Научная статья на тему 'К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе'

К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КУЛЬТУРА / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL INTELLIGENTSIA / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евдокимова Ольга Константиновна, Горбунов Владимир Иванович, Васильева Лидия Николаевна

В статье прослеживается генезис понятия «интеллигенция» и выделяются качества интеллигента в современной России, где главное способствовать нравственной состоятельности общества. Особое внимание уделено научно-технической интеллигенции, призванной сочетать в себе как техническую, так и гуманитарную составляющие. Отмечается, что в условиях существующего противоречия между потребностями страны в конкурентоспособном производстве и отсутствием системы в подготовке научно-технической интеллигенции важна инновационная деятельность самой системы образования. Роль технических вузов расширяется до необходимости становления будущего специалиста как человека культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Евдокимова Ольга Константиновна, Горбунов Владимир Иванович, Васильева Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF TRAINING SCIENTIFIC-TECHNICAL INTELLIGENTSIA AT THE UNIVERSITY

The article considers the genesis of the concept «intelligentsia» and highlights the qualities of the intellectual in modern Russia, where the main concern is to promote the moral soundness of the society. Special attention is paid to scientific-technical intelligentsia that is to unite both technical and social components. The authors remark that in the terms of the existing contradiction between the needs of the country’s competitive production and lack of system of training of scientific-technical intelligentsia, innovation of the education system itself is of great importance. The role of technical universities is expanded to the necessary of formation of the future specialist as a person of culture.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе»

УДК 378.662.016:008

О. К. Евдокимова, В. И. Горбунов, Л. Н. Васильева

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ВУЗЕ

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье прослеживается генезис понятия «интеллигенция» и выделяются качества интеллигента в современной России, где главное - способствовать нравственной состоятельности общества. Особое внимание уделено научно-технической интеллигенции, призванной сочетать в себе как техническую, так и гуманитарную составляющие. Отмечается, что в условиях существующего противоречия между потребностями страны в конкурентоспособном производстве и отсутствием системы в подготовке научно-технической интеллигенции важна инновационная деятельность самой системы образования. Роль технических вузов расширяется до необходимости становления будущего специалиста как человека культуры.

Ключевые слова: высшее техническое образование, научно-техническая интеллигенция, культура.

Актуальность исследуемой проблемы. Интеллигентность в русской жизни всегда была мерилом духовности и нравственной состоятельности общества. В настоящее время жизнь неумолимо возвращает нас к необходимости возродить интеллигентность в качестве одной из главных личностных характеристик, включающей в себя стремление к знаниям и просветительство, подвижническое служение людям и гуманизм, бескорыстное отношение к труду и профессионализм, высокие морально-нравственные качества и обостренное чувство справедливости, развитое чувство долга и социальной ответственности, но в первую очередь - наличие высокой культуры. Именно это отличительное свойство было характерно для дореволюционной российской интеллигенции, интеллигенции XX столетия, однако в XXI в. в самом общем случае оно кажется явно недостаточным, а порой и вовсе отсутствующим. В этой связи вопрос об интеллигентности и интеллигенции в современной России в его полном объеме актуален как никогда. Если же вспомнить историю формирования российской интеллигенции, то можно лишний раз убедиться в том,

© Евдокимова О. К., Горбунов В. И., Васильева Л. Н., 2017

Евдокимова Ольга Константиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: evdokimova.ok@mail.ru

Горбунов Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматики и управления в технических системах Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: vigor21@mail.ru

Васильева Лидия Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры телекоммуникационных систем и технологий Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: oln2404@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

как велика ее роль в политической, социальной и культурной жизни нашей страны. Достаточно сказать, что начиная со сборника «Вехи» (1909) особенная роль интеллигенции в жизни русского общества никогда не подвергалась сомнению.

