Научная статья на тему 'Веб-квест как форма проявления синергетического подхода в классическом образовательном процессе'

Веб-квест как форма проявления синергетического подхода в классическом образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВЕБ-КВЕСТ / INFORMATION SOCIETY / MANAGEMENT / MANAGEMENT PHILOSOPHY / SYNERGISTIC APPROACH / SYNERGISTIC MANAGEMENT / POST-NONCLASSICAL MANAGEMENT PARADIGM / INTERDISCIPLINARY APPROACH / SYNERGISTIC TEACHING METHODS / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / WEBQUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акинин Игорь Александрович

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в современном образовательном процессе. Утверждается необходимость применения новых подходов к образованию, соответствующих новейшей постнеклассической парадигме управления. Для рассмотрения данного феномена с точки зрения философии управления выбран практический опыт реализации образовательного курса кафедры «Иностранные языки» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Выбор в качестве примера курса обучения иностранному языку объясняется необходимостью применения междисциплинарного подхода для выполнения задания обучающимися. Представлены цели, задачи, особенности оформления и формы представления такой педагогической методики, как веб-квест. В процессе выполнения веб-квеста студенты экономического вуза должны решить проблемную ситуацию, располагая при этом определенными интернет-источниками, информация в которых представлена на изучаемом языке. Веб-квест способствует формированию важных профессиональных компетенций у студентов (информационная, коммуникативная, языковая), обеспечивает высокий уровень их мотивации к обучению. Описываемый подход представляет собой искусственное формирование неопределенности, т. е. применение методов постнеклассической управленческой парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Webquest as a form of manifestation of the synergistic approach in the classical education process

The article is devoted to the problem of applying information technologies in the modern education process. It is argued that new approaches are to be adopted to education. They should correspond to the latest post-nonclassical management paradigm. To review this phenomenon from the viewpoint of management philosophy, the author examines the practical experience of implementing the education course of Foreign Languages Department at the Financial University under the Government of the Russian Federation. The course in foreign languages is chosen because it is necessary to apply an interdisciplinary approach when the students complete the assignment. The paper presents goals, objectives, design and presentation features of such pedagogical method as a webquest. While completing a webquest, the economic university’s students should solve the problem by means of Internet sources which contain information in the target language. Webquest contributes to the development of important professional competence in students (information, communicative, linguistic one), provides a high level of motivation to learn. This approach is an artificial formation of uncertainty, i.e. the application of methods of post-nonclassical management paradigm.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как форма проявления синергетического подхода в классическом образовательном процессе»

УДК 37.013.32:[796.054.5+004.738.5]

https://doi.org/10.24158/fik.2017.9.7

Акинин Игорь Александрович

преподаватель кафедры управления персоналом и психологии

Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации

ВЕБ-КВЕСТ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в современном образовательном процессе. Утверждается необходимость применения новых подходов к образованию, соответствующих новейшей - постнеклассиче-ской парадигме управления. Для рассмотрения данного феномена с точки зрения философии управления выбран практический опыт реализации образовательного курса кафедры «Иностранные языки» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Выбор в качестве примера курса обучения иностранному языку объясняется необходимостью применения междисциплинарного подхода для выполнения задания обучающимися. Представлены цели, задачи, особенности оформления и формы представления такой педагогической методики, как веб-квест. В процессе выполнения веб-квеста студенты экономического вуза должны решить проблемную ситуацию, располагая при этом определенными интернет-источниками, информация в которых представлена на изучаемом языке. Веб-квест способствует формированию важных профессиональных компетенций у студентов (информационная, коммуникативная, языковая), обеспечивает высокий уровень их мотивации к обучению. Описываемый подход представляет собой искусственное формирование неопределенности, т. е. применение методов постнеклас-сической управленческой парадигмы.

Ключевые слова:

информационное общество, управление, философия управления, синергетический подход, синер-гетический менеджмент, постнеклассическая управленческая парадигма, междисциплинарный подход, синергетические методы обучения, обучение иностранному языку, веб-квест.

