Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации / педагогическая модель формирования гражданской идентичности молодежи / индивидуально-групповые траектории / традиционные российские духовно-нравственные ценности / педагогическая модель / идентичность / механизм формирования гражданской идентичности / civil identity of young people in new regions of Russian Federation / pedagogical model for formation of civil identity of young people / individual-group trajectories / traditional Russian spiritual and moral values / pedagogical model / identity / mechanism of civil identity formation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николина Вера Викторовна, Лощилова Анна Александровна

В статье раскрывается проблема формирования гражданской идентичности молодежи, проживающей на территориях новых субъектов Российской Федерации. Ее актуальность определяется требованиями нормативных документов, целевыми ориентирами государственной молодежной политики, необходимостью адаптации и интеграции данной категории молодежи в российское социально-культурное и экономическое пространство. В статье изложены концептуальные основы исследования, включающие ряд теоретических идей и положений, а также вариативный, аксиологический и этнокультурный подходы, определяющие стратегические векторы формирования гражданской идентичности молодежи. Раскрыты педагогическая модель и механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Разработанная педагогическая модель представлена единством целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного блоков. Раскрыта последовательность формирования гражданской идентичности молодежи: а) эмоционально-образное восприятие; б) ценностное осмысление и присвоение; в) ответственное гражданское поведение. Обоснован механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи, включающий этапы проектирования, пространственно-целевые ориентиры и соответствующие им ценностно-смысловые «ядра» содержания. Рассмотрены особенности каждого из этапов: диагностического, прогностическо-целевого, содержательно-конструктивного, технологического и рефлексивно-оценочного. Результаты исследования имеют практическую ценность для педагогов и специалистов по работе с молодежью, кураторов молодежных общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николина Вера Викторовна, Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MECHANISM OF FORMING CIVIL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE IN THE TERRITORIES OF THE NEW REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals the problem of the formation of the civil identity of young people living in the territories of the new regions of the Russian Federation. Its relevance is determined by the requirements of regulatory documents, by the aims of the state policy related to young people, by the need for adaptation and integration of this category of young people into the Russian socio-cultural and economic space. The article presents conceptual foundations of the study, including a number of theoretical ideas and provisions, as well as variable, axiological and ethno-cultural approaches that determine the strategic vectors for the formation of the civil identity of young people. The pedagogical model and the mechanism for designing individual-group trajectories of the formation of the civil identity of young people in the territories of the new subjects of the Russian Federation in the context of traditional Russian spiritual and moral values are revealed. The developed pedagogical model is represented by the unity of the target, content, procedural and result-evaluative blocks. The sequence of formation of the civic identity of young people is revealed: a) emotional-figurative perception; b) value understanding and appropriation; c) responsible civic behaviour. The mechanism of designing individual-group trajectories of the formation of the civic identity of young people is substantiated, including the stages of designing, spatial-target landmarks and the value-semantic “cores of content” corresponding to them. The features of each of the stages are considered: diagnostic, prognostic-target, content-constructive, technological and reflective-evaluative. The results of the study are of practical value for teachers and specialists in working with youth, curators of youth public associations.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Николина Вера Викторовна, д-р пед. наук, профессор,

2023. Вып. 70. С. 53-65

Б01: 10.15382Мш^202370.53-65

НГПУ им. К. Минина (Мининский университет)

Россия, Нижний Новгород

vnikolina@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-3744-1446

Лощилова Анна Александровна,

канд. пед. наук,

НГПУ им. К. Минина (Мининский университет)

Россия, Нижний Новгород

annet_787@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6296-5516

Механизм формирования

гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов

Российской Федерации* В. В. Николина, А. А. Лощилова

Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования гражданской идентичности молодежи, проживающей на территориях новых субъектов Российской Федерации. Ее актуальность определяется требованиями нормативных документов, целевыми ориентирами государственной молодежной политики, необходимостью адаптации и интеграции данной категории молодежи в российское социально-культурное и экономическое пространство. В статье изложены концептуальные основы исследования, включающие ряд теоретических идей и положений, а также вариативный, аксиологический и этнокультурный подходы, определяющие стратегические векторы формирования гражданской идентичности молодежи. Раскрыты педагогическая модель и механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Разработанная педагогическая модель представлена единством целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного блоков. Раскрыта последовательность формирования гражданской идентичности молодежи: а) эмоционально-образное восприятие; б) ценностное осмысление и при-

© Николина В. В., Лощилова А. А., 2023.

* Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» реализует проект НИР «Разработка адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации» в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-0003423-00 от 12.01.2023.

своение; в) ответственное гражданское поведение. Обоснован механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи, включающий этапы проектирования, пространственно-целевые ориентиры и соответствующие им ценностно-смысловые «ядра» содержания. Рассмотрены особенности каждого из этапов: диагностического, прогностическо-целевого, содержательно-конструктивного, технологического и рефлексивно-оценочного. Результаты исследования имеют практическую ценность для педагогов и специалистов по работе с молодежью, кураторов молодежных общественных объединений.

Ключевые слова: гражданская идентичность молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации, педагогическая модель формирования гражданской идентичности молодежи, индивидуально-групповые траектории, традиционные российские духовно-нравственные ценности, педагогическая модель, идентичность, механизм формирования гражданской идентичности.

Возрастающая сложность социальной реальности, политическая напряженность, неустойчивость и дифференциация происходящих в мире процессов обусловливают необходимость формирования гражданской идентичности личности, обеспечивающей гармонизацию межэтнических отношений, консолидацию российского общества, укрепление российской государственности и национальную безопасность страны.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. общероссийская гражданская идентичность рассматривается как осознание гражданами России их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав, обязанностей, приверженность основополагающим ценностям российского общества1.

Как показал анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, проблема формирования гражданской идентичности находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. В трудах М. К. Горшкова, В. В. Петухова, Н. Е. Тихоновой подчеркивается, что гражданская идентичность выражается в представлении личности о себе, идентификации и отождествлении себя с гражданами своей страны2. Как отмечает В. А. Тишков, гражданская идентичность тесно связана с патриотизмом, знаниями об истории и культуре страны3. Т. М. Водолажская, рассматривая сущность и структуру гражданской идентичности, указывает, что данный феномен является результатом осознания субъектом своей принадлежности к определенной гражданской общности, выражающейся в определенном типе поведения и принятии лично-

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 12.06.2023).

2 Российское общество и вызовы времени. Кн. пятая / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2017.

3 Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023. С. 3-4.

стью поведенческих моделей гражданина4. Л. С. Пастуховой развитие гражданской идентичности рассматривается в контексте социально-проектной деятельности, раскрываются последовательность формирования данного качества в логике ситуационно-событийного механизма5.

В трудах А. Г. Асмолова гражданская идентичность рассматривается как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе6. В исследованиях I. J. Kim Park прослеживается многофакторный подход к формированию идентичности подростков, находящихся в социальном окружении, включающим контекст двух культур7.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях нестабильности и «плавающей идентичности»8 (М. Н. Гусельцева) является формирование гражданской идентичности молодежи. Данная социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения, с одной стороны, перенимает существующий в культуре опыт и традиции, отвечает за воспроизводство и воспитание следующего поко-ления9, транслируя систему социальных отношений к своей стране, ценности служения Родине, выполнения гражданского долга, защиты Отечества. С другой стороны, молодежь наиболее подвержена влиянию средств массовой информации. Отдельной категорией, требующей особого педагогического внимания, является молодежь на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика (ДНР), Луганская народная республика (ЛНР), Запорожская и Херсонская области).

В силу искаженного восприятия истории и современного состояния России, повышенной тревожности, непонимания своего места и будущего, сложности социально-политической ситуации, связанной с вооруженным противостоянием, у молодежи на территориях новых регионов не в полной мере сформирована гражданская принадлежность к России и российским традиционным духовно-нравственным ценностям. Указанные положения обусловливают сложность формирования гражданской идентичности у данной категории молодежи.

В настоящее время наработан серьезный базис исследований по проблеме формирования гражданской идентичности молодежи (Д. В. Григорьев,

4 Водолажская Т. М. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 56 (43-44). С. 140-142.

5 Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство формирования гражданских качеств молодежи: монография. М.: ИНФРА-М, 2020.

6 См.: Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 2. С. 21-39.

7 Kim Park I. J. Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity // Family Relations. 2007. Vol. 56. Issue 4. P. 403412. doi: https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2007.00469.x.

8 См.: Гусельцева М. С. «Текучая современность» и проблемы социализации // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 138-142.

9 См.: Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи: коллективная монография / под ред. А. В. Бугаева, Т. К. Ростовской. М.: Издательство РГСУ, 2018.

