Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рачицкая Н.В., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме перехода сознания личности школьника в сознание личности студента. Студент должен перестроить сознание от привычки, что его учат в школе, к самостоятельной работе научиться, самостоятельно учиться. В статье затрагивается проблема образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEARNING ASPECTS OF ACTIVITY-DIALOGICAL APPROACH

The article discusses the transition of consciousness of the individual student in mind the student's personality. A student must reconstruct consciousness from habit, that he is taught at school, to independent work to learn, independently to study. The article addresses the issue of education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

Рачицкая Н.В. магистр психологии, педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Аннотация. Статья посвящена проблеме перехода сознания личности школьника в сознание личности студента. Студент должен перестроить сознание от привычки, что его учат в школе, к самостоятельной работе научиться, самостоятельно учиться. В статье затрагивается проблема образования и воспитания.

Ключевые слова: концепция обучения; деятельный подход; идеологический поход; учебная деятельность; учебная задача; творческое мышление; образование; нравственное развитие.

Rachitskaya N. V., master of psychology, educational psychologist

The Republic of Belarus, Novopolotsk;

Kurilovich M.A., candidate of psychological Sciences,

Associate Professor Russian State Social University (In Minsk Branch),

The Republic of Belarus, Minsk THE CONCEPT OF LEARNING ASPECTS OF ACTIVITY-DIALOGICAL APPROACH Annotation. The article discusses the transition of consciousness of the individual student in mind the student's personality. A student must reconstruct consciousness from habit, that he is taught at school, to independent work to learn, independently to study. The article addresses the issue of education.

Keywords: learning concept; proactive approach; ideological campaign; learning activities; learning task; creative thinking; education; moral development.

Читатель, преподаватель или студент в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта найдет в статье цели преподавания и обучения с решением комплекса задач для формирования теоретического мышление у студентов и воспитания у них личностных качеств востребованных в современном обществе. Активные методы обучения создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами придают учебным занятиям активный характер и превращают их в процесс воспитательный. Существует проблема

перестройки в системе «преподаватель — студент», студента — вчерашний школьник. Не сразу устанавливается принцип общения, когда не преподаватель учит студента, а студент учится сам, его не «заставляют» учиться, а создают условия, вызывающие желание самостоятельно учиться.

Для решения этих задач призвана работа М.А. Курилович. В монографии представлен анализ теоретических и эмпирических исследований диалогического взаимодействия в процессе обучения в вузе. Проблема диалога рассмотрена с точки зрения зарубежных и отечественных исследователей, произведено соотнесение понятия «диалог» с родственными категориями философской и психологической науки, выделены основные характеристики диалогического взаимодействия и факторы, влияющие на процесс диалогического обучения. Особо пристально рассмотрено проявление диалогического взаимодействия на стадии профессионального обучения и обоснована необходимость его изучения. Описан спецкурс «Диалогическое взаимодействие в педагогическом процессе», даны методические рекомендации по его использованию с целью актуализации знаний о необходимости внедрения диалога в образовательный процесс. А также представлены тренинги по развитию диалогических способностей студентов. Работа выполнена в рамках внедрения спецкурса «Диалогическое взаимодействие в педагогическом процессе» в организацию учебного процесса вуза, а также кафедральной темы «Психологическое сопровождение становления активной жизненной позиции современной молодежи» [5].

Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность, задача, мотивы, действия, операции. Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление учащегося к усвоению теоретических знаний. Решая учебную задачу, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. Мотивом учебной деятельности является познавательный интерес. Учебная деятельность - это последовательное выполнение учащимся учебных действий и операции по решению учебных задач, движимых мотивом. Цель этой деятельности — усвоение теоретического знания. Единицей учебной деятельности является «учебная задача». Учебная деятельность — это усвоение теоретических знаний. Школа должна активно развивать у учащихся основы современного мышления, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер. Правильно учиться — это учиться мыслить. Главным результатом учебной деятельности студента должно стать умение мыслить на основе научных знаний. Одним из направлений в развитии теории обучения стала психология проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в формуле: «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию». Если школа должна учить мыслить. Мышление — это психическая деятельность, направленная на выявление скрытых от наблюдения отношений в предмете анализа, когда одни из ее

условий лежат на поверхности, а другие — нет. Чтобы найти то, что скрыто и неясно, требуется мышление. Объективно существующее препятствие выступает как проблемная ситуация, мышление сразу включается в работу. А.Н.Леонтьев приводит пример: школьники — члены авиамодельного кружка с интересом и увлеченно изготовляли летающие авиамодели. Инструктор требовал изучить теорию полета. Группа авиамоделистов мало интересовалась теорией полета; многие не могли правильно ответить на вопрос о том, почему самолет держится в воздухе. Когда изменили задачу и авиамоделисты должны были не только сделать модели, но и «налетать» с их помощью определенное расстояние, то обнаружилось, что после запуска модель падает, не пролетев и двух метров. Почему это происходит? Возникла проблемная ситуация. Для этого потребовалась консультация инструктора. Инструктор объяснил, что велик угол атаки и чертит стрелки — векторы вперед, вверх, вниз; одни стрелки растут, другие уменьшаются. Ясно: при этих условиях самолет неизбежно падает. Это — очень интересно. И теперь, когда рука отгибает плоскость модели, в голове у юного конструктора соотношение этих стрелок, и он придает самолету необходимый угол атаки. Так знание теории помогло выйти из проблемной ситуации, решить поставленную задачу, достичь цели. Одна из важнейших особенностей развивающего обучения — это ориентированность на конечный результат, на формирование главных психологических новообразований, прежде всего, умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам. Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными (инновации — это новообразования). Как показали исследования, в процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности наблюдаются и факты развития у учащихся нравственных качеств. Психологическая суть воспитания еще до конца не выяснена, за исключением признания, что воспитание — это формирование личности [1].

Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика.

Для среднего образования характерен общественно-ориентированный тип, где оценивается успеваемость, усвоение учебного материала. Ученик должен успеть за преподавателем. Для высшего университетского образования данный подход неприемлем, потому что только свободная личность способна к творческой созидательной деятельности. В основе реализации личностно-ориентированного обучения лежит способность диалогического взаимодействия всех участников учебно-профессиональной деятельности [3].

В соответствии с биопсихосоциальной моделью здоровье студента в

университете будет лучше, если он в учебном процессе не будет испытывать унижение, оскорбление и так далее. Студенты, сдающие тест по результатам учебного курса будут значительно лучше себя чувствовать, чем преподаватели, так как результаты теста будут характеризовать, оценивать работу преподавателей, прежде всего. Средний балл по тесту студентов будет оценивать работу преподавателя. Студент будет чувствовать себя униженным при классической сдаче экзамена и зачёта (ответ на билет при личной встрече с преподавателем). Преподаватель будет чувствовать себя хорошо, на высоте, потому что преподаватель задаёт вопрос, на который знает ответ, поэтому он самый умный и, по сути, он знает уже как себя оценить, какой средний балл нужно поставить студентам, то есть сколько надо поставить двоек, троек и так далее. В классической схеме сдачи экзамена и зачёта преподаватель сам оценивает свою работу и он, предположительно, будет всячески избегать отрицательной оценки своей деятельности. Поэтому при такой организации учебного процесса никакого стимула для совершенства работы преподавателя не существует. Если преподаватель самостоятельно будет оценивать свою работу, то он будет не заинтересован в повышении своей компетенции. Нужно понимать, что преподаватели всегда будут отстаивать тот процесс, где будут чувствовать себя в лучшем качестве. В идеале студент должен сам выбирать преподавателя и прослушав курс сдать тест. Тем самым нерадивые преподаватели путём естественного отбора канут в «лету». К сожалению, на данный момент советская педагогика воспитывает у студентов эффект «выученной беспомощности». Неотделимыми чертами его характера становится послушание и исполнительность. В результате он начинает нуждаться в регламентированном образе жизни, где высшие добродетели являются исполнительность, беспрекословные выполнения приказов. У него формируется стремление к избеганию жизненных перемен, так как они вынуждают к поиску, а поиск атрофирован [2].

Дети Страны Советов могут быть и находчивы, и оригинальны, но лишь в рамках предначертанного административной системой плана. В этой системе сверхцентрализованного управления в советскую эпоху устанавливается безличный распорядок жизни, в котором шаг в сторону расценивается как побег. В такого рода строго контролируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается хорошо известный эффект «выученной беспомощности». Суть его состоит в том, что человек, убеждаясь в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, в конечном счёте, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся послушание и исполнительность. В результате он начинает нуждаться в регламентируемом образе жизни, где высшей добродетелью является исполнительность, беспрекословное выполнение приказов [4].

Задача преподавателя не в том, чтобы преподносить готовые для

понимания и запоминания научные знания, а помогать студенту самому правильно строить свою учебную деятельность. Конечным продуктом развивающего обучения находится нравственное развитие. Основным проявлением нравственных чувств является человеколюбие. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, обществу, своему долгу перед обществом, себе самому. Нравственные чувства развиваются посредством усвоения принятых в обществе нравственных норм, в процессе обучения. Соблюдение этих норм - крайне важное условие нормального взаимодействия индивидов в социуме. Социальные нормы определяют права и обязанности членов социума по отношению друг к другу. Посредством понимания и анализа социальных норм в процессе обучения можно понять взаимоотношение её членов в социально-психологических процессах.

Использованные источники:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб.- метод. пособ. для преподават. и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС,1999. -304 с.

2. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно -профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

3. Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

4. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

5. Курилович М.А. Диалог как средство повышения эффективности педагогического взаимодействия в вузе: монография / М.А. Курилович. -Минск: Филиал Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске, 2013. - 213 с.

Сипакова Н.В. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ПЛАНИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация. Получение прибыли сегодня - это результат правильных решений о пропорциях вложения капитала в оборотные средства, принятых еще до начала операционной деятельности компании. От того, каким образом используются оборотные производственные фонды, зависит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.