Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Дианов С.А., Дианова Ю.В. — Совершенствование системы правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования // Педагогика и просвещение. - 2023. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2023.1.39912 EDN: BZDXLM URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=39912
Совершенствование системы правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования
Дианов Сергей Александрович
доктор исторических наук
профессор, кафедра государственного управления и истории, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; профессор, кафедра частного права, Пермский
институт ФСИН России
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
И sadianov@gmail.com
Дианова Юлия Викторовна
кандидат культурологии
доцент, кафедра дизайна, графики и начертательной геометрии, Пермский национальный
исследовательский политехнический университет
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
ЕЗ julok1@mail.ru
Статья из рубрики "Педагогика"
DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39912
EDN:
BZDXLM
Дата направления статьи в редакцию:
06-03-2023
Дата публикации:
30-03-2023
Аннотация: Предметом исследования авторов статьи является проблема совершенствования механизмов правового просвещения и гражданского воспитания студентов в образовательных организациях высшего образования. Обращается внимание на наличие в передовых российских вузах сценариев правового воспитания (программ адаптации личности) обучающихся. При этом признается формальный
характер таких программ, их отвлечённость от существующих реалий в образовательной среде университета. Подчёркивается, что в профессиональном педагогическом сообществе ещё в 2000-е годы были постулированы отнюдь не простые вопросы о том, из чего должны складываться показатели результативности правового образования и гражданского воспитания в вузе. Не менее важной темой для обсуждения признаются сложности организационно-регулятивного характера при определении критериев эффективности методик правового просвещения, которые могут быть использованы при оценках результативности труда преподавателей. Авторами статьи были сформулированы проектные предложения, предназначенные для практического применения при реализации в российских вузах стратегий правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся, с учётом направленности (профиля) реализуемых основных профессиональных образовательных программ. Результатом исследования стала разработка авторских программ по нормативно-правовому обеспечению образования (профессионального, профильного) для студентов педагогических и технических (инженерных) университетов, а также правоохранительных вузов.
Ключевые слова:
высшее образование, образовательная среда, правовое просвещение, гражданское воспитание, университет, профессиональное образование, профилактические меры, студенческие сообщества, социализация, нормативное регулирование
Введение.
В российских вузах особое внимание на формирование системы правового просвещения и гражданского воспитания было обращено на рубеже XX - XXI вв. В это время с базовыми основами правовых знаний и аспектами правомерного поведения студенты знакомились в рамках изучения содержательных аспектов учебных дисциплин «Правоведение», «Основы права», «Право социального обеспечения», «Трудовое
право», «Права человека» 2]. В педагогических вузах началась апробация методики преподавания дисциплины «Образовательное право», которая впоследствии в учебных планах направлений подготовки получила название «Нормативно-правовое обеспечение
образования» Так в Пермском государственном педагогическом университете впервые данный курс стали осваивать студенты, обучавшиеся на специальности «Педагогика и психология», общая трудоёмкость курса составила 72 часа В Пермском институте (филиале) РГТЭУ состоялось введение в учебный процесс спецкурса «Основы социального государства», в структуру которого были включены вопросы
правового регулирования системы образования в РФ Вместе с тем, в
профессиональном педагогическом сообществе были постулированы отнюдь непростые вопросы о том, из чего должны складываться показатели результативности правового образования и гражданского воспитания в высшей школе, и какие моменты следует учитывать при разработке критериев эффективности методик правового просвещения, используемых на занятиях со студентами. Рост количества правонарушений и фактов делинквентного поведения среди студенческих молодёжных групп в XXI в. был обусловлен многими факторами, среди которых не последнее место занимала проблема правовой грамотности обучающихся. Сценарии правового воспитания (программы адаптации) во многих вузах оказались в достаточной степени формальными - «для отчётности», их адресатом были, скорее контрольно-надзорные ведомства, чем студенческие коллективы.
Основная часть.
В рамках данного исследования сформулируем ряд проектных предложений, предназначенных для практического применения при реализации сценариев правового просвещения и гражданского воспитания в вузах РФ, учитывая направленность (профиль) реализуемых основных профессиональных образовательных программ.
1) Проектные предложения для педагогического вуза.
Сегодня в педагогических вузах правовое просвещение целесообразно выстраивать в рамках аудиторной (контактной) работы, а гражданское воспитание будущих учителей необходимо привязать к практикам их внеаудиторной работы, которая реализуется на базе образовательных организаций общего образования (школа, лицей, гимназия). В аудиторной работе главный акцент следует сделать на преподавании учебных дисциплин «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Права человека и гражданина» и «Права ребёнка». В связи с этим, несколько слов следует сказать о результатах внедрения в 2000-х гг. в образовательный процесс педвузов дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» (далее: НПОО).
