Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 2. С. 83-87. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 83-87. ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 159.9.072.43:004.3
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ВУЗЕ
Черных Наталия Александровна, кандидат психологических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7954-0792
Матвеева Людмила Иосифовна, кандидат технических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1153-7634
Аннотация. Статья посвящена проблеме дистанционного обучения в вузе. Дистанционное обучение является важной составляющей системы образования и имеет много достоинств. Среди них: модульность, вариативность, развитие самостоятельности и критического мышления, волевых личностных качеств, а также цифровой грамотности. Кроме того, данная форма обучения предоставляет большие возможности для студентов-заочников. Среди недостатков занятий в дистанционной форме отмечается психологический дискомфорт, влияющий на эффективность обучения и удовлетворённость его результатами. Его нивелирование является важной задачей психологов и других специалистов, организующих процесс дистанционного обучения. В статье приводятся результаты исследования, направленного на выявление проблем, возникающих у студентов-заочников в процессе дистанционного обучения, проведённого в Борисоглебском филиале Воронежского государственного университета. С помощью специально разработанной анкеты был опрошен 71 обучающийся заочной формы. У испытуемых выявлено наличие трудностей как технического, так и психологического характера. Среди последних особенно распространёнными являются проблемы, связанные с отсутствием «живого общения», визуального непосредственного контакта с преподавателями и другими обучающимися. Результатом исследования явилась разработка ряда психологических рекомендаций по оптимизации дистанционного обучения, которые позволят повысить его эффективность и снизить дискомфорт у студентов.
Ключевые слова дистанционное обучение, психологический дискомфорт, заочная форма, опрос
Для цитирования: Черных Н.А., Матвеева Л.И. Психологические проблемы дистанционного обучения студентов-заочников в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 83-87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87
Research Article
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING PART-TIME STUDENTS AT UNIVERSITY
Natalia A. Chernykh, Candidate of Psychological Sciences, Borisoglebsk Branch of Voronezh State University, Borisoglebsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7954-0792
Lyudmila I. Matveeva, Candidate of Technical Sciences, Borisoglebsk Branch of Voronezh State University, Borisoglebsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1153-7634
Abstract. The article is devoted to the problem of distance learning in higher education. Distance learning is a very important component of the education system and has many advantages. These include: modularity, variability, development of independence and critical thinking, strong-willed personal qualities, as well as digital literacy. In addition, this form of education provides great opportunities for part-time students. Among the disadvantages of distance learning, there is a psychological discomfort that affects the effectiveness of training and satisfaction with its results. Its leveling is an important task for psychologists and other specialists who organise the process of distance learning. The article presents the results of a study aimed at identifying problems that arise in part-time students in the process of distance learning, conducted in Borisoglebsk branch of Voronezh State University. Using a specially designed questionnaire, 71 part-time students were interviewed. The subjects were found to have both technical and psychological difficulties. Among the latter, problems associated with the lack of «live communication», visual direct contact with teachers and other students are particularly common. The result of the study was the development of a number of psychological recommendations for optimising distance learning, which will increase its effectiveness and reduce the students' discomfort.
Keywords: distance learning, psychological discomfort, correspondence form, survey
© Черных Н.А., Матвеева Л.И., 2021
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 83
For citation: Chemykh N.A., Matveeva L.I. Psychological problems of distance learning part-time students at university. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 83-87 (In Russ.). https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87
В концептуальной записке «Образование в эпоху СОУГО-19 и в последующий период», опубликованной Организацией Объединенных Наций в августе 2020 г., говорится, что пандемия привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании системы образования. В то же время в документе отмечается, что кризис послужил стимулом для переосмысления образования и инноваций в образовательной сфере [Концептуальная записка]. К таким инновациям относятся современные технологии дистанционного обучения, которые позволяют, не прерывая образовательного процесса, свести к минимуму риски, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.
Вузы России активно включились в разработку электронных учебных курсов на различных цифровых платформах. Проанализировав анкеты высших учебных заведений из 9 субъектов ЦФО, Ассоциация вузов центра России пришла к выводу, что в период с 16 марта по 30 апреля 2020 г. в некоторых из них были созданы в среднем по 20 электронных курсов на одного НПР [Ендовицкий, Чупандина].
Переход российских вузов на «удалёнку» произошел в марте 2020 г., но элементы дистанционного обучения использовались в образовании и ранее, в связи с чем в специальной литературе уже довольно давно обсуждаются особенности этой формы обучения. В качестве её достоинств специалисты отмечают модульность и вариативность; возможность создания дополнительных стимулов к проявлению самостоятельности в обучении и развитию критического мышления [Сеидов; Заводчикова, Плясунова, Суворова]. Дистанционное обучение связывают с формированием таких качеств личности, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, а также с повышением уровня интеллекта обучающихся [Волов, Сопов, Капцов].
