УДК [378.016:811.111].035.6-057.876:6 DOI 0.37972/chgpu.2020.107.2.026
И. Г. Трофимова, Г. 3. Агафонова, И. Г. Никитина
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Чувашский государственный университет имениИ. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются возможности предмета «Иностранный язык» в патриотическом воспитании студентов технических специальностей. В последние десятилетия происходят изменения в содержании и методах воспитания нравственных, гражданско-патриотических качеств у учащейся молодежи, что обусловлено изменившимися политическими, экономическими и социальными условиями жизни как внутри страны, так и за ее пределами. Наша страна стала более открытой, и молодое поколение испытывает влияние западной модели и идеалов индивидуалистической личности, установки которых часто не совпадают с нашими традиционными моральными ценностями. В новых условиях, когда изменяются требования к личностным качествам специалиста, возникает необходимость менять или совершенствовать методы воспитательной работы в техническом вузе. Были разработаны два теста с целью определения отношения студентов технического и филологического бакалавриата к явлению «патриотизм». Результаты анализа тестирования показали, что большинство студентов гордятся своей страной, для них быть патриотом означает любить свою родину, ее культуру, работать на благо своей страны. Воспитательный процесс в техническом вузе на занятиях по иностранному языку осуществляется через содержание учебного материала посредством применения различных методов, приемов и средств, а также разных форм организации учебно-воспитательной работы. Учебный материал для студентов бакалавриата должен иметь профессиональную направленность и в то же время воспитательную ценность. Обосновывается необходимость использования текстового материала имеющихся учебников или специально составленного, который обладает воспитательным потенциалом с точки зрения формирования устойчивых патриотических взглядов и убеждений.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, студенты бакалавриата, иностранный язык, воспитательный потенциал, учебный материал.
I. G. Trofimova, G. Z. Agafonova, I. G. Nikitina
PATRIOTIC EDUCATION OF TECHNICAL STUDENTS WHEN STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
I. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article discusses the potential of the subject «Foreign Language» in patriotic education of technical students. Over the past two decades, there have been changes in the content and methods of instilling the moral, civic-patriotic qualities in students, which is due to the changes in political, economic and social conditions both within the country and abroad. Russia has become more open, and the younger generation is influenced by the Western model and the ideals of the individualistic personality, the attitudes of which often conflict with the Russian traditional moral values. In the new conditions, when the requirements for the personality qualities change, it becomes necessary to alter or improve the methods of educational work in a technical institute. The authors designed two tests to determine the attitude of technical and philological students to the phenomenon of «patriotism». The results of the testing analysis showed that most students are proud of their country. For them to be a patriot means to love their homeland, its culture, to work for the good of their country. The educational process at the lesson of a foreign language in a tech-
nical institute is carried out through the content of educational material by using various methods, techniques and means, as well as various forms of organization of educational work. Educational material for undergraduate students should be profession-orientated and, at the same time, be of educational value. The paper substantiates the necessity of using textual material from existing textbooks or specially compiled, which has educational potential in terms of the formation of firm patriotic views and beliefs.
Keywords: patriotism, patriotic education, undergraduate students, foreign language, educational potential, educational material.
Введение. Предметом нашего исследования стали возможности иностранного языка как учебного предмета в воспитании патриотизма у студентов технических специальностей бакалавриата. Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий, которые необходимы для воспитания патриотических чувств у будущих инженеров.
Большие преобразования, происходящие в последние десятилетия в жизни нашей страны, привели к значительным изменениям в области образования, изменили отношение к воспитанию, приоритеты и ценности, мировоззренческие установки людей [1]. В современных условиях смены ценностных ориентиров молодежи, низкой востребованности ценностей старшего поколения, утраты традиционных духовно-нравственных установок и морально-этических норм, наше общество и государство остро нуждаются в таких образовательных моделях, которые обеспечивали бы духовно-нравственные компоненты патриотического воспитания в содержании образования, способствующих духовному развитию и саморазвитию личности [2].
С отказом от прежних идеологических установок произошли некоторые трансформации в понимании того, какие общечеловеческие ценности нужно прививать современной молодежи. Все это время ведутся дискуссии о необходимости формулирования общенациональной идеи для народов России, призванной сплотить людей для дальнейшего успешного развития страны, но решение до сих пор не найдено. Отсутствие общенациональной идеи является фактором, снижающим целеустремленность студентов технических направлений подготовки вузов в овладевании новыми знаниями, развитии навыков творческого подхода в ходе освоения образовательной программы.
