Научная статья на тему 'Влияние удовлетворённости браком родителей на отношение взрослых детей к своей будущей семье'

Влияние удовлетворённости браком родителей на отношение взрослых детей к своей будущей семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ / MARITAL SATISFACTION / ОЦЕНКА ДЕТЬМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ / EVALUATION BY CHILDREN OF THEIR PARENTS' FAMILY / ПРОДУКТИВНАЯ СЕМЬЯ / PRODUCTIVE FAMILY / НЕПРОДУКТИВНАЯ СЕМЬЯ / UNPRODUCTIVE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нагоев Б.Б., Паштов Т.З., Маламатов А.Х.

Представлен анализ результатов исследования отношения взрослых детей к своей будущей семье. Обсуждается удовлетворённость браком супругов как показатель продуктивного развития семьи. Рассматривается влияние удовлетворённости браком родителей на позицию взрослых детей в вопросах построения своей будущей семьи. Показаны особенности оценки взрослыми детьми родительской семьи. Обсуждаются условия воспитания детей как будущих супругов в семьях с разным уровнем удовлетворённости браком у родителей. Затрагиваются вопросы, касающиеся возможности построения своей семьи взрослыми детьми на основе самостоятельного творчества. Приводятся результаты исследования особенностей представлений детей к семейной жизни. Рассматривается особенности влияния родителей на активность, адаптивность и адекватность детей в вопросах семьи и брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN IMPACT OF PARENTS’ MARITAL SATISFACTION ON THE ATTITUDE OF THEIR ADULT CHILDREN TO A FUTURE FAMILY

The researchers present an analysis of results of a study of attitude of adult children to their future family. The work discusses marital satisfaction of spouses as an indicator of productive development of the family. The paper considers the influence of parents' marriage satisfaction on the position of adult children in matters of building their future family. It shows features of evaluation of adult children of their parents' family. The article discusses conditions for training of children as future spouses in families with different levels of satisfaction of their parents' marriage. It addresses issues relating to a possibility of constructing a family by children on the basis of independent creativity. The paper gives results of studies of children ideas about family life and shows specific features of the influence of parents on the activity, adaptability and adequacy of children in family and marriage matters.

Текст научной работы на тему «Влияние удовлетворённости браком родителей на отношение взрослых детей к своей будущей семье»

Таблица 3

Сводная таблица расчетов ^критерия Стьюдента по методике «Оценивание пятилетних интервалов»

№ Шкалы X Y t эмп Прлмечания

1 Средняя оценка прошлого 8,01 6,4 1,74* Р<0,05

2 Средняя оценка будущего 6,5 10,2 3,28** * Р<0,001

3 Средняя оценка всей жизни 6,4 7,5 0,21 Различий нет

4 Оценка текущего пятилетия 3,2 7,4 2,97** Р<0,01

5 Оценка предыдущего пятилетия 6,6 8,0 1,42 Различил пат

6 Ожидаемая продолжительность жизни - (года) 66 72 1,27 Различий нет

7 Реализованность замыслов(%) 27,4 17 3,04 * Р< 0,05

8 Психологический возраст (года) 16 15,6 0,68 Разл ичил нат

9 Хронологический возраст 14,5 14,5 0 Различий нет

10 Коэффициент взрослости(%) 100 105 1,07 Различий нет

X - экспериментальная группа Y - контрольная группа

при относительно бесперспективном Будущем подростками со склонностью к отклоняющемуся поведению также указывает на социальную дезадаптацию.

Таким образом, для подростков, проживающих в сельской местности, со склонностью к отклоняющемуся поведению отношение к своей жизни, прошлому, настоящему характеризуется

1,68 для Р< 0,05 1 = -I 2,02 для Р< 0 ,01

критическое

[2,7Одля Р< 0,001

пессимизмом, а будущее чаще видится бесперспективным, что имеет свои корни в специфике жизнедеятельности современной деревни. Данные особенности могут выступать как «мишени» коррекционного воздействия, на что стоит обращать внимание педагогам, помогая подросткам выстраивать реальные и конструктивные жизненные стратегии.

Библиографический список

1. Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктологии. Москва:НОУВПО МПСУ, 2016.

2. Кроник А.А., Ахмеров РА. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва: Смысл, 2008.

