Научная статья на тему 'КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Александр Николаевич, Комиссарова Анастасия Сергеевна

Актуальность исследования отношения к дистанционному формату обучения обусловлена необходимостью изучения влияния подобного взаимодействия в системе «педагог - студент» на качество, мотивацию и общее удовлетворение учащихся процессом обучения. В исследовании приняли участие 120 человек из 6 вузов г. Москвы. Использование контент-анализа позволило выделить 8 значимых контекстов (сфер), вокруг которых группируются высказывания участников исследования: «Дорога», «Преподаватели», «Вернуться», «Дистанционное обучение», «Очный, очная форма», «Обучение, формат обучение», «Оказало, изменило», «Качество». Полученные результаты свидетельствуют, что главными недостатками дистанционного формата обучения, по мнению респондентов, является отсутствие живого общения с преподавателями, снижение уровня мотивации и самоорганизации, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся и качество усвоения материала. При этом среди очевидных достоинств отмечается снижение транспортных и временных расходов на дорогу до места обучения, а также возможность изучать материал в удобное время. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ дистанционного обучения для студентов высших учебных заведений Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононов Александр Николаевич, Комиссарова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE ANALYSIS OF ATTITUDES TO DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Topicality of the study of the attitude to the distance learning format is due to the need to study the impact of such interaction in the “pedagogue-student. system on the quality, motivation and overall satisfaction of students with the learning process. The study involved 120 people from 6 six higher education institutions in Moscow. The use of content analysis allowed us to identify 8 significant contexts (areas) around which the statements of the study participants are grouped: “Road., “Teachers., “Return., “Distance learning., “Full-time, full-time attending., “Training, training format., “Provided, changed., “Quality.. The results obtained indicate that the main disadvantages of the distance learning format, according to the respondents, are the lack of live communication with teachers, a decrease in the level of motivation and self-organisation, which ultimately has a negative impact on the psychoemotional state of students and the quality of material assimilation. At the same time, among the obvious advantages, there is a reduction in transport and time costs for the road to the place of study, as well as the opportunity to study the material at a convenient time. The results obtained can be used in the development of distance learning programmes for students of higher educational institutions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17-23. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 17-23. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.9.072

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-17-23

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Кононов Александр Николаевич, кандидат психологических наук, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, alnikkon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0055-855X

Комиссарова Анастасия Сергеевна, средняя общеобразовательная школа № 16, Московская область, Электросталь, Россия, nastasia.komissar@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследования отношения к дистанционному формату обучения обусловлена необходимостью изучения влияния подобного взаимодействия в системе «педагог - студент» на качество, мотивацию и общее удовлетворение учащихся процессом обучения. В исследовании приняли участие 120 человек из 6 вузов г. Москвы. Использование контент-анализа позволило выделить 8 значимых контекстов (сфер), вокруг которых группируются высказывания участников исследования: «Дорога», «Преподаватели», «Вернуться», «Дистанционное обучение», «Очный, очная форма», «Обучение, формат обучение», «Оказало, изменило», «Качество». Полученные результаты свидетельствуют, что главными недостатками дистанционного формата обучения, по мнению респондентов, является отсутствие живого общения с преподавателями, снижение уровня мотивации и самоорганизации, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся и качество усвоения материала. При этом среди очевидных достоинств отмечается снижение транспортных и временных расходов на дорогу до места обучения, а также возможность изучать материал в удобное время. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ дистанционного обучения для студентов высших учебных заведений Российской Федерации.

