УДК 316.64
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ, О РОЛИ СУПРУГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Елена В. Григорьева1' Валерия Ю. Фотина
1, @2
Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
@1 [email protected] @2 [email protected]
Поступила в редакцию 29.01.2016. Принята к печати 16.06.2016.
Ключевые слова: воспитанники детского дома, подростки, социальные представления, роли и функции супругов и родителей, представления о семье.
Аннотация: Статья посвящена исследованию представлений подростков из детского дома о семье, роли и функциях супругов и родителей в семье. Выявлено, что представления воспитанников детского дома о роли супругов и родителей противоречивы, искажены, недостаточно дифференцированы, не оптимистичны. Подростки не видят необходимости у детей обсуждать свои проблемы с родителями, но считают, что главной функцией родителей является воспитание детей. По их мнению, именно дети объединяют и укрепляют семью, но большинство подростков хотели бы иметь одного ребенка, либо вообще не планируют иметь детей. В представлениях подростков супруг в отношениях не доминирует, стремится к компромиссу, но при этом воспитанники детского дома не ожидают от супруга полной отдачи, тепла, доброты и поддержки.
Для цитирования: Григорьева Е. В., Фотина В. Ю. Особенности представлений подростков, воспитывающихся в детском доме, о роли супругов и родителей // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 107 -111. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-107-111.
1
На протяжении последнего десятилетия проблема сиротства и ее преодоления является одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации. В результате целенаправленных усилий государства по развитию института приемных родителей число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно снижается. Так, число детей данной категории в конце 2015 г. снизилось на 18 % по сравнению с 2014 г. и на 33 % - по сравнению с 2013 г. Тем не менее по данным Министерства образования и науки РФ в конце 2015 г. в федеральном банке данных на учете состояли 71,4 тысячи детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в различных специализированных учреждениях [1]. По данным Рос-стата, в 2013 г. 40400 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживали в 911 детских домах, 14000 - в 194 домах ребенка, 6100 - воспитывались в 62 школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В апреле 2014 г. в России функционировало 195 школ-интернатов для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, в которых проживало 6500 детей и подростков [2]. В этой связи по-прежнему остается актуальной задача адаптации выпускников детских домов и интернатов к жизни вне государственного учреждения и соответственно подготовки к самостоятельной, «взрослой» жизни и сопровождения ее первоначального этапа.
Покинув детский дом, юношам и девушкам приходится решать много сложных задач, связанных с жилищным устройством, организацией собственного быта, профессиональным обучением или трудоустройством, пла-
нированием бюджета. В перспективе выпускникам детских домов и специализированных школ-интернатов необходимо строить собственную семью, выполнять супружеские и родительские функции. Формирование полноценных представлений о роли супругов и родителей предполагает у воспитанников развитие умения анализировать свой жизненный опыт, находить компромиссы и идти на уступки, а также создание устойчивого представления о своих функциях, обязанностях и правах, как в отношениях с членами своей будущей семьи, так и в обществе в целом. Для формирования соответствующих психологических установок и достойной самореализации в качестве супругов и родителей, выпускникам детских домов необходимо развитие не только чувства долга, моральных принципов и убеждений, но и развитие родительских чувств, понимания способов взаимодействия с ребенком, принятие родительской ответственности, развитие представлений о роли и функциях супруга, родителя и семьи в целом.
Авторы исследований проблем супружества и роди-тельствования подчеркивают важность условий воспитания, роли родительской семьи для формирования ценностных ориентаций личности потенциальных супругов и родителей. Так, в исследованиях М. А. Ляховой показано, что для студентов, получивших воспитание вне семьи, незначимыми являются ценности межличностных отношений (наличие хороших и верных друзей) и счастливой семейной жизни. Также для этих студентов ценность «любовь» менее значима, нежели для студентов, выросших с опекунами и родителями, то есть в условиях семьи [3]. Д. А. Тихомиров пишет, что юные матери, воспитанные
в условиях детских домов не только материально, но и психологически не готовы к материнству [4]. В своих исследованиях К. Н. Белогай неоднократно подчеркивала, что образ матери и готовность к материнству связаны с процессом идентификации с собственной матерью [5]. Таким образом, дети, воспитанные вне семьи, в долгосрочном прогнозе становятся взрослыми, которые бросают своих детей, легко отказываются от них.
