_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_281
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2021. Т. 5, вып. 3
УДК 316.74:378
Е.А. Балезина, В.В. Форостян
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дистанционный формат получения образования становится востребованным во многих вузах страны. В условиях возникшей в начале 2020 года эпидемиологической ситуации в России и мире такая форма обучения становится самым безопасным способом получить образование. При этом не все российские вузы оказались готовыми к быстрому переходу на дистанционное обучение, что привело к ряду трудностей: увеличилась нагрузка на всех акторов образовательного процесса, актуализировались технические проблемы вуза и обучающихся, появилась необходимость дополнительного времени на адаптацию студентов, преподавателей, администрации вузов. Следствием стало изменение уровня удовлетворенности процессом обучения. Цель данной публикации -охарактеризовать особенности организации дистанционного обучения и выявить его дальнейшие перспективы (на примере ПГНИУ). Эмпирическая база исследования - материалы опроса студентов университета об их удовлетворенности онлайн-обучением. Авторами оцениваются три направления: 1) уровень материально-технического оснащения студентов; 2) изменения, произошедшие в организации обучения (нагрузка, время для выполнения заданий, освоение учебного материала, успеваемость); 3) перспективы дистанционного обучения (ограничения и причины их возникновения, достоинства). В практическом плане исследование способно прояснить необходимость повсеместного распространения дистанционной формы обучения во всех вузах страны. При должном объеме финансирования со стороны государственной власти и органов местного самоуправления, наличии тренингов по организации и проведению занятий в онлайн-формате дистанционное обучение может стать эффективной альтернативой классическому образованию.
Ключевые слова: дистанционное обучение в вузе, перспективы дистанционного обучения, ограничения дистанционного обучения, пандемия, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-3-281-288
Правильная ссылка на статью:
Балезина Е.А., Форостян В.В. Особенности организации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии коронавируса: проблемы и перспективы // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5, вып. 3. С. 281-288. https://doi.org/10.35634/ 2587-9030-2021-5-3-281-288
Введение
Высшие учебные заведения России сегодня имеют возможность включать в учебный процесс программы, предполагающие дистанционное получение образовательных услуг [1]. В вузах с внедренными дистанционными курсами студенты могут обратиться к таким ресурсам, как видеозаписи занятий после их проведения, учебные материалы, задания, вебинары для проведения лекционных, практических и консультационных занятий с использованием гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности, видеоконференции, виртуальные классы, личные переписки в чате с преподавателями, телемост, система 1С: корпоративный университет, электронная почта.
В середине марта 2020 г. в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования РФ (приказ № 397 от 14.03.2020 [2]) в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в условиях пандемии коронавируса COVID-19 всем российским вузам было рекомендовано организовать режим полного перехода на дистанционное обучение и частично организовать переход на индивидуальные планы обучения. При этом не вся система образования оказалась готова к оперативному переходу на новую форму обучения [3].
Готовность вузов к дистанционному обучению в условиях пандемии оценивалась в рамках исследования компании CourseBurg [4]. По его результатам лидерами по количеству публикации он-лайн-курсов являются НИУ ВШЭ (127 курсов), СПбГУ (111 курсов), СПбПУ (96 курсов) и ТГУ (85 курсов), а самыми популярными платформами стали Национальная платформа открытого образования (68 % всех курсов), Coursera (20 % курсов), Открытая онлайн-академия (4 % курсов), Moodle (2 %), edx (1 %). Большинство университетов, входящих в этот рейтинг, географически располагаются в Москве (47 %), Санкт-Петербурге (22 %), Тюмени, Екатеринбурге, Самаре, Томске, Йошкар-Оле.
Очевидно, что более подготовленными к вынужденному переходу на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса Covid-19 оказались те вузы, которые и до пандемии практиковали такой формат обучения специалистов по многим программам, и те, которые своевременно смогли создать или адаптировать программную (с применением облачных сервисов), предметную, методическую и административно-управленческую базу обучения. Например, в рамках приоритетного национального проекта в области образования 109 российских вузов публикуют онлайн-курсы на сайте Современной цифровой образовательной среды РФ по принципу одного окна. Всего на сайте опубликовано 1634 курса на 68 платформах, среди которых в топ входят курсы по освоению компьютерных технологий («Трехмерное моделирование», «Разработка графических приложений на JavaFX», «Свободное программное обеспечение для компьютерной графики»), решению глобальных проблем современности («Противодейсвие терроризму», «Девиантное поведение и развитие», «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза», «Основы культурной политики России»), приобретению soft-skills («Технологии личностного развития», «Школа стресс-менеджмента»), освоению общеобразовательных дисциплин («Русский язык (Морфемика. Словообразование)», Triginometrical problem solving at different levels) и применению новых производственных технологий («Основы биотехнологических подходов в производстве ЛС») [5].
