Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, У КОТОРЫХ ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ, В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ'

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, У КОТОРЫХ ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ, В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СРЕДНИЕ БАЛЛЫ УСПЕВАЕМОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Рачицкая Н.В., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме успеваемости ребёнка с освоением знаний школьной программы. Отрицательное оценивание ребёнка в школьном институте социализации прямо говорит о недоработках в семейном воспитании, связанных с системой культурных отношений и представлений отношения супругов. Система образования, основанная на демократических принципах, реализующихся в организации учебного процесса, исключающая публичную оценку учащегося, в конечном итоге выдаст психологически здоровую личность. В университеты должны идти те, кто хочет научиться, самостоятельно учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTATION OF SPOUSES, WHO HAVE CHILDREN SCHOOLCHILDREN, IN THE ASPECT OF AN ATTITUDE OF TOLERANCE

The article discusses the development of the child's progress with knowledge of the school curriculum. A negative evaluation of the child in the school Institute of socialization directly speaks about deficiencies in family education related to the system of cultural relations and views relations between spouses. The education system, based on democratic principles, realized in the organization of educational process, excluding public assessment of the student, in the end will give a psychologically healthy person. The universities must keep those who want to learn, to learn independently.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, У КОТОРЫХ ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ, В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ»

4. Голиков А.А., Кукмачев Ю.Н. Современные системы обучения. М., 2011. С. 121.

5. Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание. 2010. №2. С. 109.

Коноплёва Л.С. магистр психологии Коноплёв Н.Н. магистр психологии Рачицкая Н.В. магистр психологии, педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ, У КОТОРЫХ ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ, В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Аннотация: Статья посвящена проблеме успеваемости ребёнка с освоением знаний школьной программы. Отрицательное оценивание ребёнка в школьном институте социализации прямо говорит о недоработках в семейном воспитании, связанных с системой культурных отношений и представлений отношения супругов. Система образования, основанная на демократических принципах, реализующихся в организации учебного процесса, исключающая публичную оценку учащегося, в конечном итоге выдаст психологически здоровую личность. В университеты должны идти те, кто хочет научиться, самостоятельно учиться.

Ключевые слова: консультирование супругов; толерантное сознание; дети школьники; школьное учреждение; средние баллы успеваемости; система образования; реформа системы образования.

Konopleva L.S., Master of psychology Belarus, Novopolotsk Konoplev N.N., Master of psychology Belarus, Novopolotsk

Rachitskaya N. V., Master of Psychology, Educational Psychologist

Belarus, Novopolotsk Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University

(In Minsk Branch) Belarus, Minsk

CONSULTATION OF SPOUSES, WHO HAVE CHILDREN SCHOOLCHILDREN, IN THE ASPECT OF AN ATTITUDE

OF TOLERANCE

Abstract: The article discusses the development of the child's progress with knowledge of the school curriculum. A negative evaluation of the child in the school Institute of socialization directly speaks about deficiencies in family education related to the system of cultural relations and views relations between spouses. The education system, based on democratic principles, realized in the organization of educational process, excluding public assessment of the student, in the end will give a psychologically healthy person. The universities must keep those who want to learn, to learn independently.

Keywords: couple counseling; tolerant consciousness; children students; school facilities; the average achievement scores; education system; education system reform.

Основная проблема изменения сознания супругов в связи с тем, что дети начинают ходить в школу, связана с передачей контроля за развитием ребёнка обществу (социализация ребёнка в школе). Элемент системы семьи - ребёнок супругов должен соответствовать критериям социализации, принятым в школе. Возникает проблема успеваемости ребёнка с освоением знаний школьной программы. По поведению ребёнка и результатам успеваемости по освоению школьной программы оценивается культура семьи ребёнка. Отрицательное оценивание ребёнка в школьном институте социализации прямо говорит о недоработках в семейном воспитании, связанных с системой культурных отношений и представлений отношения супругов. Оценивание ребёнка в школе по критерию поведения и успеваемости напрямую оценивает систему убеждений и поведения супругов, поэтому отрицательные оценки болезненно воспринимается сознанием супругов.