Akinin Igor Aleksandrovich

Lecturer, Department of Human Resource Management and Psychology, Financial University under the Government of the Russian Federation

WEBQUEST AS A FORM OF MANIFESTATION OF THE SYNERGISTIC APPROACH IN THE CLASSICAL EDUCATION PROCESS

Summary:

The article is devoted to the problem of applying information technologies in the modern education process. It is argued that new approaches are to be adopted to education. They should correspond to the latest post-nonclassical management paradigm. To review this phenomenon from the viewpoint of management philosophy, the author examines the practical experience of implementing the education course of Foreign Languages Department at the Financial University under the Government of the Russian Federation. The course in foreign languages is chosen because it is necessary to apply an interdisciplinary approach when the students complete the assignment. The paper presents goals, objectives, design and presentation features of such pedagogical method as a webquest. While completing a webquest, the economic university's students should solve the problem by means of Internet sources which contain information in the target language. Webquest contributes to the development of important professional competence in students (information, communicative, linguistic one), provides a high level of motivation to learn. This approach is an artificial formation of uncertainty, i.e. the application of methods of post-nonclassical management paradigm.

Keywords:

information society, management, management philosophy, synergistic approach, synergistic management, post-nonclassical management paradigm, interdisciplinary approach, synergistic teaching methods, foreign language teaching, webquest.

Граница тысячелетий ознаменовалась переходом от аналогового общества к цифровому. Если еще в 1995 г. персональный компьютер был для многих пусть уже привычным, но все-таки дорогим инструментом, то к 2005 г. даже у не самых обеспеченных категорий граждан появилась возможность приобрести цифровую технику на все случаи жизни (кофеварка, телефон, классический домашний настольный компьютер и др.). Обычная для прошлых поколений ситуация, когда было невозможно выйти на связь с друзьями, коллегами, родными в любую секунду, сейчас воспринимается как катастрофа. А.В. Беляков, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, оставшись без айфона всего на двое суток, так прокомментировал случившееся: «...пришло осознание, насколько мы зависим от гаджетов: звонки, сообщения, поиск в Гугл, банковские приложения, парковочный счет - вся повседневная текучка в телефоне». Дело не в том, что смартфон или компьютер - это наркотик, который вызывает привыкание. Это обычный инструмент, который дает доступ к информации. Не случайно компьютеры, смартфоны, ноутбуки и прочие электронные гаджеты относятся к информационным технологиям. Именно здесь кроется ключевой фактор важности информации в современном обществе.

Ф. Уэбстер точно охарактеризовал отношение интеллектуальных элит к этому процессу: «Аналитики все больше и больше начинают говорить об информации как о главном отличительном признаке современного мира. Нам говорят, что мы входим в информационную эру...» [1, с. 6]. Глобальная информатизация всех сфер жизни происходит стремительно. Информационные потоки пересекают и связывают современное общество во всех направлениях.

Реалии нового общества оказывают влияние и на подрастающее поколение. Мы уже касались этой темы в одной из предыдущих работ [2], где постулировали, что обучение и воспитание новых поколений, выросших в условиях информационной эпохи, требуют особого управленческого подхода. Данный вопрос особенно актуален сейчас, так как в следующем 2018 году в вузы поступят «дети миллениума», не заставшие в сознательном возрасте иного мироустройства, -дети информационной эпохи.

Информационная эпоха не только порождает проблемы, но и открывает новые возможности. Информационные технологии уже широко применяются в образовании. Все чаще для освоения той или иной дисциплины обязательным является использование частных вычислительных средств, причем подобная практика значительно повышает качество обучения: «Работа студентов осуществляется как в компьютерном классе по расписанию, так и в домашних условиях на собственном компьютере. <...> Привлечение инновационных методов позволило примерно вдвое интенсифицировать процесс изучения материала и резко повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины» [3, с. 197]. В данном случае важно, что ускорение обучения обеспечено повышением интереса студентов к преподаваемой дисциплине. Т. е. функциями преподавателя, ведущего курс, являются не классическое императивное управление и формальный контроль выполнения задач, а проявление лидерских качеств, мягкое управление посредством вовлечения обучающихся в процесс решения задачи. Причем именно выбор и применение средств и методов решения поставленной задачи и представляют собой метод обучения предмету.