В настоящее время дистанционное обучение рассматривается как средство развития цифровой компетентности обучающихся [Макотрова; Перминова; Ячина, Фернандез], как возможность осуществления сетевого взаимодействия участников образовательной среды [Прохорова, Васильев, Варламов и др.].
Его неоспоримым достоинством можно считать то, что оно стирает «географические расстояния и часовые пояса» между участниками, а порой и психологические и культурные различия студентов [Шпа-гина: 27].
Однако когда дистанционное обучение становится безальтернативной формой, оно может вызывать психологический дискомфорт, связанный с риском
снижения эффективности обучения и удовлетворённости его результатами. Поэтому задачей специалистов, обеспечивающих функционирование системы дистанционного образования, является выявление и решение проблем не только технического, но и психолого-педагогического характера.
Студенты заочной формы обучения (далее ЗФО) являются, на наш взгляд, наиболее уязвимой в психологическом плане категорией обучающихся, так как в их образовательных программах на самостоятельную работу отводится значительно большее количество часов, чем у студентов-очников (ОФО), что, в свою очередь, сводит к минимуму привычную форму общения с преподавателем - «лицом к лицу». Например, количество часов самостоятельной работы по дисциплине «Психология» в учебном плане направления подготовки «44.03.05. Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) при ОФО составляет 110, а для ЗФО - 203 часа. При этом количество аудиторных часов для обучающихся ЗФО - 36. При дистанционном обучении, когда традиционная форма общения с преподавателем становится недоступной, могут возникать трудности психологического характера, особенно во время первого года обучения.
В Борисоглебском филиале ВГУ нами было спланировано и проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение психологических трудностей дистанционного обучения у студентов-заочников. Задачами исследования являлись:
1. Выяснение проблем, возникающих при дистанционной форме обучения у данной категории студентов.
2. Анализ полученных эмпирических данных и поиск путей решения выявленных проблем.
3. Разработка рекомендаций психологического характера по оптимизации работы студентов в системе дистанционного обучения.
Для проведения исследования нами был разработан опросник, включающий 6 вопросов. Объем выборки испытуемых - 71 обучающийся ЗФО, из них 23 первокурсника, 18 студентов третьего курса и 30 -четвертого курса.
На первый вопрос («Вызывает ли у вас какие-либо трудности процесс дистанционного обучения?») испытуемые должны были дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ. В результате оказалось, что 51,0 % респондентов испытывают, а 49,0 % не испытывают трудностей в процессе дистанционного обучения.
Отвечая на второй вопрос, студенты должны были конкретизировать, трудности какого характера (пси-
хологические или технические) они испытывали, изучая материал в дистанционном формате. Мы уточнили, что под психологическими трудностями имеются в виду следующие: непривычный формат занятий, трудность сосредоточения во время учёбы, сложность адаптации к опосредованному контакту с преподавателем и т. п. Под техническими трудностями мы понимаем проблемы с интернет-соединением (низкая скорость, внезапное отключение от сети и пр.). Можно было привести свой вариант ответа.
При подсчёте результатов было обнаружено, что 43,1 % респондентов испытывали трудности технического характера, связанные с плохим соединением (отсутствием) интернета и низкой его скоростью. В то же время 23,5 % обучающихся отметили психологические проблемы, связанные с восприятием материала в онлайн-формате. Отметим, что 33,3 % от общего числа респондентов при ответе на данный вопрос выбрали 3-й вариант, но лишь некоторые указали конкретную причину возникновения трудностей («недостаточно времени на выполнение заданий», «просто дискомфорт какой-то», «не могу заниматься у компьютера все время!»). Один испытуемый отметил сразу 2 варианта ответа.
Также следует указать, что определённое количество испытуемых (29,4 %) ответили отрицательно на первый вопрос, но указали те или иные трудности при ответе на второй.
Нас также интересовала проблема опосредованного восприятия партнёров по общению в процессе дистанционного обучения, ведь при традиционной форме «лицом к лицу» установление контакта между преподавателем и студентом значительно облегчается. Поэтому мы включили в анкету следующие вопросы: «Является ли для вас важным визуальный контакт с преподавателем?» (№ 3) и «Является ли для вас важным визуальный контакт с другими студентами во время занятий?» (№ 4). Испытуемые должны были ответить утвердительно или отрицательно.
На вопрос № 3 утвердительно ответили 70,6 % испытуемых, а отрицательно - 29,4 % респондентов. На вопрос № 4 было получено 45,1 % положительных и 54,9 % отрицательных ответов.
