Научная статья на тему 'Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода'

Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TRAINING METHODS / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ / VOLATILITY / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / PROBLEMATIC APPROACH / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / CASE TECHNOLOGY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДИСКУССИИ / RESEARCH DISCUSSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Муслима Каримджоновна, Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Шахноза Шокиржоновна

Современные образовательные технологии характеризуются высокой степенью взаимодействия участников образовательного процесса. В статье в качестве перспективного направления активной образовательной технологии рассмотрено проблемное обучение, как основной метод вовлечения студентов в активный учебно-познавательный процесс. С этой точки зрения отмечены особенности и проблемы применения кейс-технологии. Очерчен круг задач, направленных на повышение учебно-методической ценности кейс-метода. Сделан вывод о целесообразности сочетания различных методов и форм организации образовательного процесса в рамках проблемного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

QUESTIONS OF USE THE CASE METHOD WITHIN PROBLEMATIC

APPROACH Sultanova M.1, Allakhverdiyeva L.2, Sultanova Sh.3 ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В РАМКАХ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА Султанова М. К.1, Аллахвердиева Л. М.2, Султанова Ш. Ш.3

'Султанова Муслима Каримджоновна /Sultanova Muslima — кандидат экономических наук, доцент;

2Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы / Allakhverdiyeva Leyla — доктор экономических наук;

3Султанова Шахноза Шокиржоновна /Sultanova Shakhnoza — аспирант, кафедра региональной экономики, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: современные образовательные технологии характеризуются высокой степенью взаимодействия участников образовательного процесса. В статье в качестве перспективного направления активной образовательной технологии рассмотрено проблемное обучение, как основной метод вовлечения студентов в активный учебно-познавательный процесс. С этой точки зрения отмечены особенности и проблемы применения кейс-технологии. Очерчен круг задач, направленных на повышение учебно-методической ценности кейс-метода. Сделан вывод о целесообразности сочетания различных методов и форм организации образовательного процесса в рамках проблемного подхода.

Abstract: modern educational technologies, are characterized by high extent of interaction of participants of educational process. In article as the perspective direction of active educational technology problem training as main method of involvement of students in active educational and informative process is considered. From this point of view features and problems of application a case technology are noted. The circle of the tasks directed to increase in educational and methodical value a case method is outlined. The conclusion is drawn on feasibility of a combination of various methods andforms of the organization of educational process within problematic approach.

Ключевые слова: активные методы обучения, волатильность, проблемный подход, кейс-технологии, мотивация, исследовательские дискуссии.

Keywords: active training methods, volatility, problematic approach, case technology, motivation, research discussions.

В системе высшего образования формирование творческой личности, обладающей творческим, креативным типом мышления, является одной из важнейших задач образовательной деятельности. При этом основная траектория обучения студентов направлена на формирование знаний, умений и навыков, профессионально-значимых и личностных качеств, обеспечивающих их стремление к самостоятельному развитию и творческому выполнению профессиональных функций. Помимо обеспечения высокого уровня овладения профессией, среднее и высшее образование является фундаментальной основой для генерации новых знаний [3; 57].

Выполнение этих задач во многом зависит от выбора методов профессиональной подготовки. В связи с этим актуальной в образовательной практике вузов является проблема вовлечения студентов в активную учебную деятельность. Данная проблема как ведущий фактор достижения целей обучения общего развития и профессиональной подготовки обучающихся требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения, таких как, содержание, формы, применяемые технологии [6; 112].

Вместе с тем ФГОС ВО нового поколения предусматривают широкое использование как активных, так и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития у обучающихся профессиональных навыков. Согласно основным образовательным программам бакалавриата аудиторные занятия не менее чем на 30% должны проводиться в интерактивных формах, а для магистратуры - не менее чем на 50%.

Содержание обучения, достижение прогнозируемых результатов профессиональной подготовки студентов, формирование у них профессионально и личностно-значимых качеств и требуют адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих

профессиональных функций обучаемого, что связано вопросами личностного общения в аудитории, имитации служебных и должностных взаимоотношений [6; 110].

Отсюда вытекает проблема формирования мышления, которые позволили бы обучающимся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и необходимости адаптации бизнеса высокой волатильности внешней среды [1; 124].

