Научная статья на тему 'Некоторые проблемы стратегического развития системы образования'

Некоторые проблемы стратегического развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / STRATEGIC DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF AN EDUCATION SYSTEM / DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL AND ACTIVE REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадатовна, Султанова Муслима Каримджоновна

Статья содержит характеристику проблемной ситуации в системе образования, рассматриваются причины ее возникновения, формулируются цели и направления образовательной стратегии. Отмечена необходимость обеспечения взаимосвязи стратегических целей и конкретных практических задач для реализации целевых функций системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадатовна, Султанова Муслима Каримджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы стратегического развития системы образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Some problems of strategic development of the education system Allakhverdiyeva L. , Sultanova M.2 Некоторые проблемы стратегического развития

системы образования

1 2 Аллахвердиева Л. М. , Султанова М. К.

1Аллахвердиева Лейла Мадатовна /Allakhverdiyeva Leyla - доктор экономических наук, кафедра менеджмента организации;

2Султанова Муслима Каримджоновна /Sultanova Muslima - кандидат экономических наук,

доцент,

кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва

Аннотация: статья содержит характеристику проблемной ситуации в системе образования, рассматриваются причины ее возникновения, формулируются цели и направления образовательной стратегии. Отмечена необходимость обеспечения взаимосвязи стратегических целей и конкретных практических задач для реализации целевых функций системы образования.

Abstract: the article contains the characteristic of a problem situation in an education system, the reasons of its emergence are considered, the purposes and the directions of educational strategy are formulated. Need of ensuring interrelation of strategic objectives and specific practical objectives for realization of criterion functions of an education system is noted.

Ключевые слова: стратегическое развитие, управление системой образования, развитие человеческого капитала, интеллектуально-деятельное воспроизводство. Keywords: strategic development, management of an education system, development of the human capital, intellectual and active reproduction.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития любого общества. Происходящие процессы, связанные с экономической интеграций, международным движением капитала и трудовых ресурсов, определяют основные тенденции глобализации, приводящие к тому, что развитие национальных экономик прямо связано с общемировыми тенденциями. В этих условиях знания, благодаря своему влиянию становятся одним их основных факторов общественного производства. Несомненно, роль образования в воспроизводстве и распространении современных знаний неоценима.

Между тем, отсутствие стратегического подхода в российской образовательной и кадровой политике, ошибки в планировании и стимулировании высококвалифицированного труда способствовали обесцениванию образования, деформированию шкалы ценностей. Процесс познавательной деятельности, традиционно направленный на формирование рабочей силы, как личности по заданному стандарту показал свою неэффективность.

Необходимость срочной разработки и внедрения новых методов обучения обусловлена нерешенностью проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, а также несоответствием имеющихся профессий и уровня квалификации требованиям работодателей [2]. Такое положение дел не обеспечивает эффективность деятельного и интеллектуального воспроизводства и образованность в такой системе перестает быть нравственным критерием личности.

Практика последних лет продемонстрировала неспособность рынка обеспечить в краткосрочном периоде предложение необходимой высококвалифицированной рабочей силы. Не случайно развитые страны гарантируют себе необходимый кадровый ресурс, прекрасно понимая его роль в деле обеспечения экономического благополучия нации [3; с.58].

В современных условиях существенное расширение деятельности и способностей человека возможно путем формирования таких личностных знаний и способностей, которые делают посильной самостоятельную ориентацию человека в мире знаний. При этом гораздо важнее оказывается учет личностных смыслов (семантики) для осмысления, понимания и применения знаний. В этом плане существующие противоречия в подходах к формированию жизненных перспектив, значительно осложняют разработку программы оказания практической помощи обучающимся в социальной адаптации и последующем личностном развитии [5].

Как известно, образование реализуется в трех традиционных формах обучения:

• воспроизводственный уровень, формирующий общую грамотность и информированность для усвоения набора общепринятых регулирующих ценностей, обеспечиваемый семьей и различными образовательными учреждениями;

• профессиональный уровень обучения, осуществляемый в семье путем личной передачи опыта мастера или в специализированных профессиональных учебных заведениях разного уровня подготовки;

• высшее образование, обеспечивающее воспроизводство высших достижений искусства, культуры, науки на основании материального и социального ценза.

Согласно концепции диверсификации выделение различных секторов образования и применение современных информационных технологий следует рассматривать как функцию обогащения системы образования, в особенности, профессионального и высшего. Но при этом до сих пор остается невыясненным вопрос, как различаются секторы с точки зрения институциональных паттернов.

В частности, Российской системе образования благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного внутриучебного управления, удается обеспечивать координацию действий каждого из подразделений образовательной системы. Следовательно, к экспериментам, проводимым в сфере образования, следует относиться как к источникам информации для уточнения стоящих проблем, методов и механизмов их решения. Это в свою очередь создает плацдарм для внедрения управленческих инноваций без дублирования [4].

