Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ / ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаревская Маргарита Анатольевна

В статье обсуждается проблема отношения студентов вузов к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса. В ней описаны результаты исследования, основная цель которого - показать, как меняется отношение обучающихся к условиям получения образования в дистанционном формате. В статье указывается, что дистанционное обучение стало вынужденной формой подготовки студентов в связи с пандемией и повсеместно ведённого локдауна в апреле 2020 года. К дистанционному обучению не были подготовлены ни преподаватели, ни студенты, это вызвало негативное отношение к образовательному процессу, что не могло не сказаться на его результатах. В статье даётся понятие дистанционного обучения, кратко описывается его история, рассматриваются преимущества и недостатки. Приводятся результаты анкетирования студентов в мае 2020 года и в мае 2021 года с целью выяснения изменения их отношения к дистанционному обучению. Анализ анкетирования показал, что для многих студентов адаптация к дистанционному обучению проходила достаточно сложно. Большинство опрошенных студентов отдавали предпочтение традиционному контактному обучению и с большими проблемами и нежеланием обучались в дистанционном формате, что имеет как субъективные, так и объективные причины. В мае 2021 года было проведено повторное анкетирование студентов, показавшее значительные изменения за прошедший год в отношении к дистанционным технологиям. Несмотря на то, что для студентов остаётся высокой ценность ежедневного контакта с преподавателями и однокурсниками, ими не отрицается возможность обучаться дистанционно. Результаты исследования показывают, что освоение студентами навыков дистанционного обучения влияет на отношение к нему. В статье описаны условия эффективности дистанционного обучения в современных реалиях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаревская Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS

The article condemns the problem of the attitude of university students to distance learning in the conditions of the spread of coronavirus. It describes the results of a study, the main purpose of which is to show how the attitude of students to the conditions for obtaining education in a distance format is changing. The article indicates that distance learning has become a forced form of student training due to the pandemic and the widespread lockdown in April 2020. Neither teachers nor students had been prepared for distance learning, this caused a negative attitude to the educational process, which could not but affect its results. The article gives the concept of distance learning, briefly describes its history, discusses the advantages and disadvantages. The results of a survey of students in May 2020 and in May 2021 are presented in order to clarify the changes in their attitude to distance learning. The analysis of the questionnaire showed that for many students, adaptation to distance learning was quite difficult. The majority of the surveyed students preferred traditional contact training and with great problems and reluctance studied in a distance format, which has both subjective and objective reasons. In May 2021, a repeated survey of students was conducted, which showed significant changes over the past year in relation to remote technologies. Despite the fact that the value of daily contact with teachers and classmates remains high for students, they do not deny the opportunity to study remotely. The results of the study show that the development of distance learning skills by students affects the attitude to it. The article describes the conditions for the effectiveness of distance learning in the modern realities of education.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 3. С. 26-32. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 26-32. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:004.41

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-26-32

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА

Писаревская Маргарита Анатольевна, кандидат педагогических наук, Новороссийский филиал Пятигорского государственного университета, Новороссийск, Россия, pimar2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2113-2785

Аннотация. В статье обсуждается проблема отношения студентов вузов к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса. В ней описаны результаты исследования, основная цель которого - показать, как меняется отношение обучающихся к условиям получения образования в дистанционном формате. В статье указывается, что дистанционное обучение стало вынужденной формой подготовки студентов в связи с пандемией и повсеместно ведённого локдауна в апреле 2020 года. К дистанционному обучению не были подготовлены ни преподаватели, ни студенты, это вызвало негативное отношение к образовательному процессу, что не могло не сказаться на его результатах. В статье даётся понятие дистанционного обучения, кратко описывается его история, рассматриваются преимущества и недостатки. Приводятся результаты анкетирования студентов в мае 2020 года и в мае 2021 года с целью выяснения изменения их отношения к дистанционному обучению. Анализ анкетирования показал, что для многих студентов адаптация к дистанционному обучению проходила достаточно сложно. Большинство опрошенных студентов отдавали предпочтение традиционному контактному обучению и с большими проблемами и нежеланием обучались в дистанционном формате, что имеет как субъективные, так и объективные причины. В мае 2021 года было проведено повторное анкетирование студентов, показавшее значительные изменения за прошедший год в отношении к дистанционным технологиям. Несмотря на то, что для студентов остаётся высокой ценность ежедневного контакта с преподавателями и однокурсниками, ими не отрицается возможность обучаться дистанционно. Результаты исследования показывают, что освоение студентами навыков дистанционного обучения влияет на отношение к нему. В статье описаны условия эффективности дистанционного обучения в современных реалиях образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты вуза, образование в условиях пандемии, достоинства и недостатки дистанционного обучения, трудности адаптации, условия эффективности дистанционного обучения, электронно-информационная образовательная среда.

