Научная статья на тему 'Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе педагогического вуза'

Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXPERIENCE / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DIALOGUE INTERACTION / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КООПЕРАЦИЯ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / TEAMWORK / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Л.Ф.

В статье рассмотрены различные формы интерактивного обучения, которые используются в образовательном процессе вуза. Автор выделяет основные признаки интерактивного образовательного процесса и условия его организации. В статье отмечается чтобы быть конкурентоспособным специалистом в профессиональной деятельности, современный студент должен проявлять себя как активный и мобильный участник педагогического процесса. Автор подчеркивает, что работа на занятиях в интерактивном режиме позволяет студенту проявить значимые личностные качества, которые будут необходимы для его дальнейшего становления и развития как профессионала. Практика показала, что интерактивные формы обучения учат работать в коллективе, быть активным субъектом познавательной деятельности. В работе представлен опыт проектной деятельности студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Социально-педагогический проект «Мир глазами детей» был разработан студентами художественно-графического факультета и внедрен в реальный жизненный процесс. Данный проект был направлен на формирование социально позитивной мотивации детей-сирот младшего школьного возраста посредством приобщения к миру искусства. В ходе реализации проекта студенты смогли раскрыть творческий потенциал детей, выявить проблемы и помочь при их решении. Подарив детям свое внимание и доброту, взамен они получили улыбки, смех, радость и безграничную детскую любовь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive forms of education application in pedagogical university’s educational process

This article considers different forms of interactive education which are used in university’s educational process. The author separates out the main features of interactive educational process and conditions of their organization. The article marks that in order to be a qualified specialist in professional activity for modern student it means to behave like an active and mobile participant of pedagogical process. The author underlines that work at lessons in interactive mode allows students to show personal traits, activity’s experience which can be necessary for its further formation and development as a professional. The practice has shown that interactive forms of education teach to work in group, to be an active subject of educational activity. The work contains the project activity experience of students from M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University. The socio-pedagogical project «World through the eyes of children» has been developed by the students of art-graphic faculty and integrated in real life process. This project is aimed at socially-positive motivation formation of orphans by means of familiarization with world of art. In the frames of the projects the students have discovered a creative potential of children, exposed the problems and found the solutions. They have presented children their attention and goodness but in return they have got smiles, laughter, gladness and infinite love of children.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе педагогического вуза»

Моо,ццчМдРТ9П1ц ДИСКУССИЯ 4

|М_ О |\ЛМГ I ¿и I О журнал научных публикаций *

Л.Ф. Султанова, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия, sulyajsan@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассмотрены различные формы интерактивного обучения, которые используются в образовательном процессе вуза. Автор выделяет основные признаки интерактивного образовательного процесса и условия его организации. В статье отмечается — чтобы быть конкурентоспособным специалистом в профессиональной деятельности, современный студент должен проявлять себя как активный и мобильный участник педагогического процесса. Автор подчеркивает, что работа на занятиях в интерактивном режиме позволяет студенту проявить значимые личностные качества, которые будут необходимы для его дальнейшего становления и развития как профессионала. Практика показала, что интерактивные формы обучения учат работать в коллективе, быть активным субъектом познавательной деятельности. В работе представлен опыт проектной деятельности студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Социально-педагогический проект «Мир глазами детей» был разработан студентами художественно-графического факультета и внедрен в реальный жизненный процесс. Данный проект был направлен на формирование социально позитивной мотивации детей-сирот младшего школьного возраста посредством приобщения к миру искусства. В ходе реализации проекта студенты смогли раскрыть творческий потенциал детей, выявить проблемы и помочь при их решении. Подарив детям свое внимание и доброту, взамен они получили улыбки, смех, радость и безграничную детскую любовь. Ключевые слова: интерактивные формы обучения, опыт деятельности, диалоговое взаимодействие, дискуссия, специалист, сотрудничество, кооперация, командная работа, проектная деятельность, метод проектов.

Сегодня целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного специалиста — субъекта профессиональной деятельности, осознающего цели и несущего ответственность за их результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию, самосовершенствованию, и самореализации в профессиональной деятельности, видению себя как мобильного и конкурентоспособного специалиста в современном обществе.

Современные руководители образовательных организаций начинают осознавать недостаточность знаниевого подхода

в подготовке будущих специалистов, уделяя больше внимания построению компетент-ностной модели выпускника, а также согласно требованиям ФГОС ВПО. Сегодня в образовательном процессе вуза при подготовке бакалавра педагогического образования в учебном процессе должны широко применяться интерактивные формы проведения занятий.