Впрочем, рассмотрение эффективности информационных цифровых технологий на примере технической дисциплины, тем более разработанной для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», не показательно. Наиболее интересно использование информационных технологий и связанных с ними возможностей в обучении гуманитарным дисциплинам, где работа с компьютерами не является самоцелью, а применение высоких технологий - сутью обучения и необходимым условием освоения курса.

На данный момент большинство вакансий, доступных выпускникам (в том числе гуманитарных направлений), предполагают наличие у кандидатов различного рода знаний, связанных с компьютером. Речь идет, конечно, не о программировании или настройке, а об уверенной работе с вычислительными технологиями на уровне пользователя. Кроме того, важнейшим фактором эффективности претендента является такая компетенция, как «коммуникабельность», т. е. способность устанавливать контакты и работать с другими людьми. Также большое внимание обращается на степень овладения студентом знаниями в рамках той или иной гуманитарной дисциплины.

Наиболее выигрышной с точки зрения работодателя компетенцией претендента, универсальной для различных вакансий, является владение иностранным языком. По этой причине в качестве примера применения новейших технологий в образовании взят опыт преподавания иностранного языка кафедрой «Иностранные языки» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Заведующий кафедрой Т.В. Седова реализовала инновационный метод обучения в рамках веб-квеста «Managing multinational companies» («Управление многонациональными компаниями»), который объединяет в себе информационные технологии, коммуникативную составляющую и гуманитарную дисциплину «Профессиональный иностранный язык».

Обращение преподавателей сугубо гуманитарного толка, далеких от веб-технологий, не имеющих специальных навыков программирования, к информационным инструментам обусловлено, по собственному признанию заведующей кафедрой «Иностранные языки», естественным требованием времени: «Появление и необратимый натиск информационных технологий и интернета повлекли за собой кардинальные трансформации технических и методических опор в преподавании ИЯ [иностранного языка. - Прим. авт.]. Все опоры воплощаются в информационных технологиях, приобретая все новые, ранее неизвестные или технически невозможные формы» [4, с. 74]. Таким образом, вхождение в информационную эпоху влечет за собой изменение не только практической ориентации или каких-то отдельных аспектов обучения, но и самих оснований, на которых держится весь процесс обучения. Это объективное требование времени, а не дань моде или следование популярному тренду.

Для начала уточним, что такое веб-квест и чем он отличается от выполнения кейс-заданий.

Слово «квест» как часть названий ранних приключенческих компьютерных игр стало именем нарицательным для этого жанра. Квест - жанр игр, в котором игроку требуется решать головоломки и умственные задачи для достижения конечной цели. Квесты появились во второй половине 70-х гг. прошлого века и были наиболее популярным жанром на протяжении всех 1980-х гг. Дословно quest переводится как 'поиск'. В этом и заключается одна из ключевых особенностей обучающей игры-квеста: она не ставит задач выполнения какого-то норматива, а задает конечную цель, в процессе достижения которой студент овладевает рядом навыков.

Web переводится как 'паутина' (подразумевается World Wide Web - 'Всемирная паутина', 'сеть Интернет').

В настоящее время интернет - универсальный, общедоступный и практически всеми используемый инструмент, среда для поиска и размещения информации, а также для общения. Поэтому использование именно онлайн-игр в образовательном процессе позволяет реализовать единую и удобную для всех сторон этого процесса среду обмена знаниями.

Обычные игры-квесты представляют собой головоломку, где игрок должен решить ряд задач. Причем варианты их решения могут быть различными. По определению Н.В. Николаевой, веб-квест в образовании - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [5].

Разработчиками веб-квеста как учебного задания традиционно признаются профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего Б. Додж и его коллега Т. Марч. Рассматриваемая технология интерактивного обучения обучающихся была описана ими относительно недавно - в 1995-1997 гг.

Б. Додж и Т. Марч определили основные виды занятий для веб-квестов:

- Пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате (создание презентации, плаката, рассказа).

- Планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий.

- Самопознание - любые аспекты исследования личности.

- Компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников (создание проекта выставки, сборника кулинарных рецептов, капсулы времени).

- Творческое задание - творческая работа в определенном жанре (создание видеоролика, изображения, музыкальной композиции).

- Аналитическая задача - поиск и систематизация информации.

