Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Сергунова Алевтина Сергеевна

Рассмотрены специфические особенности процесса обучения иностранному языку. Указаны критерии патриотического воспитания в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Выделены условия, для патриотического воспитания студентов в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL FUNCTION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY (PATRIOTIC ASPECT)

The specific features of the process of teaching a foreign language are considered. The criteria of patriotic education in the process of studying humanities are indicated. The conditions for patriotic education of students in the process of learning a foreign language are highlighted.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

носителем информационно-коммуникационных технологий, которая в последние годы кардинально изменила способ обучения техносреде [3, 6, 11].

В этой области существуют процессы (например, цифровое распространение учебных ресурсов, веб-приложения и расширение интерфейсов сообщества, приложения с открытым исходным кодом и распространение открытых инноваций на основе ИТ или доступ для всех студентов / студентов - варианты мобильной связи), которые имеют одинаковый эффект и могут иметь непредсказуемые последствия в этой области образовательных инноваций.

Выводы. Современная политика любого государства показывает, что необходимо вводить современные инновации в государственный сектор образования. При этом учитывая национальные особенности образовательного процесса. Каждое государство должно обеспечить национальную политику в области образования. Национальная система инноваций в области образования в первую очередь должна основываться на следующих моментах:

актуализация процессов получения и совершенствования знаний;

активное совершенствование технологий, способствующих активной адаптации к происходящим изменениям;

востребованность в оперативном получении профессиональной квалификации.

Инновации в системе образования позволяют повысить ее эффективность с точки зрения повышения качества образования на формальном уровне. Изучение и обобщение опыта различных отечественных и зарубежных стран дает возможность создать полноценную среду для обеспечения внедрения инноваций в национальную систему образования.

Литература:

1. Заридзе, Г.В. Современное образование и перспективы его развития / Г.В. Заридзе // Кирилло-Мефодиевские чтения: традиции и современность: сборник статей по итогам II межвузовской научно-практической конференции с международным участием / под общей редакцией В.Н. Малыша, А.С. Шуруповой, науч. ред. О.Ю. Усачева. - Воронеж, 2021. - С. 24-32.

2. Зборовский, Г.Е. Национальное образование как социокультурный фактор этнонациональной идентификации молодежи / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина //Современная Россия: путь к миру - путь к себе: материалы XI всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2008. - С. 230-234.

3. Камболов, Т.Н. Национальное образование: вызовы нового времени / Т.Н. Камболов // Педагогика. - 2007. - № 6. -С. 106-111.

4. Кантор, М.С. Национальное образование и власть: нормативно-правовой аспект взаимодействия / М.С. Кантор // Власть и властные отношения в современном мире: материалы IX научно-практической конференции, приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета. - Екатеринбург, 2006. - С. 459-462.

5. Кудина, М.В. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции / М.В. Кудина, Л.Б. Логунова. Ю.Ю. Петрунин // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2019. - № 4. -С. 3-22.

6. Лиджеева, К.Ф. Национальное образование в условиях межэтнического взаимодействия / К.Ф. Лиджеева //Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций. Научная конференция "Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизаций и времен": материалы международного конгресса: в 2-х частях. - Элиста. 2005. - С. 88-92.

7. Малыхина, Г.И., Миськевич, В.И. Образование и национальное самосознание / Г.И. Кондрашин, В.И. Миськевич // Европа: Актуальные проблемы этнокультуры: древность, средние века, новое и новейшее время: материалы IX Международной научно-теоретической конференции. - Минск: 2016. - С. 71-74.

8. Садыкова, А.Ю., Ягельницкая, Я.В. Региональное и национальное образование. Современные тенденции / А.Ю. Садыкова, Я.В. Ягельницкая // Философия в системе "НТПО": наука, технология, производство, образование: Сборник материалов межвузовской научной конференции / под редакцией Н.Ш. Валеевой. - Москва. - 2019. - С. 126-127.

9. Семенченко, И.В., Коваль, И.И. Национальное образование в сфере деятельности уральских земств (1917-1918 ГГ.) // Десятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сборник статей международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Научный редактор С.В. Любичанковский. - Москва. - 2020. - С. 106-111.

