Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 27-34. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 27-34.
Научная статья УДК 37 (373, 378)
doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-27-34
Реализация вопросов правового просвещения в образовательном процессе
Вера Андреевна Колышкина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Процессы правового просвещения изучаются различными специалистами уже на протяжении более двадцати лет. На сегодняшний день так и не сформировалось единого понятия правового просвещения. Деятельность российского государства в сфере правового просвещения общества ориентирована на разработку устойчивой и эффективной государственной политики, целями которой являются формирование у граждан устойчивого уважения к закону, правопорядку, преодоление явлений правового нигилизма; создание системы стимулов к соблюдению правовых норм и добросовестному исполнению обязанностей, а также повышение уровня правовой культуры граждан. Ключевым институтом, позволяющим качественно реализовать идеи правопросветительской политики государства, является система образования. Именно на формирование правового создания и правовой культуры подрастающего поколения делается основная ставка государства. Автором данной статьи поддерживается идея необходимости реализации правового просвещения в образовательных организациях (в т. ч. в организациях общего образования). Подчеркивается динамика изменения требований законодателя к реализации общеобразовательных программ, их содержанию и результатам обучения в сторону включения вопросов гражданского образования, правового воспитания и обучения в систему образования. Степень актуальности внедрения вопросов правового просвещения в образовательный процесс, а также важность подготовки будущих педагогов подчеркивается посредствам проведения практического занятия и педагогического эксперимента, отраженными в данной статье. Посредствам педагогического эксперимента, на примере дисциплины «История», автором рассматривается возможность использования потенциала абсолютно любой дисциплины для осуществления процесса правового воспитания, правового обучения и в целом просвещения. Еще одним важным моментом является необходимость трансформации системы высшего педагогического образования в части формирования готовности будущих педагогов к процессу правового просвещения в учебной деятельности.
Ключевые слова: правовое просвещение, правовое воспитание, правовое обучение, система образования, просвещение обучающихся.
Для цитирования: Колышкина В.А. Реализация вопросов правового просвещения в образовательном процессе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 27-34. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-27-34
Original article
Implementation of issues of legal education in the educational process Vera A. Kolyshkina
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
© Колышкина В.А., 2021
Abstract. The processes of legal education have been studied by various specialists for over twenty years, but by today, a single concept of legal education has not been formed. The activities of the Russian state in the field of legal education of society are focused on the development of a stable and effective state policy, the goals of which are to form citizens' stable respect for the law, the rule of law, overcoming the phenomena of legal nihilism; creation of a system of incentives to comply with legal norms and conscientious performance of duties, as well as raising the level of legal culture of citizens. The key institution that allows to qualitatively implement the ideas of the state's advocacy policy is the education system. It is on the formation of the legal creation and legal culture of the younger generation that the main stake of the state is made. The author of this article supports the idea of the need to implement legal education in educational organizations (including in general education organizations). The dynamics of changes in the requirements of the legislator for the implementation of general education programs, their content and learning outcomes towards the inclusion of issues of civic education, legal education and training in the education system are emphasized. The degree of relevance of the introduction of issues of legal education in the educational process, as well as the importance of the correct training of future teachers is emphasized through a practical lesson and a pedagogical experiment, reflected in this article. By means of a pedagogical experiment, on the example of the subject «History» the author reflects the possibility of using the potential of absolutely any discipline for the implementation of the process of legal education, legal training and education in general. Another important point noted in the article is the need to transform the system of higher pedagogical education in terms of the formation of future teachers' readiness for the process of legal education in educational activities.
Keywords: legal up-bringing, legal education, legal training, education system, education of students.
For citation: Kolyshkina V.A. Implementation of issues of legal education in the educational process. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:27-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2021-8-27-34
Введение
Одним из направлений деятельности в системе образования, согласно Конституции РФ, Федеральным государственным образовательным стандартам, целевым программам, концепциям развития образования, является формирование личности с активной гражданской позицией, осознающей свои конституционные права и обязанности, уважающей закон и порядок. Речь идет о правовом просвещении, ориентированном на обучающихся. Но упускаются из вида две ключевые составляющие - родители и педагоги. Семья и школа являются первоначальными институтами социализации личности, поэтому не менее важным является организация правового просвещения и этих категорий.