М. Л. Дробижева, Н. Л. Иванова, Л. Ю. Максимова, Л. С. Пастухова, А. А. Логинова, Е. В. Еремина, В. Н. Ретинская), однако, как показал анализ психолого-педагогических исследований, остается нераскрытым аспект, связанный с развитием гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации, и представлены лишь отдельные публикации.

В связи с этим целью статьи является создание и обоснование механизма проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

• идеи и положения о структуре гражданской идентичности Т. М. Водолаж-ской10, представленной единством трех ключевых компонентов: 1) когнитивного компонента — знание и осознание своей принадлежности к определенной гражданской общности и стране; представления о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства, а также граждан между собой; 2) ценностного компонента — включенность в систему ценностей, личностный смысл и ценностное отношение к принадлежности к стране, родному краю; 3) эмоционального компонента — чувства, вызываемые принадлежностью к гражданской общности (патриотизм, гордость и пр.); образ государства, его территории, взаимоотношений народов; 4) деятель-ностного компонента — реализация субъектом своей гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность: участие в социальной, общественно-значимой деятельности;

• идеи А. Г. Асмолова об актуализации потребности личности в соотнесении себя с образом идеального гражданина конкретной гражданской общности, выступающей основой для осознания своей гражданской принадлежности, понимания своих прав и обязанностей, задающей модели гражданского поведения и деятельности11;

• положения М. А. Кунаш12, Т. Ю. Ломакиной13 об индивидуальных и персональных образовательных траекториях.

Стратегическими векторами формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов России выступили вариативный, аксиологический, этнокультурный подходы.

Вариативный подход (В. Н. Аверкин, А. Г. Асмолов, А. В. Золотарева,

B. Г. Кинелев, Л. И. Кулагина, О. А. Куревина, В. В. Пикан, А. М. Цирульников и др.) обеспечивает реализацию многообразных возможностей, индивидуали-

10 См.: Водолажская Т. М. Указ. соч.

11 См.: Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время — новая дидактика: сборник. М., 2001. С. 15—16.

12 См.: Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. Волгоград, 2013.

13 См.: Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М., 2013.

C. 248-256.

зацию, дифференциацию, персонализацию процесса формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов России, создание «веера социальных ситуаций развития» (Л. С. Выготский)14. Также этот подход ориентирует на проектирование индивидуальных траекторий формирования гражданской идентичности молодежи; учет широкого спектра факторов, оказывающих влияние на данный процесс: 1) географические (центр—периферия; город-село; природные особенности); 2) семейные (тип семьи, модели роди-тельства, родительская культура, память предков, специфика межпоколен-ческих и супружеских отношений); 3) культурные (обычаи, традиции, уклад); 4) возрастные особенности; 5) уровень социализации и социальной зрелости; 6) социальная активность молодежи; 6) принадлежность к разным социальным слоям; 7) жизненные ситуации; 8) политическая, экономическая и социокультурная ситуации; 9) информационное поле (СМИ, интернет).

Ключевыми базовыми составляющими данного подхода являются: 1) приоритет субъективной позиции личности; 2) регулирующая функция ценностно-смысловой сферы; учет потребностей и мотивов личности; 3) создание условий выбора15 (В. В. Пикан). Предполагается реализация принципов индивидуализации, персонализации и персонификации.

Аксиологический подход (А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, С. Ю. Дивногор-цева и др.) находится в позиции комплементарности к вариативному. Предусматривает формирование гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей: патриотизм, духовность, крепкая семья, милосердие, созидательный труд, гражданственность, доверие, служение Отечеству и пр.16 Представленные ценности выступают ценностно-смысловым «ядром» гражданской идентичности, их осознание и принятие молодежью новых субъектов обеспечивает устойчивое положительное ценностное отношение к своей малой Родине, к России, служению Отечеству; реализацию сформированной внутренней позиции в ответственном гражданском поведении.

Данный подход реализуется через совокупность следующих принципов: субъектности, рефлективности, ценностной ориентации; свободного выбора, моральных дилемм.

Этнокультурный подход (Г. Н. Волков, А. А. Лобжанидзе, Л. П. Карпушина и др.) обеспечивает адаптацию и интеграцию молодежи новых российских регионов в другую культуру, ее принятие, выработку ценностного отношения к ней. В основе данного подхода находятся идеи и принципы культуросообразности, диалога культур, народности.