10. Тунгалаг, Л.Т. Национальное культурное образование и личность // Байкальские встречи - VIII: Историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития // Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Пшеничникова Р.И. - Пенза. - 2014. - С. 377-380.

11. Тучалаев, С.Т., Методологические основы и ментальные ценности национального образования / С.Т. Тучалаев // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. - 2014. - № 4. - С. 76-85.

12. Умарова, З.О. Национальное образование - основа развития общества / З.О. Умарова, О.Р. Уроубоев // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 3-4 (47). - С. 25-28.

13. Шадрин, А.А. "Национальное образование" как мультикультурный проект / А.А. Шадрин, С.В. Кардинская // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 112-121.

14. Юткина, Н.Е. Национальное образование и современность: состояние, проблемы, перспективы / Н.Е. Юткина // Гуманитарий. - 2009. - № 8. - С. 106-110.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); магистрант Сергунова Алевтина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

(ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Рассмотрены специфические особенности процесса обучения иностранному языку. Указаны критерии патриотического воспитания в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Выделены условия, для патриотического воспитания студентов в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: процесс обучения, профессиональное образование, патриотическое воспитание, ценностные ориентации, гуманитарные дисциплины.

Annotation. The specific features of the process of teaching a foreign language are considered. The criteria of patriotic éducation in the process of studying humanities are indicated. The conditions for patriotic education of students in the process of learning a foreign language are highlighted.

Key words: the learning process, vocational education, patriotic education, value orientations, humanities.

Введение. Студенчество является центральным периодом становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов.

Развитие интенций у студентов в ценностной сфере определяет особую роль гуманитарных дисциплин, направленных на формирование у обучаемых не только знаний и способов деятельности, но, прежде всего, опыта эмоционально-ценностного отношения [1].

Потенциальные возможности гуманитарных дисциплин реализуются в педагогическом процессе.

Изложение основного материала статьи. Ценности воспитания, составляют основу большинства концепций воспитания, (В.А. Караковский, З.А. Малькова, Н.Л. Селиванова, В.М. Коротков и др.). В них нашли также свое отражение проблемы гражданственно-патриотического воспитания студенческой молодежи, активно разрабатываемые применительно к высшей профессиональной школе (Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, С.И. Маслов, Н.Д. Никандров, В.Ю. Троицкий и др.), рассматриваемые данными авторами применительно к социальной системе, общности в качестве сердцевины, цементирующей силы [3].

Без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций невозможно возродить новое сильное государство. Без акцента на защиту интересов России немыслимо выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внутреннюю политику. Без привития молодежи чувства уважения к истории России, к делам и традициям предшествующих поколений нельзя воспитать сильное поколение.

Наблюдение за преподаванием предметов показало, что если настойчиво работать над формированием патриотического сознания, рационально используя материалы учебных программ, методических пособий, то у студентов можно воспитать любовь к Родине, интерес к истории нашего народа.

Необходимо обратить внимание на богатые возможности решения данной задачи посредством занятий по иностранному языку. Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как средства общения неоднократно рассматривался в отечественной методической литературе (И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, Е.И. Вишневский, К.Б. Есипович, Г.В. Рогова и др.). Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, например, отмечают, "что иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким" [7].

Обучение иностранному языку преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей задач; при этом воспитательная, образовательная и развивающая задачи достигаются в процессе практического овладения иностранным языком. Все данные стороны содержания обучения иностранному языку в комплексе взаимосвязаны, взаимозависимы и проявляются в виде обучающего, познавательного и воспитательного результата. Результат же в свою очередь, достигается постепенно в процессе овладения иностранным языком [2]. Иностранный язык вносит существенный вклад в оптимизацию процесса обучения и профессиональной подготовки.

Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний, других учебных предметов и способствует подготовке творчески активной личности. Процесс обучения иностранному языку имеет свои специфические особенности:

1) объект изучения (иностранный язык) является одновременно и средством общения между преподавателем и студентами;

2) овладение иностранным языком наиболее продуктивно осуществляется в процессе речевой коммуникации. Отношения между преподавателем и студентом являются субъект-субъектными;

3) при овладении иностранным языком ставится цель приобретения не только суммы знаний, сколько системы навыков и умений. В отличие от других предметов, также требующих овладения навыками и умениями, выработка навыков при обучении иностранному языку зависит не сколько от логических, сколько от речевых действий;

4) преподаватель является основным источником информации о тех изменениях, которые происходят в языке и социокультурной ситуации в странах изучаемого языка [9].

Обучение иностранному языку развивает личностные качества, при которых реализуются актуальные и потенциальные возможности обучающихся во всех формах проявления (самостоятельное определение целей, самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция).

Критериями патриотического воспитания в процессе изучения гуманитарных дисциплин (в том числе и иностранного языка) многие исследователи считают:

- Когнитивный - количество освоенных понятий из патриотической проблематики; умение устанавливать связи между ними и грамотно истолковать суть идейно-нравственных ценностей с патриотико-интернационалистическим содержанием; способность логично и адекватно интерпретировать характер и особенности проявления отображаемых этими понятиями социально-психологических феноменов в поведении и разнообразной деятельности;

- Мировоззренческий - самостоятельность высказывания и осмысленность суждений о содержании и регламентации патриотического сознания и поведения истинного приверженца и ревнителя всего родного, Отеческого; соответствие индивидуальных оценок студентов актуальным явлениям жизни России, сути и содержанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; стремление и умение применять полученные знания для аргументированного обоснования и защиты собственных патриотических позиций, а также для развенчания ошибочных и ложных взглядов в этой сфере; поиск приемлемых вариантов реализации собственных бескорыстных по характеру патриотических взглядов и убеждений в созидательно-преобразовательной практике на пользу Отечеству;

- Эмоционально-волевой - многомерность, сила и прочность позитивных отношений студентов к реальным феноменам духовной культуры России; устремленность к патриотическому самосовершенствованию, культура эмоционального выражения личных переживаний в связи с актуальными событиями общественной и государственной жизни; способность деятельно противостоять асоциальным и антипатриотичным явлениям;

- Поведенческий - интенсивность включения в патриотические акции; способность к рациональной организации патриотического поведения - собственного и окружающих людей; широта применения общественно-политической, гражданско-патриотической активности студента; инициативность и рационально-творческое отношение к мероприятиям патриотического характера [4].

Работа по патриотическому воспитанию на занятиях по иностранному языку во многом обусловлена ее спецификой. Можно выделить условия, необходимые для патриотического воспитания студентов в процессе изучения иностранного языка:

1) наличие у студентов потребности в новых знаниях;

2) подбор материала, на котором воспитывающий потенциал иностранного языка раскрывается более доступно и понятно;

3) использование разнообразных познавательных и проблемных задач;

4) реализация системы внутрипредметных и межпредметных связей.

Таким образом, для эффективности процесса патриотического воспитания студентов на занятиях по иностранному языку важно соответствие методов обучения их содержанию, а также общей предшествующей подготовке и возможностям студентов [6].

Ведущим фактором, определяющим патриотическое воспитание студентов в процессе обучения, является содержание учебного материала [6]. На занятиях по иностранному языку необходимо формировать осознанные ценностные ориентации личности по отношению к культурному наследию своей страны, страны изучаемого языка, воспитывать позитивное отношение к культурным различиям, воспитывать уважение к своей истории, культуре, традициям, развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

Особым условием формирования личности является использование различных ситуаций в образовательном процессе. Важными для нас являются воспитывающие ситуации. Это специально организованные педагогические условия, являющиеся по существу, ситуацией выбора. В реальной жизни и деятельности постоянно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся отношений. Открыть такую ситуацию, обнаружить в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему необходимо уметь каждому педагогу. В поисках выхода из подобных ситуаций воспитанники пересматривают свое поведение, приводят его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения [8].

