Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ'

САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕР / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплёв Н.Н., Коноплёва Л.С.

Самоотношение выступает как эмоционально-оценочный компонент структуры сознания личности. На выборке работающих и неработающих пенсионеров сравнивается отношение к себе и другим людям. Принадлежность личности к позитивно воспринимаемому статусу в обществе отражается на отношении к себе и другим людям. С выходом на пенсию процесс социализации личности должен продолжаться, что позволит сформировать позитивный образ пенсионера в социуме и будет способствовать снижению социально-психологических рисков качества жизни зрелого гражданина государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF RELATIONSHIP AS A COMPONENT PSYCHOLOGICAL HEALTH FOR WORKING AND UNDEPENDENT PENSIONERS UP TO 65 YEARS

Self-attitude acts as an emotional-evaluative component of the structure of the consciousness of the individual. The sample of working and non-working pensioners compares the attitude to themselves and other people. The belonging of the individual to the positively perceived status in society is reflected in the attitude towards himself and other people. With the retirement, the process of socialization of the individual must continue, which will allow to form a positive image of a pensioner in society and will help to reduce the socio-psychological risks of the quality of life of a mature citizen of the state.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ»

УДК 159.923.2

Коноплёв Н. Н.

магистр психологии, менеджер социальной сферы Информационная и консультативная деятельность в сфере

здорового образа жизни и долголетия

Коноплёва Л. С.

магистр психологии, менеджер социальной сферы Информационная и консультативная деятельность по социальным вопросам семьи и молодёжи Республика Беларусь, г. Новополоцк САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У РАБОТАЮЩИХ И

НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ Аннотация: Самоотношение выступает как эмоционально-оценочный компонент структуры сознания личности. На выборке работающих и неработающих пенсионеров сравнивается отношение к себе и другим людям. Принадлежность личности к позитивно воспринимаемому статусу в обществе отражается на отношении к себе и другим людям. С выходом на пенсию процесс социализации личности должен продолжаться, что позволит сформировать позитивный образ пенсионера в социуме и будет способствовать снижению социально-психологических рисков качества жизни зрелого гражданина государства.

Ключевые слова: пенсионер, сознание, самосознание, самоотношение, личность, «Я-концепция», структура личности, самоактуализация, потребности, психологическое здоровье, самосовершенствование.

Konoplev N. N., Master of psychology social services Manager Information and advisory activities in the field of healthy lifestyle and longevity Belarus, Novopolotsk Konopleva L. S., Master of psychology social services Manager Information and consultation on the social issues of family and youth

Belarus, Novopolotsk SELF RELATIONSHIP AS A COMPONENT PSYCHOLOGICAL HEALTH FOR WORKING AND UNDEPENDENT PENSIONERS UP TO

65 YEARS

Abstract: Self-attitude acts as an emotional-evaluative component of the structure of the consciousness of the individual. The sample of working and non-working pensioners compares the attitude to themselves and other people. The belonging of the individual to the positively perceived status in society is reflected in the attitude towards himself and other people. With the retirement, the process of socialization of the individual must continue, which will allow to form a positive

image of a pensioner in society and will help to reduce the socio-psychological risks of the quality of life of a mature citizen of the state.

Keywords: pensioner, consciousness, self-awareness, self-relationship, personality, "I-concept", structure of personality, self-actualization, needs, psychological health, self improvement.

Изучение личности в аспекте соотношения сознания и самосознания личности существует два подхода.

Бехтерев В.М. считал, что сознание себя, предшествует возникновению предметного сознания. Сеченов И.М. утверждал, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время.

Другая точка зрения представляет сознание себя, как более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже (Выготский Л.С. и Рубинштейн С.Л.). Данный подход подчеркивает фундаментальную роль активности личности в формировании себя, единство личностного и профессионального развития.

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям; неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [1].

Самоотношение (самооценка) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Уровень самоуважения отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой [10].

До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личности не существовало реальной теории личности. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней одержимости» в остальном разумных, здравомыслящих людей. Об этом свидетелъствует тот факт, что врачей, которые первыми стали заниматься лечением психических больных, называли «алиенистами».

В процессе развития науки человеческому самолюбию было нанесено три сокрушающих удара:

1. Космологический удар Н. Коперника.

2. Биологический удар Ч. Дарвина.

3. Психологический удар, самый чувствительный удар, который был нанесен психоаналитической теорией (т. е. самим Фрейдом), доказавшей бесспорный примат безъсознательного над сознанием и ведущую роль безъсознательных душевных процессов в человеческой жизнедеятельности и поведения.

Автор твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей [11].

В работах 3. Фрейда структура личности представлена на трёх уровнях: сознание, предсознание и бессознательное. Внутренним источником развития «Я» личности служит противоречие между ее реальным и идеальным компонентами (борьба «Я» и «идеала Я»). Американские психологи, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, изучали личность в вопросах психологического здоровья и роста. А. Маслоу предполагал, что З. Фрейд передал нам в наследство нездоровую половину психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой половиной.