Для цитирования: Писаревская М.А. Отношение студентов вуза к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 26-32. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-26-32

Research Article

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS

Margarita A. Pisarevskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Novorossiysk Branch of Pyatigorsk State University, Novorossiysk, Russia, Russia, pimar2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2113-2785

Annotation. The article condemns the problem of the attitude of university students to distance learning in the conditions of the spread of coronavirus. It describes the results of a study, the main purpose of which is to show how the attitude of students to the conditions for obtaining education in a distance format is changing. The article indicates that distance learning has become a forced form of student training due to the pandemic and the widespread lockdown in April 2020. Neither teachers nor students had been prepared for distance learning, this caused a negative attitude to the educational process, which could not but affect its results. The article gives the concept of distance learning, briefly describes its history, discusses the advantages and disadvantages. The results of a survey of students in May 2020 and in May 2021 are presented in order to clarify the changes in their attitude to distance learning. The analysis of the questionnaire showed that for many students, adaptation to distance learning was quite difficult. The majority of the surveyed students preferred traditional contact training and with great problems and reluctance studied in a distance format, which has both subjective and objective reasons. In May 2021, a repeated survey of students was conducted, which showed significant changes over the past year in relation to remote technologies. Despite the fact that the value of daily contact with teachers and classmates remains high for students,

Вестник КГУ -Л 2021

© Писаревская М.А., 2021

they do not deny the opportunity to study remotely. The results of the study show that the development of distance learning skills by students affects the attitude to it. The article describes the conditions for the effectiveness of distance learning in the modern realities of education.

Keywords: distance learning, university students, education under conditions of pandemic, attitude of educational subjects to distance technologies, advantages & disadvantages of distance learning, difficulties in adapting students to distance learning format, electronic information educational environment, conditions for effectiveness of distance learning at university.

For citation: Pisarevskaya M.A. The attitude of university students to distance learning in the conditions of the spread of coronavirus // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 26-32. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-26-32

Произошедшие во всём мире и в России события, связанные с распространением коронавируса, изменили привычные условия жизни людей во многих социальных аспектах, в том числе и в образовании. Контактные ограничения во взаимодействии субъектов образования способствовали использованию единственно возможной формы обучения в таких условиях - дистанционной. Министерство образования Российской Федерации в связи с неблагоприятной обстановкой рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организаций.

Не все высшие образовательные учреждения были готовы к подобному формату работы. Однако, как показала практика, за год жизни с пандемией вузы смогли учесть ошибки первых месяцев локдауна и адаптироваться к дистанционному обучению. В данной статье мы попытаемся разобраться в том, как изменилось отношение студентов к условиям дистанционного обучения в пролом и настоящем году.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дистанционное (электронное) обучение описывается следующим образом: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [Об образовании].

Дистанционное обучение предполагает взаимодействие обучающих и обучаемых между собой на расстоянии (дистанционно). При этом оно имеет все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, средства обу-

чения) и реализуется специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающих интерактивность процесса обучения [Преснякова: 7].

Дистанционное образование имеет достаточно давнюю историю развития ещё до появления информационных технологий. Так, начиная с 1858 года в Лондонском университете студентам из других стран экзаменационные задания рассылались по почте [Кувшинова: 8]. Но именно создание и широкое применение информационных технологий позволило качественно изменить организацию такого формата обучения.

