УДК 589.01 ББК 451
Мельникова Арина Юрьевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедра практического русского языка Ивановский государственный университет г. Иваново Melnikova Arma Yurevna Candidate of Philology, senior lecturer
Chair of practical Russian language Ivanovo State University Ivanovo [email protected] Технология веб-квеста в обучении иностранных стажёров WebQuest technology in training of foreign trainees
В статье рассматривается актуальная проблема применения технологии веб-квеста в обучении иностранных стажёров с целью развития профессиональных компетенций. Автор описывает этапы создания и выполнения веб-квеста, варианты заданий, специфику работы иностранных стажёров с данной технологией и преимущества её использования в учебном процессе.
The paper considers the actual problem of application of WebQuest technology in training of foreign trainees for the purpose of development of information, communicative, sociocultural competences are considered. The author describes the stages of WebQuest creation and performance, options of tasks, specifics of work of foreign trainees with this technology and advantages of its use in educational process are described.
Ключевые слова: академическая мобильность, коммуникативная компетенция, Интернет, технология, веб-квест, артефакт.
Key words: academic mobility, communicative competence, Internet, technology, WebQuest, artefact.
Согласно «Концепции развития академической мобильности в Российской Федерации» [1] в настоящее время наращиваются интеграционные процессы в образовании, при этом неотъемлемой частью многостороннего и двустороннего международного сотрудничества становится академическая мобильность - «обучение, преподавание и проведение исследований за рубежом, после которого учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в своё основное учебное заведение». В связи с этим актуальным становится во-
прос о процессе обучения иностранных стажёров: о целях, программах, оптимальных формах и методах обучения, предполагаемых результатах.
Целью обучения иностранных стажёров русскому языку является формирование системы универсальных знаний, развитие коммуникативной и профессиональной компетенций в условиях языковой среды. Среди основных требований к обучению стажёров можно выделить следующие: знание лексико-грамматических структур, владение письменной и устной речью профессиональной направленности, умение реализовывать свои потребности в иноязычном общении, готовность к творческой профессиональной деятельности. Выполнение данной цели и требований должно обеспечить конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда. Следует отметить, что в данной статье мы рассмотрим применение веб-квеста при работе со студентами продвинутого уровня, результатом обучения которых является сдача теста третьего сертификационного уровня (ТРКИ-3) и экзамена.
Прохождение стажировки всегда ограничено во времени (от нескольких месяцев до года), чем определяется интенсивный характер обучения и увеличение доли самостоятельной работы студентов. В этой связи особенный интерес представляют современные компьютерные технологии и метод проекта в обучении иностранному языку, которые увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую). С этой точки зрения, наиболее эффективна технология веб-квеста, формирующая ряд компетенций: информационную, социокультурную, коммуникативную и др.
Квест в переводе с английского языка означает продолжительный и целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой [2]. Педагогическая технология «веб-квест» была разработана в 1995 году Берни Доджем и Томом Марчем - профессорами государственного университета Сан-Диего. Её можно определить как интерактивную форму проектной деятельности, которая
включает в себя проблемное задание, сценарий (с элементами ролевой игры или путешествия) и информационные ресурсы Интернета, необходимые для исследования центрального, открытого вопроса и приобретения собственных знаний. Отличительными особенностями технологии, по мнению Т. Марча, является не только использование информационных ресурсов, но и глубокое переосмысление недавно приобретенной информации [3].
Как правило, образовательный веб-квест представляет собой сайт в Интернете, созданный для работы учащихся при изучении ими конкретной темы, учебного предмета и выполнении определённой учебной задачи, проблемы. Структура веб-квеста включает три основных этапа:
1. Начальный (ознакомительный): выбор темы, формулирование проблемы, главного задания и конечных результатов, выбор роли/подтемы.
2. Ролевой (исследовательский): индивидуальная и групповая работа над подтемой с использованием информационных ресурсов, обсуждение промежуточных результатов. Это основной этап, так как здесь происходит трансформация, преобразование учащимися полученной информации в новую, индивидуально осмысленную.
3. Заключительный (презентативный): представление конечных результатов, выступления с докладами, презентациями, подведение итогов, дискуссия, участие в форуме.
Веб-квесты могут быть предназначены как для кратковременной работы (одно-три занятия) с целью углубления знаний и их интеграции, так и для длительной (на семестр или учебный год) с целью углубления и преобразования знаний учащихся. При обучении иностранных стажёров эффективнее использовать краткосрочные проекты, рассчитанные на получение или углубление социокультурных знаний по темам, предусмотренным определённым сертификационным уровнем владения русским языком как иностранным.
