Научная статья на тему 'Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи'

Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ПАРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ / РИГИДНОСТЬ / CHARACTERISTICS OF TOLERANCE / FAMILY PAIRS / THE SOCIAL STATUS OF CHILDREN IN FAMILY STRUCTURE / MARITAL SATISFACTION / RIGIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплёва Людмила Семёновна, Республика Беларусь, Г. Минск Марина Анатольевна

В статье представлены результаты изучения ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи. Ригидность как черта личности имеет устойчивые характеристики, так как формируется на ранних стадиях процесса социализации личности. Удовлетворённость браком изменяется со стажем семейной жизни и имеет U-образную кривую. Возможно, снижение удовлетворённости браком связано с обучением детей в социальных институтах (школа), так как в этот период родители испытывают большие психологические нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коноплёва Людмила Семёновна, Республика Беларусь, Г. Минск Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RIGIDITY AND SATISFACTION MARRIAGE OF COUPLES WITH DIFFERENT SOCIAL STATUS OF CHILDREN IN FAMILY STRUCTURE

The article presents the results of a study of rigidity and satisfaction marriage of couples with different social status of children within the family structure. Rigidity as a trait of personality is stable characteristics, as it is formed at the early stages of the process of socialization. Marital satisfaction varies with the experience of family life and has a U-shaped curve. Probably, decrease of satisfaction in marriage is connected with the education of children in social institutions (school), as during this period the parents will have great psychological stress.

Текст научной работы на тему «Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи»

АФ 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

АНАЛИЗ РИГИДНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ У СЕМЕЙНЫХ ПАР С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ ДЕТЕЙ

В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ

Коноплёва Людмила Семёновна

магистрант, магистратура (практическая психология), кафедра психологии и конфликтологии Российского государственного

социального университета (филиал в г. Минске), Республика Беларусь, г. Новополоцк E-mail: lyudm ila2k@mail.ru

Курилович Марина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Минске), Республика Беларусь, г. Минск

ANALYSIS OF RIGIDITY AND SATISFACTION MARRIAGE OF COUPLES WITH DIFFERENT SOCIAL STATUS OF CHILDREN

IN FAMILY STRUCTURE

Konopleva Lyudmila

undergraduate, MSC (appliedpsychology), Department of psychology and conflict resolution studies of the Russian state social University (branch in Minsk),

The Republic of Belarus, Novopolotsk E-mail: lyudmila2k@mail.ru

^unlov^h Marina

candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology and conflict resolution studies of the Russian state social University (branch in Minsk),

The Republic of Belarus, Minsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты изучения ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом

Коноплёва Л.С., Курилович М.А. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 3(4) .

URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1089

детей в структуре семьи. Ригидность как черта личности имеет устойчивые характеристики, так как формируется на ранних стадиях процесса социализации личности. Удовлетворённость браком изменяется со стажем семейной жизни и имеет U-образную кривую. Возможно, снижение удовлетворённости браком связано с обучением детей в социальных институтах (школа), так как в этот период родители испытывают большие психологические нагрузки.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of rigidity and satisfaction marriage of couples with different social status of children within the family structure. Rigidity as a trait of personality is stable characteristics, as it is formed at the early stages of the process of socialization. Marital satisfaction varies with the experience of family life and has a U-shaped curve. Probably, decrease of satisfaction in marriage is connected with the education of children in social institutions (school), as during this period the parents will have great psychological stress.

Ключевые слова: характеристики толерантности, семейные пары,

социальный статус детей в структуре семьи, удовлетворённость браком, ригидность.

Keywords: characteristics of tolerance, family pairs, the social status of children in family structure, marital satisfaction, rigidity.

Семейные отношения представляют особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом сама эти факторы определяет и воспроизводит. В рамках магистерской диссертации (2013—2014 гг.) проводится исследование по изучению характеристик толерантности у семейных пар. В основу

разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи. Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи [4].

Согласно классификации названного автора созданы 6 страт: 1) семьи без детей (далее СБД), средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет (N=100); 2) семьи с малыми детьми (СМД), средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года (N=100); 3) семьи с детьми, посещающими детский сад (далее СДД), средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет (N=100); 4) семьи школьников (далее СДШ), средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет (N=100); 5) семьи, в которых дети отчасти независимы от родителей (далее СДОН), средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года (N=100); 6) семьи, которые оставили дети (далее СДО), средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет (N=100). Исследование проводилось в г. Новополоцке. Выборка случайная, состоящая из 600 респондентов. Для обработки результатов диагностики использовалась программа IBM SPSS Statistics 20.

В процессе развития семейно-брачных отношений психологи выделяют периоды «спада в отношениях», которые характеризуются нарастанием чувства неудовлетворенности друг другом, у супругов обнаруживаются расхождения во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутых надежд и упреки. Подобные периоды называются семейными кризисами. В основе семейного кризиса лежат определенные закономерности развития внутрисемейных отношений. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение [3].