Дистанционное обучение рассматривалось в трудах Р.М. Деллинга, Б. Хольмбега, М. Аллена, М.Г. Моор, Ф. Сабы, В.А. Сухомлина, А.А. Вербицкого и др. Актуальные работы зарубежных исследователей по анализу реализации дистанционного обучения в вузах в период пандемии показывают, что проблема обсуждается активно и рассматривается с различных точек зрения. В частности, С. Кришнамурти отмечает, что «никогда в истории целые студенческие сообщества не были внезапно перемещены от очного к дистанционному обучению с помощью цифровых технологий» [Krishnamurthy: 2]. А.Т. Сурма и П. Киршнер рассматривают переход в онлайн как серьёзный вызов системе образования: «Сегодня университеты вынуждены в ускоренном темпе преобразовать своё традиционное образование на основе технологий дистанционного обучения с применением современных обучающих технологий» [Surma , Kirschner: 2].

Ещё в 2014 году П.Л. Пеккер провела исследование по дистанционному обучению в ведущих вузах Москвы [Пеккер: 89]. Среди сложностей дистанционного обучения в то время преподаватели и студенты отмечали невостребованность этой формы обучения в Российской Федерации. Как показала жизнь, именно эта форма оказалась неожиданно единственно доступной в системе образования весной 2020 года.

К ключевым характеристикам образования подобного вида принято относить следующие: гибкость (обучающиеся выбирают время обучения самостоятельно); модульность; специализированный контроль качества обучения; специализированные, отличные от традиционных технологии и средства обучения» [Вербицкий].

Новороссийский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета, как и другие вузы страны, перешёл на дистанционное обучение в апреле 2020 года. В филиале имеет место электронно-информационная образовательная среда -специальная внутривузовская платформа, в которой и было организовано дистанционное обучение. Помимо этого, преподаватели и студенты работали в программах Skype и ZOOM.

Так же как и большинство представителей студенчества России, студенты Новороссийского института (филиала) АНО ВО МГЭУ без особого энтузиазма отнеслись к такому формату обучения, что, несомненно, сказалось на адаптации к нему. Дистанционное образование требует определённых условий, и не все субъекты образовательного процесса оказались к нему готовы. Студенты испытывали большую эмоциональную нагрузку, которая не могла не сказаться на качестве учёбы. Возможно, проблема отношения к новым условиям обучения была главной на первом этапе перехода к дистанционному обучению.

Была поставлена цель изучить проблему отношения студентов к дистанционному обучению. Отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоциональную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его. Отношения направляют поведение и деятельность человека в определенное русло. Они связаны с мотивацией, волей, убеждениями человека, с оценкой ситуации. Отношения влияют на результаты деятельности человека.

Для изучения проблемы отношения студентов к дистанционному обучению была разработана анкета, вопросы которой соответствовали цели исследования. Метод анкетирования - коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов, специально оформленный для данного исследования. Ценность анкетирования как метода исследования заключается в том, что можно за короткий срок получить достаточно большой объем информации по проблеме, узнать мнения опрашиваемых по конкретным вопросам.

Мы провели анкетирование студентов в онлайн-формате в мае 2020 года и в мае 2021 года с целью выяснения изменения отношения студентов к дистанционному обучению. Вопросы анкеты в прошлом и в этом году были аналогичными. В нём приняли участие 283 студента очной формы обучения Новороссийского института (филиала) АНО ВО МГЭУ направлений подготовки: «Юриспруденция», «Экономика», «Психология», «Международные отношения», «Таможенное дело». В анкете имелись как за-

крытые (требующие выбрать ответ из предложенных вопросов), так и открытые (предполагающие самостоятельные и развёрнутые ответы) вопросы.

