Научная статья на тему 'Воспитание духовно-нравственной культуры студенческой молодежи: задачи, проблемы и пути решения'

Воспитание духовно-нравственной культуры студенческой молодежи: задачи, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТИ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / UNIVERSITY LECTURERS / EDUCATIONAL WORK / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / TEACHING TRADITION / MORAL QUALITIES AND VALUES / PROBLEMS OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

В статье рассматриваются роль и место воспитательного аспекта в педагогической работе преподавателей высшей школы. Автор приводит и анализирует нормативные акты, регламентирующие воспитательную работу в высших учебных заведениях. Обосновываются актуальность и важность сохранения и развития преемственности отечественной педагогической традиции. Исследуются проблемы организации воспитательной деятельности в вузе. Отмечаются неопределенность ее методов и форм в современных институтах и университетах, а также отсутствие норм отведенного времени на этот вид работы. Автор подчеркивает значимость формирования духовно-нравственной культуры студентов в условиях новых задач, поставленных перед образовательными организациями: масштабного увеличения количества иностранных студентов, создания англоязычной образовательной среды. В итоге сформулированы выводы и практические рекомендации по совершенствованию работы по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fostering the spiritual and moral culture of students: objectives, problems, and solutions

The study discusses the role and place of the educational aspect in teaching practice of university lecturers. The author cites and analyzes the regulations governing educational work in higher educational institutions. The research substantiates the relevance and significance of maintaining and developing the continuity of the national teaching tradition. The arrangement problems of educational work at universities are investigated. Modern institutes and universities face its uncertain methods and forms as well as the lack of the time frame for this type of activity. The author emphasizes the importance of fostering the spiritual and moral culture of students in terms of new objectives set for universities: a large-scale increase in the number of international students, the creation of an English-language educational environment. As a result, findings and practical recommendations are proposed to improve the spiritual and moral instruction of students.

Текст научной работы на тему «Воспитание духовно-нравственной культуры студенческой молодежи: задачи, проблемы и пути решения»

УДК 37.034:37.025-057.875

https://doi.org/10.24158/spp.2019.2.11

Зубанова Светлана Геннадиевна

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Института иностранных языков Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Zubanova Svetlana Gennadievna

D.Phil. in History, Professor, Aviation Foreign Languages Department I-11, Foreign Languages Institution, Moscow Aviation Institute -National Research University

FOSTERING THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS: OBJECTIVES, PROBLEMS, AND SOLUTIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются роль и место воспитательного аспекта в педагогической работе преподавателей высшей школы. Автор приводит и анализирует нормативные акты, регламентирующие воспитательную работу в высших учебных заведениях. Обосновываются актуальность и важность сохранения и развития преемственности отечественной педагогической традиции. Исследуются проблемы организации воспитательной деятельности в вузе. Отмечаются неопределенность ее методов и форм в современных институтах и университетах, а также отсутствие норм отведенного времени на этот вид работы. Автор подчеркивает значимость формирования духовно-нравственной культуры студентов в условиях новых задач, поставленных перед образовательными организациями: масштабного увеличения количества иностранных студентов, создания англоязычной образовательной среды. В итоге сформулированы выводы и практические рекомендации по совершенствованию работы по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи.

Ключевые слова:

преподаватели высшей школы, воспитательная работа, духовно-нравственная культура, педагогическая традиция, морально-нравственные качества и ценности, проблемы воспитательной работы.

Summary:

The study discusses the role and place of the educational aspect in teaching practice of university lecturers. The author cites and analyzes the regulations governing educational work in higher educational institutions. The research substantiates the relevance and significance of maintaining and developing the continuity of the national teaching tradition. The arrangement problems of educational work at universities are investigated. Modern institutes and universities face its uncertain methods and forms as well as the lack of the time frame for this type of activity. The author emphasizes the importance of fostering the spiritual and moral culture of students in terms of new objectives set for universities: a large-scale increase in the number of international students, the creation of an English-language educational environment. As a result, findings and practical recommendations are proposed to improve the spiritual and moral instruction of students.

Keywords:

university lecturers, educational work, spiritual and moral culture, teaching tradition, moral qualities and values, problems of educational work.

