А.В. Герасимов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВУЗАХ
Автор представляет результаты исследования методологических оснований, с позиции которых предлагается решать проблемы инклюзивного образования. В статье раскрываются сущностные характеристики инклюзивного образовательного процесса в вузе, особенности и функции управления им, критерии эффективности. Определены цели и технология организации комплексного сопровождения обучения студентов-инвалидов в учреждениях высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, инвалиды, инклюзия, управление инклюзивным образованием, комплексное сопровождение.
Создание условий для получения инвалидами качественного высшего образования, сохранения и укрепления их здоровья, оказания им психолого-педагогической, медико-социальной и иной помощи - задача чрезвычайно актуальная. Надо признать тот факт, что негуманность сложившейся образовательной среды по отношению к инвалидам стала осознаваться российскими учеными и политиками относительно недавно. Скорее всего, это произошло под воздействием политики ООН, принявшей в 2006 г. Конвенцию о правах инвалидов, которая была ратифицирована Россией 3 мая 2012 г.
Международный опыт предлагает модели профессионального образования инвалидов, как в инклюзивной (или интегрированной) форме, так и в специализированных центрах, обеспеченных специальным оборудованием, технологиями обучения и имеющих условия для пребывания инвалидов. В современной ситуации отчетливо прослеживается инклюзивный тренд в развитии отечественной системы образования.
Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
© Герасимов А.В., 2016
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27)1. Статья 5 (пункт 5, подпункты 1, 2) конкретизирует требования к органам государственной власти по обучению, воспитанию и социализации лиц, имеющих особые образовательные потребности.
Государством определены концептуальные основы инклюзивного образования, которые предполагают новое осмысление сущности управленческой деятельности в этой сфере, происходит обновление федеральной нормативно-правовой базы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, во все образовательные стандарты были включены требования по созданию комфортных условий для обучения людей с ограниченными возможностями. Однако эти шаги не привели к существенному росту числа инвалидов, поступающих в учебные заведения. По официальным данным, в настоящее время только 1-2% россиян с инвалидностью получают высшее образование.
В связи с этим все большее значение обретает дальнейшее совершенствование процессов управления инклюзивным образованием в учреждениях высшего образования. На наш взгляд, субъекты управления инклюзивным образованием на федеральном уровне осуществляют следующие функции:
1) обеспечивают нормативно-правовое регулирование и реализацию государственной политики в сфере инклюзивного образования;
2) анализируют состояние и прогнозируют перспективы развития системы инклюзивного образования, изучают мировые тенденции и определяют приоритетные направления развития системы инклюзивного образования;
3) осуществляют учебно-методическое руководство и координацию деятельности учреждений инклюзивного образования;
4) координируют и контролируют подготовку и переподготовку кадров для системы инклюзивного образования;
5) осуществляют мониторинг качества инклюзивного образования;
6) организуют работу по совершенствованию содержания, форм и методов обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, по комплексному - медико-социальному и психолого-педагогическому - сопровождению образовательного процесса, внедрению в практику инклюзивного образования передового педагогического опыта.
Основным методом управления социальной сферой, в том числе и образованием, является программирование. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г.
№ 497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы2. Она содержит ряд важнейших целевых индикаторов и показателей, относящихся к сфере развития системы инклюзивного образования в нашей стране, а именно:
- доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций. Она составит: 2016 г. - 15%; 2017 г. - 25%; 2018 г. - 40%; 2019 г. - 55%; 2020 г. - 70%;
- доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она составит: 2016 г. - 40%; 2017 г. -60%; 2018 г. - 80%; 2019 г. - 100%;
- доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Она составит: 2016 г. -20%; 2017 г. - 40%; 2018 г. - 60%; 2019 г. - 80%; 2020 г. - 100%.
Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы приведет к достижению следующих конечных результатов:
1) будут приняты и начнут использоваться современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;
2) будут созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;
3) будут организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4) будет обеспечена подготовка кадров (не менее 40 тыс. человек), работающих в сфере образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) будут внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Для достижения этих результатов, на наш взгляд, требуется принятие управленческих решений. На федеральном уровне в Министерстве образования и науки необходимо создание специального структурного подразделения по вопросам инклюзивного образования, а на региональном уровне необходимо скоординировать усилия ведомств по образованию, здравоохранению и социальной защите населения по организации профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По решению Минобрнауки РФ при оценке эффективности федеральных университетов и национальных исследовательских университетов с 2015 г. будет учитываться доступность образования для инвалидов, уровень создания комфортных условий для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность управления инклюзивным образованием предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: активность и постоянное воздействие на этот процесс со стороны государства, общества, администрации и педагогического коллектива вуза; готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование инклюзивного образовательного процесса в вузе предполагает анализ и оценку сущностных и ситуативных противоречий и ограничений этого процесса, возможных рисков и необходимых ресурсов, чтобы избежать перекосов и срывов в его реализации.
При организации инклюзивной модели высшего образования органы управления образованием опираются как на классические труды3, так и на инновационные разработки отдельных, ведущих вузов страны - МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ),
Челябинского государственного университета (ЧелГУ), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ), Татарского института содействия бизнесу и предпринимательству г. Казань (ТИСБИ) и др. В этих вузах накоплен богатый опыт обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны специальные педагогические методики, осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение и оказание инвалидам иных услуг, без которых невозможно или затруднено освоение ими профессиональных образовательных программ. Именно поэтому сопровождение рассматривается как органичная составляющая инклюзивного образовательного процесса в вузе и как комплексное по своей структуре явление.
Комплексное сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в вузе представляет собой организованную управляемую систему, включающую: цели, задачи, принципы и направления деятельности, формы и методы осуществления мероприятий, критерии их эффективности. Эта система носит в первую очередь социальный характер и имеет своей основной конечной целью преодоление проблем, связанных с социальной интеграцией инвалидов.
Комплексное сопровождение является весьма важным и необходимым условием, обеспечивающим академическую, социальную и личностную успешность студентов с особыми образовательными потребностями. Это особый вид помощи им в решении сложных проблем, связанных с обучением и воспитанием, лечением, социализацией, личностным самоопределением. Этот процесс можно представить как систему взаимосвязанных компонентов (блоков), состоящих из совокупности элементов - программно-целевого (концептуальная основа, цели, и задачи), содержательного (виды сопровождения - медико-социальное и психолого-педагогическое) и организационного компонента, которые в совокупности оказывают влияние на адаптацию студентов с инвалидностью к условиям инклюзивного вуза и освоение ими образовательной программы.
Концептуальной основой комплексного сопровождения высшего инклюзивного образования является философия независимой жизни, которая ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. В концепции независимой жизни инвалидность уже не рассматривается как сугубо медицинская проблема. Изучение опыта реализации концепции независимой жизни убеждает, что высшее инклюзивное образование выступает важнейшим ресурсом ее воплощения.
Общими целями комплексного сопровождения являются: создание студентам с инвалидностью на этапе получения профессии условий обучения, воспитания и развития, адекватных их индивидуальным особенностям и образовательным потребностям, и способствующих освоению образовательной программы вуза; профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в социальном и личностном развитии. Обе цели комплексного сопровождения равноценны, при этом первая определяет преимущественно академическую успешность обучающихся студентов с инвалидностью и дает возможность на необходимом и достаточном уровне овладеть профессиональными компетенциями. Вторая цель связана с обеспечением в рамках образовательного процесса условий, способствующих развитию социальных компетенций и адаптационного потенциала личности, позволяющего активно приспосабливаться к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств.
Наряду с общими целями, перед комплексным сопровождением инклюзивного образования в вузе ставятся и некоторые частные цели: социально-адаптивные - ориентация выпускников на профессии, необходимые в экономике региона, формирование социальных компетенций и адаптационного потенциала личности, позволяющего активно приспосабливаться к изменяющейся учебной и профессиональной среде; образовательные - создание условий для формирования профессиональных компетенций; воспитательные - обеспечение ценностно-смысловых ориентиров индивидуального и коллективного бытия; развивающие - содействие полноценному развитию личности, ее образовательных и профессиональных интересов.