Правовое просвещение педагогов - важная часть профессионального образования и самообразования. На сегодняшний день вопросы правового просвещения будущего педагога раскрываются в самых общих чертах, например в курсе «Правоведение». Методики правового обучения и воспитания, возможности трансляции правовых знаний в процессе преподавания любой дисциплины не включены в содержание основных образовательных программ высшего образования.
Основная часть
Стратегия модернизации российского образования главным образом нацелена на обновление его содержания. Образовательные стандарты диктуют новые требования к результатам обучения в образовательных организациях. Современный урок должен быть ориентирован на формирование ключевых компетенций различной направленности: интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и т. д. [Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2015 № 996-р; постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642: 11, 12].
Статья 3 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273) поддерживает общую тенденцию развития образования и закрепляет базовые принципы, на основании которых должны выстраиваться государственная политика и правовое регулирование
образовательных отношений. Среди перечисленных в законе принципов особо обратим внимание на те, которые ориентированы на внедрение процессов правового просвещения в систему образования, в частности, это принцип гражданственности, патриотизма, а также правовой культуры [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: 9].
Нормы Федерального закона № 273-Ф3 поддерживаются и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Так, например, ФГОС основного общего образования обозначил перечень личностных характеристик выпускника, среди которых стоит отметить две ключевых в осуществлении правового просвещения в образовании - «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством» [приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287: 14].
Стандарт также определил требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Среди перечня личностных результатов обучающихся можно отметить сформированность правосознания, ценностных установок, а также наличие личностной и гражданской позиции. Рассматривая «содержание» личностных результатов освоения основной образовательной программы, следует особо выделить нацеленность на воспитание у обучающихся:
1) гражданской идентичности (патриотизм, знание и уважение истории Отечества, усвоение ценностей российского общества);
2) целостного мировоззрения;
3) уважительного отношения к другим нациям и культурам, верованиями и традициям;
4) социальных норм, правовых установок;
5) нравственных установок и осознанного отношения к собственным действиям и т. д.
Все отмеченные требования и нормы имеют общую глобальную цель организации
процесса образования - правовое просвещение обучающихся.
Важно акцентировать внимание, что ни один нормативный акт не содержит указание на то, что следует понимать под правовым воспитанием, обучением, нет также и указания на то, что процесс правового просвещения должен осуществляться в рамках одной конкретной дисциплины или содержать только информацию о законах Российской Федерации, правах и обязанностях человека.
Для того чтобы верно оценивать обозначенные в ФГОС требования и условия реализации образовательных программ необходимо ориентироваться на характеристики самого понятия правовое просвещение.
Понятие «просвещение» имеет множество трактовок. Ключевой задачей рассматриваемого процесса является широкое распространение знаний и иных достижений культуры, отвечающих запросам времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон. Национальная педагогическая энциклопедия понятие «просвещение» раскрывает в более узком смысле, а именно как «пропаганду тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения к участию в их воплощении» [Национальная педагогическая энциклопедия: 8].
Изучая специфику просвещения в сфере права, стоит заметить, что единообразия характеристик и четкости определений также не сложилось. В педагогической науке «правовое просвещение» рассматривается достаточно активно, однако единого определения на сегодняшний день нет. Интересной представляется позиция, актуализирующая понятие правового просвещения как «целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой грамотности в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечении процесса духовного формирования личности» [Атагимова, Фёдоров 2016: 2].
В исследованиях Е. В. Горбачевой понятие правового просвещения раскрывается несколько шире, а именно, через целенаправленную деятельность круга субъектов (т.е. не только государства и общества) по распространению системы правовых знаний, формированию ценностных установок, которые обеспечивают правомерное поведение каждого человека [Атагимова, Горбачева 2016: 1].
Юридическая наука раскрывает понятие правового просвещения через целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства и гражданского общества [Матузов, Малько 2021: 7].
