Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ'

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / СОБЕСЕДОВАНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ СУПРУГОВ К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Балтрук Е.Г., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме психосоциальной адаптации сознания супругов к подготовке посещения детей в дошкольное образовательное учреждение. Предлагается адаптационная программа сознания родителей к отделению детей от родителей в связи с процессом социализации. Ключом к адаптации детей к посещению детского сада является развитие доверия супругов к персоналу дошкольного образовательного учреждения. Предлагается способ повышения профессиональной компетенции сотрудников дошкольного образовательного учреждения методом организации научно-практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Балтрук Е.Г., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»

практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117-125.

2. Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 55-58.

3. Коноплёва Л.С. Роль эмпатии и любви в семейных отношениях в аспекте толерантного сознания / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 201-206.

4. Коноплёва Л.С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л.С.Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52-60.

5. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

Коноплёва Л.С. магистр психологии Коноплёв Н.Н. магистр психологии Балтрук Е.Г. педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация: Статья посвящена проблеме психосоциальной адаптации сознания супругов к подготовке посещения детей в дошкольное образовательное учреждение. Предлагается адаптационная программа сознания родителей к отделению детей от родителей в связи с процессом социализации. Ключом к адаптации детей к посещению детского сада является развитие доверия супругов к персоналу дошкольного образовательного учреждения. Предлагается способ повышения профессиональной компетенции сотрудников дошкольного

образовательного учреждения методом организации научно-практической деятельности.

Ключевые слова: жизненный цикл семьи; собеседование; консультирование; адаптация супругов к посещению детей дошкольного образовательного учреждения; социализация ребёнка.

Konopleva L.S., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Konoplev N.N., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Baltruk E. G, educational psychologist Belarus, Novopolotsk Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University

(In Minsk Branch) Belarus, Minsk

Abstract: The article is devoted to the psychosocial adaptation of consciousness of the spouses in the preparation of visits of children in preschool educational institution. Proposed program of adaptation of parents of consciousness to the separation of children from their parents due to the socialization process. The key to children's adaptation to kindergarten attendance is the development of the spouses of confidence in the staff of preschool educational institution. A method for enhancing the professional competence of employees of preschool educational institutions by organizing scientific and practical activities.

Keywords: family life cycle; interview; counseling; adaptation of the spouses to attend pre-school educational institution children; the socialization of the child.

Стадии развития семьи тесно связаны между собой и зависят, прежде всего, от развития психосоциального сознания супругов. Задержка в психологическом развитии супругов на каком-либо этапе развития приводит к невозможности успешного решения личностью задач развития в последующих циклах развития семьи. С момента заключения брака у молодых супругов осознания своего «Я» должно трансформироваться в нечто новое - «Мы», как только этот процесс завершён, пара готова к тому, чтобы родился ребёнок. С рождением ребёнка супруги сталкиваются с осознанием расширения границ семьи, как системы. Супруги становятся родителями. Основная проблема перестройки сознания супругов в том, что супруга большую часть времени уделяет ребёнку, а супруг понимает, что ему достаётся значительно меньше внимания, и перед ним стоит задача перестроить своё отношение к ситуации в конструктивном плане. Нужно понимать, что где есть более двух человек, отношение в системе будут не