С помощью следующего вопроса мы уточнили, что именно вызывает дискомфорт у обучающихся во время дистанционных занятий. Были названы разные причины, которые мы разделили на несколько групп. К первой группе мы отнесли технические: «проблемы с интернетом», «плохое соединение, возникает раздражение», «пропадает связь», «посторонние шумы, некачественный звук», «технические неполадки», также было отмечено «отсутствие компьютерной грамотности, несовместимость платформ с операционной системой, что привело к про-
пуску занятий и сложностям с загрузкой ответов на задания» и т. п. Подобные ответы дали 33,3 % испытуемых.
Определённое количество респондентов (21,6 %) испытывали трудности чисто психологического характера, связанные с процессом общения, а именно: «отсутствие живого общения», «нехватка искренности чувств и эмоций», «отсутствие социального взаимодействия», «стесняюсь отвечать», «скованность в общении, чувство неловкости при ответе», «непривычно». При этом респонденты подчеркивали, что их дискомфорт связан именно с отсутствием непосредственного контакта с преподавателем.
Некоторые отмечали дискомфорт, связанный с когнитивной сферой: «непонимание практических заданий», «нехватка времени на обдумывание», «нехватка информации», также были отмечены «неорганизованность других студентов во время занятия, невыполнение ими просьб преподавателя» и негативное влияние домашней обстановки на процесс обучения (11,8 %).
Заметим, что 33,33 % респондентов не отметили никакого дискомфорта.
Последний вопрос был таким: «Хотели бы вы вернуться к традиционной форме обучения и почему?». На него подавляющее большинство респондентов ответили утвердительно (64,7 %). Хотели бы продолжать учиться дистанционно 23,5 %, не дали однозначного ответа 7,8 %, затруднились ответить 3,9 %.
Причинами предпочтения традиционной формы обучения были названы «лучшее усвоение материала», «возможность непосредственного контакта с другими студентами, преподавателем»; обучающиеся также отметили, что в обычном формате «отрабатываются практические умения и навыки», «коллективная работа выявляет ошибки и облегчает процесс их устранения», «лучше воспринимается, запоминается и усваивается материал» и т. п.
Респонденты, предпочитающие дистанционную форму обучения, отметили в качестве его достоинств: «удобнее учиться дома», «позволяет работать и учиться одновременно», «больше времени для выполнения заданий» и т. п.
Интересно отметить, что среди респондентов, предпочитающих дистанционную форму обучения, преобладают обучающиеся 1 курса ЗФО, что, возможно, связано с более высокими адаптивными возможностями данной возрастной группы (возраст респондентов от 17 до 30 лет). Испытуемые старшей возрастной группы предпочитают традиционную форму обучения (3-4 курс ЗФО, возраст 35-55 лет).
В целом анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Трудности дистанционного обучения у студентов ЗФО носят в основном технический характер, однако гораздо больший дискомфорт вызывают у обу-
чающихся психологические моменты: отсутствие «живого общения», визуального непосредственного контакта как с преподавателями, так и с другими обучающимися, что, безусловно, сказывается на эмоциональной удовлетворённости процессом обучения.
2. Многие студенты, не испытывающие особых трудностей в процессе дистанционного обучения, всё же хотят вернуться к традиционной форме, так как она является более привычной и, на их взгляд, более эффективной в плане восприятия информации, усвоения материала и отработки необходимых умений и навыков.
Выводы позволили нам сформулировать некоторые рекомендации, касающиеся как работы преподавателей, так и деятельности обучающихся, позволяющие снизить дискомфорт и повысить эффективность занятий в дистанционной форме:
1. Максимальное использование средств визуализации (веб-камер) для установления контакта с обучающимися. Нахождение в поле зрения студентов на всех этапах занятия (включая этап самостоятельной работы).
2. Использование наглядных средств для более эффективной передачи информации (презентации, видеоролики, фильмы). Обязательное сопровождение наглядности словом учителя, пояснениями.
3. Повышенное внимание к вербальным средствам коммуникации в процессе обучения для облегчения восприятия информации. Речь преподавателя и обучающихся должна быть интонационно разнообразной и максимально отчётливой.
4. Обязательная организация обратной связи с обучающимися в случае возникновения технических проблем на платформе «Электронный университет».
5. Разработка заданий, обеспечивающих коллективную форму работы и позволяющих отрабатывать навыки коммуникации в условиях онлайн-формата.
6. Более продуманное отношение к срокам выполнения заданий с учётом специфики дистанционной формы обучения.
Проблемы, связанные с организацией дистанционного обучения, безусловно, нуждаются в дальнейшей разработке, поэтому задачами нашей дальнейшей работы являются расширение базы исследования и изучение других аспектов дистанционного обучения.
Список литературы
Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 76 с.