Патриотический воспитывающий потенциал иностранного языка становится эффективным педагогическим средством при реализации всего спектра его функции:

- интеллектуальной, способствующей повышению образовательного уровня студентов, расширению их общего и патриотического кругозора, развитию способности к аналитико-синтетическому осмыслению явлений и процессов;

- мировоззренческой, нацеливающей образовательно-воспитательный процесс на формирование у студентов объективных представлений и понятий о закономерностях общественно-политического и культурно-исторического развития человеческого сообщества, на выработку позитивно преобразующей жизненной позиции в отношении к окружающей действительности;

- методологической, ориентирующей студентов на поиск объективных критериев истины и эффективных путей к освоению общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

- идеологической, направляющей благородные усилия педагогического персонала на побуждение и развитие у студентов устремленности к удовлетворению практических нужд своего родного народа и Отечества в рамках мирового сообщества;

- логико-гносеологической, стимулирующей нуклонный рост познавательной активности студентов, становления и утверждение их потребности проникать в существенные сферы бытия, касающиеся жизни народов Земли;

- прогностической, создающей благоприятные возможности для выявления актуального уровня патриотической зрелости студентов и педагогически обоснованного планирования занятий для оперативного достижения студентами зоны ближайшего развития;

- коммуникативной, вызывающей у студентов желание совместными усилиями решать теоретические и практические задачи патриотического самовоспитания, сообща включаться в посильную деятельность по преобразованию окружающей среды на гуманистических началах.

Значительное влияние на патриотическое воспитание в процессе обучения оказывает личность преподавателя. Требовательность к себе, эмоциональность, отражающая его отношение к окружающему, влияют на учащихся, в том числе на формирование патриотической направленности их личности. Следовательно, преподаватель во всех случаях общения со студентами должен выступать как патриот [6].

Выводы. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» позволяет формировать уважительное отношение к духовным и материальным ценностям других стран и народов, совершенствовать нравственные качества студента [5].

Литература:

1. Григорьева, Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин): автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Григорьева Наталия Анатольевна. - Волгоград, 1998. - 18 с.

2. Коннова, З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: монография / З.И. Коннова; Министерство образования Росссийской Федерации, Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского. - Калуга: КГПУ, 2003. - FB 1 04-6/156.

3. Лешер, О.В. Гражданственно-патриотическое воспитание студентов вуза: аксиологический аспект / О.В. Лешер // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: материалы Региональной науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.В. Лешер. - Магнитогорск: 2005. МГТУ, 2005. - С. 25-28.

4. Ляшко, Л.И. Патриотическое воспитание подростков-гимназистов средствами украинской национальной культуры на занятиях по труду: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Ляшко Лидия Ивановна. - Москва, 1995. - 25 с.

5. Кузнецова, С.А. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей / С.А. Кузнецова, Е.В. Мусницкая. - Москва: Изд-во Москов. гос. лингв. ун-та, 2004. - 25 с.

6. Райхлина, Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Райхлина Евгения Львовна. - Тула, 2003. - 23 с.

7. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Первушина. - Москва: Просвещение, 1998. - 231 с.

8. Сластенин В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / Сластенин В.А., Подымова, Л.С. -Москва: ИЧП Магистр, 1997. - 221 с.

9. Языкова, Н.В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя / Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 2. - С. 49-54.

Педагогика

УДК 811.581.11

кандидат педагогических наук, доцент Масловец Ольга Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва); кандидат филологических наук Сенина Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва)

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПЕРЕВОДУ С

КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена особенностям диахронического подхода при обучении общественно-политическому переводу с китайского языка. В статье фиксируется понятие общественно-политического текста, рассматривается ряд методик выполнения анализа данного типа текста, приводятся особенности и специфические черты китайского публицистического текста, его связь с менталитетом народа, классическим литературным языком вэньянь, уточняется понятие «диахронический подход». Авторы подкрепляют теоретические положения практическими примерами аудиовизуального характера (телепередачи китайского канала CCTV). На основании проведенного анализа фрагментов текстов делается вывод, что при переводе общественно-политических текстов следует уделять особое внимание анализу иероглифических знаков, входящих в состав тех или иных семантических и синтаксических конструктов, заимствованных из вэньяня. Таким образом, в процессе обучения специальной лексике, используемой в политическом дискурсе при переводе необходим тщательный подбор лексикографических источников.

