Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рачицкая Н.В., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме активных методов обучения в аспекте психологической теории обучения. Затрагивается проблема толерантного сознания в процессе обучения. Приоритет в формировании творческой личности отдаётся активным методам обучения. Критикуются пассивные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF ACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS

The article deals with active teaching methods in the aspect of psychological theory of learning. It addresses the issue of tolerant consciousness in the learning process. Priority is given to the formation of the creative person of active teaching methods. Criticized the passive teaching methods.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ»

В.К.Вилюнас - М.: Изд-во МГУ, 1990.- с.288

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

3. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №1 (13). - С. 90-100. (С. 96).

4. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30 декабря 2003 года «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cabinet/archive/med/7utm_campaign (дата обращения: 02.02.2016.).

6. Шабунова, А.А. Влияние социального положения семей на здоровье и развитие детей [Текст] /А.А.Шабунова// Экономические и социальные перемены. - 2006. - №1 - С.63-69.

7. Шабунова, А.А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация результаты, выводы / А.А. Шабунова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 2(38). - С. 116-128/

Рачицкая Н.В. магистр психологии, педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Аннотация. Статья посвящена проблеме активных методов обучения в аспекте психологической теории обучения. Затрагивается проблема толерантного сознания в процессе обучения. Приоритет в формировании творческой личности отдаётся активным методам обучения. Критикуются пассивные методы обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения; толерантное сознание; образование; воспитание; программированное обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; диалог.

Rachitskaya N. V., Master of Psychology, Educational Psychologist

Belarus, Novopolotsk;

Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Russian State Social University (In Minsk Branch)

Belarus, Minsk

PSYCHOLOGY OF ACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS

Annotation. The article deals with active teaching methods in the aspect of psychological theory of learning. It addresses the issue of tolerant consciousness in the learning process. Priority is given to the formation of the creative person of active teaching methods. Criticized the passive teaching methods.

Keywords: active learning methods; tolerant consciousness; education; education; automated instruction; problem-based learning; communicative learning; dialog.

Многие студенты уверены, что цель обучения — это знание ими материала, изложенного в учебниках, научных трудах или рассказанного преподавателем на лекциях. Формализм в учебе выражается, в частности, в том, что качество учебной деятельности студента оценивается главным образом по наличию в памяти знаний. Если цель каждого занятия — формирование мышления, то знания перестают быть конечной целью учебы.

Толерантное сознание, прежде всего, основывается на гармонии самого сознания. Работа по гармонизации базиса сознания и освоение методов управления сознанием является залогом успешной коррекции здоровья человека. Логика - есть способность восприятия информации путём анализа деталей окружающего и внутреннего мира (левое полушарие головного мозга), а интуиция - есть способность воспринимать информацию в синтезе без анализа (правое полушарие головного мозга). Интуитивно воспринятое может быть осознанно, логически и формально выражено. В такой последовательности формируются результаты научного исследования. С помощью метода диалогического взаимодействия гармонизируется сознание личности, т. к. возможен диалог между структурами психики. В результате человек становится более адекватным, более реалистически воспринимает окружающий мир, способен построить и реализовать стратегически жизненный план [4].

Перестройка учебы, должна затронуть, как содержательную (чему учить), так и методическую (как учить) стороны обучения. Концепция обучения в отечественной психологии выражается в следующих формулировках: учение есть активная деятельность самого учащегося; предметом и результатом учебной деятельности является сам субъект; основным показателем успешной учебной деятельности, является умение обучаемого мыслить творчески; единицей учебной деятельности является учебная задача; процесс учебной деятельности есть действия учащегося по

решению учебных задач; усвоенные знания — это умственные действия, которые совершаются индивидом во внутреннем плане сознания (в уме).

Основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучаемого, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Для среднего образования характерен общественно-ориентированный тип, где оценивается успеваемость, усвоение учебного материала. Ученик должен успеть за преподавателем. Для высшего университетского образования данный подход неприемлем, потому что только свободная личность способна к творческой созидательной деятельности [2].

К активным методам обучения относятся (классификация В.Я. Ляудис), следующие методы: 1) методы программированного обучения, 2) методы проблемного обучения, 3) методы интерактивного (коммуникативного) обучения.

Методы программированного обучения. Основными методическими средствами программированного обучения, организуемого в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, являются: схема ориентировочной основы действий; набор учебных задач, моделирующих разнообразные ситуации, складывающиеся в деятельности. Знания усваиваются благодаря деятельности. Программирование выполняемых действий позволяет рационально построить процесс обучения, по завершении которого обучаемый оказывается готовым к выполнению деятельности на профессиональном уровне. Учебная деятельность преследует цель научить человека умению выполнять виды деятельности, которые имеют строгую логику или строгую технологию (все практические действия). Метод программированного обучения используется при обучении бакалавра - специалиста [1].