Необходимо отметить, что для многих иностранцев технология веб-квеста является новой, к тому же все иностранные стажёры чаще всего облада-
ют разным уровнем информационной компетентности. В этой связи необходимым условием использования веб-квеста в обучении иностранцев является опи-
" о т
сание данного понятия и сущности технологии на главной странице сайта. Там же студенты могут познакомиться с главным заданием, темой, проблемой и инструкцией, в которой последовательно описываются этапы работы над проектом и критерии оценки заданий (начальный этап работы над проектом, ознакомительный).
Сущность веб-квеста, как и метода проекта, заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным коммуникативным задачам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний из разных областей, богатое видение тематических связей. По мнению Е.С. Полат, «проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [4], поэтому ключевым и отправным моментом в процессе создания проекта является детальная разработка проблемы. Она может быть определена на главной странице сайта, однако лучше её сформулировать совместно с учащимися (можно задать нескольких наводящих вопросов или использовать метод «мозговой атаки»). Далее студентами выдвигается гипотеза решения проблемы, обсуждаются способы оформления теоретически и практически значимых результатов. Таким образом, у обучающихся появляется мотивация к выполнению проблемного задания, они понимают ценность получаемых академических знаний и стремятся получить результат, который можно будет увидеть, осмыслить и главное применить на практике, в реальной коммуникации.
Другим важным мотивом выполнения веб-квеста является творческое самосовершенствование и возможность самореализации в иноязычной коммуникации и научно-исследовательской деятельности, которую стажёры планируют продолжить у себя на родине. Чаще всего стажёры - молодые люди, а молодость - это фаза поиска и проб, период (примерно от 20-23 и до 30 лет), когда человек утверждается во взрослой жизни, огромное внимание уделяет престижу работы и карьере, способен к творчеству, научной работе, к формулирова-
нию эвристических гипотез. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Ол-порт, К. Роджерс и др.) центральное значение придаётся процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека, когда ему важно понять свои возможности и желания, отказаться от психологических защит.
Именно поэтому в качестве одной из тем веб-квеста можно предложить тему «Современная молодёжь: проблемы и перспективы». Молодёжь - понятие не только возрастное, поэтому рассмотрение данной темы позволяет стажёрам увидеть социальные и исторические особенности России в настоящее время и сравнить её с социокультурными особенностями своей страны. Однако в рамках одной темы могут быть рассмотрены и другие, предусмотренные государственным стандартом соответствующего сертификационного уровня (например, ТРКИ-3): «Образование и воспитание современной молодёжи», «Современная мода и музыка», «Работа и профессия (проблема самоопределения)», «Семейные отношения», «Свободное время: культура, история, спорт, различные виды отдыха» и др. Количество участников веб-квеста должно быть ограничено (например, пять человек), так как каждому из них предстоит рассмотреть определённую тему в рамках общей.
Так как целью обучения является развитие профессиональных компетенций и научно-исследовательской деятельности, то в качестве сценария веб-квеста может быть предложена модель виртуальной конференции, позволяющая стажёру попробовать себя в роли её участника (после прохождения веб-квеста студенты более уверенно чувствуют себя на реальных конференциях). Однако данная технология предполагает обязательное наличие трудностей, поэтому в качестве первого испытания могут быть предложены вопросы по рассматриваемой теме или написание эссе. При успешном выполнении задания участникам высылается официальное приглашение на конференцию, шаблон заявки, которую необходимо заполнить в ограниченные сроки и пароль с доступом к тематическим страницам, на которых они смогут выбрать интересующую их секцию и проблематику.
После сделанного выбора проектанты выбирают роль или подтему (ролевой этап), приступают к самостоятельной работе, выполняя индивидуальные исследовательские и творческие задачи (например, написание тезисов доклада в соответствии с предложенными требованиями и самого доклада, создание презентации и др.), используя предоставленные преподавателем или собственные информационные ресурсы (отобранные в соответствии с уровнем языковой подготовки).
Однако на определённых этапах прохождения веб-квеста предусмотрена и групповая работа, например, составление совместного глоссария на основе прочитанных текстов и найденной информации из учебников, статей, информационных ресурсов. Обязательным условием развития коммуникативной компетенции является электронная переписка и участие в форумах. Электронная переписка предполагает возможность задать вопросы другим участникам и преподавателю, связанные с процедурой выполнения веб-квеста и тематикой докладов, она создаётся с целью промежуточных обсуждений полученных данных. Страница «Форум» необходима для обоснования определённой точки зрения (оценка) выражения своей точки зрения, окончательной позиции по рассмотренной проблеме. Чаще всего студенты высказываются на данной странице после защиты докладов, показа презентаций и дискуссии. Данные формы виртуального обсуждения проблемы отрабатывают навыки письменной речи и способствуют повышению уровня коммуникативной компетенции студентов, так как предоставляют возможность самовыражения и самокоррекции.