Ключевые слова: методика преподавания, общественно-политический перевод, диахронический подход, обучение китайскому языку.

Annotation. The article is devoted to the importance of the hieroglyphic sign and the use of a diachronic approach in teaching socio-political translation from Chinese. The article fixes the concept of a socio-political text, considers a number of methods for analyzing this type of text, gives features and specific features of the Chinese journalistic text, its connection with the mentality of the people, classical literary language (Wenyan), clarifies the concept of diachronic approach. The authors reinforce the theoretical provisions with practical examples of audiovisual materials (television broadcasts of the Chinese CCTV channel). Based on the analysis of fragments of texts, it is concluded that when translating socio-political texts, special attention should be paid to the analysis of hieroglyphic signs that are part of certain semantic and syntactic constructs borrowed from Wenyan. Thus, in the process of teaching special vocabulary used in political discourse in translation, a careful selection of lexicographic sources is necessary.

Key words: method of teaching, socio-political translation, diachronic approach, teaching Chinese language.

Введение. Глобальные риски и тенденции современного мира охватили все сферы жизнедеятельности человечества. Геополитическое напряжение достигло крайней степени и требует адекватной оценки глобальных угроз и вызовов. Достигший апогея политический и социальный накал в мире требует развития всеобъемлющего диалога и поиска возможного консенсуса. Для этого, помимо политического намерения, достоверных экспертных оценок происходящего нужны специалисты, которые бы на высоком профессиональном уровне обеспечили эффективное протекание такого диалога. В связи с этим политический дискурс становится объектом пристального внимания исследователей языка и его функционирования, а перевод в сфере политической коммуникации остаётся актуальным и требует новых подходов к исследованию проблем формирования профессиональных навыков и умений в этой области.

Изложение основного материала статьи. В широком смысле общественно-политический текст - это сфера коммуникативного взаимодействия политических субъектов, как участников политического процесса, так и других субъектов общественных отношений разной степени институирования, в результате которого вырабатываются обобщенные стратегии развития общества [181. Структуру общественно-политического текста образуют субъекты, содержание, общественно-политический контекст, формы, каналы, средства и функции.

Важным элементом общественно-политического текста являются его субъекты, именно они генерируют идеи, наполняющие общественно-политический текст, задают нормы и определяют остальные структурные элементы текста. Конкретно подобными субъектами выступают органы власти и управления, политические, экономические, культурные элиты, общественно-политические объединения и организации [181.

Содержание общественно-политического текста формируется общественно значимыми темами, коррелирующими с проблемами, являющимися принципиально важными для тех или иных субъектов, они демонстрируют динамику языка на каждом этапе его развития. Общественно-политический текст является выражением всего комплекса взаимоотношений между обществом и гражданином и направлен на формирование определенной системы общественных отношений, посредством того или иного согласования интересов их субъектов.

Существуют ряд методик выполнения анализа политического текста [14, C. 223-225], которые равным образом могут быть использованы и для анализа общественно-политического текста:

- лингвистический анализ, предполагающий детализацию текста. Данный тип анализа предполагает изучение трех уровней коммуникативного события: текст, дискурсивную практику (способ производства и восприятия текста) и социальную практику (способ использования текста);

- стратегический анализ, предполагающий использование четырех основных приемов интерпретации текста;

- структурный анализ, предполагающий реконструкцию логики автора, посредством выявления и анализа структуры текста автора.

В связи с тем, что данное исследование связано с преподаванием перевода общественно-политического текста, имеет место обратиться к особенностям перевода текстов подобной тематики.

Как уже отмечалось выше, общественно-политические тексты это главным образом публикации в газетах, журналах и в интернете, посвященные политике и экономике. Они содержат различную информацию, проходящую по каналам массовой коммуникации. Их главная функция - сообщение. Тексты общественно-политической тематики могут быть тенденциозными и рассчитанными на определенное воздействие, на обработку общественного мнения. Однако функция сообщения остается у них основной, формирующей типологию текста. Как правило, для данного типа текста характерно использование значительного числа привычных клише, стереотипных фраз, газетных штампов, политических терминов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.