Анализ психологической литературы, описывающей феномен самосознания («самосознание», «Я-образ», «самоотношение», «Я», «Я-концепция», «идентичность» и т. д.), принципиальных различий в трактовке его сущности нет.

Л.С. Выготский в своих работах определяет самосознание как сложный процесс опосредованного познания себя, необходимо сопряженный с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем объединяются в эмоционально-ценностное отношение к себе. У. Джемс выделил в составе «эмпирического Я» три подструктуры: «физическое Я», «социальное Я» и «духовное Я». А. Маслоу утверждал, что тенденция к самоактуализации составляет сущность, «ядро» личности — стремление человека воплощать, реализовывать себя, что возможно только в деятельности. По мнению К. Роджерса «Я-концепция» — это система самовосприятий своей активности и рассматривается как дифференцированная и осознанная часть поля самовосприятия человека, как самосознание личности причём самопринятие и самооценка выступают, как два аспекта самоотношения: эмоциональный и оценочный. В качестве поведенческого компонента «Я-концепции» выступает стремление к самоактуализации [3].

Одним из важнейших достижений гуманистической психологии в решении проблемы самосознания является введение в психологическую

науку понятия «Я-концепция», которое в западной психологической литературе рассматривается как синоним понятия «самосознание», а также разработка концепции самоактуализации, определившей целью становления личности стремление к личностно-профессиональной реализации и совершенствованию.

Абрахам Харольд Маслоу ввёл понятие «Основные потребности». Он пытался ответить на вопрос «Что делает людей невротиками?» В результате 12 лет психотерапевтической и исследовательской работы и двадцати лет изучения личности, ответ на вопрос звучит так: невроз - болезнь нуждающегося, его порождает неудовлетворённость потребности. Эмпирически он доказал, что с преодолением недостаточности удовлетворения потребности исчезает заболевание. У здорового человека недостаточность удовлетворения потребности отсутствует или незаметно.

Биопсихосоциальная модель представления понятия психологического здоровья основывается на трёхкомпонентной классификации потребностей (мотивов) К. Альдерфер «ERG-модель», Д.Т. Кемпбелл, Л. Фон Розенштиль [2].

Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении, в труде (самореализации).

Согласно биопсихосоциальной модели представления понятия психологического здоровья можно выделить:

1. Биологическое индивида (организма) - активность субъекта определено системой «организм - среда» и вызывается потребностями в самосохранении, индикатором которого является самочувствие.

2. На уровне психическом в него включены элементы биологического и часть социального индивида. Активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Быть принятым другими людьми отражается в самоотношении.

3. На уровне социальном включает в себя активность личности и вызывается потребностью в труде (самореализации). Конструктивное мышление личности возможно диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка - это состояние готовности субъекта в определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней.

В рамках магистерской диссертации (2012-2015гг) проводилось исследование компонентов психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет. Исследование проводилось в г. Новополоцке РБ, выборка случайная. По методикам было обследовано 624 испытуемых, из них по 312 человек в каждой из 2-ух выборок: работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312) в равном количестве мужчины и женщины; неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312) в равном количестве мужчины и женщины. Средний стаж без

работы 3 года.

В ходе исследования предполагалось, что у неработающих пенсионеров снизятся показатели психологического здоровья и, в частности, самооценка. С потерей работы пенсионеры переходят в негативно воспринимаемый обществом постсоветского пространства образ неработающего пенсионера, сформированный идеологией коммунизма -атеизма, где приоритетом был материализм, и личность человека заменялась понятием винтика в системе государства. Пенсионер - «нахлебник».

При проведении диагностирования компонентов психологического здоровья для выявления сформированного образа пенсионера задавались вопросы о том, что люди делают на пенсии и что говорят о пенсионерах. Проведя анализ анкетных данных, можно описать сформированный образ пенсионера: Старость - не радость; болезни; грусть; одиночество, увядание. Что делают на пенсии: помогают детям, внукам; дача; огород; деревня. Пенсионеры в 3Д: доедают, донашивают, доживают. Понятно, что воздействие на пенсионера сформированного социумом образа, негативно влияет на личность человека. Как следствие жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношение других [4].

В каждом человеке есть потребность к самосовершенствованию, которая может быть удовлетворена только через созидательную позитивную деятельность. Человек умирает от отсутствия перспективы духовного роста (созидающая деятельность). Так или иначе, любая деятельность существует для того, чтобы развивать самосознание личности, а не для производства материальных ценностей. Во главе угла, прежде всего, развитие личностных качеств человека, поэтому дизайн труда необходимо конструировать с учётом человеческого фактора, это и есть культура производства. Личность в процессе труда не должна испытывать унижение, страх и т. д. Целью государства должно быть не грабить и распределять, а создание условий для самореализации творческого потенциала личности [5].