Духовно-нравственный кризис современной жизни в значительной мере вызван плюралистическими трактовками гуманистических нравственных ценностей. Возникли критические деформации культурного и информационного пространства России, появилась угроза разрушения самоидентификации страны [1]. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для преодоления кризисных явлений недостаточно. Девальвация моральных идеалов привела к падению престижа социально-значимого труда, апатии, безынициативности и даже социальной пассивности и агрессии. «Молодежь становится жестокой, невосприимчивой к проблемам слабых (детей-сирот, инвалидов, пожилых людей). Именно это актуализирует проблему формирования гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи» [2, p. 817]. Представления о ценностях многолики, отсутствует последовательный механизм формирования модели нравственного поведения, а также способов воздействия на сознание и поведение молодых людей.

В связи с этим в педагогической среде необходимо создавать атмосферу ответственности педагогов за мировоззрение студентов, организовывать педагогические условия для реализации воспитательных задач. Возможно, и условия, и сами воспитательные задачи для вузов, находящихся в разных регионах нашей страны, должны быть отчасти неодинаковыми. Вместе с тем для сохранения единства России нужно формировать гражданскую идентичность на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданских ответственности и солидарности, уважения к закону и сопричастности к судьбе Родины - при поддержании связи с этническими, религиозными корнями [3, с. 12].

Многокультурность и многоэтничность живут в историческом сознании нашего народа, в его историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась российская государственность [4], отражающая многовековой уникальный опыт совместной мирной жизни представителей разных народов и религий. Россия является богатейшей этнокультурной мозаикой Европы и Азии, примером позитивных межкультурного и межрелигиозного диалога и сотрудничества в масштабе огромной страны. Этот аспект в парадигме отечественного образования должен быть особенно ярким и значимым, не умаляющим опыт консолидации многоликого российского общества и не умалчивающим о феноменальности созданных культурных многонациональных традиций.

Жизнь общества невозможна без признания всеобщего нравственного закона, который объединяет всех людей, но преломляется в жизни каждого человеческого сообщества по-своему. В словах президента РФ о духовной опоре народа и отношении к ней государственной власти подчеркивается, что крайне важно, чтобы в социуме сохранялись межрелигиозный мир и согласие.

При этнокультурном и поликонфессиональном разнообразии России нужно, чтобы в высшей школе студентам прививались морально-нравственные качества и ценности, объединяющие наш народ. «Сейчас межэтнические отношения являются самой уязвимой точкой России. Нам нужно выстраивать такую модель межнациональных отношений, которая бы предусматривала сохранение национальной и религиозной идентичности. Но при этом необходима политика диалога цивилизаций» [5].

Именно на высшие учебные заведения, которые готовят новые поколения специалистов, ложится ответственная задача - выпускать их высоконравственными и ответственными за судьбу страны и своей малой родины. В масштабе государства должен быть решен важный вопрос координации усилий учебных заведений, семьи, церкви в деле воспитания нравственности, поддержки и охраны семьи, противодействия экстремизму.

Актуальность рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи определяется рядом факторов: во-первых, нерешенностью многих социально-психологических проблем в обществе в целом и необходимостью прививать молодым людям традиционные ценности и нравственные основы жизни общества; во-вторых, изменяющейся образовательной средой, где все больше места для межкультурных коммуникаций с иностранными студентами, число которых стремительно возрастает; в-третьих, недостаточной ролью в государственной образовательной политике воспитательного компонента педагогической нагрузки.

Цель настоящей работы - охарактеризовать нерешенные проблемы воспитательного процесса в высшей школе; выявить их причины; сформулировать практические рекомендации по возможному изменению ситуации к лучшему.

Духовно-нравственная культура - это система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов. Духовно-нравственная культура является «хранилищем положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, самостоятельным фактором нравственной жизни» [6, с. 202].

Очевидно, что общество является способным решать масштабные национальные задачи только при наличии у него объединяющей системы нравственных ориентиров. В свою очередь последние складываются там, где есть уважение к родному языку, традициям культуры своего народа, памяти предшествующих поколений, героически отстоявших мир и свободу страны. Нравственность и духовность не формируются сами по себе; они должны воспитываться в семье и обществе с раннего возраста. Поэтому учреждения системы образования, в которых молодое поколение проводит значительную часть времени, призваны системно и последовательно заниматься не только обучением, но и духовно-нравственным воспитанием. Этот процесс должен гармонично сочетаться с интеллектуальным и культурным развитием личности школьника и студента.