Ключевые слова: дистанционное обучения, пандемия COVID-19, контент-анализ, качественные исследования, качественный анализ

Для цитирования: Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17-23. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-17-23

Research Article

QUALITATIVE ANALYSIS OF ATTITUDES TO DISTANCE LEARNING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Aleksandr N. Kononov, Candidate of Psychological Sciences, Moscow Regional State University, Moscow, Russia, alnikkon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0055-855X

Anastasia S. Komissarova, teacher-psychologist, Secondary comprehensive school No. 16, Elektrostal, Moscow Region, Russia, nastasia.komissar@yandex.ru

Abstract. Topicality of the study of the attitude to the distance learning format is due to the need to study the impact of such interaction in the "pedagogue-student" system on the quality, motivation and overall satisfaction of students with the learning process. The study involved 120 people from 6 six higher education institutions in Moscow. The use of content analysis allowed us to identify 8 significant contexts (areas) around which the statements of the study participants are grouped: "Road", "Teachers", "Return", "Distance learning", "Full-time, full-time attending", "Training, training format", "Provided, changed", "Quality". The results obtained indicate that the main disadvantages of the distance learning format, according to the respondents, are the lack of live communication with teachers, a decrease in the level of motivation and self-organisation, which ultimately has a negative impact on the psychoemotional state of students and the quality of material assimilation. At the same time, among the obvious advantages, there is a reduction in transport and time costs for the road to the place of study, as well as the opportunity to study the material at a convenient time. The results obtained can be used in the development of distance learning programmes for students of higher educational institutions of the Russian Federation.

Keywords: distance learning, COVID-19 pandemic, content analysis, qualitative research, qualitative analysis

For citation: Kononov A.N., Komissarova A.S. Qualitative analysis of attitudes to distance learning in the context of the COVID-19 pandemic. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 17-23 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-17-23

© Кононов А.Н., Комиссарова А.С., 2021 Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 17

Актуальность работы. Пандемия СОУГО-19 стала испытанием систем здравоохранения и образования многих стран. В целях недопущения распространения заболевания были закрыты школы, университеты и другие учебные заведения, произошел резкий и массовый перевод обучения из традиционной в дистанционную форму.

Потребность государства и общества в образовании граждан даже в условиях пандемии нашла свое отражение в законодательных инициативах. Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко в апреле 2020 г. было предложено законодательно оформить статус дистанционного образования при сохранении традиционной формы обучения, так как без нее невозможно полноценно социализировать и интегрировать ребенка в социум [Матвиенко].

Однако, как отметил премьер-министр России М.В. Мишустин, онлайн-обучение нужно рассматривать как дополнительную форму. Только благодаря той дружбе, обмену мнениями с однокурсниками и общению с преподавателями, которые существуют при традиционной форме, из университетов можно выпустить врачей, инженеров и педагогов высшего класса. Обучение - это больше, чем просто получение информации [Михаил Мишустин].

Существующие информационные технологии дают возможность реализовать частичный или даже полный переход от традиционного формата обучения, когда преподаватель и обучающиеся взаимодействуют в аудитории, к дистанционному, при котором каждый из субъектов учебного процесса находится перед монитором и веб-камерой на значительном расстоянии друг от друга. При всех очевидных достоинствах дистанционного формата обучения, а именно экономии средств на транспорт и времени на дорогу, нужно помнить о том, что, оказавшись в ситуации изоляции, невозможно полноценно коммуницировать со сверстниками и преподавателями, создаются предпосылки для снижения качества усвоения материала учащимися, мотивации к обучению и потенциально возникает разочарование в выбранной профессии.

Степень изученности проблемы. Знания являются в условиях глобальной экономики важнейшим ресурсом, способным повысить уровень качества жизни населения. Возможность получения качественного образования вне зависимости от внешних обстоятельств - актуальная потребность любого современного государства и общества.

Развитие образовательных технологий позволяет сократить имеющийся разрыв между развитыми и развивающимися странами, а также между жителями различных регионов, позволяя в равной степени обеспечить доступ к качественному образованию [Nsiah: 762]. Компьютерные технологии позволяют осмысленно обмениваться информацией на любом расстоянии в рамках системы «учи-

тель - ученик» или «студент - преподаватель», когда обучающийся получает возможность учиться в своем темпе и в своем, привычном для него пространстве [Leontyeva: 1].

Выделяются два основных типа взаимодействия между субъектами образовательного процесса: синхронный и асинхронный. В первом случае преподаватель и студент находятся во взаимодействии в рамках виртуальной аудитории, тогда как асинхронная коммуникация предполагает общение в чате, через учебные порталы. Студент, задавая вопрос, получает на него ответ не сразу, а спустя какое-то время. Определенно, первый вариант обучения является более предпочтительным [АШайЫ: 15].

