Научная статья на тему 'Некоторые особенности практики инклюзии в сфере экономического образования'

Некоторые особенности практики инклюзии в сфере экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / INCLUSIVE EDUCATION / DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадатовна, Арефьев Алексей Алексеевич

В статье исследуются проблемы развития инклюзивного образования как характерной тенденции появления новых возможностей для граждан России в сфере получения профессионального экономического образования, а также рассматривается практический опыт Московского гуманитарно-экономического университета в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности практики инклюзии в сфере экономического образования»

Some features of inclusion practices

in the field of economic education 1 2 Allakhverdiyeva L. , Aref ev A.

Некоторые особенности практики инклюзии в сфере экономического образования Аллахвердиева Л. М.1, Арефьев А. А.2

'Аллахвердиева Лейла Мадатовна /Allakhverdiyeva Leyla - доктор экономических наук, кафедра менеджмент организации;

2Арефьев Алексей Алексеевич /Aref'ev Alexei - кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва

Аннотация: в статье исследуются проблемы развития инклюзивного образования как характерной тенденции появления новых возможностей для граждан России в сфере получения профессионального экономического образования, а также рассматривается практический опыт Московского гуманитарно-экономического университета в этой области.

Abstract: the article examines the problems of inclusive education development as a characteristic trend of the emergence of new opportunities for the citizens of Russia in the field of professional economic education, and examines practical experience of the Moscow humanitarian-economic University in this area.

Ключевые слова: система образования, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, инновации в сфере образования.

Keywords: education system, inclusive education, disabilities, special educational needs, innovation in education.

В последние несколько десятилетий в общественном сознании стало всё более утверждаться мнение о том, что только самореализация личности является основной целью социального развития. В результате, в процессе развития теоретических взглядов на образовательную систему общества, инклюзивное образование было признано важным компонентом реализации социального подхода в понимании права на образование для лиц с инвалидностью, что нашло своё отражение в указанных выше и ряде других международных правовых документах.

Инклюзивное образование постепенно стало одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, заключаемые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, касающиеся прав человека.

В «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, отмечено следующее: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования» [7].

При этом подчеркивается, что ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Здесь также говорится о том, что следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с

образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса. А совместное обучение следует рассматривать как элемент экономически эффективной системы обучения и профессиональной подготовки инвалидов.

Основные идеи и принципы инклюзивного образования, как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями, были впервые наиболее полно сформулированы по результатам Всемирной конференции по образованию в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году [6]. В данной декларации была признана необходимость обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования.

Впоследствии, Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 года, была принята «Конвенция о правах инвалидов», в которой также отмечается, что государства-участники должны создавать и обеспечивать необходимые возможности для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими [2].

В Российской Федерации данная конвенция вступила в силу с сентября 2008 года после принятия соответствующего закона, о её ратификации [9].Это стало большим вкладом в практическую реализацию конституционно заявленных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. В настоящее время реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов стало одним из значимых аспектов государственной политики РФ в сфере образования.

Показательным явлением, характерным для России является активное взаимодействие государства с общественными организациями по этим вопросам. Так, одним из важных мероприятий такого рода стало проведение в январе 2015 года в Общественной палате круглого стола «Актуальные вопросы положения лиц с инвалидностью в РФ и перспективные направления деятельности НКО, выступающих в защиту прав инвалидов в 2015-16 гг.», в ходе, которого, в частности, были затронуты и вопросы доступности в РФ образования для людей с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений Конвенции ООН О правах инвалидов и перспективные направления деятельности НКО, выступающих в защиту прав инвалидов и их семей, на ближайшие годы [3].

Нам близка точка зрения о том, что внимание к проблемам доступности образования со стороны общественных организаций, объединяющих инвалидов, обусловлено «философией ориентации на потребителя (маркетинговый подход), ... системностью и целостностью в построении курсов и обеспечении студентов всем необходимым для обучения» [8, с. 145]. Так, по данным Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», среди молодых людей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой [5]. Иными словами, речь идет об особых образовательных потребностях, и индивидуальных возможностях людей с ограниченными возможностями здоровья.

В свою очередь, главная цель общероссийской общественной организации «Образование для инвалидов» — непременно добиться того, чтобы люди, имеющие ограничения по состоянию здоровья не имели ограничений в реализации своих гражданских прав, в том числе - в сфере получения высшего образования, а также получить профессию, навыки жизни в обществе. В целом, обладали необходимыми возможностями в полной мере выполнять свою социальную роль в современном обществе.

Именно из этого исходит один из основополагающих принципов инклюзии -признание равной ценности для общества всех учащихся. И в этом смысле следует признать ту простую истину, что инклюзивное образование не должно представляться в глазах общества как нечто исключительное, или, как это модно сейчас говорить -эксклюзив. Напротив, инклюзивное образование должно представляться в общественном мнении, как некая норма, т.е. такое образование, каким оно и должно быть в современном обществе, признающим себя гуманным и цивилизованным.

Иначе говоря, общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Необходимо реализовывать, пусть постепенно, принцип равных возможностей для всех граждан, в том числе, в отношении людей, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. При этом для лиц с ограниченными возможностями здоровья особенно важным становится обеспечение их потребности не только и ни сколько в общем, но, главное, - в специальном и высшем образовании, на основе которых только и возможно осуществлять ту или иную профессиональную деятельность.

На сегодняшний день можно говорить о том, что в РФ законодательно достаточно полно обеспечивается возможности инклюзии, означающей более широкое вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс. Однако при этом нельзя упускать из виду проблему обеспечения качества подготовки специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно в аспекте их последующего трудоустройства с учетом их конкурентоспособности на рынке труда.