Но были и те вузы, которые в начале пандемии оказались не готовы к полному переходу на дистанционное обучение. По информации от Минобрнауки РФ от 21 мая 2020 г., во многих вузах страны сами программы дистанционного обучения и цифровые средства для его обеспечения были несовершенны и требовали значительной доработки [6].
Возникшие сложности перехода на новую форму обучения совместно с нарастающей психологической нагрузкой в период пандемии привели к изменению уровня удовлетворенности обучающихся, потере внимания и интереса к предметам, специальности. Ситуация усугубляется возникновением технических проблем по использованию информационных технологий, появлением необходимости дополнительного времени на адаптацию, повышением нагрузки на все стороны процесса обучения.
Актуальность изучения перспектив дистанционного обучения подтверждается, с одной стороны, их повсеместным применением, а с другой - обращением исследователей к этой проблематике. Практика исследований учебного процесса показывает, что удовлетворенность является одним из важнейших факторов повышения качества полученного образования у студентов. Ее снижение возможно в связи с внедрением дистанционного обучения. Проявляются и такие последствия, как ухудшение дисциплины, снижение успеваемости, конфликты с преподавателями.
Возникает проблемная ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, необходимостью соблюдать рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ по переходу на дистанционный режим обучения для обеспечения безопасности сотрудников и обучающихся, а с другой - снижением удовлетворенности процессом обучения у студентов и преподавателей.
Характеристика дистанционного обучения в литературе
Тема дистанционной формы организации обучения является актуальной и популярной среди социальных исследователей. Так, в настоящее время в научной литературе проблемы организации дистанционного обучения рассматриваются через 1) указание его форм, технологий, моделей, инструментов, программных средств, описание их преимуществ и проблем реализации [7-10]; 2) выделение особенностей организации дистанционного обучения [8; 9]; 3) выявление недостатков и проблем дистанционного обучения [10-13]; 4) определение перспектив развития системы образования в направлении дистанционного обучения [11; 14]; 5) анализ качества человеческого капитала, формируемого в процессе дистанционного обучения [11]. Кроме того, дистанционные образовательные технологии рассматриваются как одна из инновационных форм организации учебного процесса [15]; исследуются информационно-коммуникационные технологии в образовании [16], реформы российского образования [17-20]; а также непосредственно инновационные образовательные технологии [21-24].
В части указанных работ акцент делается на выделении ограничений дистанционного обучения, классифицированных в три группы сложностей.
В первую группу входят технические ограничения, связанные с 1) отвлекающими факторами (чат, слабое интернет-соединение) [25], 2) отсутствием материально-технической базы для посещения студентами онлайн-занятий (аппаратно-технические, программные, коммуникационные средства, компьютеры, ноутбуки, планшеты и высокоскоростные каналы связи) [25] и 3) отсутствием оперативной онлайн-навигации, обратной связи для решения проблем в процессе работы над учебными задачами, потокового консультирования [8].
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Во вторую группу входят ограничения, связанные с невозможностью формирования студенческой социальной среды в виртуальном классе, которая не только способствует общению и созданию рабочей атмосферы, но и помогает обучающимся становиться более уверенными в себе, независимыми, а также помогает им оптимально распределять свое время, получать навыки работы в команде [25]. Также сюда можно отнести сложности, связанные с сужением круга общения студентов (невозможность поддержания социальных контактов со студентами не из собственной студенческой малой группы) [25].