- Детектив, головоломка - выводы на основе противоречивых фактов (пожалуй, первое применение термина «квест» вообще).

- Достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме.

- Оценка - обоснование определенной точки зрения.

- Журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

- Убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

- Научное исследование - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе он-лайн-источников [6].

Спектр применения веб-квестов очень широк, поэтому они могут использоваться в разном виде на различных этапах обучения любым дисциплинам. Главный вопрос состоит в выборе конкретной тематики и подготовке материалов.

Веб-квест по сути представляет собой процессы получения и обработки студентом информации и ее интерпретации, может включать элементы дискуссии, свободного общения. Все это представляется в форме некоего игрового задания, условного примера задачи, требующей практического решения. По форме веб-квесты подобны кейс-стади (case study), но не обязательно имеют практическое, принятое в реальности решение, т. е. могут быть оформлены в виде обычного ситуационного задания.

При подготовке веб-квестов преподаватель должен предварительно определить область поиска информации, предложить студентам конкретный перечень сайтов (статей). Работая таким образом, обучающиеся не тратят время на поиск нужной информации, а только обрабатывают уже данное и формируют свое решение задачи на основе представленных источников.

Для создания веб-квеста обычно выбирается проблема, которая не имеет однозначной трактовки. Таким образом, студенты при обсуждении заданной квестом проблемы могут выражать разные точки зрения, обосновывать, обсуждать их, дискутировать. Открытое общение по проблемному заданию - отличный инструмент при обучении языку.

Студент, выполняя веб-квест, работает с предоставленными ему материалами самостоятельно, причем вне зависимости от места и времени, так как материалы выложены в интернет. Студенту даются аутентичные источники (статьи, сайты, созданные носителями языка), поэтому при работе с веб-квестом он получает важнейшие навыки работы с информацией на изучаемом языке, использования иноязычных интернет-ресурсов, в частности поисковых систем. В процессе подготовки работы для сдачи у студента формируется навык оформления научно-аналитических работ или презентаций на изучаемом языке.

Кроме печатных материалов в веб-квесте могут присутствовать аудио- и видеоматериалы на изучаемом языке, что учит студента воспринимать устную речь носителей языка. Студент агрегирует получаемую информацию, анализирует ее и после компилирует для изложения основных положений, выполнения заданий веб-квеста.

Таким образом, выполнение веб-квеста позволяет выработать у студента ряд важнейших навыков и компетенций, которые потребуются ему в будущей профессиональной деятельности. Оформление веб-квеста включает в себя следующие позиции:

1. Главная веб-страница - название квеста, дисциплина (возможно указание двух дисциплин, например «Иностранный язык» и «Мировая экономика»).

2. Вводная - краткое описание основной проблемы квеста с указанием актуальности и степени ее разработанности.

3. Задание - конкретное задание с описанием конечной цели квеста, с презентацией и кратким докладом-сообщением.

4. Порядок работы и необходимые ресурсы - список методических и информационных инструментов, рекомендованных и достаточных для выполнения квеста.

5. Оценка - критерии оценки работы и выступлений студентов.

6. Заключение - подведение общих итогов.

7. Методическая веб-страница для преподавателей, содержащая примеры решения.

По озвученным пунктам преподавателями кафедры «Иностранные языки» в рамках изучения темы «Особенности делового общения в стране изучаемого языка» создан и функционирует веб-квест «Managing multinational companies», в котором студенту предлагается проанализировать ряд англоязычных веб-сайтов о различиях деловых культур и проблемах совместной работы в многонациональных компаниях.

Эффективность применения описанной методики подтверждается отзывами студентов 2-го курса факультета международных экономических отношений Финуниверситета [7, с. 78-79]: «Веб-квест - наиболее интересная инновационная форма ведения уроков. <...> Кроме того, использование видео очень полезно, так как мы слышим, изучаем английскую речь по первоисточнику. <...> Я надеюсь, что в будущем подобные тесты и квесты будут проводиться чаще!»

«На мой взгляд, данная форма изучения темы является эффективной, .обсуждение темы квеста и защита презентаций позволяют развить навыки публичного выступления, .структурированная форма веб-квеста позволяет досконально изучить проблему темы занятия».