Толерантность - это интегральная характеристика личности, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации. Толерантное сознание супругов выражается в способности человека принимать другого во всём его многообразии. В основе позитивного взаимодействия личности с окружающим миром лежит сформированное толерантное сознание [2].

Участие родителей в процессе социализации детей в социальных структурах государства может являться механизмом развития толерантного сознания брачных партнёров [4].

У супругов с детьми школьников активно происходит процесс выработки общей точки зрения партнёров на происходящие события, обобщение отдельных эмоций в чувства, сближение эмоциональной сферы партнёров. Актуальны вопросы перестройки мотивации поведения, связанные с удовлетворением новых потребностей, роли родителей (оценка родителей в лице школы по поведению ребёнка) [3].

Необходимо придерживаться следующих правил при консультации: не давать информацию о себе; обладать невозмутимостью и способностью к

саморегуляции. Если консультант испытывает тревогу, неудобство, внутреннюю эмоциональную неустойчивость, то нужно осознать, что вами начинает управлять клиент-манипулятор. Характеристики клиента-манипулятора: обращается в неудобное для вас время; нарушает этикет, этику; всё время извиняется; если клиент требует гарантии, то он перекладывает всю ответственность на вас; если клиенту нужно срочно встретиться - это значит, что он у вас может вызвать чувство вины (слабость), не следует спешить, выбиваться из своего графика; если принуждает, то хочет вызвать страх; если клиент спрашивает про деньги, то он вам не верит. При разговоре, консультант сам решает на какие вопросы отвечать. На ранее заданные вопросы со временем меняются ответы, потому что жизнь в динамике. Дважды невозможно войти в одну и ту же реку. Из-за недостатка информации консультант может чего-то не знать и не понимать жизненной ситуации, он не должен этого бояться. Не говорить прямо «нет», найти такую форму ответа, которая была бы нейтральна к ситуации. Общие правила проявления интолерантного сознания через людей: склонность командовать; пробуждают высокомерие, гордыню, снобизм; возвышаются до роли пророка; навязывание своего мнения; контролируют и запрещают. Толерантное сознание проявляется в человеке через: склонность направлять самостоятельную деятельность человека; проповедуют исключительность и уникальность каждого человека; воспринимают себя как посредниками между субъектами взаимодействия [1].

С.В. Прохорова с Санкт-Петербурга пишет: «Под незатейливым словом «Школа» таится нечто страшное для ребенка. Это школа выживания. Вот где начинаются для ребенка трудности. Ладно бы еще все они возникали из-за сверстников, так и учителя давали жару. Честное слово, второй раз не смогла бы пережить такое. Порой снятся сны, где я на уроке математики учусь. Жутко, просыпаюсь в холодном поту. Потом осознаю, что уже все это давно было и потихоньку успокаиваюсь. Могу сказать со 100% уверенностью, что в учителя надо идти работать только тем, кто на это способен. По пальцам могу пересчитать абсолютно нормальных и адекватных учителей. Мне повезло, что по тем предметам, которые мне нравились, были нормальные. Как сейчас помню самую «Четкую» учительницу начальных классов, Зинаиду Васильевну, вот это высший пилотаж в сфере обучения. Ставила двойки до тех пор, пока детям самим не надоедало, что им их ставят. Она сделала идеальными отношения среди учеников в классе, дружили все. У нас была команда, а не класс. Мне повезло с учителями русского языка и литературы, английского, белорусского, международной литературы, стилистики, культурологи. Вот с математикой не повезло. В пятом классе до 3-й четверти я училась на одни пятерки. А потом произошел казус, встретила меня на лестнице учитель по математике и как есть со всей дури объявила мне, назвав меня по фамилии, о том, что мне двойка по контрольной работе. Все, меня от математики обрубило на все последующие школьные годы. А это отразилось

соответственно и на всех остальных точных науках. Я уже думала, что не способна к этим наукам, но есть одно «Но», в 8 классе по физике проходили мы такой раздел, как «Линзы». У нас была замена учителя, и пришла к нам пожилая, на вид не очень приятная учительница, все ее называли «Циклоп», у нее один глаз был искусственный. Так вот она, умудрилась за короткий промежуток времени внедрить в меня информацию по этим линзам, что мною была написана контрольная работа на пять баллов. Она даже подошла ко мне с вопросом о том, что может, в олимпиаде по физике поучаствуешь. Я объяснила ей всё как есть и поблагодарила её».

