Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЫНОЧНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТИП ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова С.В., Путырская И.С., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме социализации личности в современных условиях. Конкретная социальная среда является источником развития личности. Современная социальная реальность обусловлена переходным периодом к рыночной культуре. Система подготовки воспитания личности требует адаптации к новым отношениям. Приоритет в институтах социализации должен отдаваться развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прохорова С.В., Путырская И.С., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

The article deals with the problem of socialization of the person in modern conditions. Specific social environment is a source of personal development. Contemporary social reality due to the transition to a market culture. Education of the individual training system needs to adapt to a new relationship. Priority should be given to the institutions of socialization of personality development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

являются основной деятельностью. Это показывает, что у сувенирной индустрии есть куда развиваться и что производить.

В заключении, сувенирная продукция влияет на улучшение имиджа Республики Саха (Якутия) это привлекает покупателей, и производители вкладывают больше средств наразвитие сувенирной индустрии. Сувенирные изделия показывают туристический потенциал и уровень привлекательности, поэтому важно представлять туристические продукты, ориентированные на развитие туризма.

Как было упомянуто выше, вводятся новые технологии для создания продукции, что увеличивает интерес к рынку в целом.

Потребности покупателей перестали удовлетворяться стандартными сувенирными изделиями, например: магниты на холодильник, пластиковый брелок с изображениями и так далее, поэтому сейчас выпускается продукция с уникальным дизайном, например: сумка с когтями медведя, детская посуда с якутским орнаментом, заколка в виде хомуса и другие сувенирные изделия с выделяющимися характеристиками. Именно поэтому в сувенирной индустрии сегодня ценится эксклюзивность изделий.

По данным, можно увидеть, что рынок сувенирной продукции растет и становится новой сферой для деятельности. Т.к. рекламные сувенирные продукции помогают рекламодателю реализовать прямые контакты с его партнёрами и клиентами. Как оценкам экспертов, за последнее время сфера рынка сувенирной продукции продолжает совершенствоваться. У многих компаний в бюджете на рекламу выделяется отдельная строка расходов на сувенирную продукцию.

УДК 316.6; 330.16

Прохорова С.В. менеджер социальной сферы Россия, г. Санкт-Петербург Путырская И. С. преподаватель психологии, психолог Республика Беларусь, г. Сморгонь Курилович М.А., кандидат психологических наук доцент кафедры теории права, управления и психологии Филиал Российского государственного социального университета

Республика Беларусь, г. Минск ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации личности в современных условиях. Конкретная социальная среда является источником развития личности. Современная социальная реальность обусловлена переходным периодом к рыночной культуре. Система подготовки воспитания личности требует адаптации к новым отношениям. Приоритет в институтах социализации должен отдаваться развитию личности.

Ключевые слова: социализация, личность, человеческий капитал, рыночная культура, личностно-ориентированный тип образования.

Prokhorova S. V. social services Manager Russia, Saint-Petersburg Poutyrskaya I.S. professor of psychology, psychologist

Belarus, Smorgon

Kourilovich M. A., Candidate of Psychological Sciences assistant professor of legal theory, management and psychology Department of Russian State Social University

Belarus, Minsk THE SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH

Abstract. The article deals with the problem of socialization of the person in modern conditions. Specific social environment is a source of personal development. Contemporary social reality due to the transition to a market culture. Education of the individual training system needs to adapt to a new relationship. Priority should be given to the institutions of socialization of personality development.

Keywords: socialization, personality, human capital, market culture, personality-oriented type of education.

Социализация - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества. Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов в обществе и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития.

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией личности следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений [9].

Социализация — комплекс социальных и психических процессов, с помощью которых человек усваивает знания, нормы и ценности, позволяющие ему стать полноправным членом общества. Социализация происходит путем целенаправленных, осознанных, контролируемых воздействий, а также с помощью стихийных, спонтанных процессов, которые влияют на становление личности [1].

