Научная статья на тему 'Архаические мотивы в кыргызском эпосе «Эр Тёштюк»'

Архаические мотивы в кыргызском эпосе «Эр Тёштюк» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
412
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИКА / ФОЛЬКЛОР / МИФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / ЭПОС / ARCHAIC MOTIFS / WORLD FOLKLORE / ANCIENT / WORLDVIEW / EPIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жамгырчиева Гулина Толобаевна /

В статье рассмаривается архаический мотивы в кыргызском эпосе “Эр Тёштюк” в сравнительном плане с тюрко-монгольскими эпосами. Цель работы заключается в выделении архаических мотивов в составляющем древнего кыргызского эпоса и в частичном исследовании эволюции жанра эпоса, который является актуальным направлением современной фольклористики. Рассматриваемые архаические мотивы кыргызского эпоса дает возможность проследить процесс возникновения и формирования эпоса берущее начало от мифических представлений древнего человека. В статье применен сравнительный метод в фольклористике, в данном случае кыргызского и тюрко-монгольского эпосов, который позволяет вывести характерные для сюжета эпосов данных народов общие устойчивые архаические мотивы.Результаты исследования можно использовать в обучающем материале по фольклору на факультетах филологии высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архаические мотивы в кыргызском эпосе «Эр Тёштюк»»

ФИЛОЛОГИЧЕКИЕ НАУКИ

Архаические мотивы в кыргызском эпосе «Эр Тёштюк» Жамгырчиева Г. Т.

Жамгырчиева Гулина Толобаевна / Zhamgyrchieva Gulina - кандидат филологических наук, доцент по специальности литературоведение, доцент кафедры, кафедра-кыргызской литературы, факультет кыргызской филологии и журналистики, Ошский государственный университет г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмаривается архаический мотивы в кыргызском эпосе "Эр Тёштюк" в сравнительном плане с тюрко-монгольскими эпосами. Цель работы заключается в выделении архаических мотивов в составляющем древнего кыргызского эпоса и в частичном исследовании эволюции жанра эпоса, который является актуальным направлением современной фольклористики. Рассматриваемые архаические мотивы кыргызского эпоса дает возможность проследить процесс возникновения и формирования эпоса берущее начало от мифических представлений древнего человека.

В статье применен сравнительный метод в фольклористике, в данном случае кыргызского и тюрко-монгольского эпосов, который позволяет вывести характерные для сюжета эпосов данных народов общие устойчивые архаические мотивы.Результаты исследования можно использовать в обучающем материале по фольклору на факультетах филологии высших учебных заведений. Abstract: the article deals with the archaic motifs in Kyrgyz epos "Er Toshtuk" in comparative terms with the Turko-Mongolian epics.

The purpose of work is to allocate archaic motifs constituting the ancient Kyrgyz epic, and a partial study of the evolution of the epic genre, which is the actual direction of modern folklore. Considered archaic motifs Kyrgyz epos makes it possible to trace the origins and formation of epic originating from the mythical representations of ancient man. The paper applied the comparative method in folklore, in this case, Kyrgyz and Turkish-Mongolian epics, which allows us to derive characteristic plot epics these peoples shared resistant archaic motivy.Rezultaty studies can be used in the training material for folklore at the Faculty of Philology of higher education institutions.

Ключевые слова: архаика, фольклор, мифические мотивы, эпос. Keywords: archaic motifs, world folklore, ancient, worldview, epic.

Вера в силу слова с древних времён является абстрактным понятием, связанным с духовной силой рода, этноса, народа. Кыргызские эпос "Эр Тёштюк"выражают широкий круг устоев, взглядов, принципов жизни и особенностей менталитета кыргызов. И в этом смысле можно отметить эпосы близких к нам народов-монгол, бурят, тибетцев и других. Типологическую схожесть, содержательную и идейно-художественную близость имеют такие эпосы как "Гэсэр", встречающийся у монгол, бурят и тибетцев, "Жангар", относящийся как к монголам, так и к калмыкам, алтайские эпосы, якутские олонхо. Еще одним сближающим фактором эпосов является родственность языков этих народов. Все они входят в группу алтайский языков и являются архаичными, что определенным образом свидетельствует об общности происхождения народов [4, с. 78].

Подобные мысли можно встретить в трудах В.А. Воропаевой, где она отмечает единое культурное пространство соседствующих народов и единое происхождение этносов: «Современные ученые установили, что все эти сведения, удивительные для земель обоснования ариев, то есть предков иранцев и индоиранцев, принадлежат к единым по происхождению религиозно-мифологическим представлениям и

эпическим мотивам, свидетельствующие о истоках историко-культурных контактов протославян и прототюрков...» [1, с. 9].