Рассмотренные подходы и теоретические положения выступили базисом для разработки педагогической модели и механизма проектирования

14 См.: Выготский Л. С. Детская психология / Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

15 См.: Пикан В. В. Управление вариативным образованием в школе: монография. М.: АПКиППРО, 2005.

16 См.: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 12.06.2023).

индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Педагогическая модель формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации представлена единством целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного блоков (табл. 1).

Таблица 1

Педагогическая модель формирования гражданской идентичности молодежи на новых территориях Российской Федерации

I. Теоретико-методологические основы

Подходы: аксиологический, вариативный, этнокультурный

Принципы: субъектности, рефлективности, ценностной ориентации, свободного выбора, моральных

дилемм, диалога культур, индивидуализации, дифференциации, персонализации, персонификации

II. Педагогические основы формирования гражданской идентичности молодежи

Целевой Содержательный Процессуальный Технологический блок Результативно-

блок блок блок оценочный блок

Цель: формирова- 1. Когнитивный Этапы формиро- 1. Технологии консульти- Уровни сфор-

ние гражданской компонент. вания граждан- рования и педагогическо- мированности

идентичности 2. Эмоцио- ской идентично- го сопровождения. гражданской

молодежи на но- нально-ценност- сти молодежи: 2. Технологии визуализа- идентичности

вых территориях ный компонент. 1) этап эмоцио- ции информации. молодежи:

Российской Феде- 3. Деятельностно- нально-образно- 3. Технология кейс-стади. 1) низкий;

рации поведенческий го восприятия; 4. Социальные акции и 2) средний;

компонент 2) этап ценност- проекты. 3) высокий

Пространственно- ного осмысле- 5. Волонтерская деятель-

целевые ориенти- ния и присвое- ность; социальное слу-

ры формирования ния; жение.

гражданской 3) этап от- 6. Психосоциальные

идентичности: ветственного технологии, направлен-

1) пространство гражданского ные на профилактику и

России; поведения устранение психических

2) пространство и социальных девиаций в

региона, области, ситуациях риска.

края; 7. Социальные технологии

3) пространство активизации участия мо-

родного края, слу- лодежи в общественном

жение Отечеству; движении.

4) «дом» и «семья» 8. Образовательные тури-

как пространство стические маршруты.

9. Система гражданско-

ориентированных ситуа-

ций

Отметим, что представленный в педагогической модели процесс формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации основывается на исследованиях Л. С. Пастуховой17 и предполагает реализацию следующих этапов:

17 См.: Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство формирования гражданских качеств молодежи: монография. М.: ИНФРА-М, 2020.

1. Этап эмоционально-образного восприятия — формирование представлений личности о себе, собственной гражданской принадлежности к стране и ее культуре, государству, народу, образу жизни гражданско-ориентированного сообщества. На данном этапе создаются условия для эмоционально-чувственного позитивного восприятия российской культуры, норм и ценностей, гражданских обязанностей перед государством и обществом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Этап ценностного осмысления и присвоения ориентирован на формирование у молодежи системы знаний о правах и обязанностях гражданина России; означивание, выбор и присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие личностных и ценностных смыслов; осознание своей гражданской принадлежности к России; понимание вклада российской культуры и государства в развитие мировой цивилизации, а также собственных возможностей и роли в решении гражданских проблем и выполнении гражданских обязанностей; готовность ответственно исполнять гражданские права, транслировать гражданские ценности и практики социально-значимой деятельности.

3. Этап ответственного гражданского поведения предполагает самореализацию молодежи новых российских регионов в гражданско-ориентированной деятельности с учетом общественно-государственных интересов, социокультурных преобразований; формирование опыта гражданского поведения: участие в различных проектах, событиях, творческих и гражданских инициативах, обеспечивающих развитие государства, культуры и др.

Проводимое нами исследование молодежи (анкетирование, опрос, беседа) в возрасте от 14 до 18 лет позволило установить, что процесс формирования гражданской идентичности молодежи новых регионов отличается сложностью, многофакторностью, что требует его индивидуализации. В данной связи был разработан механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Указанный механизм представлен последовательностью проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи, пространственно-целевыми ориентирами и соответствующими им ценностно-смысловыми «ядрами» содержания формирования данного личностного качества, что обеспечивает возможность выбора педагогами и специалистами инструментов путей и способов развития гражданской идентичности.

