Педагогика
УДК 372. 811.1
кандидат педагогических наук, доцент Крылова Алла Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);
кандидат педагогических наук, доцент Лаптева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);
кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)
ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена изучению потенциала дисциплины «Иностранный язык» в патриотическом воспитании студентов вуза в современных условиях, рассматривая данную часть молодежи как наиболее социально активную, но, в то же время, наиболее подверженную влиянию различных факторов, таких как социальные сети и тематические онлайн сообщества. Проведен анализ особенностей и возможностей данной дисциплины, а также педагогических условий для реализации её содержания с целью формирования патриотических чувств молодого поколения. Сделан акцент на важности использования межпредметного характера дисциплины «Иностранный язык» в данном процессе. Приведены примеры форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы, положительно зарекомендовавших себя в процессе обучения иностранному языку и позволяющих говорить о положительных тенденциях в восприятии и осознании студентами себя как части большой страны через описание повседневных и исторических событий, мест, людей с использованием иноязычной лексико-грамматической базы. Подчеркнута важность систематичности такой работы, а также личности самого педагога и его гражданской позиции в успешной реализации данного процесса.
Ключевые слова: патриотическое воспитание в вузе, гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание студентов, средства иностранного языка, педагогические условия, потенциал иностранного языка, личность педагога.
Annotation. The article is devoted to the study of the potential of a Foreign Language discipline in patriotic education of university students in modern conditions, considering them as the most socially active part of young people, but at the same time mostly affected by various factors such as social networks and interest online groups. It also analyses the features and possibilities of the Foreign Language discipline, as well as pedagogical conditions for implementation of its content in order to form the patriotic feelings of the young generation. The article emphasizes the importance of using cross-disciplinary character of the subject in this process. In addition, it provides the examples of forms and methods used both in foreign language classes and in extracurricular work that have proven themselves and allow us to talk about positive trends in students' perception of themselves as a part of a big country through the description of everyday and historical events, places and people on a foreign language base. It also emphasizes the importance of regularity of such work as well as teacher's personality and his/her civil position for the successful guidance of this process.
Key words: patriotic education at university, civil and patriotic education, patriotic education of students, foreign language means, pedagogical conditions, potential of Foreign Language, teacher's personality.
Введение. Как известно из истории, студенческая молодежь всегда была и остается наиболее активным и интеллектуальным социальным слоем нашего общества, являясь важной движущей силой многих общественных процессов и событий. Достаточно вспомнить студенческие кружки начала двадцатого века или большие комсомольские стройки советского периода истории нашей страны. На современном этапе - это и возродившиеся студенческие строительные отряды, и крупные волонтерские студенческие организации, оказывающие помощь как в проведении масштабных мероприятий, так и в оказании гуманитарной помощи нуждающимся в ней. Но, в то же время, мы стали свидетелями того, как в непростой для страны период достаточно большая часть нашей интеллектуальной молодежи, бывших выпускников вузов, предпочла покинуть страну, зачастую без видимых для себя перспектив. Данное явление стало, прежде всего, следствием некоторого ослабления воспитательной составляющей в образовании, в целом, и в студенческой среде, в частности, за последний 30-летний период развития нашего общества. В силу возраста и недостаточного уровня сформированности критического и исторического мышления современная студенческая молодежь оказалась наиболее подверженной внешнему воздействию посредством социальных сетей и тематических сообществ, становясь инструментом для реализации нежелательных для всего общества процессов. Поэтому сегодня, в условиях откровенного противостояния нравственных ориентиров, становится крайне важным уделять особое внимание именно этому контингенту молодежи, формированию их гражданской позиции и их патриотическому воспитанию. Для достижения поставленных задач необходимо всестороннее изучение и воплощение в жизнь как опыта, так и лучших педагогических практик патриотического воспитания.
Основной целью данного исследования стал анализ возможностей и потенциала дисциплины «Иностранный язык» в патриотическом воспитании студенческой молодежи, определение педагогических условий, а также форм и методов обучения иностранному языку студентов в вузе, направленных на формирование базовых нравственных ценностей, чувства гордости и ответственности за свою страну, свою семью. Исследование основывалось на анализе опыта работы преподавателей иностранного языка со студентами первых и вторых курсов технического вуза.
Изложение основного материала статьи. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», направленного на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования. Одной из задач данного проекта является увеличение охвата молодежи мероприятиями патриотической направленности, а также повышение качества педагогического сопровождения указанной деятельности. Основная цель проекта - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [6, 7].
Не секрет, что в предыдущие десятилетия преподаватели испытывали определенные трудности в реализации патриотического воспитания молодежи в условиях социального расслоения российского общества и отсутствия общепризнанных идеологических установок. Но существование основополагающих ценностей, таких как Родина, семья,
знания, труд, культура, мир, человек, всегда были и остаются основными ориентирами для патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотизм определен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как основа национальной идеи, консолидирующей наше общество, как важнейший ресурс мобилизации и развития российского государства.