Опираясь на нормативно-правовую основу реализации правового просвещения, следует отметить, что на сегодняшний день оно осуществляется по двум направлениям: общее: обучение правовым знаниям, пропаганда права, правовое консультирование граждан; специальное: правовое просвещение отдельных категорий граждан (несовершеннолетние, лица, находящиеся в конфликте с законом и т. п.) [Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ: 10].
Отметим также, что правовое просвещение можно рассматривать с точки зрения права человека и гражданина. Являясь составной частью права на образование, правовое просвещение может быть определено как «совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользованиями ими» [Концепция правового просвещения: 5].
Обобщая изученные определения, под понятием «правовое просвещение» будем понимать целенаправленную деятельность определенного круга субъектов (государства, его органов, специальных служб и подразделений, образовательных организаций, СМИ, и т.п.) по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Главной целью является воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий [Доценко 2020: 3].
Анализ структурных элементов процесса правового просвещения позволяют детальнее раскрыть его содержание и дают четкое понимание направлений деятельности. Подавляющее большинство исследователей считают, что правовое просвещение включает в себя правовое обучение и правовое воспитание. Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.
Правовое воспитание - это сложная и разноаспектная система деятельности; комплексная система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Цель правового воспитания включает:
1) выработку устойчивых социальных качеств личности и социальных обязанностей;
2) обладание необходимыми правовыми знаниями;
3) утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих уважение к законам государства;
4) нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка;
5) совершенствование правовой культуры и правосознания граждан [Казначеева, Сафронов 2018: 4].
Правовым обучением, в свою очередь, является преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных организациях. Основной цель правового обучения -формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.
Помимо указанных элементов можно обозначить еще два направления правового просвещения:
- правовое консультирование - разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах [Петров 2012: 15];
- правовая пропаганда - распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц.
Важным элементом механизма правового просвещения выступают разнообразные способы правовоспитательной работы - методы, приемы объяснения политико-правовых идей и принципов в целях влияния на поведение личности и его сознание в интересах правопорядка [Лебедева 2019: 6]. Для того, чтобы правильно выбирать методы, приемы и способы реализации вопросов правового просвещения важно учитывать совокупность образовательных, личностных и иных условий.
В рамках данного исследования было организовано практическое занятие со студентами второго курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность/ профиль «История и Обществознание» [Об утверждении...: 13]. Целью практической работы стало изучение потенциала педагогического образования в формировании готовности будущего педагога к правовому просвещению в процессе учебной деятельности.
Практическое занятие состояло из трех этапов:
1. Теоретический. Обзорная лекция по ключевым понятиям правового просвещения, его структуре и нормативным основам реализации вопросов правового просвещения в современном обществе, системе образования.
2. Дискуссия. Обсуждение вопросов, касающихся уже сформированных представлений студентов о правовом просвещении. Основной задачей данного этапа была оценка степени осведомленности студентов о категориях правопросветительской деятельности, о проблемах реализации вопросов правового просвещения, а также возможностях и необходимости внедрения правовых вопросов в образовательный процесс.
3. Эксперимент. Данный этап стал основным в практической работе. Студентам был предложен педагогический эксперимент на тему «Правовое просвещение в процессе преподавания «Истории». Работа выстраивалась в группах по 3-4 человека. Каждой группе предлагалось выбрать тему из предложенного перечня и разработать элемент урока на выбранную тему с учетом возраста обучающихся общеобразовательной организации. Важным условием в разработке элемента урока стало обязательная связь материала с вопросами правового просвещения.
Выбранные для эксперимента темы: «Рабство в Древнем Риме (5 класс)»; «Правление князя Владимира. Крещение Руси (6 класс)»; «Великая Французская революция (7 класс)»; «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство (8 класс)»; «Реформы М.М. Сперанского (9 класс)»; «Идеология и культура периода Гражданской войны (10 класс)».
Основная гипотеза, выдвинутая при планировании педагогического эксперимента: студенты второго курса не готовы предложить разработку урока с элементами правового просвещения.