Цель исследования - проследить генезис понятия «интеллигенция», для того чтобы предложить меры по устранению противоречия между потребностями страны в конкурентоспособном производстве и отсутствием системы в подготовке научно -технической интеллигенции. Данной разновидности интеллигенции в статье уделено особое внимание, поскольку именно научно-техническая интеллигенция призвана сочетать в себе как техническую, так и гуманитарную составляющие. Процесс подготовки научно-технической интеллигенции в вузе мы рассматриваем в культурологическом аспекте, подразумевая необходимость инновационной деятельности самой системы образования. Смеем утверждать, что проблемы подготовки российской интеллигенции, особенно в ее разновидностях, еще долго будут актуальными в современном интеллигентоведении и науке в целом, так как вопросы формирования нравственно-этических и эстетических ценностей, развития эмоционально-волевой сферы, а самое главное, сочетания профессиональной подготовки с культурологической являются базовыми в понимании интеллигентности.

Материал и методика исследований. В основе исследования лежат следующие методологические принципы: культурологический (доминирующее внимание менталитету и традициям нации, образованности, духовности, культуре мышления и поведения), аксиологический (во главе угла - приоритет общечеловеческих ценностей, в первую очередь - совести, гражданской позиции, свободы, творчества), естественнонаучный (учет достижений комплекса наук о человеке).

С помощью ряда эмпирических методов научного исследования (в том числе наблюдения) получен исходный материал для статьи. Теоретические методы (анализ программных и нормативных документов, научной отечественной и зарубежной литературы по теме статьи, а также обобщение и синтез) использованы для упорядочения исходного материала, обоснования актуальности исследуемой проблемы, выделения качеств интеллигента и определения роли научно-технической интеллигенции в современной России, а также выявления противоречия по теме исследования и выработки мер для устранения этого противоречия.

Результаты исследований и их обсуждение. Понятие «интеллигентность» в России достаточно емкое, имеет давнюю историю и свою сферу употребления. На разных этапах исторического развития российского общества уровень его интеллигентности был неодинаков, тем не менее в нашей стране интеллигентность всегда оставалась социально востребованной, что само по себе свидетельствовало о высоком уровне духовного развития общества.

В настоящее время, в истории новой России мы, судя по всему, переживаем то время, когда потребность в интеллигентности очевидна для всех. В нашей большой многонациональной стране у каждого, по-видимому, есть свое представление об интеллигентности, однако, сколь бы разными эти представления ни были, смысл данного понятия с течением времени вряд ли сильно изменился.

Исследователи, занимающиеся интеплигентоведением, нередко стремятся конкретизировать общепринятое понимание и дают свое определение интеллигенции и интеллигентности. С одной стороны, это свидетельствует о том, что научное осмысление поднятых проблем находится в стадии разработки и потому обращение к ним подчеркнуто актуально, а с другой - по-видимому, о высокой степени значимости вопроса об интеллигенции для российского общества. В научных работах по педагогике, социологии, исто-

рии, литературе, отчасти менеджменту и т. п. авторы пытаются дать как можно более полное представление о том, что такое интеллигентность и, соответственно, кого можно назвать интеллигентным человеком. Так, например, считается, что интеллигентность - это интегральная характеристика высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой [1]. Многие исследователи к признакам интеллигентности традиционно относят высокую культуру, духовность, образованность, кругозор, воспитанность, толерантность, гражданственность, способность к критически-рефлексивному восприятию окружающего мира [5], [10]. Обратим внимание на то, что во всех определениях интеллигентности, несмотря на некоторые различия, обязательным и неизменным условием является наличие высокой культуры.

К набору признаков, соответствующих интеллигентности, можно подойти с разных точек зрения, однако приоритетным неизменно остается обращение к общечеловеческим и культурным ценностям, а также к социально одобряемым качествам личности. Так, обязательными компонентами личностного развития, как правило, называют образованность (профессиональную, мировоззренческую, эстетическую), нравственную состоятельность, социальную активность, общую культуру, творческие способности.

Многие из названных компонентов взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, способность к восприятию красоты является одним из инструментов творчества, творческий потенциал в профессиональной сфере коррелирует с общим художественно-эстетическим опытом и т. д. Подобные взаимосвязи возникают не случайно. Интеллигентность — не застывшая характеристика, она находится в постоянном развитии, что в итоге приводит не только к концентрированное™ содержания, но и к выявлению устойчивых, постоянных признаков, без которых понимание интеллигентности теряет свой смысл.