При проведении опроса первоначально интересно было выяснить, насколько часто респонденты пользовались дистанционным обучением еще до начала пандемии. Опрос, проведённый в мае 2020 года, в начале локдауна, показал, что у подавляющего большинства студентов (87 %) не имелось опыта дистанционного обучения. Но наличие этого опыта не повлияло на отношение к дистанционному обучению: лишь 22 % из числа студентов, имеющих опыт дистанционного обучения, поддерживали такую форму получения образования.

Большинство опрошенных студентов (89 %) отдавали предпочтение традиционному контактному обучению и лишь 11 % - дистанционному обучению. Среди студентов младших курсов (1-2 курс) 100 % предпочитали традиционное обучение. Это говорит о том, что студенты младших курсов сложнее адаптировались к условиям дистанционного образования.

Одни из самых распространённых ответов на вопрос: «Почему вы предпочитаете ту или иную форму?» сторонники традиционной формы ответили, что «так я лучше понимаю учебный материал, есть возможность задать вопрос преподавателю», «общение с преподавателями и однокурсниками даёт коммуникативный жизненный опыт», «такое обучение более качественное». Сторонники дистанционного обучения говорили о том, что «им нравится самим организовывать своё учебное время».

Ответ на вопрос: «Легко ли Вам обучаться при помощи дистанционных технологий?» распределился: 36 % ответили «легко», 64 - «трудно». Крайних ответов «очень легко» и «очень трудно» не было. Причём трудность в такой форме обучения не связана с желанием учится дистанционно: те, кому дистанционное обучение даётся легко, в большинстве не хотели учиться в таком формате.

89 % опрошенных ответили, что им не нравится дистанционное обучение. Обоснования были следующие (многие повторяли ответ на предыдущий вопрос): «отсутствие коммуникации с преподавателями и однокурсниками», «нет прямого контакта с преподавателями», «много непонятного, а вопрос задать некому», «отвлекают домашние дела и близкие», «дома нерабочая обстановка», «плохая связь и другие технические условия», «объём заданий значительно вырос по сравнению с традиционным обучением», «долго приходится сидеть за компьютером», «отсутствует внеучебная деятельность» и т. д. Те, кому нравится дистанционное обучение, отметили такие его преимущества, как «сами планирую своё время», «имею возможность самостоятельно изучать учебный материал» (последний ответ встречался лишь 3 раза).

Многие студенты за время пандемии и дистанционного обучения оценили важность общения с сокурсниками и преподавателями, поняли, что вузовский период их жизни должен быть всегда насыщен непосредственным контактом со всеми участниками образовательного процесса, университетская жизнь должна быть обязательно «живой», социально активной, разнообразной. Эта позиция отмечается и другими исследователями проблемы отношения студенчества к дистанционному обучению [Собянин и др.].

64 % опрошенных сказали, что у дистанционного образования нет никаких достоинств. Другая часть студентов указала на такие его преимущества, как «самостоятельная организация обучения», «большая свобода в обучении», «обучение проходит дома, в свободной обстановке, и не нужно никуда выходить». К недостаткам отнесли следующие: «мы самостоятельно изучаем материал, и не получается усвоить его в полной мере, так как он бывает сложный», «отсутствие живой коммуникации».

На вопрос «С какими трудностями вы столкнулись при дистанционном обучении?» из предложенных ответов наиболее популярным был ответ «трудности самоорганизации» - 78 % ответов и «большой объём заданий» - 66 %. 12 % дали ответ «невозможность получить немедленную обратную связь от преподавателя», 22 % - «отсутствие коммуникации с однокурсниками», 26 % - «непонимание требований преподавателя», 27 % - «отсутствие качественных информационных и компьютерных технологий».

На вопрос «Как вы можете оценить свои успехи в процессе дистанционного образования?» 16 % ответили - «высоко», 38 - «средне», 46 % - «низко».

На вопрос «Что бы Вам хотелось видеть нового в дистанционном обучении?» наиболее популярные ответы: «более понятные инструкции преподавателей», «более совершенные компьютерные программы дистанционного обучения».