Результаты педагогического эксперимента позволили опровергнуть обозначенную гипотезу. Студентами в каждой выбранной теме были предложены варианты организации урока (организации работы обучающихся), позволяющие не только качественно раскрыть историческое событие, особенности эпохи, процессов и прочего исторического материала, но и органично вписать правопросветительские вопросы. Например, через сравнение особенностей законодательства исторической эпохи и современности; выявления причинно-следственных связей события и последствий; оценка поступков исторической личности с точки зрения морали, нравственности, права и иных социальных регуляторов.
Одним из ярких примеров разработки студентами элемента урока стало предложение по изучению темы «Реформы М.М. Сперанского (9 класс)». Студентами было предложено организовать проектную деятельность обучающихся. Суть задания заключается в том, что обучающиеся разделены на группы, каждая группа разрабатывает мини-проект по управлению государством. При этом обучающиеся получают вводные данные, которые дают направление для разработки проекта. Определяются временные рамки (XIX в.), даются характеристики форм правления. Защита проектов осуществляется в форме дискуссии или дебатов. Далее задача учителя представить проекты М.М. Сперанского и предложить обучающимся оценить эти реформы, провести сравнение с предложенными ими моделями управления. Подвести итоги.
Практическое занятие завершилось обсуждением вопросов необходимости реализации правового просвещения в образовательной деятельности, возможности трансформации учебного материала любой дисциплины с целью непрерывности правопросветительской деятельности, а также необходимости особой подготовки будущих педагогов к процессу правового просвещения.
Отметим основные выводы, которые позволило сделать проведенное практическое занятие:
Во-первых, студенты педагогического вуза имеют представление о категориях правового просвещения, но эти знания сводятся к категориям «законы», «ответственность», «права и обязанности».
Во-вторых, объем знаний и умений, сформированных у студентов второго курса не достаточен для полноценной разработки уроков и возможностей представления учебного материала. Однако есть перспективы качественного представления вопросов правого просвещения на основе преподавания дисциплины «История».
В-третьих, студентами подчеркивается необходимость осуществления правового просвещения в процессе всей жизни человека, включенной в правопросветительскую деятельность всех субъектов образования (родители, учителя, администрация, общество, государство, СМИ, правоохранительные органы и т. п.), а также обеспечение системности, непрерывности и многогранности этого процесса.
Заключение
Вопросы правового просвещения - это не просто отдельные темы нашей жизни и нашего образования. В условиях современной действительности возникает необходимость выстраивания единого, системного и непрерывного процесса правового просвещения, а также органичное его включение в образовательный процесс образовательных организаций различного уровня. Важно обращать внимание не только на осуществление правового просвещения обучающихся общеобразовательных организаций, но обеспечивать подготовку будущих педагогов, готовых воплощать идеи правового просвещения в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Атагимова Э.И., Горбачева Е.В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 88 с.
2. Атагимова Э.И. Фёдоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 70-75.
3. Доценко А.С. О понятии правового просвещения // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 1 (110). С. 179-188.
4. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового образования // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 30-2. С. 253-263.
5. Концепция правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи на территории Самарской области от 14. 09. 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://alrf63 .ru/component/content/article?id=99&Itemid=437 (дата jбращения: 30.09.2021).
6. Лебедева С.В. Основы культурно-просветительской деятельности учителя математики: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - математическое образование. Саратов, 2019. 128 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/2365.pdf (дата обращения 30.09.2021)
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 640 с.
8. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/prosveschenie.html (дата обращения 30.09.2021).
9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 31.12.2012. № 303.
10. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: РГ. № 139 (7007). 2016 (дата обращения: 30.09.2021).
11. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // СЗ РФ. 08.06.2015. № 23. Ст. 3357.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 07.10.2021) // СЗ РФ. 01. 01. 2018. № 1 (Часть II). Ст. 375.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22. 02. 2018 г. № 125 (Редакция №1456 от 26. 11. 2020) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30.09.2021).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31. 05. 2021 г. № 287 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2021).
15. Петров А.И. Понятие и содержание правового просвещения как особой функции органов прокуратуры (теоретико-правовой анализ) // Вестник ЧГУ. 2012. № 4.