Современный среднестатистический студент, являясь свидетелем значительных трудностей на пути формирования общенациональной идеи как базиса, определяющего вектор развития страны, теряет ориентиры в определении собственной целевой функции получения высшего инженерного образования. В результате снижается мотивация к успешному освоению образовательной программы. Всесторонний анализ способов повышения мотивированности студентов, обучающихся по техническим специальностям, выполнен в работе [21]. Недавно проведенные исследования показали низкую целенаправленность применения студентами технических вузов современных инфокоммуника-ционных технологий для повышения эффективности учебного процесса [5], [22]. Для того чтобы стать творцом нового, от выпускника вуза, специалиста в области технических наук, в настоящее время требуется не только высокий уровень квалификации в своей узкой специализации, но и широкий кругозор в смежных областях знаний [4]. Эффективным для активизации творческого потенциала студентов технических направлений подготовки вузов представляется широкое внедрение трансдисциплинарного подхода в образовательный процесс [3], [7], [9]. В работе [21] предложено расширенное понимание трансдисциплинарности в учебном процессе, суть которого состоит в объединении разнородных знаний по содержанию (обучение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педагогического сопровождения учебных занятий (воспитание). Патриотизм, выступая фактором, объединяющим людей независимо от возраста, национальности и вероисповедания, играет в системе воспитания будущих специалистов-инженеров одну из ведущих ролей.
Актуальность исследуемой проблемы. Студенческие годы являются важным этапом формирования личности будущего специалиста и гражданина. Для этого возраста характерна некоторая неустойчивость во взглядах, убеждениях и поведении у определенной части студенческой молодежи. «Проявляется эта неустойчивость в импульсивности, иллюзорном романтизме, разочаровании, пессимизме и волевой дисгармонии» [13]. Одним из нравственных качеств, которое следует продолжать воспитывать в условиях вуза, является патриотизм.
В последние два десятилетия принят ряд государственных документов по патриотическому воспитанию студентов, учитывающих реалии сегодняшнего дня как внутри страны, так и за ее пределами. Среди них - программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [15], в которой уделяется значительное внимание усовершенствованию форм и содержания патриотического воспитания молодежи. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» [10] поставлены важные задачи воспитания: формирование у современной учащейся молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации.
Материал и методы исследования. Материалом для изучения послужило содержание дисциплины «Иностранный язык» для студентов технических специальностей бакалавриата. Основными методами исследования явились следующие: анализ педагогической, методической литературы, нормативно-правовых и законодательных актов в сфере образования, рабочих программ дисциплин по иностранному языку ФГОС 3++ для технических специальностей, учебно-методических пособий; анкетирование; метод самооценки; прямое и косвенное наблюдение, изучение процесса обучения студентов 1-2 курсов факультета радиоэлектроники и автоматики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.
Результаты исследования и их обсуждение. В широком смысле понятие «патрио-тизм»трактуется как чувство любви к своей родине, гордость за ее историю и великие свершения, а также стремление внести свой вклад в дело развития и процветания своей страны. В современном российском обществе понятие «патриотизм» толкуется по-разному вследствие его сложного содержания и различных форм его выражения. Так, например, А. Г. Санина [17] считает, что патриотизм можно рассматривать как любовь к стране, преданность государству, выраженные в знании исторических и современных достижений страны, свободную поддержку духовных и нравственных ценностей, проявление гражданственности на основе активного участия в гражданском обществе, конструктивную критику правительства и выражение своей точки зрения. По мнению А. Г. Горельцева, «проблема гражданско-патриотического воспитания студентов государственных технических вузов не является легко разрешимой, так как должна реализовываться в сложной, внутренне противоречивой общественно-политической ситуации» [8].
Новые экономические, политические и социальные условия значительно изменили статус иностранного языка как учебного предмета. В настоящее время востребованы не переводчики, а высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком, способные общаться на нем, самостоятельно разбираться в научно-технической документации, следить за новыми техническими разработками в других странах, информацию о которых можно найти только в иностранных журналах. «Таким образом, владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста» [18, с. 179]. Поэтому«иностранный язык становится реально востребованным, а следовательно, и большую действенность обретают воспитательные возможности предмета "иностранный язык" во всей системе образования» [19, с. 81].
