Научная статья на тему 'Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение'

Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
266
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобина Елена Александровна, Севостьянова Елена Васильевна

В статье рассматривается опыт воспитательных гражданско-патриотических мероприятий, проводимых Читинским институтом БГУ с участием студентов высшего и среднего профессионального образования. Объектом исследования является планомерный процесс патриотического воспитания студентов. Предметом исследования послужили структурные компоненты и формы патриотического воспитания. Цель работы – раскрыть содержательную сторону когнитивного, аксиологического, коммуникативного и деятельностного компонентов патриотического воспитания студентов в отдельно взятом вузе, проанализировать комплексные формы работы по патриотическому воспитанию студентов в Забайкальском крае. Методология исследования включает в себя системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный подходы, а также педагогические и психологические концепции деятельности личности. Областью применения результатов исследования является раздел педагогики о воспитании. Новизна работы заключается в систематизации форм патриотического воспитания студентов в образовательном учреждении высшей школы. Характеризуя основные формы работы вуза, авторы акцентируют внимание не на сезонных или праздничных мероприятиях, а на тех формах работы, которые имеют систематический комплексный характер. Отмечают, что специфика вуза определила активное и планомерное сотрудничество с правоохранительными органами Забайкальского края по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скобина Елена Александровна, Севостьянова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение»

Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение

Скобина Елена Александровна

доцент, кафедра гражданского и уголовного права и процесса, Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета

672000, Россия, Забайкальский Край край, г. Чита, ул. Анохина, 56 ЕЗ skobinamalyshenko71@mail.ru

Севостьянова Елена Васильевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин, Читинский

институт (филиал) Байкальского государственного университета

672000, Россия, Забайкальский Край край, г. Чита, ул. Анохина, 56 И sevostyanova.elena@mail.ru

Статья из рубрики "Воспитание и его формы"

Аннотация.

В статье рассматривается опыт воспитательных гражданско-патриотических мероприятий, проводимых Читинским институтом БГУ с участием студентов высшего и среднего профессионального образования. Объектом исследования является планомерный процесс патриотического воспитания студентов.Предметом исследования послужили структурные компоненты и формы патриотического воспитания.Цель работы -раскрыть содержательную сторону когнитивного, аксиологического, коммуникативного и деятельностного компонентов патриотического воспитания студентов в отдельно взятом вузе, проанализировать комплексные формы работы по патриотическому воспитанию студентов в Забайкальском крае. Методология исследования включает в себя системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный подходы, а также педагогические и психологические концепции деятельности личности. Областью применения результатов исследования является раздел педагогики о воспитании. Новизна работы заключается в систематизации форм патриотического воспитания студентов в образовательном учреждении высшей школы. Характеризуя основные формы работы вуза, авторы акцентируют внимание не на сезонных или праздничных мероприятиях, а на тех формах работы, которые имеют систематический комплексный характер. Отмечают, что специфика вуза определила активное и планомерное сотрудничество с правоохранительными органами Забайкальского края по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию студентов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание студентов, высшее образование, противодействие распространению экстремизма, студенческая газета, студенческий т е а т р , Забайкальский край, гражданско-патриотическое воспитание, формы

воспитательной работы, воспитательная среда, педагогическое воздействие

DOI:

10.7256/2454-0676.2018.4.27676

Дата направления в редакцию:

14-10-2018

Дата рецензирования:

15-10-2018

Современное образование и воспитание основано на целостном подходе к личности, обращении к таким качествам, как свобода и достоинство личности, её индивидуальность и ответственность, а также на установке развития потенциальных возможностей. Цели воспитания определяются ценностными установками, принятыми в современном обществе и закреплёнными в нормативно-правовых актах.

Идея патриотизма в нашей стране занимала особое место во всех сферах деятельности общества - экономике, политике, идеологии, духовной жизни. Патриотизм рассматривался как одно из наиболее значимых социальных качеств, как проявление гражданского самосознания и гражданской самоидентичности, как реализация духовных

ориентиров и высших нравственных ценностей [1, с 31]. Принципы патриотизма имеют всеобщее значение и выступают мощным катализатором развития личности и общества при решении таких проблем, как сохранение самобытности России и её народов, их духовности и культуры.