равны, потому что мать больше времени проводит с ребёнком. Наиболее гармоничными отношения в семье будут, если на предыдущем этапе супруги установили доверительные отношения. Предполагается, что добрачная беременность, так же как и более трёхлетний период супружества без детей вносит деструкцию в последующем этапе развития семейных отношений и требует в дальнейшем психологической коррекции сознания. Когда ребёнок начинает ходить в детский сад, происходит следующий необратимый этап развития сознания супругов. Самая обсуждаемая тема на семейных форумах об адаптации детей к детскому саду. Все дети за редким исключением испытывают в этот период отрицательные эмоции. Но ведь поведение детей полностью зависит от воспитания родителей, то есть от восприятия психосоциальной ситуации сознанием родителей. Поэтому в адаптации к дошкольному учреждению нуждаются не столько дети, сколько их родители. Невежество родителей и психологическая безграмотность - это то, что мешает детям чувствовать себя комфортно в детском саду. Адаптация родителей к тому, что им необходимо на целый день отдать ребёнка в детский сад должна начинаться с развития доверия к персоналу детского сада, связанных с вопросами питания, организации досуга детей и учебных занятий. Что касается персонала дошкольного образовательного учреждения, то авторитетная точка зрения работников формируется не только должностью, а постоянным повышением квалификации. Повышение квалификации происходит лишь при участии в научной деятельности. Иными словами в детском саду необходимо для повышения доверия родителей к персоналу детского сада организовать научно практическую деятельность, включающую в себя разработку и внедрение новых форм социально - педагогической работы с родителями и их детьми для успешной социализации детей с целью их дальнейшей, успешной самореализации в социуме.

Проведя сравнительный анализ методом поперечных срезов развития сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи, было установлено, что: «Особо следует отметить семьи, у которых дети посещают детский сад. У них повышаются интолерантные установки. Это можно объяснить тем, что молодые родители должны адаптироваться к тому, что их ребёнок (элемент системы) посещает детский сад (выходит на новый уровень социализации, связанный с расширением границ системы). Родители испытывают сильный стресс, когда их дети начинают ходить в детский сад, так как по поведению ребёнка будет оценена система воспитания в семье. Это как бы тестирование со стороны общества успешности семьи» [1, с. 124,125].

Далее: «Наибольшее психологическое напряжение, выраженное в тенденции к интолерантному поведению, присуще семьям, дети которых посещают детский сад. Осознавая это, родители испытывают сильный стресс, так как им необходимо изменять сознание в соответствии с

изменёнными условиями статуса семьи» [4, с. 60].

Далее: «...посещение детей детского сада даёт большую психологическую нагрузку на родителей» [2, с. 9].

Как правило, контакт с клиентом начинается с разговора по телефону, с определением степени необходимости встречи. Вначале предлагается запись на собеседование. Собеседование проводиться с целью выявления предрасположенности клиента к дальнейшему сотрудничеству. При собеседовании происходит понимание проблемы клиента (либо наоборот). Это возможно только лишь при возникновении симпатии, доверия друг к другу и чувства сострадания. Необходимо придерживаться следующих правил при консультации: не давать информацию о себе; обладать невозмутимостью. Если консультант испытывает тревогу, неудобство, внутреннюю эмоциональную неустойчивость, то нужно осознать, что вами начинает управлять клиент-манипулятор. Характеристики клиента-манипулятора: обращается в неудобное для вас время; нарушает этикет, этику; всё время извиняется; если клиент требует гарантии, то он перекладывает всю ответственность на вас; если клиенту нужно срочно встретиться - это значит, что он у вас может вызвать чувство вины (слабость), не следует спешить, выбиваться из своего графика; если принуждает, то хочет вызвать страх; если клиент спрашивает про деньги, то он вам не верит. При разговоре, консультант сам решает на какие вопросы отвечать. На ранее заданные вопросы со временем меняются ответы, потому что жизнь в динамике. Дважды невозможно войти в одну и ту же реку. Из-за недостатка информации консультант может чего-то не знать и не понимать жизненной ситуации, он не должен этого бояться. Не говорить прямо «нет», найти такую форму ответа, которая была бы нейтральна к ситуации [3].

Позитивное воспитательное воздействие в семье способствует чувству защищённости детей, уверенности в себе, умение справляться со стрессами, критическими ситуациями и выстраивать положительные модели социального взаимодействия. Участие родителей в позитивной оценке социализации ребёнка в детском саду способствует к конструктивному регулированию детских эмоций и адекватному отношению к своим и чужим потребностям в эмоциональной и волевой сфере [5].

Предлагается следующая развивающая программа для адаптации супругов детей, которые посещают дошкольное образовательное учреждение.

Цель занятий: адаптировать сознание супругов к новым условиям социализации ребёнка методом активного включения сознания в адаптационный процесс.