Третья группа - это ограничения дистанционного обучения, влияющие непосредственно на процесс преподавания: 1) невозможность использования многих приемов ораторского искусства для привлечения внимания аудитории [25]; 2) неактивность студентов, незнакомых с материалом [25];
3) несформированность навыков самостоятельной работы у студентов 1-2 курсов, низкий уровень мотивации в индивидуальной интеллектуальной, исследовательской, поисковой деятельности [8; 26];
4) невозможность проверки самостоятельности выполнения индивидуальных заданий и объективности оценивания деятельности студентов [8]; 5) трудности использования компьютерного оборудования преподавателями старшего поколения, особенно преподавателями направлений, не специализирующихся на изучении информационных технологий, и теми, кто привык к классической аудиторной системе проведения занятий [8; 27]; 6) отсутствие возможности организации учебных, производственных и исследовательских практик, лабораторных занятий [8].
При этом дистанционное обучение позволяет расширить возможности получения образования для людей с ограниченными возможностями, дает шанс привлекать большее количество соискателей из числа тех, кто не может присутствовать на занятиях очно [25]. Это более дешевый вариант обучения по сравнению с традиционным образованием, а также дистанционное обучение позволяет студентам и преподавателям выстраивать более неформальную и эффективную в отношении временных затрат коммуникацию [25].
Явным ограничением части вышеописанных работ является то, что они были опубликованы до возникновения сегодняшней эпидемиологической ситуации, вследствие чего в них нет указания на специфику дистанционного обучения именно в условиях пандемии. Не учитываются повсеместный вынужденный переход на дистанционное обучение, частичный запрет на передвижения и некоторые другие моменты. Требует эмпирической проверки существование описанных особенностей дистанционного обучения, в том числе моделей его организации, ограничений и проблем, вызванных внешними факторами.
Методология исследования
В большинстве указанных выше работ описываются объективные характеристики дистанционного обучения, а не субъективное восприятие акторов. Отношение самих студентов к изменениям в процессе обучения в научной литературе на момент лета-осени 2020 года освещается слабо, поэтому возникает необходимость создания данной публикации, цель которой - охарактеризовать особенности организации дистанционного обучения и выявить его дальнейшие перспективы (на примере Пермского государственного национального исследовательского университета). В данной работе в фокусе исследования находится отношение студентов к новой для них форме организации обучения.
Эмпирической базой исследования стали результаты формализованного опроса, проведенного летом 2020 г. Методом сбора данных являлось онлайн-анкетирование студентов, включенных в дистанционный процесс обучения в течение не менее 3 месяцев. Для определения перспектив дистанционного обучения в ПГНИУ объем выборочной совокупности составил 680 человек.
Гипотезой исследования стало наличие взаимосвязи удовлетворенности дистанционным режимом обучения со стороны акторов учебного процесса и перспективами его функционирования вне условий пандемии коронавируса Covid-19.
Анализ количественных данных исследования проводился с помощью одномерных и многомерных методов анализа: метод статистической группировки, корреляционный анализ, расчет социологических индексов. Анализ данных в открытых вопросах производился с помощью метода классификации.
Результаты и обсуждение
Особенности организации дистанционного обучения в ПГНИУ можно продемонстрировать с помощью данных об ответах на ряд вопросов анкеты авторского исследования. Эти вопросы на-
правлены на 1) оценку материально-технической базы студентов, необходимой для проведения дистанционных занятий; 2) определение изменений в процессе организации обучения; 3) анализ ограничений и достоинств дистанционного обучения.
1. Оценивая материально-техническую базу, необходимо отметить, что для дистанционных занятий требуется высокий уровень оснащенности оборудованием не только самих студентов, но и учебных заведений (для случаев, когда преподаватели проводят дистанционные занятия из вуза).
Оценка уровня оснащения учебных заведений оборудованием, необходимым для проведения занятий в удаленном формате, производилась в рамках исследования ВЦИОМ, проведенного в мае 2020 года среди студентов вузов, о переходе на дистанционное обучение. Оценили его как высокий или скорее высокий 38 % студентов, среднюю оценку дали еще 38 %, а назвали его низким или скорее низким 19 % респондентов [28].
А оценка личной оснащенности студентов необходимым оборудованием производилась в рамках авторского исследования на базе ПГНИУ. Так, результаты показали, что компьютер для работы имеют почти все опрошенные студенты ПГНИУ (99 %). При этом остальное требуемое для эффективной связи оборудование есть далеко не у всех студентов: у 28 % студентов нет наушников, у 36 % - микрофона, у 51 % - веб-камеры. И в целом 17 % респондентов пришлось дополнительно приобретать технические средства.
