Научная статья на тему 'Дисциплина «Русский язык и деловые коммуникации» в системе подготовки студентов технического бакалавриат'

Дисциплина «Русский язык и деловые коммуникации» в системе подготовки студентов технического бакалавриат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ / ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ENGINEERING UNDERGRADUATE PROGRAM / PHILOLOGICAL DISCIPLINES / BUSINESS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Ольга Константиновна, Андреев Всеволод Владимирович, Горбунов Владимир Иванович

В статье рассматриваются особенности содержания интегрированной дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» для студентов технического бакалавриата. Доказана необходимость объединения в рамках данной дисциплины учебного материала по русскому языку, литературе, культуре речи, риторике и психологии общения. Обосновывается тезис о том, что для бакалавров технического направления результатом освоения этой дисциплины является универсальный личностный ресурс, который в коммуникативных и дисциплинарных контекстах способствует целостности предметных знаний специалиста, обладающего профессиональными компетенциями, общей культурой, гражданскими и нравственными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Ольга Константиновна, Андреев Всеволод Владимирович, Горбунов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE AND BUSINESS COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF TRAINING OF UNDERGADUATES IN ENGINEERING

The article considers the peculiarities of the content of the integrated subject «Russian Language and Business Communications» for Engineering undergraduate students; shows the necessity of integration of educational content in Russian Language, Literature, Speech Culture, Rhetoric and Psychology of Communication within the framework of one subject; substantiates the thesis that the result of mastering of knowledge on «Russian Language and Business Communications» for Engineering undergraduate students is universal personal resource which provides the integrity of subject knowledge of future professionals (who have developed professional competences, general culture, civic duties and moral values) in communicative and subject contexts.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Русский язык и деловые коммуникации» в системе подготовки студентов технического бакалавриат»

УДК [378.016:811.161.1]:62 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.023

О. К. Евдокимова, В. В. Андреев, В. И. Горбунов

ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности содержания интегрированной дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» для студентов технического бакалавриата. Доказана необходимость объединения в рамках данной дисциплины учебного материала по русскому языку, литературе, культуре речи, риторике и психологии общения. Обосновывается тезис о том, что для бакалавров технического направления результатом освоения этой дисциплины является универсальный личностный ресурс, который в коммуникативных и дисциплинарных контекстах способствует целостности предметных знаний специалиста, обладающего профессиональными компетенциями, общей культурой, гражданскими и нравственными качествами.

Ключевые слова: технический бакалавриат, дисциплины филологического блока, деловые коммуникации.

O. K. Evdokimova, V. V. Andreev, V. I. Gorbunov

RUSSIAN LANGUAGE AND BUSINESS COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF TRAINING OF UNDERGADUATES IN ENGINEERING

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the peculiarities of the content of the integrated subject «Russian Language and Business Communications» for Engineering undergraduate students; shows the necessity of integration of educational content in Russian Language, Literature, Speech Culture, Rhetoric and Psychology of Communication within the framework of one subject; substantiates the thesis that the result of mastering of knowledge on «Rus-sian Language and Business Communications» for Engineering undergraduate students is universal personal resource which provides the integrity of subject knowledge of future professionals (who have developed professional competences, general culture, civic duties and moral values) in communicative and subject contexts.

Keywords: engineering undergraduate program, philological disciplines, business communications.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена динамичностью развития современного рынка труда, который нуждается в выпускнике технического бакалавриата новой формации. Это должен быть специалист не узкого профиля, а широкой эрудиции в своей профессиональной сфере, обладающий креативным мышлением и определенными личностными качествами (нацеленностью на познание и творчество, способностью к саморазвитию, готовностью работать в команде и т. п.) [3]. Бакалавры должны уметь интегрировать идеи из различных областей научного знания и оперировать междисциплинарными категориями, выходя за пределы узкоспециальных представлений. Особую актуальность это имеет для бакалавра технического профиля, где специальные знания в силу разных причин (сложность освоения дисциплин технического профиля, недостаточность гуманитарного развития, низкий уровень социализации, отсутствие коммуникативных навыков) оттесняют на периферию развитие студента во всех других направлениях. Именно по-

этому компетенции технического специалиста должны формироваться на основе взаимосвязи узкопрофессиональной подготовки и широкой культуры, на что направлены гуманитарные, в первую очередь филологические, дисциплины. Цель статьи - обосновать содержание интегрированной дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» для студентов технического бакалавриата, способствующей развитию универсального личностного ресурса, используемого в коммуникативном и дисциплинарном контекстах.

