ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Архаическая поэтика дракона в кыргызских эпосах Жамгырчиева Г. Т.
Жамгырчиева Гулина Толобаевна / Zhamgyrchieva Gulina Tolobaevna - кандидат филологических наук, доцент по специальности «Литературоведение», кафедра кыргызской литературы, факультет кыргызской филологии и журналистики, Ошский госуниверситет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмаривается архаический мотив мифического животного дракона в кыргызских эпосах «Манас» и «Эр Тёштюк» в сравнении с эпосами и фольклорными произведениями других народов. Целью работы является выделение данного архаического мотива в составляющем древнего кыргызского эпоса и частичное исследование эволюции жанра эпоса, что представляется актуальным направлением современной фольклористики. Рассматриваемый архаический мотив кыргызского эпоса дает возможность проследить процесс возникновения и формирования эпоса, ведущего свое начало от мифических представлений древнего человека; восстановить память о мифе и мифическом мышлении этноса, проанализировав эпическое мышление сказителей эпосов. В статье применен сравнительный метод в фольклористике, который позволяет выявить характерные для сюжетов кыргызских эпосов и мирового фольклора общие устойчивые архаические мотивы. Результаты исследования можно использовать как дополнительный учебный материал по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений.
Abstract: the article deals with the archaic motif of the Dragon Kyrgyz epos in comparison with materials of world folklore. The aim of the research is to show the artistic image of the archaic motifs in the Kyrgyz epic of the mythological and poetic context. The objectives of the study are to determine the role of archaic motifs in the formation and development of the epic. In writing the research article we have used the comparative-typological method of folklore study. The research results can be applied to studies of folklore in the philological aspect, particularly in the study of epic.
Ключевые слова: архаика, фольклор, мифические мотивы, дракон, эпическое мышление, эпос.
Keywords: archaic motifs, world folklore, ancient worldview, myth animal, Dragon, epic.
Дракон - мифологическое животное, встречающееся в кыргызском фольклоре, и в том числе в эпических произведениях. А в мировой мифологии этот образ встречается ещё чаще. В эпосах дракон характеризуется как пожирающий людей и животных, испускающий изо рта огонь, многоглавый большой змей. В эпосе «Манас» перед нами предстает добродетельный дракон, служащий мифологическим покровителем Манаса. Кроме того, есть упоминание о том, что один из главных героев эпоса Алмамбет учился знаниям у дракона.
Мнение о том, что дракон, в особенности крылатый дракон, постоянно встречается в мировой мифологии с давних пор, подтверждает его как древний мифический образ: «Образ дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии: он представлен главным образом в мифологиях ранних государств (Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении... предполагается, что в образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира - верхний (птицы) и нижний (змеи и других пресмыкающиеся)» [4, с. 394].
133
Будучи в зооморфном и антропоморфном облике, мифические образы кыргызского фольклора, придав таинственно-чудесный ареол своим жизненным и личным качествам, мировидению, способствовали появлению преклонения перед ними не только животных, птиц, но и существ человеческого вида. В анимистическом сознании кыргызского фольклора особенное место занимают образы, входящие в демонологическую систему. Среди них такие персонажи, как старуха Желмогуз, великан, большая хищная птица, дракон, албарсты (демоническое существо в образе женщины), духи святых, Жез тырмак (демоническая старуха с медными когтями), феи, добрый дух, Кайберен (покровитель диких жвачных животных).
В варианте эпоса «Эр Тёштюк», записанном В. В. Радлов, описываются великаны, дракон, говорящая лошадь, котел о сорока ушках и другие мифологические персонажи.
Миф - это рассказ о вымышленных и невстречающихся в природе загадочных существах, чудесных явлениях и событиях. Он считается особым видом устного народного творчества, отражающим самые простые фантастические взгляды людей об окружающей среде. Мифические явления широко встречаются в произведениях устного творчества многих народов. В эпосе «Манас» описывается много различных мифических явлений, связанных с различными изменениями, событиями в природе, человеческом обществе и животном мире. Один из героев подобных мифов батыр Алмамбет своим благославением заставляет светить солнцу, идти дождю и снегу. Кроме того, разными способами растения, деревья превращяются в животных и людей. Они также обладали способностью превращаться из одного животного в другое или переходить из одного природного явления в другое явление. Именно такими качествами обладают в эпосе дракон, тигр, облако, темная ночь, огонь и др.
