Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ НАЧАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ'

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ НАЧАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ СЕМЬИ / НАЧАЛО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме отделения личности ребёнка от родителей и начала самостоятельной жизни. В статье описываются характерные психоэмоциональные переживания, связанные с началом самостоятельной жизни молодых людей. Осознание своих психоэмоциональных состояний в аспекте причин позволяет с гармонизировать сознание личности в необходимости организации самостоятельной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PERSONALITY RISK YOUTH START AN INDEPENDENT LIFE

The article is devoted to the separation of the child from the parents of the person and start an independent life. This article describes the typical psycho-emotional experiences associated with the beginning of independent life of young people. Awareness of their psycho-emotional states in the aspect of reasons allows to harmonize the individual consciousness of the need for the organization of independent life.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ НАЧАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Использованные источники:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Издательство МГУ, 1990 - 367 с.

2. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В. П. Беспалько. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. - 304 с.

3. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Харвест, 2006. - 416 с.

4. Загвязинский, В.И. Исследование движущих сил учебного процесса [Текст] : автореф. дис. ... доктора пед. наук / В.И. Загвязинский. - М., 1973. -40 с.

5. Тряпицына, А.П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] / А. П. Тряпицына. - № 1. - 2007. - С. 28-31. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-pedagogicheskom-obrazovanii-kak-neobhodimoe-uslovie-realizatsii-prioritetnogo-natsionalnogo-proekta-obrazovanie

Коноплёва Л.С. магистр психологии Коноплёв Н.Н. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ

НАЧАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Аннотация: Статья посвящена проблеме отделения личности ребёнка от родителей и начала самостоятельной жизни. В статье описываются характерные психоэмоциональные переживания, связанные с началом самостоятельной жизни молодых людей. Осознание своих психоэмоциональных состояний в аспекте причин позволяет с гармонизировать сознание личности в необходимости организации самостоятельной жизни.

Ключевые слова: семья; личность; жизненные циклы семьи; начало самостоятельной жизни; эмоциональное отделение от родителей; формирование эмоциональной независимости молодых людей.

Konopleva L.S., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Konoplev N.N., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University

(In Minsk Branch) Belarus, Minsk CONSULTATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PERSONALITY RISK YOUTH START AN INDEPENDENT LIFE

Abstract: The article is devoted to the separation of the child from the parents of the person and start an independent life. This article describes the typical psycho-emotional experiences associated with the beginning of independent life of young people. Awareness of their psycho-emotional states in the aspect of reasons allows to harmonize the individual consciousness of the need for the organization of independent life.

Keywords: a family; personality; family life cycle; the beginning of an independent life; emotional separation from parents; the formation of emotional independence of young people.

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию.

В. Гюго

Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом сама эти факторы определяет и воспроизводит.

Жизненный цикл семьи - это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. Характер изменений определяется личностными особенностями, возрастом супругов, детей и культурой, в которой они живут. На каждой стадии жизненного цикла семьи меняются условия жизни для всех её членов. С изменением структуры семьи, изменяются её функции. В зарубежном и отечественном подходах к изучению жизненных циклов семьи существует определённая аналогия, где учитывается место детей в семейной структуре, так статистика кризисов семьи (отечественный подход) совпадает с изменением места детей в семейной структуре (зарубежный подход).

Авнер Баркаи предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи. Учёный рассматривает семью как систему с полупроницаемыми границами, представляющую нечто большее, чем отдельные члены системы. Этапы развития семьи связаны с социальной ролью детей [4].

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени [6].

Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания. При успешном отделении от родительской семьи молодой человек сохраняет возможность возвращения, если это отвечает его желаниям [5].

Если рассматривать семью с позиции малой социальной группы, то психологический климат (микроструктура) зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей. Здоровая семья (в норме развития в зависимости от цикла) - это открытая система. Если система (семья) начинает создавать полупрозрачные границы, то это значит, что внутри системы есть проблемы [3].