Под индивидуально-групповыми траекториями формирования гражданской идентичности молодежи мы понимаем последовательность поступательных действий, отражающих этапы становления данного личностного качества и обеспечивающих освоение группой субъектов, объединенных общим типом и уровнем развития гражданской идентичности, или отдельной личностью системы знаний о нормах, гражданских правах и обязанностях гражданина России, формирование ценностных отношений и личностных смыслов служения Отечеству, опыта гражданского поведения, любви к Родине.

Рассмотрим более подробно представленный механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентично-

сти молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации. Разработанный механизм предполагает реализацию следующих этапов: диагностический, прогностическо-целевой, содержательно-конструктивный, технологический и рефлексивно-оценочный.

1. Диагностический этап — выявление типов гражданской идентичности18 у молодежи новых субъектов Российской Федерации, представленных в табл. 2. Типы гражданской идентичности определены на основе следующих показателей: а) позитивная и негативная идентификация себя как гражданина России; б) устойчивость и неустойчивость проявления данной идентификации. Помимо типов гражданской идентичности на данном этапе предусмотрено определение ее уровней: высокий, средний, низкий.

Таблица 2

Типы гражданской идентичности молодежи на новых территориях РФ (определены с учетом исследований А. М. Егорычева, Г. К. Джурабаевой, Н. Н. Касеновой, Н. В. Кергиловой19)

№ п/п Типы гражданской идентичности Характеристика типов гражданской идентичности

1. Устойчиво-позитивная российская гражданская идентичность Гражданское самоопределение существенно преобладает над этнической компонентой. Субъект, идентифицируя себя с Российской Федерацией, рассматривает в качестве постоянного места проживания Россию, осознавая себя ее частью. Имеет мотивированное желание адаптироваться к социокультурным условиям. При этом могут быть выражены в равной степени и этническое самосознание, и гражданское самоопределение. Согласуется с внутренним осознанным решением стать гражданином России

2. Неустойчиво-позитивная российская гражданская идентичность Субъект имеет двойное гражданство, затрудняется сделать выбор в пользу какого-то одного государства. Имеет положительный опыт интеграции. Этническая идентичность сосуществует с гражданской в равных долях

3. Индифферентная российская гражданская идентичность Отсутствуют конкретные планы и перспективы, связанные с Россией; этническая и гражданские составляющие выражены слабо

4. Неустойчиво-негативная российская гражданская идентичность Формальное понимание субъектом своего гражданского статуса; отсутствует значимость российского гражданства. Присутствуют сомнения относительно собственной гражданской идентичности. Этническая самоидентификация доминирует

18 См.: Егорычев А. М., Джурабаева Г. К., Касенова Н. Н., Кергилова Н. В. Формирование гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 6. С. 170-185.

19 См.: Там же.

№ п/п Типы гражданской идентичности Характеристика типов гражданской идентичности

5. Устойчиво-негативная российская гражданская идентичность Пребывание в России рассматривается как временное, присутствует намерение переехать в другую страну. Этническая составляющая идентичности доминирует над гражданской. Выражена стратегия сепарации

2. Прогностическо-целевой этап ориентирован на определение и формулировку целей, задач, стратегических планов и перспектив формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых регионов Российской Федерации в соответствии с выявленным типом и уровнем сформированности гражданской идентичности.

3. Содержательно-конструктивный этап предполагает отбор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, выступающих ценностно-содержательным ядром, инвариантным компонентом формирования гражданской идентичности молодежи новых российских территорий, ее адаптации к российской культуре и приобщения к культурно-исторической памяти. Вариативным компонентом содержания является выбор основополагающих понятий, норм, моделей гражданско-ориентированной, ответственной деятельности. Таким образом, содержание формирования гражданской идентичности молодежи выступает в качестве основы для конструирования педагогического взаимодействия участников воспитательного процесса.

4. Технологический этап предусматривает планирование в соответствии с отобранным содержанием, этапами и пространственно-целевыми ориентирами формирования гражданской идентичности (табл. 3) системы воспитательных событий (акции и флешмобы, социальные проекты, волонтерская деятельность, кинопоказы фильмов о героях Великой Отечественной войны, встречи, дискуссионные и переговорные площадки и пр.), моделирование и решение гражданско-ориентированных ситуаций, обеспечивающих последовательное развитие всех структурных компонентов гражданской идентичности молодежи.