Вопросы реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» отражены в работах таких ученых, как Е. И. Вишневский [6] и др. Вопросы нравственного, гражданского, патриотического и гуманистического воспитания студентов технических вузов в процессе изучения иностранных языков рассматриваются в диссертациях О. И. Моисеенко [12], И. Г. Трофимовой [19] и др. Среди исследователей темы патриотического воспитания в ходе обучения иностранным языкам можно назвать Т. И. Шакирову [20].
Для дисциплины «Иностранный язык» характерно то, что в процессе его изучения обучающиеся не только осваивают явления другого языка, но и формируют умения и навыки пользоваться им в целях общения и получения нужной информации. Коммуникативная направленность изучения иностранного языка дает преподавателю широкие возможности по воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, морально-нравственных качеств.
Для того чтобы выявить, в какой степени развиты патриотические чувства у студентов-бакалавров технических специальностей, были проведены анкетирование и тестирование, результаты которых можно учитывать при составлении учебно-методического комплекса для воспитания патриотизма.
В анкетировании приняли участие 113 студентов 1 и 2 курсов факультета радиоэлектроники и автоматики. С целью сравнительного анализа результатов анкетирования был также проведен опрос среди 60 студентов 1 курса факультета иностранных языков Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.
Результаты анализа теста 1 (В какой степени вы гордитесь тем, что являетесь гражданином России?) приведены в таблице 1. Варианты ответов на 1-ое утверждение у студентов технических специальностей и студентов-филологов несколько отличаются: среди первых 20 % испытывают большую гордость за то, что они граждане России, среди вторых таких несколько больше - 27 %. На второе утверждение ответы соответственно составляют 55 % и 39 %. Только иногда испытывают гордость за то, что они граждане России, 19 % инженеров и 15 % филологов. Не испытывают гордости за страну 13 % студентов факультета иностранных языков (ФИЯ) и только 3 % студентов факультета радиоэлектроники и автоматики (ФРЭА). Такое расхождение в ответах предположительно можно объяснить тем, что на факультете иностранных языков в основном учатся девушки, а на факультете РЭА - юноши. Возможно, девушки более эмоционально воспринимают негативные стороны некоторых явлений в жизни страны, и это сказывается на их ответах. Затруднились с ответами 3 % инженеров и 9 % филологов.
Таблица 1
Тест 1. В какой степени вы гордитесь тем, что являетесь гражданином России?
№ и/и Варианты утверяедений бакалавры- бакалавры-
инженеры филологи
1. Испытываю большую гордость 20 27
2. Испытываю гордость 55 39
3. Испытываю гордость иногда 19 15
4. Не испытываю гордости 3 13
5. Затрудняюсь ответить 3 9
Чувство гордости за свою страну, ее историю, культуру, достижения в разных сферах является одним из важных компонентов патриотизма. Для того чтобы лучше понять, что значит в понимании студентов быть патриотом, было проведено анкетирование; нужно было из 9 вариантов ответов выбрать самую важную составляющую, по мнению студентов (см. табл. 2). Если рассматривать результаты анализа ответов студентов технического и гуманитарного факультетов, по большинству пунктов их мнения почти совпадают
или расходятся незначительно. Для большей части студентов «быть патриотом» означает прежде всего любить свою страну, национальную культуру, работать на благо своей страны и стараться вносить посильный вклад в дело прогрессивных преобразований в стране (пункты 1, 2, 3, 4). Из опроса также видно, что незначительное количество студентов считают нужным для патриота жертвовать своим благополучием для защиты государства (2 % и 3 % у технарей и гуманитариев соответственно), быть готовым защищать свою страну от лживых обвинений (4 % и 3 %), признавать недостатки в положении дел своей страны (6 % и 1 %), принимать активное участие в политической жизни страны (по 4 % у обеих групп респондентов). Никто или почти никто не считает, что быть патриотом означает считать свою страну лучше других стран (0 % и 2 %). Среди студентов факультета иностранных языков не оказалось таких, кто не понимает, что значит быть патриотом (0 %), а среди студентов факультета радиоэлектроники и автоматики таких оказалось лишь 3 %.
Таблица 2
Анкета 1. Что значит быть патриотом?