Естественно, представление об интеллигентности неотделимо от понятия «интеллигенция», которое обозначает группу людей, профессионально занимающихся умственным или творческим трудом. Однако в России слово «интеллигенция» приобрело более глубокий смысл. С самого начала оно означало и безупречное нравственное чувство, и высокие духовные стремления, опирающиеся прежде всего на традиции русской классической литературы и культуры в целом.

В конце XIX в. понятие «интеллигенция» в России становится необычайно востребованным, едва ли не ключевым в осознании процессов, протекавших на рубеже столетий, - идеологических, социальных, культурных. Неслучайно именно в это время в литературе и публицистике наряду с извечными вопросами русской жизни обозначился еще один - интеллигенция и ее роль в дальнейшем развитии России. Начиная с этого времени слово «интеллигенция» получает устойчивое значение, поскольку смысл этого понятия к концу XIX в. уже в основном определился, как определились и его отличительные признаки. Показательным было и то, что интеллигенция не зависела от власти, а значит, была свободна в выражении своих взглядов, ее отличал неформальный и устойчивый интерес к происходящему в стране, постоянная озабоченность ее настоящим и будущим. Иными словами, извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» для русской интеллигенции никогда не были риторическими и праздными. Помимо этого важным фактором в характеристике именно русской интеллигенции во все времена оставалось обостренное чувство справед ливости, так называемая особая русская душа, которая открыта чужим страданиям и боли.

Роль интеллигенции в прошлом России хорошо известна и изучена в разных аспектах, тогда как отношение к современной интеллигенции и понимание ее значения в жизни общества неоднозначные. В научной литературе бытуют разные точки зрения по дан-

ному вопросу. Например, одна из них: интеллигенция в России - явление специфическое, «ничего похожего на нашу интеллигенцию на Западе нет» [4], интеллигенция - это специфическая культурная общность, сформировавшаяся исключительно в российском социуме [5]. Однако есть и другое мнение, весьма распространенное в настоящее время: интеллигенция в России по аналогии с Западом перерождается в интеллектуальную элиту. «На смену понимания интеллигенции как "службы совести", - пишет исследователь, -приходит даже не понимание интеллектуалов - "производителей идей", а некий денотат, отдаленно относящийся даже к социальным смыслам понятия...» [2].

Надо сказать, что в современном интеллигентоведении сохраняется традиционное противопоставление интеллектуалов западного образца и русской интеллигенции, для которой духовно-нравственная составляющая всегда была определяющей. По-прежнему некоторые исследователи именно на этом делают акцент, считая, что «в западном традиционном употреблении "интеллектуал" — понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение» [6]. Есть и «примиряющие» взгляды, согласно которым такие понятия, как интеллигенция, интеллектуалы и элита, находятся не в отношениях взаимоисключения, а, скорее, дополнения [3].

Как видим, даже краткий экскурс в историю вопроса лишний раз убеждает в том, что проблема интеллигенции не утрачивает своей остроты, поскольку сейчас, как никогда в истории новой России, стала очевидной потребность в этой категории граждан, одна из постоянных функций которой - быть гарантом нравственной состоятельности общества. Именно в этом своем качестве интеллигенция более всего востребована в современном мире, когда необразованность и некомпетентность, невоспитанность и бескультурье, подобно заразной болезни, распространяются с необыкновенной быстротой. На очереди вопрос о формировании нового поколения интеллигенции, современно мыслящей, креативной, высокообразованной, культурной, с развитым чувством социальной и нравственной справедливости. И здесь в широком спектре разновидностей русской интеллигенции (городская и сельская, столичная и провинциальная, артистическая, творческая, учительская, научно-техническая) особого внимания, на наш взгляд, заслуживает научно-техническая. Принципиальное отличие научно-технической интеллигенции от других разновидностей данного понятия состоит прежде всего в том, что, будучи негуманитарной по роду своей деятельности, она призвана сочетать как гуманитарную, так и техническую направленность. Обратим внимание и на то, что в современном российском обществе научно-техническая интеллигенция все увереннее занимает лидирующие позиции, а это значит, что ее социальная роль неуклонно возрастает.