Материал и методика исследований. Материалом для изучения послужило содержание дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» для студентов технического бакалавриата. Теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы по теме позволил определить методологические основы исследования. Использованы междисциплинарный и системный подходы при рассмотрении содержания интегрированной дисциплины с последующим синтезом авторской позиции.

Результаты исследований и их обсуждение. Российская система высшего образования постоянно совершенствуется. В истории новой России именно образование прежде, чем другие отрасли, претерпело целый ряд кардинальных изменений, которые призваны были не просто развивать то или иное направление в данной области, а внести принципиальные коррективы в качество подготовки выпускников школ, ссузов, вузов. Процесс преобразований еще далек от завершения, и поиски в этом направлении продолжаются.

В этой связи вопросы качества обучения в российских вузах, их перехода от специ-алитета к бакалавриату, профессионализации знаний студента в условиях бакалавриата отнюдь не праздные, а требующие научного осмысления и апробации [2].

Исследователи не раз писали о том, что общество не может в полной мере полагаться на технических специалистов, пусть даже подготовленных по лучшим образовательным стандартам, но не обладающих должной степенью патриотизма, гуманности и социальной ответственности. В этой связи актуально звучит призыв уделять больше внимания формированию интеллигентности как интегрального личностного качества [11]. Более того, мы считаем, что интеллигентность выпускников технического бакалавриата является одним из критериев качества образовательного пространства и одним из показателей их успешной социальной и профессиональной самореализации. Однако в технических вузах России пока преобладает технократизм и в содержании дисциплин, и в подходах к организации учебного процесса, что в конечном счете проявляется в снижении творческого потенциала и познавательной активности студентов, а также в их безразличии к результатам своей деятельности [6].

В настоящее время в инженерном образовании возрастает роль социально-гуманитарных дисциплин, которые способствуют формированию критического и рефлексивного мышления, необходимого для сближения востребованных сегодня знаний [14]. Так, в частности, в одной из работ [13] нашей проблематики проанализирован потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» для развития познавательной активности студента технического вуза, формирования его способности по-своему видеть проблемную ситуацию, неординарно мыслить, обосновывать свою позицию, выслушивать другие точки зрения и сотрудничать в поисках истины. Ранее в своих статьях мы отмечали, что техническое образование, будучи обособленным от гуманитарного знания, неизбежно будет технократическим, что необходимый уровень профессиональной подготовки в вузе немыслим вне широкой культуры личности, которая формируется прежде всего гуманитарными дисциплинами [5], [9], [10]. «Технарям» в силу специфики их мышления в основном не свойственно стремление к рефлексивному восприятию информации. В этом отношении гуманитарные дисциплины, благодаря диалектичности содержания и целостному отражению картины мира, способствуют развитию образного и ассоциативного мышления, эмоционально-чувственной сферы, позволяют мысленно воспроизвести цельную картину многообразных

явлений и фактов, а самое главное - формируют коммуникативные качества, которыми студенты технических специальностей чаще всего обладают в недостаточной степени.

В некоторых работах мы уже обращали внимание на недостаточную языковую грамотность обучающихся на технических факультетах, неразвитость их навыков устной и письменной речи, их неумение вести диалог. Молодые люди, погруженные в виртуальный мир, общаются между собой на языке социальных сетей, который далек от соблюдения современных литературных норм. Именно этот молодежный сленг вытесняет литературный язык и общепринятые нормы, широко распространяется и начинает оказывать влияние не только на речь, но и на стиль, манеры поведения молодого человека и, как результат, на его образ мыслей [7].