Однако, на наш взгляд, социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое нередко не проявляет интереса к историческому прошлому страны, к сознательной гражданской и политической активности. Следует согласиться, что избыточная политизированность и идеологизация являлись серьёзным недостатком советской модели патриотического воспитания. Вместе с тем, «погружение» в западные ценности, социально-психологический вакуум в обществе привели к деградации социальных связей в конце 90-х годов XX века. Сегодня молодежь, особенно студенческая, нередко становится объектом целенаправленного негативного воздействия экстремистских и иных криминальных группировок; подвержена воздействию квази-ценностей потребительского отношения к жизни, ложность которых осознается не сразу; испытывает влияние различных неформальных групп и субкультур, в том числе, и через Интернет-пространство, живет в условиях усиливающейся информационной агрессии Запада. Все это налагает дополнительную ответственность на вузы и ссузы по созданию и реализации комплексной программы гражданско-патриотического воспитания и социально-педагогических принципов, включающих в себя повышение статуса патриотического воспитания.

О необходимости возврата к патриотическому воспитанию начали писать в начале 2000-х гг. На государственном уровне разрабатывались и реализовывались программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг., 20062010 гг., 2011-2015 гг. Издание Президентом РФ Указа от 20 октября 2012 года № 1416

способствовало совершенствованию государственной политики в области патриотического воспитания.

До недавнего времени на законодательном уровне патриотическое воспитание было закреплено только в Федеральном законе «О военной обязанности и военной службе». Осознание на уровне государственной политики важности системного целенаправленного гражданско-патриотического воспитания в условиях политического плюрализма и вестернизации стало своего рода госзаказом, стимулировало и научную рефлексию, и практическую деятельность.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что формирование патриотизма и гражданской ответственности относятся к основным принципам государственной политики в сфере образования. Концепция патриотического воспитания и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» определяют патриотическое воспитание как целенаправленную и систематическую работу субъектов патриотического воспитания - семьи, органов государственной власти и общественных организаций как институтов гражданского общества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрасты, однако приоритет отдается гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, с учетом сложившихся традиций, динамики изменения социальной среды и возрастных особенностей.

В ноябре 2017 года группой депутатов был внесён на рассмотрение в Государственную Думу РФ, законопроект о патриотическом воспитании который до настоящего момента не

нашёл своего разрешения131. Цель данного законопроекта - юридически оформить единый подход в патриотическом воспитании молодёжи.

К научно-педагогической рефлексии проблем патриотического воспитания решили вернуться только в двухтысячные годы, хотя, следует отметить, что ей уделялось внимание в трудах ученых прошлого столетия: С.В. Алешина, А.Д. Лопуха, С.С. Бурды, В.Е. Косачева, С.Д. Мигачева, В.А. Песоцкого, Н.А. Печеня, П.М. Повесимо, А.В Салихова, С.С. Соловьева, А.Б. Стрельченко, Б.А. Федулова, А.Г. Шабанова и других.

В современной системе высшего образования профессиональное становление тесно связано с формированием не только узкоспециальных, но и общекультурных и социальных компетенций. В последние годы активная работа по созданию системы и моделей патриотического воспитания детей и молодежи проводится как на федеральном, так и на региональном уровне, совершенствуются методологическое и методическое

обеспечение [4; с 1601.

В научно-исследовательских работах обобщающего 15———SOLIS;—с.—161,17;—с.—51 и прикладного характера рассматривается опыт субъектов РФ и отдельных учебных заведений [8; с 221"",[9; с- 41 в том числе Забайкальского края ""10; с 1221 по организации патриотического воспитания. Вместе с тем, многими авторами отмечается невысокий уровень системной координации на федеральном и региональном уровнях, назревшая необходимость концептуального единства, требует доработки и нормативно-правовая база [11; с. 87",[12; с. 1561.

Рассматривая воспитание молодежи, исследователи выделяют национально-идеологические, общественно-государственные и социально-педагогические принципы

[8; с. 51"". Следует согласиться с А.В.Гладких, что для современной системы вузовского образования и модели формирования личности как субъекта будущей профессиональной деятельности, актуальными являются три основополагающих принципа: открытости, субъектности, дополнительности [15; с 1161.

В Читинском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Байкальский государственной университет» проводится целенаправленная планомерная работа по патриотическому воспитанию студентов вуза и колледжа: поиск, апробация, адаптация и реализация наиболее эффективных форм педагогического воздействия и таких форм взаимодействия, когда студент становится не только объектом, но равноправным субъектом и актором реализации гражданско-патриотических воспитательных программ.