Для диагностики удовлетворенности браком, использовалась методика «Опросник удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко) [1].

Анализируя данные (см. табл. 1) абсолютных и относительных величин по удовлетворённости браком у семейных пар с разным статусом детей

в структуре семьи, обнаруживаем, что наиболее низкая удовлетворённость браком в СДД (28 %) — низкий уровень и в СДШ (32 %) — низкий уровень.

Таблица 1.

Абсолютные и относительные величины по показателю удовлетворённость браком у семейных пар с разным социальным статусом

детей в структуре семьи

Переменные Уровни Семья Всего

Без детей С малыми детьми Дети, посеща ющие детский сад Дети школь- ники Дети отчасти оставили родителей Дети, которые оставил и семью

АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %

Удовлетворённость браком низкий 4 4 10 10 28 28 32 32 10 10 9 9 93 15,5

средний 79 79 74 74 70 70 62 62 60 60 53 53 398 66,3

высокий 17 17 16 16 2 2 6 6 30 30 38 38 109 18,2

Наименее низкий уровень процентного показателя в СБД (4 %). В остальных семьях примерно 10 %. Средний уровень наиболее выражен в СБД (79 %), затем он постепенно снижается и наименьший средний процент (53 %) в СДО. Высокий уровень удовлетворённости браком составляет примерно 16,5 % в СБД и в СМД. В СДД — 2 %, в СДШ — 6 %, в СДОН — 30 %, в СДО — 38 %. Анализируя эмпирические данные, обнаруживаем, что удовлетворённость браком с началом семейной жизни постепенно снижается, затем, начиная с семей, у которых дети становятся более самостоятельными, повышается. Результаты исследования согласуются с данными, полученными другими исследователями.

В течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем вновь резко возрастает [3]. Это можно объяснить тем, что в тех семьях, у которых процесс социализации детей находится в активной фазе (СДД и СДШ), родители находятся в постоянном напряжении. Причём напряжение вызывается тем, что идет процесс воспитания и родителей тоже. Воспитываются такие качества личности, как чувство долга, ответственности

и развиваются морально-этические требования к себе и окружающим. Для исследования различий между шестью изучаемыми стратами использовался однофакторный дисперсионный анализ. Процедура однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) дала статистически значимые результаты (F=26,081; p < 0,000).

Рисунок 1. Графическое представление различия средних значений внутри групп

Таким образом, можно утверждать, что различие дисперсий сравниваемых групп значимо. Оценивание значимости различий между средними значениями конкретных групп было сделано с помощью опции опостеорные сравнения. Был выбран критерий наименьшей значимой разности (далее НЗР). В таблице 2 приведены значения парного сравнения изучаемых выборок. Статистический и графический методы анализа удовлетворённости браком по изучаемым выборкам (см. табл. 2, рис. 1) указывают на U-образную кривую, описывающую динамику удовлетворённости браком в семейных парах с разным социальным статусом детей в структуре семьи.

Таблица 2.

Множественные сравнения разности средних, статистически значимых

различий удовлетворённости браком

№ страты 1. Семья без детей 2.Семья с малыми детьми З.Семья, где дети посещают детский сад 4.Семья, где дети школьники 5.Семья, где дети отчасти оставили родителей б.Семья, которую дети оставили

1 1,5 6 79 *** 6,27 *** -1,62 Т -2,65 *

2 -1,5 5 29 *** 4 77 *** -3,12 ** -4 15 ***

3 -6 79 *** -5 29 *** -0,52 -8 41 *** -9 44 ***

4 -6,27 *** -4 77 *** 0,52 -7 89 *** -8 92 ***

5 1,62 Т 3,12 ** 8 41 *** 7 89 *** -1,03

6 2,65 * 4 15 *** 944 *** 8 92 *** 1,03

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p >0,1

Для диагностики ригидности использовалась методика «Томский опросник ригидности» (Г.В. Залевский) [2].

Таблица 3.

Абсолютные и относительные величины по показателям ригидности у семейных пар с разным социальным

статусом детей в структуре семьи

Переменные Уровни Семья Всего

Без детей С малыми детьми Дети, посещающие детский сад Дети школь- ники Дети отчасти оставили родителей Дети, которые оставили семью

АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %

Симптомокомплекс ригидности низкий 6 6 8 8 5 5 10 10 19 19 35 35 83 13,8

средний 92 92 87 87 84 84 82 82 64 64 43 43 452 75,3

высокий 2 2 5 5 11 11 8 8 17 17 22 22 65 10,8

Актуальная ригидность низкий 5 5 9 9 9 9 12 12 18 18 34 34 87 14,5

средний 82 82 83 83 77 77 77 77 71 71 45 45 435 72,5

высокий 13 13 8 8 14 14 11 11 11 11 21 21 78 13,0

Сензитивная ригидность низкий 7 7 11 11 11 11 14 14 19 19 28 28 90 15,0

средний 81 81 79 79 72 72 81 81 64 64 46 46 423 70,5

высокий 12 12 10 10 17 17 5 5 17 17 26 26 87 14,5

Установочная ригидность низкий 21 21 9 9 16 16 13 13 12 12 15 15 86 14,3

средний 61 61 74 74 72 72 77 77 76 76 68 68 428 71,3

высокий 18 18 17 17 12 12 10 10 12 12 17 17 86 14,3

Ригидность как состояние низкий 13 13 11 11 11 11 12 12 13 13 19 19 79 13,2

средний 77 77 77 77 69 69 78 78 71 71 64 64 436 72,7

высокий 10 10 12 12 20 20 10 10 16 16 17 17 85 14,2

Преморбидная ригидность низкий 6 6 10 10 11 11 16 16 15 15 23 23 81 13,5

средний 81 81 82 82 78 78 75 75 72 72 60 60 448 74,7

высокий 13 13 8 8 11 11 9 9 13 13 17 17 71 11,8

Анализируя данные (см. табл. 3) абсолютных и относительных величин по показателям ригидности в изучаемых выборках, отметим, что по шкале симптомокомплекс ригидности (далее СКР) низкий уровень в процентном отношении имеет тенденцию к увеличению с возрастом родителей. При интерпретации процентных показателей по шкалам ригидности следует учитывать то, что чем больше баллов набирали респонденты, тем больше им свойственна ригидность как состояние, чем меньше количественное значение, тем меньше респондент склонен к ригидности. Средний процентный уровень (СКР) постепенно снижается с 92 % в СБД до 43 % в СДО. По высокому уровню такая же тенденция с постепенным увеличением с 2 % до 22 %. Особо следует отметить высокий уровень (11 %) в СДД. Постепенное снижение СКР можно объяснить тем, что у членов семьи снижаются такие качества, как упрямство и педантизм. Исходя из сравнительного анализа общего ряда динамики процентного показателя, в СДД заметна некая склонность к фиксируемым формам поведения.

Анализ количественно-процентной информации по актуальной ригидности (далее АР), также говорит о постепенном увеличении низкого уровня с возрастом родителей с 5 % до 34 %. Средний уровень также снижается с 82 % до 45 %. Такая же тенденция и у высокого уровня. Незначительное отклонение от постепенного повышения высокого уровня АР отмечается в СДД. Это говорит о том, что с возрастом в семье развивается способность при объективной необходимости изменить своё мнение, отношение, модус переживания. Анализируя эмпирические данные по переменной сензитивная ригидность (далее СР), отмечаем постепенное повышение низкого уровня в СБД с 7 % до 28 % в СДО. Средний уровень понижается с 81 % до 46 %. Высокий уровень СР в СБД и в СМД примерно равен 11 %. В СДД — 17 %, в СДШ— 5 %, в СДОН— 17 %, в СДО— 26 %. Более всего выражен эмоциональный аспект взаимодействия личности с окружающим миром в СДД, в СДОН и в СДО. Шкала установочной ригидности (далее УР) отражает личностный уровень самооценки, системы ценностей. Анализируя процентные

показатели УР, делаем вывод, что наиболее сильный стресс согласно высоким показателям имеют СМД. Более склонны к необходимости изменения самого себя в СДД и в СДШ. Это объясняется тем, что родители активно вовлечены в процесс социализации детей. Шкала ригидности как состояния (далее РСО) показывает уровень стресса, утомления, провоцирующего ригидное поведение. Наибольшие процентные показатели в СДД (высокий — 20 %, средний — 69 %, низкий — 11 %) подтверждают, что посещение детьми детского сада даёт большую психологическую нагрузку на родителей. Шкала «преморбидная ригидность» (далее ПМР) говорит о тенденции ретроспективного поведения в юношеском возрасте. Такое поведение наиболее свойственно СБД, СДД и СДОН.

Статистически значимых различий по изучаемым признакам ригидности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи не выявлено. Это можно объяснить тем, что ригидные черты личности незначительно меняются с возрастом в семейных отношениях. По удовлетворённости браком получены статистически значимые различия, что подтверждает гипотезу о том, что удовлетворённость браком имеет различия в семьях с разным социальным статусом детей в структуре семьи.

Список литературы:

1. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

2. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой,

Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.

3. Психология социального развития: традиции и исследовательские

перспективы: сб. науч. тр. каф. психологии / Филиал РГСУ в г. Минске; науч. ред. Н.В. Гольцовой. — Минск: Амалфея, 2011. — 216 с.

4. Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. — Vol. 7. — № 3. — P. 353—358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.