В литературе достаточно данных по поводу психологических характеристик и особенностей личности воспитанников детских домов. Для многих из них характерны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и вопросов собственности, инфантилизм, замедленность самоопределения, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Их также отличают трудности общения, отсутствие избирательности в общении, перегруженность отрицательным опытом и негативными «ценностями», негативными образцами поведения. Большинству детей и подростков из детских домов присущи неуверенность в себе, в своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру или его боязнь [6]. Специфика проживания вне семьи при отсутствии наглядного опыта в выполнении супружеских и родительских функций, опыта взаимодействия в семье, опыта ведения домашнего хозяйства ведет к формированию неверных представлений о семейных ценностях, супружеских и детско-родительских отношениях.
Именно представления, по мнению С. Московичи, являются инструментом познания социального мира и средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, то есть средством сохранения сложившейся картины мира. Представления также являются способом опосредования поведения через направление коммуникации в группе, обозначение своих ценностей. С. Моско-вичи определяет социальные представления как сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Представления, по сути, есть обобщенные образы действительности, сохраняющие важные для личности особенности мира. А. Н. Леонтьев в свою очередь подчеркивает «пристрастную» природу социальных представлений, поскольку факты окружающего мира подвергаются трансформации и оценке, апеллирующим именно к реальному социальному опыту индивида [7].
На основании вышеизложенного мы предприняли попытку уточнить, что именно в представлениях воспитанников детского дома о семье требует целенаправленной коррекции, и провели исследование с целью выявить особенности представлений детей-сирот подросткового возраста, воспитывающихся в детском доме, о роли супругов и родителей. Объектом нашего исследования выступили дети-сироты подросткового возраста, воспитывающиеся в детском доме, предметом - особенности представлений подростков, воспитывающихся в детском доме, о роли супругов и родителей. Мы предположили, что в представлениях о роли и функциях супругов и родителей у подростков, воспитывающихся в семье, и у подростков вне семьи есть различия.
Для проверки гипотезы мы поставили ряд задач: во-первых, провести сравнительный анализ представлений подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи, о функциях и роли супругов и родителей в семье, и, во-вторых, выявить особенности представлений о роли супругов и родителей у подростков, воспитывающихся в детском доме.
Исследование проводилось с помощью методов опроса, психодиагностики и математической статистики. Выявление представлений о роли супругов и родителей осуществлялось специально разработанной анкетой, методикой диагностики межличностных отношений Т. Лири, методикой PARI Е. С. Шефера и Р. К. Белла. Полученные эмпирические данные были подвергнуты сравнительному анализу с расчетом Т-критерия Стьюдента.
Исследование проходило в период с марта по май 2014 г. в г. Юрга Кемеровской области на базе МКОУ детский дом «Радуга» и МБОУ «СОШ № 10». Общую выборку составили 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Экспериментальная (ЭГ) и контрольная группа (КГ) выровнены по числу, полу и возрасту респондентов: в состав каждой группы вошли 25 воспитанников детского дома - 13 девочек и 12 мальчиков, средний возраст которых составил 15 лет.
В результате опроса выяснилось, что 60 % респондентов ЭГ не планируют заводить семью после окончания школы, а 70 % - отодвигает ее создание к возрастному периоду 26 - 30 лет. 55 % респондентов КГ планируют создание семьи после окончания школы, и 70 % хотят создать семью в возрасте 21 - 25 лет. 60 % участников ЭГ хотят в своей семье иметь одного ребенка, 15 % участников - двух детей, 25 % - не хотят иметь детей вообще. В КГ 30 % опрошенных хотят завести одного ребенка, 50 % опрошенных планируют двоих детей, 15 % -троих детей, и только 5 % - не хотят иметь детей вообще.
70 % участников ЭГ считают, что дети не должны обсуждать свои проблемы с родителями, только 15 % -считает, что обсуждать проблемы с родителями все-таки нужно, 10 % - считают, что обсуждать нужно только с мамой, и 5 % - только с отцом. 30 % респондентов КГ считают, что нужно обсуждать проблемы с обоими родителями, 35 % считают, что обсуждать нужно только с мамой, 25 % - только с отцом, и лишь 10 % респондентов считают, что не нужно обсуждать свои проблемы ни с кем из родителей.
