4. Тедорадзе Т. Г Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 4 (194): 434 - 439.
5. Васичкина О.Н. Воспитание патриотизма в процессе внеаудиторной и аудиторной работы с молодёжью. Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 4: 254 - 261.
6. Арефьева О.С., Арефьева О.В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза. Вестник марийского государственного университета. 2018; Т. 12; № 4: 9 - 13.
7. Некрасова С.А. Организация самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов по ФГОС Специальности СПО 53.02.05 сольное и хоровое народное пение (по виду хоровое народное пение) МДК 01.01 «Хоровое и ансамблевое пение» (по разделу «хоровое пение»). Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021; № 4: 162 - 171.
8. Зайцева И.В. Формирование элементов информационной культуры бакалавров в процессе аудиторной и внеаудиторной работы по немецкому языку. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; Vol. 2-2 (41): 6 - 9.
9. Соколова ГЕ. Особенности интерактивного обучения русскому языку как иностранному на занятиях по развитию устной и письменной речи. Преподаватель XXI век. 2021; № 1, Ч. 1: 168 - 175.
10. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.
11. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 5-6: 48 - 51.
12. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных работ. Москва, 2016: 157 - 162.
References
1. Chizh R.N. Formirovanie inoyazychnoj kompetencii buduschih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva v processe vystavochnoj deyatel'nosti. Rostovskij nauchnyj vestnik. 2021; № 2: 73 - 75.
2. Chizh R.N. Specifika professional'no-orientirovannogo inoyazychnogo obucheniya v profil'nom vysshem uchebnom zavedenii. Prepodavanie inostrannogo yazyka v professional'nom kontekste: tradicii, innovacii, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pamyati prof. R.P. Mil'ruda. Tambov: Izdatel'stvo ShGPU, 2021: 41 - 47.
3. Hizhnyak I.M. Obuchenie v sotrudnichestve kak 'effektivnyj sposob ovladeniya inostrannym yazykom. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy dokladov X Mezhdunarodnoj konferencii. Saratov: Izdatel'stvo SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2018: 276 - 279.
4. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434 - 439.
5. Vasichkina O.N. Vospitanie patriotizma v processe vneauditornoj i auditornoj raboty s molodezh'yu. Gumanitarnye isocial'nye nauki. 2020; № 4: 254 - 261.
6. Aref'eva O.S., Aref'eva O.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnikmarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; T. 12; № 4: 9 - 13.
7. Nekrasova S.A. Organizaciya samostoyatel'noj vneauditornoj i auditornoj raboty studentov po FGOS Special'nosti SPO 53.02.05 sol'noe i horovoe narodnoe penie (po vidu horovoe narodnoe penie) MDK 01.01 «Horovoe i ansamblevoe penie» (po razdelu «horovoe penie»). Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij. 2021; № 4: 162 - 171.
8. Zajceva I.V. Formirovanie 'elementov informacionnoj kul'tury bakalavrov v processe auditornoj i vneauditornoj raboty po nemeckomu yazyku. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; Vol. 2-2 (41): 6 - 9.
9. Sokolova G.E. Osobennosti interaktivnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na zanyatiyah po razvitiyu ustnoj i pis'mennoj rechi. Prepodavatel'XXI vek. 2021; № 1, Ch. 1: 168 - 175.
10. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.
11. Mel'nichuk M.V., Alisevich M.V. Problemy formirovaniya intellektual'noj kul'tury sovremennogo studenta. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 5-6: 48 - 51.
12. Mel'nichuk M.V., Osipova V.M. Sovershenstvovanie navykov myshleniya vysshego poryadka v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Teoriya i prakíika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh rabot. Moskva, 2016: 157 - 162.
