Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - "ГОМО СОВЕТИКУС"'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - "ГОМО СОВЕТИКУС" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ И ИНТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплёва Л.С., Коноплёв Н.Н., Курилович М.А.

В статье описываются главные черты «гомо советикуса» как наследия воспитания сталинской эпохи. Гуманистическая модель образования позволит Российской Федерации интегрироваться в мировую экономику, так как во главу угла воспитания и образования в современном мире ставится личность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - "ГОМО СОВЕТИКУС"»

июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

3. Коноплёв Н.Н. Психологическое здоровье в пенсионном возрасте / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 212-218.

4. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно -профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

5. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

6. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 720 с.

Коноплёва Л.С. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк

Коноплёв Н.Н. магистр психологии Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - «ГОМО СОВЕТИКУС» Аннотация. В статье описываются главные черты «гомо советикуса» как наследия воспитания сталинской эпохи. Гуманистическая модель образования позволит Российской Федерации интегрироваться в мировую экономику, так как во главу угла воспитания и образования в современном мире ставится личность человека.

Ключевые слова: личность; сознание; общественно-ориентированное образование; личностно-ориентированное образование; толерантное и интолерантное сознание; европейская культура.

На постсоветском пространстве существует особый тип личности, сформированной идеологией коммунистов - «гомо советикус». Сознание «гомо советикуса» воспитывала советская педагогика с её общественным типом образования.

В понятии тип образования указывается доминирующий признак,

отражающий социальные ориентиры, запрос общества. В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В соответствии с указанными выше подходами человек понимается как: 1. «Человек - глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. 2. «Человек - семя», имеющее генетическую программу развития. Образование в данном случае есть образование человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нём изначально и реализующихся в зависимости от создаваемой среды [1].

Общественно-ориентированное образование идеологизировало сознание (кодировало) в соответствие с политическими идеями коммунизма.

Понятие личности включает в себя понятие социальных потребностей. Каковы потребности в социальном государстве, таковы и приоритеты личности. Иначе говоря, каковы цели государства, правила развития личности, таковы и личностные характеристики, к которым стремятся все субъекты государства, обусловленные приоритетами, задаваемые законами данного общества [5].

Душа, сознание «гомо советикуса» обладает рядом характеристик: 1) образом «Отца», непогрешимом «Центре»; 2) образом «Врага»; 3) страхом перед неопределенностью и бегством от личностного выбора в критических ситуациях. Культ «Центра» абсолютизирует черты характера «Вождя». Общество не может существовать без «Центра», который знает ответы на все вопросы. Образ «Врага» создаётся для того, чтобы держать общество в страхе, оправдывая действия власти в совершении репрессий. Личность «гомо советикуса» строго регламентирована в ситуации выбора в принятии решения, так как решение за неё принимает «Центр». В итоге вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть его состоит в том, что человек, убеждаясь в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, в конечном счёте, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся послушание и исполнительность. В результате он начинает нуждаться в регламентируемом образе жизни, где высшей добродетелью является исполнительность, беспрекословное выполнение приказов. Он уже сам стремится избежать жизненных перемен, т.к. они сулят неизвестное, вынуждают к поиску, а поиск атрофирован, круг сотворения «советской души» замыкается [6].

Общие правила проявления интолерантного сознания через людей: склонность командовать; пробуждают высокомерие, гордыню, снобизм; возвышаются до роли пророка; навязывание своего мнения; контролируют и

запрещают. Толерантное сознание проявляется в человеке через: склонность направлять самостоятельную деятельность человека; проповедуют исключительность и уникальность каждого человека; воспринимают себя как посредниками между субъектами взаимодействия [2].

Те, кто вырос, воспитан на постсоветском пространстве и в последствии эмигрировали в страны с европейской культурой, прожив там долгое время, отмечают следующие важные изменения в сознании: «Очень быстро у вас появится способность узнавать ваших соотечественников, даже не поворачивая головы и не слыша их речи. Боковым зрением вы будете отличать тех, кто цепким взглядом рассматривает прохожих с ног до головы. В странах Западной Европы и США считается неприличным пристально всматриваться в лицо незнакомого человека, а для многих жителей постсоветского пространства это в порядке вещей. Спустя годы у вас пройдет нерешительность перед переменой мест и появится ощущение огромной внутренней силы - с вашим жизненным опытом вам все станет по плечу. И лишь спустя много времени проходит страх перемены мест и появляется ощущение собственной силы» [6].

Рыночная организационная культура развивает конкуренцию и здоровый эгоизм, а это достижение цели при максимальной концентрации всех сил и резервов психики человека, критерием которой объявляется: «Заработанные деньги - Успех». В клановой организационной культуре на первом месте семья. Поэтому есть понятие - блат, устроиться по блату, Хорошее место, сколько получаешь, а не зарабатываешь. Критерий успеха -хорошее место и кто твои родственники. Ты мне - я тебе. Оказываются услуги по знакомству. По знакомству дешевле и качественнее [3].

Семейные традиции воспитания и социализации личности формируются созданной культурой взаимоотношений, правилами игры, хозяйственной деятельности в государстве. По сути, структура государства задаёт функционирование системы, элементами которой являются субъекты хозяйственной деятельности и личность человека. Семья как первичный институт социализации подстраивается на изменённые внешние условия, которые формируются структурой государства [4].

Обобщая основные сожаления «гомо советикуса» в последние часы перед смертью, можно говорить о том, что многие до конца не понимали, что их счастье — это вопрос выбора. Они были подчинены привычкам и сложившимся представлениям. Они находились в плену комфорта привычного образа жизни. Из-за страха перед переменами они притворялись перед другими и перед самими собой в том, что были довольны своей жизнью [3].

«Сегодня» на первый план выступает задача формирования личности, как субъекта собственной профессиональной и социальной деятельности. Современные тенденции в образовании - гуманистическая модель образования, его информатизация тем или иным образом делают своим

фокусом внимания именно личность получающего образование. Приучаясь рассчитывать только на себя, на свои силы, человеку поневоле приходится больше внимания уделять раскрытию своих способностей, в том числе коммуникативных, от которых в немалой степени зависит успех в жизни.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

2. Коноплёва Л.С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

3. Коноплёв Н.Н. Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте [Текст] / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. - С. 26-28.

4. Коноплёв Н.Н. Психологическое здоровье в пенсионном возрасте / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 212-218.

5. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно -профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

6. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

Коростылёва Д.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.