40 % респондентов ЭГ не хотят быть похожими на своих родителей, 40 % - хотели бы быть похожими, но не во всем, 10 % - хотели бы быть похожими только на маму и 10 % - только на папу. Среди участников КГ только 5 % опрошенных не хотели бы быть похожими на своих родителей, 60 % - хотели бы быть похожими на обоих родителей, 10 % - хотели бы быть похожими, но не во всем, 10 % опрошенных хотели бы быть похожими на маму и 15 % - на папу.
На вопрос о функциях мужа в семье 30 % респондентов ЭГ ответили - помогать жене по дому и материально обеспечивать семью, 20 % опрошенных считают, что муж должен воспитывать детей, 15 % считают, что он должен проводить время с детьми, и 5 % считают, что функция мужа - быть главой семьи. В КГ 40 % респон-
дентов считают, что муж должен материально обеспечивать семью, 30 % считают, что он должен выполнять функцию главы семьи, 15 % считают, что он должен проводить время с детьми, 10 % считают, что муж должен заниматься воспитанием детей и 5 % ответили - помогать жене по дому.
Отвечая на вопрос о функциях жены в семье, 30 % участников ЭГ считают, что жена должна выполнять работу по дому и проводить время с детьми, 25 % ответили, что она должна заниматься воспитанием детей, и, по мнению 15 % опрошенных, жена должна выполнять функцию главы семьи. В КГ 40 % опрошенных считают, что жена должна выполнять работу по дому, 25 % полагают, что она должна быть главой семьи, 20 % ответили, что жена должна проводить время с детьми, и 10 % опрошенных считают, что жена должна воспитывать детей.
На вопрос о роли и функциях отца в семье 25 % участников ЭГ выбрали вариант ответа - помогать маме по дому, воспитывать детей и проводить время с детьми, 20 % опрошенных считают, что отец должен выполнять функцию главы семьи, и 5 % считают, что должен материально обеспечивать семью. По мнению 30 % респондентов КГ отец должен заниматься воспитанием детей, 25 % - что он должен выполнять функцию главы семьи и материально обеспечивать семью, 15 % ответили, что отец должен проводить время с детьми, и 5 % считают, что должен помогать маме по дому.
Функционал матери в ответах респондентов выглядит следующим образом: 50 % респондентов ЭГ считают, что мама должна заниматься воспитанием детей, 20 % -что должна проводить время с детьми, 15 % считают, что должна быть главой семьи, и 15 % ответили, что мама должна выполнять работу по дому. В КГ 35 % опрошенных считают, что мама должна заниматься воспитанием детей и проводить с ними много времени, 20 % ответили, что она должна помогать детям делать уроки, и 5 % опрошенных считают, что мама должна выполнять работу по дому и быть главой семьи.
Участники экспериментальной группы считают, что объединять и укреплять семью должны дети (50 % респондентов). По мнению 25 % опрошенных ЭГ, семью должен объединять быт и совместное проживание, 5 % респондентов считают, что объединяет семью любовь, и 20 % опрошенных считают, что семью объединяют и дети, и любовь, и совместный быт. В КГ только 5 % респондентов ответили, что семью должны объединять дети, 5 % считают, что совместный быт, 30 % считают, что объединяет семью любовь, а 60 % полагают, что семью объединяют все эти факторы.
Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод, что у воспитанников детского дома менее позитивные и полные представления о роли супругов и родителей по сравнению с представлениями подростков, проживающих в семье. В ближайшем будущем подростки, воспитывающиеся вне семьи, не планируют создание семьи, а у четверти из них нет в планах рождения даже одного ребенка. Представления о функциях родителей и супругов менее дифференцированы у подростков ЭГ. У них отмечается большая спутанность функций супруга и родителя как у одного члена семьи, так и в диадах
муж/жена, отец/мать. Представления подростков ЭГ о детско-родительских отношениях носят смешанный и противоречивый характер, в них нет доверия к родителям. Воспитанники детского дома не видят необходимости у детей обсуждать свои проблемы с родителями, но считают, что главной функцией родителей является воспитание детей. Такое противоречие может быть вызвано тем, что у них нет наглядного примера детско-родительских отношений. Делиться своими проблемами эти подростки привыкли со своими друзьями, воспитателями, одноклассниками, но при этом своим детям они хотят показать положительный пример детско-родительских отношений.