В отечественной системе образования блок гуманитарных дисциплин помимо информационной насыщенности по установившейся традиции считается мировоззренческим, т. е. формирующим нравственные и духовные концептуальные основания для осмысления целеполаганий и оценки жизни и деятельности любого человека, общества, государства.

Образование должно быть устремлено на воспитание свободной и в то же время законопослушной личности [7], а значит - нравственной, с устоявшимися убеждениями и ценностями. Педагогу следует сделать все, чтобы понятийный ряд «отчизна, народная культура, вера, народ, семья...» для студента не был обычным набором слов, изучаемых в качестве «возвышенной» лексики на уроках русского языка, каждое слово должно находить отклик в душе как особо значимая ценностная доминанта духовно-нравственной жизни российского народа. Концепция духовно-нравственного развития человека подразумевает ориентацию на нравственный идеал воспитания, базирующийся на ценностях народа, хранимых в культурных и семейных традициях и передаваемых от поколения к поколению. «Одним из основных направлений социально-культурной деятельности является противостояние девальвации культуры, отсутствию ценностей у молодежи, содействие сохранению культурной преемственности поколений» [8].

Духовно-нравственное воспитание в системе образования - это взаимодействие педагогов и учащейся молодежи, направленное на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностных установок. «В процессе обучения студент помимо получения знаний, навыков и умений должен усовершенствовать личные моральные и волевые качества, приобрести чувство гражданственности, осознание социально значимых ценностей» [9, с. 1427]. Под духовно-нравственными ценностями понимаются сформулированные ценностные концепты [10], а также принятые нормы, правила, принципы в отношениях между людьми, внутри семьи, в обществе в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - это составная часть педагогического процесса, связанная с усвоением обучающимися базовых ценностей многонационального и многоконфессионального народа РФ [11]. Понятие «духовность» не имеет единого толкования, и мыслители трактуют его по-разному. В отношении духовно-нравственного воспитания обычно выделяют следующие высшие духовные ценности: религиозные, индивидуально-личностные, семейные, национальные, общечеловеческие. Актуальным является высказывание исследователя В.И. Павлова, который определил направление духовно-нравственного воспитания личности как формирование ее нравственных чувств, таких как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм; нравственного облика - терпения, незлобивости; нравственной позиции - способности к различению добра и зла; нравственного поведения -готовности служения людям и Отечеству [12, с. 322].

Сегодня стоит важная государственная задача - интерпретировать традиционные ценности так, чтобы они были приняты всем российским народом. В то время как различные конфессиональные общины могут расходиться в вероучении, между ними существует широкая область согласия по вопросу обязанностей человека по отношению к его ближним в частности и обществу в целом. Это нравственное согласие должно служить основой для утверждения национального единства.

Воспитание и образование подрастающего поколения в духе отечественных традиций и на базе ценностных доминант должны осуществляться через систему многоуровневого образования, принятую в Российской Федерации. Не так давно появился официальный документ - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., в котором перечислены традиционные духовно-нравственные ценности страны, сложившиеся в процессе культурного развития, такие как вера в добро, человеколюбие, справедливость и исполнение нравственного долга перед семьей, обществом и Отечеством [13]. Целью воспитания провозглашается «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Также в одном из разделов нормативного акта упоминается о «развитии в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности».

О роли образования и воспитания, а также педагогического сообщества как хранителя общенациональных ценностей президент В.В. Путин говорит следующее: «Это сообщество говорит на одном языке - языке науки, знания, воспитания. И это на огромной территории - от Калининграда до Владивостока. И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества - один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России» [14].

Каждый преподаватель должен прививать студентам понимание того, что все мы, российские граждане разных национальностей, представляем собой один народ большой страны со своими особенностями понимания мира, общими ментальными характеристиками, основанными на традиционной культуре: «Менталитет народа проявляется прежде всего в его характере, действиях, коммуникативном поведении. Менталитет формируется под влиянием экономических условий, политических изменений, социально-политических процессов, природных явлений, контактов с другими этническими группами и т. д.» [15].