Разработкой концептуальных положений НПОО занимались учёные и педагоги-практики. Сравнительно за короткое время состоялось издание первых учебников и учебно-методических пособий. Так, например, в Волгоградском государственном педагогическом университете проект учебника «Нормативно-правовое обеспечение образования» был разработан доктором педагогических наук, профессором Н.М.
Борытко и доцентом И.А. Словцовой-6-. Проект получил поддержку у их коллег из Южного отделения Российской академии образования. Выскажем мнение, что появление данного учебного издания продемонстрировало возможности педагогического подхода к изучению правовых явлений и особенностей правоотношений в сфере образования РФ. В структуре учебника наиболее содержательно были представлены разделы: «Нормативно-правовое регулирование деятельности педагога», «Права участников образовательного процесса», «Правовое обеспечение реформ в сфере образования». Своеобразной альтернативой стало появление учебника екатеринбургского правоведа Д.А. Ягофарова, в котором были изложены концептуальные положения, приближающиеся к юридическому подходу . В этом издании особо выделялся раздел,
посвящённый сравнению российской и зарубежных систем образования Проблемы, которые поднимал автор, касались не столько образовательных (и педагогических) аспектов, сколько специфики правоотношений в сфере образования.
В 2008 - 2016 гг. один за другим выходили учебные пособия по НПОО М.Ю. Фёдоровой [8], А.В. Скоробогатова и Н.Р. Борисовой-9!, Е.Ю. Сизгановой и др. В вузы Пермского края в основном поступили учебники доктора юридических наук, профессора М.Ю. Фёдоровой. В Пермском государственном педагогическом университет (ПГПУ) базовым учебником по дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образования» стало именно учебное пособие М.Ю. Фёдоровой. Данное издание было рекомендовано
Министерством образования и науки РФ, широко растиражировано Учебник
отличался небольшим по содержанию объёмом, оригинальными названиями тематических разделов: «Образование как объект правового регулирования», «Управление системой образования», «Экономика системы образования». Доступным языком излагались сложные темы и сюжеты. Опыт использования данного учебника в авторском курсе преподавания дисциплины в ПГПУ позволяет снам делать вывод о его востребованности,
особенно у молодых педагогов [4]. К тому же содержание учебника регулярно обновляется. К недостаткам учебника можно отнести, в частности, сравнительно небольшой объем иллюстративного фактического материала, элементов наглядности, отсутствие обзоров по региональным образовательным проектам и площадкам. Конечно, педагогам-исследователям в субъектах РФ предстоит восполнить этот пробел и показать практическое воплощение правовых норм в сфере образования (в том числе инновационных проектов в области управления образованием, защиты прав участников образовательного процесса, результаты деятельности комиссий и контрольных органов в образовательном поле).
В русле юридического подхода выдержано учебное пособие А.В. Скоробогатова и Н.Р.
Борисовой Детальной проработке законодательной базы, регулирующей
образовательные правоотношения, посвящены три главы издания. Наибольшую ценность представляют те тематические части, где освещается вопрос о распределении полномочий в сфере образования между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Название параграфа «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов» и его содержание (на конкретном фактическом материале) не позволяет усомниться в новаторстве авторских решений. Кроме того, в учебнике не только приводятся извлечения из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и включены авторские комментарии, справочный материал по субъектам РФ. Здесь надо заметить, что в современной учебной литературе все ещё недостаточно представлен фактический и наглядно-иллюстративный материал.
Кратко представим обзор из личного опыта преподавания учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования». В 2008 - 2010-е гг. мы вели занятия по этой дисциплине у студентов 4 и 5 курсов ПГПУ. Анализ проведённых учебных занятий позволил убедиться в востребованности у студентов правовых знаний о той сфере, где им предстояло в будущем выполнять профессиональные обязанности. Студенты-старшекурсники демонстрировали осознанное понимание недостаточности овладения только теоретическими знаниями по педагогике и методике преподавания своего предмета (истории, литературе, физической культуре, иностранному языку). При прохождении педагогической практики в школе они сталкивались с вопросами правового регулирования образовательных отношений. В школе, в реальном времени и месте, перед учителем-стажёром порой возникают проблемы правового порядка (например, конфликтные ситуации), а отсутствие знания, а главное понимания технологии их разрешения нередко приводит к негативным последствиям. Особенный интерес студенты проявляли и к вопросам правового регулирования образовательной организации высшего образования. Студенты признавались, что, освоив на 1 курсе дисциплину «Правоведение», они мало думали над вопросами организации учебного процесса в вузе, а также о реализации своих прав и обязанностей. Устав ПГПУ при поступлении читали далеко не все, а в процессе обучения и совсем о нем «подзабыли». Это явление было характерно не только для студентов ПГПУ.