В целом уровень материально-технического обеспечения процесса дистанционного обучения может быть оценен двойственно: с одной стороны, опрошенные удовлетворены уровнем оснащенности вуза, но с другой - студенты говорят о недостатке личных устройств для обучения (наушников, микрофонов, веб-камер), что отражает низкую готовность студентов к дистанционному обучению и, в свою очередь, негативно сказывается на успеваемости и удовлетворенности процессом обучения в целом.
2. Для определения изменений в учебном процессе студентам задавались вопросы об изменениях в нагрузке, во времени выполнения заданий, в освоении учебного материала, в успеваемости.
Мнение студентов ПГНИУ об изменении нагрузки сравнивалось с данными исследования ВЦИОМ. В одном из блоков задавался вопрос об изменении собственной вовлеченности в учебный процесс: по мнению каждого второго опрошенного (51 %), учебная нагрузка выросла, в обратном уверены 20 % участников исследования, а о том, что уровень учебной нагрузки остался прежним, заявили 28 % студентов [28].
Эти результаты схожи с данными, полученными в ПГНИУ. Так, касаемо нагрузки почти 2/3 студентов сказали, что она увеличилась (61 %), но при этом десятая часть отметила ее уменьшение (11 %) по сравнению с «докарантинным» периодом.
Говоря о времени, затрачиваемом на выполнение домашнего задания в период самоизоляции и дистанционного обучения, большая часть опрошенных отмечает его увеличение (67 %): 30 % сказали о незначительном увеличении, а 37 % - о значительном. Чуть больше десятой части говорят об уменьшении затрат времени на домашние задания, значительном уменьшении (5 %) или незначительном (8 %). 1/5 студентов не заметили изменений в затратах времени на выполнение домашнего задания.
Осваивать сам учебный материал большей части респондентов стало сложнее, чем до самоизоляции (33 % отметили значительные сложности, а 35 % - незначительные). Легче усваивать материал стали только 12 % (4 % студентов - значительно, 8 % - незначительно легче). Для 1/5 студентов в отношении усвоения материала ничего не изменилось (21 %).
При этом у части студентов изменилась успеваемость: 17 % сказали, что их баллы и оценки стали ниже, а 26 % - что они стали выше по сравнению с оценками и баллами до марта 2020 г. Но остальные не заметили изменений в успеваемости (58 %).
В целом студенты отметили значительные изменения во всех аспектах процесса обучения: увеличились время на выполнение домашних заданий и учебная нагрузка в целом, а также стало сложнее осваивать материал.
3. Чтобы проанализировать перспективы системы дистанционного обучения, студентам задавались вопросы о трудностях дистанционного обучения в период пандемии коронавируса, об их причинах, о положительных сторонах, о достаточности времени для проведения занятий, о контрольных, о желании и дальше обучаться в такой форме.
Среди трудностей, выделяемых студентами, на первом месте располагаются проблемы, связанные с выполнением практических заданий (49 %), с интернет-соединением (49 %) и с усвоением учебного материала (47 %).
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Второе место (эти трудности отметила в качестве значимых треть респондентов) занимают проблемы отсутствия трансформации расписания занятий под дистанционную форму (36 %), сложности с установлением контакта с преподавателями по учебным вопросам, в том числе невыход преподавателей на связь, отсутствие обратной связи (34 %), и недостаточная техническая оснащенность (30 %).
Часть студентов (15 %) сказали, что они не обладают достаточными навыками владения компьютерными технологиями. 3 % указали на другие трудности, возникшие у них во время дистанционного обучения. Среди них можно выделить проблемы, связанные с физиологическим и психологическим состоянием студентов (начала болеть спина и колени; не успеваешь проснуться; проще проспать занятие; трудность онлайн-восприятия информации от преподавателя; трудность с привыканием к данному обучению: психологически трудно было сидеть в 4 стенах и каждый день слышать новости о зараженных и погибших; тяжело сконцентрироваться на учебе в домашней обстановке), организацией и распределением времени внутри занятий (количество времени на выполнение работ сократилось, в том числе время на контрольные точки; отсутствие лабораторных занятий; сначала была слабо налажена работа). У 12 % опрошенных трудностей не возникало1.