Сформированный в обществе образ неработающих пенсионеров, воспринимается как отрицательный. В средствах массовой информации увеличение количества пенсионеров в структуре государства, оценивается как негативный фактор с точки зрения принятых в обществе экономических понятий. Экономическая выгода является приоритетной в неразвитых экономически государствах. Образ пенсионера, как зрелой самодостаточной личности, будет формироваться постепенно с процессом социальных реформ в аспекте либерализации, осуществляемых в Российской Федерации. Изменение образа пенсионера в обществе будет зависеть от построения модели социальной среды, где граждане, достигшие зрелого возраста, будут иметь возможность для дальнейшей социализации, развития личности, причём, акцент деятельности зрелого человека должен переместиться от физической работы к позитивной умственной деятельности, направленной на самопознание. Неправомерно связывать с периодом старости лишь

регрессивные явления - её можно рассматривать и как период развития. С этой точки зрения старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий - достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Предполагается, что увеличение возраста выхода на пенсию, увеличит в среднем продолжительность жизни граждан на постсоветском пространстве [8].

Идеологическое смешивание понятия воспитания и образования приводит к зомбированию, кодированию личности. Необходимо условно разграничить эти два понятия для понимания сути процесса воспитания и образования. Познание личностью как субъекта, физического, материального мира в процессе социализации формируется образованием через интеллект (мышление, память, визуализация и т.д.). Познание и восприятие невидимого мира духовной сферы личности, включающую в себя чувство, эмоции, мораль, этику, в сумме, создающей в личности ощущение совести, проявляющейся через стыд, формируется воспитанием через интуицию (опора на себя). Так же как телесной оболочке нужен чистый (свободный) воздух, так же для личности нужна чистая социальная среда без кодирования и регламентирования, свобода для творчества с целью самореализации [6].

С точки зрения функционального подхода понятие экономики можно определить, как совокупность производственных отношений исторически экономического базиса общества. Иначе говоря, функцию экономики определяет структура общества государства. Стратегия государства, основанная на рыночной экономике, создаёт условия для развития личности, как субъекта государства. Государство, как структура, создаёт условия для свободной самореализации личности, тогда государство управляет условиями для естественного проявления стремления личности к самореализации. Если структура государства основана на диктатуре, то тогда появляется понятие «управление экономикой». Замещается понятие смысла развития личности неким идеологическим образованием под названием экономика, потому что невозможно управлять экономикой, а возможно лишь управлять экономическими интересами людей [7].

Для мужчин пенсионеров более актуальны вопросы самоуважения, которые отражаются на его самочувствии. Поэтому создание позитивного образа пенсионера на постсоветском пространстве будет способствовать увеличению продолжительности жизни в большей мере у мужчин. Высказывается предположение, что увеличение возраста выхода на пенсию, увеличит среднюю продолжительность жизни, как у мужчин, так и у женщин. Для личности главным стимулом жизни является самореализация, работа, биологическое индивида подчиняется личности. Личность является приоритетом для биологической составляющей человека. В современном обществе социальное составляющее индивида выходит на первый план в аспекте психологического здоровья и долголетия [9].

Процесс социализации личности не должен заканчиваться с выходом на пенсию. Самоотношение включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущих этой личности качеств, достоинств и недостатков, понимание исполняемых этой личностью социальных ролей. От самоотношения к себе и другим людям зависит отношение к окружающим, как «он» относится к неудачам и достижениям, как оценивает свою деятельность и деятельность окружающих. Самоотношение влияет на развитие личности и тесно связано с требованиями человека, выдвигаемыми им по отношению к себе и к окружающим. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими. Изменение образа пенсионера в обществе будет зависеть от построения модели социальной среды, где граждане, достигшие зрелого возраста, будут иметь возможность для дальнейшей социализации, развития личности, причём, акцент деятельности зрелого человека должен переместиться от физической работы к позитивной умственной деятельности, направленной на самопознание. Необходимо помнить, что многие философы, поэты, художники, ученые и другие выдающиеся люди имели высокие творческие достижения в возрасте после 80 лет.

Использованные источники:

1. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова [и др.]; под общ. ред. А.Б. Альмухановой. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

2. Дитер Геберт, Лутц Фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация / Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр / О.А. Шипилова, 2006. - 624 с.

3. Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. - Мозырь: Содействие, 2007. - 224 с.

4. Коноплёв Н.Н., Курилович М.А. Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март

2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35.

5. Коноплёв Н.Н. Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь

2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 42-47.

6. Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н. Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. - С. 25-31.

7. Коноплёв Н.Н., Коноплёва Л.С. Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.

Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 9-12.

8. Коноплёв Н.Н., Коноплёва Л.С. Социально-психологические риски личности работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] // Сборник статей международной научно-практической конференции «Научно - методологические и социальные аспекты психологии и педагогики» (Омск, 16.08.2017). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 63-67.

9. Коноплёв Н.Н., Коноплёва Л.С. Сравнительный регрессионный анализ взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет с учётом пола // I Международная научно-практическая конференция «Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии» (г. Ростов-на-Дону, 25 сентября 2017 г.). - Ростов-на-Дону: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 200-215. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/scipro (дата обращения: 14. 10. 2017).

10.Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 720 с.

11. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты /пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. -704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.