Научная статья на тему 'ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАДАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воеводская Елена Андреевна

В статье показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности из-за изменений, произошедших в обществе и в системе образования в период пандемии COVID-19. На основе анализа требований к будущему учителю иностранного языка согласно федеральным стандартам третьего поколения сделан вывод о целесообразности включения вопросов, связанных с применением технологий, методов и средств обучения, предполагающих познавательную, исследовательскую и проектную деятельность ученика, в курс методики для повышения качества педагогического образования. В настоящей работе веб-квест рассматривается как структурированный преподавателем интернет-проект, который позволяет педагогу руководить исследовательской деятельностью обучающихся в условиях дистанционного и контактного обучения. Подчеркивается, что для веб-квеста характерна четкая устоявшаяся структура: введение, формулировка итогового задания, последовательность исследовательских действий, ведущих к выполнению задания, и презентация итогового продукта деятельности с последующим анализом и оценкой. Отмечается, что последовательность действий может варьироваться в зависимости от педагогических условий. Автор работы приводит пример веб-квеста по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку», который был разработан на основе данного исследования. В заключении приведены результаты анкетирования студентов, участвовавших в апробации веб-квеста, и методические рекомендации по разработке и применению данного средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBQUEST AS A MEANS OF FUTURE ENGLISH TEACHERS’ UNIVERSAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT

The article shows the necessity to use information and communication technology in education due to the changes which have happened in the society and in the system of education in the coronavirus pandemic period. The requirements that a future English teacher must meet according to the third-generation higher education federal state standards are analysed. The conclusion that it is reasonable to include the questions concerning the usage of technologies, methods and teaching tools which suppose students’ cognitive, research and project activity in Methodology course in order to improve pedagogic education quality is made. Webquest is considered as a structured by the teacher Internet project, which helps the educator manage students’ research activity in distance and face-to-face learning. An emphasis is made on the fairly rigid structure that is typical of webquests - an introduction, a final task enunciation, a sequence of research steps, leading to the final task execution, presentation, analysis and evaluation. It is stated that the sequence of steps may vary depending on the pedagogic conditions. The author describes a webquest on Foreign Language Methodology that was created on the basis of this research. At the end of the article the questionnaire results of students who participated in the webquest piloting are given; methodological recommendations how to design and employ webquests are presented.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Веб-квест как средство формирования универсальных и профессиональных компетенций...

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 205-208. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 205-208. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 811:378

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-205-208

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Воеводская Елена Андреевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-7927-3946

Аннотация. В статье показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности из-за изменений, произошедших в обществе и в системе образования в период пандемии COVID-19. На основе анализа требований к будущему учителю иностранного языка согласно федеральным стандартам третьего поколения сделан вывод о целесообразности включения вопросов, связанных с применением технологий, методов и средств обучения, предполагающих познавательную, исследовательскую и проектную деятельность ученика, в курс методики для повышения качества педагогического образования. В настоящей работе веб-квест рассматривается как структурированный преподавателем интернет-проект, который позволяет педагогу руководить исследовательской деятельностью обучающихся в условиях дистанционного и контактного обучения. Подчеркивается, что для веб-квеста характерна четкая устоявшаяся структура: введение, формулировка итогового задания, последовательность исследовательских действий, ведущих к выполнению задания, и презентация итогового продукта деятельности с последующим анализом и оценкой. Отмечается, что последовательность действий может варьироваться в зависимости от педагогических условий. Автор работы приводит пример веб-квеста по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку», который был разработан на основе данного исследования. В заключении приведены результаты анкетирования студентов, участвовавших в апробации веб-квеста, и методические рекомендации по разработке и применению данного средства обучения.