Среди причин обозначенных трудностей первое место, по мнению студентов, занимает увеличение объема выполняемой работы (указывает половина опрошенных), второе место - резкий переход на дистанционное обучение (40 %), третье - техническая неподготовленность (28 %), и на четвертом месте - негативное отношение преподавателей к дистанционной форме обучения (13 %). 4 % респондентов указали другие причины, среди которых можно отметить: отсутствие некоторых soft-skills у студентов (моя неорганизованность; общение по почте не заменит личного общения; трудности восприятия информации в домашних условиях), проблемы взаимодействия с преподавателями (недостаток практических занятий с преподавателем, что вызывало трудности при выполнении самостоятельных работ; неответственное отношение преподавателей к своим обязанностям), психологическое состояние (некомфортность работать в подобной форме, что вызывало нежелание учиться; мотивация посещать пары упала в разы; повышение уровня прокрастинации из-за отсутствия необходимости физического присутствия при сдаче работ; отсутствие живого общения, контакта), отмена приоритетных мероприятий обучения, программ обмена).
Интересно, что о нехватке времени на проведение занятий и контрольных мероприятий сказала небольшая часть студентов (24 % и 34 % соответственно).
Хотя многие из студентов выделяли очень значимые, по их мнению, преимущества дистанционного обучения, но при этом 2/3 студентов больше не хотели бы обучаться в такой форме. 80 % опрошенных сказали, что им не нужно тратить время на то, чтобы добраться до университета. 65 % порадовала возможность обучаться в домашней обстановке. 60 % отметили, что положительной стороной дистанционного обучения является свободная форма организации своего времени. 36 % респондентов показалась удобной форма проведения лекционных и семинарских занятий, а 35 % - возможность повторно изучать лекции. 18 % стало проще общаться с преподавателями. 3 % студентов выделили и другие плюсы дистанционной формы обучения: выступать перед аудиторией вживую сложнее; проще помогать друг другу в выполнении контрольных точек; психологический контакт и связь с преподавателем стали лучше, легче задавать вопросы - стало меньше официальности и формали-зованности; стала доступнее индивидуальная консультация/помощь преподавателя; стало легче писать экзамены; удобнее слушать лекции.
С позиции студентов перспективы дистанционной формы обучения неоднозначны: с одной стороны, выделяются существенные трудности в ее реализации, связанные с техническими сбоями, неготовностью выстраивать новые формы взаимодействия между преподавателями и студентами (например, снижать межличностную дистанцию) и неготовностью студентов к повышению самостоятельности и ответственности за свое образование. С другой стороны, студенты отмечают большее «удобство» и «комфортность» обучения дома, общения с преподавателями и однокурсниками онлайн, когда снимаются психологические барьеры в коммуникации, исчезает страх ошибки, что повышает уровень включенности студентов в образовательный процесс.
Выводы
Характеризуя особенности организации дистанционного обучения и его дальнейшие перспективы, можно сделать несколько значимых выводов.
1 Здесь и далее сумма ответов превышает 100 %, поскольку респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа.
1. Одной из проблемных областей организации дистанционного обучения является материально-техническое оснащение. Хоть большинство участников опроса и говорят, что у них есть необходимое оборудование для занятий, но все-таки есть доля тех, у кого нет даже компьютера, не говоря уже об аудио- и видеооборудовании (наушники, микрофон, веб-камера). А для качественного освоения образовательных программ все эти устройства необходимы. При этом материально-техническая оснащенность учебных заведений является необходимым условием для дистанционного обучения, однако, по мнению студентов ПГНИУ, она находится на низком уровне.
2. Удовлетворенность самим учебным процессом в целом тоже снижается. Студенты замечают увеличение учебной нагрузки и времени для выполнения домашних заданий. Им стало сложнее осваивать учебный материал, общаться с преподавателями, посещать занятия.
3. Ограничения дистанционного обучения, выделенные студентами ПГНИУ, связаны с двумя описанными группами трудностей: с технической базой и непосредственно процессом преподавания. Как и предполагалось, это в большей степени происходит из-за резкого перехода на дистанционную форму обучения, увеличения объема работ и технической неподготовленности преподавательского состава и студентов. При этом проблем с формированием социальной студенческой среды почти не выявлено на момент исследования, что может быть связано с сохранением неформальных студенческих групп, а также с технологической возможностью поддержания постоянной связи.