Вопросы патриотического и нравственного воспитания всегда были в поле зрения российских педагогов, писателей, ученых. Им посвящены работы А.И. Герцена и А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского и К.Д. Ушинского, В.С. Сухомлинского и А.С. Макаренко, и многих других. Все они отмечали важность воспитания в человеке любви к своему народу, родному языку, национальной культуре. Патриотическому воспитанию современных студентов посвящены работы Н.А. Богданова, Д.В. Ивановой, И.М. Клеменко, С.П. Куликова, где авторы определяют патриотизм как важнейшую характеристику человека, выражающуюся в его мировоззрении, нормах поведения и нравственных идеалах, а также формулируют необходимые педагогические условия для реализация данного процесса, развития успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, а также возрастных особенностей граждан [1-5].
Среди организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания в вузе важными являются учет современных подходов, форм, методов и технологий для включения в систему воспитательной работы вуза; четкое планирование и координация деятельности всех структур образовательной организации; взаимодействие субъектов образовательной организации, их профессиональная подготовка и переподготовка; формирование на уровне учреждения временных творческих коллективов, проектных и аналитических групп, рабочих команд; мониторинг уровня гражданско-практической воспитанности студентов [2].
Однако, на наш взгляд, на первый план выступает личность самого педагога как важнейшего носителя такого поведения и деятельности, образцом в воспитании патриота и гражданина. Именно личный пример педагога во все времена являлся важным стимулом в развитии ценностных ориентаций, интересов, эстетических воззрений, мотивов выбора поведения, поскольку влияние педагога может «как стимулировать развитие этих качеств, так и тормозить важнейшие процессы жизнедеятельности, определяющие личную и профессиональную судьбу» [1, С. 46].
Формирование у студенческой молодежи социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется на всех уровнях, затрагивая все сферы жизни молодых людей, включая не только их участие в различного рода молодежных движениях, акциях, инициативах, конкретных мероприятиях патриотической и военно-патриотической направленности, но и используя потенциал каждой из учебных дисциплин в вузе, как технических, показывая достижения отечественной науки, так и гуманитарных, в том числе и дисциплины «Иностранный язык», используя возможности аудиторной и внеаудиторной работы.
Прежде чем перейти к рассмотрению потенциала дисциплины «Иностранный язык» в данном аспекте воспитательной деятельности, необходимо определить её главную отличительную особенность, а именно, направленность на изучение языка и культуры другой страны. Являясь местом систематических встреч с другой культурой, занятия по иностранному языку призваны не только открывать для обучающихся с помощью языка новую культуру, но и научиться по-новому видеть свою собственную.
Однако, как показывает практика работы со студентами первого курса, им намного лучше знакомы, например, история и традиции английского праздника Хеллоуин (Halloween), чем история и даже существование праздника «День студента» (Students' Day) и его второе название Татьянин день (Tatyana's Day). Они лучше знают о разработках, например, Илона Маска, чем о достижениях отечественных учёных. Одним из основных мотивов изучения иностранного языка называется возможность уехать за границу для работы или учебы, а не возможность изучения международного опыта для использования во благо развития своей страны. Другими словами, просматривается недостаток воспитательной составляющей в рамках изучения данной дисциплины, излишняя и, часто, односторонняя увлеченность западными ценностными идеалами, недостаточное освещение положительных тенденций развития российского общества, науки, производства.
В то же время, важной отличительной особенностью дисциплины «Иностранный язык» является её ярко выраженный межпредметный характер, позволяющий использовать сведения из любых других наук, и, соответственно, возможность привлечь именно ту иноязычную информацию, которая будет наилучшим образом способствовать достижению целей патриотического воспитания, формированию чувства гордости за страну и её людей. Поэтому мы считаем важным обогащать содержательный аспект дисциплины за счет использования сведений о знаменательных датах отечественной истории, введения специальных творческих заданий по поиску и представлению информации о российских, национальных, профессиональных и студенческих праздниках, о родном городе или поселке, об инженерах и ученых, внесших значительный вклад в развитие страны, Результаты такой работы воплощаются в студенческих эссе или презентациях с помощью языковых средств изучаемого языка [4].
Предлагая студентам то или иное задание, в качестве примера можно привести описание исторического места или мемориала, например, парка Победы, мемориала воинам или улицы, названной в честь героя. Задавая наводящие вопросы, мы побуждаем студентов высказываться на знакомой иноязычной лексическо-грамматической базе о новых объектах, событиях, людях, относящихся к нашей стране и ее истории. Перед написанием эссе в качестве примеров приводим работы студентов прошлых лет, акцентируя внимание на важности, например, того или иного профессионального праздника именно для данной семьи, например, день учителя (Teachers' Day), день водителя (Driver's Day) или день ВДВ (The Day of Airborne Troops). Следуя традиционному плану устного высказывания на изучаемом языке, студенты открывают для себя новые возможности, при этом узнавая и формируя представления о своей стране. Таким образом, шаг за шагом, мы мотивируем студентов к межкультурному взаимодействию в полном, а не одностороннем объеме. И здесь важным является как систематичность такой работы, так и положительная оценка, одобрение и поддержка преподавателя. Патриотические чувства - это величина, которая трудно или совсем не поддается измерению. Мы можем судить о наличии таких чувств именно через отношение студентов к выполняемому заданию и описываемым событиям, действиям, людям.