В Кыргызской Республике одним из археологических ценностей считаются рисунки на поверхности камней - петроглифы. Они как элемент искусства древнего общества, выражали мировоззрение и мировосприятие людей. Они встречаются в ряде горных местностях, где у входа в пещеры, на скалах изображены животные, люди во время охоты.

Петроглифы содержат ритуальную, мемориальную тематику и разного рода другую символику. По мнению многих учёных петроглифы отражают не только занятие древних людей, но и выражают мифологические образы и ограниченные взгляды древних художников на окружающую среду.

Рисунки делятся на антропоморфные, зооморфные и разного вида геометрические формы. Так, на петроглифах местности Саймалы-Таш на Алайском горном хребте наряду с изображениями кочевых родов встречаются рисунки со многими композициями. Эти уникальные разносюжетные наскальные рисунки относятся к периоду от 3 тысячелетия до н.э. и до 7 века н.э. Среди них встречается рисунок, изображающий летящего человека верхом на птице, схожий с сюжетом эпоса "Эр Тёштюк". Такое совпадение одного и того же сюжета, рожденного пытливым умом человека для быстрого преодоления дальнего расстояния и перехода из одного мира в другой, и в архаическом эпосе, и в наскальном рисунке считаем не случайным, а естественным. В своей работе Л.Джусупакматов отмечает: "Эр Тёштюк" -героический эпос кыргызского народа, представляет собой мифофилософический сюжет. Его эпическое выражение мифологически отражено в пиктографии петроглифов Саймалы-Таша. Оно здесь выражает пиктограмму орла, летающего с всадником на спине - редкая пиктограмма в пиктографии петроглифов Саймалы-Таша [3,с.104]. Далее учёный резюмирует, что наскальные рисунки наряду с отражением мировосприятия тюркоязычных народов, показывают схожесть сюжетов кыргызского эпоса с эпосами ряда родственных народов, что в известном смысле подтверждает не случайность совпадения сюжетных эпизодов в петроглифе и эпосе. Эпическая птица (беркут) Алпкаракуш путём проглатывания-выплёвывания делает героя уязвимым и поднимает его на средний мир, этот эпизод и отражен и в сюжете эпоса, и на камне.

Другим произведением кыргызского фольклора, созвучным сказанному выше в архаико-мифологическом аспекте, считается сказка «Кёкюл». Она встречается не только у кыргызов, но и у барабинских, и тобольских татар. Мифическое происхождение героев, волшебные персонажи, их антропоморфные способности подтверждают о архаичности произведения. Известность сказки "Кёкюль" в научной среде начинается с сибирской версии, которую записал учёный-тюрколог В.В. Радлов, жанровая сторона произведения и у кыргызов, и у сибирских татар определяется образцовостью волшебной сказки. Женитьба богатыря «Кёкюль» после победы над великаном и исполином, способность его коня к превращениям, обида на брата Карача и уход от него, возвращение на родную землю из-за нападения захватчиков, оживление убитого врагами брата Карача и освобождение жены брата из плена и другие сюжетные мотивы даются в сказках одинаково. Также в кыргызской и татарской версиях сказки одинаково звучат и имена коней-тулпаров Кара ат, Коён-Боз, Кер-Кулун. Здесь ясно видна схожесть кыргызской сказки и её версии, записанной в Минусинском регионе Сибири. Наличие одинаковых поэтических форм, архаико-поэтических традиций в средствах художественного слова свидетельствует об исторической общности родственных народов. Встреча богатыря Кёкюля с великаном Чоюном, убийство Ташкана, освобождение жены брата Чачыкей (по татарской версии Чичан) содержится и в эпосе «Эр Тёштюк», и в татарском эпосе «ЙирТюшлюк». Типологическую схожесть эпосов можно наблюдать и в характеристике героев произведений. В кыргызском фольклоре «Кёкюл» доведен до

эпического уровня, а у барабинских и тобольских татар это произведение встречается в форме сказки. Всё это говорит о том, что кыргызы в прошлом проживали в Сибири и наряду с другими народами региона обладали едиными мифологическими взглядами, культурой и фольклорными традициями.

Подобное отражение мировосприятия встречается и в якутского олонхо «Нюргун Боотур». Здесь повествуется о том, что душа Туйаарыма Куо -дочери главы рода айыы Тюэнэ Могола, находится в подвешенном слитке серебра. И если за три года кто-то из батыров среднего мира не подстрелит висячий слиток, то его заберут черные батыры из подземного мира. Серебряный слиток подстрелит самый сильный батыр среднего мира младший брат Нюргуна Юрюнг Уолан. Однако во время свадьбы девушку заберет батыр хана подземелья Арсана Дуолая - Уот Усутаакы. В погоню под землю бросятся батыры среднего мира. Они сразятся с трехглавым драконом Алып Хара и другими врагами [8].