Студенты так ответили на вопрос «Что бы Вы хотели изменить в дистанционном обучении?»: «преподавателям нужно задавать меньший объём материала», «использовать более разнообразные формы дистанционного обучения», «улучшить свои технические возможности».

89 % опрошенных ответили, что не хотели бы Вы продолжать обучение с помощью дистанционных технологий.

Результаты анкетирования говорят о том, что для большинства студентов адаптация к дистанционному обучению проходила достаточно сложно. Переход на вынужденное удалённое обучение явился определённым стрессом для всех участников образовательного процесса. На это указывают и другие исследователи данной проблемы [Алешковский, Гас-паришвили: 90].

Студенты привыкли к традиционной контактной форме обучения и видят в ней явные для себя преимущества. Причины здесь как субъективного характера (неумение организовать своё время, зависимость от преподавателя, возможность усвоения небольших объёмов информации, естественное желание реального общения с преподавателями и однокурсниками) и объективного характера (несовершенство компьютерной техники и программ дистанционного обучения; однообразные формы дистанционного обучения; большой по сравнению с традиционным обучением объём материала, предлагаемый преподавателем; отсутствие чётких единых инструкций со стороны преподавателей; отсутствие необходимых условий дома). На момент начала пандемии и локдауна у большинства студентов сложилось представление о том, что дистанционное обучение менее качественное, чем традиционное. И это несмотря на то, что в анкете не было вопросов о качестве обучения.

На протяжении последующего времени обучения, то есть весь 2020/21 учебный год студенты и преподаватели работали в той или иной мере в дистанционном формате, подстраиваясь под периоды распространения очередных волн коронавируса. Как же изменилось отношение студентов к дистанционному обучению? Для изучения проблемы в мае 2021 года было проведено повторное анкетирование студентов Новороссийского института (филиала) АНО ВО МГЭУ по аналогичным вопросам анкеты.

Результаты анкетирования показали, что резко изменилось количество опрошенных студентов, указывающих на отсутствие навыков дистанционного обучения. 96 % опрошенных сообщили об имеющемся представлении о дистанционном образовании, что естественно, так как студенты весь год обучались в таком формате. 47 % из них поддерживают такую форму получения образования, что значительно выше, чем при предыдущем опросе.

Изменилось общее отношение к формам обучения студентов: 69 % поддерживают традиционное контактное обучение и 31 % - дистанционное обучение. Это говорит о том, что остаётся высокой ценность ежедневного контакта с преподавателями и однокурсниками, но и не отрицается возможность обучаться дистанционно. Многие студенты освоили навык работать самостоятельно и организовывать своё учебное время.

Изменился ответ на вопрос «Легко ли Вам обучаться при помощи дистанционных технологий?»: 47М% ответили «легко», 53 - «трудно». Это говорит о том, что хотя количество студентов, не овладевших навыками дистанционного образования, уменьшилось, но не все ещё преодолели трудности к их адаптации. Уже 24 % студентам нравится дистанционное обучение, и они видят в нём меньше недостатков, чем

годом ранее. Чаще называются его достоинства: «я сам(а) планирую своё время», «имею возможность самостоятельно изучать учебный материал».

Повторный опрос показал, что за истекший период некоторые студенты преодолели трудности дистанционного обучения: с трудностями самоорганизации столкнулись уже 46 % опрошенных, сократилось число студентов, которые не могли получить немедленную обратную связь от преподавателей и не понимали их требований (8 % и 16 % соответственно). На отсутствие коммуникации с однокурсниками и качественной компьютерной техники жаловалось меньшее количество студентов (15 % и 12 % соответственно). Но сохранилась тенденция большого объёма заданий, которые нужно выполнять дистанционно - 65 %.

При повторном опросе на вопрос «Как Вы можете оценить свои успехи в процессе дистанционного образования?» 26 % ответили - «высоко», 58 - «средне», 16 % - «низко», что значительно повышает самооценку студентов в овладении данным форматом обучения. Хотя студенты не считают его организацию идеальной в Новороссийском институте филиале АНО ВО МГЭУ, они всё так же хотят иметь более понятные инструкции преподавателей, удобные программы дистанционного обучения в вузе, участвовать в более разнообразных формах дистанционного обучения, а также улучшить свои технические возможности в домашних условиях.