Здесь следует обратить внимание на то, что сама по себе система образования зачастую ориентируется на воспроизводство и стабилизацию, а не на развитие. С этих позиций система воспитательных воздействий, ориентированная исключительно на воспроизводство и поддержание стабильности, реализуется как взаимодействие человека и окружающей его социальной среды в форме «подгонки» личности к данным социальным условиям. Такой подход способствует воспроизводству консервативной системы образования, при которой формируется человек, адаптированный к жизни в конкретных общественных условиях при отсутствии мотивации к саморазвитию.

Стратегическое управление развитием системы образования - чрезвычайно сложная проблема, решение которой нужно рассмотреть с точки зрения созданных необходимых условий для эффективного развития национальной системы образования. При этом под условиями понимаются ресурсные возможности, методы и механизмы накопления ресурсного потенциала, информационные возможности, включая обобщение результатов экспериментов.

Характеристики Образовательная система

Воспроизводящая (репродуктивная) Стратегического развития

Содержание выполнение человеком определенной социальной функции образование напрямую определяет характер человеческих потребностей

Цель взаимодействие человека и окружающей его социальной среды реализации человеческой сущности

Функции - воспроизводство и поддержание стабильности - удовлетворение потребностей в результате получения образования - снабжение учащихся навыками целостного практического использования; - преобразование системы образования в часть жизнедеятельности человека.

Передаваемая культура идеально-ознакомительная интеллектуально-деятельное воспроизводство

Воспроизводящая, или репродуктивная образовательная система обеспечивает передачу информационно-культурного наследия, не снабжая учащихся навыками его целостного практического применения. Ценностные ориентации, переданные образовательной системой, в силу инерционности запаздывают, и порой оторваны от реальности. Все богатство культуры, передаваемое репродуктивной образовательной системой, которая должна поддержать стабильность и высокий уровень образованности общества, несет, таким образом, идеально-ознакомительный неактуальный для молодого поколения характер.

В рамках стратегического развития системы образования необходимо реформирование содержания самого процесса образования, что предполагает, изменение его целей - от выполнения человеком определенной социальной роли к реализации им своей сущности. Важно стремиться к уравновешиванию и интеграции организационных, человеческих и технологических компонентов знаний.

На наш взгляд, это влечет следующие изменения целевых функций управления в сфере образования:

• приемлемость лишь тех форм и методов управления, которые дают возможность проявления творческих сил каждой личности;

• гибкость управления, ее способность своевременно реагировать на изменяющиеся обстоятельства в стране и в мире;

• включение экономических рычагов при планировании учебно -воспитательной деятельности коллектива, т.е. необходимость решения вопросов материальных затрат при максимальной их отдаче;

• учет прогрессивных направлений в работе, базирующихся на глубоких знаниях объективных законов развития общества, учете и обобщении новых, прогрессивных направлений в работе и т.п.

Методы и модели государственного управления системой образования в кратко- и среднесрочной перспективе должны быть сопряжены с инструментами и механизмами их реализации и эффективностью использования ресурсов, как государственных, так и частных, направляемых в сферу образования. При этом под эффективностью понимается наращивание ресурсного потенциала образования в целях все более полного и опережающего, по сравнению с ростом национальной экономики, удовлетворения потребностей личности, общества и государства в инновационных активах и высококвалифицированных кадрах.

По нашему мнению, среди последних следует отметить необходимость перехода от задач воспроизводства и расширения потенциала системы образования к решению задач накопления и развития человеческого капитала. Именно содержание процесса образования определяет характер человеческих потребностей. Поэтому, необходимо преобразовать систему образования таким образом, чтобы обучение было включено с саму жизнь. Принципиально важным является то, что в основу образовательного процесса была положена целенаправленная самостоятельная работа обучаемого [1, с. 135].

В решении этой задачи важное, значение имеет концепция «обучающейся организации». Под обучающейся организацией понимается организация, в которой образование является частью жизнедеятельности человека. Основными составляющими такой организации являются системное мышление, непрерывное образование, персональное мастерство, ментальные модели, групповое видение и обучение [1].

Исходя из вышесказанного, следует вывод о том, что совершенствование образовательной системы общества, не терпит субъективизма, успех зависит от того, насколько поставленные стратегические цели и тактические задачи соответствуют реально достижимым образовательным результатам, и насколько своевременно и синхронно они решаются. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь стратегических целей и конкретных практических задач, стоящих перед отдельными образовательными учреждениями.

Литература

1. Аллахвердиева Л. М. Инновационные тенденции в современной российской образовательной системе: открытое и инклюзивное образование // Человек, общество, инклюзия. 2015. №2 (22). С. 132-137.

2. Арефьев А. А. Комплексное сопровождение инклюзивного образования как фактор повышения конкурентоспособности инвалидов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2.

3. Дегтева Л. В. Гармонизация социальных интересов как условие обеспечения устойчивого экономического роста в современной России/ Экономика России: ресурсный потенциал развития. Коллективная монография / Под ред. В.Д. Байрамова, И.Л. Литвиненко. Москва, 2015. С. 55-72.

4. Леницкий К. С. Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе // I Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия» 1(1), 2015.

5. Панкова А. А. Эмпирическое исследование влияния комплекса психолого-педагогических воздействий на формирование жизненной перспективы обучающихся в подростковом возрасте // Наука и образование сегодня. - №1 (1), 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.