Занятия, проводимые в интерактивной форме, призваны вовлечь студентов в процесс обучения, вызвать желание обсуждать, дискутировать, обмениваться информацией и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

дискуссия

журнал научных публикаций

Совместная деятельность и обучающихся и педагогов в процессе освоения учебного материала служит одним из источников учебного познания, передачи опыта. Преподаватель =

не дает готовых знаний, но направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. Он перестает быть центральной фигурой учебного процесса, лишь побуждает и корректирует процесс обучения, занимается общей организацией, готовит задания и вопросы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения ранее запланированного. Участники обращаются к своему опыту и опыту других людей, они общаются, идет обмен знаниями, идеями, совместно принимаются решения поставленных задач, преодолеваются разногласия, находятся общие мнения.

Одной из основных особенностей интерактивных форм обучения является высокий уровень активности субъектов взаимодействия. Интерактивное обучение следует рассматривать как обучение, построенное на групповом взаимодействии, партнерстве и кооперации, что способствует развитию коммуникативных навыков, лидерских и организаторских качеств участников образовательного процесса. Интерактивные формы проведения занятий пробуждают у обучающихся интерес, повышают мотивацию, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, способствуют активному усвоению учебного материала, оказывают многогранное воздействие на обучающихся. При этом осу- _ ществляется обратная связь, у обучающихся формируются мнения и отношения, жизненные навыки, способ-

Занятия, проводимые в интерактивной форме, призваны вовлечь студентов в процесс обучения, вызвать желание обсуждать, дискутировать, обмениваться информацией и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

ствующие изменению поведения1.

Таким образом, основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:

— межличностное общение, взаимодействие и сотрудничество в системах «пре-

Преподаватель не дает готовых знаний, но направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. Он перестает быть центральной фигурой учебного процесса, лишь побуждает и корректирует процесс обучения.

подаватель — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся»;

— работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

= — активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения1.

К интерактивным формам обучения сегодня относят деловые и ролевые игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, «круглый = стол», творческие задания, проблемное обучение, кейс-стади, групповые обсуждения (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула и др.), тренинги, социальные и педагогические проекты, интерактивные лекции, лекции-беседы, лекции-дискуссии и др.

При подготовке к практическим занятиям в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:

— создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;

— организацию продуктивной внутри-групповой и межгрупповой учебной деятельности;

— осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности2.

Одной из интерактивных форм обучения является проектная деятельность студентов — метод проектов. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов и предполагает решение заданной или выбранной ими проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, интегрирование знаний и умений из различных областей. Метод проектов развивает познавательные навыки, креативность обучающихся, самостоятельность в конструировании своих знаний, ориентирует в информационном пространстве, развивает аналитические умения. Особое значение для студентов в про-

№ 3 (55) МАРТ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ектной деятельности имеет процесс достижения результата и сам результат.

Для получения целенаправленного результата проекта правильное построение диалогового общения является одним из основных условий. Работа в команде — это постоянное общение, в процессе которого осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения в проекте — это результат совместной, командной работы. Опыт собственной управленческой работы показывает, что командная работа — это умение быстро адаптироваться к новой обстановке, налаживать диалог, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения, быть сдержанным и приходить на помощь другим, управлять своими эмоциями, абстрагироваться от личных симпатий и антипатий.

Важным для проектной деятельности студента является, то что активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание

Метод проектов развивает

познавательные навыки, креативность обучающихся, самостоятельность в конструировании своих знаний, ориентирует в информационном пространстве, развивает аналитические умения.

условий для их инициативы, совместной деятельности, решение поставленной проблемы, нахождение способов совместной и самостоятельной работы и др.3.

= В интерактивном обучении от педагога зависит — как будет проходить занятие, как будут настроены студенты, будет ли результативным учебный процесс. Данный педагогический процесс требует от преподавателя расширения теоретических знаний в области разных наук, творческого подхода к учебному процессу, повышения уровня педагогического мышления и педагогического общения со студентами. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, являются коммуникабельность, умение организовывать учебное пространство, быть фасилитатором, умение создавать специальные ситуации4.

В образовательном процессе у студентов есть возможность проявить свои способности не только по изучаемому предмету, но и показать свои совокупные знания. Совместно со студентами художественно-

дискуссия

журнал научных публикаций

графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы был разработан социально-педагогический проект «Мир глазами детей». Данный проект =

был направлен на формирование социально позитивной мотивации детей-сирот младшего школьного возраста посредством приобщения к миру искусства. Проект был разделен на несколько этапов и на конкретные сроки реализации: предварительная организационная работа; разработка содержания проекта; непосредственная работа на маршруте; после-проектный этап.