Практика показывает, что только в условиях инклюзивного образования комплексное сопровождение в полной мере способствует, с одной стороны, адаптации инвалидов к стандартным социальным условиям, созданию равных с остальными студентами возможностей для обучения в вузе. С другой стороны, решается не менее важная проблема, связанная с адаптацией людей без инвалидности к инвалидам, с преодолением ими психологических барьеров, часто препятствующих полноценному общению.
Одним из вариантов организации управления инклюзивным образовательным процессом как системной деятельности является создание в вузе Центра (отдела или службы) комплексного сопровождения обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такое структурное подразделение объединит усилия педагогического состава и будет решать следующие задачи:
- подготовка преподавателей вуза по вопросам сопровождения учебной деятельности студентов-инвалидов, осуществлению индивидуализации их обучения и воспитания;
- психолого-педагогическая диагностика основных академических рисков студентов с инвалидностью, профилактика и преодоление этих рисков, изучение психофизических особенностей лиц с инвалидностью различных нозологий с целью дальнейшей социальной адаптации в вузе;
- разработка программного обеспечения диагностики состояния здоровья обучающихся с инвалидностью и создание соответствующей базы данных;
- оценка успешности адаптации студентов-инвалидов к вузовской среде, организация и проведение психолого-педагогических консилиумов, направленных на разработку стратегии комплексного сопровождения обучающихся;
- диагностика и профориентационное консультирование лиц с особыми образовательными потребностями для исключения проблем в процессе вузовского обучения;
- разработка при необходимости индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с инвалидностью, в том числе с использованием дистанционных информационных технологий;
- оказание медицинских услуг (кабинеты функциональной диагностики, лечебной физической культуры (ЛФК), услуг по оказанию психологической помощи (в том числе тренинги по профилактике эмоционального выгорания для членов семей инвалидов и лиц, работающих с инвалидами);
- персональное консультирование студентов-инвалидов по преодолению трудностей в обучении; консультирование преподавателей вуза по вопросам индивидуальных академических рисков студентов-инвалидов, профилактике и преодолению этих рисков;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по учету особенностей студентов-инвалидов в процессе их профессионального самоопределения;
- помощь в трудоустройстве выпускников-инвалидов путем взаимодействия с организациями, учреждениями и предприятиями региона;
- привлечение здоровых обучающихся в качестве волонтеров, а обучающихся с инвалидностью в качестве участников различных мероприятий;
- взаимодействие с социальными службами, регулярный обмен опытом для достижения социокультурной интеграции и образовательной инклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с внедрением инклюзии особую роль играет сформи-рованность взаимоотношений в коллективе учебного заведения. Специфика этого процесса заключается в изменении отношения субъектов инклюзии к студентам с особыми потребностями, которые требуют не только материальной, финансовой, гуманитарной поддержки и мер реабилитации и услуг, но и надлежащих условий для актуализации своих способностей, развития личных качеств и потребностей в социальном, моральном и духовном самосовершенствовании. С учетом вышесказанного исключительное значение приобретает инклюзивная компетентность как компонент профессиональной компетентности педагога4.
История общественного отношения к инвалидам прошла очень непростой путь разрешения многих противоречий: от неприятия и простого оказания медицинской помощи до концепции независимой жизни, основанной на культуре достоинства, а в настоящее время - до безусловного признания социальной группы инвалидов как важной и неотделимой составляющей человеческого и профессионального капитала общества. Инклюзивное обучение инвалидов закрепляет эту гуманистическую направленность общества в отношении инвалидов, создавая условия для повышения качества образования инвалидов, а, следовательно, для приобретения ими средств выстраивания личной, профессиональной и общественной деятельности и для полноценной интеграции в социум.
Примечания
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 11 нояб.
2 Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.11.2015).
3 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
4 Сатарова Л.А. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования. [Электронный ресурс] URL: http://www.edit. muh.ru/content/mag/trudy/04_2009/06.pdf (дата обращения 06.10.2015); Хафи-зулина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008.