Система образования, основанная на оценивании ученика, крайне пагубно, влияет на развитие сознания, связанное с процессом социализации, потому что публичная негативная оценка блокирует развитие личности. Отношение к себе, самооценка напрямую взаимосвязаны с публичной оценкой развития личности. И, если преподаватель в школе, авторитет для ученика, общественно-значимая личность негативно публично отзывается о школьнике, то это психоэмоциональное событие необратимо воздействует отрицательно на процесс социализации личности. Поэтому система образования, основанная на демократических принципах, реализующихся в организации учебного процесса, исключающая публичную оценку учащегося, в конечном итоге выдаст психологически здоровую личность [5].

Переход к рыночной экономике требует изменения мировоззрения всех субъектов хозяйственной и управленческой деятельности государства. Государство выступает как сдерживающий фактор развития новых экономических отношений с точки зрения консерватизма - это оправдано, так как резкие перемены в правилах взаимодействия субъектов хозяйствования негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии граждан. Потому что знакомое, проверенное практикой, всегда предпочитается незнакомому и новому. Человеку свойственно сохранять традиции. С точки зрения консерватизма гуманно не требовать от человека ежеминутных изменений. С точки зрения либерализации общества, а это создание условий для самоорганизации профессиональных институтов, реформы крайне необходимы и, несомненно, за ними будущее. Реформы, не принимаемые сознанием личности, являются разрушительными для общества, какими бы благими они не были. Поэтому вначале необходимо воспитать, подготовить сознание личности к принятию нового, а затем проводить реформы. Борьба двух сил - сохранение старого и внедрение нового является генератором развития общества (закон борьбы противоположностей). Нужно понимать, что реформы в обществе, прежде всего, в экономических моделях развития государства, в реальном мире взаимосвязаны с изменением сознания общества в целом, что является первичным в отношении к экономике. Этот процесс не может пройти быстро. Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки [3].

Впервые за 2000 лет в Великой России в январе 2008 г. Президентом была провозглашена главная стратегия развития России - созидание и творчество вместо ранее стратегии грабить и распределять, а главной ценностью для государства является человек - личность вместо власти и богатства. Поэтому на первый план выступает задача формирования личности, как субъекта собственной профессиональной и социальной деятельности. Современные тенденции в образовании - гуманистическая модель образования, его информатизация тем или иным образом делают своим фокусом внимания именно личность получающего образование. Приучаясь рассчитывать только на себя, на свои силы, человеку поневоле приходится больше внимания уделять раскрытию своих способностей, в том

числе коммуникативных, от которых в немалой степени зависит успех в жизни [7].

Проблема человека является стержнем проблем России. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются человеческим капиталом. Мы стремимся доказать, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала и никто не хочет этого знать. Между тем параметры человеческого капитала страны более важны, чем параметры финансового капитала, и более объективны при измерении, оценке, учете, чем финансовый капитал. Объясняется это очень просто: человек является носителем картины мира, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, которые могут быть более или менее адекватны глобализации. Например, если государство производит человеческий капитал с картиной мира далекого прошлого, то, естественно, такие люди не могут быть успешно адаптированы в настоящем по действующим проектам будущего. Не будет у России человеческого капитала, опережающего действующие проекты будущего, не будет страны, несмотря на несметные природные богатства, которые достанутся зарубежным переселенцам. Попытки активизировать отечественную экономику не удаются из-за дефицита трудовых ресурсов, отсутствия у собственных граждан достаточной мотивации работать и неспособности работать на современном уровне, когда удается создать мотивацию. У верхов и низов в России разный патриотизм, разная мотивация, разные возможности, что пока не принимается во внимание. Именно в человеческий дефолт упираются все проблемы страны, и именно людей не знает руководство отечественной политики и бизнеса. Верхи знают, сколько денег и какие деньги у них есть, но не знают, сколько людей и какие люди есть в стране, какие качества человеческого капитала необходимы для будущего [10].