№ п/п Варианты ответов бакалавры-инженеры бакалавры-филологи
1. Любить свою родину 43 52
2. Любить национальную культуру, следовать традициям 12 17
3. Работать на благо своей страны 13 10
4. Стараться вносить посильный вклад в дело прогрессивных преобразований в стране 13 8
5. Жертвовать своим благополучием для защиты государства 2 3
6. Быть готовым защищать свою страну от лживых обвинений 4 3
7. Считать свою страну лучше других стран 0 2
8. Признавать недостатки в положении дел своей страны 6 1
9. Принимать активное участие в политической жизни страны 4 4
10. Нет ответа/затрудняюсь ответить 3 0
Результаты анкетирования и тестирования студентов-бакалавров позволяют нам заключить, что в вузе необходимо продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, патриотизма, гражданственности у будущих инженеров.
Наш опыт показывает, что одним из основных педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию у студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка, является содержание учебного материала. Его нужно подбирать так, чтобы обеспечить решение не только учебных, но и воспитательных задач. Материал, имеющий воспитательный потенциал, может быть представлен в виде учебных и аутентичных текстов и разнообразных упражнений.
Другими педагогическими условиями успешного воспитательного процесса являются средства, методы и формы организации учебно-воспитательной работы на занятиях по английскому языку у студентов технического факультета. В нашей практике мы используем различные средства воспитания (учебные пособия, учебники, учебные и аутентичные тексты, имеющие воспитательную ценность, пословицы и поговорки, наглядные пособия) и разнообразные методы воспитания (рассказ, беседа, дискуссия, убеждение, упражнение, одобрение, наставление и т. д.). Формами воспитательной работы выступают практические и лабораторные занятия, студенческие научные конференции, учебные экскурсии, ролевые игры и т. д.
Значительное количество времени на занятиях по английскому языку со студентами технических специальностей уделяется работе с текстами - как учебными, так и аутентичными. Это могут быть тексты общетехнической направленности и содержащие информацию
по выбранной специальности, а также тексты, рассказывающие об общественной и культурной жизни своей страны и стран изучаемого языка, о жизни и деятельности известных ученых, внесших большой вклад в развитие мировой науки, тексты, рассказывающие о технических достижениях своей республики, и т. д. Таким образом, текст можно рассматривать как основной материал для воспитательной работы среди студентов технических специальностей. «Это обусловлено тем, что текст является реальной и наиболее продуктивной основой обучения различным видам речевой деятельности на иностранном языке» [11], [14].
Для воспитания патриотических чувств у студентов на занятиях по иностранному языку мы используем тексты, имеющиеся в учебниках или составленные специально. Эти тексты должны быть профессионально ориентированы и в то же время иметь воспитательную ценность. Интересный по содержанию воспитательный материал может незаметно подводить студентов к решению определенных нравственных проблем.
Наш многолетний опыт работы на технических факультетах показывает, что для формирования патриотических качеств у студентов технических специальностей в процессе обучения иностранному языку нужно использовать тексты, рассказывающие об истории отечественных и зарубежных предприятий, работающих в тех областях, в которых они будут трудиться. Такие тексты всегда вызывают у них общий и профессиональный интерес. В центре внимания должны находиться известные ученые, руководители предприятий, которые внесли большой вклад в развитие отечественной науки и техники, обороноспособности страны [19, с. 93]. На занятиях по английскому языку мы знакомим студентов с жизнью и деятельностью таких ученых, как первый крупный русский ученый в области естественных наук Михаил Ломоносов, физик и электротехник, изобретатель радио Александр Попов, Владимир Зворыкин, внесший большой вклад в развитие телевидения в США и России, создатели первой советской атомной бомбы Игорь Курчатов и Андрей Сахаров [16], советский инженер-физик, видный организатор науки Петр Капица, известный советский исследователь в области теоретической физики Лев Ландау и др. С большим интересом студенты знакомятся с жизнью и деятельностью таких известных ученых-лауреатов Нобелевской премии последних десятилетий, как Жорес Алферов и Виталий Гинзбург. Для них характерны такие гражданские качества, как мужество, патриотизм, чувство долга, ответственность.
Тексты о достижениях российской науки и техники вызывают у студентов чувство гордости за страну, а факты из жизни и деятельности отечественных ученых свидетельствуют о том, какими большими патриотами они были, какое достоинство и смелость проявляли в непростых отношениях с властью, мужественно переносили испытания,бескорыстно служили интересам своей страны.