История развития дистанционных форм обучения начинается с 1728 г., когда К. Филлипс дал рекламу уроков стенографии по почте в одной из газет г. Бостона [Bozkurt: 254]. С 80-х годов XIX века благодаря развитию железнодорожного транспорта у людей появилась возможность получать образование, не приезжая в учебные заведения, а получая их по почте в печатном виде. В основном это были взрослые работающие люди, чье решение о получении образования в такой форме было обусловлено профессиональными, социальными или семейными обстоятельствами [Bozkurt: 253].

Географическая удаленность в определенном смысле является препятствием для получения образования. Дистанционное обучение, развивающееся благодаря информационным технологиям, дает свободу в выборе места и времени получения новых знаний, вне физического присутствия студента в аудитории [Ви§еИс: 24].

Нельзя не отметить важные в условиях мирового кризиса плюсы дистанционного обучения, а именно экономию значительных сумм денег, начиная от стоимости обучения при традиционной форме, которая, как правило, дороже, и заканчивая оплатой проезда до места учебы [Sadeghi: 83]. Время, которое уходит на ожидание автобуса и саму дорогу, может быть вложено в изучение учебного материала, а также следует учитывать физические силы, которые также расходуются в пути [Bijeesh]. И, конечно, дистанционное обучение дает возможность совмещать учебу и работу, чтобы обеспечивать себя и свою семью [Sadeghi: 84]. Все это неоспоримые и явные достоинства дистанционного обучения в сравнении с традиционным, аудиторным взаимодействием преподавателя и студента. При этом нельзя не сказать и о существенных недостатках.

Чувство изоляции и отсутствие социально-физического взаимодействия, которое существует при традиционном обучении, являются недостатками дистанционной формы [Ви§еИс: 24] и приводят к тому, что обучающиеся прерывают свое обучение задолго до его окончания [Chatpakkarattana, Khlaisang: 44]. К недостаткам также следует отнести отвлечение внимания в процессе обучения,

снижение мотивации из-за внешних факторов, расходы на оборудование, оплату стабильного интернета, зависимость от технологий, так как в случае выхода из строя какой-либо программной или аппаратной части лекция прекратится. Работа над заданиями в одиночку и возможность взаимодействовать через чат или видеосвязь нельзя даже сравнить с опытом живого общения с другим человеком [Sadeghi: 84]. Кроме того, не все студенты обладают достаточным уровнем мотивации при обучении из дома, что делает их менее успешным и поднимает одну из ключевых проблем - самоэффективность [Johnson, Morwane, Dad, Pretorius, Lotriet: 90]. В дальнейшем, после окончания дистанционного обучения, молодым специалистам приходится преодолевать сопротивление работодателей, значительное количество которых предвзято относятся к студентам, получившим образование подобным образом, считая его менее фундаментальным и предпочитая выпускников, закончивших обучение традиционно [Nagrale].

Исследование, проведенное в одном из российских институтов в 2017 г., показало, что в целом студенты позитивно относятся к внедрению в систему очного обучения элементов дистанционного, которое активизирует их самостоятельную работу и поисковую активность [Муллагалиев, Уразлина: 190].

16 марта 2020 г. в связи с риском распространения коронавирусной инфекции Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выпустило рекомендации по переводу студентов на дистанционный формат обучения [Мин-обрнауки]. Позже, в связи с указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» на данный формат обучения перешли все вузы страны. В связи с этим актуальным становится вопрос о качестве усвоения учебного материала в дистанционном формате, особенностях подготовки к экзаменационным испытаниям, а также психоэмоциональном состоянии студентов в условиях вынужденной изоляции.