Задачи: Развить способности к релаксации (расслаблению). Развить доверие к поведению ребёнка в детском саду. Развить доверие к персоналу дошкольного образовательного учреждения. Развить уверенность в будущей самореализации ребёнка. Развить уверенность в самодостаточности

родителей по отношению к ребёнку. Провести индивидуальную программу по закреплению пройденных упражнений. Развить способность к рефлексии (самоанализу).

Авнер Баркаи основатель института семьи в городе Тель-Авив, Израиль утверждал, что родители испытывают неосознанный стресс тогда, когда отдают детей в детский сад, так как по поведению ребёнка общество как бы тестирует традиции и семейную культуру молодой семьи [6].

Предлагаемые упражнения по гармонизации сознания родителей в связи с необходимостью процесса социализации ребёнка помогут принять ситуацию и адаптироваться к новым условиям.

Задание 1. Развитие способности к расслаблению (релаксация). Упражнение на релаксацию. Занять удобную позу лёжа. Ноги чуть выше головы, руки слегка согнуты в локтях, сосредоточить своё внимание на кистях рук, достичь состояния полного расслабления всех мышц. При этом кисти рук могут стать тяжёлыми, горячими и т. д. При этом вы не должны думать ни о прошлом, ни о будущем и сосредоточиться на своём расслабленном состоянии (настоящее - здесь и сейчас).

Задание 2. Развитие доверия к поведению ребёнка. Достичь состояния расслабления и представить своего ребёнка в детском саду. Ваш ребёнок на равных условиях в детском саду к своим сверстникам. Он учится быть самим собой. Очень важно научиться доверять его поведению в детском саду, потому что он уникальная личность.

Задание 3. Развитие доверия к персоналу. Достичь релаксации. Представьте себе персонал детского сада - как они заботятся о ребёнке. При этом проникнуться чувством доверия к персоналу. Повара приготовят вкусную и здоровую пищу для малышей. Дети с удовольствием поедят. Воспитатели организуют интересные игры. Дети в детском саду научатся общаться со своими сверстниками, взаимодействовать в группе. При этом у них развивается социальный интеллект, что позволит им в будущем быть социально успешными людьми.

Задание 4. Развитие уверенности в будущей самореализации ребёнка. Достичь релаксации. Представьте себе своего ребёнка, окончившего детский сад, школу, университет, взрослым человеком, матерью, отцом.

Задание 5. Развитие уверенности в самодостаточности родителей по отношению к ребёнку. Достичь релаксации и мысленно проговорить: «Счастливые люди думают о том, что у них есть, а несчастливые люди думают о том, чего у них нет, и от этого страдают. Надо радоваться тому, что есть.

Задание 6. Индивидуальная программа по закреплению пройденных упражнений. Произвольно провести пройденные упражнения по усмотрению родителей. Указать упражнение и поставить время выполнения.

Задание 7. Составить самоотчёт пройденных упражнений. Самоотчёт обычно пишется в произвольной форме и может включать в себя описание

трудностей, возникающих при проведении упражнений, оценка опыта, предложение по совершенствованию упражнений. Самоанализ включает в себя описание того, что вам мешало расслабиться, какие были получены ощущения после упражнения и т.д.

Указанные выше упражнения помогут снять чувства напряженности, связанные с беспокойством за ребёнка, находящегося в детском саду, позитивные установки, проработанные родителями, будут успокаивать сознание супругов, связанное с проблемой отделения от родителей и социализации детей. Успешная социализация детей - это двуединый процесс и зависит от развития профессиональных компетентных качеств сотрудников дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и повышение психологической грамотности родителей с другой стороны. Развитие толерантных качеств сознания супругов повышает доверие к персоналу детского сада, вследствие чего обеспечивается более качественное развитие семейной структуры на следующих этапах жизненного цикла семьи.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117-125.

2. Коноплёва Л.С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович// Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy /archive /item/1089

3. Коноплёва Л.С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

4. Коноплёва Л.С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52-60.

5. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. - Мн: Карандашев, 2000. - 288 с.

6. Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. - Vol.7. - № 3. - P. 353-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.