«Идея веб-квеста сама по себе очень интересна. <...> Считаю, что квест развивает кругозор». Таким образом, применение веб-квестов в качестве педагогического приема не только способствует формированию компетенций в области работы с компьютером, обработки информации, аналитики, коммуникативных навыков, повышению уровня владения иностранным языком, в частности профессиональной терминологией, но также обеспечивает высокий уровень мотивации студентов к обучению.

С точки зрения синергетики и философии управления поставленная задача представляет собой искусственно создаваемую точку бифуркации, в которой происходит ветвление вероятностей процессов решения. Студенты самостоятельно анализируют возможные пути решения и, руководствуясь собственным опытом и доступными информационными ресурсами, выбирают некий аттрактор, по которому движутся, следуя к решению поставленной задачи. Важный нюанс: каждым студентом конкретное выполнение задания осуществляется в условиях неопределенности, отсутствуют такие необходимые для процесса классического управления аспекты, как четкие рамки и критерии «правильно/неправильно», прямой контроль выполнения, менеджмент качества на каждом этапе выполнения. Также не осуществляется статистическое управление, характерное для неклассической управленческой парадигмы. Даются исходные данные, создаются условия для выполнения некоторой функции. Совокупность этих факторов, являющихся внешними с точки зрения обучающегося, выполняющего веб-квест, дает синергетический эффект, обеспечивающий получение необходимых компетенций в процессе поиска решения.

Описанная выше методика применения веб-квеста наглядно демонстрирует использование метода постнеклассической управленческой парадигмы на примере учебного процесса в вузе.

Ссылки:

1. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной, под ред. д-ра филол. наук, проф. Е.Л. Вартановой. М., 2004. 400 с.

2. Акинин И.А. Проблема поколений в условиях информационного общества // Человек. Общество. Управление : материалы Международной научной конференции молодых ученых по проблемам профессионального, организационного и социального развития. М., 2016. С. 224-226.

3. Дадян Э.Г. Привлечение инновационных методов в учебном процессе на примере дисциплины «Проектирование бизнес-приложений в системе 1С: Предприятие» // Современные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее : материалы конференции (Москва, 17 дек. 2013 г.). М., 2013. С. 195-199.

4. Седова Т.В., Левченко В.В. Языковая компетенция через веб-квесты: утопия или спасение? // Лингвистическая теория и образовательная практика : сб. науч. ст. Минск, 2013. С. 73-80.

5. Цит. по: Дедюкина С.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка с применением технологии web-quest [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 19. С. 16-26. URL: http://e-koncept.ru/2016/56244.htm (дата обращения: 11.09.2017).

6. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс]. 1997. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 11.09.2017).

7. Седова Т.В., Левченко В.В. Указ. соч. С. 78-79.

References:

Akinin, IA 2016, 'Generation gap in the information society', Chelovek. Obshchestvo. Upravleniye: materialy Mezhdunarod-noy nauchnoy konferentsii molodykh uchenykh po problemam professional'nogo, organizatsionnogo i sotsial'nogo razvitiya, Moscow, pp. 224-226, (in Russian).

Dadyan, EG 2013, 'Applying innovative methods in academic process during the Course in Designing Business Applications in 1C: Enterprise', Sovremennyye tekhnologii v finansovo-ekonomicheskoy sfere: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye: materialy konferentsii (Moskva, 17 dek. 2013 g.), Moscow, pp. 195-199, (in Russian).

Dedyukina, SV 2016, 'Development of universal training activities in foreign language classes by means of a webquest technology', Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal, vol. 19, pp. 16-26, viewed 11 September 2017, <http://e-koncept.ru/2016/56244.htm>, (in Russian).

Dodge, B 1997, Some Thoughts About WebQuests, viewed 11 September 2017, <http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html>.

Sedova, TV & Levchenko, VV 2013, 'Language competence through webquests: utopia or salvation?', Lingvisticheskaya teoriya i obrazovatel'naya praktika: sb. nauch. st, Minsk, pp. 73-80, (in Russian).

Webster, F, Arapov, MV, Malykhina, NV (transl.) & Vartanova, EL (ed.) 2004, Theories of the information society, Moscow, 400 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.