Учебная деятельность включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, поведенческий и эмоциональный. В когнитивный входят знания, представления о получаемой профессии, которые строятся на доступной для студентов информации. Эмоциональный компонент - это эмоции, которые переживают учащиеся в процессе обучения, их эмоциональный настрой на учебу, то есть хотят они учиться или нет. Поведенческий компонент - совокупность действий, совершаемых учащимися в процессе обучения [Капустина, Гончарова: 55]. Другими словами, в обычных условиях традиционного обучения доступность информации, благоприятный эмоциональный фон и хорошее психосоматическое состояние студентов являются взаимосвязанными элементами, оказывающими влияние на отношение к учебе и качеству

усвоения учебного материала. В условиях распространения COVID-19 необходимость соблюдения режима добровольной изоляции, по нашему мнению, оказала влияние и изменила соотношение данных компонентов.

Социальную изоляцию как психологическое явление можно рассматривать как добровольное или вынужденное отстранение от общества. Вынужденная самоизоляция - мера, крайне негативно сказывающаяся на психическом состоянии личности. Беспокойство, повышенный уровень тревоги на фоне раздражительности и депрессии являются ее последствиями. Однако при наличии постоянных умственных задач и трудовой деятельности когнитивные способности людей сохраняются, а психическое состояние страдает меньше, чем в условиях бездействия [Прохватилов: 104]. На основе этого мы предполагаем, что из-за мер вынужденной изоляции психоэмоциональное состояние студентов вузов может ухудшиться, сказываясь на отношении к дистанционному обучению, а также на качестве выполнения заданий. Однако продолжение обучения и необходимость решения поставленных задач сохраняют целостным когнитивный компонент личности.

Вынужденный переход на дистанционное обучение вместо каникул полезен для студентов, так как поддерживает постоянную интеллектуальную активность, дает возможность для продолжения взаимодействия с однокурсниками и преподавателями, что делает условия самоизоляции более выносимыми. По нашему мнению, полный переход на такой формат невозможен, так как лишение учащихся личного общения и живого взаимодействия в процессе обучения негативно влияет на мотивацию к обучению.

Цель работы и методы. Изучить отношение студентов российских вузов к дистанционному обучению в условиях самоизоляции методом контент-анализа, выявить и проанализировать значимые контексты, вокруг которых группируются их высказывания. Данные были получены онлайн с использованием приложения Google Формы.

Контент-анализ является методом качественно-количественного исследования, позволяющий на основе анализа текста выявлять смысловые единицы и получать данные об особенностях индивидуальной психической реальности личности респондента [Кононов: 105; Кононов, Комиссарова: 147].

Результаты и анализ исследования. В проведенном исследовании приняли участие студенты 6 московских вузов (МГОУ РУДН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РАНХиГС, НИУ МЭИ, РТУ МИРЭА). Количество респондентов - 120 студентов в возрасте от 17 до 58 лет, 106 женщин и 14 мужчин, средний возраст 21 год, 98 студентов очной формы обучения, 22 заочной формы обучения, 1-5 курсы, дата проведения опроса - с 11 по 30 мая 2020 г.

Участникам было предложено ответить на 6 вопросов с целью выявления отношения обучающихся к дистанционному формату обучения и его влияния на качество усвоения знаний и психоэмоциональное состояние.

1. В чем Вы видите плюсы обучения в дистанционном формате? 2. В чем Вы видите минусы обучения в дистанционном формате? 3. Опишите, что Вы думаете и чувствуете при мысли о возобновлении обучения в очном формате? 4. Как бы Вы отнеслись к предложению перейти на дистанционное обучение на постоянной основе в обычных условиях (вне режима самоизоляции)? 5. Какое влияние оказало дистанционное обучение на Ваше психоэмоциональное состояние? 6. Какое влияние Ваше психоэмоциональное состояние оказало на уровень и качество усвоения учебного материала?»

После обработки полученных ответов были получены 8 контекстов (смысловых блоков): «Дорога» - 100; «Преподаватели» - 159; «Вернуться» -12; «Дистанционное обучение» - 23; «Очный, очная форма» - 110; «Обучение, формат обучение» - 65; «Оказало, изменило» - 14; «Качество» - 16.