Таблица 3

Матрица планирования воспитательной работы с молодежью по формированию гражданской идентичности

Пространственно-целевые ориентиры формирования гражданской идентичности Российские духовно-нравственные ценности как ценностно-смысловое ядро содержания формирования гражданской идентичности

1. «Дом» и «семья» как пространство Приоритет духовного над материальным Жизнь Достоинство Высокие нравственные идеалы Крепкая семья

2. Пространство родного края, служение Отечеству Гуманизм Взаимопомощь и взаимоуважение Историческая память и преемственность поколений

Пространственно-целевые ориентиры формирования гражданской идентичности Российские духовно-нравственные ценности как ценностно-смысловое ядро содержания формирования гражданской идентичности

Высокие нравственные идеалы Милосердие

3. Пространство региона, области, края Ответственность за судьбу Созидательный труд Права и свободы человека Милосердие Гуманизм Справедливость Коллективизм Взаимопомощь и взаимоуважение

4. Пространство России Родина Служение Отечеству Патриотизм Гражданственность Историческая память и преемственность поколений Единство народов России

Рефлексивно-оценочный этап включает диагностику сформированности гражданской идентичности молодежи, самооценку и рефлексию личностью собственной деятельности, заполнение диагностических карт, организацию экспертно-оценочных сессий.

Таким образом, в ходе исследования определена актуальность формирования гражданской идентичности молодежи, обусловленная сложностью и неопределенностью современной политической и социокультурной ситуации, требованиями нормативных документов, необходимостью гражданского воспитания молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации как важнейшей социально-демографической группы, обеспечивающей социально-экономическое, инновационное развитие государства, его технологический, мировоззренческий и научный суверенитет. Выявлены теоретико-методологические основания, представленные единством идей, положений, подходов и принципов. Раскрыта педагогическая модель и механизм проектирования индивидуально-групповых траекторий формирования гражданской идентичности молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Определено понятие «индивидуально-групповые траектории формирования гражданской идентичности молодежи», рассмотрены особенности этапов проектирования индивидуально-групповых траекторий. Полученные результаты будут способствовать процессу адаптации молодежи, проживающей на территориях новых субъектов Российской Федерации, к российским социально-экономическим, политическим и культурным условиям; ее дальнейшей интеграции в российское пространство.

Список источников

Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время — новая дидактика: сборник. М., 2001. С. 15—16.

Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 2. С. 21—39.

Водолажская Т. М. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С. 140-142.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эль-конина. М.: Педагогика, 1984.

Гусельцева М. С. «Текучая современность» и проблемы социализации // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 138-142.

Егорычев А. М., Джурабаева Г. К., Касенова Н. Н., Кергилова Н. В. Формирование гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 6.

C. 170-185.

Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. Волгоград, 2013.

Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М., 2013. С. 248-256.

Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи: коллективная монография / под ред. А. В. Бугаева, Т. К. Ростовской. М.: Издательство РГСУ, 2018.

Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство формирования гражданских качеств молодежи: монография. М.: ИНФРА-М, 2020.

Пикан В. В. Управление вариативным образованием в школе: монография. М.: АПКиППРО, 2005.

Рейнекин Р. Как работать с украинизированной молодежью на освобожденных территориях // Информационно-аналитический журнал «ПолитНавигатор». 2022. URL: https://www.politnavigator.net/kak-rabotat-s-ukrainizirovannojj-molodjozhyu-na-osvobo-zhdjonnykh-territoriyakh.html (дата обращения: 05.07.2023).

Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2017.

Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 12.06.2023).

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 12.06.2023).

Kim Park I. J. Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity // Family Relations. 2007. Vol. 56. Issue 4. P. 403-412. doi: https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2007.00469.x.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 70. P. 53-65 DOI: 10.15382/sturIV202370.53-65

Vera Nikolina, Doctor of Sciences in Education, Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) Nizhny Novgorod, Russia vnikolina@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-3744-1446

Anna Loshchilova,

Candidate of Sciences in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University

(Minin University)

Nizhny Novgorod, Russia

annet_787@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6296-5516

A Mechanism of Forming Civil Identity of Young People in the Territories of the New Regions of the Russian Federation