И если произведения подобного типа В.Я.Пропп называл до государственным эпосом, то В.М. Жирмунский представляет их богатырской сказкой. Бездетность родителей, чудесное рождение ибыстрый рост героя, сражение с великанами, события в подземном мире, женитьба батыра- мотивы, характерные для мифологических эпосов.

Захватывающий сюжет эпоса «Эр Тёштюк» - победа батыра над великанами и исполинами подземеля, освобождение угнетенного там народа, помощь замученным животным и вылет на птице Алпкаракуше на землю из подземного мира взволновала, захватила древнего человека, который свои впечатления и эмоции отобразил на камне. Значит, архаическая художественная история послужила неким толчком к появлению другого искусства: «Стремление человека к образному освоению мира, его обобщению рельефно раскрывается уже на начальных ступенях развития искусства. Это находит свое выражение, прежде всего в том, что первобытный человек в наскальных росписях, в скульптурных фигурах ярко запечатлевает облик зверя, с которым ему постоянно приходится сталкиваться. Он создаёт образ животных различных видов, образ в котором ясно проглядывает желание «схватить», правдиво передать - вероятно, в ритуальных целях - их характерные черты, движение, повадки. Одновременно с этим в наскальных изображениях возникают и более условные, опосредованные формы обобщения связей человека и природы» [10, с. 270-271].

Мифические образы кыргызского фольклора имеют зооморфный и антропоморфный вид. Они наделены особенными волшебными качествами, чудодейственными способностями, что вызывало преклонение перед не только животными, птицами, но и человекообразными существами. Особое место в кыргызском фольклоре занимают демонологические образы.

Как и в устном творчестве народов мира в кыргызском фольклоре, в т.ч. эпических произведениях отражены мифические сюжеты. В рассматриваемом нами эпосе широко представлены мифы или мифические элементы о вселенной, его строении, животном мире, земле, духах животных. Исследователь С. Кайыпов отмечает: "Эр Тештюк" - эпос, состоящий из сплавов архаического и героического. Он в своей поэтической структуре ярко сохранил элементы мифа, магических представлений древних людей и главным образом, унаследованную от сказки волшебную фантастику [5, с. 21]. Как известно, древние кыргызские эпосы имеют мифологические истоки. Так что же появилось после мифа-сказка или эпос? Ученые на этот вопрос отвечают по разному. Исследователь индийских эпосов П.А. Гринцер пишет: "Миф и сказка, имея общие истоки, расходятся в трактовке мотива; и эпос при этом в большей, чем сказка, и очевидной степени, сохраняет память о мифе. Весьма часто функции героя эпоса как бы являются отражением функций бога - его родителя, и цель пребывания героя на земле имеет специфическую мифическую окраску [2,с.219]. Таким образом, он отдаёт предпочтение эпосу, отмечая в нем большую сохранность мифических элементов. По нашему мнению, эти два жанра, впитав в себя основы мифа, возникли

и существовали параллельно, и ценны они тем, что своё мифологическое начало донесли до наших дней. Е.М. Мелетинский в работе «Происхождение героического эпоса» отмечает, что все исследования о первых формах и происхождении героического эпоса сводятся к истокам мировой литературы и поэтому в этих исследованиях рассматриваются древние персонажи и архаические эпические сюжеты [7, с. 219].

В эпосе «Эр Тёштюк» передаются мысли и понятия древнего человека о возможности существования души человека в других вещах и предметах (переселение душ). Так, душа Эр Тёштюка может жить в стальном напильнике, а душа великана Чоюн кулака - в семи черных скворцах, спрятанных в желудке архара, что является одним из древних анимистических понятий человечества. О свойственности такого понятия эпосам тюрко-монгольских народов можно наблюдать в сюжете алтайского эпоса «Маадай-Кара», где душа главного отрицательного героя Кара-Кулана находится в шести перепёлках, помещенных в золотом сундуке, спрятанного в животе трёх маралов надне трёх небес [6, с.165]. Как отмечает этнограф Л.Я.Штернберг: «Примитивный человек рассматривает себя как систему душ; даже свое собственное тело он влючает в эту общую систему. Эта система множественности душ различает души не только по их природе, но и по форме, по роли, которые они играют в жизни человека и т.д.» [11, с.314]. По мнению ученого, в тюркских родах жила вера в то, что если спрятать свою alter ego в безопасное место, то человек не умрет. Отсюда и возникла концепция объективизации души в скромном, простодушном понимании древнего человека. Добавим, что жизнь души отдельно от тела, основана тоже на этом познании.