Результаты представлены на рисунке 1.

Блок «Дорога». Главным плюсом дистанционной формы обучения, по мнению респондентов, является возможность экономить время на дорогу и уделять его больше себе, учебе и собственному саморазвитию: «Не нужно тратить на дорогу много времени, 100 % будут просмотрены лекции, можно смотреть везде, даже параллельно пить чай», «Не надо тратить время и деньги на дорогу, задания можно выполнять не по расписанию, а в любое удобное время суток», «Не трачу время на дорогу, получаю максимум информации само-

стоятельно, занимаюсь в удобное для меня время и в комфортной атмосфере», «Удобнее планировать свою деятельность на день, не нужно ехать в университет (дорога занимает как минимум 1,5 часа), удобно выполнять задания, также можно проводить вебинары и онлайн-конференции из дома в более приятной обстановке».

Дистанционная форма обучения существенно сокращает финансовые и временные затраты как студентов, так и преподавателей. При таком формате открываются дополнительные возможности, если учащиеся по различным причинам не могут присутствовать в аудитории. Таким образом, дистанционный формат обучения можно рассматривать как элемент очного образования, однако это требует чёткого обозначения, какие элементы занятий и в каких случаях могут быть перенесены в онлайн-режим, а также необходимо усиления контроля со стороны преподавателей за сроками выполнения заданий.

Блок «Преподаватели». Студентам не хватает личных контактов с преподавателями, живого общения и взаимодействия, о чем они писали в своих ответах: «Невозможность живого общения с од-ногруппниками / друзьями / преподавателями», «Без живого общения с преподавателями и бесю-чими, но любимыми одногруппниками грустно», «Отсутствие полноценных лекций и взаимодействие с преподавателем (большинство преподавателей просто присылают лекции в текстовом формате, отчего снижается понимание материала и его восприятие)».

Живой контакт и личное взаимодействие с преподавателями являются необходимым элементом в подготовке специалистов помогающих профес-

Дорога

Качество

100

Преподаватели

159

Оказало

14

65

Вернуться

Формат обучения

110

Дистанционное обучение

Очная форма

• количество упоминаний в тексте

Рис. 1. Диаграмма распределения ответов респондентов по контекстам

сий, а также типа «человек - человек», к которым относятся психологи и педагоги. Отдельно нужно отметить ответственность самих преподавателей, важность постоянного контакта со студентами в начале занятий, чтобы дистанционное обучение не трансформировалось в дистанционное информирование.

Частые проблемы, возникающие при выполнении заданий из-за специфики дистанционного обучения, а также отсутствие сформированных навыков работы с электронными образовательными технологиями у преподавателей также указываются респондентами как минусы: «Неготовность некоторых преподавателей к такой форме работы (у некоторых сложился превосходный стиль ведения лекции и передачи знаний, который совершенно не реализуем в новых условиях)», «Не все преподаватели умеют работать с компьютером, из-за чего возникают различные проблемы на конференциях», «У нас же преподаватели дают задания прочесть какой-то объем литературы, а затем написать эссе, выполнить тестирование и т. д. Мало того, что чтение литературы в онлайн-формате (а иногда ведь преподаватели копируют текст и даже ссылки не делают на литературу (а иногда и не читают сами, что копируют) портит зрение, а информация усваивается в значительно меньшей степени (нежели при личном контакте с преподавателем)», «Преподаватели в таком формате задают гораздо больше заданий, зачастую давая несоизмеримые сроки выполнения (не каждый учитывает наличие других дисциплин)».

Отсутсвие личного контакта и плохо налажн-ное онлайн-взаимодейсвие негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии студентов и качестве усвоения учебного материала, что лишний раз подчеркивает важность сохранения очной формы обучения в системе высшего профессионального образования в Российской Федерации.