Активные методы обучения предполагают побуждение учащихся к интенсивной мыслительной и практической деятельности, они направлены не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение ими новыми знаниями и умениями, постижение теоретических особенностей отдельной науки [1; 124].

При этом доминирующее значение приобретают такие методы как:

- применение нетрадиционных форм занятий, объединенные единой проблемой, т.е. проблемный подход - репродуктивный, поисково-исследовательский, творческий и др.;

- диалогическое взаимодействие в процессе проведения игровых форм обучения - разбор ситуаций, вопросов, задач;

- использование информационно-иллюстративных средств;

- деятельностный подход (работа в группе или индивидуально);

- различные виды самостоятельной работы;

- использование различных методов мотивации.

Основанием активного обучения является проблемное обучение с применением методов и приемов вовлечения студентов в активный учебно-познавательный процесс и к поисково-исследовательской деятельности путем создания творческих мини групп. При этом используются творческие задания, проблемные вопросы, незавершенное изложение и т.п. [3; 56].

Традиционно выделяют три уровня проблемного обучения:

1-й уровень полусамостоятельной активности, характеризуется стремлением обучаемого воспроизвести знания, т.е. овладеть способностью их применения по образцу;

2-й уровень самостоятельной активности, характеризуется стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить взаимосвязи, овладеть способами интерпретации, т.е. применения знаний в измененных условиях;

3-й уровень творческой активности, предполагает устремление обучаемого к самостоятельному поиску решения проблем, теоретическому осмыслению, интенсивному проявлению познавательных интересов.

Изначально, концепция проблемного обучения, основывалась на тенденции усиления роли обучающихся в образовании, формировании у них творческого начала и понимания необходимости их личностного развития.

Об огромном значении проблемного подхода в развитии личности отмечали Омарова А. А., Скворцов А. В. и др. Большинство авторов едины во мнении о том, что в основе проблемного обучения лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность студентов. Для решения задачи (проблемы), основываясь на собственном и чужом опыте и логике, обучающийся вынужден преодолеть возникающие затруднения.

Многочисленные наблюдения и эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных усилий в процессе мышления и усвоения знаний оказывает даже больше влияния на их развитие, чем факторы интеллектуального характера [3].

Как показывает зарубежная и российская практика, одной из наиболее широко распространенных методик коллективных форм обучения является кейс-метод. В частности, в западных учреждениях бизнес-образования, на долю кейс-метода приходится до 45% учебного времени.

При работе с кейсом обучающиеся видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений, овладение практическими навыками, и применяют предметные знания на практике.

Несмотря на позитивное отношение со стороны преподавателей и обучающихся, использование кейс-методов сопряжено с рядом проблем:

- составление кейсов по вторичной информации из-за недостатка исследовательских кейсов;

- отсутствие практического опыта обмена кейсами между учреждениями бизнес-образования;

- нерегулярность применения кейс-методов в процессе обучения.

Ориентация обучаемых на сознательное владение знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности требует от преподавателя не только больших затрат сил и времени, но и умение оказать консультационную помощь. При этом основная задача преподавателя -приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научных знаний о реальности и способам их разрешения. Используемыми мотивами обучающихся выступают состязательность, эмоциональная вовлеченность, профессиональный интерес [2; 119].

Особенности работы с кейсами в зависимости от типа аудитории, уровня образования и возраста студентов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы кейс-технологии

Этап Содержание

• Выделение профильного подразделения и введение

« Институциональная соответствующей должности;

№ поддержка со • утверждение требований к планированию учебных планов;

Ч стороны вуза • создание системы разработки, накопления и распространения

н кейсов.

а о • Работа над побудительным стимулом к учебно-познавательной

о и и о к Постановка идеи (проблематизация) деятельности; • конкретизация дидактических целей; • проработка содержательной стороны кейса с точки зрения методической и практической пригодности.

« • Мотивация, поддерживающая и развивающая индивидуальную

№ .а ч т ё Руководство процессом обсуждения кейса со стороны преподавателя и коллективную активность; • вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации; • выяснение причин данной ситуации;

и а ж м • систематизация симптомов проблемы; • формирование эмоционально-личностного восприятия

О обучающимися.

« • Анализ в групповой работе;

и н Выработка решения • выработки решения, составляющего сущность метода, с учетом

под руководством временных ограничений;

= < преподавателя • разработка альтернатив для решения проблемы;

• обоснование управленческого решения.

