Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Л.Ф.

В данной статье рассматривается ряд активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

менеджмента будет способствовать рациональному использованию своего рабочего времени всеми сотрудниками компаний.

Использованные источники:

1.Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать / Г. Архангельский. - Манн, Иванов и Фербер,18-е изд., 2012. - 173 с.

2. Диттмер Р. Как управлять своим временем. 151 быстрая идея / Р.Диттмер.

- Диля, 2014. - 224 с.

3. Калинин С. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем / С. Калинин. - СПб.: Речь, 2014. - 371 с.

4. Моргенстерг Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и личной жизнью / Д. Моргенстерг. - Новая книга, 2011. -255 с.

5.Федиков М.И. Управление временем / М.И. Федиков. - Moscow Technological Institute, 2012. - 75 с

Хабибуллина Л. Ф. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №27» Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

«Образование через всю жизнь» Аннотация: В данной статье рассматривается ряд активных методов обучения.

Ключевые слова: методы обучения, методы модерации, Динамика становления информационного общества на современном этапе стремительна и бесконечна. Процесс возрастания объема информации

- веская причина, которая диктует использование активных методов обучения в образовании, чтобы обеспечить конкурентную способность специалистов экономики страны на мировом рынке. И обучение, которое ориентировано главным образом на запоминании, сохранении информации в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно - технического прогресса. [2, с.48]

Применение на практике проблемного и развивающего обучения привело к возникновению «активных» методов обучения.

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов перестройки образования. Активное обучение - это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, получившие название «активных».

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [3,С.30], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся.

Активные методы обучения - это способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учёбы.

Использование активных методов обучения позволяют преподавателю создать положительный микроклимат группы, что будет создавать атмосферу свободного общения.

Активных методов обучения в педагогике множество. Одним из таких является интерактивный метод. [1]. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером) или кем - либо (человеком). Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но они имеют возможность понимать рефлексировать по поводу того, что они узнают и думают. Таким образом, к методам интерактивного обучения могут быть отнесены эвристическая беседа, метод дискуссии, мозговая атака, метод круглого стола, деловая игра, кейс - метод, конкурсы проектов и практических работ с их обсуждением.

С развитием научно - технического прогресса увеличивается объем информации, обязательный для усвоения. Информация быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении. Выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучаемому самостоятельно усваивать постоянный поток информации, развитие таких способностей, которые обеспечивали возможность человеку не отставать от ускоряющегося научно - технического прогресса. Нужны новые методы и подходы в обучении, которые смогли бы научить учиться, т. е. находить и усваивать нужную информацию. Роль преподавателя направлять и проводить итог о проделанной работе обучаемого, указать на ошибки в процессе выполнения задания. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками и для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. Они способствуют активному взаимодействию студентов и преподавателей.

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако, главное в учебном процессе - активность обучающегося.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит немецким специалистам - «Идеи модерации» (K.Klebert, E. Schreder, W. Straub).

С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов. [4 ]

Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности, направленные на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

С точки зрения педагогики, методы активного обучения как средство развития познавательной активности студентов, можно разделить на 3 группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формирования мышления: методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Интерактивные методы будут иметь наибольший эффект не только обучающийся, но и воспитательный, когда преподаватель высказывает свою точку зрения к проблеме с мировоззренческой позиции, с нравственной, но не навязывая её, в ходе дискуссии, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления творческого поиска истины.

Профессиональное образование необходимо рассматривать как постоянно происходящий процесс, который обеспечивает своевременное и адекватное реагирование образования на происходящие вовне изменения с одновременным сохранением его лучших достижений. Современное профессиональное образование ориентировано на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения, чему способствуют активные методы обучения.

Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения эффективно сказывается на качестве образования и на подготовке специалистов.

Использованные источники:

1. Газизова Г. М. «Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения профессиональными компетенциями» Труды МЭЛИ: Электронный журнал, 2008г. № 7.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

4. http://edu-reforma.ru.

Хадиуллина А.Н. студент Сазанов О.В.

научный руководитель, старший преподаватель кафедра экономики и менеджмента Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Первая российская учетная модель возникла вместе с рождением русского государства в 862 г. в княжеском хозяйстве с распространением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.