Блок «Вернуться» и блок «Формат обучения». Студенты отмечают, что они очень хотят вернуться к очному обучению и данный формат для них желаем и ожидаем. Однако главным приоритетом для возращение в вуз и традиционной форме обучения является отсутстие угрозы для жизни и здоровья: «Хочется вернуться к нормальному обучению, когда есть возможность общаться с одно-группниками, преподавателями, слушать на парах человека, а не монитор», «На самом деле я была бы не против вернуться к обучению в обычном формате исключительно в случае, если заболевание пойдёт на спад и прирост заражённых будет менее 100 человек», «Я буду очень рада вернуться к очному обучению, если угрозы заражения вирусом действительно больше не будет», «Я бы хотела, чтобы возобновили обучение в очном формате, поскольку это уже отработанная система».

Положительные эмоции при мысли о возвращение к традиционной форме обучения являются

поддеживающими и помогающими справляться с трудностями обучения в дистанционном формате. Очный формат является проверенной и отработанной годами системой, дающей стабильно высокое качество знаний. Сохранение традиционной модели образования с элементами дистационного обучения расширяет возможности для подготовки специалистов различных профилей подготовки.

Блок «Дистанционное обучение» и блок «Очный, очная форма». В данных блоках представлено отношение студентов к двум формам обучения. Особое внимание мы хотим обратить на то, что изначально студенты, поступая в учебные заведения, выбрали очную форму и, столкнувшись с дистанционным обучением из-за эпидимиологиче-ской обстановки в России, получили возможность сравнить два принципиально различных варианта. Выбор большинства однозначно в пользу традиционной формы, тогда как элементы дистанционного обучени имеют право на сущестования в ряде случаев: «Если кому-то хочется учиться дистанционно, то для этого есть вузы, которые уже давно осуществляют данный формат обучения», «Думаю, что можно было бы оставить возможность дистанционного обучения для особых случаев, когда студент не может посещать занятия, но не хотел бы брать академический отпуск», «Я скорее против полного перехода на дистанционное обучение, можно было бы оставить какие-то элементы», «Если бы я этого хотела, я бы потратила деньги на онлайн-курс в каком-то вузе, но я поступила на очное обучение», «Ведь даже если организуют занятия в виде вебинара, атмосфера все равно вряд ли будет той же, что при очном обучении», «Отрицательно, поскольку лично для меня больше минусов, чем плюсов, и материал я усваиваю не так эффективно, как при очном обучении», «В другом случае оставила бы очное обучение, как и раньше, так как это студенческая жизнь, общение».

Респондентами отмечается меньшая эффективность и информативность дистанционного обучения. Студенты, выбравшие изначально очный формат образования, имеют большие ожидания от студенческой жизни и, не смотря на имеющиеся плюсы в дистанционном формате, не готовы переходить на него полностью.

Блок «Оказало, изменило». Ситуация самоизоляции оказала негативное влияние на психоэмоциональное состояние из-за резкого уменьшения и ограничения привычных социальных контактов. Исходя из этого, можно говорить об отрицательном воздействии вынужденного дистанционного обучения на психологическое состояние студентов в условиях пандемии СОУГО-19: «Сейчас большее влияние на психоэмоциональное состояние оказывает отсутствие социальных связей».

Блок «Качество». При переходе с очного формата на дистанционной существенно снижается

качество усвоения учебного материала. В онлайн-формате информация воспринимается сложнее, мотивация к выполнению заданий и получению высоких отметок заметно снижается. Потеря интереса к учебной деятельности закономенрно сказывается и на отношении к получаемой специальности, и к образу собственного профессионального будущего: «Отсутствие мотивации привело к тому, что я делаю всё в последние минуты и, соответственно, в плохом качестве», «Качество выполнения заданий резко снизилось по сравнению с началом дистанционного обучения», «Я стала ловить себя на мысли, что при очном обучении качество усвоения материала у меня было лучше, при дистанционном как будто что-то остаётся не охваченным даже при усердной работе», «В связи с подавленным состоянием качество усвоения материала резко снизилось, информацию трудно воспринимать, а задания выполняются только ради того, чтобы их выполнить».

Условия вынужденной самоизоляции, переход на дистанционный формат обучения внесли изменения в традиционную студенческую жизнь, оказав влияние как на качество усвоения учебного материала, так и на психоэмоциональное состояние учащихся.