Большинство исследователей проблем научно-технической интеллигенции сходятся в том, что состав данной категории неоднороден. Это специалисты с высшим техническим образованием, занятые в производстве и в сфере разработки интеллектуального продукта для развития науки и техники [10], это инженерно-технические, научные и на-учно-педагогические работники. В результате роль научно-технической интеллигенции значительно расширяется, на ее плечах лежит ответственность за инновационное развитие на основе интеграции инженерного образования, науки и производства.

Как правило, в быстро меняющемся современном мире эта роль выходит далеко за рамки профессиональной компетенции, поскольку именно научно-техническая интеллигенция является катализатором научно-технического прогресса и общественного развития, преодолевая технократизм и одновременно отстаивая гуманистические ценности. Отвечая ожиданиям общества, научно-техническая интеллигенция фактически призвана

представлять собой социальную силу, обеспечивающую развитие науки и техники и отличающуюся высокой степенью духовности. Однако нельзя не согласиться с тем, что в среде современной научно-технической интеллигенции обозначились явные негативные тенденции: сужение социальной роли до уровня профессионально-функциональных обязанностей, превращение в интеллектуалов по найму, социальный конформизм, технократизм, ослабление внимания к нравственным ценностям, к таким традиционным понятиям, как совесть, долг, милосердие. Материальное благополучие стало мерилом всех ценностей, подтолкнуло лучшие технические кадры к работе, как правило, не на государственных предприятиях и не в своем отечестве.

В результате возникает серьезная проблема: с одной стороны, очевидные потребности страны в инновационной экономике и конкурентоспособном производстве, а следовательно, в той самой новой научно-технической интеллигенции, владеющей «алгеброй» и не чуждой «гармонии»; с другой - явное снижение этих показателей и отсутствие системы в подготовке научно-технической интеллигенции на уровне как образовательных учреждений, так и общественных институтов. В этой связи особое значение приобретает инновационная деятельность самой системы образования, которая в настоящее время переживает не самые простые времена (так называемая оптимизация всего образовательного процесса, объединение кафедр и всевозможные укрупнения, создание федеральных и опорных вузов и т. п.). Однако, несмотря на проводимую реорганизацию, один из фундаментальных принципов образования - деление на гуманитарное, техническое и естественное - пока остается незыблемым. Другое дело, что уровень образования вообще, его востребованность современным обществом серьезно изменились и, как показывает практика, не всегда в лучшую сторону. Так, в последнее десятилетие в нашей стране явно обозначился интерес к техническим специальностям, что, в частности, свидетельствует о позитивных сдвигах в социально-экономической сфере и промышленном производстве. Опуская историю этого, по сути, самостоятельного вопроса, отметим, что потребность в техническом образовании в современных условиях действительно значительно возросла, однако проблемы остались и сделались еще более явными. Одна из главных проблем по-прежнему заключается в том, что в технических вузах гуманитарная и общекультурная подготовка, воспитание нравственных качеств будущих технических специалистов осуществляются по остаточному принципу. Фактически на смену классическому вузовскому образованию пришли рационализм и прагматизм.

Как известно, нравственные ценности формируются благодаря прежде всего гуманитарным знаниям. Мы считаем, что в образовательном контексте нравственные ценности синонимичны духовности, понимаемой с научной точки зрения как проявление высших устремлений человека к познанию и служению другим людям. Представление о духовности неразрывно связано с таким принципиально важным нравственным понятием, как совесть. Она проявляется, когда реализуемый поступок задевает потребности в истине или добре, пишет один из исследователей, отмечая, что долг социален, а совесть содержит больше общечеловеческого [11]. Ю. М. Лотман подчеркивал, что именно совесть побуждает человека к бескорыстному поведению, диктует, как поступить, когда есть выбор [9]. Академик Д. С. Лихачев придал этой мысли наиболее общий характер, утверждая, что совесть действует в пределах культуры человека, общества, традиций народа... [8].