Значительно изменилось отношение студентов за прошедший год к дистанционным технологиям, уже 38 % хотели бы продолжать обучение с их помощью против 11 % в прошлом году.

Результаты анкетирования были подвергнуты статистической обработке, что показало: общий прирост процентов по всем вопросам анкеты составил 127,8 %. Это говорит о том, что адаптация к условиям дистанционного обучения проходит успешно. Благодаря современным технологиям процесс обучения не прерывается, но даже становиться более разнообразным. Студенты в целом оказались способны быстро перестроиться и адаптироваться к новым реалиям и продолжить процесс обучения (и самообучения). Опасения по поводу невозможности преодоления негативного мнения студенчества о дистанционном образовании в российских вузах преувеличены.

По результатам исследования и на основе изучения мнения педагогов по проблемам дистанционного обучения можно сделать следующие выводы.

1. Переход на дистанционный формат работы высшей школы России, по оценкам студентов вузов, был осуществлён достаточно оперативно и эффективно. Однако проблема его внедрения и активного использования вузами находится на начальном этапе и нуждается в дополнительном стимулировании всех

субъектов образовательного процесса [Алешковский, Гаспаришвили: 95].

2. Отечественные исследователи этой проблемы отмечают преимущества, которые может дать распространение дистанционного образования: повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом уровне; омоложение педагогических кадров (с позиции их отбора по уровню пользования компьютерами и современными технологиями); снижение потребности вузов в площадях; приведение российского образования в соответствие с потребностями современных абитуриентов; развитие цифровизации в стране [Рогозин].

3. Для студентов при реализации дистанционного обучения особенно важны психологическая готовность к освоению новых форм получения образования, поддержание учебной мотивации, желание максимально реализовать свои потенциалы [Вишневская и др.:76].

4. В изменении отношения студентов к дистанционному обучению большое значение имеет информационная компетентность преподавателей. Здесь нужно обратить внимание на использование ими разнообразных способов обучения, возможных в этом формате. Это может быть не только официальная электронно-образовательная среда вуза, но допустимо также использование социальных сетевых сервисов. Они представляют пространство, где пользователь наиболее активен: загружает фотографии, видеоролики, публикует статьи, размещает свои анкетные данные и т. д. Такие сайты пользуются популярностью у пользователей-студентов и обладают большей интерактивностью [Писаревская: 203].

5. Отношение студентов к дистанционному обучению меняется, но приоритетным остаётся всё же контактное обучение. Эффективность дистанционного обучения требует соблюдения условий:

- от студентов: умений самоорганизовнности, эффективного распределения своих дел и времени, владение на высоком уровне различными дистанционными программами, принятие достоинств такой формы обучения;

- от преподавателей: знаний и умений теории и практики дистанционного обучения, владение разнообразными технологиями дистанционного обучения, понимание его преимуществ, учёт конкретных условий и возможностей каждого студента при таком формате обучения.

Список литературы

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 86-100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 (дата обращения: 02.04.2021).

Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019 (дата обращения: 5.08.2021).

Вишневская О.Н., Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82. URL: https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82 (дата обращения: 05.05.2021).

Кувшинова Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительстве РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8-15.

Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт университетов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-2. С. 88-93.

Писаревская М.А. Обучение студентов аудированию на английском языке с использованием социальных сетей // Вестник ТвГУ Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (50). С. 202-209.

Преснякова М. Дистанционное обучение: суть, терминология и особенности // Центр дистанционного образования в России, 19 ноября 2020 г. URL: https:// vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/ (дата обращения: 04.05.2021).

Рогозин Д. Угрозы и возможности дистанционного образования: опрос преподавателей вузов // ТрВ-Наука. URL: https://trv-science.ru/2020/06/ (дата обращения: 04.05.2021).