Учитывая все вышеописанное, можно выделить перспективы дистанционного обучения.
Во-первых, такое обучение предполагает, что студенты и преподаватели обладают компетенциями тайм-менеджмента, а также могут совмещать трудовые, учебные и домашние обязанности и быстро переключаться с одного на другое.
Во-вторых, дистанционная форма обучения дает возможность получать образование в комфортных условиях: 1) отсутствует необходимость затрачивать дополнительное время на перемещение к месту работы, учебы или обратно домой; 2) появляется возможность организовать рабочее место в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Что при должной мотивации способно улучшить качество знаний.
В-третьих, дистанционная форма занятий предполагает более неформальное и эффективное взаимодействие с преподавателями через социальные сети и другие электронные сервисы, что, несомненно, представляется более привлекательным для студентов.
Настоящее исследование имеет ряд ограничений, которые могут быть учтены и использованы для будущего исследования перспектив дистанционного обучения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1. Для анализа необходим был моментальный срез данных о восприятии студентов ПГНИУ дистанционного обучения, поэтому авторы сочли возможным использование стихийного наполнения выборочной совокупности. В дальнейшем может быть использован квотный отбор участников, критериями для которого выступят курс и направление (или факультет). Это позволит проверить гипотезу о различиях в восприятии дистанционного обучения в разных группах.
2. Данное исследование может быть преобразовано в повторное, поскольку формат дистанционного обучения практикуется на протяжении более 1 года и за это время могли произойти существенные изменения как в объективных, так и в субъективных характеристиках. Это позволит проверить гипотезу об изменении восприятия дистанционной формы обучения в динамике.
3. За время с начала действия рекомендаций Министерства науки и высшего образования РФ могут появиться новые исследования, связанные с изучением вынужденного перехода на дистанционную форму обучения в условиях пандемии. Они могут быть использованы для совершенствования авторской методики исследования, а также для более качественного сравнения ситуаций в разных вузах и регионах страны.
В целом, несмотря на значительное количество ограничений дистанционного обучения, у него есть ряд преимуществ и перспектив, которые требуют дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ / принят Государственной Думой 21.12.2012 (с изменениями от 17.02.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 140174/96a55e6276d23fa2609de2846df744c4feecd927/ (дата обращения: 18.03.2021).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие до-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
полнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 14.03.2020 № 397. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (дата обращения: 17.09.2020).
3. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии: результаты опроса аналитического центра «НАФИ». 4 апреля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/ analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения: 18.03.2021).
4. Альхов А. Исследование показало, какие российские вузы оказались лучше всего готовы к переходу на дистанционное обучение // Forbes Council. 03.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://blogs.forbes.ru/2020/ 07/03/issledovanie-pokazalo-kakie-rossijskie-vuzy-okazalis-luchshe-vsego-gotovy-k-perehodu-na-distancionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 17.09.2020).
5. Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации: каталог курсов [Официальный сайт]. URL: https://online.edu.ru/public/promo (дата обращения: 18.03.2021).
6. М. Арганович Минобрнауки: Полный переход на дистанционный формат в вузах невозможен // Российская Газета RG.RU. 16.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/16/minobrnauki-polnyj-perehod-na-distancionnyj-format-v-vuzah-nevozmozhen.html (дата обращения: 11.03.2021).
7. Фальков В. Минобрнауки заявило о неготовой к онлайн-обучению инфраструктуре вузов // Новости пермского края: РБК. 21.05.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5ec66e6e9a7947b77d570333 (дата обращения: 17.09.2020).
8. Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 2. С. 43-52.
9. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 41-49.
10. Волкова Н. П. Особенности дистанционного обучения в вузах в современных условиях // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 8. С. 53-55.
11. Демцура С.С., Якупов В.Р. Информационные технологии в образовании (на примере применения дистанционных образовательных технологий в российских вузах) // Наукосфера. 2020. № 7. С. 31-36.
12. Глинкина О.В., Ганина С.А. Управление человеческим капиталом: образование в условиях перехода к индустрии 4.0 // Вестник Российского нового университета. Сер. Человек и общество. 2020. № 3. С. 117-124.