Ендовицкий Д.А., Чупандина Е.Е. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Воро-
нежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 5-12.
Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 170-174.
Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. URL: https://www. un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_ during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 30.03.2021).
Макотрова Г.В. Тенденции и закономерности процесса использования цифровых ресурсов и технологий в развитии исследовательского потенциала школьников // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С. 14-29.
Перминова Л.М. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42 (61). С. 19-25.
Прохорова О.Н., Васильев Д.И., Варламов А. С. [и др.] Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2016. № 2. С. 73-77.
Сеидов Б.К. К всемирной мудрости в эру коммуникации и преобразования данных в цифровую форму // Перспективы. 1999. Т. 27, № 3. С. 77-90.
Шпагина Е.В. Основные положения и различия открытого и дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 26-29.
Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134-138.
References
Volov VT., Sopov V.F., Kaptsov A.V Sotsial'no-psi-khologo-pedagogicheskie determinanty uspeshnosti obu-cheniiapri distantsionnoi forme obrazovaniia [Socio-psy-chological and pedagogical determinants of the success of learning in the distance form of education]. Kazan, Center of Innovative Technologies Publ., 2000, 76 p. (In Russ.)
Endovitskii D.A., Chupandina E.E. Votvet na trebo-vaniia vremeni: organizatsiia obrazovatel'nogo protses-
sa v usloviiakh preduprezhdeniia rasprostraneniia novoi koronavirusnoi infektsii [V otvet na trebovaniia vremeni: organizatsiia obrazovatel'nogo protsessa v usloviiakh preduprezhdenia rasprostranenia novoi coronavirusnoi infektsii]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriia: Problemy vysshego obrazovaniia [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2020, № 3, pp. 5-12. (In Russ.)
Zavodchikova N.I., Pliasunova U.V., Suvorova M.A. Ispol'zovanie sistemy distantsionnogo obucheniia MOODLE dlia organizatsii samostoiatel'noi raboty stu-dentov dnevnoi formy obucheniia [Using the MOODLE distance learning system to organize independent work of full-time students]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Peda-gogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2016, vol. 22, № 4, pp. 170-174. (In Russ.)
Kontseptual'naia zapiska: Obrazovanie v epokhu COVID-19 i vposleduiushchiiperiod [Concept note: Education in the COVID-19 era and beyond]. URL: https:// www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_educa-tion_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (access date: 30.03.2021). (In Russ.)
Makotrova G.V. Tendentsii i zakonomernosti protsessa ispol'zovaniia tsifrovykh resursov i tekhnologii v raz-vitii issledovatel'skogo potentsiala shkol'nikov [Trends and patterns of the process of using digital resources and technologies in the development of the research potential of schoolchildren]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaia Grigor'evicha Stoletovykh. Seriia: Pedagogich-eskie i psikhologicheskie nauki [Bulletin of the A.G. and N.G. Stoletov Vladimir State University. Series: Pedagogical and psychological sciences], 2018, № 32 (51), pp. 14-29. (In Russ.)
Perminova L.M. Tsifrovoe obrazovanie v kontekste teorii i praktiki [Digital education in the context of theory and practice]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N.G. Stoletovykh. Seriia: Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki [Bulletin of
the A.G. and N.G. Stoletov Vladimir State University. Series: Pedagogical and psychological sciences], 2020, № 42 (61), pp. 19-25. (In Russ.)
Prokhorova O.N., Vasil'ev D.I., Varlamov A.S. [et al.] Ispol'zovanie sovremennykh IKTpri realizatsii obrazovatel'nykh programm v usloviiakh setevogo vzaimodeistviia [The use of modern ICT in the implementation of educational programs in the context of network interaction]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Problemy vysshego obrazovaniia [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2016, № 2, pp. 73-77. (In Russ.)
Seidov B.K. K vsemirnoi mudrosti v eru kommuni-katsii i preobrazovaniia dannykh v tsifrovuiu formu [Towards global wisdom in the era of communication and data digitization]. Perspektivy [The prospects], 1999, vol. 27, № 3, pp. 77-90. (In Russ.)
Shpagina E.V. Osnovnye polozheniia i razlichiia ot-krytogo i distantsionnogo obucheniia [The main provisions and differences of open and distance learning]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2016, vol. 22, № 2, pp. 2629. (In Russ.)
Iachina N.P., Fernandez O.G.G. Razvitie tsifrovoi kom-petentnosti budushchego pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Development of digital competence of the future teacher in the educational space of the university]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Problemy vysshego obrazovaniia [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2018, № 1, pp. 134-138. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 09.02.2021; одобрена после рецензирования 11.03.2021; принята к публикации 14.05.2021.
The article was submitted 09.02.2021; approved after reviewing 11.03.2021; accepted for publication 14.05.2021.