К сожалению, наука сильна задним умом. Легко пересмотреть прошлое, но нужно адекватно знать, что необходимо сегодня. Сегодня внедрение активных методов обучения крайне необходимо для того, чтобы превратить студента из пассивного субъекта учебного процесса в активного. Активный субъект может видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно развивать свои способности. Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т.к. педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результата. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающей подчиняться, а не тип личности свободного человека, осознающего ответственность за свой выбор, свои действия. Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части учащихся, у

которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно развиваться эмоциональная сфера детей, их чувства. То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях [3].

Методы проблемного обучения. Ключевыми словами в этих рассуждениях являются ориентировка, интеллектуальная задача и то, как открывается субъекту содержание задачи, чтобы он мог избрать необходимое для решения средство. Исходя из этого и говоря языком практики обучения, можно кратко сформулировать следующее определение психологического понятия мышления: это есть форма психической деятельности, благодаря которой субъект выделяет в задаче, открывает для себя существенные связи и отношения, скрытые от его непосредственного чувственного восприятия и систематического наблюдения. Проблемная задача — это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем и в силу этого получившую ограниченное поле поиска. Содержанием проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного — это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений. Проблемный вопрос — это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос же, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как почему. Вопросительные слова кто, когда всегда требуют ответа на основе памяти. Проблемное задание — это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию [1].

Главный способ познания - на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы - и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание -познание самого себя, открытие мира в себе и через себя [2].

При организации процесса обучения методом проблемного обучения, содержание учебного материала не преподносится, обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое.

Методы интерактивного обучения. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место

занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или, вовсе противоположную реакцию. Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. При интерактивных методах обучения совместная учебная деятельность студентов, благодаря участию самого преподавателя в дискуссиях с ними как бы на равных, превращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой деятельности. К методам интерактивного обучения можно отнести: 1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака» , 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением и некоторые другие, применяемые отдельными преподавателями — энтузиастами активных методов обучения. Эвристическая беседа — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Метод дискуссии представляет собой специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, — нормальный ход занятия. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться [1].

Диалог как принцип научного познания выражается в законе единства и борьбы противоположностей. Закон взаимосвязей количественных и качественных изменений так же отражает суть метода диалога. Из множества точек зрения вырастает качественно иная точка зрения на природу изучаемых объектов. Закон отрицания - отрицания, так или иначе, отражает суть диалога как метода познания. В рассуждениях с целью познания мы всегда опираемся на старые понятия, используем в новом понимании существующие черты старого. Диалог как метод научного познания является универсальным способом организации учебно -

профессиональной деятельности образовательного процесса на всех уровнях

[3].

В основе диалогического подхода лежит исследование профессора В.А. Янчука. По его мнению, одна из возможностей парадигмального диалога может быть реализована на идее интегративно-эклектического подхода. Эклектика допускает совместное использование различных идей, принципов парадигм. Интеграция предполагает своим конечным результатом объединение различных идей, принципов парадигм в единую систему [4].

Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное познание действительности. Адекватное познание действительности возможно лишь с использованием метода диалога, так как диалог в онтогенезе предшествует внутренней речи. Внутренняя речь формируется в онтогенезе в процессе интериоризации речи внешней. Мысль и язык связываются в речевой механизм мышления. Способность к творческому мышлению напрямую зависит от анализа различных точек зрения (диалога) [2].

Для решения рисков, связанных с необходимостью воспитания свободных творческих личностей, которые генерируют и реализуют на практике новые идеи в современном обществе, необходимы новые подходы в образовательном процессе. Программа по формированию диалогического взаимодействия в образовательном процессе в вузе помогает сформировать у студентов алгоритм адекватного познания окружающей действительности. Иначе говоря, студент научится самостоятельно учиться [3].

Не мышление рождает дискуссию, а дискуссия порождает мысли и, значит, развивает мышление. Метод дискуссии может применяться на всех видах занятий, от лекций до лабораторных работ. Его эффективность измеряется тем, насколько удалось активизировать мышление студентов и в какой мере это повысило качество усвоения, вызвало интерес к изучаемым вопросам и желание еще глубже вникнуть в них в процессе дальнейшей самостоятельной работы с литературой.

Метод «мозговой атаки» заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Путём внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных.

Метод круглого стола используется для повышения эффективности

усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля.

Метод деловой игры. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции.

Социально-психологический тренинг — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для коррекции.

Активные методы обучения в преподавании создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.

Использованные источники:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб.- метод. пособ. для преподават. и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС,1999. -304 с.

2. Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

3. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

4. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С.Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.