Сравнительный анализ результатов методик Т. Лири и PARI, полученных в ЭГ и КГ, проводился с помощью расчета Т-критерия Стьюдента для независимых выборок. В группах выявлены статистически значимые различия (при р < 0,05) по ряду шкал данных методик. В ЭГ по сравнению с КГ достоверно ниже показатели шкал «авторитарность», «агрессивность», «подозрительность», «альтруистичность» методики Т. Лири, а также показатели шкал «ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье», «неудовлетворенность ролью хозяйки дома», «преодоление сопротивления, подавление воли», «подавление сексуальности» методики PARI.
В представлениях детей-сирот их супруг уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, умеющий отстаивать свою точку зрения, принимая при этом во внимание точку зрения своего супруга. Это настойчивый и энергичный человек, но при этом не проявляющий агрессию по отношению к окружающим и членам своей семьи. Человек одновременно критичный по отношению к окружающим людям, при этом деликатный и отзывчивый. Он проявляет себя дружелюбным человеком, умеющим подбодрить и успокоить в трудной ситуации.
Подобный образ супруга может говорить о том, что у воспитанников детского дома за период пребывания там наблюдается переизбыток авторитарного стиля воспитания, не доверительного общения воспитателей и педагогов с воспитанниками. Детям и подросткам в большинстве случаев приходится подчиняться педагогам, воспитателям и администрации детского дома, инициатива воспитанников не редко подавляется. Воспитанники практически постоянно находятся под контролем, к ним, в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, редко относятся с доверием.
Именно в связи с этим подростки ЭГ своим супругом хотят видеть человека, который не будет подавлять их своим авторитетом, но в то же время будет уверенным в себе человеком, будет стараться найти компромисс при решении проблем, принимать во внимание точку зрения супруга и членов семьи. Детям и подросткам из детских домов чаще всего не хватает поддержки, родственного тепла, дружбы, заботы, но при этом воспитанники детского дома не ожидают от супруга полной отдачи, тепла, доброты и поддержки. Это связано с тем, что в детских домах количество воспитанников в несколько раз превышает количество педагогических работников. Специа-
листы не в силах дать каждому тепло, заботу и поддержку так, как это могут дать родители и семья.
Роль семейных отношений участники ЭГ отодвигают на второй план, придавая им второстепенное значение. В их представлениях женщина не ограничена заботами о семье, не зависит от нее, но при этом она удовлетворена ролью хозяйки дома. Это противоречие может быть вызвано тем, что подростки хотят иметь собственный «дом», устраивать свой быт, но в то же время у них нет опыта ведения личного хозяйства, и у них отсутствует наглядный пример поведения женщины в системе семейных отношений. Соответственно и отношение к роли хозяйки и заботам о доме у них практически безразличное, незаинтересованное - в представлениях подростков нет критичного отношения к выполнению своих обязанностей по организации быта.
Низкие показатели шкал методики PARI «подавление воли, преодоление сопротивления» и «подавление сексуальности» говорят о том, что подростки ЭГ представляют себя родителями, которые не стремятся подавлять волю своих детей, их сексуальность. Данные особенности представлений связаны тем, что в детском доме подросткам нередко приходится сталкиваться с подавлением желаний и переживать чувства неудовлетворенности и состояния фрустрации, они знают, насколько это неприятно, и желают своим детям лучшего отношения.
Образы супруга и родителя в представлениях подростков из детского дома характеризуются именно теми качествами, которых не хватает самим подросткам. Как отмечалось ранее, воспитанники детских домов испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, им трудно разбираться в людях, проявлять выдержку и спокойствие в отношениях. Они хотят, чтобы к ним
относились более дружелюбно и чтобы им оказывали больше доверия и поддержки. Для воспитанников детского дома важно, чтобы при решении вопросов, связанных с их жизнью, учитывалось их мнение, а при решении сложных жизненных ситуаций и конфликтов им больше всего необходима поддержка и уверенность в себе, супруге и своем будущем.