Воспитательная парадигма в системе образования предусматривает, что традиционная культура страны включает в себя различные религиозные государствообразующие культуры, а также уважительное отношение к народам других национальностей и верований. Преподавателю следует транслировать идею о том, что в цивилизованном обществе должен существовать «общероссийский регламент» ценностных положений, который содержит нравственный закон гражданина России, подразумевающий исполнение всем населением, независимо от национальности и веры каждого отдельного человека. Отправными актами в создании этого важнейшего для государства и общества документа являются положения доклада В.В. Путина о новой национальной идее [16] и оговоренный в федеральном законе перечень духовно-нравственных ценностей, подписанном председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым [17].

Несмотря на различные политические условия в разные исторические периоды, на протяжении тысячелетия православие сохраняет преемственность в развитии воспитания и образования. В принятом федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории страны, становлении и развитии ее духовности и культуры. В этом документе выражено особое уважение к другим религиям, составляющим

неотъемлемую часть исторического наследия нашего Отечества [18], что нельзя не учитывать современному преподавателю вуза. Святейший патриарх Кирилл в выступлениях часто подчеркивает, что сегодня налаживание национальной жизни идет с большим трудом, нередко нужно прикладывать общие усилия для восстановления доверия, чтобы сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее [19].

Помимо обозначенных актов, регламентирующих духовно-нравственную сферу, нормативно-правовая база по духовно-нравственному воспитанию обучающихся подкрепляется множеством государственных документов. В их числе нужно выделить следующие: Конституция РФ; федеральный закон «Об образовании»; Конвенция ООН о правах ребенка; Семейный кодекс РФ 2018 г.; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО, ФГОС 3+), приведенные в соответствие с требованиями федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; указ президента РФ от 09.10.2007 г. № 1357 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.»; План мероприятий по реализации в 2011-2015 гг. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.03.2011 г. № 367-р; Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности; Проект Концепции государственной семейной политики до 2025 г. (подготовлен Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы ФС РФ, Общественной палатой); постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг."».

Стратегия развития воспитания предусматривает необходимость воспитывать подрастающее поколение исключительно на основе российских традиционных ценностей, приобщении молодежи к культурному наследию; осуществлять гражданское и патриотическое воспитание; формировать российскую идентичность. Новый правительственный документ ориентирует педагогов на привитие обучаемым уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам и религиозным убеждениям. Приоритетным провозглашается развитие у молодежи нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия). Для приобщения обучающихся к культурному наследию следует организовывать культурные мероприятия, направленные на популяризацию отечественных ценностей; создавать условия для сохранения и совершенствования этнических традиций и народного творчества [20].

Преподаватели должны прививать студентам чувство гордости за свою страну с ее тысячелетней историей, многонациональными культурными традициями, богатейшим государственным языком, большим количеством национальных языков, уникальной отечественной литературой, ставшей классикой мирового масштаба. Данные компоненты выражают духовная среда российской нации, средство объединения народов страны и соотечественников, проживающих в разных государствах мира.

Также педагоги должны доводить до обучающихся идею о том, что главное богатство и ценность России - это народ. Именно ему удалось сохранить духовное наследие и культуру. Молодому поколению нужно прививать чувство гордости за великую державу, предшествующие поколения которой смогли ее защитить от экспансии врагов. Наш долг состоит в том, чтобы передать следующим поколениям чувство ответственности за возрождение мощи и процветание России.

Преподаватель должен учить мужеству и солидарности на примере опыта единения народа в моменты высшего напряжения сил. Нужно прививать восхищение множественностью национальных культур и гордость за многовековую устойчивость основных религий, незыблемость духовных ценностей для подавляющей части населения, эмоциональную открытость. Необходима надежная соборная система защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия.

В системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, должно быть воспитание полноценной творческой личности и ее гражданских добродетелей на основе национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Особое внимание нужно уделять формированию у молодого поколения понимания того, что существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека: Вера, Нравственность, Святыни, Отечество. Приоритетная задача современного педагога высшей школы - это патриотическое воспитание молодежи.

Национальные и религиозные вопросы в последнее время все чаще становятся предметом обсуждения на больших общественных и государственных форумах, освещаются в прессе. Ряд документов является отправной точкой для постановки задач перед российской высшей школой в плане этнокультурного и религиозного воспитания современных студентов. Необходимость получения этнокультурных знаний в вузах продиктована и федеральным законом «Об образовании», в котором одним из важнейших принципов государственной политики в области образования названа защита национальных культур и традиций.

