Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплева Н. А., Васильева Е. И., Каменная Е. О.

Статья посвящена актуальным проблемам, которые возникли у студентов при обучении в период распространения нового вирусного заболевания. Столкнувшись с мировой угрозой для здоровья и жизни в период пандемии коронавируса, в целом, под запрет попадают массовые скопления людей. Процесс образовательного и межкультурного взаимодействия между людьми перемещается в виртуальную область: вебинары, онлайн-встречи, видеоконференции и др., тем самым, переводя образование в формат онлайн, где не только студенты, но и преподаватели обнаруживают ряд трудностей. Угроза мировой пандемии не миновала, сохранение дистанции останется актуальным, несмотря на открытие школ и университетов для очных встреч, период карантинных мероприятий не закончился, поэтому и в дальнейшем останется востребованным дистанционный формат взаимодействия. Несмотря на то, что дистанционное обучение использовалось и задолго до начала мировой пандемии, в настоящий момент оно, несомненно, актуализировано и является частью жизни практически каждого россиянина. В статье демонстрируются результаты эмпирического исследования и представлен анализ часто встречающихся проблем, акцентируется внимание на положительных сторонах в дистанционном обучении, а также предлагаются новые способы коммуникации с обучающимися посредством игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN RUSSIAN CULTURE

The article is devoted to the actual problems that students faced while studying during the spread of a new viral disease. Distance learning is widely used in developed countries as additional education and training. Faced with the global threat to health and life, in general, mass gatherings of people fall under the ban, and the whole process of interaction between people is reflected precisely in webinars, online meetings, conferences and others, thereby, general education is moving into the online format, where not only students, but also teachers face a number of difficulties. Since the threat has not passed, maintaining the distance will remain relevant despite the opening of schools and universities for face-to-face meetings, the period of quarantine measures will matter, which indicates the further demand for distance learning. The article reflects an empirical study and presents an analysis of common problems, focuses on the positive aspects of distance learning, and proposes new ways of communicating with students through gaming technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Н. А. Коноплева

Доктор культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия Е-mail: Nina.Konopleva@

Nina A. Konopleva

Dr,Sc. (Culturology), professor of the chair of design and technology Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

Е. И. Васильева

Ассистент кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия E-mail: Vasilyeva.E@vvsu.ru

Ekaterina I. Vasileva,

Assistant of the chair of design and technology Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

УДК 378.147:316.722 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-5-92-103

Проблемы и перспективы современного дистанционного обучения

Статья посвящена актуальным проблемам, которые возникли у студентов при обучении в период распространения нового вирусного заболевания.

Столкнувшись с мировой угрозой для здоровья и жизни в период пандемии коронавируса, в целом, под запрет попадают массовые скопления людей. Процесс образовательного и межкультурного взаимодействия между людьми перемещается в виртуальную область: вебинары, онлайн-встречи, видеоконференции и др., тем самым, переводя образование в формат онлайн, где не только студенты, но и преподаватели обнаруживают ряд трудностей.

Угроза мировой пандемии не миновала, сохранение дистанции останется актуальным, несмотря на открытие школ и университетов для очных встреч, период карантинных мероприятий не закончился, поэтому и в дальнейшем останется востребованным дистанционный формат взаимодействия. Несмотря на то, что дистанционное обучение использовалось и задолго до начала мировой пандемии, в настоящий момент оно, несомненно, актуализировано и является частью жизни практически каждого россиянина.

В статье демонстрируются результаты эмпирического исследования и представлен анализ часто встречающихся проблем, акцентируется внимание на положительных сторонах в дистанционном обучении, а также предлагаются новые способы коммуникации с обучающимися посредством игровых технологий.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, игра, игровые технологии, информационные технологии.

Как цитировать статью: Коноплева Н. А., Васильева Е. И., Каменная Е. О. Проблемы и перспективы современного дистанционного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 5 (75). С.92-103.

Введение

Несмотря на достаточно активное использование цифровых средств коммуникаций на протяжении последних десятилетий, продвижение формата дистанционного взаимодействия в обучении как школьников, так и студентов испытывало серьезные трудности, так как федеральные государственные образовательные стандарты рассчитаны на очный формат. Кроме того, не все учебные заведения страны, а также семьи обладали достаточным количеством необходимого для организации этого процесса оборудования. Несомненной проблемой, влияющей на эффективность дистанционного образования, является отсутствие скоростного интернета и сбои в его работе.