Ключевые слова: веб-квест, образовательная технология, задание, деятельность, проблемное обучение, информация, студент

Для цитирования: Воеводская Е.А. Веб-квест как средство формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих учителей иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 205-208 https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-205-208

Research Article

WEBQUEST AS A MEANS OF FUTURE ENGLISH TEACHERS' UNIVERSAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT

Elena A. Voevodskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7927-3946

Abstract. The article shows the necessity to use information and communication technology in education due to the changes which have happened in the society and in the system of education in the coronavirus pandemic period. The requirements that a future English teacher must meet according to the third-generation higher education federal state standards are analysed. The conclusion that it is reasonable to include the questions concerning the usage of technologies, methods and teaching tools which suppose students' cognitive, research and project activity in Methodology course in order to improve pedagogic education quality is made. Webquest is considered as a structured by the teacher Internet project, which helps the educator manage students' research activity in distance and face-to-face learning. An emphasis is made on the fairly rigid structure that is typical of webquests - an introduction, a final task enunciation, a sequence of research steps, leading to the final task execution, presentation, analysis and evaluation. It is stated that the sequence of steps may vary depending on the pedagogic conditions. The author describes a webquest on Foreign Language Methodology that was created on the basis of this research. At the end of the article the questionnaire results of students who participated in the webquest piloting are given; methodological recommendations how to design and employ webquests are presented.

Keywords: Webquest, educational technology, task, activity, problem-based learning, information, student

For citation: Voevodskaya E.A. Webquest as a means of future English teachers' universal and professional competences development. Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 205-208 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-205-208

© Воеводская Е.А., 2021 Педагогика. Психология. Социокинетика № 1 205

Введение

Согласно данным Организации объединенных наций, пандемия СОУГО-19 стала причиной беспрецедентного сбоя в работе систем образования на всех континентах в более чем 190 странах мира. Закрытие образовательных учреждений коснулось почти 1,6 миллиарда обучающихся, что составляет 94 % мирового контингента учащихся [Концептуальная записка: 2].

Поскольку образование является одним из важнейших прав человека, реальной движущей силой прогресса и основой для справедливого, равноправного, инклюзивного и мирного общества, необходимо внедрять инновации в сферу образования для обеспечения непрерывности обучения и профессиональной подготовки специалистов. Данные инновации связаны с использованием дистанционного обучения. Следовательно, необходимо обеспечить более высокий уровень подготовки учителей в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и отбора адекватного информационного содержания, использования эффективных методических моделей и методов преподавания1.

Ожидания современного общества от выпускника педагогического вуза сформулированы в актуализированных с учётом требований профессиональных стандартов Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3++). Согласно ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) будущие учителя должны обладать рядом компетенций, часть из которых связана с поиском информации и использованием ИКТ в образовательном процессе: способны осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1); способны участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ) (ОПК-2)2.

В основной профессиональной образовательной программе по этому направлению конкретизированы требования ФГОС ВО 3++ и сформулированы профессиональные (ПК) и профессионально-профильные компетенции (ППК), которыми должен обладать выпускник. Например, будущий учитель иностранного языка должен быть способным использовать образовательные технологии, которые обеспечивают субъектную позицию учащихся в образовательной деятельности (ПК-3.5); осуществлять педагогическое проектирование развивающей образовательной среды, программ и технологий для решения задач обучения, воспитания и развития личности средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4); использовать современные развивающие, информационно-коммуникационные, интегративные, проектные, игровые технологии обучения иностранному языку (ППК-1.4).

Обзор литературы

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что учителям необходимо включать учащихся в активную работу с информацией: учить их самостоятельно ее искать, анализировать и использовать в своей практической деятельности; формировать свою точку зрения и аргументировать ее [Стрельцова: 540]. Иными словами, процесс обучения должен строиться на технологиях, методах и средствах обучения, предполагающих познавательную, исследовательскую и проектную деятельности ученика [Го-робец: 134; Груздев, Тарханова: 49].

Одной из таких технологий обучения является веб-квест-технология. Создателем веб-квеста является Берни Додж, профессор образовательных технологий государственного университета Сан-Диего (США). Автор определил веб-квест как учебное поисковое задание, в котором некоторая или вся информация, с которой взаимодействуют обучающиеся, находится в интернет-источниках. Причиной разработки такого формата задания стало осознание неэффективности неструктурированного и неуправляемого преподавателем поиска студентами информации в Интернете, поскольку там встречается большое количество недостоверных и не подходящих для студентов сведений. Следовательно, при создании веб-квеста преподаватель должен оценить релевантность и качество ссылок [Siko: 2].

В то же время было выделено 2 уровня веб-квес-тов: кратковременные веб-квесты продолжительностью 1-3 занятия (уровень ознакомления и осмысления информации) и долгосрочные веб-квесты длительностью от 1 недели до учебного года (уровень глубокого анализа и трансформации информации, создания собственного продукта на основе изученного материала) [Dodge].