Предварительная работа над проектом позволила изучить специальную литературу, разработать и отобрать методы работы с детьми младшего школьного возраста. При разработке содержания проекта и его реализации были также использованы специальные творческие методы, такие как театрализованное представление, рисование, фототерапия (слайд-терапия), арт-терапия; были разработаны специальные педагогические условия, такие как благоприятная творческая атмосфера, доверительные субъект-субъектные отношения, привитие эстетических и нравственных ценностей посредством творческих методов работы, которые способствовали более тесному межличностному общению детей со студентами.

На послепроектном этапе студенты оценили проделанную работу, отмечая, что в детском доме они увидели обычных детей — со своими страхами и проблемами, но не обделенных талантами. И именно благодаря этому они смогли раскрыть их творческий потенциал, выявить проблемы и помочь при их решении. Студенты отметили, что их проект не является односторонним, что не только они помогли детям, но и дети помогли им. Подарив детям свое внимание и доброту, взамен они получили улыбки, смех, радость и безграничную детскую любовь. Таким образом, социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педаго-

Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, являются коммуникабельность, умение организовывать учебное пространство и создавать специальные ситуации.

гическим элементами и тем самым педаго-гизируя общественное сознание5.

Проектная деятельность студента выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов педагогического процесса. Это не просто действие или воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие, взаимосвязанная работа педагога и сту-= дента, самих студентов, студента и детей, это освоение нового опыта деятельности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть — интерактивные формы обучения позволяют студенту выразить свою личностную позицию, показать свою активность в исполнении, раскрыть свой творческий потенциал и продемонстрировать умение работать в коллективе, умение применять свои теоретические знания на практике, показать свое стремление стать субъектом деятельности и показать публично свой результат, что способствует становлению студента как конкурентоспособного в своей области специалиста.

Литература

1. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения 01.03.2015).

2. Гаджиева П.Д. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 86—93.

3. Ермакова ТИ. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. [Электронный ресурс]. URL: http://magistr.tstu.ru/upload/21_12_2012-13_18_17.pdf (дата обращения 01.03.2015).

4. Гаджиева П.Д. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 86—93.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

Моо,ццчМдРТ9П1ц ДИСКУССИЯ â

° W0/ IVIMr I ¿L\J I О журнал научных публикаций »

INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION APPLICATION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY'S EDUCATIONAL PROCESS

L.F. Sultanova, Candidate of pedagogy, Docent, the department of pedagogy, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia, sulyajsan@rambler.ru

This article considers different forms of interactive education which are used in university's educational process. The author separates out the main features of interactive educational process and conditions of their organization. The article marks that in order to be a qualified specialist in professional activity for modern student it means to behave like an active and mobile participant of pedagogical process. The author underlines that work at lessons in interactive mode allows students to show personal traits, activity's experience which can be necessary for its further formation and development as a professional. The practice has shown that interactive forms of education teach to work in group, to be an active subject of educational activity. The work contains the project activity experience of students from M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University. The socio-pedagogical project «World through the eyes of children» has been developed by the students of art-graphic faculty and integrated in real life process. This project is aimed at socially-positive motivation formation of orphans by means offamiliarization with world of art. In the frames of the projects the students have discovered a creative potential of children, exposed the problems and found the solutions. They have presented children their attention and goodness but in return they have got smiles, laughter, gladness and infinite love of children. Key words: interactive forms of training, experience, dialogue interaction, discussion, specialist, collaboration, cooperation, teamwork, project activity, project method.

References

1. Interaktivnye metody obucheniia v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh vysshego professional'nogo obrazovaniia [Interactive methods of teaching in educational institutions of higher professional education]. Available at: http ://apu-fsin. ru/service/omumr/material_int_ form.html (accessed 01.03.2015).

2. Gadzhieva P.D. Psikhologo-pedagogicheskie usloviia effektivnosti interaktivnogo obucheniia [Psychological and pedagogical conditions of the effectiveness of interactive learning]. Innovatsii v obrazovanii — Innovations in education, 2013, no. 10, pp. 86—93.

3. Ermakova TI. Vnedrenie novykh form i metodov obucheniia, sredstv aktivizatsii poznavatel'noi deiatel'nosti

studentov [The introduction of new forms and methods of training, means of activization of cognitive activity of students]. Available at: http://magistr.tstu.ru/ upload/21_12_2012-13_18_17.pdf (accessed 01.03.2015).

4. Gadzhieva P.D. Psikhologo-pedagogicheskie usloviia effektivnosti interaktivnogo obucheniia [Psychological and pedagogical conditions of the effectiveness of interactive learning]. Innovatsii v obrazovanii — Innovations in education, 2013, no. 10, pp. 86—93.

5. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlia vyssh. ucheb. Zavedenii [Instructional design: proc. allowance for higher. proc. institutions]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia» Publ., 2005. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.