Опыт работы в изменившихся условиях российской действительности продемонстрировал определенную степень формальности взаимодействия удаленного характера со стороны как ряда преподавателей, так и школьников, и студентов, обнажил проблемы материального недостатка многих семей, особенно многодетных, не способных обеспечить детей необходимой техникой для занятий, выявил сложности коммуникаций детей и родителей, не способных самостоятельно объяснить материал для школьников даже младших классов, что вызвало рост конфликтности в семьях.

Но, вместе с тем, выявил и позитивные стороны онлайн обучения, в частности, данные обстоятельства способствовали значительному росту открытости образования, актуализации самостоятельного поиска и анализа необходимой информации, без участия педагога, как наставника.

Таким образом, можно сказать, что дистанционное обучение в условиях активного распространения коронавирусной инфекции имеет двойственный характер, демонстрируя как негативные, так

Е. О. Каменная

Ассистент кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия E-mail: Elena.Kamennaya1@

Elena O. Kamennaya

Assistant of the chair of design and technology Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

и позитивные характеристики [6].

Мы в нашем исследовании обратились к анализу отношения студенческой молодежи к дистанционным формам обучения. Актуальность проведенного исследования обусловливается также и тем, что снятие ограничений для личного посещения университета не создает уверенности в сохранности здоровья подрастающего поколения, в связи с чем, при заболевании одного из участников образовательного процесса возникает необходимость в проведении занятий, согласно учебному плану, но все же посредством дистанционных форм [5, 14].

Прежде чем продемонстрировать данные проведенного нами опроса хотелось бы подробнее остановиться на особенностях дистанционного обучения.

Безусловно, оно носит прикладной характер и активно использовалось задолго до мирового охвата пандемией. Развитие информационных технологий только способствовали улучшению классического формата получения знаний, не замещая его полностью, особенно в преподавании практических профессиональных дисциплин, организации лабора-торно-экспериментальных исследований и демонстрации наглядных примеров мастерства в практической деятельности дизайнера, конструктора, технолога, специалиста по формированию личностного имиджа, приемов речевой коммуникации и актерского мастерства, стилиста, аниматора и проч. [10]. Дистанционные формы образования не позволяли использовать такие современные образовательные технологии, как деловые игры и тренинги в их обычном формате непосредственных коммуникаций, затрудняли работу в сфере организации и проведения занятий по проектной деятельности.

Достаточно серьезной проблемой является невозможность в полной мере проконтролировать уровень знаний обучающихся при электронных формах тестирования, выполнении контрольных работ, так как обучающиеся, отвечая на вопросы могут пользоваться справочниками и интернет-источниками. Еще труднее проконтролировать навыки учащихся.

Студенты и их родители востребуют качество образования, гибкость систем преподавания, разнообразие форм обучения, внедрение креативных технологий [12]. Имея накопленный опыт офлайн обучения, невозможно мгновенно с уверенностью в достижении необходимой компетентности обучающихся перевести привычные формы взаимо-

действия в образовательной организации на электронную платформу.

Вместе с тем в сложных современных условиях значительно возрастает необходимость в проведении занятий дистанционно с помощью вебинаров, видеоконференций или дистанционных встреч в различных сетевых аккаунтах, поэтому становится актуальной необходимость повышения эффективности таких форм обучения как со стороны профессорско-преподавательского состава вузов и средних специальных учебных заведений, так и обучающихся.

Причем дистанционное обучение несет ряд преимуществ для обучающегося, а именно усваивается культура деловой переписки, активируется групповая работа студентов, возникает полная свобода в выборе материала, совершенствуются компетенции самостоятельного поиска необходимого материала, осваиваются приемы тайм-менеджмента, умения грамотно распределять свое время, учитывая не только затраченное на посещение вебинаров, но и оценивая возможности собственной самостоятельной подготовки [13].

В свою очередь, негативность подобных форм образования состоит в том, что у студентов притупляются коммуникативные навыки без непосредственных контактов. Активизируется клиповое мышление, характеризующееся поверхностностью восприятия, языковым минимализмом и речевой бедностью. Ограничиваются способности к осознанию чувств окружающих, особенностей их характера, усиливаются тенденции к избеганию непосредственных контактов, возрастает склонность к отчуждению. Практически теряется воспитательная функция образования, затрудняется нравственное становление личности, изначально формирующееся в процессе взаимодействия со значимыми для представителей растущего поколения личностями (друзья, педагоги и проч.). В связи с тем, что утрачивается возможность оценки поведения молодежи при непосредственном контакте, не складываются представления о добре и зле, возникающие на основе осознания общепринятых правил социального взаимодействия.