Собственный опыт преподавания филологических дисциплин студентам технического бакалавриата позволяет нам говорить о том, что есть очевидная необходимость в совершенствовании их устной и письменной речи, поскольку грамотно, понятно и доступно изложить свои мысли может, к сожалению, далеко не каждый из них. Однако есть и другая сторона этого вопроса, на наш взгляд, более тревожная. Игнорируя все нормы русской грамматики, обучающиеся, постоянно работающие с компьютером, вольно или невольно переходят от славянского алфавита к латинице, тем самым подменяя русскую лексику варваризмами, то есть по сути идет процесс вытеснения в молодежной среде родного языка из сферы общения, и происходит это прежде всего в среде технически ориентированного студенчества. Все прекрасно понимают (а журналисты и представители научной общественности по этому поводу давно бьют тревогу), что значит для нации в целом размывание системы и границ родного языка, - в конечном счете, утрата национальной ментальности. В этой связи вопрос о гуманитарной составляющей технического образования выходит за рамки только учебного и требует всестороннего обсуждения.

Наша позиция по данной проблеме не нова, но по-прежнему актуальна: техническому образованию необходим выход за пределы своего профиля. Для повышения эффективности учебного процесса педагогика рекомендует использовать междисциплинарные связи: если для студентов гуманитарных факультетов это устойчивые навыки работы с 1Т-технологиями, то для получающих образование по техническим специальностям это блок гуманитарных дисциплин, в котором овладение филологическими знаниями должно занимать существенную часть времени, поскольку роль русского языка как государственного и как средства делового общения в профессиональной сфере остается незыблемой. Отметим, что в постоянно меняющихся учебных планах данная мысль отражена, однако представление о характере и содержании самого предмета до сих пор окончательно не сложилось. Судить об этом можно хотя бы по тому, как от плана к плану меняются названия самой дисциплины - «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык и основы креативного письма», «Русский язык и деловые коммуникации» и пр.

Как видим, акцент все-таки остается на русском языке как базовой дисциплине в формировании навыков устного и письменного изложения информации. Однако совершенствовать язык без обращения к литературе как образцу эталонной речи практически невозможно. Так, художественная литература в большей степени, чем любой другой предмет, помогает студенту соединить учебно-научный потенциал изучаемого материала с литературным языком. Помимо этого, нельзя забывать и о том, что литература - богатейший источник различных общественных и психологических моделей поведения индивида. На примерах, в первую очередь из художественных произведений, развиваются и способность к рефлексии, и умение понимать внутренний мир человека; воспитываются патриотизм и альтруизм; формируется представление о нравственных ценностях, что в итоге не только обогащает личность выпускника вуза, но и создает необходимые условия для его социализации. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что данная дисциплина

имеет прикладной характер по отношению к основной специализации, поэтому с позиций междисциплинарного подхода и принципа системности важно, чтобы выбранные для работы художественные тексты учитывали профессиональную специфику.

Обращение к русскому языку и литературе автоматически предполагает междисциплинарное взаимодействие с культурой речи и риторикой [7]. Если первое - это правильная, этически выдержанная речь, то под вторым понимается умение говорить не только грамотно, но и красиво и убедительно: здесь необходимо развитие, во-первых, ораторского (работа над содержанием и этикой публичного выступления, эвристическая риторика, логика речи, приемы стимулирования внимания и интереса аудитории), во-вторых, полемического (цель и стратегия, правила ведения и типы участников спора) мастерства.

Филологические знания направлены на формирование тех компетенций, которые находятся вне поля зрения профильных дисциплин и которые нужны будущему специалисту как профессионалу и представителю технической интеллигенции. Интегрированная филологическая дисциплина будет формировать у студентов навыки и культуру использования терминологии каждого из предметов учебного плана; она может стать одним из наиболее радикальных средств активизации образного мышления, обязательного для развития творческой мысли будущего технического специалиста [8].

Деловые коммуникации - более широкое, составное понятие, которое включает в себя и культуру речи, и риторику. В этом отношении положительным явлением можно считать выпуск учебников для технического бакалавриата, где русский язык, культура речи, деловое общение справедливо рассматриваются как единая дисциплина [4]. В ряде новых работ [1], [12] обобщен опыт формирования и развития коммуникативных компетенций студентов технических вузов посредством дисциплин филологического цикла, что также свидетельствует о том, что поиски в данном направлении актуальны и имеют принципиальный характер.

