данная форма обучения имеет как свой запрос среди потребителя, так и собственную нишу в которой определённые направления обучения могут показывать, если не повышенные, то идентичные показатели в сравнении с классической формой получения образования. Что и позволяет заключить следующее - дистанционное обучение безусловно, на текущий момент, в определённой степени является следующей ступенью на пути развития процесса получения образования, которое, как и классический аналог имеет как сильные, так и слабые стороны, что обязательно надо учитывать при его осуществлении.
Таким образом, в период пандемии дистанционная форма обучения показала свои преиму-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
щества и недостатки перед традиционной формой обучения обострились и ранее существовавшие дискуссии относительно ее эффективности. Следует отметить, что развитие дистанционного образования является мировым трендом, в связи с этим необходимо продумать новые методики применения дистанционных форм обучения совместно с традиционными формами, которые бы включали более тесные контакты обучающихся с педагогами.
Список литературы:
[1] Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное образование» // Дистанционное образование. - 1997. - № 4.
[2] Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педа-гогич. науки. 2015. № 2 (26).
[3] Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы //Высшее образование в России. 1994. № 3.- С. 11.
[4] Кислухина И.А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы // УЭкС. 2017. № 9 (103).
[5] Коморникова О.М. Попова Е.И Проблемы развития дистанционного образования в России. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2020. № 2(46). - С.111-114.
[6] Коняева Е.А. Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых»: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С. 202204.
[7] Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое образование». Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158 (дата обращения: 18. 09.2020).
[8] Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс, 1998. 284 с.
[9] Чванова М.С., Киселева И.А. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет // Вест-
ник российских университетов. Математика. 2017. № 5-2.
[10] Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87).
Spisok literatury:
[1] Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii pon-yatiya «distancionnoe obrazovanie» // Distancionnoe obrazovanie. - 1997. - № 4.
[2] Andryuhina T.N. Distancionnoe obuchenie v vuze // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta. Ser. Psihologo-pedagogich. nauki. 2015. № 2 (26).
[3] Domracheev V.G. Distancionnoe obuchenie: vozmozhnosti i perspektivy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1994. № 3.- S. 11.
[4] Kisluhina I.A. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sisteme vysshego obra-zovaniya: problemy i perspektivy // UEkS. 2017. № 9 (103).
[5] Komornikova O.M. Popova E.I Problemy razvitiya distancionnogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo instituta. 2020. № 2(46). - S.111-114.
[6] Konyaeva E.A. Distancionnoe obrazovanie i ego pedagogicheskie principy // Vserossijskaya stu-dencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Aktual'nye problemy obrazovaniya: poziciya molo-dyh»: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016. S. 202-204.
[7] Tihomirov V.P., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: k virtual'nym sredam znanij [Elektronnyj resurs] // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Otkrytoe obrazovanie». Rezhim dostupa: http://www.e-joe.ru/ sod/99/2_99/st158 (data obrashcheniya: 18. 09.2020).
[8] Tihonov A.N., Abrameshin A.E. Upravlenie sovremennym obrazovaniem: social'nye i ekonom-icheskie aspekty. M.: Vita-press, 1998. 284 s.
[9] Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Problemy distancionnogo obucheniya v seti Internet // Vestnik rossijskih universitetov. Matematika. 2017. № 5-2.
[10] Shatunovskij V.L., Shatunovskaya E.A. Eshchyo raz o distancionnom obuchenii (organ-izaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya) // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020. № 9-1 (87).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020