Мы также знакомим студентов со взглядами известных ученых на проблемы отечественной и зарубежной науки, на разные стороны общественной жизни. Все это - личные примеры известных и авторитетных ученых, их взгляды, мнения, понимание значимости их научной деятельности - положительно влияет на сознание, чувства, интересы и поступки студентов, способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Выводы. В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи входят в число приоритетных задач обучения и воспитания в вузе. Для решения этой задачи можно использовать воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык». При этом педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное патриотическое воспитание студентов, обучающихся на технических специальностях бакалавриата, являются подбор учебного материала, который должен иметь профессиональную направленность, а также может быть общекультурного, регионального характера; использование разных форм организации учебно-воспитательной работы на занятиях по английскому языку; применение различных методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование патриотизма у студентов технического вуза.
ЛИТЕРАТУРА
Х.Агафонова Г. 3. Духовно-нравственные позиции в философско-педагогической системе В. А. Сухо млинского // Идеи В. А. Сухо млинского в теории и практике : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 9-12.
2. Агафонова Г. 3. О сущности духовной компетентности // Социологические и педагогические аспекты образования : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 198-201.
3.Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Жданов Р. И. Формирование трансдисциплинарного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия Института перспективных исследований // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 2-1. - С. 9-22.
4. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Проданов Г. А., Жданов Р. И. Институт перспективных исследований -новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. -2017. - Т. 21, № 4. - С. 623-636.
5. Васильева Л. П., Володина Е. В., Ильина И. П., Андреев В. В. Оценка целенаправленности применения современных ИКТ студентами вузов в образовательном процессе // Science for Education Today. - 2020. -№2.-С. 124-137.
6. Вишневский Е. И. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку // Иностранный язык в школе. - 1988. - № 4. - С. 23-26.
7. Горбунов В. П., Евдокимова О. К, Римонди Д., Андреев В. В. Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов // Science for Education Today. - 2019. - № 1. - С. 172-187.
8. Горельцев А. Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -СПб.,2007. -22 с.
9. Евдокимова О. К, Андреев В. В., Горбунов В. И. Дисциплина «Русский язык и деловые коммуникации» в системе подготовки студентов технического бакалавриата // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 5(105). - С. 151-156.
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660/.
11. Маргулис В. Д. Вербальный текст как единица обучения (интерактивная методика преподавания естественных языков). - Челябинск : Газета, 1996. - 176 с.
12. Моисеенко О. И. Идейно-политическое воспитание студентов втуза в системе аудиторных занятий (на материале обучения английскому языку): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Минск, 1988. - 157 с.
13. Османкина Т. П. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2000. -20 с.
14. Пойзнер Б. Учебный текст. Опыт социоэнергетического описания // Высшее образование в России. - 1997.-№3.-С. 29-31.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/.
16. РочкоВ. П. Фрагменты биографии. А. Д. Сахаров. -М. : Панорама, 1991. - 16 с.
17. Санина А. Г. Патриотизм россиян и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. -2016.-№ 5.-С. 44-53.
18. Трофимова И. Г. О повышении роли иностранных языков в жизни современного общества // Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества : сборник статей по материалам региональной научно-методической конференции. - Чебоксары, 2004. - С. 179-184.
19. Трофимова И. Г. Формирование гражданственности как интегративного качества личности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2006. - 205 с.
20. Шатрова Т. И. Формирование патриотических качеств у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. .. .канд. пед. наук : 13.00.01. - Калуга, 2012. - 23 с.
21. Andreev V. V, Gorbunov V. I., Evdokimova О. К., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. - 2020. -Vol. 15,№ 1. -P. 21-37.
22. Andreev V. V, Gorbunov V. I., Evdokimova О. K. et al. Negative Aspects of the Use of Infocommunica-tion Technologies by Undergraduate Students of Engineering Academic Programs in a Regional Russian University // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - Vol. 8(3). - P. 844-856.
Статья поступила в редакцию 18.05.2020
REFERENCES
1. Agafonova G. Z. Duhovno-nravstvennye pozicii v filosofsko-pedagogicheskoj sisteme V. A. Su-homlinskogo // Idei V. A. Suhomlinskogo v teorii i praktike : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2018. - S. 9-12.
2. Agafonova G. Z. O sushchnosti duhovnoj kompetentnosti // Sociologicheskie i pedagogicheskie aspekty obrazovaniya : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2019. - S. 198-201.