Выводы:

1. Ситуация пандемии СОУТО-19 создала условия для развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование, а также закрепления дистанционного образования как формы обучения на законодательном уровне в России.

2. Традиционное образование является базовым и ключевым, тогда как дистанционное обучение может выступать как вспомогательный элемент в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях Российской Федерации.

3. Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность обучающимся получить доступ к качественному образованию, сократить расходы на обучение, транспорт, совмещать работу или семейную жизнь с обучением, а сэкономленное на дороге время вложить в тщательное освоение учебного материала и саморазвитие. Все это является достоинствами дистанционного обучения в сравнении с традиционным.

4. Недостатками дистанционного обучения являются: чувство изоляции, снижение мотивации к получению знаний и овладению профессиональными компетенциями, а также предвзятое отношение со стороны работодателей к специалистам, получившим образование дистанционно.

5. Применение контент-анализа как качественного метода исследования психической реальности человека позволило выделить 8 контекстов (смысловых блоков): «Дорога» - 100; «Преподаватели» - 159; «Вернуться» - 12; «Дистанционное обучение» - 23; «Очный, очная форма» - 110;

«Обучение, формат обучение» - 65; «Оказало, изменило» - 14; «Качество» - 16.

6. Участники исследования среди плюсов дистанционной формы обучения отмечают: возможность экономить денежные средства и время на дорогу, свободу при планировании времени для изучения учебных материалов. Среди недостатков указываются: отсутствие личных контактов с одногруппниками и преподавателями, сложности при в использовании электронных образовательных технологий со стороны профессорско-преподавательского состава, значительное увеличение количества заданий, снижение мотивации к обучению.

7. Респонденты считают невозможным и не готовы в настоящее время полностью переходить на дистанционный формат обучения из-за его меньшей эффективности и общего снижения качества усвоения материала, что неизбежно оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние молодежи и отношение к получаемой профессии. При этом внедрение отдельных элементов дистанционного обучения в систему высшего профессионального образования в Российской Федерации может быть полезным и уместным в ситуациях, подобных пандемии COVD-19.

Список литератуы

Капустина Т.В., Гончарова Е.М. Отношение студентов к процессу обучения в вузе // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1 (115). С. 54-56.

Кононов А.Н. Исследование тревоги о будущем у работников торговой организации методом контент-анализа // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 3. С. 104-113.

Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Социальные факторы возникновения расстройств пищевого поведения: контент-анализ текстов в сети Интернет // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 144-153.

Матвиенко призвала оформить правовой статус дистанционного образования URL: https://ria. ru/20200410/1569865141.html (дата обращения: 29.01.2021).

Минобрнауки рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение URL: https://www.rbc. ru/society/15/03/2020/5e6e5e109a794717a5e86d27 (дата обращения: 29.01.2020).

Михаил Мишустин: онлайн-обучение не сравнить с университетской средой. URL: https://digital. ac.gov.ru/news/4439/ (дата обращения: 29.01.2020).

Муллагалиев Н.А., Уразлина Р.В. Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе // Инновационная наука. 2017. № 1. С. 188-191.

Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней. URL: https://rg.ru/2020/03/26/

prezident-ukaz206-site-dok.html (дата обращения: 29.01.2020).

Прохватилов А.Ю. Воздействие относительной социальной изоляции на психическое состояние как социально-психологическая проблема // Академический журнал. 2007. № 5. С. 103-113.

Alharthi M. Students' attitudes toward the use of technology in online courses. International Journal of Technology in Education, 2020, 3 (1), pp. 14-23.

Bijeesh N.A. Advantages and disadvantages of distance learning. URL: https://www.indiaeducation. net/online-education/articles/advantages-and-disadvantages-of-distance-learning.html (access date: 29.01.2020).

Bozkurt A. (2019). From Distance Education to Open and Distance Learning: A Holistic Evaluation of History, Definitions, and Theories. In S. Sisman-Ugur, & G. Kurubacak (Eds.), Handbook of Research on Learning in the Age of Transhumanism, 2019, pp. 252-273.

