УДК 37.035.6:378 ББК 74.580.051.1 С 48
Е.Р. Слоневская
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматриваются приоритетные направления и педагогические условия деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию студентов. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование гражданственности студенческой молодежи, а также принципы организации воспитательного процесса в поликультурном образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова:
Гражданственность, патриотизм, воспитание, вуз, образовательное пространство, студенты, принципы воспитания, педагогические условия.
На рубеже XX - XXI вв. российское общество вошло в очередную полосу сложных и противоречивых трансформаций, затрагивающих экономические, социально-политические, духовно-нравственные устои его жизнедеятельности. Новое время как новая онтологическая реальность не только иначе детерминирует происходящие изменения в системе взаимоотношений личности и общества, но и модифицирует формы, методы и цели гражданской самореализации, трансформирует объектно-предметное поле, функции и критерии эффективности гражданского поведения. Феномен гражданственности постепенно выходит за пределы властнополитического пространства, вбирая в себя черты и свойства социальной, нравственной, экономической, экологической и иной предметности.
Расширение предметного поля гражданственности, с одной стороны, актуализирует интерес к самой методологии межпредметного синтеза, с другой -повышает роль исследования конкретных проблем гражданской ответственности, гражданского воспитания и гражданского образования.
Системный кризис российского общества последнего пятнадцатилетия породил проблемы ментального свойства, где изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивация деятельности и отношения личности к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. В настоящее время в стране идёт поиск потенциального возрождения России. Важными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. В условиях изменения требований к социально-гражданскому развитию личности возникает необходимость в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и общей культуры, самостоятельностью мышления и развитым гражданско-патриотическим самосознанием, чувством гражданской ответственности и собственного достоинства.
В период социальных преобразований в современном российском обществе постановка вопроса о формировании гражданственности как ценностной мировоззренческой основы становления личности молодого человека объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, актуальность формирования гражданственности молодежи обусловлена проблемами становления гражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности которого выступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Без гражданского общества нельзя реализовать потенциал Конституции Российской Федерации, а без граждан не может возникнуть само гражданское общество. Гражданин является полноправным членом общества, имеющим определенные права и обязанности, а также человеком, обладающим особым нравственно-психологическим качеством — гражданственностью. Совершенно очевидно, что нет гражданина без гражданственности и гражданственности вне гражданина. Государство, как известно, формирует подданных, а гражданское общество, в котором человек из подданного превращается в личность с определенными гражданскими качествами, воспитывает граждан.
Во-вторых, мировое сообщество вступило в информационную цивилизацию. Физическая сила как способ достижения богатства и благополучия уступила место информации. Особую власть приобретают знания, которые оказывают сильное влияние на формирование нравственных качеств молодого человека, его гражданскую позицию. Среди факторов социализации образование является ретранслятором всей культуры человечества, заключенной в знании, влиянии среды и непосредственном окружении индивида. Активность личности проявляется в избирательном отношении к ближайшему окружению, к выбору ценностей и норм жизни, к педагогическому воздействию, самовоспитанию и саморегулированию своего поведения. Целенаправленные усилия общества и его различные институты, формирующие личность, отвечают тем ценностям и нормам, которые исповедует это общество.
В-третьих, актуальность проблемы формирования гражданственности определяется сложностью времени, в котором находится наша молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены сами себе, начался процесс десоциализации, который привел к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.
Социологические исследования, проводимые в последние годы в России, свидетельствуют о низком уровне гражданственности и патриотизма среди современной молодежи по сравнению со старшим поколением. Отечественные социологи фиксируют массовые проявления конформизма, приспособленчества, апатии и т.п. Во многом это связано с тем, что часть населения страны по-прежнему ощущает себя преимущественно подданными государства, а не свободными гражданами, членами гражданского общества. Современное состояние российского социума, наличие в нем множества экономических, политических и социальных проблем обусловили необходимость научного осмысления процесса формирования гражданственности не традиционными педагогическими методами, а способами социологического анализа как совокупностью социальных характеристик, приобретаемых личностью в процессе ее социализации.