References

1. Shnejder L.B. Psihologiya podrostkovoj deviantnosti i addiktologii. Moskva: NOUVPOMPSU,2016.

2. Kronik A.A., Ahmerov R.A. Kauzometriya. Metody samopoznaniya, psihodiagnostiki i psihoterapii v psihologii zhiznennogo puti. Moskva: Smysl, 2008.

Статьяпоступилавредакцию04.08.16

УДК 159.9

Nagoev B.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: nagoev_b@rumbler.ru

Pashtov T.Z., Cand. of Sciences(Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: timur555111@mail.ru

Malamatov A.H., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: axmed_malamatov@mail.ru

AN IMPACT OF PARENTS' MARITAL SATISFACTION ON THE ATTITUDE OF THEIR ADULT CHILDREN TO A FUTURE FAMILY. The researchers present an analysis of results of a study of attitude of adult children to their future family. The work discusses marital satisfaction of spouses as an indicator of productive development of the family. The paper considers the influence of parents' marriage satisfaction on the position of adult children in matters of building their future family. It shows features of evaluation of adult children of their parents' family. The article discusses conditions for training of children as future spouses in families with different levels of satisfaction of their parents' marriage. It addresses issues relating to a possibility of constructing a family by children on the basis of independent creativity. The paper gives results of studies of children ideas about family life and shows specific features of the influence of parents on the activity, adaptability and adequacy of children in family and marriage matters.

Key words: marital satisfaction, evaluation by children of their parents' family, productive family, unproductive family.

Б.Б. Нагоев, канд. психол. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: nagoev_b@rambler.ru

Т.З. Паштов, канд. пед. наук., доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: timur555111@mail.ru

А.Х. Маламатов, д-р техн. наук, проф., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: axmed_malamatov@mail.ru

ВЛИЯНИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ РОДИТЕЛЕЙ НА ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ

Представлен анализ результатов исследования отношения взрослых детей к своей будущей семье. Обсуждается удовлетворённость браком супругов как показатель продуктивного развития семьи. Рассматривается влияние удовлетворённости браком родителей на позицию взрослых детей в вопросах построения своей будущей семьи. Показаны особенности оценки взрослыми детьми родительской семьи. Обсуждаются условия воспитания детей как будущих супругов в семьях с

разным уровнем удовлетворённости браком у родителей. Затрагиваются вопросы, касающиеся возможности построения своей семьи взрослыми детьми на основе самостоятельного творчества. Приводятся результаты исследования особенностей представлений детей к семейной жизни. Рассматривается особенности влияния родителей на активность, адаптивность и адекватность детей в вопросах семьи и брака.

Ключевые слова: удовлетворённость браком, оценка детьми родительской семьи, продуктивная семья, непродуктивная семья.

В современных реалиях нашей жизни, с учётом опыта постперестроечных лет (которые оставили определённый «след» в мировоззрении людей), определяющим «вектором» социализации детей в семьях стала ориентация их на поиск средств к существованию (а в некоторых случаях - к выживанию). Подготовка детей к их семейной жизни в этих условиях уходит на второй план, причём зачастую в буквальном смысле («На что будешь содержать семью»). При этом, формирование в детях качеств (компетенций) будущих супругов, которые позволят им не просто вступать в брак, но создавать благополучные, счастливые семьи, является, пожалуй, важнейшей задачей воспитания в семье.

В этой связи, понятие «всесторонне развитой личности» не может быть рассмотрено без учёта её возможностей (способностей) к организации своей личной жизни. Достаточно сказать, что все «возобновляемые и умножаемые ресурсы» (А.А. Дер-кач, В.Н. Марков), обеспечивающие личностный потенциал, её развитие и рост, формируются, воссоздаются и поддерживаются именно в семье [1]. Однако вопросу подготовки личности к её семейной жизни уделяется недостаточно внимания и не прилагаются необходимые усилия.

Вполне закономерно, что по мере взросления дети все больше начинают понимать, что для существования и жизни необходимы средства, которые так или иначе требуется зарабатывать. Это правильно и логично, так как основной источник доходов для обеспечения приемлемых условий жизни - это профессиональная трудовая деятельность. Подготовка детей к этой деятельности, в принципе, более продумана, планомерна и систематически организована. И это благодаря тому, что работа в этом направлении ведётся во всех образовательных учреждениях и на всех уровнях. Это и понятно: государство «берет на себя» и под свой контроль эту сторону социализации подрастающего поколения. Для этого создаются различные обучающие и образовательные программы, стандарты профессиональной подготовки и т. д.