Отметим, что поиск и актуализация форм и методов осуществления патриотического воспитания в вузе должны быть связаны как с общими нормативными документами, определяющими содержание гражданско-патриотического воспитания так и сложившимися педагогическими традициями, с учётом специфики вуза и возрастными особенностями студенчества. ЧИ БГУ готовит бакалавров по направлениям «Юриспруденция», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Структурным подразделением института является колледж.

Современная образовательная среда вуза может быть охарактеризована как со стороны ее информационной насыщенности, так и со стороны ее структурированности. На наш взгляд, система гражданско-патриотического воспитания в вузе должна включать четыре неразрывно взаимосвязанных ключевых элемента: когнитивный, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Согласимся с А.А.Смирновым, что

знания - убеждения - поведение - качества личности - все это звенья одной цепи с-При этом целенаправленное гражданско-патриотическое воспитание мы рассматриваем как подсистему общей образовательно-воспитательной среды вуза.

Когнитивный компонент предполагает, прежде всего, определение содержательного наполнения понятия «патриотизм», знание исторических особенности развития России в целом и своей малой родины, понимание особенностей функционирования и основных тенденции развития современного мультикультурного общества. Исследователи отмечают негативные последствия уменьшения количества часов в программе вузовской подготовки на изучение гуманитарных дисциплин, имеющих важное мировоззренческое значение. Поэтому актуализируется организация различных форм внеучебной деятельности, компенсирующих этот недостаток: научные кружки, круглые столы, конференции, научно-исследовательские проекты, олимпиады, кинолектории.

Аксиологический компонент предполагает формирование системы гуманистических ценностных ориентаций. Ценности, как структурный элемент мировоззрения, направляют личностное, гражданское и профессиональное самоопределение студента, детерминируют его образ жизни, цели и смыслы профессионального и жизненного пути.

Практико-ориентированный подход означает, что освоение духовно-нравственных и патриотических ценностей возможно только при реализации их в практической деятельности, когда возникает неразрывное диалектическое единство: активность субъектов порождает активность образовательной и воспитательной среды, а активность среды детерминирует активность субъектов. Как отмечали ряд авторов, патриотическое воспитание - целостный двусторонний процесс, включающий овладение знаниями и умение оперировать ими (образование), формирование гражданственно-патриотических

отношений, ценностных ориентаций и соответствующего поведения [17; с 15]. Любое качество личности, первоначально проявляясь в намеренно созданных ситуациях воспитательного воздействия, затем интериоризуется ""18; с- 2361,|"19; с. 92], превращаясь в черту личности. Следовательно, только включение студентов в различные виды деятельности является условием эффективной реализации программы гражданско-

патриотического воспитания.

Формирование коммуникативной компетентности является одной из ключевых задач высшего образования. Считаем, что коммуникационную компетентность можно рассматривать на трех уровнях - ценностно-нормативном, функциональном и утилитарном. С одной стороны, коммуникация предполагает эффективное взаимодействие на уровне усвоения знаний, реализации гуманистических и патриотических ценностей, организации и реализации социальных гражданских инициатив и действий.

М.И. Лисина видит в коммуникации стремление к познанию людей, их оценке и через них - к самопознанию и самооценке ———54]. С другой стороны, опрос студентов юридического и экономического факультетов ЧИ БГУ показал, что при определении основных факторов индивидуальной модели карьерного роста (85 % из 100 респондентов хотели бы сделать карьеру), студенты на второе место после учебных умений ставят коммуникативные умения [21; с- 153"".

Для студентов юридического факультета коммуникативное взаимодействие с представителями правоохранительных органов во внепрофессиональной и внеучебной совместной деятельности является способом повышения осознанности учебных мотивов

и мотивов получения профессии I22". Например, с 2014 г. ЧИ БГУ и Следственным управлением СК РФ по Забайкальскому краю проводится конкурс среди студентов высших образовательных учреждений «Следствие вели». Это одна из форм патриотического воспитания, позволяющая студентам пообщаться, как с действующими следователями, так и с ветеранами следствия, а последним - поделится опытом профессиональной работы, так как патриотизм — это ещё и нетерпимость к совершаемым преступлениям и отстаивание прав граждан, как на следствии, так и в суде.

Студенческий политический дискуссионный клуб «Диалог», начавший свою работу в 2006 г. обсуждает наиболее актуальные темы, вызвавшие общественный резонанс или имеющие важное воспитательное значение. Если при создании клуба его участниками были только студенты, то сегодня найдена более эффективная и более интересная для студентов форма - диалог с представителями внешнего социума. Гостями-экспертами выступают представители органов государственной власти, вплоть до министра; представители церкви (митрополит Читинский и Нерчинский, представители мусульманской церкви); представители МВД и других силовых структур, депутаты краевой и государственной Дум; представители региональных отделений политических партий; представители и руководители региональных СМИ, ведущие ученые. Участие в заседаниях клуба «Диалог» дает возможность подискутировать и напрямую задать вопросы тем представителям социума, с которыми встреча и беседа в обыденной студенческой жизни практически невозможны.