Несмотря на все преимущества веб-квеста, всю работу над определённой темой невозможно свести исключительно к дистанционной форме обучения. Необходимым условием развития профессиональных и коммуникативных навыков является аудиторная работа, причём каждый этап работы (в том числе внеаудиторной) должен обязательно оцениваться (например, в баллах).
Заключительный этап веб-квеста - работа в аудитории: совместное составление плакатов, схем, демонстрация понимания темы на основе представ-
ления информации в новом формате, в виде докладов и презентаций (вид задания - пересказ). Подготовка доклада позволяет студенту интегрировать знания из разных областей, усвоить большой объём материала, а презентация - развивать речевые навыки, выстраивать логически связанную речь, правильно выбирать тактику общения с аудиторией в ситуации научной конференции. После выступлений студентов закономерно проведение дискуссии (убеждение, достижение консенсуса), «круглого стола», подведение итогов и коллективное обсуждение результатов с вручением дипломов победителям виртуальной конференции. Результаты работы учащихся с веб-квестом должны быть опубликованы на веб-сайте в виде отдельной веб-страницы (или представлены в виде отдельных веб-сайтов). Таким образом, во время прохождения веб-квеста студенты могут выполнить следующие виды заданий: научное исследование, аналитическая задача, оценка, пересказ, убеждение, творческое задание.
С целью формирования социокультурной и коммуникативной компетенций на одном из этапов веб-квеста (например, на заключительном) возможно использование артефактов, отражающих тематику проекта. В современных компьютерных играх артефакты - это уникальные предметы для придания особых свойств герою или улучшения характеристик игровому предмету. Слово артефакт (от лат. ars (ген. artis) «ремесло, искусство, наука», factum «сделанное, деяние, действие, поступок», artefactum - искусственно созданный) имеет множество значений, но в широком понимании - это любой искусственно созданный объект (орудия, знаки, слово, символ и др.), «предмет, изготовленный, сделанный человеком» [6]. К артефактам относятся материальные объекты культуры - носители социально-культурной информации, которые характеризуют культуру как созданную человеком среду его обитания. Так, в учебном веб-квесте на тему «Современная молодёжь: проблемы и перспективы» артефактами могут выступать комнаты современных молодых людей, живущих в России и в родной для стажёров стране. В качестве задания, формирующего социокультурную и коммуникативную компетенции, стажёрам предлагается подроб-
но описать данные комнаты, воссоздать домашнюю атмосферу, личное пространство современного молодого человека как отражение его внутреннего мира, его культурных и национальных особенностей.
Таким образом, использование технологии веб-квеста в обучении иностранных стажёров позволяет интенсифицировать ограниченный во времени учебный процесс, чётко, быстро и структурированно организовать активную научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов, рассмотреть темы и проблемы, которые обладают личностным смыслом для учащихся, открывает широкие возможности для межкультурной коммуникации, способствуют формированию информационной, социокультурной, коммуникативной компетенций. Кроме того, внеаудиторная работа с веб-квестом на первых двух этапах позволяет преподавателю параллельно работать в аудитории над другими важными аспектами развития речи. Применение данной технологии при обучении иностранных стажёров делает учебно-воспитательный процесс разнообразнее, живее и эффективнее.
Библиографический список
1. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: intpr.ntf.ru/DswMedia/
koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf
2. Информационные технологии в обучении языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#3
3. Персональный сайт Тома Марча [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tommarch.com/writings/what-webquests-are/
4. Полат Е.С Метод проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf
5. Артефакт // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Artefakt-3695.html
Bibliography
1. The concept of development of academic mobility in Russian Federation Electronic resource]. - URL: intpr.ntf.ru/DswMedia/ koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf
2. Information technologies in language teaching [Electronic resource]. - URL: http://itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#3
3. Personal site of Tom March [Electronic resource]. - URL: http://tommarch.com/ writ-ings/what-webquests-are/
4. Polat E.S. Рroject method [Electronic resource]. - URL: http://wiki.iteach.ru/
5. Artifact // Great encyclopedic dictionary [Electronic resource]. - URL: http://enc-dic.com/enc_big/Artefakt-3695.html