3. Andreev V V, Gibadulin R. Ya., Zhdanov R. I. Formirovanie transdisciplinarnogo podhoda k nauchnoj i pedagogicheskoj deyatel'nosti kak osnovnaya missiya Instituta perspektivnyh issledovanij // Prepodavatel' XXI vek. -2019.-№2-1,-S. 9-22.
4. Andreev V V., Gibadulin R. Ya., Prodanov G. A., Zhdanov R. I. Institut perspektivnyh issledovanij -novaya forma podgotovki pedagogicheskih kadrov vysshej kvalifikacii v Rossii // Integraciya obrazovaniya. - 2017. -T. 21, № 4.-S. 623-636.
5. Vasil'eva L. N, Volodina E. V, Il'ina I. I., Andreev V. V. Ocenka celenapravlennosti primeneniya sov-remennyh IKT studentami vuzov v obrazovatel'nom processe // Science for Education Today. - 2020. - № 2. -S. 124-137.
6. Vishnevskij E. I. Vospitatel'nye vozmozhnosti processa obucheniya inostrannomu yazyku // Inostrannyj yazyk v shkole. - 1988. - № 4. - S. 23-26.
7. Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi D., Andreev V. V. Formirovanie transdisciplinarnyh znanij u studentov tekhnicheskih napravlenij vuzov // Science for Education Today. - 2019. - № 1. - S. 172-187.
8. Gorel'cev A. G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v gosudarstvennom tekhnicheskom vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - SPb., 2007. -22 s.
9. Evdokimova O. K., Andreev V. V., Gorbunov V. I. Disciplina «Russkij yazyk i delovye kommunikacii» v sisteme podgotovki studentov tekhnicheskogo bakalavriata // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 5(105). - S. 151-156.
10. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2020 goda [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : http://www.edu.ru/documents/view/1660/.
11. Margulis V D. Verbal'nyj tekst kak edinica obucheniya (interaktivnaya metodika prepodavaniya estestvennyh yazykov). - Chelyabinsk : Gazeta, 1996. - 176 s.
12. Moiseenko O. I. Idejno-politicheskoe vospitanie studentov vtuza v sisteme auditornyh zanyatij (na mate-riale obucheniya anglijskomu yazyku) : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Minsk, 1988. - 157 s.
13. Osmankina T. N. Formirovanie grazhdanstvennosti starsheklassnikov v usloviyah obshcheobrazova-tel'noj shkoly : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Orenburg, 2000. - 20 s.
14. Pojzner B. Uchebnyj tekst. Opyt socioenergeticheskogo opisaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. -1997.-№3.-S. 29-31.
15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/.
16.Rochko V. N. Fragmenty biografii. A. D. Saharov. -M. : Panorama, 1991. - 16 s.
17. SaninaA. G. Patriotizm rossiyan i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii // Sociologicheskie is-sledovaniya. - 2016. - № 5. - S. 44-53.
18. Trofimova I. G. O povyshenii roli inostrannyh yazykov v zhizni sovremennogo obshchestva // Problemy povysheniya kachestva obrazovaniya v usloviyah modernizacii obshchestva : sbornik statej po materialam region-al'noj nauchno-metodicheskoj konferencii. - CHeboksary, 2004. - S. 179-184.
19. Trofimova I. G. Formirovanie grazhdanstvennosti kak integrativnogo kachestva lichnosti studentov tekhnicheskogo vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 2006.-205 s.
20. Shakirova T. I. Formirovanie patrioticheskih kachestv u studentov vuza v processe obucheniya inostrannomu yazyku : avtoref. dis. ...kand. ped. nauk : 13.00.01. -Kaluga, 2012. -23 s.
21. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. - 2020. -Vol. 15, №1.-P. 21-37.
22. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K. et al. Negative Aspects of the Use of Infocommunica-tion Technologies by Undergraduate Students of Engineering Academic Programs in a Regional Russian University // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - Vol. 8(3). - P. 844-856.
The article was contributed on May 18, 2020
Сведения об авторах
Трофимова Ираида Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail:[email protected]
Агафонова Галина Зиновьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Никитина Ирина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail:[email protected]
Author information
Trofimova, Iraida Gennadyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Foreign Languages № 1,1. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Agafonova, Galina Zinovyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Nikitina, Irina Gennadyevna - Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of the Foreign Languages № 1, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]