Широкую известность в социальной психологии получил феномен самоудовлетворяющих пророчеств, проявляющихся в формировании реальности, соответствующей сформировавшимся устойчивым представлениям о самих себе. Если эти представления согласовываются с негативными социальными стереотипами, то результатом станет негативное самоотношение, приводящее к нахождению внешних подтверждений его обоснованности. Классическим примером такого рода являются эксперименты Розенталя и Джекобсона, подменявших показатели ^ сильных и средних учеников и соответствующим образом представлявших их учителям. Результат экспериментов заключался в том, что как ученики были представлены, так они и закончили обучение, независимо от исходных объективных оснований [6].

Система образования, основанная на оценивании ученика, крайне пагубно, влияет на развитие сознания, связанное с процессом социализации, потому что публичная негативная оценка блокирует развитие личности. Отношение к себе, самооценка напрямую взаимосвязаны с публичной оценкой развития личности. И, если преподаватель в школе, авторитет для ученика, общественно-значимая личность негативно публично отзывается о школьнике, то это психоэмоциональное событие необратимо воздействует отрицательно на процесс социализации личности. Поэтому система образования, основанная на демократических принципах, реализующихся в организации учебного процесса, исключающая публичную оценку учащегося, в конечном итоге выдаст психологически здоровую личность. Наиболее эффективной системой образования в период развития личности школьника будет являться такая система организации учебного процесса, как прослушивание учеником курса предмета и сдача теста, где нет оценивания (морального осуждения личности). Система образования, направленная на развитие личностных качеств будет способствовать формированию личности «будущего». Система образования неразрывно связана с запросами общества. В настоящее время назрела потребность в реформировании образовательного процесса с целью создания условий для успешного развития свободной творческой личности как гаранта экономической независимости Российской Федерации. Система образования должна быть нацелена на развитие одарённых людей.

Л.С. Куравский и С.Б. Малых пишут: «...обучение, по стандартным

программам в большей степени способствует развитию «слабых», а не одарённых людей» [5, с. 52].

Основным критерием оценки ученика является успеваемость освоения школьной программы обучения (ученик должен успеть за учителем). Критерием оценки работы образовательного школьного учреждения является соответственно средний балл успеваемости школьника. Но вчерашний ученик и будущий студент, оцениваемый по критерию успеваемости освоения школьной программы, не совсем подходит для дальнейшего обучения, так как цели и задачи высшего образования совершенно другие. В университеты должны идти те, кто хочет научиться самостоятельно, учиться. Если не заставлять в школе учиться и не повышать всевозможными способами средние баллы успеваемости, то естественным образом отберутся те, кто хочет самостоятельно учиться. Реформа системы образования, направленная на развитие одарённых людей, будет возможна с процессом либерализации всех социальных структур государства, причём она должна происходить постепенно, естественно в течение длительного времени, для того чтобы реформы не наносили психологических травм людям, в этом и заключается гуманизм.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

2. Коноплёва Л.С. Множественный линейный регрессионный анализ способности к эмпатии, общей коммуникативной толерантности, ригидности и удовлетворённости браком супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Психологические науки: теория

и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47-51.

3. Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 55-58.

4. Коноплёва Л.С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] /

Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52-60.

5. Куравский Л.С. Применение марковских моделей для анализа эволюции психологических характеристик в популяции / Л.С. Куравский, С.Б.Малых // Вопросы психологии. №4. - Москва: МГУ, 2003. - С. 51-62.

6. Янчук В.А. Введение В современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.