Buselic M. Distance Learning - concepts and contributions. Oeconomica Jadertina, 2012, № 1, pp. 23-34.

Nsiah Boahen G.K. Best Practices in Distance Education: A Review. Creative Education, 2013, vol. 4, no. 12, pp. 762-766.

Leontyeva I.A. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, 14 (10), pp. 1-8. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_805258462/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Modern_Distance_Learning.pdf (access date: 29.01.2020)

Johnson E., Morwane R., Dada S., Pretorius G., Lotriet M. Adult Learners' Perspectives on Their Engagement in a Hybrid Learning Postgraduate Programme. The Journal of Continuing Higher Education, 2018, № 66 (2), pp. 88-105.

Nagrale P. Advantages and disadvantages of distance education. URL: https://surejob.in/ advantages-anddisadvantages-of-distance-education. html (access date: 29.01.2020)

Sadeghi M. A Shift from Classroom to Distance Learning: Advantages and Limitations. International Journal of Research in English Education, 2019, vol. 4, № 1, pp. 80-88.

Chatpakkarattana T., Khlaisang J. The Learner Support System for Distance Education. Creative Education, 2012, vol. 3, pp. 47-51.

References

Kapustina T.V, Goncharova E.M. Otnoshenie studentov k protsessu obucheniya v vuze [Students' attitude to the learning process at the university] Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education], 2017, № 1 (115), pp. 54-56. (In Russ.)

Kononov A.N. Issledovanie trevogi o budushchem u rabotnikov torgovoi organizatsii metodom kontent-analiza [Research of anxiety about the future among employees of a trade organization by the method of content analysis]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya [Scientific review: Humanitarian studies], 2017, № 3, pp. 104-113. (In Russ.)

Kononov A.N., Komissarova A.S. Sotsial'nye faktory vozniknoveniya rasstroistv pishchevogo povedeniya: kontent-analiz tekstov v seti Internet [Social factors of the occurrence of eating disorders: content analysis of texts on the Internet]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, № 1 (50), pp. 144-153. (In Russ.)

Matvienko prizvala oformit' pravovoi status distantsionnogo obrazovaniya [Matvienko urged to formalize the legal status of distance education]. URL: https://ria.ru/20200410/1569865141.html (access date: 29.01.2021). (In Russ.)

Minobrnauki rekomendovalo vuzam pereiti na distantsionnoe obuchenie [The Ministry of Education and Science recommended that universities switch to distance learning]. URL: https://www.rbc.ru/society/1 5/03/2020/5e6e5e109a794717a5e86d27 (access date: 29.01.2021). (In Russ.)

Mikhail Mishustin: onlain-obuchenie ne sravnit' s universitetskoi sredoi [Mikhail Mishustin: online learning is not comparable to the university environment]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ news/4439/ (access date: 29.01.2020). (In Russ.)

Mullagaliev N.A., Urazlina R.V Ob otnoshenii studentov k vvedeniyu elementov distantsionnogo obucheniya v vuze [On the attitude of students to the introduction of elements of distance learning in higher education]. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science], 2017, № 1, pp. 188-191. (In Russ.)

Ob ob"yavlenii v Rossiiskoi Federatsii nerabochikh dnei [About the announcement of non-working days in the Russian Federation]. URL: https:// rg.ru/2020/03/26/prezident-ukaz206-site-dok.html (access date: 29.01.2020). (In Russ.)

Prokhvatilov A.Yu. Vozdeistvie otnositel'noi sotsial'noi izolyatsii na psikhicheskoe sostoyanie kak sotsial'no-psikhologicheskaya problema [The impact of relative social isolation on the mental state as a socio-psychological problem]. Akademicheskii zhurnal [Academic journal], 2007, № 5, pp. 103-113. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 27.11.2020; одобрена после рецензирования 23.12.2020; принята к публикации 12.02.2021.

The article was submitted 27.11.2020; approved after reviewing 23.12.2020; accepted for publication 12.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.