Анализируя ситуацию в воспитательной работе вузов в целом, отметим, что есть множество нерешенных на сегодня проблем. В советскую эпоху строгая вертикаль поэтапного привития морально-нравственных ценностей, утвержденных и провозглашенных государственной властью, была общепринятой: сначала ценности усваивались в детской «октябрятской» организации; потом в виде клятвы разучивались и соблюдались пионерами; затем пионеры выучивали и принимали к исполнению устав комсомольской организации, далее - устав коммунистической партии. Для всех членов социума, живших в условиях строительства коммунистического будущего, действовал «моральный кодекс строителя коммунизма». Кроме того, существовали специальная организационная структура и печатные органы, которые подкрепляли и сопровождали продвижение морально-нравственных ценностных установок в жизнь советского человека. Этот этап развития общества с его идеологией и пропагандой давно ушел в прошлое.

Очевидно, что в наши дни система воспитания молодежи в духе определенных морали и нравственности нуждается в модели, адекватной запросам современного времени. Следует на государственном уровне решить насущную задачу разработки методов, способов, технологий трансляции в общество (особенно в образовательную среду) провозглашенной новой национальной идеи и актуальных на данный момент традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Остро ощущается необходимость создания системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности, чувств патриотизма и гордости за Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.

Современный государственный стандарт образования, к сожалению, практически никак не учитывает воспитательную составляющую учебного процесса и не отводит на нее специального времени. Остается нерешенным вопрос совмещения образовательного и непроработанного воспитательного векторов в обновленной отечественной системе образования. Прививать нравственные ориентиры (любовь и уважение к родному языку, традициям народа, памяти предшествующих поколений, героически отстоявших мир и свободу страны), формировать систему ценностей на основе традиционной культуры преподаватель может только тогда, когда есть соответствующая возможность (место и время). В педагогической практике преподавателя вуза возникает множество сложностей, которые могут быть связаны с разными религиозными и культурными ценностями в семьях обучаемых, неоднородной мировоззренческой базой, неодинаковым интеллектуальным уровнем студентов, а также с языковой проблемой, когда русский язык у значительной части учащихся не является родным.

В системе образования особое место занимает гуманитарный цикл дисциплин, несущий в себе «воспитательную нагрузку». Поэтому недопустимо сокращение часов по таким дисциплинам, как «Русский язык», «История отечества» «Философия». Последствия такой «инноватики» в образовании могут носить пагубный характер и приводить к невосполнимым потерям.

Обозначим еще одну проблему системы высшего профессионального образования, связанную с актуальной задачей обучения в стенах вуза многочисленных студентов-иностранцев. Интернациональные и национальные студенческие организации должны играть важную роль в вопросах организации работы со студенческой молодежью, развития социокультурной среды и межкультурного, межконфессионального диалога в университете. Для этого вида воспитательной работы преподавателя также должны быть отведены определенные часы и сформулированы конкретные задачи.

Факт принятия в 2015 г. Стратегии развития воспитания до 2025 г. [21] дает возможность предположить, что Министерство науки и высшего образования РФ разработает указания и определит ресурс времени для того, чтобы в практической деятельности педагогов была возможность реализовывать воспитательные задачи. Правильно выстроенная в стране парадигма образования с учетом воспитательной работы должна играть значительную роль в укреплении и развитии российского общества, профилактике нетерпимости и насилия, охране и преумножении культурного наследия, нравственности народа. Поэтому сегодня необходимо, чтобы воспитательный компонент в системе образования РФ стал обязательным для каждого преподавателя и имел четкую регламентацию.

В заключение следует сформулировать несколько выводов.

1. Преподаватель вуза должен быть вооружен набором компетентных требований по разным аспектам воспитательной работы: гражданскому, патриотическому воспитанию, приобщению студентов к культурным ценностям, духовному и нравственному воспитанию на основе российских традиций.

2. Необходимо создание системы комплексного методического сопровождения воспитательной работы педагогов в современных условиях, которая подразумевает соответствующие методы, способы, технологии в условиях вузовских преобразований.

3. Следует подготовить нормативные акты, обеспечивающие охрану культуры речи, национальных (не только религиозных) традиций, общегражданских нравственных и духовных ценностей.