Среди тем заседаний клуба, вызвавших бурную дискуссию: экстремизм в молодежной среде - причины и противодействие; формирование гражданской позиции и патриотическое воспитание современной молодежи; коррупция в России и в Забайкальском крае и способы борьбы с нею; информационная безопасность современной молодежи; формирование нравственности молодого поколения в современном мире; толерантность в современном мультикультурном мире; терроризм -есть ли угроза «исламского терроризма».

Важной формой патриотического воспитания остается традиционное участие студентов в торжественных мероприятиях, посвящённых празднованию годовщин Победы в Великой

Отечественной войне, проводимых студенческими объединениями вуза. С 2015 года ЧИ БГУ активно взаимодействует со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю. Ежегодно в преддверии празднования Победы студенты посещают постоянно действующие выставки по истории следственного управления. Ветераны и члены Забайкальской краевой общественной организации «Союз ветеранов следствия» рассказывают об истории создания следственных органов, о ветеранах с л е дс тв ия и в е те ра на х в о йны.

Одной из эффективных форм патриотической работы является проведение конкурсов совместно с прокуратурой Забайкальского края. Так, среди учащихся старших и средних классов, студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования Забайкальского края в 2016 г. был проведён конкурсе научных работ «Нюрнбергский процесс: уроки истории». По материалам конкурса подготовлен сборник, в который

вошли лучшие работы, занявший первое место в международном конкурсе ¿¿З!. в 2017 г. студенты и школьники края приняли участие в конкурсе «295 лет прокуратуре России:

история и современность» i24!. Некоторые студенты юридического факультета продолжили научно-исследовательскую работу, итогом которой стали публикации научных статей в журнале «Молодой учёный» И^!/!26!/!27!.

Частью программы стала организация межвузовских мероприятий. В марте 2016 г. совместно с представителями правоохранительных органов был проведен межвузовский круглый стол «Противодействие распространению экстремизма в молодежной среде: диалог общества и государства». Студенты вузов Читы получили возможность на равных дискутировать с преподавателями, представителями правоохранительных органов, вносить свои предложения по организации эффективного противодействия экстремизму в Забайкальском крае. В опубликованных материалах круглого стола рассматриваются причины возникновения и распространения экстремизма в молодёжной среде, основные направления работы прокуратуры Забайкальского края, Управления Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Управления федеральной миграционной службы России по Забайкальскому краю и образовательных учреждений

высшего профессионального образования по противодействию экстремизму [28!. Другим крупным традиционным мероприятием стал межвузовский Образовательный конвент, в рамках которого в течение трех дней работали разные информационно-проблемные площадки.

Активно развиваются такие формы работы, в которых студент становится субъектом и равноправным партнером последовательной реализации воспитательной концепции вуза. Так, частью патриотического воспитания является трансляция, пропаганда и популяризация исторических знаний, образцов социальной ответственности, патриотических ценностей через ежемесячную студенческую газету «Нархоз Информ News», которая выходит с 2004 г. и в которой публикуются статьи студентов института и обучающихся колледжа ЧИ БГУ. Важной целью редакционной политики газеты является формирование образа социально-активного студента с ответственной гражданской позицией. В редакцию газеты входит только один преподаватель - руководитель студенческого пресс-центра и шеф-редактор, остальные члены редколлегии являются студентами 1-4 курсов. Редакционный состав редко был более 15 человек, но в целом за время существования газеты авторами публикаций стали более 300 студентов. Студенты через газету рассказывают о социальных акциях, о волонтерском движении в России и крае, о ветеранах Великой Отечественной войны; публикуется инфографика, показывающая отношение студентов к историческому прошлому; публикуются статьи о малой родине; интервью с представителями государственной власти, правовых структур

Забайкальского края. В газете освещаются значимые формы работы со студентами и школьниками, проводимые в ЧИ БГУ.