На основании вышеизложенного, представим авторский проект содержательной части рабочей программы дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» (табл. 1). Разделы и темы программы сформулированы исходя из целей правового просвещения и гражданского воспитания будущих учителей:
- достижение прочных знаний о законности, правах и обязанностях всех участников образовательных отношений (педагоги, учащиеся, родители, администраторы, органы
МСУ и др.);
- непримиримое отношение к правовому нигилизму;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование у молодых педагогов устойчивой ориентации, установок на правомерное поведение, недопущение профессионального выгорания.
Таблица 1
Проект рабочей программы дисциплины
«Нормативно-правовое обеспечение образования»
№ п.п. Название раздела, темы Образовательные технологии Показатели результативности
1 Роль педагога в системе современного образования РФ Системно- деятельностный подход Педагогическое мастерство на практике в школе
2 Система законодательства об образовании в РФ Кейс-технологии Свободное владение НПА
3 Организационно-правовые основы деятельности образовательных организаций Проектная технология в образовательной деятельности Владение методиками процессного и проектного управления
4 Правовой статус педагогических работников в РФ Компетентностный подход Компетентное поведение в образовательной среде
5 П рава и свободы детей в образовательной организации Технология портфолио Кейс-технологии Педагогическое мастерство на практике в школе
6 Механизмы защиты прав и свобод участников образовательных отношений Технология развития критического мышления Владение методиками защиты прав ч е л ов е ка
2) Проектные предложения для правоохранительного вуза.
В ведомственных вузах правовое просвещение и гражданское воспитание являются приоритетным стратегическим направлением в профессиональной подготовке служащих
для правоохранительной системы I!2!. В процессе преподавания гуманитарных и социальных дисциплин в Пермском институте ФСИН России было установлено, что далеко не все курсанты 1 года обучения, поступившие в вуз, представляли себе условия организации образовательного процесса в институте, режим занятий и отдыха, бытового обустройства и досуга. Оказавшись в атмосфере ведомственного вуза, некоторые первокурсники допускали типичные ошибки, демонстрируя различные формы девиации (сквернословие, курение, уклонение от служебных обязанностей, попытка «договориться» с преподавателем и др.). На занятиях по социологии курсанты не всегда правильно понимали особенности социального статуса сотрудника правоохранительных
органов. Разбирая с курсантами на семинарских и практических занятиях примеры девиантного поведения, мы ставили первоочередной целью достижение понимания у обучающихся ценностно-смысловых оснований профессиональной службы в органах УИС. Выразим мнение о востребованности учебной дисциплины, в рамках которой нашли бы отражение параметры политико-просветительского просвещения и правовой социализации курсантов.
Считаем целесообразным предложить введение в базовые планы направлений подготовки в правоохранительных вузах учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования». Ниже представлен авторский проект содержательной части рабочей программы дисциплины (табл. 2). Разделы и темы программы сформулированы исходя из целей правового просвещения и гражданского воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов:
- достижение прочных знаний о правах и обязанностях всех участников образовательных отношений в ведомственном вузе (курсанты, офицерский состав, гражданские преподаватели, тренеры, специалисты и др.);
- непримиримое отношение к проявлению неправомерного поведения (включая «дедовщину»);
- пропаганда здорового образа жизни и полезности физического труда;
- формирование у будущих офицеров представлений о созидательной роли в обществе, осуждение форм профессиональной деструкции.
Таблица 2
Проект рабочей программы дисциплины
«Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования»
№ п.п. Название раздела, темы Образовательные технологии Показатели результативности
1 С ис те ма с о в ре ме нно г о профессионального образования в РФ Системно- деятельностный подход Наличие плана профессионального р а з в ития , е г о реализация
2 Система законодательства о гражданской и правоохранительной службе в РФ Кейс-технологии Свободное владение НПА
3 Организационно-правовые основы деятельности образовательных организаций правоохранительной системы РФ Системно- деятельностный подход Владение методиками процессного управления
4 Правовой статус курсанта правоохранительного вуза Компетентностный подход Компетентное поведение в образовательной и служебной среде
5 Права и свободы человека и гражданина Технология портфолио Компетентное поведение в
Кейс-технологии на р я да х, на досуге, в отпуске
6 Дополнительное Технология Сертификаты,
профессиональное образование развития дипломы /
для курсанта / сотрудника УИС критического удостоверения о
(МВД) мышления повышении
квалификации
3) Проектные предложения для технического (инженерного) вуза.