В этом направлении, безусловно, работает и семья. Однако здесь мы имеем определённые отличия в подготовке детей к их трудовой жизни. Родители как таковые не представляют формальные организации или учреждения. Но семья, тем не менее, является социальным институтом [2]. Поэтому, со стороны государства и общества имеются оговоренные требования к

родителям в их отношении к детям: обеспечение быта, жизни и здоровья и т. д. В этом ряду требований формирование у детей определённых качеств, характеристик, начиная с определённых трудовых навыков и заканчивая отношением к труду и трудовой деятельности в целом. Таким образом, семья, родители выполняют возложенные на них обязательства в этой сфере с большим успехом, чем в работе по подготовке детей к их будущей семейной жизни.

Такая разница в подготовке определяется многими обстоятельствами. В их числе - отсутствие единых нормативов или требований к тому какая семья должна получиться в итоге и, особенно - как этого добиться. В этих условиях родители формируют своих детей как будущих супругов «по своему усмотрению и разумению». Связано это с тем, что в принципе не существует подготовки «профессиональных» супругов. Речь идёт о том, что люди, вступающие в брак, как правило, не являются «специалистами», «профессионалами» в традиционном смысле этого слова в сфере брачно-семейных отношений. Действительно, трудно себе представить, например, «профессионального папу» или «мастера - маму».

Тем не менее, семья в лице родителей, готовит своих детей к супружеской жизни теми способами и средствами которыми располагает. Здесь именно и следует искать возможности, пути более успешной «продуктивной» подготовки детей к браку.

В ходе наших многолетних исследований нами было впервые предложено использовать понятие «продуктивный» применительно к семье на основе акмеологической теории [3]. Не вдаваясь сейчас в подробное описание нашего подхода к изучению семьи, скажем лишь, что это понятие позволяет с совершенно новых принципиальных позиций изучать семью, её жизнедеятельность, все вопросы и проблемы с ней связанные.

Термин «продуктивный» в рамках данной статьи мы используем исходя из акмеологической теории [4]. Кроме того мы исходим из представления в качестве продукта тех новообразований, которые формируются в детях к моменту вхождения их во взрослую жизнь. Эти новообразования появляются в результате усилий со стороны родителей, которые прилагаются ими при реализации их ролевого поведения. В данном конкретном случае таким «продуктом» воплощенным во взрослых детях будет их отношение к свой будущей семье.

Таблица 1

№№ вопросов Варианты ответов Тип семей

Продукт. семьи Непрод. семьи

1. Как бы вы оценили отношения в семье, в которой Вы выросли? Очень хорошие 45,2 % 8,3 %

Хорошие 54,8 % 25,0 %

Посредственные - 33,3 %

Скорее неудовлетворительные - 25,0 %

Неудовлетворительные - 8,3 %

2. Когда Вы будете строить свою семью, возьмете ли в качестве идеальной модели отношения в семье, в которой Вы выросли? Да, буду строить по образцу 33,3 % -

Да, но кое-что исправлю 64,3 % -

Нет, но кое-что можно перенять 2,4 % 25,0 %

Нет, буду строить по-своему - 33,3 %

Не знаю - 41,7 %

3. Охарактеризуйте отношения в семье, в которой выросли? Баллы по шкале от 7 (максимум) до 1 (минимум) Сумма баллов 82,74 Сумма баллов 60,58

Процентное соотношение различных вариантов ответов на анкету для взрослых детей з продуктивных и непродуктивных семей

В наших исследованиях, нами были рассмотрены различные факторы, способствующие продуктивному воспитанию будущих супругов. Среди этих факторов нами и был выделен уровень удовлетворённости своим браком родителей. Это выделение было основано на том, что смыслом осуществления в семье ролевого поведения является достижения удовлетворения различных потребностей членов семьи. Степень достижения этого результата будет выражаться в том, как высоко оценивают супруги свой брачный союз. Поэтому удовлетворённость браком мы определяем как акмеологический фактор развития продуктивной семьи.

Получается, что если супруги хотят построения благополучной семьи, то им приходится организовывать свое ролевое поведение таким образом, чтобы удовлетворять потребности друг друга, реализуя при этом на должном уровне все сферы семейного функционирования [5]. Степень стремления к этому определяет уровень прилагаемых усилий и как следствие, уровень развития своего ролевого поведения.