Статья поступила в редакцию 03.08.22
УДК 378
Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT A UNIVERSITY. The article discusses the main features of the process of patriotic education of modern Russian universities students in the framework of academic classes in the discipline "Foreign Language". To do this, the researchers consider the content of the concept of patriotism and its interpretation in modern Russian society. The work investigates the role of the discipline "Foreign Language" in the professional who is competitive in conditions of a post-industrial society. The researchers prove that it has certain resources not only in the sense of forming future specialists' system of knowledge, skills and abilities they need, but also in the sense of the students' spiritual and moral development. In particular, this concerns forming of patriotism in future professionals. The paper describes the main ways that exist to develop patriotic feelings among students in foreign language classes and pedagogical conditions that contribute to achieving positive results in the relevant field.
Key words: foreign language at university, patriotic education of students, spiritual and moral development of students, student, teacher.
М.В. Мельничук, д-р экон. наук, канд. пед. наук, проф., рук. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В настоящей статье рассматриваются основные особенности процесса патриотического воспитания студентов современных российских вузов в рамках учебных занятий по академической дисциплине «Иностранный язык». Для этого прежде всего рассматривается содержательная сторона понятия «патриотизм» и его трактовка в современном российском обществе. Затем исследуется роль дисциплины «Иностранный язык» в процессе подготовки профессионала, конкурентоспособного в условиях постиндустриального общества будущего. Доказывается, что она имеет определённые ресурсы не только в смысле вооружения будущих специалистов системой необходимых им знаний, умений и навыков, но и в смысле духовно-нравственного развития обучающихся. В частности, это касается формирования патриотизма у будущих профессионалов. Далее изучаются основные возможности, существующие для формирования у студентов патриотических чувств на занятиях по иностранному языку. Описываются педагогические условия, способствующие достижению положительных результатов в соответствующей сфере.
Ключевые слова: иностранный язык в вузе, патриотическое воспитание студентов, духовно-нравственное развитие студентов, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Актуальность темы статьи обусловлена существенными преобразованиями, фиксирующимися во всех сферах жизни нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий. В частности, в образовательной сфере мы наблюдаем изменение отношения к патриотическому воспитанию учащихся [1-5]. В условиях смены ценностных ориентиров российское общество нуждается во внедрении образовательных моделей, позволяющих эффективно формировать патриотизм учащихся [6-16].
Трансформации в понимании того, какие общечеловеческие ценности нужно формировать у современных представителей учащейся молодёжи, связаны, прежде всего, с отказом от идеологических установок, характерных для предыдущего периода исторического развития нашей страны. Главной проблемой при этом является отсутствие общенациональной идеи.
Большинство современных студентов, будучи свидетелями существенных трудностей на пути формирования общенациональной идеи как базиса, определяющего вектор развития страны, утрачивают ориентиры в определении собственной целевой функции получения ВО. В результате происходит снижение их мотивации к успешному освоению соответствующих образовательных программ [6; 9; 10; 11].
Таким образом, патриотизм, выступая фактором, объединяющим граждан одной страны, независимо от их возраста, национальности и вероисповедания, играет в системе воспитания будущих профессионалов одну из ключевых ролей. Некоторым вопросам его формирования в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» будет посвящена настоящая статья.
Её цель - выявить основные черты процесса патриотического воспитания студентов современного вуза на занятиях по иностранному языку.
Цели соответствуют задачи:
- рассмотреть содержание понятия «патриотизм» и его трактовку в современном российском обществе;
- исследовать роль дисциплины «Иностранный язык» в процессе подготовки профессионала, конкурентоспособного в условиях постиндустриального общества будущего;
- изучить основные возможности, существующие для формирования у студентов патриотических чувств на занятиях по иностранному языку.
Методы исследования, использовавшиеся при подготовке данной статьи: анализ специальной литературы и педагогического опыта авторов.
Научная новизна статьи состоит в том, что была исследована специфика процесса патриотического воспитания студентов современных российских вузов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Теоретическая значимость статьи заключается в определении наиболее характерных черт процесса патриотического воспитания студентов современных российских вузов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Практическая значимость заключается в исследовании дальнейших перспектив развития преподавания иностранного языка как действенного средства воспитания патриотизма у представителей студенческой молодёжи.