Важным в патриотическом воспитании студентов в вузе, несомненно, является внеаудиторная работа, участие студентов в патриотических мероприятиях различного характера. В нашей практике мы проводим мероприятия, включающие пешеходные прогулки по городу с экскурсионным сопровождением на русском и английском языках "Discover Kazan" («Открой для себя Казань»), которые завершаются небольшой викториной (Quiz) на английском языке. Такие прогулки дают студентам возможность узнать малоизвестные факты об истории, событиях и людях города, где они живут или учатся, помогают установить исторические связи между событиями прошлого и настоящего, позволяют по-новому воспринимать те объекты архитектуры и строительства, на которые они ранее не обращали внимания. Знание истории родного края как ничто другое способствует формированию чувства уважения и гордости за его жителей, что и является одной из составляющих патриотизма.
Другим важным видом нашей работы по патриотическому воспитанию студентов является ежегодное проведение воспитательного мероприятия на английском языке "Immortal Regiment" («Бессмертный полк»), которое организуется и проводится нами с 2016 года и сегодня прочно вошло в календарь внутривузовских мероприятий. Основные этапы подготовки и проведения таких мероприятий, включающие как поисковую работу, так и языковую работу, были описаны нами ранее [4]. Народное движение, ставшее за последние годы своеобразным символом единения нации, находит отклик в рассказах студентов о своих прадедах, воевавших во время Великой Отечественной войны или работавших в тылу. Можно считать показательным тот факт, что за последние 7-8 лет значительно выросло количество первокурсников (по нашим наблюдениям до 90%), которые готовят выступление именно об одном из своих родственников, а не только о героях войны, чьи имена и истории достаточно известны. Это свидетельствует о существенном повышении интереса к истории своей семьи и её сопричастности к истории большой страны. Многие студенты впервые находят информацию о своих прадедах на рекомендованных сайтах, делают свои собственные открытия, интересуясь через судьбу родственников историческими событиями, битвами, в которых те принимали участие. Используя современную информационно-образовательную среду, мы сохраняем презентации студентов предыдущих лет в своем собственном виртуальном «Бессмертном полку», предоставляя возможность знакомиться с семейными историями других студентов и через их истории узнавать историю своей страны, без знания которой невозможно говорить о патриотическом воспитании. Важно сделать эту работу неформальной, проявить чуткость, интерес, оказать необходимую помощь. А это возможно только при условии наличия личной заинтересованности педагога в данном процессе, его личной жизненной позиции, его личного примера.
Выводы. Таким образом, несмотря на особенности дисциплины «Иностранный язык», выраженные в необходимости изучать язык и культуру другой страны, она имеет значительный потенциал для патриотического воспитания студентов в вузе за счет своего междисциплинарного характера, позволяющего использовать ту информацию на иностранном языке, которая способствует формированию необходимых качеств и отношения студентов к событиям и явлениям. При этом важными педагогическими условиями являются как систематичность такой работы, так и личность самого педагога -преподавателя иностранного языка, его гражданская позиция и, соответственно, видение необходимости полноценно использовать возможности данной дисциплины. Показателем успешности таких форм работы по патриотическому воспитанию является все большее количество студентов, добровольно присоединяющихся к различным волонтерским движениям, к движению «Бессмертный полк», к людям, помнящим и чтящим свою историю, что является непременным условием развития страны и ее успешного продвижения вперед.
Литература:
1. Богданов, Н. А. Педагогические условия и потенциал патриотического воспитания студентов педагогического вуза / Н.А. Богданов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 44-48. - EDN OORQHL.
2. Иванова, Д.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза / Д.В. Иванова, В.В. Константинова // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 3(35). -С. 344-351. - DOI 10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351. - EDN AYXNEK.
3. Клименко, И.М. Международный форум патриотов / И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. -2015. - № 12. - С. 201-209. - EDN VEDXCL.
4. Крылова, А.С. Патриотическое воспитание студентов вуза средствами иностранного языка / А.С. Крылова, Е.Ю. Лаптева // Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 29 марта 2019 года. - Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2019. - С. 190-193. - EDN XZPGUL.
5. Куликов, С.П. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах / С.П. Куликов, С.В. Новиков // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 87. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-10164. - EDN MRYINT.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". - 2020. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 30.01.2023).
7. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - 2021. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 30.01.2023).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Мусин Шагит Ришатович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа)
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования по техническим направлениям в Сибайском институте (филиале) Уфимского университета науки и технологии. В статье кратко рассмотрены три основных условия организации инженерно-педагогической деятельности (дидактические, психолого-педагогические, организационно-методические), как производственно-технологической составляющей будущих бакалавров педагогического образование по профилю «Технология. Дополнительное образование». В работе описывается интеграция двух направлений инженерно-педагогической деятельности в процессе практико-ориентированной, интегрированной и непрерывной профессиональной подготовки будущих бакаловров.
Ключевые слова: технология, дополнительное образование, учитель технологии, педагог дополнительного образования, педагогическое образование, инженерно-педагогическая деятельность.