В ходе реализации этого стремления фактически происходит формирование детей как будущих супругов: они видят то, как родители строят семью, что для этого делают, чего избегают, к чему стремятся и т. д. Через это они выстраивают свою позицию к семье, к браку вообще. В итоге мы получаем с одной стороны

своей будущей семье. Проведённое нами исследование показало, что существует определённая связь между этими двумя сторонами.

В рамках нашего исследования мы предлагали взрослым детям ответить на два вопроса:

№ 1 «Как бы Вы оценили отношения в семье, в которой Вы выросли?»

№ 2 «Когда Вы будете строить свою собственную семью, хотели бы Вы в качестве идеальной модели взять отношения в семье, в которой Вы выросли?».

Помимо количественных параметров, мы рассматривали и качественные характеристики, которые давали дети отношениям в родительской семье. Все ответы и характеристики мы распределили в зависимости от того, выходцами из каких семей являются респонденты - из продуктивных или непродуктивных семей (в данном случае с высокими или низкими показателями удовлетворённости браком у родителей). Итоговые результаты наших исследований представлены в таблице 1.

Полученные ответы оказались довольно показательными, что хорошо видно на рисунке 1.

Так, взрослые дети оказались «единодушны» с родителями в оценке их брачного союза: ответы детей закономерно распределены по типу семьи. При ответе на первый вопрос,

"Как бы вы оценили отношения в семье, в которой Вы выросли?"

50 40 30 20 10 0

□ Дети из прод. семей

1 Дети из непрод. семей

Недовл.

Скорее неуд. Посредств.

Хорошие

Оч. хорошие

Рис. 1. Диаграмма процентного соотношения различных вариантов ответов детей из продуктивных и непродуктивных семей.

"Когда Вы будете строитьсвою семью, возьмете ли в качестве идеальной модели отношения в семье, в которой Вы выросли?"

70 60 50 40 30 20 10 0

□ Дети из прод. семей

I Дети из непрод. семей

Не знаю Нет, буду Нет, но кое-что Да, но кое-что Да, буду строить по- можно исправлю строить по

своему перенять образцу

Рив. 2. Диаграммапроцентногосоотношения различных вариантовответов детейизпродуктивныхинепродуктивных семей.

усилия родителей по построению своей семьи, а также удовлет- дети из «продуктивных» семей оценивали отношения только

ворённость этой работой, достигнутым результатом (полученным продуктом)в видесемьи.Ас другойстороны взрослые иетона глазах которых строилась родительская семья и их отношение к тому, иакэто происходело со сЖормированным отношениее к

как «Очень хорошие» (45,2%) и «Хорошие» (54,8%). Практи-ческе оесумствовслм отееты «Ыoоp»дcтйeннаlс»(C%) , «Скорее неудовлетворительные» (0%) и «Неудовлетворительные» (0%).

Дети из «непродуктивных» семей использовали весь спектр возможных ответов, но в большинстве своем самым «популярным» оказался третий вариант ответа - «Посредственные», таких ответов было большинство (33,3%). По 25% пришлось на ответы «Хорошие» и «Скорее неудовлетворительные» и по 8,3% - на ответы «Очень хорошие» и «Неудовлетворительные».

Эти результаты раскрываются в ином ключе, если взглянуть на них с позиций ожидаемой в перспективе модели поведения детей при построении ими совей семьи. Так родители, высказываясь по поводу своей удовлетворённости браком, фактически давали оценку себе, своему поведению, тем отношениям, которые они выстроили в семье. При этом дети непосредственно воспринимали все, что осуществлялось их родителями в семье. Именно в этих условиях формировались их представления о семье, обо всем, что с ней связано. Пропуская все это сквозь призму собственных ощущений от пребывания в родительской семье, дети выстраивали свое видение того, как они будут создавать свои собственные семьи. То, к чему это привело, наглядно видно на рисунке 2.

Как, впрочем, можно было ожидать, дети из «продуктивных» семей рассматривали супружеский союз своих родителей как «идеальную модель отношений в семье». Подавляющее большинство детей ответили, что они готовы рассматривать родительскую семью как «идеальную модель» (97,6%). При этом 33,3% детей из них готовы строить свою семью по эталону родительской. Большая же часть респондентов (64,3%) указала, что собирается, тем не менее, «кое-что исправить».