Разворачивающийся в настоящее время процесс интеграции всей системы образования в европейское образовательное пространство делает актуальными вопросы увеличения социальной компетентности учащихся и студентов и создания благоприятных условий для их личностного и социального развития во всех учебных заведениях. Глобальные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом и интеграционными процессами в мировую экономику приводят к необходимости перестройки образовательного процесса, его адаптации к требованиям современности [2].

В связи с тем, что Российская Федерация активно интегрируется в мировую экономику, назрела необходимость более активного перехода от общественно-ориентированного типа образования к личностно-ориентированному типу. В основе личностно-ориентированного типа образования лежит активность субъекта на познание себя и окружающего мира. Каким образом побудить личность к активному познанию себя и окружающего мира? Ответ логичен - необходимо создать активную среду

для формирования качеств предприимчивого человека. Нужно понимать, что там, где нет логики, происходит зомбирование и кодировка личности [8].

Ценностными приоритетами современных молодых людей выступает стремление к полноценной самореализации себя как личности, ориентация на достойную жизнь в обществе, утверждение индивидуальности своего мировосприятия и образа жизни, умение жить в поликультурном мире. Успешность в реализации профессиональных устремлений, жизненных перспектив молодежь связывает с полноценным и качественным образованием. «Без образования нет будущего»— таково жизненное кредо основного большинства опрошенных нами белорусских и российских студентов. Идеал представления о человеке - человек, который сделал себя сам, устремлен рассчитывать в первую очередь на себя [11].

Проблема отцов и детей более выражена в клановой организационной культуре и связана с организационной культурой в государстве. Семейные традиции воспитания и социализации личности формируются созданной культурой взаимоотношений, правилами игры, хозяйственной деятельности в государстве. По сути, структура государства задаёт функционирование системы, элементами которой являются субъекты хозяйственной деятельности и личность человека [4].

Существуют три уровня общественного производства, позволяющие охарактеризовать экономику страны в терминах традиционная и рыночная. Традиционной экономике страны присуще большая доля сельскому хозяйству и добывающей отрасли. На втором месте располагается товарное производство и на третьем - доля рынка услуг. В рыночной экономике всё зеркально противоположно. В рыночной культуре возрастает спрос на высоко - квалифицированный труд. Между профессиями стираются границы. Рынок персонализирует человека. Знакомство трансформирует в рекомендацию. В клановой организационной культуре на первом месте личные отношения по вертикали и горизонтали, поэтому конкурентоспособность организации, как субъекта хозяйствования мирового экономического пространства снижается. Коллектив проигрывает команде, т.к. в команде главенствуют служебные отношения с персональной ответственностью [6].

На современном этапе развития гражданского общества актуальным становится развитие личности, человеческого капитала. Для личности как субъекта определённого социума детерминантой является смысл и цель в жизни. Формирование в сознании индивида картины мира субъекта личности, представляет собой процесс социализации. Так или иначе, государство конструирует личность человека. Качество сознания личности должно стать приоритетом в государственных институтах социализации личности.

Использованные источники:

1.Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова [и др.]; под общ. ред. А.Б. Альмухановой. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

2.Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов -психологов [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

3.Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А. Политико-психологическая проблема взаимоотношений предпринимателя с государством // Экономика и социум: Основной раздел: электронный научный журнал. - 2016. - № 3(22). - С. 607-610 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iupr.ru (дата обращения: 26.11.2016).

4.Коноплёв Н.Н. Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте [Текст] / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. - С. 26-28.

5.Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А. Стратегия консультирования личности матери на разных этапах жизненного цикла семьи в аспекте толерантного сознания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2016. - № 4. - С. 86-98 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scipress.ru (дата обращения: 18.12.2016).

6.Коноплёв Н.Н., Коноплёва Л.С., Курилович М.А. Стратегия управления социально-психологическими рисками формирования личности предпринимателя в аспекте экономической психологии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2016. - № 5. -С. 78-90 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scipress.ru (дата обращения: 09.01.2017.).

7.Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

8.Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

9.Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 720 с.

10.Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала : Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. — 512 с.

11.Шумская Л.И., Бабосов Е.М. Актуальные проблемы обеспечения молодежной политики союзного государства // Учёные записки. - №2, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.