При дистанционных формах обучения значительно возрастает информационная нагрузка как на преподавателей, так и студентов, которым длительное время приходится проводить за компьютерами и другими гаджетами, что несомненно, не сказывается позитивно на их здоровье. Неограниченность информационных ресурсов дает полную свободу студентам в выборе материала, но не гарантирует при неграмотном

поиске качества информации из интернет-источников. При этом материал усваивается сложнее, так как отсутствуют очные консультации преподавателя.

В результате, хотя дистанционное обучение имеет актуальный характер, но, тем не менее, не дает полных оснований в заинтересованности студентов [5].

Методология

Необходимость выведения классических занятий в дистанционную форму заставила нас обратиться к выявлению возникающих при этом потребностей студентов и их отношения к очному и дистанционному взаимодействию в образовательном процессе. Для этого нами был использован социологический метод исследования (анкетирование), с последующей адаптацией полученных данных для совершенствования приемов и принципов дистанционного обучения. Данное исследование является пилотным и служит основой для дальнейшего анализа в данном направлении.

Цель исследования — получение информации о дистанционной форме обучения, анализ часто встречаемых проблем, с которыми сталкиваются современные студенты, и возможность корректировки дистанционного обучения для повышения эффективности обучения.

Выборка и метод исследования. В исследовании принимали участие 220 студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Сбор данных происходил на базе Google Forms при помощи разработанной авторами анкеты.

Результаты

Процесс перехода на дистанционный формат обучения был непростым, но адаптировались респонденты, по их мнению, хорошо, лишь 8,6% не смогли полностью овладеть обучающими онлайн-технологиями. Вместе с тем, знания, полученные при дистанционном формате обучения, 53,2% респондентов не считают равнозначными знаниям, получаемым при очном взаимодействии, 23,2% студентов считают, что знания эквивалентны, остальные 23,6% затруднились ответить. Но, в целом, 55,4% опрошенных отметили удовлетворенность осуществленными в период карантина дистанционными формами обучения. Но настораживает, что 37,7% опрошенных оказались не удовлетворены такой формой обучения,

лишь 55,5% вполне довольны такой формой взаимодействия, только 6,8% затруднились ответить.

Возраст опрашиваемых студентов среднего и высшего профессионального образования от 15 до 23 лет, что согласно «теории поколений» говорит об их принадлежности к поколению Z, характеризуемому как «носителей постинновационных ментальностей» [7, 8], Т. В. Оберемко отмечает, что именно поэтому обучающие легко адаптируются к новым технологиям, внедренным в привычное очное взаимодействие [11].

Среди опрошенных нами респондентов 70% отмечают, что обучаться дистанционно удобно, 17,7% считают эту форму неудобной, не смогли определиться 12,3%. Современные технологии предлагают обширный выбор траекторий по взаимодействию со студентами в процессе обучения и 75,5% респондентов довольны лекциями формата Online или вебинарами. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса активно использует платформу электронной образовательной среды Moodle. 60,9% опрошенных студентов отметили работу на платформе, как удовлетворительную, для получения новых знаний. Будучи в «опНпе», преподаватели дополняли возможность получать знания, отправляя студентам не только дополнительную литературу, но и собственные презентации по лекциям, как отметили 64,1% респондентов.

Опрошенные студенты отмечают и сложности, с которыми столкнулись: 55,9% считают, что с временным уходом на дистанционное взаимодействие нагрузка увеличилась, но отмечают плюсы, такие как: самостоятельная работа, которую отметили 46,4%; индивидуальный темп обучения (61,4%); низкий риск заражения (66,4%). Полученные данные приведены в рисунке 1 — «Достоинства дистанционного обучения, по мнению студентов».

Из представленной диаграммы видно, что среди основных достоинств студенты выделяют возможность самообучения и индивидуальный темп обучения. Становится очевидно, что в процессе обучения важным является самостоятельный поиск информации.

В качестве одной из форм самостоятельной работы авторы предлагают применять игровые технологии в формате «опНпе» взаимодействия.