Серьезная и принципиальная проблема технического образования - противоречие между логикой и чувством. В одной из предыдущих своих статей мы уже обращались к этой проблеме, отмечая, что логика использует взаимоисключающие оценки по принципу

«правильно - неправильно», «да - нет», а критерии эмоционально-чувственной сферы -другие: «по совести - бессовестно», «красиво - некрасиво», «доброе - злое», причем ее оценка не требует осознаваемого анализа и представляет собой гармонию отраженного и отражаемого [7].

Данное противоречие действительно имеет место и влечет за собой существенные последствия, которые становятся очевидными уже в процессе обучения. Так, технократически ориентированная система образования, отдающая явное предпочтение логике и игнорирующая эмоциональную сферу, может готовить специалистов высокообразованных и профессиональных, но это будут скорее интеллектуалы, а не интеллигенты в традиционном российском понимании термина. Между тем высшее техническое образование способно и призвано преодолеть противоречие между логикой и чувством в процессе обучения. Имея все необходимые условия для формирования не только профессионала, но и интеллигента в широком смысле этого слова, технические вузы вполне могут стать центрами по подготовке научно-технической интеллигенции. Основная миссия данной разновидности интеллигенции должна состоять не только в выдвижении профессиональных идей, но и в их реализации с гуманистических позиций. По сути, в современных условиях научно-техническая интеллигенция, обладающая социально-ориентированной системой нравственных ценностей, в своем прогнозе вектора развития научно-технического прогресса и его последствий должна стать гарантом стабилизации всех сфер общественной жизни.

Резюме. Существует противоречие между востребованностью конкурентоспособного отечественного производства и отсутствием системы в подготовке научно-технической интеллигенции. Объективно общество нуждается в технических специалистах, обладающих, помимо узкопрофессиональных компетенций, социально ориентированными гуманитарными и общекультурными ценностями.

Именно гуманитарное образование формирует нравственные представления человека, связанные с его духовностью (в научном понимании этого слова) и совестью. Однако в технических вузах, как правило, общекультурная подготовка и воспитание нравственных качеств будущих специалистов остаются в лучшем случае на периферии. Между тем данная проблема более чем актуальна, она может и должна быть решена на уровне образовательных и общественно значимых программ подготовки не только узкого спе-циалиста-интеллектуала, но и интеллигента, в широком смысле - человека Культуры, действующего с гуманистических позиций как в социотехнических системах, так и во всех сферах общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань : Центр инновационных технологий, 2005. - 468 с.

2. Бакшутова Е. В. Интеллектуал vs интеллигент: проблема самоопределения современной интеллигенции // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 3(8). - С. 15-18.

3. Горчицкая Е. Л. Интеллигенция, интеллектуалы и элита в социальном пространстве: соотношение и сравнительный анализ понятий // Омский научный вестник. - 2009. - № 3(78). - С. 66-70.

4. Гудков Л. Д. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. - 1992. - № 3-4. - С. 203-206.

5. Гусарова М. Н. Формирование научно-технической интеллигенции в Российской Федерации: преемственность исторического опыта и новые тенденции. 1991-2010 годы : автореф. дис. ... докт. истор. наук : 07.00.02.-М., 2010.-53 с.

6. Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С. Н., Рябчун Н. П. Интеллигенция и культура России. 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://intelligentia.rminteligencija-i-kultura-rosi.html.

7. Евдокимова О. К, Горбунов В. И. Возможности дисциплины «Литература» при подготовке бакалавров технических направлений // Никоновские чтения : сборник научных статей по материалам Международного культурологического форума : в 2-х т. Т. 2 : Актуальные вопросы педагогики, психологии, литературоведения и лингвистики / под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. - Чебоксары, 2016. - С. 62-68.

8. Лихачев Д. С. Русская культура / сост. Л. Р. Мариупольская. - М.: Искусство, 2000. -440 с.

9. Лотман Ю. М. Чему же учатся люди? (Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vivovoco.astrcmet.ru > w/papers/lotman/lotman01 .htm.

