Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ'

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме воспитания личности предпринимателя. Проблема актуальна для постсоветского пространства. Переход российской экономики от центрированной к рыночной возможен лишь при изменении системы образования от общественно-ориентированной к личностно-ориентированной. Цель системы образования: дать возможность потенциальным личностям-предпринимателям возможность для самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE PERSON UNDERTAKING

The article is devoted to the education of the individual entrepreneur. The problem is relevant for the post-Soviet space. Transition of the Russian economy from the centered to the market is possible only when you change the system of education from the public-oriented to student-oriented. The purpose of the education system: to enable individuals to potential entrepreneurs the opportunity for self-realization.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Коноплёва Л. С. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк

Коноплёв Н. Н. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания личности предпринимателя. Проблема актуальна для постсоветского пространства. Переход российской экономики от центрированной к рыночной возможен лишь при изменении системы образования от общественно-ориентированной к личностно-ориентированной. Цель системы образования: дать возможность потенциальным личностям-предпринимателям возможность для самореализации.

Ключевые слова: предприниматель; личность предпринимателя; личностно-ориентированная система образования; воспитание предпринимательских способностей у детей.

Konopleva L.S., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Konoplev N.N., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University

(In Minsk Branch) Belarus, Minsk EDUCATION OF THE PERSON UNDERTAKING Abstract: The article is devoted to the education of the individual entrepreneur. The problem is relevant for the post-Soviet space. Transition of the Russian economy from the centered to the market is possible only when you change the system of education from the public-oriented to student-oriented. The purpose of the education system: to enable individuals to potential entrepreneurs the opportunity for self-realization.

Keywords: businessman; entrepreneur personality; personality-oriented education system; education of entrepreneurial abilities in children.

От родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем

себя занять. Однако есть и дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Таких детей примерно около 5%. Помочь им развить предпринимательские способности возможно на основе личностно-ориентированного образования.

В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей [1].

Современные тенденции в образовании - гуманистическая модель образования, его информатизация тем или иным образом делают своим фокусом внимания именно личность получающего образование. Приучаясь рассчитывать только на себя, на свои силы, человеку поневоле приходится больше внимания уделять раскрытию своих способностей, в том числе коммуникативных, от которых в немалой степени зависит успех в жизни [4].

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит активность субъекта на познание себя и окружающего мира. Каким образом побудить личность к активному познанию себя и окружающего мира? Ответ логичен - необходимо создать активную среду для формирования качеств, предприимчивого человека. Нужно понимать, что там, где нет логики, происходит кодировка личности [5].

Общие правила проявления интолерантного сознания через родителей: склонность командовать; пробуждают высокомерие, гордыню, снобизм; возвышаются до роли пророка; навязывание своего мнения; контролируют и запрещают. Гуманистическое сознание проявляется через: склонность направлять самостоятельную деятельность человека; проповедуют исключительность и уникальность каждого человека; воспринимают себя как посредниками между субъектами взаимодействия [2].

Семейные традиции воспитания и социализации личности формируются созданной культурой взаимоотношений, правилами игры, хозяйственной деятельности в государстве. По сути, структура государства задаёт функционирование системы, элементами которой являются субъекты хозяйственной деятельности и личность человека. Семья как первичный институт социализации подстраивается на изменённые внешние условия, которые формируются структурой государства [3].

Предприниматель - человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги. Предпринимательская способность - набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на

допустимый, оправданный риск.

Большую роль в воспитании предпринимательской способности детей играют родители. Е.С. Рапацевич в современной энциклопедии по педагогике даёт следующие рекомендации родителям: не выдавайте свои интересы и цели за интересы и цели ребенка; приучайте его самого принимать решения, доверяйте и не заставляйте делать так, как вам хочется; дайте детям возможность добиваться успеха, а потом признайте его и похвалите их усилия; независимость также можно воспитывать, поощряя подростка выражать свои взгляды; если вы хотите, чтобы ваши дети были независимы, учите их работать, состязаться друг с другом и добиваться поставленных целей; привлекайте детей к ведению семейного бюджета; детям следует учиться интересно проводить время, полагаясь на собственное воображение и активность [6].

Психологические качества ребёнка способного к предпринимательской деятельности: инициативность в общении; проигрыш в игре стимулирует; практичность и реалистичность в выборе увлечений и друзей; прямолинейность, откровенность, напористость в сочетании с гибкостью, умением приспособиться к обстоятельствам и людям; интерес к коммерции и торговле, к семейному бюджету, умение толково распорядиться выдаваемыми ему карманными деньгами; аналитический склад ума, способность добраться до сути проблемы и решить ее; творческий подход к делу, умение «из ничего» извлечь пользу и выгоду для себя; умение учиться на собственных ошибках. Соихиро Хонда придерживался следующих принципов в работе: всегда действовал честолюбиво с юношеским воодушевлением; принимал во внимание хорошие теории; был открытым к новым идеям; использовал подходящее время для получения наилучших результатов; испытывал радость в работе; создавал приятные условия труда; искал гармоничный ритм работы; учитывал важные результаты исследований и возможности для обучения.

При активизации мотивов нельзя опираться на финансовые стимулы. Материальное достижение для предпринимателя является следствием, а не результатом его деятельности. Предпринимателю нравится процесс, а не результат. Предпринимателю не нужна социальная поддержка в принятии решений. Важную роль в формировании сознания предпринимателя играют родители ребёнка.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

2. Коноплёва Л.С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь,

июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

3. Коноплёв Н.Н. Психологическое здоровье в пенсионном возрасте / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 212-218.

4. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно -профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

5. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

6. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 720 с.

Коноплёва Л.С. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк

Коноплёв Н.Н. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - «ГОМО СОВЕТИКУС» Аннотация. В статье описываются главные черты «гомо советикуса» как наследия воспитания сталинской эпохи. Гуманистическая модель образования позволит Российской Федерации интегрироваться в мировую экономику, так как во главу угла воспитания и образования в современном мире ставится личность человека.

Ключевые слова: личность; сознание; общественно-ориентированное образование; личностно-ориентированное образование; толерантное и интолерантное сознание; европейская культура.

На постсоветском пространстве существует особый тип личности, сформированной идеологией коммунистов - «гомо советикус». Сознание «гомо советикуса» воспитывала советская педагогика с её общественным типом образования.

В понятии тип образования указывается доминирующий признак,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.