Деловая коммуникация в самом общем смысле - это один из видов общения, целью которого является обеспечение партнерских отношений в той или иной сфере занятости между разными, порой противоположными, сторонами. Иными словами, она подразумевает владение как навыками устной и письменной речи, так и определенными знаниями по психологии, в частности психологии общения, поскольку ключевым фактором этой коммуникации считается убеждение. Психология общения, в свою очередь, знакомит студентов со стилями и правилами делового общения, особенностями работы в команде, приемами создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе и способами прогнозирования результатов межличностных отношений. Особый интерес представляют психологические тесты на умение слушать собеседника, оценку коммуникативных качеств и уровня конфликтности личности, выявление стилей поведения тестируемых в противоречивых ситуациях.

Резюме. Интегрированная дисциплина «Русский язык и деловые коммуникации» нацелена на развитие потенциала личности студента в решении всевозможных коммуникативных задач и качественное освоение им других дисциплин учебного плана. Степень владения языком - это универсальный личностный ресурс, который необходим в коммуникативных и дисциплинарных контекстах и который работает на результат - формирование высококлассного специалиста, творчески подходящего к решению разного рода проблем, в первую очередь в профессиональной сфере. В условиях вуза учебная практика позволяет обучающемуся овладеть приемами социализации как части общекультурных компетенций, общей культуры, гражданскими качествами и нравственными нормами -всем тем, что в российском обществе понимается как интеллигентность и что с объективной точки зрения содействует профессиональной самореализации и успешности выпускников технического бакалавриата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверич Н. А., Панкратова И. К. Самостоятельная работа на занятиях по русскому языку как одна из форм развития языковой компетенции студентов технического вуза // Вестник науки и образования. -2019. - № 2(56), ч. 1. - С. 91-96.

2. Андреев В. В. О некоторых аспектах подготовки бакалавров и магистров в области инфокоммуника-ционных технологий и систем связи // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. - 2014. - № 1. - С. 37-38.

3. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Жданов Р. И. Формирование трансдисциплинарного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия Института перспективных исследований // Преподаватель XXI века. - 2019. - № 2, ч. 1. - С. 9-22.

4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение : учебник. - М. : КНОРУС, 2014. - 424 с.

5. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Ляпаева Л. В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 82-90.

6. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Минеев А. И. Непрерывное гуманитарное образование в системе подготовки бакалавров технических направлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://st-hum.ru/node/516.

7. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Обжогин А. А. Инженерная филология в системе высшего технического образования // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов : материалы IX Международной учебно-методической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 119-123.

8. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Римонди Д., Андреев В. В. Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов // Science for Education Today. - 2019. - Vol. 9, № 1. -P. 172-187.

9. Евдокимова О. К., Горбунов В. И. Возможности дисциплины «Литература» при подготовке бакалавров технических направлений // Никоновские чтения : сборник научных статей Международного культурологического форума : в 2 т. Т. 2 : Актуальные вопросы педагогики, психологии, литературоведения и лингвистики / под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. - Чебоксары, 2016. - С. 62-68.

10. Евдокимова О. К., Горбунов В. И., Васильева Л. Н. К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 3(95), ч. 2. - С. 173-180.

11. Макаренко Е. И. Социальная база технической интеллигенции в условиях кризиса // Социологические исследования. - 2010. - № 10. - С. 26-30.

12. Шерстянникова Е. А. Общекультурная языковая компетенция в системе высшего технического образования // Педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 243-250.

13. Щелокова А. А. «Русский язык и культура речи» в развитии познавательной активности студентов технического вуза // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 8(60). - С. 173-176.

14. Suslova T. I., Ozerkin D. V., Raitina M. Y. Problems of Education in the Context of Technoscience: Tradition and Innovation // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 75-80.

Статья поступила в редакцию 11.09.2019

REFERENCES

1. Averich N. A., Pankratova I. K. Samostoyatel'naya rabota na zanyatiyah po russkomu yazyku kak odna iz form razvitiya yazykovoj kompetencii studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2019. -№ 2(56), ch. 1. - S. 91-96.