Как известно, игровые технологии активно используются в педагогической практике: деловые игры, ролевые игры, игровые тренинги и т.д. Применение игры в обучении позволяет преподавателю наладить коммуникацию при взаимодействии со студентами, а самим студентам быстрее освоить новый материал, погрузиться в атмосферу профес-

сиональной деятельности, анализировать и изменять свои действия в сложных и конфликтных ситуациях при работе. Это способствует повышению интереса к изучаемым дисциплинам, уменьшая затрачиваемое время для усвоения учебного материала [9, 16].

Основной Основной Основной Основной Основной

\1 I.. 1-, II I Ь

|| II

Л?

У .У у

у / / / у

/ / / / / .</ У У У / / X

«г / / /

3 ^ / у

¿у

чР

у </

лР

.о* л(Р ¡¡Г

V 1 курс В2 курс В3 курс В4 курс В5 курс

Рисунок 1. Достоинства дистанционного обучения, по мнению студентов

Выводы

Использование игрыспособствует включениюлогического мышления, при этомдоставляяудовольствие обучающимся, воздействуя на их эмоции, дают четкое понимание, что студент и его обучение занимают центральное местовобразовательномпроцессе[17, 18].

Конечно, использованиеигровыхтехнологийможетбыть эффективным тольков томслучае,есливсеигровыеэлементывлияютнамотива-цию и облегчаютобучение.Мотивация обучающихсяпредполагает при этом активное началодеятельности, интенсивностьи настойчивость поведения [19, 20]. Тем не менее, студенты не всегда обладают высокой мотивацией. В этом случае целесообразно при дистанционном обучении использовать социальные сети, так как они хорошо знакомы каждому современному студенту. Лучше всего социальные сети подходят для

отработки практических навыков. Причем можно констатировать, что в последние годы на различных интернет-площадках наблюдается прирост научно-популярного контента, основными пользователями которого являются школьники и студенты [1, 2].

Игры с использованием различных социальных сетей позволят каждому студенту погрузиться в практическую деятельность, тем самым знакомя со спецификой будущей профессии. Студенты самостоятельно или в команде занимаются сбором информации, адаптацией этой информации под формат той или иной социальной сети и непосредственной публикацией своего контента. Главной задачей игровых заданий является формирование понимания сущности будущей профессиональной деятельности, способствующее развитию общекультурных компетенций. На данном этапе преподаватель предоставляет список наиболее полезных источников или лекционные материалы, затем оценивает способность студентов к работе с литературой. Этот вид деятельности предоставляет полную свободу действий и поощряет ту самостоятельность в учебном процессе, которой отдают предпочтение современные студенты.

После освоения базового теоретического материала студентам предлагаются практические задания, направленные на формирование профессиональных компетенций. В этом случае целесообразно использовать элементы ролевых игр. Студентам предлагается выступить на практических занятиях «опНпе» формата в разных ролях: роли работодателя или партнера, конкурента или коллеги. Осваиваются определенные игровые ситуации: разрешение конфликтов, участие в переговорах, собеседованиях и межличностном рабочем взаимодействии с коллегами в предлагаемых обстоятельствах. На основе полученных знаний об игровых технологиях, приемах сторителлинга, нарративных методах в онлайн коммуникациях обучающиеся в дальнейшем могут сами записывать мастер-классы, создавать видеолекции, готовить креативные рекламные тексты, используемые в копирайтинге и сопровождении аккаунтов, делиться информацией в социальных сетях. Примеряя на себе роль преподавателя, руководителя и др., студенты полностью погружаются в изучаемые темы и расширяют уже имеющиеся знания и навыки.

Игра — один из наиболее интересных и подходящих видов учебной деятельности в современных условиях. Благодаря играм студенты способны воспринимать и усваивать максимальное количество информации за короткий срок. Самое главное, что использование игровых технологий

способствует развитию важных навыков, таких как: коммуникативные, управленческие, организационные, игровые ситуации создают условия для отработки этих навыков, а деятельность, осуществляемая в игре, полностью контролируется самим студентом [15]. Преподаватель в данном случае выступает в качестве помощника и наставника.