4. Нужно включить воспитательную работу в рейтинги вузов, определяющие качество образования в них.

5. Насколько сейчас учебные организации вовлечены в деятельность по увеличению количества публикаций в международных системах цитирования для того, чтобы соответствовать мировым стандартам образования, настолько же следует стремиться к сохранению отечественных традиций в воспитании молодежи, привитии ей исторической памяти и патриотического самосознания.

6. Необходимо определить и утвердить ресурс времени в педагогической деятельности для воспитательного компонента, т. е. включить воспитательную работу со студентами, как было в российской системе образования в период стандартов I-II поколений, в общий годовой объем педагогической нагрузки преподавателя. В положении о нормах времени для расчета объема учебной работы следует прописать формы и методы этой деятельности.

7. В связи с актуализацией задач по увеличению приема в российские вузы иностранных студентов, а также по овладению преподавательскими коллективами английским языком в целях преподавания на нем профессиональных дисциплин возникают новые цели по сохранению и развитию традиций отечественной культуры и науки в рамках межкультурной коммуникации в вузе. В этих условиях воспитательные задачи в вузовской среде приобретают особые смысл и значение.

Таким образом, воспитательная работа со студентами в современном мире не только не является ортодоксией, напротив, она находится в тренде всех парадигм отечественной образовательной системы. Только прививая лучшие качества гражданина и патриота, можно отстаивать и высокий статус российского образования, отвечающего мировым стандартам, и его национальную уникальность.

Ссылки:

1. Духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие - основа процветания России в XXI в. [Электронный ресурс] II Русская народная линия : информационно-аналитическая служба. 2008. 3 нояб. URL: http://rusk-line.ru/analitika/2008/11/03/duhovno-nravstvennye_cennosti_istoricheskoe_i_kul_turnoe_nasledie_-_os-nova_procvetaniya_rossii_v_xxi_veke (дата обращения: 13.02.2019).

2. Valeeva R., Rybakova L. The Role of Youth Organization in the Development of Higher Educational Institutions Students' Humanistic Value Orientations [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141. P. 817821. URL: https://www.researchgate.net/publication/270846209_The_Role_of_Youth_0rganization_in_the_Develop-ment_of_Higher_Educational_Institutions_Students'_Humanistic_Value_0rientations (дата обращения: 13.02.2019).

3. Выступление В. Путина на заседании клуба «Валдай» [Электронный ресурс] : стенограмма II Российская газета. 2013. 19 окт. URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 13.02.2019).

4. Владимир Путин: «Патриотизм - неотъемлемая суть нашего народа» [Электронный ресурс] II Русская народная линия : информационно-аналитическая служба. 2014. 17 апр. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/17/vladi-mir_putin_patriotizm_neotemlemaya_sut_nashego_nar (дата обращения: 13.02.2019).

5. При участии Всемирного русского народного собора в Государственной думе РФ прошел круглый стол «Этнокультурное развитие русского народа как фактор гармонизации межнациональных отношений» [Электронный ресурс] II Официальный сайт Московского патриархата. 2014. 9 нояб. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3834412.html (дата обращения: 13.02.2019).

6. Дзукаева Е.Н. О духовно-нравственной культуре студентов медицинского вуза (на примере Северо-Осетинской государственной медицинской академии) II Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 202-204.

7. Rokeach M. Understanding Human Values: Individual and Societal. N. Y., 1979. 322 p.

8. Горбачева Д.А., Сорока А.В. Развитие духовно-нравственных качеств личности студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в вузах культуры [Электронный ресурс] II Культура и время перемен. 2017. № 4 (19). URL: http://timekguki.esrae.ru/pdf/2017/4(19)/292.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

9. Pavlenko O.V. Spiritual and Moral Education of Student Youth at University of Culture II Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 9, № 6. С. 1427-1433.

10. Актуальные концепты современности: христианско-православный подход : монография I под общ. ред. проф. С.Г. Зу-бановой. М., 2015. 224 с.

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] II Городской методический центр. 2014. 21 апр. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 13.02.2019).

12. Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов II Фундаментальные исследования. 2011. № 12. С. 322-325.

13. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. 2013: Красные линии Владимира Путина. Президент России выступил на Валдайском форуме [Электронный ресурс] II Российская газета. 2013. 26 сент. URL: https://rg.ru/2013/09/26/valdai.html (дата обращения: 13.02.2019).

15. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] : федер. закон № 125-ФЗ от 26 сент. 1997 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. 2013: Красные линии ...

17. Стратегия ...

18. О свободе ...

19. Нам более не дано право на разделение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. 2011.

18 дек. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1838673.html (дата обращения: 13.02.2019).

20. Стратегия ...

21. Там же.

References:

'2013: Vladimir Putin's Red Lines. The President of Russia Spoke at the Valdai Forum' 2013, Rossiyskaya gazeta, Sept. 26, viewed 13 February 2019, <https://rg.ru/2013/09/26/valdai.html>, (in Russian).

'A Round Table Discussion Related to Ethnocultural Development of the Russian People as a Factor in Harmonizing Inter-Ethnic Relations Was Held by the State Duma of the Russian Federation and the World Russian People's Council' 2014, Ofitsi-al'nyy sayt Moskovskogo patriarkhata, Nov. 9, viewed 13 February 2019, <http://www.patriarchia.ru/db/text/3834412.html>, (in Russian).

'A Transcript of V. Putin's Speech at the Valdai Club Meeting' 2013, Rossiyskaya gazeta, Oct. 19, viewed 13 February 2019, <http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html>, (in Russian).

Dzukaeva, EN 2013, 'Concerning Spiritual and Moral Culture of the Medical University Students (Case Study of the North Ossetian State Medical Academy)', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 8, pp. 202-204, (in Russian).

Gorbacheva, DA & Soroka, AV 2017, 'The Development of Personal Spiritual and Moral Qualities of Students by Means of Social and Cultural Activities at Universities of Culture', Kul'tura i vremya peremen, no. 4 (19), viewed 13 February 2019, <http://timekguki.esrae.ru/pdf/2017/4(19)/292.pdf>, (in Russian).

Pavlenko, OV 2016, 'Spiritual and Moral Education of Student Youth at University of Culture', Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnyye nauki, vol. 9, no. 6, pp. 1427-1433, (in Russian).

Pavlov, VI 2011, 'Spiritual and Moral Education of Students Based on Personal and Professional Experience of Astronauts', Fundamental'nyye issledovaniya, no. 12, pp. 322-325, (in Russian).

Rokeach, M 1979, Understanding Human Values: Individual and Societal, New York, 322 p.

'Spiritual and Moral Values, Historical and Cultural Heritage as the Basis for the Prosperity of Russia in the 21st Century' 2008, Russkaya narodnaya liniya: informatsionno-analiticheskaya sluzhba, Nov. 3, viewed 13 February 2019, <http://rusk-line.ru/analitika/2008/11/03/duhovno-nravstvennye_cennosti_istoricheskoe_i_kul_turnoe_nasledie_-_osnova_procvetaniya_ros-sii_v_xxi_veke>, (in Russian).

'The Concept of Personal Spiritual and Moral Development and Education for the Russian Citizen' 2014, Gorodskoy metodicheskiy tsentr, Apr. 21, viewed 13 February 2019, <http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-ros-sii.html>, (in Russian).

Valeeva, R & Rybakova, L 2014, 'The Role of Youth Organization in the Development of Higher Educational Institutions Students' Humanistic Value Orientations', Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 141, pp. 817-821, viewed 13 February 2019, <https://www.researchgate.net/publication/270846209_The_Role_of_Youth_0rganization_in_the_Develop-

ment_of_Higher_Educational_Institutions_Students'_Humanistic_Value_0rientations>, (in Russian).

'Vladimir Putin: 'Patriotism is an Integral Part of Our People'' 2014, Russkaya narodnaya liniya: informatsionno-analitich-eskaya sluzhba, Apr. 17, viewed 13 February 2019, <http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/17/vladimir_putin_patriotizm_neotem-lemaya_sut_nashego_nar>, (in Russian).

'We Have No Right to Separation Anymore' 2011, Ofitsial'nyy sayt Moskovskogo patriarkhata, Dec. 18, viewed 13 February 2019, <http://www.patriarchia.ru/db/text/1838673.html>, (in Russian).

Zubanova, SG (ed.) 2015, Relevant Modern Concepts: the Orthodox Christian Approach: a monograph, Moscow, 224 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.