Итак, результаты нашего исследования показали, что существуют различия в представлениях о роли и функциях супругов и родителей у подростков, воспитывающихся в детском доме, и подростков, воспитывающихся в семье. На фоне отсутствия перспективы построения собственной семьи и рождения ребенка в ближайшем будущем у подростков, воспитывающихся в детском доме, выявлены смешанные, неполные, порой искаженные представления о роли супругов и родителей. По-мнению подростков, именно дети объединяют и укрепляют семью, но большинство хотели бы иметь одного ребенка, либо вообще не планируют иметь детей.
На основании вышеизложенного мы считаем, что подготовка к самостоятельной жизни должна обязательно акцентировать внимание на формировании более полных и структурированных представлений подростков о функциональном устройстве семьи. Особое место в этой подготовке важно уделять вопросу распределения ролей в семье, выделение особенностей роли жены и матери, мужа и отца, жены и мужа, матери и отца, а также роли детей в структуре семьи и психологической готовности самих подростков к роли родителей. В этой связи наиболее актуальной проблемой становится поиск механизмов формирования адекватных представлений у подростков, воспитывающихся вне семьи, о семье, ролях и функциях членов семьи.
Литература
1. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%-В0%В2%В0%ВЕ%01%81%01%82%Б0%В8/7659 (дата обращения: 26.01.2016).
2. Интернатные учреждения для детей / Образование / Население // Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm (дата обращения: 26.01.2016).
3. Ляхова М. А. Ценностные ориентации личности, воспитывавшейся вне родительской семьи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3. С. 146 - 154.
4. Тихомиров Д. А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2014/1/tikhomirov_social-orphanhood/ (дата обращения: 10.06.2015).
5. Белогай К. Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 41 - 47.
6. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
7. Андреева Г. А. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
FEATURES OF REPRESENTATIONS OF TEENS RAISED IN AN ORPHANAGE ABOUT THE ROLE OF SPOUSES AND PARENTS
Elena V. Grigoryeva1' m, Valeriya Yu. Fotina1' @2
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 [email protected] @2 [email protected]
Received 29.01.2016. Accepted 16.06.2016.
Keywords: Children from orphanage, teenagers, social representations, the role and function of spouses and parents ideas about family.
Abstract: The article investigates the perceptions orphaned teenagers hold about the family and the role and responsibilities of spouses and parents in the family. It was found that orphans' presentation about the role of spouses and parents are contradictory, distorted, not optimistic and insufficiently differentiated. Teenagers do not see the need for children to discuss their problems with their parents, but they believe that the main function of parents is to educate children. In their opinion, it is the children who unite and strengthen the family, but most teens would like to have one child, or do not plan to have children at all. According to the teenagers, a spouse does not dominate in the relationship, seeking compromise, but at the same orphans not expect full feedback, warmth, kindness and support from a spouse.
For citation: Grigoryeva E. V., Fotina V. Yu. Osobennosti predstavlenii podrostkov, vospityvaiushchikhsia v detskom dome, o roli suprugov i roditelei [Features of Representations of Teens Raised in an Orphanage about the Role of Spouses and Parents]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 107 - 111. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-107-111.
References
1. Podderzhka detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei [Support for orphans and children without parental care]. Available at: http://minobrnauki.rf/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/7659 (accessed 26.01.16).
2. Internatnye uchrezhdeniia dlia detei / Obrazovanie /Naselenie [Residential institutions for children / Education / Population]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm (accessed 26.01.16).
3. Liakhova M. A. Tsennostnye orientatsii lichnosti, vospityvavsheisia vne roditel'skoi sem'i [The value orientations of the individual, is to educate the parent family]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2011): 146 - 154.
4. Tikhomirov D. A. Sostoianie i dinamika problemy sotsial'nogo sirotstva v Rossii [The state and dynamics of the problem of child abandonment in Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, no. 1 (2014). Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/tikhomirov_social-orphanhood/ (accessed 10.06.15).
5. Belogai K. N. Kul'turnye modeli materinstva i ottsovstva kak faktory formirovaniia roditel'skogo otnosheniia [The cultural model of maternity and paternity as a factor of parental attitudes]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa = Practical Psychology Journal, no. 5 (2005): 41 - 47.
6. Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psikhologiia sirotstva [Psychology of orphanhood]. 2nd ed. Saint-Petersburg: Piter, 2005, 400.
7. Andreeva G. A. Psikhologiia sotsial'nogopoznaniia [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 2005, 303.