Что касается позитивных сторон дистанционного обучения, то это возможность учащимся приобретать способности управления самостоятельной подготовкой, умений в поисках необходимой информации, навыков обратной связи в общении с преподавателем, освоения этикетных норм в процессе взаимодействия с ним. Достоинством этого образования, особенно в крупных городах, является экономия времени на дорогу к учебному учреждению. Индивидуальное общение с преподавателем позитивно может отражаться на застенчивых и неуверенных в себе обучающихся, не стремящихся отвечать на вопросы в большой группе обучающихся. Важным позитивным фактором является возможность получения знаний, не будучи привязанным к определенному географическому пространству.

Таким образом, перспективность данного образования состоит преимущественно в возможности гибкого сочетания его форм с традиционными формами.

В связи с возросшей социокультурной необходимостью дистанционных форм обучения профессорско-преподавательскому составу учебных заведений необходимо направить значительные усилия на их совершенствование. Интерес к дистанционным формам обучения и его проблемы, выявленные на основании проведенного опроса, предполагают подкрепление педагогической деятельности новейшими технологиями для полного погружения обучающихся в образовательный процесс.

Литература

1. Аверьянова Г. А. Интернет-проект как способ подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся // Russian Journal of Education and Psychology, 2016. № 12(68). С. 5-16.

2. Антонова Т. А. Учебная игра в профессиональном образовании // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 8 (50). С. 55-61.

3. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России / Нарбут Н. П. [и др.] // Социология образования. 2020.— № 3. С. 611-620.

4. Гаврилова Н. В., ЕсмурзаеваЖ. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. 2015.

№ 03 (март) [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. (дата обращения: 01.11.2021).

5. Дистанционное обучение в вузе / Водопад С. Н. [и др.] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129-138.

6. Иванов А. Г. Компьютерные игры в обучении истории // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3(59). С. 134-138.

7. Ковин Е. А., Лысенко О. В. Теория поколений в контексте социологии управления // Научный результат. Социология и управление. Т. 5, № 4, 2019. C. 151-162.

8. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1-10.

9. Малый Ю. М. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики // Сборник научных трудов. Под редакцией В. М. Панфиловой. 2017 Издательство: Елабужский институт Казанского федерального университета. С. 124-126.

10. Михайлов О.В, Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65-76.

11. Оберемко Т. В. Когнитивные особенности современных студентов — миф или реальность // Образование и право. 2020. № 5. С. 155-159.

12. Ольховая Т.А, Пояркова Е. В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 142-154.

13. Собирова Г. Э. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в высших учебных заведениях // Academic research in educational sciences. 2021. № 1. С 55-61.

14. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / Алешковский И. А. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.

15. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / Гафуров И. Р. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.

16. Торубарова И. И., Деряева О. Г., Деряева А. Г. Применение игровых технологий в образовательном процессе медвуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-3 (46) С. 124-126.

17. Cagda Kivanc Caganaga Emine Gozcu The importance of using games in EFL classrooms. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2016. 1(3), 126-135.

18. Cristyne Hebert, Jennifer Jenson (2019) Digital Game-Based Pedagogies: Developing Teaching Strategies for Game-Based Learning. The Journal of Interactive Technology and Pedagogy: promoting open scholarly discourse around uses of digital technology in teaching, learning, and research. 15, 109-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Rima Bahous, Nahla Nola Bacha, Mona Nabhani (2011) Motivating Students in the EFL Classroom: A Case Study of Perspectives. English Language Teaching. 3, 33-43.

20. Victor Samuel Zirawaga (2017) Gaming in Education: Using Games as a Support Tool to Teach History. Journal of Education and Practice. 15, 55-64

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN RUSSIAN CULTURE

The article is devoted to the actual problems that students faced while studying during the spread of a new viral disease.

Distance learning is widely used in developed countries as additional education and training. Faced with the global threat to health and life, in general, mass gatherings of people fall under the ban, and the whole process of interaction between people is reflected precisely in webinars, online meetings, conferences and others, thereby, general education is moving into the online format, where not only students, but also teachers face a number of difficulties.

Since the threat has not passed, maintaining the distance will remain relevant despite the opening of schools and universities for face-to-face meetings, the period of quarantine measures will matter, which indicates the further demand for distance learning.

The article reflects an empirical study and presents an analysis of common problems, focuses on the positive aspects of distance learning, and proposes new ways of communicating with students through gaming technologies.

Keywords: higher education, distance learning, game, game technologies, educational problems, information technology, learning

References

• Averianova G. A. Internet-proect kak sposob podgotovki studentov k razvitiuy tvorches-koy aktivnosti obychauyschihsya // Russian Journal of Education and Psychology, 2016. № 12(68). S. 5-16. [In Rus].