В свою очередь, дети из «непродуктивных» семей в большинстве своём (58,3%) отрицательно высказались по этому пункту. Они считают, что их родительскую семью нельзя рассматривать как «образец для подражания». Потому логично, что многие из них (33,3%) не собираются при строительстве своих семьей использовать родительские модели. Четверть (25,0%) опрошенных детей из «непродуктивных» семей указали, что могут, не копируя родительскую модель семьи, использовать некоторые положительные, по их мнению, моменты.

Примечательным фактом стало то, что почти половина детей из «непродуктивных» семей (41,7%) так и не смогли однозначно ответить на этот вопрос. Учитывая, что респондентами были взрослые совершеннолетние дети, такой результат стал

Библиографический список

наглядным доказательством того, как плохая организация родителями семейной жизни приводит к тому, что их дети фактически дезориентированы в сфере брачно-семейных отношений: они не могут ни оценить однозначно уже существующий брачный союз, ни определиться со своими планами по поводу своего семейного будущего. Конечно, с течением времени их позиция в этом вопросе может поменяться в ту или иную сторону. Но хотелось бы отметить ещё раз - речь идёт о взрослых, совершеннолетних, половозрелых людях, которые по всем объективным признакам «должны» иметь определённое суждение по данному вопросу. В то же время социум, общество уже рассматривает, ожидает от этих граждан, что они уже должны определиться в вопросах семьи и брака.

На этом фоне более явственно прослеживается рассматриваемая в данной статье закономерность, если обратить внимание на то, что большая часть детей (64,3%) из «продуктивных» семей оценивая родительскую семью как «идеальную» модель, при создании своего брака собирается проявить больше творчества, чем все остальные дети. Исключительно важным моментом, по нашему глубокому убеждению, является то, что «продуктивные» родители предоставили своим детям не только положительно оцениваемую ими модель семьи, но и смогли так воспитать, вырастить, подготовить их, что они могут, хотят и способны проявить творчество в вопросе построения своей личной жизни. Нам кажется, это огромное достижение для родителей, так как эта способность и готовность проявить творчество вероятнее всего будут проявляться и в иных сферах их жизни: трудовой, общественной и т. д. Таким образом, мы и получаем «всесторонне развитую личность», которую мы представляем как наделённую тремя важнейшими качествами: активностью, адекватностью и адаптивностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В той или иной мере, отсутствие или слабое, недостаточное развитие этих качеств, следует предполагать у детей из «непродуктивных» семей. Большая часть из них своими ответами скорее продемонстрировала либо пассивность, либо неадекватность, либо неадаптивность. Несомненно, следует провести ещё ряд уточняющих исследований в данном направлении. Но главное - наличие определённой закономерности во влиянии удовлетворённости браком родителей на отношение взрослых детей к своей будущей семье - было убедительно показано и доказано в ходе нашего исследования.

1. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. 2009.

2. Черняк Е.М. Семьеведение: учебник для бакалавров. Москва: Дашков и К, 2014.

3. Нагоев Б.Б. Акмеологические факторы развития продуктивного ролевого поведения в семье. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2006.

4. Деркач А.А. Акмеология. Москва: РАГС, 2004.

5. Гуркина С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире. Гуманитарные научные исследования. 2015; 11. References

1. Zazykin V.G. Kratkij akmeologicheskij slovar'. 2009.

2. Chernyak E.M. Sem'evedenie: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Dashkov i K, 2014.

3. Nagoev B.B. Akmeologicheskie faktory razvitiya produktivnogo rolevogo povedeniya v sem'e. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Derkach A.A. Akmeologiya. Moskva: RAGS, 2004.

5. Gurkina S.V. Osobennosti semejnogo vospitaniya v sovremennom mire. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015; 11.

Статья поступила в редакцию 04.08.16

УДК 159

Litvinenko M.P., Cand. of Sciences (Psychology), Director of Psychological Services, Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: litvinenmary@yandex.ru

Suroedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: suroedova@mail.ru

ON THE PROBLEM OF ENSURING IDEOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS. The authors consider a problem of the modern society and youth in the aspect of safety. The paper solves some questions of ideological education in the education system, search technologies and means of transmission of traditions, values and meanings relevant Russian culture and mentality. The authors propose a program of educational work at a university, aimed at formation of ideological security of a person in the environment of students. The research shows that the main issue of the work remains a debatable question of adequate security practices and ideological education of the individual technologies.

Key words: worldview security, ideological stability, educational environment, morals, values, meanings, process of sense transmission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.