Если к мифологическим существам в эпосе «Манас», к примеру, относятся дракон, жабыр баян (сказочное животное), кылыч куйрук баяс (сказочное мечехвостое животное), большая хищная птица и др., то в эпосах «Эр Тёштюк» - дракон, хищная птица, в «Жоодарбешиме» - золотоглавый белый олень, белая веревка, в «Кожожаше» - кайберен (покровитель диких жвачных животных), Серая коза, козел Алабаш. Наряду с этим в эпосах «Манас» и «Эр Тёштюк» встречаются летающие и говорящие лошади и другие мифические животные. Среди них дракон, который в эпосе «Манас» приснился матери батыра (Чыйырды) ещё до его рождения как внушение «свыше» [2, с. 11]. В дальнейших сюжетах дракон предстает как покровитель батыра в военных эпизодах.
Вместе с тем, во время описания чудесного сада хана Алооке дракон дается как пожирающее людей и животных разъяренное существо размером в четыреста маховых саженей [3, с. 106-107]. В эпизоде с Алмамбетом он упоминается то как человек, то как дракон и предстает мудрым и необычным учителем, на учебу к которому в Бейджин маленького Алмамбета отправляет его отец Азизкан [1, с. 67].
В эпосе «Эр Тёштюк» дракон представляется отрицательным персонажем. Он каждый год съедает птенцов большой хищней птицы и в конце концов умирает от рук Эр Тёштюка [5].
Остальные мифические существа в эпосе даются вскользь - их описание ограничивается упоминанием размеров и названий. В архаических сюжетных мотивах кыргызских эпосов сохранились древние понятия об устройстве мира. Их мифопоэтическую форму отражения можно четко наблюдать в эпосе «Эр Тёштюк». Здесь, так же как в эпосе «Манас», имеют место архаические пласты древнего словесного искусства. Эпос даёт возможность понять мышление об устройстве окружающей среды и особенностях восприятия внешнего мира древних кыргызов.
В более ранней интерпретации в тюрко-монгольских эпосах и в произведениях мирового фольклора образ дракона являлся положительным персонажем, отличался мудростью и справедливостью. Тому яркий пример образ дракона-покровителя богатыря Манаса в боевых схватках и образ дракона-учителя богатыря Алмамбета. В
134
последующих стадиях развития фольклора, в частности, жанра эпоса, он постепенно трансформируется в отрицательный персонаж. Здесь заметно более позднее напластование эпоса «Манас», где описывается чудесный сад Алооке, дракон описывается как просто диковинное и хищное животное. В примерах фольклора других народов, например, в русском фольклоре, в частности, в волшебных сказках, описывается борьба главного героя с драконом, часто трехглавым, в ходе которой герой побеждает этого дракона с помощью меча.
Таким образом, мифический персонаж дракон следует отнести к архаическим мотивам, этот мотив встречается в произведениях на всех этапах возникновения, формирования и развития мирового фольклора и кыргызского эпоса.
Литература
1. Жамгырчиева Г. Т. Архаические мотивы в кыргызском эпосе. (по эпосам «Манас», «Эр Тёштюк», «Кожожаш»). На кырг. языке. - Ош, 2015. - 302 с.
2. Манас. Эпос. Вариант. С. Орозбак уулу: книга I. На кырг. языке. — Ф.: Кыргызстан, 1978. - 296 с.
3. Манас. Эпос. Вариант. С. Каралаева: книга II.. - Ф.: Кыргызстан, 1986. - 262 с.
4. Мифы народов мира. Т. 1. - М., 1997. - 671 с.
5. Эр Тёштюк. Эпос. Серия «Народная литература». II т. На кырг. языке. - Б., 1996. -448 с.
Фонетические особенности междометий в кыргызском языке
Суркеева Д. Б.
Суркеева Динара Бекмаматовна /Surkeeva Dinara Bekmamatovna - старший преподаватель, кафедра романно-германской филологии, иностранный факультет,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье описываются слоговые структуры междометий кыргызского языка, такие как: V, VC, CV, CVC1. Приведены примеры, где фонетическая структура междометий тесно связана с их смысловыми оттенками, выражение которых обусловлено контекстом.
Abstract: the article deals with the syllable structures of the Kyrgyz interjections, the author describes the phonetic structure of interjections, which is closely connected with the contextual meaning.
Ключевые слова: слоговые структуры, усиление, артикуляция, высокие эмоции, тонкие оттенки, протяженность звуков, слоговая гармония.
Keywords: syllable structures, emphasis, articulation, high emotions, special hues, long sounds, syllable harmony.
Как известно, в фонетической структуре междометий есть целый ряд специфических особенностей, которые отличают их от других частей речи. Некоторый анализ собранных материалов показывает, что удлинение гласного или согласного (щелевого) звука в кыргызских междометиях часто используется как один из основных приемов для более яркой передачи значений и смысловых оттенков, связанных с чувствами или переживаниями. Например, если междометие - а -используется для выражения чувства обычной радости, то междометие - о - выражает
1 V (vowel) - гласная фонема, С (consonant) - согласная фонема
135