• Antonova T. A. Ychebnaya igra v professionalnom obrazovanii // Problemy sovremennoy nayki i obrazovania. 2016. № 8 (50). S. 55-61. [In Rus].

• Cagda Kivanc Caganaga Emine Gozcu (2016) The importance of using games in EFL classrooms. Cypriot Journal of Educational Sciences. 1(3), 126-135.

• Cristyne Hebert, Jennifer Jenson (2019) Digital Game-Based Pedagogies: Developing Teaching Strategies for Game-Based Learning. The Journal of Interactive Technology and Pedagogy: promoting open scholarly discourse around uses of digital technology in teaching, learning, and research. 15, 109-119.

• Distantsionnoye obucheniye v vuze / Vodolad S.N. [i dr.] // Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1 (13). S. 129-138. [In Rus].

• Gavrilova N. V., Yesmurzayeva ZH.B, Gavrilova N. S. Elektronnoye obucheniye i nekoto-ryye voprosy sotsial'no-psikhologicheskoy bezopasnosti // Kontsept. 2015. № 03 (mart) [Elektronnyy resurs]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. (data obrashcheniya: 01.11.2021). [In Rus].

• Ivanov A. G. Komp'yuternyye igry v obuchenii istorii // Obshchestvo: sotsiologiya, psik-hologiya, pedagogika. 2019. № 3(59). S. 134-138. [In Rus].

• Kovin Ye.A., Lysenko O. V. Teoriya pokoleniy v kontekste sotsiologii upravleniya // Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravleniye. T. 5, № 4, 2019. C. 151-162. [In Rus].

• Kulakova A. B. Pokoleniye Z: teoreticheskiy aspekt // Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2018. № 2 (42). S. 1-10. [In Rus].

• Malyy YU.M. Igrovyye tekhnologii v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku sovre-mennyye problemy filologii i metodiki prepodavaniya yazykov: voprosy teorii i prak-tiki // Sbornik nauchnykh trudov. Pod redaktsiyey V. M. Panfilovoy. 2017 Izdatel'stvo: Yelabuzhskiy institut Kazanskogo federal'nogo universiteta. S. 124-126. [In Rus].

• Mikhaylov O.V, Denisova YA.V. Distantsionnoye obucheniye v rossiyskikh univer-sitetakh: «shag vpered, dva shaga nazad»? // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2020. T. 29. № 10. S. 65-76. [In Rus].

• Oberemko T. V. Kognitivnyye osobennosti sovremennykh studentov — mif ili real'nost' // Obrazovaniye i pravo. 2020. № 5. S.155-159. [In Rus].

• Ol'khovaya T.A, Poyarkova Ye. V. Novyye praktiki inzhenernogo obrazovaniya v uslovi-yakh distantsionnogo obucheniya // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2020. T. 29. № 8/9. S. 142-154. [In Rus].

• Rima Bahous, Nahla Nola Bacha, Mona Nabhani (2011) Motivating Students in the EFL Classroom: A Case Study of Perspectives. English Language Teaching. 3, 33-43.

• Sobirova G. E. Preimushchestva i nedostatki distantsionnogo obucheniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh // Academic research in educational sciences. 2021. № 1. S55-61. [In Rus].

• Studenty vuzov Rossii o distantsionnom obuchenii: otsenka i vozmozhnosti / Aleshkovskiy I. A. [i dr.] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2020. T. 29. № 10. S. 86-100. [In Rus].

• Torubarova 1.1., Deryayeva O. G., Deryayeva A. G. Primeneniye igrovykh tekhnologiy v obrazovatel'nom protsesse medvuza // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yest-estvennykh nauk. 2020. № 7-3 (46) S.124-126. [In Rus].

• Transformatsiya obucheniya v vysshey shkole vo vremya pandemii: bolevyye tochki / GafurovI.R. [i dr.] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2020. T. 29. № 10. S. 101-112. [In Rus].

• Victor Samuel Zirawaga (2017) Gaming in Education: Using Games as a Support Tool to Teach History. Journal of Education and Practice. 15, 55-64.

• Vynuzhdennoye distantsionnoye obucheniye kak stimul tekhnologicheskikh izmeneniy vysshey shkoly Rossii / NarbutN. P. [i dr.] // Sotsiologiya obrazovaniya. 2020.— № 3. S. 611-620. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.