Собянин Ф.И., Ирхина И.В., Кондаков В.Л., Ума-рова Б.Ж., Нариманова Ж., Ковалева Р.Е. Дистанционное обучение в период пандемии: за и против // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2021. № 2. URL: https:// science-education.ru/ (дата обращения: 04.05.2021).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2021).

Krishnamurthy S. The future of businesseducation: A commentary in the shadow of the Covid-19 pandemic. Journal of Business Research, 2020, vol. 117, pр. 1-5. DOI: https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.05.034 7 (access date: 04.05.2021).

Surma T., Kirschner P. Technology enhanced distance learning should not forget how learning happens. Computers in Human Behavior, 2020, vol. 110, September. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106390 (access date: 04.05.2021).

References

Aleshkovskij I.A., Gasparishvili A.T. Studenty vuzov Rossii o distancionnom obuchenii: ocenka i vozmozhnos-ti [Russian university students about distance learning: assessment and opportunities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, № 10, pp. 86100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 (access date: 02.04.2021). (In Russ.).

Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy [Digital learning: problems, risks and prospects]. Jelektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal "Homo Cyberus" [Electronic scientific journal "Homo Cyberus"], 2019, № 1 (6). URL: http://journal.homo-cyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (access date: access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Vishnevskaja O.N., Voroncov D.B., Voroncova A.V, Samohvalova A.G., Tihomirova E.V Udovletvorennost' studentov organizaciej distancionnogo obuchenija v vuze v period samoizoljacii [Students ' satisfaction with the organization of distance learning at the university during the period of self-isolation]. Vestnik Kostromsko-go gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics], 2021, vol. 27, № 2, pp. 74-82. URL: https:// doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82 (access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Kuvshinova E.E. Distancionnoe obuchenie v uslo-vijah krizisa 2020 (na primere Finansovogo universiteta pri Pravitel'stva RF) [Distance learning in the context of the crisis in 2020 (on the example of the Financial University under the Government of the Russian Federation)]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], 2020, № 4, pp. 8-15. (In Russ.).

Pekker P.L. Distancionnoe obuchenie: opyt univer-sitetov [Distance learning: the experience of universities]. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestven-nye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2015, № 6-2, pp. 88-93. (In Russ.).

Pisarevskaja M.A. Obuchenie studentov audirova-niju na anglijskom jazyke s ispol'zovaniem social'nyh setej [Teaching students to listen in English using social networks]. Vestnik TvGU. Ser. "Pedagogika i psihologija" [TvSU Bulletin. Series "Pedagogy and Psychology"], 2020, vol. 1 (50), pp. 202-209. (In Russ.).

Presnjakova M. Distancionnoe obuchenie: sut', ter-minologija i osobennosti [Distance learning: the essence, terminology and features]. Centr distancionnogo obra-zovanija v Rossii, 19 nojabrja 2020 g. [Distance Education Center in Russia, November 19, 2020]. URL: https:// vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/ (access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Rogozin D. Ugrozy i vozmozhnosti distancionnogo obrazovanija: opros prepodavatelej vuzov [Threats

and opportunities of distance education: a survey of university teachers]. TrV-Nauka 29.06.2020 [TrV-Science 29.06.2020]. URL: https://trv-science.ru/2020/06/ (access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Sobjanin F.I., Irhina I.V, Kondakov VL., Umarova B. Zh., Narimanova Zh., Kovaleva R.E. Distancionnoe obu-chenie v periodpandemii: za i protiv [Distance learning during the pandemic: pros and cons]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija (jelektronnyj nauchnyj zhur-nal) [Modern problems of science and education (electronic scientific journal)], 2021, № 2. URL: https:// science-education.ru/ (access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020): (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020) [On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (access date: 31.07.2020)]. URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (access date: 04.05.2021). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 10.05.2021; одобрена после рецензирования 22.05.2021; принята к публикации 01.08.2021.

The article was submitted 10.05.2021; approved after reviewing 22.05.2021; acceptedfor publication 01.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.