С момента создания веб-квеста многие исследователи занимались уточнением определения, структуры задания, требований к его предъявлению. В настоящее время веб-квест рассматривается как структурированный преподавателем Интернет-проект, основанный на идеях проблемного и исследовательского обучения, объединяющий в себе совокупность методов и приемов, направленных на развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение [Lewis: 54; Гольцова: 103]. Достоинством веб-квеста является возможность его использования в формате дистанционного обучения и одновременного применения разнообразных и разноформатных (текст, рисунок, аудио, видео) ресурсов для достижения поставленной цели.

Отличительной особенностью веб-квеста от традиционного проекта или симуляций (воображаемых ситуаций) считается четкая устоявшаяся структура. [Dudeney, Hockly: 54; Lewis: 55]:

1. Введение, в котором сформулирована тема веб-квеста, дается справочная информация по теме в контексте, необходимом для выполнения запланированных заданий.

206

Вестник КГУ -Л 2021

Веб-квест как средство формирования универсальных и профессиональных компетенций..,

2. Задание, которое точно и понятно объясняет, что должно получиться по окончании исследовательской деятельности. Оно должно быть мотивирующим, интересным для обучающихся и основанным на реальной ситуации. На этом этапе часто задается сценарий деятельности, включающий будущую ролевую игру.

3. Процессуальная стадия веб-квеста, которая предполагает решение участниками серии исследовательских задач, используя заранее определенные преподавателем интернет-ресурсы в виде интерактивных ссылок и описания видов деятельности, которые необходимо выполнить.

4. Стадия оценки, которая предполагает презентацию итогового продукта деятельности всем участниками веб-квеста с последующей оценкой преподавателем, взаимооценкой, самооценкой и рефлексией о достигнутых результатах. Критерии оценки будут зависеть от типа итогового продукта (устная презентация, мультимедийная презентация, эссе, страничка вики, блог), но должны быть известны обучающимся заранее и учитывать процессуальную стадию и сам продукт в равных пропорциях.

Данные этапы могут дополняться в зависимости от дисциплины, по которой создается веб-квест, цели, потребностей обучающихся и их когнитивных стилей.

Результат исследования

Приведем пример разработанного нами веб-квес-та по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» с целью формирования у студентов профессиональных компетенций [Belyakova]. Поскольку у учащихся важно развивать критическое мышление, чтобы они могли планировать и проводить свои исследования, определять проблемы и формулировать адекватные запросы в поисковых системах для их решения, что является достаточно сложным для школьников [Teehah: 4], темой веб-квеста была выбрана технология проблемного обучения.

В качестве введения с целью мотивации студентов к участию в веб-квесте им предлагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости научиться применять элементы проблемного обучения в ходе будущей педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности.

Итоговое задание предполагает самостоятельное моделирование проблемного задания вокруг выбранной проблемной ситуации, направленного на формирование у школьников иноязычной коммуникативной ситуации.

Процессуальная стадия состоит из 7 подготовительных этапов к выполнению последнего, описанного выше. Рассмотрим эти этапы более подробно. На первом этапе студенты смотрят видеолекцию, в которой преподаватель раскрывает основные характеристики проблемного обучения. На следующих четырех этапах студенты изучают статьи о необходимых навыках для решения проблемы, этапах и стратегиях работы с проблемной ситуацией, до-

стоинствах проблемного обучения и трудностях, с которыми сталкивается учитель на уроке. Шестой этап подразумевает наблюдение и анализ урока английского языка, построенного на технологии проблемного обучения. К каждому интернет-ресурсу подготовлена серия вопросов для организации исследовательской деятельности. Последний подготовительный этап представлен в виде текстового файла, содержащего примеры разных типов проблемных ситуаций, которые нужно изучить, соотнести с названиями, продумать, для какого уровня владения иностранным языком каждое задание подойдет и предвосхитить трудности, с которыми потенциальные учащиеся могут столкнуться в процессе выполнения этих заданий.

После подготовительных этапов студенты представляют свои собственные задания в формате микроуроков, которые они проводят на своих одно-группниках. В качестве основных критериев оценки выступают: соответствие типа проблемного задания теме и уровню владения языком, четкость инструкций, взаимодействие с «учащимися», достижение поставленной цели.