В варианте эпоса «Эр ТeштYк», записанным В.В. Радловым, описываются мифические персонажи, великаны, дракон, говорящий конь и котёл с сорока ушками. Тёштюк, спустившись под землю, погонится вслед за старухой желмогуз. Сначало это будут следы волка, затем-тигра и в конце- барса. Далее Тёштюк видит: Одним ухом постелился. / Другим-накрылся. Нижняя губа-вонючая. / Верхняя-замерзшая. / Руки длинны до Коканда. / Ноги - до Бухары. / Лежит какой-то великан [9, с. 559]. Им оказался богатырь Ай-Кулак, который лёг на пути Эр Тёштюка, чтобы помериться силой ради забавы. Тёштюк схватит его за уши и они будут долго биться, пока Тёштюк не отрежет великану голову. Затем он победит богатырей ^н-Кулака и Чоюн-Кулака. Как видно из сюжета, записанного в XIX веке, архаический мотив сохранен в древней форме, и великан имеет мифический облик.

Обобщая надо отметить, что эпос «Эр Тёштюк» - это древнее произведение кыргызского фольклора, содержащее в себе богатый архаический материал и всестороннее его исследование, бесспорно, откроет новые перспективы в исследовании эпоса.

Литература

1. Воропаева В. В поисках единого культурного пространства (Ю.Н. Рерих и российские исследователи истории Востока) / Под ред. А.Ч. Какеева. - Изд. 2-е доп. - Бишкек: КРСУ, 2012. - 408 с.

2. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. - Л., 1974. - 419 с.

3. Джусупакматов Л. Каталог пиктографических текстов петроглифов "Саймалы-Таша", т. 4 (часть 1). - Ош, 2014. - 230 с.

4. Жамгырчиева Г. Т. Архаические мотивы в кыргызском эпосе (по эпосам «Манас» «Эр Тёштюк», «Кожожаш»). - Ош, 2015. - 305 с.

5. Кайыпов С. Т. Проблемы поэтики эпоса «Эр Тештюк».ч. 1. Гипербола. Сравнение. — Фрунзе: Илим, 1990. - 317 с.

6. Маадай - Кара. Алтайский героический эпос. Главная редакция восточной литературы. - М., 1973. - 465 с.

7. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. - М., 1963. - 462 с.

8. Нюргун Боотур Стремительный. - Якутск, 1947. - 387 а

9. Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч.5. - С.-Пб., 1885. - 599 с.

10.Храпченко, М. Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. - М.: Советский писатель, 1978. - 366с.

11. Штернберг Л. ^.Первобытная религия в свете этнографии. Под ред. и предисловием Я.П. Алькора.- Л., 1936. - 584 с.

Структурные концептуальные метафоры с областью цели MONEY/ДЕНЬГИ в английском и русском языках Русецкая Н. Н.

Русецкая Наталия Николаевна /Ruseckaja Natalija Nikolaevna - кандидат филологических наук,

доцент,

кафедра английской филологии и перевода, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: на примере темы ДЕНЬГИ анализируются языковые выражения и выявляются структурные концептуальные метафоры в английском и русском языках. Работа выполнена в русле актуального направления лингвистики. Abstract: the article analyses conceptual metaphors of MONEY in the Russian and English languages.

Ключевые слова: концептуальный, метафора, структурный, когнитивный. Keywords: conceptual, metaphor, structural, cognitive.

Анализ английских языковых выражений, репрезентирующих концепт «Money», выявил ряд структурных концептуальных метафор, которые позволяют реконструировать фрагмент английской языковой картины мира [1]. Однако представляет интерес также сопоставление подобных картин в англоязычном и русскоязычном сообществах. Деньги занимают очень значительное место в жизни человека, но отношение к ним может различаться в разных культурах.

Исследования концептуальных метафор проводится в соответствии с теорией, разработанной Дж. Лакоффом и М. Джонсоном. Механизм создания концептуальной метафоры заключается в отображении области цели через область источника. С помощью данного механизма мы познаем одни вещи (обычно те, которые не поддаются легкому осмыслению) через другие (часто более знакомые и конкретные) [2].

Дж. Лакофф и М. Джонсон подразделяют все концептуальные метафоры на три большие группы: ориентационные, онтологические и структурные. В отличие от ориентационных и онтологических метафор структурные метафоры позволяют осмыслить окружающую действительность в более точных терминах [2, с. 61].

В английском и русском языках одной из наиболее распространенных концептуальных метафор является MONEY IS A LIQUID или ДЕНЬГИ - ЭТО ТЕКУЧАЯ СУБСТАНЦИЯ. Обычно контекст подразумевает какое-то множество денег. И в первую очередь они сравниваются непосредственно с потоком: «Developing and emerging countries have a long history of vulnerability to large and volatile short-term capital flows»; «Нелегальные потоки капитала через Россию превысили три триллиона долларов» (данные и последующие примеры взяты с англоязычных и русскоязычных сайтов соответственно).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.