References
1. Atagimova E.I., Gorbacheva E.V. Pravo znat' pravo: metodicheskie rekomendatsii po organizatsii pravovogo prosveshcheniya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [The right to know the right: guidelines for organizing legal education for participants in the educational process]. Moscov, FBU NTsPI pri Minyuste Rossii, 2016, 88 p. (In Russ.)
2. Atagimova E.I. Fedorov I.N. Nravstvenno-pravovoe vospitanie i pravovoe prosveshchenie v sovremennoi shkole: problemy i puti resheniya [Moral and legal education and legal education in a modern school: problems and solutions].Monitoringpravoprimeneniya, 2016, no. 3 (20), pp. 70-75. (In Russ.)
3. Dotsenko A.S. O ponyatii pravovogo prosveshcheniya [About the concept of legal education]. Aktual'nyeproblemy rossiiskogoprava, 2020, no. 1 (110), pp. 179-188. (In Russ.)
4. Kaznacheeva O.A., Safronov V.V. Sushchnost' i soderzhanie pravovogo obrazovaniya [The essence and content of legal education]. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki, 2013, no. 30-2, pp. 253-263. (In Russ.)
5. Kontseptsiya pravovogo prosveshcheniya grazhdan i okazaniya besplatnoi yuridicheskoi pomoshchi na territorii Samarskoi oblasti ot 14. 09. 2018 g. [The concept of legal education of citizens and the provision of free legal aid on the territory of the Samara region of 14.09.2018.]. (In Russ.). Available at: https://alrf63.ru/component/content/article?id=99&Itemid=437 (accessed: 30.09.2021).
6. Lebedeva S.V. Osnovy kul'turno-prosvetitel'skoi deyatel'nosti uchitelya matematiki: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, profil' - matematicheskoe obrazovanie. Saratov, 2019, 128 p. [Fundamentals of the cultural and educational activities of a mathematics teacher: a teaching aid for students enrolled in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education, profile - mathematics education]. (In Russ.). Available at: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/2365.pdf (accessed: 30.09.2021).
7. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of Government and Rights]: kurs lektsii. Moscov, Norma: INFRA-M, 2021, 640 p. (In Russ.)
8. Natsional'naya pedagogicheskaya entsiklopediya [National Pedagogical Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://didacts.ru/termin/prosveschenie.html (accessed: 30.09.2021).
9. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 29.12.2012 g, no. 273-F3 [On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ]. Rossiiskaya gazeta, 31.12.2012, no. 303. (In Russ.)
10. Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 23.06.2016 g, no. 182-FZ [On the fundamentals of the crime prevention system in the Russian Federation: Federal Law of 23.06.2016 No. 182-FZ]. (In Russ.). Available at: RG. No. 139 (7007). 2016 (accessed: 30.09.2021).
11. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r [On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r]. SZ RF. 08.06.2015, no. 23, article 3357. (In Russ.)
12. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 07.10.2021) [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education": Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642]. SZ RF. 01. 01. 2018, no. 1 (part II), article 375. (In Russ.)
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22. 02. 2018 g. No. 125 (Redaktsiya №1456 ot 26. 11. 2020) [On the approval of the federal state educational standard of higher education -bachelor's degree in the direction of training 03.04.05 Pedagogical education (with two training profiles): order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 02.22.2018. No. 125]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru (accessed: 30.09.2021).
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya: prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31. 05. 2021 g. No. 287 [On the approval of the federal state educational standard of basic general education: order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.31.2021, no. 287]. (In Russ.). Available at: http://pravo.gov.ru (accessed: 30.09.2021).
15. Petrov A.I. Ponyatie i soderzhanie pravovogo prosveshcheniya kak osoboi funktsii organov prokuratury (teoretiko-pravovoi analiz) [The concept and content of legal education as a special function of the prosecutor's office (theoretical and legal analysis)]. Vestnik ChGU, 2012, no. 4. (In Russ.)
Информация об авторе В.А. Колышкина - магистрант, ассистент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the author V.A. Kolyshkina - Master's student, Teaching assistant, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 28.11.2021
The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 28.11.2021.