Несколько лет газета реализует акцию «Судьба моей семьи в судьбе страны» и размещает на своих страницах рассказы студентов о своих дедах, бабушках, прадедах -участниках Великой Отечественной войны. Зачастую студенты признаются, что собирая материал для статьи, они многое узнали о том, как и где воевал их дед, или как выносила раненных их бабушка. Среди публикаций есть и рассказы о семейских (староверах) Забайкалья, к числу которых принадлежали предки студентки, и о гражданской войне и судьбе деревенского мальчика, едва сумевшего выжить и ставшего впоследствии дедом другой студентки. Формой сотрудничества газеты с правоохранительными органами стало регулярное взаимодействие с отделом информации и общественных связей УМВД РФ по Забайкальскому краю: от публикаций информационных заметок и статей в студенческой газете ЧИ БГУ до проведения конкурсов и круглых столов с совместным участием представителей правоохранительных

органов и СМИ города

О высоком журналистском уровне студенческих публикаций свидетельствуют победы студентов на межрегиональных и региональных конкурсах со статьями на гражданско-патриотические темы: Всероссийский конкурс «Медиа-вызов» (2015, 2017), Всероссийский конкурс студенческой прессы «Первая полоса» (2017 г.), региональный конкурс «Ведомости.Ру» (2015, 2016, 2017 гг.), многочисленные победы в журналистских номинациях «Студенческой весны». Труднее оценить и измерить объективные результаты воздействия газеты на мировоззренческую сферу студентов-читателей. Однако регулярность выхода газеты, последовательная реализация целей гражданского и патриотического воспитания, популярность газеты в студенческой среде позволяют рассматривать ее как важный элемент единой внутривузовской системы гражданско-патриотического воспитания.

Студенческое сообщество «Театр книги» при библиотеке института, начало созданию которого было положено в 2000 г., ежемесячно устраивает театрализованные

представления по произведениям лучших образцов литературы [30; с 125"". За время своего существования «Театр книги» реализовал около 100 театрализованных пре дс та в ле ний.

Другое творческое сообщество студентов «Театр правосудия», под руководством доктора философских наук И.В. Днепровской, в своих театральных постановках ставит перед зрителями вопросы о свободе, справедливости, нравственном выборе и ответственности, рассматривая сложные правовые коллизии. После каждого «судебного заседания» зрители голосуют, выступая в роли присяжных заседателей, а затем имеют возможность высказать собственное мнение и подискутировать. Такие формы воспитательной работы через эмоциональное воздействие дополняют аксиологическое и когнитивное воздействие и на участников, и на зрителей.

Ежегодно педагогический коллектив института внедряет новые формы работы прямо или опосредовано связанные с формированием патриотизма, позволяющие привлекать не только студентов института, но и школьников города. Так, например, кафедра «Экономика и управление» опробовала и проводит в занимательной игровой форме мероприятие для школьников старших классов на знание Конституции РФ. В октябре 2017 г. в интеллектуальном квесте участвовали 190 учащихся городских школ.

В ноябре 2017 г. частью воспитательной программы стало проведение на базе ЧИ БГУ

«Большого этнографического диктанта», участие в котором приняли более 100 человек, в том числе и школьники. С 2017 г. авторами некоторых публикаций в студенческой газете ЧИ БГУ по истории города Читы, о революционных событиях 1917 г. стали учащиеся городских школ.

Наконец, сами студенты разрабатывают новые совместные формы патриотического воспитания. Например, «Уроки мужества», которые планируется провести совместно с представителями правоохранительных органов в школах города. Все чаще используются формы работы, позволяющие задействовать студентов разных вузов и ссузов Читы и представителей правоохранительных органов: круглые столы, организованные совместными усилиями студентов ЧИ БГУ, членами Общественного Совета при УМВД по Забайкальскому краю и представителями Управления по работе с личным составом УМВД России по Забайкальскому краю.

Таким образом, в целом работа по патриотическому воспитанию выходит на новый уровень, когда студенты являются не объектом, на который направлено педагогическое воздействие, не просто равноправными субъектами формирования воспитательной среды, но и активными инициаторами патриотического воспитания и главными непосредственными участниками его реализации.

Совместная планомерная работа с правоохранительными органами Забайкальского края стала элементом общей системы воспитательной работы вуза, и способствует не только патриотическому воспитанию студентов, но и росту их правосознания. Включение в деятельность по патриотическому воспитанию школьников фактически означает расширение образовательно-воспитательной среды вуза, требует как научной рефлексии, так и методического обоснования и обеспечения.

Библиография

1. Черняк А.Г. Патриотическое воспитание студентов вузов в условиях поликультурного общества. Автореферат дисс. Тверь.2013. 31 с.

2. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: Указ Президента РФ N 1416 от 20 октября 2012 г. (с изм. от 25 июля 2018 T.N452) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

3. О патриотическом воспитании в Российской Федерации: Проект Федерального закона № 315234-7 (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.11.2017) // URL: http://sozd.parlament.gov.ru/

4. Савина Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов вуза: государственный заказ и реальность // Современные медицинские исследования: современная экономика, техноконгресс, свобода и право, человекознание. Сборник материалов конференции. Кемерово: изд. Дом «Плутон». 2016.-353 с.

5. Вырщиков А.Н., Кусарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.-172 с.

6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие.-Белгород,-ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2013.-156 с.

7. Хаустов С.Л., Савицкий С.К., Хабибулин Э.М., Кошкалов Е.С., Хабибулин И. М., Патриотическое воспитание студентов в современной высшей школе: монография.-Ульяновск: Зебра, 2016.-121 с.

8. Васильева Н.Б.. Патриотическое воспитание студентов в вузах России. // Проблемы

современной науки и образования. 2016. № 5 (47).

9. Кудин В.А., Гейжан Н.Ф., Трипутин С.Н. Патриотическое воспитание курсантов в Санкт-Петербургском университете МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70).

10. Дюк Н. А. Проблемы патриотического воспитания в Забайкальском крае (на примере краевого ресурсного центра по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае) / Н. А. Дюк // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19-20 ноября 2013 г. : в 2-х т. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. Т. 1.-Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2014. - 245 с.

11. Нигматулина Т.А. Патриотическое воспитание молодежи в системе государственной политики: идеологическое многообразие // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 3 (22).

12. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание как возрастающий фактор обеспечения безопасности российского общества // Патриотическое воспитание молодежи в РФ: состояние, актуальные проблемы и направления развития. Сборник материалов «круглого стола» на тему «Опыт субъектов РФ по военно-патриотическому воспитанию молодежи. 2015.-М.: Совет Федерации Федерального собрания РФ, 2015. - 207 с.

13. Зятева Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза // Вестник Брянского госуниверситета. - 2015. - № 2. С. 66-70.

14. Шаренкова Т.А. Международные образовательные обмены как форма выражения «мягкой силы» Китая // Российско-китайские исследования. - 2018. - Т. 2. - № 1-2. С. 92-98.

15. Гладких В.В. Интегративно-факторная модель гражданско-патриотического воспитания в поликультурной образовательной среде военного вуза.// Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 10.-2014. № 3-2.

16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды в 2-х томах. (Труды действительных членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).-М.: Педагогика, 1987.-360 с.

17. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12.-2010.-№ 3. С. 65.

18. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.-Изд. Директмедиа Паблишинг, 2008.-914 с.

19. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-345 с.

20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.-М.: Педагогика 1986.-144 с.

21. Севостьянова Е.В., Пузырева А.В. Публичная речь как элемент индивидуальной модели карьерного роста бакалавров экономического и юридического профиля подготовки // Факторы и условия развития экономики и социальной сферы Забайкальского края. Материалы XIX региональной научно-практической конференции. Иркутск: БГУ. 2018. - 214 с.

22. Скобина Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 2(32). // URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288

23. Нюрнбергский процесс: уроки истории (Сборник научных работ учащихся средних и старших классов, студентов учреждений высшего профессионального образования Забайкальского края) Чита: ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»,-2016-126 с.

24. лет прокуратуре России: история и современность (Сборник научных и творческих работ учащихся средних и старших классов, студентов учреждений высшего профессионального образования Забайкальского края) Чита: ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»,-2017-128 с.

25. Ефимова А.А., Скобина Е.А. К вопросу о происхождении прокуратуры в России // Молодой учёный № 7 (141)/ 2017

26. Хренников В. Д., Скобина Е.А. Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти Молодой учёный № 8 (142) / 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Шастина М.А., Скобина Е.А. История советской прокуратуры с 1922-1991 гг. // Молодой учёный № 8 (142)/ 2017

28. Противодействие распространению экстремизма в молодежной среде: диалог общества и государства: Материалы круглого стола (3 марта 2016 г.).-Чита: ЧИ ФГБОУ ВО БГУ,-2016-44 с.

29. Конкурс эссе и круглый стол в центре противодействия экстремизму. http://narhoz-chita.ru/nodе/736

30. Писаренко Г.М. Патриотическое воспитание студентов в библиотеке ЧИ БГУ. Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета // Научный вестник Байкальского государственного университета.-2017. № 2 (22). С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.