Обычно понятие «патриотизм» трактуют как чувство любви к Родине, гордость за ее историю и великие свершения, а также стремление внести собственный вклад в дело её развития и процветания [1; 3; 5; 6]. В реалиях современного российского социума понятие «патриотизм» может быть истолковано по-разному. Основная причина - сложность содержания и определённый плюрализм форм выражения. А.Г Санина, например, склонна определять патриотизм как любовь к стране и преданность государству. Последние, по мнению данного автора, выражаются в знании исторических и современных достижений страны, свободной поддержки духовных и нравственных ценностей, а также проявлении гражданственности на основе активного участия в гражданском обществе [12, с. 45-46]. А.Г Горельцев полагает, что не только решение проблемы патриотического воспитания современной учащейся молодёжи, но и выведение точного определения данного термина отличаются сложностью в силу особенностей современной экономической, социально-политической и культурной обстановки [13, с. 14].
Так или иначе, но патриотическое воспитание современной учащейся молодёжи является одной из основных задач российских вузов [1; 2; 13]. Студенческий возраст представляет собой самую ответственную пору с точки зрения развития общественно значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Кроме того, актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем интеллектуального потенциала, характерным для большинства лиц, относимых к соответствующей социальной категории, а равно их повышенной социальной активностью. Таким образом, студенческая молодёжь представляет собой тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания [7; 8; 10].
В целях раскрытия темы настоящей статьи следует отметить, что экономические, политические и социальные условия, характерные для современного этапа истории России, способствуют существенным изменениям статуса иностранного языка как академической дисциплины. Сегодня он необходим не только переводчикам, но и в неменьшей степени представителям большинства профессий, конкурентоспособным в условиях современного общества. Важными частями портрета такого профессионала являются:
- способность самостоятельно разбираться в документации на иностранных языках;
- осведомлённость о передовых научно-технических достижениях соседних стран [1; 2; 9].
Таким образом, успешное освоение программы дисциплины «Иностранный язык» представляет собой важную часть успешной подготовки современного высококвалифицированного специалиста практически любого профиля.
Кроме того, для академической дисциплины «Иностранный язык» характерно то, что в процессе её изучения у студентов формируется не только система знаний из соответствующей области, но и умения и навыки пользоваться ими в целях общения и получения информации, важной с точки зрения их будущей профессиональной деятельности. Эта черта, в свою очередь, предоставляет преподавателю широкие возможности для воспитания у студентов патриотизма [6; 8].
В ряду педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию студентов на занятиях по иностранному языку, стоит содержание учебного материала [10, с. 386]. Это, последнее, должно быть подобрано так, чтобы обеспечить решение не только учебных, но и воспитательных задач в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по соответствующей дисциплине. Материал для использования в целях воспитания у студентов патриотизма может быть представлен в виде учебных и аутентичных текстов, а также разнообразных упражнений [11, с. 231-232].
Другим педагогическим условием успешного воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку является широкое использование различных средств, методов и форм организации учебно-воспитательной работы (табл. 1).
Таблица 1
Средства, методы и формы организации учебно-воспитательной работы на занятиях по иностранному языку
Учебные пособия
Средства Учебники
Учебные и аутентичные тексты
Рассказ
Беседа
Дискуссия
Методы Упражнение
Одобрение
Убеждение
Наставление
Практические занятия
Ролевые игры
Формы Учебные экскурсии
Студенческие научные конференции, семинары, вебинары, «круглые столы» [14, с. 18]
В частности, значительное количество времени на занятиях по академической дисциплине «Иностранный язык» должно уделяться работе с учебными и аутентичными текстами [15, с. 92]. Это могут быть тексты, содержащие информацию, затрагивающую различные проблемы общественной и культурной жизни своей страны и стран изучаемого языка, о жизни и деятельности известных ученых, внесших большой вклад в развитие мировой науки. Такие тексты можно рассматривать в качестве основного материала для воспитания патриотизма у студентов современных российских вузов.