Задача построения государства социальной направленности требует разработки путей и средств формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Процесс развития такого педагогического феномена, как гражданско-патриотические качества, может быть полноценно осмыслен только в более широком культурном контексте, интегрирующем философию, историю, общественно-политические науки. Современные концепции гражданского образования опираются на различные
представления о гражданине, гражданстве и гражданском обществе, зачастую отличающиеся внутренней противоречивостью в виду их длительной эволюции и различных культурно-исторических трактовок, что затрудняет определение
методологических ориентиров формирования целей и содержания категорий гражданственности. В основе понятия гражданственности лежит уважение к правам и обязанностям - своим и других людей. Речь идет о формировании гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей ощутить себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным членом общества и гражданином государства. Гражданственность - это не только любовь к земле отцов, не только и не столько платоническое чувство. Это осознанная жизненная позиция, выражающаяся в активной, сознательной деятельности во имя принципов, лежащих в ее основе.
Как известно, период обучения в вузе является важнейшим в процессе формирования личности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные умения и навыки, но и соответствующую систему ценностей. Как социально-демографическая группа молодежь обладает рядом особенностей. Она обладает высокой социальной мобильностью, является источником инноваций и наиболее восприимчива к ним. В то же время отсутствие жизненного опыта сказывается в том, что в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения. Молодым людям нередко присущ низкий уровень интереса к событиям экономической и культурной жизни и общественно-политической деятельности, неразборчивость в выборе средств достижения целей, категоричность и отрицание общепринятых ценностей, в том числе правовых, различные формы и проявления асоциального поведения [1]. В данной связи вопросам формирования гражданственности студентов следует уделять самое пристальное внимание в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Основная цель гражданского воспитания - «воспитание в человеке
нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития общества» [2].
Анализ исследований, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию в вузе, позволил выделить следующие приоритетные направления в организации этой работы [3]:
- необходимость разработки концептуальных подходов к формированию ценностно-смысловых образований студентов вузов с учетом новых реалий;
- создание системы гражданско-патриотического воспитания в вузе, обращенной, прежде всего, к личности как цели и результату воспитания, как субъекту собственного развития;
- выявление и обеспечение организационно-педагогических условий деятельности, обеспечивающих устойчивую мотивацию личности на добросовестное выполнение гражданского долга во имя интересов государства, гражданского общества и его ценностей.
Эффективность процесса формирования гражданско-патриотических качеств личности студента, проявляющихся в готовности участвовать в совершенствовании современного общества и активно влиять на общественно-политическую жизнь страны, в образовательной среде вуза может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- включение вопросов гражданско-патриотического воспитания в число приоритетных задач обучения и воспитания в вузе;
- создание мотивационно-ценностного отношения студентов к процессу формирования гражданственности как интегративному качеству личности, ориентированного на реальные условия современной жизни;
- обогащение содержания образования за счет внесения в учебный процесс нравственнотворческих и культуротворческих функций и использования потенциала социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;
- усиление роли личности преподавателя высшей школы, личностное осмысление им педагогических идей, ценностей и принципов;
- гуманизация и гуманитаризация образования, которые исходят из того, что студент вуза представляет собой сознательную, самостоятельную личность, с чувством собственного достоинства и собственной ответственности;
- формирование культуры межнационального общения, умения решать возникающие межэтнические конфликты мирными, а не силовыми методами.
Гражданственность рассматривается нами как интегративное качество личности, основными компонентами которого являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплина и свобода, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной.
В качестве факторов, влияющих на формирование гражданственности студенческой молодёжи выделяются: общие (социально-экономические условия жизни людей, духовная культура общества, СМИ и т.д.); региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона и т.д.); психологические (факторы, обусловленные возрастными особенностями молодёжи); личностного характера (склонности, способности, интересы, психологические и физиологические качества людей, уровни их общеобразовательной подготовки и т.д.).
Формирование гражданственности как интегрального качества личности в условиях поликультурного образовательного пространства необходимо осуществлять на основе соблюдения следующих принципов: интеграции в содержании образования федерального, регионального и местного компонентов; изучения различных социальнопедагогических, культурно-исторических традиций и ценностей; самоопределения и самореализации личности; толерантности, социальной активности; противостояния различным видам проявления национального и религиозного экстремизма.
Реализация вышеназванных принципов позволяет сформировать гуманистически ориентированную образовательную среду и обеспечить конструктивный диалог между субъектами педагогического процесса.
Примечания:
1. Алещенок С. В. Положение молодежи в Российской Федерации и
государственная молодежная политика. М., 1998. С. 24.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 224.
3. Субботин О. А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в
высшей школе в условиях рыночной экономики. Орел: Академия ФСО России,
2008.