10. Макаренко Е. И. Социальная база технической интеллигенции в условиях кризиса // Социологические исследования. - 2010. -№ 10. - С. 26-30.

11. Симонов П. В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. - М.: Наука, 1993.-112 с.

UDC 378.662.016:008

O. K. Evdokimova, V. I. Gorbunov, L. N. Vasilyeva

ON THE PROBLEM OF TRAINING SCIENTIFIC-TECHNICAL INTELLIGENTSIA AT THE UNIVERSITY

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract The article considers the genesis of the concept «intelligentsia» and highlights the qualities of the intellectual in modern Russia, where the main concern is to promote the moral soundness of the society. Special attention is paid to scientific-technical intelligentsia that is to unite both technical and social components. The authors remark that in the terms of the existing contradiction between the needs of the country's competitive production and lack of system of training of sci-entific-technical intelligentsia, innovation of the education system itself is of great importance. The role of technical universities is expanded to the necessary of formation of the future specialist as a person of culture.

Keywords: higher technical education, scientific and technical intelligentsia, culture.

© Evdokimova O. K., Gorbunov V. I., Vasilyeva L. N., 2017

Evdokimova, Olga Konstantinovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: evdokimova.ok@mail.ru

Gorbunov, Vladimir Ivanovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Automatic and Control in Technical Systems, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: vigor21@mail.ru

Vasilyeva, Lidia Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Telecommunication Systems and Technologies, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: oln2404@mail.ru

The article was contributed on April 10, 2017

REFERENCES

1. Andreev V. I. Kcmkurentologija. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti. -Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2005. - 468 s.

2. Bakshutova E. V. Intellektual vs intelligent: problema samoopredelenija sovremennoj intelligencii // Po-volzhskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 3(8). - S. 15-18.

3. Gorchickaja E. L. bitelligencija, intellektualy i jelita v sociaTnom prostranstve: sootnoshenie i sravnitel'nyj analiz ponjatij // Omskij nauchnyj vestnik. - 2009. - № 3(78). - S. 66-70.

4. Gudkov L. D. Intelligenty i intellektualy // Znamja. -1992. - № 3-4. - S. 203-206.

5. Gusarova M. N. Farmirovanie nauchno-tehnicheskqj intelligencii v Rossijskqj Federacii: preemstvennost' is-toricheskogo opyta i novye tendencii. 1991-2010 gody: avtaref. dis.... dokt. istor. nauk: 07.00.02. - M., 2010. - 53 s.

6. Dorogova L. N., PyhanovJu. V., Mareeva E. V., Mareev S. N., Rjabchun N. P. bitelligencija i kultura Ros-sii. 1999 [Jelektrcmnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://intelligentia.ru>inteligencija-i-kultura-rosi.html.

I.Evdokimova О. K., Gorbunov V. I. Vozmozhnosti discipliny «Literatura» pri podgotovke bakalavrov tehnicheskih napravlenij // Nikonovskie chtenija : sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunarodnogo kul'tur-ologicheskogo faruma : v 2-h t. T. 2 : Aktual'nye voprosy pedagogiki, psihologii, literaturovedenija i lingvistiki / pod red. M. S. Ukolovoj, A. V. Nikitinoj, A. Ju. Nikolaevoj. - Cheboksary, 2016. - S. 62-68.

8. LihachevD. S. Russkaja kul'tura / sost. L. R. Mariupol'skaja. - M.: Iskusstvo, 2000. -440 s.

9. Lotman Ju. M. Chemu zhe uchatsja ljudi? (Iz vystuplenija na otkrytii russkoj gimnazii pri Tartuskom uni-versitete, 1990 g.) [Jelektrcmnyj resurs], - Rezhim dostupa: http У/vivovoco. astronet. ru> w/papers/lotman/lotmanO 1 .htm.

10. Makarenko E. I. Social'naja baza tehnicheskoj intelhgencii v uslovijah krizisa // Sociologicheskie issledo-vanija. - 2010. -№ 10. - S. 26-30.

II. Simonov P. V. Sozidajushhij mozg: nejrobiologicheskie osnovy tvorchestva. - M.: Nauka, 1993. -112 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.