13. Исеев Р. Р. Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости и аттестация обучающихся в условиях пандемии // The Newman in Foreing Policy. 2020. № 54 (98). С. 6-20.
14. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровиза-ции обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46-54.
15. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях COVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т. 7, № 2. С. 62-75.
16. Губарь И. В. Использование дистанционных образовательных технологий как одна из инновационных форм организации учебного процесса в техникуме // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 1 (56). С. 60-61.
17. Грищенко Ю.Г. Образовательные инновационные технологии: использование информационно-коммуникационных технологий // Инновационные технологии в образовательном процессе: сборник научных трудов XIV международной научно-методической конференции / под ред. Л.А. Дремовой. Курск: Курский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2017. С. 21-24.
18. Демцура С.С. Реформа российского образования и судьба высшей школы // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 43-48.
19. Демцура С.С. Формирование основ экономической культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2012. № 4. С. 152-160.
20. Демцура С.С., Гордеева Д.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 65-68.
21. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 612-620.
22. Мерцалова С.Л., Карпова И.В., Мартынова Н.А. Инновационные образовательные технологии в системе высшего образования // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1 (43). С. 127-130.
23. Миронова С. А. Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе средней школы // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2, № 5 (22). С. 392-394.
24. Немченко А.В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс вузов // Наука и образование: новое время. 2018. № 4 (27). С. 275-279.
25. Погорелая С.В., Соловьева В.В. Применение инновационных технологий в образовательном процессе: мультимедийные презентации // Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 1152-1155.
26. «Ненастоящее образование». Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения // BBC News Русская служба. 05.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632 (дата обращения: 17.09.2020).
27. Неборский Е.В., Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Наумова Т. А., Анисимов А.Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 99-110. DOI: 10.32744/ pse.2020.4.6 (дата обращения: 17.09.2020).
28. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании: данные опроса ВЦИОМ. 27 мая 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304 (дата обращения: 17.09.2020).
Поступила в редакцию 29.03.2021
Балезина Екатерина Андреевна, старший преподаватель кафедры социологии, директор Центра социологических исследований ПГНИУ E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-2456-0913
Форостян Вероника Викторовна, магистрант 2 курса направления «Социология», социолог Центра социологических исследований ПГНИУ E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1351-4671
Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 7
E.A. Balezina, V.V. Forostyan
FEATURES OF THE DISTANCE LEARNING ORGANIZATION AT UNIVERSITIES
IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: PROBLEMS AND PROSPECTS
DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-3-281-288
Distance education is becoming in demand in many universities in the country. At the beginning of 2020, an epidemiological situation arose in Russia and the world, which showed that distance learning is the safest way to get an education. But not all Russian universities were ready to quickly switch to distance learning. This led to some difficulties: the load increased on all actors of the educational process, the technical problems of the university and students became actualized, there was a need for additional time for adaptation of students, teachers, and university administration. As a result, the level of satisfaction with the learning process has changed. The purpose of this publication is to characterize the features of the organization of distance learning and identify its future prospects (using the example of Perm State National Research University). The empirical base of the study is materials of a survey of university students about their satisfaction with online learning. The authors assess three areas: 1) the level of material and technical equipment of students; 2) changes that have occurred in the organization of training (workload, time for completing assignments, mastering educational material, academic performance); 3) prospects of distance learning (limitations and reasons for their occurrence, merits). In practical terms, the study can clarify the need to expand distance learning in all universities in the country. Distance learning can become an effective alternative to classical education if state authorities and local governments finance distance learning, if universities provide trainings on organizing and conducting classes in an online format.
Keywords: distance education, prospects of distance learning, distance limitation, coronavirus pandemic, Perm State National Research University, student survey.
For citation:
Balezina E.A., Forostyan V.V. Features of the distance learning organization at universities in the conditions of the coronavirus pandemic: problems and prospects // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2021. Vol. 5, iss. 3. P. 281-288. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-3-281-288 (In Russ.).
Received 29.03.2021
Balezina E.A., Senior Lecturer, Director of the Center for Sociological Research E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-2456-0913
Forostyan V.V., Master Degree Student of Sociology, Sociologist in Center for Sociological Research E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1351-4671
Perm State University
Bukireva st., 7, Perm, Russia, 614990