Abstract: This article reveals the problem of the formation of the civil identity of young people living in the territories of the new regions of the Russian Federation. Its relevance is determined by the requirements of regulatory documents, by the aims of the state policy related to young people, by the need for adaptation and integration of this category of young people into the Russian socio-cultural and economic space. The article presents conceptual foundations of the study, including a number of theoretical ideas and provisions, as well as variable, axiological and ethno-cultural approaches that determine the strategic vectors for the formation of the civil identity of young people. The pedagogical model and the mechanism for designing individual-group trajectories of the formation of the civil identity of young people in the territories of the new subjects of the Russian Federation in the context of traditional Russian spiritual and moral values are revealed. The developed pedagogical model is represented by the unity of the target, content, procedural and result-evaluative blocks. The sequence of formation of the civic identity of young people is revealed: a) emotional-figurative perception; b) value understanding and appropriation; c) responsible civic behaviour. The mechanism of designing individual-group trajectories of the formation of the civic identity of young people is substantiated, including the stages of designing, spatial-target landmarks and the value-semantic "cores of content" corresponding to them. The features of each of the stages are considered: diagnostic, prognostic-target, content-constructive, technological and reflective-evaluative. The results of the study are of practical value for teachers and specialists in working with youth, curators of youth public associations.

Keywords: civil identity of young people in new regions of Russian Federation, pedagogical model for formation of civil identity of young people, individual-group trajectories, traditional Russian spiritual and moral values, pedagogical model, identity, mechanism of civil identity formation.

V. Nikolina, A. Loshchilova

References

Asmolov A. (2001) "Psikhologiia XXI veka i rozhdenie variativnogo obrazovatel'nogo prostranstva v Rossii", in Novoe vremia — novaia didaktika. Moscow, 2001, pp. 15—16 (in Russian).

Asmolov A. (2010) "Strategiia sotsiokul'turnoi modernizatsii obrazovaniia: na puti k preololeniiu krizisa identichnosti i postroeniiu grazhdanskogo obshchestva". Psihologo-pedagogicheskii poisk, 2010, vol. 2, pp. 21—39 (in Russian).

Bugaeva A., Rostovskoi T. (2018) Molodezhnaia politika v sisteme formirovaniia grazhdanskoi identichnosti sovremennoi molodezhi. Moscow (in Russian).

Gorshkov M., Petukhov V. et al. (2017) Rossiiskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga piataia. Moscow (in Russian).

Gusel'tseva M. (2010) ""Tekuchaia sovremennost'" i problemy sotsializatsii". Voprosy psikhologii, 2010, vol. 1, pp. 138-142 (in Russian).

Egorychev A., Dzhurabaeva G., Kasenova N., Kergilova N. (2019) "Formirovanie grazhdanskoj (rossiiskoi) identichnosti u detei inostrannykh grazhdan pri sokhranenii imi etnicheskoi samoidentifkatsii". Science for Education Today, 2019, vol. 9 (6), pp. 170-185 (in Russian).

Kim Park I. J. (2007) "Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity". Family Relations, 2007, vol. 56, issue 4, pp. 403-412.

Kunash M. (2013) Individual'nyi obrazovatel'nyi marshrut shkol'nika. Metodicheskii konstruktor. Modeli. Analiz. Volgograd (in Russian).

Lomakina T. (2013) Kontseptual'nye osnovy formirovaniia obrazovatel'noi traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia. Nauka iprofessional'noe obrazovanie. Moscow, 2013, pp. 248-256 (in Russian).

Pastukhova L. (2020) Sotsialno-proektnaia deiatel'nost' kak otkrytoe vospitatel'noe prostranstvo formirovaniia grazhdanskikh kachestv molodiozhi. Moscow (in Russian).

Pikan V. (2005) Upravlenie variativnym obrazovaniem v shkole. Moscow (in Russian).

Reinekin R. (2022) "Kak rabotat' s ukrainizirovannoi molodiozh'iu na osvobozhdennykh territoriiakh". Informatsionno-analiticheskiizhurnal "PolitNavigator", 2022, available at https:// www.politnavigator.net/kak-rabotat-s-ukrainizirovannojj-molodjozhyu-na-osvobozhd. jonnykh-territoriyakh.html (accessed 05.07.2023, in Russian).

Tishkov V. (2023) Natsiia natsii: opodkhodakh kponimaniiu Rossii. Moscow (in Russian).

Vodolazhskaia T. (2010) "Identichnost' grazhdanskaia". Obrazovatel'naya politika, 2010, no. 56 (43-44), pp. 140-142 (in Russian).

Vygotskii L. (1984) Sobranie sochinenij. Vol. 4. Detskaiapsikhologiia. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.07.2023

The article was submitted 13.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.