У супругов, где дети оставили семью, становятся актуальными вопросы ригидности. В процессе общения с супругами следует учитывать неприятие дискомфортных состояний и ожидание стереотипных форм поведения [2].

В семьях, у которых дети оставили семью, личность ребёнка вступает в фазу развития зрелости, при понижении участия родителей в жизни детей [1].

Первый ребёнок покидает дом. Он олицетворяет собой последний этап развития семейной системы, так как ребёнок, но на самом деле это уже личность, должен построить уже свою семью. Этот этап завершения семьи как системы тесной взаимосвязи является самым важным этапом жизненного цикла семьи. Самостоятельная жизнь выросшего ребёнка, а ныне самостоятельной личности, представляет собой проблему семейных отношений постсоветского пространства. Родители на постсоветском пространстве очень тесно связаны со своими детьми и неохотно дают возможность к самостоятельной жизни своим детям. Поэтому исследование по проблеме отделения детей, личностей к самостоятельной жизни актуально. Приводится самоотчёт по проблеме психоэмоционального отделения личности от родителей, вступление её в самостоятельную жизнь.

С.В. Прохорова с Санкт-Петербурга пишет: «Переезд: ощущения и эмоции. Какие они, эти переезды? Мне в жизни выпало три переезда в одном и том же городе и один переезд из одного государства в другое. Самый мой первый переезд - вольные хлеба! Птичка вылетела из родительского гнезда! Ох, сколько же было сомнений в том, смогу ли я оплачивать съемное жилье, потому как не было никаких оснований для стабильного заработка. Как

говорится, закрыв глаза, переборов в себе некий страх, я шагнула в «свою» самостоятельную жизнь! Первое время было нелегко, менялся привычный образ жизни от беззаботного к самостоятельно-вращающемуся! Не могу сказать, что уж прямо сильно я в чем-то нуждалась, видимо это все от того, что уже я понимала, что лучше у меня не будет чего-то, но оплатить аренду за квартиру смогу! Цена самостоятельной жизни была важнее всего! В тот момент испытываешь такой восторг, что ты сам себе хозяин. Совсем не было мыслей о том, как я скучаю по родительскому дому. Я с таким трудом находила время, чтобы навестить своих родителей. Самым тяжелым моментом для меня было решить смогу ли я жить отдельно или нет, и как оказалось, все остальное потом уже не имело смысла. Я привыкла. Но что самое удивительное, я обживалась, потихоньку подкупала себе бытовые приборы (стиральная машина, утюг, пылесос). Сейчас вспоминаю все это, и в голове не укладывается, как я умудрялась?! Остальные два переезда, это уже обычное дело, вся тяжесть ситуации заключается в том, чтобы просто перевезти вещи: сложить, перетащить и опять разложить, ну и, соответственно, привыкнуть к новой квартире. А вот переезд из одного государства в другое. Как же мне было страшно! Я с собой взяла только один чемодан с вещами. Все, что было мною нажито, было отдано моим родителям. Мой переезд был «раз и навсегда»! Я так для себя решила. Разве думала на тот момент, что еду создавать семью, нет! Меня позвал жить в Россию мой молодой человек, сам он местный, россиянин. Я понимала одно, что в Беларуси больше нет возможности развернуться, а там - там была просто пугающая неизвестность. Так вот, пока я складывала свои вещи, было все легко. Но, когда меня родители привезли на железнодорожный вокзал, я попросила у них благословения! Какой же комок подкатил к горлу, я готова была рыдать навзрыд! Слезы сами посыпались градом из глаз. Я не смогла удержать такой напор, разревелась. Отец не выдержал, тоже заплакал! Такие моменты запоминаешь на всю жизнь! В жизни каждого человека они важны, это старт к новому! По своим ощущениям, я купила себе билет в один конец!!! Я рада была тому, что не будет языкового барьера, что многие вещи должны быть схожи и т.д. Когда я приехала, то мгновенно поняла, что меня никто тут не ждал! Молодой человек даже не сказал своему отцу, что я еду жить к ним навсегда! Пришлось практически все решать самой, опять все с нуля начинать. Такой туман был в голове, так хотелось забиться в угол. Помощи не откуда было ждать. Денег не было! Очень благодарна своей мамочке, она помогла мне найти тут таких же, переехавших, как и я. Они мне и помогли с регистрацией и с работой, одолжили денег на первое время! По специальности не смогла тут найти себе работу, юристов очень много! Как я радовалась, когда смогла трудоустроиться менеджером по продажам в сотовую дилерскую компанию. И уже неважно, что последняя запись в белорусской трудовой книжке была запись о должности директора! Я как ребенок искренне радовалась, что у меня есть работа и меня приняли!