В современных условиях санкционного давления на Россию со стороны недружественных стран на первый план выходят задачи по импортозамещению технологий и продукции иностранного производства. Подготовка креативно мыслящего инженера -
первостепенная задача передового технического вуза -Ц4!. Сегодня задача правового просвещения присутствует в рамках практики преподавания дисциплины «Правоведение». Вместе с тем, авторский опыт преподавания гуманитарных и социальных наук в Пермском Политехе (ПНИПУ) даёт возможность констатировать высокую востребованность у студентов знаний и представлений из области права интеллектуальной собственности (авторское право, смежные права, патентное право). Кроме того, обучающиеся активно интересуются кругом проблем, лишь косвенно относящихся к сфере образования. Фиксируем довольно много обращений с просьбами о консультации по происшествиям бытового характера - купля-продажа товара, порча имущества, дорожно-транспортные происшествия, бракоразводный процесс, наследственные дела и т.д.). Удовлетворить правовой интерес студента, конечно, способен преподаватель, имеющий высшее юридическое образование и практику преподавания юридических дисциплин.
Таким образом, считаем вполне логичным предложить введение в базовые планы подготовки учебную дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профильного (технического) образования». В то же время, содержание уже существующего курса «Ведение в специальность» целесообразнее всего интегрировать в качестве базового модуля к данной учебной дисциплине. Ниже представлен авторский проект содержательной части рабочей программы дисциплины (табл. 3). Разделы и темы программы сформулированы исходя из целей правового просвещения и гражданского воспитания будущих высококвалифицированных инженеров:
- достижение прочных знаний о гражданском законодательстве, законности, правах и обязанностях гражданина РФ;
- уважение к закону, к традициям российского общества;
- пропаганда полезности физического и интеллектуального труда;
- формирование у будущих инженеров представлений о созидательной роли в обществе, о важности технологического суверенитета страны.
Таблица 3
Проект рабочей программы дисциплины
«Нормативно-правовое обеспечение профильного (технического) образования»
№ Название раздела, темы Образовательные Пока з а те ли
технологии результативности
п.п.
1 С ис те ма с о в ре ме нно г о профессионального образования в РФ Системно- деятельностный подход Наличие плана профессионального развития, карьеры
2 Нормативно-правовое регулирование системы подготовки инженерных кадров (передовые инженерные школы и др.) Кейс-технологии Свободное владение НПА
3 Организационно-правовые основы деятельности образовательных и научно-технических учреждений Проектная технология в образовательной деятельности Владение методиками процессного и проектного управления
4 Правовой статус студента и инженера-стажёра Компетентностный подход Компетентное поведение в образовательной и производственной среде
5 Права и свободы человека и гражданина Технология портфолио Кейс-технологии Компетентное поведение при защите и в о с с та но в ле нии прав
6 Дополнительное профессиональное образование для передовых инженерных кадров (Приоритет - 2030, цифровые кафедры и т.п.) Технология развития критического мышления Сертификаты, дипломы / удостоверения о повышении квалификации
Заключение.
Сформулированные проектные предложения предназначены для применения в контексте принимаемых вузами РФ стратегий (сценариев) правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся. В качестве показателей результативности и эффективности представляется возможным определить следующие:
- количество студентов, активно участвующих в органах вузовского самоуправления;
- виды и формы участия студентов в профсоюзном движении;
- формы применения студентами индивидуально или в группе действий по восстановлению своих нарушенных прав (со стороны администрации вуза, научно-педагогических работников и других лиц);
- количество установленных фактов участия студентов вуза в несанкционированных митингах, пикетах, акциях протеста;
- факты совершения резонансных преступлений студентами вуза;
- факты эмиграции студентов и выпускников вуза за рубеж;
- случаи отказа от гражданства РФ;
- факты героического и самоотверженного поведения обучающихся при выполнении гражданского долга (служебных обязанностей), и др.
В условиях современного глобального вызова в каждом российском вузе, независимо от его профиля, должна функционировать эффективно действующая стратегия правового просвещения и гражданского воспитания. При этом не следует забывать об интеграции программ нормативно-правового обеспечения образования (профессионального, профильного) в да нные стра те г ии.
Библиография
1. Основы права: учеб.-метод. комплекс / А.Н. Пугачёв, О.Г. Станкевич, Д.Г. Солоцкий и др.; Под общ. ред. А.Н. Пугачева. Новополоцк: ПГУ, 2005. 352 с.