После апробации данного веб-квеста с целью выявления отношения студентов к участию в интернет-проекте было проведено анкетирование, которое показало, что абсолютное большинство респондентов позитивно отзывались о данном задании, научились с ним работать и готовы попробовать разработать свои веб-квесты во время педагогической практики. Вместе с тем были выявлены моменты, на которые следует обратить внимание. Например, целесообразно обозначить время, которое потребуется для прохождения каждого этапа, а также объединить студентов в пары или микрогруппы для выполнения итогового задания.

Заключение

На основе анализа научно-методической литературы и собственного опыта разработки и использования веб-квестов в процессе подготовки студентов педагогического вуза можно сделать вывод о том, что веб-квест является одним из средств управления исследовательской деятельностью студентов при формировании у них профессиональных компетенций в формате дистанционного обучения. Для стимулирования активности студентов в выполнении всех этапов веб-квеста очень важно выбрать дискуссионную тему, предполагающую построение научных гипотез и интерпретацию полученных данных [March]. Если организация работы с веб-квестом проводится не дистанционно, а в аудитории, то возможно давать студентам большее количество ссылок на источники и организовывать работу с ними по принципу информационного неравновесия, при котором каждый участник будет обладать лишь частью общего банка информации, которой впоследствии необходимо будет поделиться с остальными студентами.

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 207

Примечания

1 Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. URL: https:// www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_ education_during_covid-19_and_beyond_russian. pdf. (дата обращения: 05.02.2021).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

Список литературы

Гольцова Т.А., Процент Е.А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Ярославский педагогический вестник.

2020. № 1. С. 101-108.

Горобец Л.Н. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности на основе обучающих проектов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 134-136.

Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 47-53.

Стрельцова И.Н. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы развития системы образования в условиях информационного общества: сборник статей. Могилев: МГОИРО,

2021. С. 540-542.

Belyakova E. Problem-based learning. URL: http:// zunal.com/webquest.php?w=255067 (дата обращения: 05.02.2021).

Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests. html (access date: 05.02.2021).

Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Harlow, Pearson Education, 2008, 192 p.

Lewis G. Bringing Technology into the Classroom: A Practical, Non-technical Guide to Technology and How to Use it in the Classroom. Oxford, Oxford University Press, 2009, 96 p.

March T. The six web-and-flow activity formats. URL: http://edge-ucator.com/help/formats.asp (access date: 10.02.2021).

Siko K.L. Webquests In the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? Chapel Hill, 2008, 140 p. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/disserta-tions/bv73c0534?locale=en (access date: 05.02.2021).

TeehahK. Wikis: The Educator's Power Tool. Santa Barbara, Linworth, 2010, 78 p.

References

Gol'tsova T.A., Protsenko E.A. Ispol'zovanie veb-kvesta v protsesse podgotovki kadrov vysshei kvalifi-katsii [Use of WebQuest in the process of top-qualification staff training]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, № 1, pp. 101-108. (In Russ.)

Gorobets L.N. Formirovanie u uchashchikhsia opy-ta issledovatel'skoi deiatel'nosti na osnove obuchaiu-shchikh proektov [Formation of experience of research activity in pupils on the basis of the training projects]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Kostroma State University Vestnik. Series: Pedagogy, Psychology, Sociokinetics], 2018, № 1, pp. 134136. (In Russ.)

Gruzdev M.V., Tarkhanova I.Iu. Stanovlenie «no-voi didaktiki» pedagogicheskogo obrazovaniia v us-loviiakh global'nogo tekhnologicheskogo obnovleniia i tsifrovizatsii [Development of pedagogical education «new didactics» in conditions of global technological renewal and digitalization]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, № 3, pp. 47-53. (In Russ.)

Strel'tsova I.N. Ispol'zovanie distantsionnykh obra-zovatel'nykh tekhnologii v obuchenii inostrannomu iazyku [Use of distant learning educational technologies in foreign language teaching]. Aktual'nye proble-my razvitiia sistemy obrazovaniia v usloviiakh informa-tsionnogo obshchestva: sbornik statei [Acute problems of educational system development in the conditions of informational society: collection of works]. Mogilev, MGOIRO Publ., 2021, pp. 540-542. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 11.12.2020; одобрена после рецензирования 18.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 11.12.2020; approved after reviewing 18.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

208

Вестник КГУ S 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.