Тексты о достижениях российской науки и техники способны вызвать у обучающихся чувство гордости за страну. Изучаемые в курсе иностранного языка факты из жизни и деятельности выдающихся отечественных деятелей науки, искусства, политиков и военных свидетельствуют о том, какими большими патриотами они были, какое достоинство и смелость проявляли в непростых отношениях с властью [12; 14; 15].
Кроме того, при изучении дисциплины «Иностранный язык» представляется возможным знакомство студентов со взглядами известных отечественных и зарубежных авторов на проблемы отечественной и зарубежной науки, на разные стороны общественной жизни [9; 13; 14; 15]. Это также может с большой вероятностью повлиять на формирование у студентов осознанного чувства патриотизма, любви к своей малой и большой Родине.
На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что под термином «патриотизм», как правило, понимается чувство любви к Родине, гордость за ее историю и великие свершения, а также стремление внести собственный вклад в дело её развития и процветания.
Данное понятие в реалиях современного российского социума может быть истолковано по-разному. Основная причина - сложность содержания и определённый плюрализм форм его выражения.
При этом, однако, большинство педагогов-исследователей и практиков сходятся на том, что патриотическое воспитание современной учащейся молодёжи является одной из приоритетных задач российских вузов.
Отметим также, что характерные для современного этапа истории нашей страны экономические, политические и социальные условия способствуют существенным изменениям статуса иностранного языка как академической дисциплины. Сегодня он необходим представителям большинства профессий, конкурентоспособным в условиях современного общества.
Успешное освоение программы соответствующей академической дисциплины представляет собой важную часть успешной подготовки современного высококвалифицированного специалиста практически любого профиля.
В процессе её изучения у студентов формируется не только система знаний из соответствующей области, но и умения и навыки пользоваться им в целях общения и получения информации, важной с точки зрения их будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
Вышеуказанная черта, в свою очередь, предоставляет преподавателю широкие возможности для воспитания у студентов патриотизма.
В ряду педагогических условий, могущих способствовать эффективному патриотическому воспитанию студентов на занятиях по иностранному языку, стоит содержание учебного материала. Оно должно быть подобрано так, чтобы обеспечить решение не только учебных, но и воспитательных задач в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по соответствующей дисциплине.
Ещё одним педагогическим условием успешного воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку является широкое использование различных средств, методов и форм организации учебно-воспитательной работы.
1. Идрисов И.К. Проблемы патриотического воспитания молодежи и пути её решения. Право: ретроспектива и перспектива. 2020; № 2: 10 - 14.
2. Агафонова ГЗ. О сущности духовной компетентности. Социологические и педагогические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2019: 198 - 201.
3. Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка. Вестник ЧГПУ им. ИЯ, Яковлева. 2020; № 2 (107): 210 - 218.
4. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 208 - 210.
5. Минаев А.И., Исаева О.Н., Завертяева Ю.А. Организация деятельности вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов: из опыта РГУ имени С.А. Есенина. Концепт.2020; № 11: 87 - 98.
6. Гольцова Т.А. Патриотическое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на занятиях по иностранному языку Реализация инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: Издательство Воронежского института МВД РФ, 2017: 22 - 25.
7. Стрелова А.Р Развитие патриотических чувств учащихся на занятиях иностранного языка посредством использования регионального компонента. Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2017: 166 - 171.
8. Морозова А.Л. Актуальные вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018; № 3 (79): 187 - 190.
9. Andreev V.V., Gorbunov V.l., Evdokimova O.K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties. Education and Self Development. 2020; Vol. 15; № 1: 21 - 37.
10. Суханова А.С. Роль дисциплины «иностранный язык» в формировании патриотических ценностей. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Международной научно-методической конференции. Омск: Издательство ОАБИИ, 2019: 385 - 387.
11. Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В. Суханова А.С. Особенности формирования патриотических ценностей будущих офицеров с использованием воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021; № 17: 230 - 240.
12. Санина А.Г Патриотизм россиян и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования. 2016; № 5: 44 - 53.
13. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.
14. Воронина Д.К., Шамов А.Н. Культурологические подходы к организации учебно-образовательного процесса по иностранному языку студентов ИТ-специальностей. Гаудеамус. 2021; Т. 20, № 4 (50): 15 - 21.
15. Белоцерковская Н.В., Корякина М.И., Охлопкова Я.В., Захарова Л.О. Шестакова И.В. Вопросы обучения и воспитания на уроках и занятиях иностранного языка в школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Управление образованием: теория и практика. 2020; № 4 (40): 89 - 97.
16. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.
References
1. Idrisov I.K. Problemy patrioticheskogo vospitaniya molodezhi i puti ee resheniya. Pravo: retrospektiva iperspektiva. 2020; № 2: 10 - 14.
2. Agafonova G.Z. O suschnosti duhovnoj kompetentnosti. Sociologicheskieipedagogicheskie aspekty obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Sreda, 2019: 198 - 201.
3. Trofimova I.G., Agafonova G.Z., Nikitina I.G. O patrioticheskom vospitanii studentov tehnicheskih special'nostej v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Vestnik ChGPU im. I.Ya, Yakovleva. 2020; № 2 (107): 210 - 218.
4. Krajnik V.L., Prischepa M.A. K voprosu o patrioticheskom vospitanii studentov v sovremennom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 208 - 210.
5. Minaev A.I., Isaeva O.N., Zavertyaeva Yu.A. Organizaciya deyatel'nosti vuza po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu studentov: iz opyta RGU imeni S.A. Esenina. Koncept.2020; № 11: 87 - 98.
6. Gol'cova T.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Realizaciya innovacionnojsistemy yazykovoj podgotovki v neyazykovyh vuzah: problemy i perspektivy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo instituta MVD RF, 2017: 22 - 25.
7. Strelova A.R. Razvitie patrioticheskih chuvstv uchaschihsya na zanyatiyah inostrannogo yazyka posredstvom ispol'zovaniya regional'nogo komponenta. Yazykikul'tura: voprosy sovremennoj filologiii metodikiobucheniya yazykam v vuze: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Habarovsk: Izdatel'stvo TOGU, 2017: 166 - 171.
8. Morozova A.L. Aktual'nye voprosy realizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018; № 3 (79): 187 - 190.
9. Andreev V.V., Gorbunov V.I., Evdokimova O.K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties. Education and Self Development. 2020; Vol. 15; № 1: 21 - 37.
10. Suhanova A.S. Rol' discipliny «inostrannyj yazyk» v formirovanii patrioticheskih cennostej. Problemy modernizacii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekiy. Lingvometodicheskie problemy i tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Omsk: Izdatel'stvo OABII, 2019: 385 - 387.
11. Mescheryakova E.I., Larina T.V., Eremin A.V. Suhanova A.S. Osobennosti formirovaniya patrioticheskih cennostej buduschih oficerov s ispol'zovaniem vospitatel'nogo potenciala discipliny «Inostrannyj yazyk». Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya ipraktika. 2021; № 17: 230 - 240.
12. Sanina A.G. Patriotizm rossiyan i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii. Sociologicheskie issledovaniya. 2016; № 5: 44 - 53.
13. Gorel'cev A.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v gosudarstvennom tehnicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.
14. Voronina D.K., Shamov A.N. Kul'turologicheskie podhody k organizacii uchebno-obrazovatel'nogo processa po inostrannomu yazyku studentov IT-special'nostej. Gaudeamus. 2021; T. 20, № 4 (50): 15 - 21.
15. Belocerkovskaya N.V., Koryakina M.I., Ohlopkova Ya.V., Zaharova L.O. Shestakova I.V. Voprosy obucheniya i vospitaniya na urokah i zanyatiyah inostrannogo yazyka v shkole, uchrezhdeniyah srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020; № 4 (40): 89 - 97.
16. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.
Статья поступила в редакцию 03.08.22