Здесь следует обратить внимание и на то, что современный подход к инклюзивному образованию рассматривает инклюзию как комплекс мер по включению людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс с последующим содействием их трудоустройству. При этом также необходимо наладить эффективное взаимодействие между образовательными учреждениями, организациями, оказывающими реабилитационные услуги, и рынком труда.

На практике же достаточно часто инклюзивное образование как механизм интеграции понимается слишком узко исключительно как совместное обучение, а не как комплекс разнообразных мер. Для людей с ограниченными возможностями здоровья значение профессионального образования как одного из наиболее действенных ресурсов преодоления социальной и экономической зависимости трудно переоценить [1].

В связи с этим хотелось бы специально остановиться на возможностях получения инвалидами высшего экономического образования, поскольку экономические специальности во всем своём широком спектре не предполагают особых физических и иных нагрузок, которые не позволяют активно трудиться людям с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на мнение о том, что в стране наблюдается «перепроизводство» экономистов, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья специалисты экономического профиля достаточно успешно трудоустраиваются и вполне успешно работают на разных должностях.

Можно даже утверждать, что они достаточно высоко ценятся, поскольку в силу своего характера они научились решать свои сложные жизненные проблемы, привыкли к необходимости постоянного труда над собой, хорошо осознают необходимость правильных действий и ответственность за них. И что также немаловажно - имея опыт инклюзии, им легче «вписываться» в любой сложный коллектив.

В связи с этим хотелось бы отметить опыт Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) в подготовке экономистов в условиях инклюзии, который достаточно интересен и весьма показателен. Здесь не

только осуществляется на практике совместное обучение студентов, но и ведутся серьезные научные исследования по проблемам профессионального образования инвалидов, в том числе и по многим экономическим специальностям.

В университете в течение более чем 20 лет функционирует Научно -исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, которая занимается различными проблемами профессионального образования инвалидов. Данная лаборатория - это не только ведущее научно-исследовательское подразделение МГГЭУ, но и единственная в Российской Федерации научная структура, занимающаяся изучением организации научного сопровождения учебно -воспитательного процесса в специализированном вузе, исследованием проблем инклюзивного обучения инвалидов, находящемся на стыке медицины, социологии, педагогики и психологии. В научно-исследовательской работе, наряду с сотрудниками Лаборатории участвует профессора и преподаватели, а также аспиранты и студенты МГГЭУ и других вузов [2].

Изучение опыта Московского государственного гуманитарно-экономического университета в практическом осуществлении инклюзивного образования при подготовке специалистов экономического профиля убедительно показывает, что здесь на практике осуществляется комплекс мер как по включению людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный образовательный процесс, так и последующее содействие их трудоустройству согласно полученным специальностям экономического профиля.

Но общие задачи расширения сферы инклюзивного образования предполагают изучение и обобщение опыта различных вузов России в сфере экономического образования, распространения его на те, высшие учебные заведения, которые намерены включиться в этот процесс.

Литература

1. Бородкина О. И. Перспективы развития инклюзивного профессионального образования // Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=436 (дата обращения 18.02.2016).

2. Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ш/documents/ded_conv/conventюns/disaЫИty.shtml (дата обращения 16.06.2015).

3. Круглый стол по актуальным вопросам положения лиц с инвалидностью //Общероссийская общественная организация инвалидов «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://obr-inv.ru/novosti/83-22-01 -2015-^^^ -stol-po-aktualnym-vopшsam-polozhemya-Иts-s-mvaИdшstyu (дата обращения 24.02.2016).

4. Научно-исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Реферативный обзор НИР (1992-2012) / Авторы-сост.: А.В. Тюрин, Т.О. Темирова /Под. Ред. Проф. Герасимова А.В. - М.: Экон-информ, 2012. - 107 с. - С. 19-20.

5. Образование инвалидов в России // Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-840/ (дата обращения 17.02.2016).

6. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями // Региональная общественная

организация людей с инвалидностью «Перспектива» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504/ (дата обращения 17.02.2016).

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов //Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled (дата обращения 17.02.2016).

8. Султанова М. К. Интерактивные методы в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 2015. С. 145-151.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» //Российская газета. - 05.05. 2012 г. -Федеральный выпуск № 5773.

To the question of archetype in the Kyrgyz epic (on the example of the epos «Manas») Zhamgyrchieva G. К вопросу архетипа в кыргызском эпосе (на примере эпоса «Манас») Жамгырчиева Г. Т.

Жамгырчиева Гулина Толобаевна / Zhamgyrchieva Gulina - кандидат филологических наук, доцент по специальности «литературоведение», кафедра кыргызской литературы, факультет кыргызской филологии и журналистики, Ошский госуниверситет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются архетипические образы богатырей кыргызского эпоса с произведениями тюркоязычного и мирового фольклора в сравнительном аспекте. Цель исследования - показать художественное изображение архетипических образов в кыргызском эпосе в мифопоэтическом контексте. Задача исследования заключается в определении роли архаических мотивов в формировании и развитии эпоса. В статье применен сравнительно-типологический метод исследования в фольклористике. Результаты исследования могут быть применены в изучении фольклора, в частности эпосоведения.

Abstract: the article deals with the archaic motifs of the archetype in the Kyrgyz epos in comparison with materials of world folklore. The aim of the research is to show the artistic image of the archaic motifs in the Kyrgyz epic of the mythological and poetic context. The objectives of the study are to determine the role of archaic motifs in the formation and development of the epic. In writing the research article we have used the comparative-typological method of folklore study. The research results can be applied to studies of folklore in the philological aspect, particularly in the study of epic.

Ключевые слова: архетип, архаические мотивы, мировой фольклор, древнее мировосприятие, мифические образы дивов, эпос.

Keywords: archaic motifs, world folklore, ancient worldview, archetype, epic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.