« Презентация • Представление результатов аналитической работы разными

а о результатов и группами обучающихся;

о исследовательские • изучение и сравнение нескольких вариантов оптимальных

¡3 дискуссии решений проблемы.

На следующем этапе, у обучающихся необходимо формировать первичный мотив к деятельности, генерировать большое количество идей, зачастую самых труднореализуемых. На этом этапе важно внести ясность в цель работы и определиться со способами ее достижения. Особенно это касается вопросов применения методов мотивации, поддерживающей и развивающей индивидуальную и коллективную активность обучающихся. Стержневым моментом процесса взаимообучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения [7; 58].

Исследовательские дискуссии при сравнении нескольких вариантов оптимальных решений в большей мере по сравнению с другими методами способствует формированию таких компетенций, как умение выделять проблему и находить пути ее решения [2; 119].

Тем не менее, нам представляется, что повышению меры профессиональной ответственности способствует индивидуализация, которая подразумевает учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности, а также развитие у обучающихся механизмов самообучения, самоконтроля, саморегуляции [1; 123].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что стратегическим направлением активизации учащихся является не увеличение объема передаваемой информации и повышение уровня ее сложности, не интенсификация контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения. Важным направлением является включение

в процесс активизации обучения самого учащегося на уровне не только интеллектуальной, но

личностной и социальной активности. Целесообразно сочетать различные методы и формы

организации образовательного процесса в рамках проблемного подхода.

Литература

1. Аллахвердиева Л. М., Арефьев А. А. Некоторые особенности практики инклюзии в сфере экономического образования // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 4 (46). С. 122-126.

2. Аллахвердиева Л. М., Султанова М. К. Некоторые проблемы стратегического развития системы образования // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 4 (46). С. 118-121.

3. Дегтева Л. В. Перспективы взаимодействия бизнеса и образования в условиях импортозамещения // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию, 2016. Т. 1. № 1. С. 55-58.

4. Омарова А. А. Современные наукоемкие технологии. № 1, 2011. ГРНТИ: 14 Народное образование. Педагогика. С. 73-75.

5. Скворцов А. В. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 3. Том 3, 2013. С. 7-14.

6. Миронова Н. А. О современных технологиях обучения бухгалтерских кадров // Человек. Общество. Инклюзия, 2014. № 4 (20). С. 109-115.

7. Миронова Н. А. К вопросу об адаптации образовательного процесса к требованиям современного рынка труда: внедрение программы «ИНФО-бухгалтер» в учебный процесс МГГЭИ. / Комплексное сопровождение профессионального обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения Материалы V МНПК, 2014. С. 57-60.

АНАЛИЗ НАВЫКОВ БИЗНЕС-РЕЧИ В РАМКАХ УЧЕБНИКА BUSINESS AD VANTA GE Минасян Е. Т.

Минасян Ева Тиграновна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков № 1, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются особенности навыков бизнес-речи, которые учащиеся должны успешно использовать в различных культурах наряду с целым рядом различных навыков ведения бизнеса в самых разнообразных контекстах. Поскольку бизнес-английский - это ведение бизнеса с помощью английского языка, стоит учесть, что разные методы и подходы реализуются для развития коммуникативных компетенций в учащихся. В статье предпринята попытка осмыслить идею, что учащимся бизнес-английского нужно преподавать языковые, коммуникативные и межкультурные компетенции в рамках высшего образования. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, разговорные навыки, бизнес учащихся, симуляция.

EVALUATING BUSINESS-SPEAKING SKILLS COVERED IN THE COURSEBOOK BUSINESS ADVANTAGE Minasyan E.

Minasyan Eva — PhD in Philology, Associate Professor, FOREIGN LANGUAGES CHAIR № 1, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the article analyses the peculiarities of business speaking skills which learners need to use successfully across a range of different cultures alongside a range of different business skills and in a wide variety of contexts. As business English is about language use, about doing business with the help of English, it is worth considering what teaching approaches are implemented to develop communicative competences in learners. The paper tries to conceptualize the idea that business English learners need to be taught linguistic, discourse and intercultural competences in the scopes of tertiary education. Keywords: communicative competence, speaking skills, business learners, simulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.