Неделя стажировки, и - ура, я работаю! Две недели проходит, а у меня уже в трудовой книжке внесена благодарность за качественное обслуживание покупателей! Это меня окрылило, придало еще больше уверенности в себе, что все будет хорошо, что я на правильном пути! Моя душа пела! В этот момент все мои страхи по поводу переезда как-то улетучились! Может и не все, но я перестала о них думать так, как раньше! Что касается передвижения по городу - миллионнику, могу сказать так: скажи «Да!» интернету! С его помощью можно просмотреть улицы и номера домов через спутник! Когда мне было необходимо куда-либо ехать, я тщательно изучала маршрут, записывала и смело ехала! Вообще не страшно! В чужом городе, в чужой стране, я очень часто грустила, тосковала по родительскому гнезду! Мне не хватало простой маминой заботы, ласки, тепла, когда ее обнимаешь! А как не хватает отцовского выражения «Светуля, все будет хорошо!» Тяжело. Часто плакала. Меня эмоции очень сильно расслабляют! Приходилось просто перешагивать через них! Потому как человек, так или иначе, не может быть постоянно с родителями. Мне многое предстоит еще в новом городе! Здесь жизнь какая-то иная! Дышится легко! Все по-другому. Возможно, мне повезет, и судьба будет благосклонна ко мне, и я смогу проявить себя в этом красивом и замечательном городе, городе, который меня принял! Начало положено - уже есть семья! Благодарю, мой любимый ГОРОД!

Светлана Прохорова 20.03.2016»

Семья представляет собой первичный и самый важный институт социализации личности. Как элемент системы государства в семье формируются основы личностных характеристик, которые в последствии определяют личностные характеристики субъекта. Семья проходит определённые жизненные циклы, связанные с социализацией детей в структурах государства. Наиболее важным периодом жизненного цикла семьи является отделение детей от семьи и обретение ими эмоциональной независимости от родителей в связи с началом своей самостоятельной жизни. Это связано с переездом либо с супружеством. Самоотчёт С.В. Прохоровой по описанию психоэмоциональных состояний в связи с отделением детей от родителей обладает психотерапевтическим эффектом. Он отражает наиболее характерные чувства и эмоции для ситуации отделения детей от родителей и позволит тем детям, которые находятся в подобной ситуации правильно переживать свои чувства и эмоции с целью завершения этапа отделения от родителей и начала самостоятельной жизни.

Использованные источники: 1. Коноплёва Л.С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-

практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117-125.

2. Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 55-58.

3. Коноплёва Л.С. Роль эмпатии и любви в семейных отношениях в аспекте толерантного сознания / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 201-206.

4. Коноплёва Л.С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л.С.Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52-60.

5. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

Коноплёва Л.С. магистр психологии Коноплёв Н.Н. магистр психологии Балтрук Е.Г. педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация: Статья посвящена проблеме психосоциальной адаптации сознания супругов к подготовке посещения детей в дошкольное образовательное учреждение. Предлагается адаптационная программа сознания родителей к отделению детей от родителей в связи с процессом социализации. Ключом к адаптации детей к посещению детского сада является развитие доверия супругов к персоналу дошкольного образовательного учреждения. Предлагается способ повышения профессиональной компетенции сотрудников дошкольного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.