2. Правоведение: учеб. для студентов вузов неюридического профиля / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Проспект, 2003. 416 с.
3. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2001. 681 с.
4. Образовательное право: учеб.-метод. пособие. / авт.-сост. С.А. Дианов; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010. 120 с.
5. Дианов С.А. Тенденции развития современного образовательного пространства в РФ и правовое регулирование деятельности педагога // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Матер.У Междунар. заочной науч.-метод. конф. (Пермь, 30 апреля 2013 г.). Том 1. Пермь: Пермский институт (ф) РГТЭУ, 2013. С. 56-60.
6. Борытко Н.М. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Словцова. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2006. 236 с.
7. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 399 с.
8. Фёдорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. М.: AcademiA, 2008. 192 с.
9. Скоробогатов А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие / А.В. Скоробогатов, Н.Р. Борисова. Казань: Издание «Познание» Института управления, экономики и права, 2014. 288 с.
10. Сизганова Е.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие / Е.Ю. Сизганова. Орск: Изд-во ОГТИ, 2011. 207 с.
11. Фёдорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
12. Шестаков С.А. Проблемы политического просвещения сотрудников органов внутренних на современном этапе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 177-182.
13. Дубков В.А. Импортозамещение и его роль в развитии отечественного производства // Общество. 2022. № 1-1 (24). С. 57-61.
14. Сайфутдинова Г.С. Организационно-педагогические условия формирования креативности будущего инженера // Обзор педагогических исследований. 2021. Том 3. № 7. С. 166-169.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной статье выступает правовая подготовка студентов вузов, предметом же - фактически пути её совершенствования. Исследование имеет несомненную актуальность по причине того, что в большинстве непрофильных образовательных программ этот процесс реализуется в рамках одной дисциплины «правоведение», что вполне достаточно для формирования общеправовых представлений, но едва ли достаточно для развития правового сознания в полном смысле этого слова.
Работа имеет ярко выраженный практический характер, основными методами исследования выступают эмпирический анализ и синтез, осуществляющийся на его основе. Так текст насыщен конкретными предложениями и авторскими идеями, что, несомненно, заслуживает внимания. Позитивно то, что текст лишён общих фраз и малосодержательных формализованных размышлений. В целом же работа написана языком с полным соблюдением норм научного стиля и может вызвать интерес у достаточно широкой аудитории в виду комплексности затрагиваемой проблематики. С сугубо методической точки зрения статья представляет собой весьма качественный продукт. Тем не менее следует признать, что ярко выраженный методический крен делает текст похожим на практический обзор, методическую разработку с элементами педагогического отчёта, с точки же зрения научно-аналитической по тексту есть существенные замечания.
Некорректно выбирать два разных объекта для одного исследования. «Правовое просвещение» и «гражданское воспитание» пусть и взаимосвязанные, но всё же разные категории. В принципе, исследую их можно сделать две содержательные статьи. С научно-педагогической точки зрения едва ли оправдано одновременное рассмотрение исследуемых процессов в правоохранительном (то есть юридическом вузе) и в высшем учебном заведении неюридического профиля. Речь в первом случае идет о правовом образовании, во-втором же - о правовой подготовке, то есть о разных педагогических категориях, как например, изучение иностранного языка будущим переводчиком и, скажем, экономистом, юристом, инженером и пр..
В научной работе не вполне правильно ссылаться на пособия, необходимо делать обзор исследований на уровне диссертаций, монографий, статей в ведущих журналах. Неуместно ссылаться на опыт пятнадцатилетней давности кроме случаев с явным историческим контекстом.
Если автор представляет проектные предложения для разных категорий вузов, то с научной точки зрения было бы разумным обобщить их, выявив принципиальные различия и сходства.
В работе теоретическая часть хотя и выделяется в тексте отдельно, по смыслу несколько смешивается с практической. В теоретической части статьи с подобным содержанием нужно выделить сущностные, структурные и содержательные компоненты правового просвещения и гражданского воспитания на уровне анализа определений и трактовок разных авторов.
Указанные замечания обедняют статью с научно-аналитической точки зрения, но в целом не отменяют понимания того, что представленный текст является рукописью высокого качества как с точки зрения оформления, так и с точки зрения содержания в методическом и практическом понимании. Это позволяет заключить, что статья носит характер практической разработки и в целом вписывается в формат научного журнала.
Вывод: со структурно-содержательной точки зрения работа представляет собой авторское исследование достойное публикации в рецензируемом издании.