2. Andreev V. V. O nekotoryh aspektah podgotovki bakalavrov i magistrov v oblasti infokommunikacionnyh tekhnologij i sistem svyazi // Metodicheskie voprosy prepodavaniya infokommunikacij v vysshej shkole. - 2014. -№ 1. - S. 37-38.

3. Andreev V. V., Gibadulin R. Ya., Zhdanov R. I. Formirovanie transdisciplinarnogo podhoda k nauchnoj i pedagogicheskoj deyatel'nosti kak osnovnaya missiya Instituta perspektivnyh issledovanij // Prepodavatel' XXI ve-ka. - 2019. - № 2, ch. 1. - S. 9-22.

4. Vvedenskaya L. A., Pavlova L. G., Kashaeva E. Yu. Russkij yazyk. Kul'tura rechi. Delovoe obshchenie : uchebnik. - M. : KNORUS, 2014. - 424 s.

5. Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Lyapaeva L. V. Intelligentnost' studentov regional'nogo tekhni-cheskogo vuza: postanovka voprosa, sredstva ocenivaniya, probnye rezul'taty // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2016. - № 1(89). - S. 82-90.

6. Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Mineev A. I. Nepreryvnoe gumanitarnoe obrazovanie v sisteme podgo-tovki bakalavrov tekhnicheskih napravlenij [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://st-hum.ru/node/516.

7. Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Obzhogin A. A. Inzhenernaya filologiya v sisteme vysshego tekhni-cheskogo obrazovaniya // Vozmozhnosti i perspektivy vysshego obrazovaniya: opyt razvitiya sovremennyh mnogo-profil'nyh vuzov : materialy IX Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii. - Cheboksary, 2017. - S. 119-123.

8. Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi D., Andreev V. V. Formirovanie transdisciplinarnyh znanij u studentov tekhnicheskih napravlenij vuzov // Science for Education Today. - 2019. - Vol. 9, № 1. - P. 172-187.

9. Evdokimova O. K., Gorbunov V. I. Vozmozhnosti discipliny «Literatura» pri podgotovke bakalavrov tekhnicheskih napravlenij // Nikonovskie chteniya : sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnogo kul'turologicheskogo foruma : v 2 t. T. 2 : Aktual'nye voprosy pedagogiki, psihologii, literaturovedeniya i lingvistiki / pod red. M. S. Ukolovoj, A. V. Nikitinoj, A. Yu. Nikolaevoj. - Cheboksary, 2016. - S. 62-68.

10. Evdokimova O. K., Gorbunov V. I., Vasil'eva L. N. K probleme podgotovki nauchno-tekhnicheskoj intelligence v vuze // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2017. - № 3(95), ch. 2. - S. 173-180.

11. Makarenko E. I. Social'naya baza tekhnicheskoj intelligencii v usloviyah krizisa // Sociologicheskie issle-dovaniya. - 2010. - № 10. - S. 26-30.

12. Sherstyannikova E. A. Obshchekul'turnaya yazykovaya kompetenciya v sisteme vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - № 4. - S. 243-250.

13. Shchelokova A. A. «Russkij yazyk i kul'tura rechi» v razvitii poznavatel'noj aktivnosti studentov tekhni-cheskogo vuza // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2016. - № 8(60). - S. 173-176.

14. Suslova T. I., Ozerkin D. V., Raitina M. Y. Problems of Education in the Context of Technoscience: Tradition and Innovation // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 75-80.

The article was contributed on September 11, 2019

Сведения об авторах

Евдокимова Ольга Константиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: evdokimova.ok@mail.ru

Андреев Всеволод Владимирович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теплоэнергетических установок Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: andreev_vsevolod@mail.ru

Горбунов Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматики и управления в технических системах Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: vigor21@mail.ru

Author information

Evdokimova, Olga Konstantinovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: evdokimova.ok@mail.ru.

Andreev, Vsevolod Vladimirovich - Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Department of Thermal Power Plants, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: andreev_vsevolod@mail.ru.

Gorbunov, Vladimir Ivanovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Automation and Control in Technical Systems, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: vigor21@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.